Научная статья на тему 'О квалиметрических особенностях статистики интеллектуальной организации'

О квалиметрических особенностях статистики интеллектуальной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О квалиметрических особенностях статистики интеллектуальной организации»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

© 2005 г. К. Ф. Механцева

О КВАЛИМЕТРИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ СТАТИСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

«Постиндустриальную» экономику середины прошлого ХХ в. сменила информационная, которая стала сетевой экономикой уже в конце того же века. Начало нового XXI в. ознаменовано большим количеством публикаций, в которых современную экономику именуют «экономикой знаний», но еще чаще к ней применяют термин - «новая».

В новой экономике успех обеспечивает уже не просто новизна, а ее устойчивая динамика - функционирование и деятельность заменяет развитие. Инновации и скорость их внедрения определяют жизнеспособность организации, превращают знание в товар, ключевой ресурс и объект управления одновременно.

Новизна рыночных отношений остра как никогда. Переход от рынка продавца-производителя к рынку покупателя-потребителя завершен - рынок потребителя царит безраздельно, достигнув самых тяжелых отраслей: от автомобилестроительной до космической [1].

Новизна рынка потребителя обусловлена изменением пропорции «время-информация» - если раньше потребитель располагал большим временем, чем необходимой ему информацией о товаре или доступом к ней, то сегодня ему не хватает времени, чтобы освоить всю доступную ему информацию.

Происходит смещение и в структуре потребностей в сторону духовных, нематериальных за счет сокращения временных и финансовых затрат на удовлетворение физиологических. Очевидно, что потребности более низкого уровня - например, физиологические, - достаточно легко поддаются идентификации. Духовные потребности, включая потребности в развитии, не имеют столь четких границ, обладают большим количеством связей, в том числе и с потребностями других уровней. Они отражают личность, индивидуальность потребителя, что еще больше усложняет процесс их удовлетворения, придавая им новизну от потребителя к потребителю и от одной попытки их удовлетворения к другой. Потребитель с целью удовлетворения своих потребностей вынужден вступать в процесс управления ими - определить потребности, выбрать товар, способный по его мнению их удовлетворить, купить и употребить выбранный товар, а также оценить собственное удовлетворение, включая переопределение своих потребностей. Он, попадая в ситуацию сверхвыбора на рынке товаров, образует вместе со своими членами семьи или участниками домохозяйства экономическую систему, сопоставимую по уровню сложности с современной организацией.

Новизна взаимоотношений потребителя и производителя проявляется прежде всего в изменении их объекта - товар все чаще включает в себя услуги, приобретая ярко выраженные черты сотрудничества между потребителем и производителем по поводу удовлетворения потребностей обеих сторон.

Не претендуя на полноту описания новых черт современной экономики, отметим еще несколько - насыщенность товара интеллектуальной составляющей в сочетании с резким сокращением его жизненного цикла, смещение от производства товаров к производству услуг, превращение брэндинга в основную форму рекламы, кооперация конкурентов, и, наконец, переход от массового производства товаров к гибкому производству товаров и услуг. Так происходит формирование новизны современного предприятия - на рынках доминируют интеллектуальные организации [2].

Понятие «интеллектуальной» или самообучающейся организации возникло относительно недавно - в 90-х гг. прошлого века. В нескольких работах зарубежные авторы предприняли попытки дать ее описание. К интеллектуальным чаще всего относят организации, которые своим ключевым ресурсом считают знание и управляют им. Знание позволяет таким организациям осуществлять непрерывное обучение и адаптацию. При этом П. Сенге отмечает, что «обучающаяся организация уже изобретена, но еще не внедрена в массовое производство» [2]. Она уже обрастает образующими ансамбль сопутствующими технологиями, к которым автор относит системное мышление, мастерство в совершенствовании личности, интеллектуальные модели, формирование общего видения и групповое обучение. Рубинштейн М.Ф., Фирстенберг А.Р. считают, что биологическая модель вместе с теорией сложных систем превратит организацию в организм [2]. Такое сочетание, по мнению авторов, позволит интеллектуальным организациям действовать на грани хаоса - постоянно адаптироваться к новым требованиям потребителей, изменяющимся с возрастающей скоростью. Авторы, на наш взгляд, очень точно обозначили состояние представлений об «интеллектуальной» организации, назвав его «новой метафорой бизнеса». Этап идентификации «интеллектуальной» организации как современной формы предприятия завершается, наступает переход к этапу выделения критериев оценки «интеллектуальной» организации для ее анализа и управления, ее моделирования.

