РЕЦЕНЗИИ
УДК 005.95/96(075.8)
М.Е. Добрусина О МЕНЕДЖМЕНТЕ: В КОНТЕКСТЕ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ
В июле 2013 г. в Издательстве НТЛ вышла книга «Принципы практического менеджмента: от Конфуция до наших дней». В ней систематизирован материал в области управленческой мысли в хронологическом порядке на русском и английском языках, начиная с Древнего мира и кончая нашим временем. Мудрые мысли ученых, мыслителей прошлого и настоящего, общественных и политических деятелей - это принципы практического менеджмента и правила поведения сегодня. Они не должны забываться и к ним необходимо периодически обращаться и прислушиваться. Книга является результатом плодотворного сотрудничества трех структурных подразделений Национального исследовательского Томского государственного университета.
Ключевые слова: базовые принципы менеджмента, менеджмент организации, менеджмент личности.
В современном обществе менеджмент является предметом пристального внимания как ученых, так и практиков. И это не случайно. Ведь именно он позволяет понять, как обеспечить эффективное управление деятельностью персонала и повысить эффективность производства, достигнуть успешного решения социально-экономических задач.
В литературе менеджмент рассматривается в двух основных аспектах: во-первых, это наука об управлении людьми в конкретных организационных системах, и во-вторых, искусство управления, включающее в себя совокупность принципов, методов, приемов и средств управления, которыми овладел профессиональный управляющий или предприниматель [1]. Ведущие специалисты по менеджменту О.С. Виханский и А.И. Наумов утверждают, что не может быть однозначного определения менеджмента, так как он многогранен, но, безусловно, это определенный вид деятельности для обеспечения жизнедеятельности организации [2].
Итак, в менеджменте работник занимает центральное место, именно он приносит в компанию инновации, делает ее инвестиционно привлекательной. Поэтому рыночная экономика предъявляет высокие требования к профессиональным знаниям, умениям и способностям персонала, их деловой активности.
Потребность хозяйственной практики в хорошо подготовленных менеджерах удовлетворяется за счет выпускников высших учебных заведений по специальности «Менеджмент организации», открытой в России в 90-е гг. XX столетия, а также введенного в XXI в. направления 080200 «Менеджмент» в соответствии с государственными образовательными стандартами третьего поколения.
В то же время термин «менеджмент» появился в научной литературе сравнительно недавно, на рубеже XIX-XX вв., и ввел его Фредерик Уинстоу Тейлор (1856-1915). Именно он, родоначальник «научного менеджмента»,
был первым, кто использовал термины «менеджмент» и «менеджер» в их современном значении. На своей визитной карточке Ф. Тейлор обозначил свою должность как «Консультант по вопросам менеджмента». И объяснил, что избрал этот новый термин, чтобы подтолкнуть потенциальных клиентов к осознанию того, что им предлагается нечто абсолютно новое [3. С. 18]. Будучи главным инженером сталелитейной компании в г. Батлехеме, он проводил эксперименты по улучшению организации производства и труда рабочих. Идеи Ф. Тейлора об анализе задач и научной организации труда всего процесса физического труда впоследствии были использованы в принципе конвейера Генри Форда (1863-1947), в японских кружках качества, в организации поставок «точно в срок», в системе всеобщего контроля качества Эдвардса Деминга (1900-1993).
В 1912 г. Ф. Тейлор в своем докладе Конгрессу США в качестве примера использования «научного менеджмента» привел некоммерческую организацию-клинику Мейо. После этого выступления в стране всерьез задумались о менеджменте.
По сути, интерес к менеджменту и его изучению был продиктован созданием в конце XIX в. крупных организаций как в коммерческих, так и в некоммерческих структурах.
Рождение теории менеджмента связано и с главой в течение 40 лет крупной горно-металлургической компании во Франции Анри Файолем (1841— 1925) и Вольтер Ротенау (1867-1922) в Германии, которые впервые обратились к вопросам организации труда и организационной структуры в бизнесе. Последующие исследования показали, что организационная структура не самоцель, а инструмент для повышения производительности совместного труда. А каждая организационная структура необходима для решения определенных задач в определенных условиях и в определенное время.
Таким образом, менеджмент ориентирован на то, чтобы организация любой организационно-правовой формы могла достигнуть запланированных результатов, которые проявляются только во внешней среде. Поэтому следует учитывать определенные принципы, которые лежат в основе менеджмента. Это:
- во-первых, прозрачность и понятность организационной структуры;
- во-вторых, четкость руководства, т.е. обязательное наличие лица, принимающего конечное решение в рамках своей компетенции;
- в-третьих, соразмерность объема властных полномочий объему ответственности;
- в-четвертых, децентрализация и делегирование полномочий;
- в-пятых, минимизация уровней управления, так как «каждое дополнительное звено удваивает помехи и вдвое снижает ценность сообщения»;
- в-шестых, работа высшего руководства на коллективной основе;
- в-седьмых, преемственность в управлении;
- в-восьмых, умение сформировать и работать в команде;
- в-девятых, транснациональный подход, т.е. охват всего процесса производства целиком с ориентацией на результат и социально-экономическую эффективность на всех этапах экономической цепочки.
