МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070
Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3. — С. 78-81.
3. Власов Д. А. Реализация метода дерева в моделировании процесса принятия решений // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №2. — С. 34-37.
4. Власов Д. А. Технология визуализации проблем и ситуаций финансовой сферы // Педагогика высшей школы. — 2016. — №2. — С. 35-38.
5. Власов Д. А., Синчуков А. В. Новое содержание прикладной математической подготовки бакалавра // Преподаватель XXI век. - 2013. - Т.1 № 1. - С. 71-79.
6. Романова П. Е. Анализ демографических процессов с учетом развития рынка страхования в регионах РФ // Стратегия устойчивого развития рынка страхования регионов России. - 2015. - №27. - С. 154-161
7. Синчуков А. В. Дидактическая роль коммерческих и финансовых рисков в совершенствовании уровня прикладной математической подготовки бакалавра // Инновационная наука. - 2016. - № 8-2. - С. 182-184.
8. Синчуков А. В. Современная классификация математических моделей // Инновационная наука. - 2016. № 3-1. - С. 214-215.
9. Синчуков А. В., Пантина И. В. Вычислительная математика. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. - 176 с.
© Власов Д.А.
УДК 365
И.П. Газиян Е.И. Гилева
Магистранты кафедры «Региональная экономика и управление» Уфимского государственного
нефтяного технического университета, г. Уфа, Российская Федерация
О МЕХАНИЗМАХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Аннотация
Статья посвящена исследованию организационно-экономических аспектов реализации муниципальной жилищно-коммунальной политики в рамках реализации Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003г.), программ реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса и др.; предложены и обоснованы механизмы повышения эффективности жилищно-коммунальной политики Администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан.
Ключевые слова
Муниципальная жилищно-коммунальная политика, реформирование и модернизация, энергосбережение, благоустройства жилищного фонда
Жилищно-коммунальное хозяйство является важнейшей сферой социально-экономической структуры общества, от функционирования которой во многом зависит качество экономических отношений между производителями и потребителями жилищно-коммунальных услуг, а также сетевая среда реализации принципов социально-ориентированной рыночной экономики [1].
Жилищно-коммунальная политика органов местного самоуправления выступает в качестве одного из основных направлений социальной политики местной власти, обеспечивая ее адекватность потребностям населения, посредством регулирования тарифов, вовлечения общественности в принятие решений в сфере жизнеобеспечения территории, формирования источников финансирования и др. [5].
Городской округ город Октябрьский является одним из самых благоустроенных городов не только в
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070
Республике Башкортостан, но и в Российской Федерации. Город обладает достаточно развитой инженерной инфраструктурой, системой коммуникаций, обеспечивающих тепло-, водо-, электро- и газоснабжением жилой фонд, промышленные предприятия, организации социальной сферы.
Город Октябрьский имеет положительную динамику ввода жилья (см. рисунок).
Рисунок - Ввод в действие жилых домов в ГО г. Октябрьский РБ
Однако новое жилищное строительство обуславливает необходимость наращивания мощностей коммунальных предприятий, повышения уровня благоустройства городской среды.
В настоящее время в городе реализуются следующие программы в области жизнеобеспечения: муниципальная программа «Развитие системы наружного освещения в городском округе город Октябрьский Республики Башкортостан»; программа комплексного благоустройства ГО г. Октябрьский; муниципальная программа «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства ГО г. Октябрьский РБ»; муниципальная программа «Комплексное развитие коммунальной инфраструктуры городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан»; «Обеспечение сохранности жилищного фонда и создание безопасных, благоприятных условий проживания граждан городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан на 2014 - 2016 годы» и ряд других [6].
На территории г. Октябрьский расположены 801 многоквартирный дом (МКД) и 8041 индивидуальный жилой дом. Значительную часть МКД города составляют дома, построенные более 40 лет назад (более 63%), и имеют износ свыше 30% [6]. Начиная, с 2014 года капитальный ремонт осуществляется в рамках региональной системы капитального ремонта МКД за счет обязательных взносов собственников помещений.
Существенной проблемой жилищной сферы города является высокий показатель степени износа лифтов.
Приоритетами развития систем и объектов коммунальной инфраструктуры городского округа город Октябрьский РБ, являются: развитие систем и объектов коммунальной структуры в соответствии с потребностями жилищного, социального и промышленного строительства, повышение качества оказываемых услуг, повышение уровня благоустроенности городского округа.
Однако, сегодня в условиях сокращения объемов бюджетного финансирования сферы ЖКХ города, а также отсутствие роста частных инвестиций существенно сдерживают модернизацию коммунальных объектов. В следствии чего, снижается качество предоставляемых услуг, не обеспечивается выполнение требований надежности и бесперебойности коммунального ресурсообеспечения [1].
Комплекс проблем коммунального комплекса ГО г. Октябрьский, охватывает следующие вопросы:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070
1. Обветшание основных фондов коммунальных предприятий.
2. Большой расход электрической и тепловой энергии предприятиями ЖКХ.
3. Перекрестное субсидирование, препятствующее установлению обоснованных тарифов на оплату
услуг.
4. Отсутствие контроля за количеством израсходованной потребителями воды, тепловой энергии и газа, вследствие которого плательщик фактически не знает, получил ли он свои услуги в полном объеме и надлежащем качестве.