Применение авторами биологической модели в экономике свидетельствует, по нашему мнению, о смене экономической парадигмы, поскольку в рамках научного менеджмента им не удалось описать современную форму организации, способную моментально адаптироваться к изменяющимся внешним условиям. Однако авторы сохранили подход старой экономической парадигмы к моделированию новой организации, пытаясь по-прежнему вычленить ее части, что противоречит ими же обозначенному основному свойству интеллектуальной организации - способности адаптации всей организации как единого целого.

Выделенные «сопутствующие технологии» очень близки по содержанию к восьми принципам менеджмента качества, а адаптация, самоорганизация и обучение легко укладываются в модель процессно-ориентированной системы менеджмента качества по МС ИСО 9000:2000. Как показывает практика, гибкое, близкое к индивидуальному, производство товаров и услуг обеспечивает процессный, а не функциональный подход к управлению. Мы считаем, что современная форма предприятия - «интеллектуальная» организация - может быть адекватно описана в терминах новой экономической парадигмы, которой является, как было показано в предыдущих работах, концепция всеобщего управления на основе качества (TQM) [2]. При этом системным критерием оценки «интеллектуальной» организации выступает ее качество в терминологии международных стандартов [3]. Мы также считаем, что моделирование качества «интеллектуальной» организации обусловлено следующими предпосылками:

1. Переход в сознании потребителя от выбора товара к выбору брэнда. Потребитель все чаще ориентируется на качество товара по обоснованным ценам с достойным обслуживанием, ассоциируя его с брэндом организации [4]. Цена превращается в характеристику качества товара, обслуживание - в процесс обмена знаниями между потребителем и продавцом по поводу качества товара.

2. Рост числа организаций, применяющих принципы управления качеством. Снижение темпов роста количества предприятий в 2004 г., сертифицировавших системы менеджмента качества по МС ИСО 9000:2000, обусловлено внедрением быстро развивающимися предприятиями непосредственно принципов TQM, использованием моделей премий в области качества, наконец, самооценки.

3. Рост числа моделей оценки деятельности предприятий в современной экономике. Сбалансированная система показателей всего за 12 лет неоднократно претерпевала изменения, была дополнена показателями личного развития, выступив основой универсальной системы показателей деятельности [5, 6], опровергнута «процессно-ориентированным анализом рентабельности» (АВРА) [7], пересмотрена через «призму эффективности» [8] и т. д. При этом вопрос о необходимости оценки эффективности так и остался открытым.

Старая парадигма обладает хорошо разработанным статистическим инструментарием по отношению к разным функциям предприятия и механическое их сведение в единую модель не может в принципе дать описание про-цессно-ориентированной системы, поскольку в основе лежат разные объекты измерения. Однако это не означает, что статистические показатели функциональной модели не могут быть использованы в процессной - скорее всего они будут наполнены другим содержанием, которое им придаст новая парадигма. Мы считаем, что с одной стороны, в области статистики «интеллектуальной» организации сформировалась задача статистического описания ее изменений или качественных состояний организации как процессно-

ориентированной социально-экономической системы, а с другой - концепция всеобщего управления на основе качества достигла той стадии развития, когда возможно говорить о формировании науки о качестве, где одной из четырех областей является наука об измерении качества и его связей - ква-лиметрия, в рамках которой и может быть решена эта задача.

Таким образом, статистическое моделирование «интеллектуальной» организации, по нашему мнению, будет опираться на науку о качестве, предметом которой мы считаем материальные свойства продукта и знания, проявляющиеся в процессе воспроизводства. При этом ее целостность проявляется в четырех ее областях: науке о природе качества, проявляющемся в различных сферах человеческой деятельности; теории качества -науке о связях качества как явления с другими явлениями жизнедеятельности; квалиметрии - науке об измерении качества и его связей и управлении качеством - науке о принципах, формах и методах управления качеством и его связями.