М.Е. Добрусина
Безусловно, базовыми принципами менеджмента являются системность, комплексность, гибкость, динамичность и эффективность на основе хорошо построенной информационной базы.
В XX в. самым важным и уникальным достижением менеджмента было повышение производительности физического труда в производстве. Наиболее ценным активом любой организации XXI в. выступает ее интеллектуальный капитал, работники умственного труда и их производительность, измеряемая качеством результатов. Понятие «работник умственного труда» было введено Питером Друкером в конце 60-х гг. XX в. [3. С. 181].
Следовательно, необходимо выделять менеджмент организации и менеджмент личности. Менеджмент собственной личности - это революционный подход к человеку, т.е. понимание того, что именно он мыслит и действует как руководитель высшего звена. Безусловно, каждая организация должна иметь, более того формировать систему ценностей, которые, в свою очередь, оказывают влияние на работника. Для того чтобы он был в ней услышан, важно, чтобы система ценностей согласовывалась с его собственными устоями и принципами: совестью, честью и честностью, человеческим достоинством и благородством. Хотя, как было замечено Л. Лунгиной: «Мужество интеллектуальное дается труднее мужества физического» [4. С. 243-244].
Зарубежный опыт в области менеджмента неоспорим, в то же время следует помнить о значимости вклада российских ученых и специалистов в научную организацию труда и управление производством. В частности, в 1908 г. в России стал выходить сборник переводов зарубежных изданий в области научного менеджмента «Административно-техническая библиотека». Инициаторами ее выпуска были сторонники Ф. Тейлора, горный инженер Л. Левенстерн и преподаватель Артиллерийской академии А. Пайкин.
Наиболее плодотворными в развитии отечественной управленческой мысли были 20-3 0-е гг. XX в. Даже простое перечисление имен говорит об их неоценимом вкладе в развитие науки: об организации (А.А. Богданов), социальной инженерии (А.К. Гастев), научной организации труда и управления (О.А. Ерманский), организационной деятельности (П.М. Керженцев), социально-трудовой концепции управления производством (Н.А. Витке), теории административной емкости (Ф.Р. Дунаевский).
В данной книге сделана попытка рассмотреть положения, высказанные учеными, философами, политическими деятелями, экономистами, писателями и бизнесменами в разные эпохи и периоды времени. По сути, их мудрые мысли - это принципы практического менеджмента и правила поведения сегодня. Они не должны забываться, и к ним необходимо периодически обращаться и прислушиваться.
Ввиду того, что управленская мысль уходит вглубь веков, материал в работе систематизирован в хронологическом порядке по алфавиту, начиная с Древнего Египта, Греции, Китая и кончая нашим временем.
Поставленная цель предопределила структуру книги. Она состоит из введения, девяти разделов, послесловия, заданий для анализа и обсуждения и списка литературы. Автор предисловия и заданий для анализа и обсуждения профессор ЭФ НИ ТГУ Е.В. Нехода.
1З9
Первый раздел посвящен мыслителям Древнего Востока от Конфуция до Мо Цзы.
Второй раздел «Античность» включает высказывания от древнегреческого мудреца Питтака до римского императора Марка Аврелия.
Третий раздел «Средневековье» - от высказываний основателя македонской династии Василия I Македонянина до Франческо Петрарки.
Четвертый раздел «Ренессанс, XVII-XVIII вв. Европа» знаменателен высказываниями А. Смита, Леонардо да Винчи, И. Канта, Иоганна Вольфганга фон Гете, В. Шекспира и др.
Пятый раздел «Россия XVIII - XIX вв.» посвящен взглядам Петра I, П.А. Столыпина, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого и др.
Шестой раздел «Европа и Азия XIX-XX вв.» рассматривает взгляды на исследуемую проблему Наполеона I Бонапарта, О. Бальзака, А. Дюма, Марселя Пруста, А. Эйнштейна и др.
В седьмой раздел включена «Америка XVIII-XXI вв.». Здесь и Стивен Пол Джобс, Питер Ф. Друкер, Билл Гейтс, Роберт Кийосаки и др.
Восьмой раздел отдан России XX-XXI вв. и содержит взгляды М. Горького, В. Брюсова, П. Капицы, С. Капицы, П. Керженцева, И. Родниной и др.
В специальный девятый раздел включена народная мудрость (пословицы и поговорки) разных стран и народов.