В качестве рекомендаций по совершенствованию жилищно-коммунальной политики администрации го г. Октябрьский РБ, считаем возможным предложить:
Первое. Дальнейшую разработку и корректировку «дорожной карты» развития жилищно-коммунального хозяйства г. Октябрьский до 2020 года, по приоритетным направлениям: обеспечение информационной открытости и подконтрольности жилищно-коммунального хозяйства; повышение эффективности управления жилищным фондом; снижение финансовых, технических и кадровых рисков предприятий жилищно-коммунального хозяйства; модернизация объектов инженерной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Второе. Реализация мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищно-коммунальных предприятий. Одним из механизмов реализации данного направления, может явиться создание Энергосервисных компаний (ЭСКО) [4, 7].
ЭСКО - коммерческая структура, выстраивающая свои отношения с Клиентом на базе энергосервисных контрактов. Оплата услуг ЭСКО определяется размером получаемого эффекта от реализации энергосервисных услуг. Отличительной особенностью подобных компаний является разработка и реализация энергосервисных мероприятий [4].
Третье. Обеспечение инвестиционной привлекательности ЖКХ органами муниципальной власти. Одним из инструментов внедрения конкурентных механизмов в работу коммунального сектора является муниципально-частное партнерство [3].
Механизмы управления коммунальным сектором: посредством привлечения муниципально-частного партнерства: сервисный контракт (контракт на услуги): договор на управление; договор аренды; концессия; полная приватизация.
Выбор оптимальной модели развития жилищно-коммунального комплекса отражает потенциал адаптации мирового опыта к российским условиям с учетом региональной специфики Республики Башкортостан, синтезированной в многообразии сочетаний качества государственного и муниципального управления, платежеспособности населения и износа коммунальной инфраструктуры г. Октябрьский.
Четвертое. Развитие современных методов управления объектами жилого фонда через привлечение общественных организаций и собственников жилья Администрацией г. Октябрьский к участию в жилищно-коммунальной политике [2].
Для оценки эффективности реализации данных мероприятий, необходим мониторинг их выполнения со стороны Администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан. При этом выработанные мероприятия могут оцениваться с точки зрения их результативности, социальной значимости для населения г. Октябрьский, а также бюджетной эффективности. Список использованной литературы:
1. Гавриленко И.Г. О проблемах и перспективах реформирования жилищной сферы муниципальных образований Республики Башкортостан / И.Г. Гавриленко // Экономика и социум. 2012. № 5 (5). С. 125-134.
2. Гавриленко И.Г. Развитие жилищного самоуправления - важнейший ресурс реформы ЖКХ / И.Г. Гавриленко // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 6 (101). С. 172176.
3. Гавриленко И.Г. Формирование региональной инфраструктуры поддержки объединений собственников жилья (ТСЖ) ключевой фактор развития жилищного самоуправления / И.Г. Гавриленко // Казанская наука. 2013. № 6. С. 31-35.
4. Городской центр энергосбережения и внедрения энергоэффективных технологий [Электронный ресурс].
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070
- Режим доступа: http://www.cevet.ru
5. Жилищная политика местных властей: уроки западно-европейского опыта и реформы в России. - СПб.: Наука, 2007. - 292 с.
6. Официальный сайт Администрации городского округа город Октябрьский РБ [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.oktadm.ru/
7. Шевалдина Е.И. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности / Е.И. Шевалдина, Р.Р. Ахмадуллин. Сборник статей Международной научно-практической конференции НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2015. С. 231-235.
© Газиян И.П., Гилева Е.И., 2016
УДК 365
И.П. Газиян Е.И. Гилева
Магистранты кафедры «Региональная экономика и управление» Уфимского государственного нефтяного технического университета,
г. Уфа, РФ
РАЗВИТИЕ ЖКХ В ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА: ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В России экономические события 2016 года сплелись в один неблагополучный узел. Помимо падения индекса промышленного производства за первый квартал 2016 года на 3% произошло глобальное падение курса рубля по отношению к доллару США примерно на 15% за первые два летних месяца.
Несмотря на снижение реальных доходов населения за первый квартал 2016 года примерно на 3,2% с 1 июня выросли тарифы на услуги жилищно- коммунального хозяйства, на ряду с этим среднее удорожание тарифов для населения составило 8,4%. Наибольшее подорожание пришлось на водоснабжение- на 9,2%, далее электроэнергия подорожала на 8,3%, а теплоснабжение- на 8,5%, ну а газ- на 7,6% [1].
Одним из приоритетов развития нашей страны на сегодняшний день является глубокая модернизация российской экономики. С процессом модернизации связано решение таких глобальных проблем, как замедление темпов роста производительности труда, значительно снизившихся во время мирового кризиса, большой доли морально и физически устаревшего оборудования в структуре основных производственных фондов, низкого процента использования передовых производственных технологий. Это неоднократно подчёркивалось на всех уровнях государственной власти и подтверждается текущим состоянием многих отраслей общественного производства.
Реформирование сферы жилищно- коммунального хозяйства проходит в условиях многочисленного износа основных фондов отрасли, такие как системы теплоснабжения, водоснабжение, газоснабжение, электроснабжения и жилищного фонда, который достигает - 70%-80%, отсутствия связи между ценообразованием и качеством предоставляемых услуг, отсутствия рыночных отношений на рынке жилья и на рынке жилищно-коммунальных услуг [9]. Данное обстоятельство влечёт за собой серьезное противоречие между рыночными преобразованиями в стране и далекими от рыночных системы организации, управления и механизма функционирования жилищно-коммунального комплекса [2].
Следует отметить, что тарифы стоимости жилищно-коммунальных услуг для граждан страны и предприятий, а также затраты бюджетов всех уровней на финансирование вышеуказанной сферы постоянно растут, не хватает выделяемых средств для глобальной модернизации технических и организационно-технологических систем предприятий отрасли, которая могла бы обеспечить снижение стоимости и