Концепция статистического моделирования «интеллектуальной» организации может быть сформирована в рамках теоретической квалиметрии с предварительным определением категории «качества организации» в рамках науки о природе качества [9].

Тогда «качество организации» может быть измерено как интегральное, т.е. «наиболее сложное свойство объекта, представляющее собой совокупность свойств качества и экономичности (результата и затрат)» [10].

Основным инструментом построения системы статистических показателей «качества организации» выступает структура типа «дерево», опирающаяся на сеть процессов или сквозной процесс [11].

Методика оценивания «качества организации» может быть представлена как процедура и внедрена в систему менеджмента качества организации в виде процесса.

В заключение отметим, что изменение содержания объекта управления и, соответственно измерения, не затрагивает общих принципов его статистического представления - объект лишь приобретает особенности периода развития экономической парадигмы, т.е. именно статистика организации имеет квалиметрические особенности, а не наоборот.

Литература

1. Кьелл А.Н., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. СПб., 2001.; Бард А., Задерквист Я. ОТЕТОКРАТИЯ. СПб., 2004.

2. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации: Пер. с англ. М., 2003.; Рубинштейн М.Ф., Фирстенберг А.Р. Интеллектуальная организация. Преврати будущее в настоящее и преврати творческие идеи в бизнес-решения: Пер. с англ. М., 2003. Вып. XVI. (Серия «Менеджмент для лидера»); Цыганов В.В., Бородин В.А., Шишкин Г.Б. Интеллектуальное предприятие: механизмы овладения капиталом и властью (теория и практика управления эволюцией организации). М., 2004.; Информационная концепция повышения качества // Качество и жизнь. 2004. №4; Концепция всеобщего

управления на основе качества как начала новой экономической парадигмы // Управление качеством: теория и современная практика: Материалы V Межрегиональной науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 2005.

3. МС ИСО ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Госстандарт России. М., 2001.

4. Кроуфорд Ф., МэтьюсР. Миф о совершенстве. М., 2005.

5. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей: Пер. с англ. М., 2004.; Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию: 2-е изд, испр. и доп.: Пер. с англ. М., 2005.

6. Рамперсад К. Хьюберт. Универсальная система показателей деятельности: как достигать результата, сохраняя целостность / Рамперсад К. Хьюберт.: Пер с англ. М., 2004.; Рамперсад К. Хьюберт Общее управление качеством: личностные и организационные изменения: Пер. с англ. М., 2005.

7. Мейер М.В. Оценка эффективности бизнеса: Пер. с англ. А.О. Корсунский. М., 2004.

8. Нили Э., Адамс К., Кеннерли М. Призма эффективности: Карта сбалансированных показателей для измерения успехов в бизнесе и управления им: Пер. с англ. Днепропетровск, 2003.

9. Азгальдов Г.Г. Квалиметрия: прошлое, настоящее, будущее. Стандарты и качество, № 1-2, 1994.

10. Азгальдов Г.Г. Теория и практика оценки качества товаров. (Основы квалимет-рии). М., 1982.

11. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: регламентация и управление: Учебник. М., 2004.; Елиферов В.Г., Репин В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес процессов. М., 2004.

Ростовский государственный университет 7 июля 2005 г.

© 2005 г. Д.А. Олейников

РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Процесс формирования и использования инвестиционных ресурсов охватывает определенный период, который принято называть инвестиционным циклом. Если рассматривать реальные инвестиции, то этот цикл включает следующие этапы: научные разработки; проектирование; строительство; освоение. Его можно представить в виде схемы (рисунок) [1].

Инвестиции играют центральную роль в экономическом процессе, они предопределяют общий рост экономики. В результате инвестирования средств в экономику увеличиваются объемы производства, растет национальный доход, развиваются и укрепляют свои позиции в экономическом соперничестве отрасли и предприятия, в наибольшей степени удовлетворяющие спрос на те или иные товары и услуги. Полученный прирост национального дохода частично вновь накапливается, происходит дальнейшее увеличение производства, процесс повторяется непрерывно. Таким образом, инвестиции, образующиеся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.