Учебное издание предназначено для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и всех, кто интересуется проблемами эффективного менеджмента.
Литература
1. Папкин А.И. Основы практического менеджмента: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учеб. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Эконо-мистъ, 2008.
3. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: пер. с англ.: учеб. пос. М.: Изд. дом «Вильямс», 2000.
4. Дорман О. Подстрочник. Жизнь Лиллианы Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана. М.: Астрель: CORPUS, 2010.
Dobrusina Margarita E. Chair of System Management and Business Economics, Department of Economics, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russia).
MANAGEMENT IN THE CONTEXT OF WISE THOUGHTS.
Keywords: basic principles of management, management of organisation, management of humans.
In modern society, management is a subject which both scientists and practitioners pay close attention to, and this is not by accident. After all, management allows us to understand how to effectively control the actions of personnel, increase production efficiency, and successfully complete socio-economic tasks.
In literature management is examined from two basic aspects: firstly, it is the science of managing people in specific organisational systems, and secondly, it is the art of administration, which includes a set of principles, methods, techniques and means of administration, in which a professional manager or entrepreneur has become proficient. O.S. Vikhansky and A.I. Naumov, leading specialists in management, affirm that there cannot be a singular definition of management, as it is multifaceted, but, undoubtedly, it is a specific type of action which supports the vital functioning of an organisation.
М.Е. Добру сина
160 ---------------------------------------------------------------------------------------------------
In management, the worker occupies the central position; it is he who brings innovation to a company and makes it attractive for investment. That is why a market economy specifies strict requirements for the personnel’s professional knowledge, skills, abilities, and business activity.
The term “management” in scientific literature appeared relatively recently at the turn of the 20th century, and was introduced by Frederick Winslow Taylor (1856-1915). The father of “scientific management”, he was the first to use the terms “management” and “manager” in their modern-day meaning.
The birth of management theory is connected with both Henri Fayol (1841-1925), who was the head of a large mining and smelting company in France for 40 years, and Walther Rathenau (1867-1992) in Germany, who, for the first time, addressed labour organisation and organisational structure in business. Further research showed that organisational structure is not an end in itself, but a tool to increase joint labour productivity. Each organisational structure is necessary in order to complete particular tasks under specified conditions and in a specified amount time.
Thus, management is focused on the organisation of any form of ownership that achieves the planned results, which appear only in an external environment.
The greatest and the most unique achievement of management in the 20th century was higher labour productivity in manufacturing. The most valuable parts of any organisation in the 21st century are its intellectual capital, knowledge workers, and their productivity, which is measured by the quality of their results. The term “knowledge worker” was introduced by Peter Drucker in the late 1960s. International experience in management is indisputable, but at the same time we should remember the important contribution made by Russian scientists and experts to the scientific organization of labour and production management. The period of 1920-1930 was the most productive for Russian administrative ideas. Even the simple enumeration of names shows the invaluable contribution to the advancement of science in organisation (A.A. Bogdanov), social engineering (A.K. Gastev), scientific organisation of labour and administration (O.A. Yermansky), management activity (P.M. Kerzhentsev), social and labour concepts of production management (N.A. Vitke), and the theory of administrative capacity (F.R. Dunayevsky).
In this work an attempt was made to examine the positions stated by scientists, philosophers, political figures, economists, writers, and businessmen in various epochs and time periods. As a matter of fact, these wise thoughts are the principles of practical management today. They should not be forgotten and it is necessary for us to consider and refer to them periodically.
Considering that administrative thought has a long history, the material is arranged in chronological order alphabetically, from antiquity until the present day. There are no comments; the right to think is reserved for the reader.
Our goal has predetermined the work’s structure. It is composed of an introduction, nine sections, an afterword, tasks for evaluation and discussion, and a list of references. The foreword and tasks have been written by E.V. Nekhoda, a professor in the Department of Economics at Tomsk State University. This work is an illustrative example of the productive cooperation by the Department of Economics, the Biological Institute, and the Department of Foreign Languages at Tomsk State University. It is presented in both Russian and English.
This anthology is dedicated to students, graduate students, lecturers, and everyone who is interested in the problems of effective management.
References
1. Papkin A.I. Osnovi prakticheskogo menedgmenta: uchebnik dlya vuzov. M.: UNITI-DANA, 2000.
2. Vihansky O.S., Naumov A.I. Menedgment: ucheb. 4-e izd., pererab. i dopoln. M.: Ekonomist. 2008.
3. DruckerP.F. Zadachi menedgmenta v XXI veke: per. s angliiskogo: uchebn. posobie. М.: Izd. dom “Vilyams”, 2000.
4. Dorman O. Podstrochnik. Zhizn' Lilliany Lunginoy, rasskazannaya eyu v fil'me Olega Dormana. M.: Astrel': CORPUS, 2010.