Научная статья на тему 'О кризисном состоянии и финансовом оздоровлении предприятия и некоторых диспропорциях в дефинициях'

О кризисном состоянии и финансовом оздоровлении предприятия и некоторых диспропорциях в дефинициях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / CRISIS / КРИЗИС ПРЕДПРИЯТИЯ / ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ / FINANCIAL IMPROVEMENT / БАНКРОТСТВО / BANKRUPTCY / CRISIS OF ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Умарова Азизахон Ильхамбабаевна

В данной статье рассматриваются основные критерии кризисного состояния предприятия, признаки кризиса, виды кризисов по целям предприятия и пути их оздоровления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О кризисном состоянии и финансовом оздоровлении предприятия и некоторых диспропорциях в дефинициях»

Вхождение Кыргызской Республики в ЕАЭС обусловливают дальнейшее совершенствование интеграционных процессы развития рыночной экономики стран участников, что также требует определенных мероприятий в предпринимательской деятельности.

В данное время правительством Кыргызской Республики проводится реформа законодательства в области развития предпринимательства в условиях евразийского экономического союза.

Литература

1. Постановление Правительства КР «О международных стандартах финансовой отчетности в КР», от 28.09.01. № 953.

2. О национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 20132017 годы: УП КР от 21.01.2013 г. УП № 11.

3. Об оптимизации нормативно-правовой базы регулирования предпринимательской деятельности: Закон КР от 5.04.2008 г. № 55 (В редакции Закона КР от 30 июля 2013 года № 168).

4. Алыбашева А. Влияние налоговой политики на развитие малого бизнеса // CA&CC Pres® AB, Швеция, 2015.

5. Абдымаликов К. А. Экономика Кыргызстана (на переходном этапе). Бишкек, 2010.

6. Алимбеков М. Т. некоторые аспекты политико-правовой идентификации будущего Евразийского экономического союза // Право и государство, 2013, № 1. с. 45.

7. Туровца О. Г. Организация производства и управление предприятием: Учебник / Под ред. О. Г. Туровца - 2 изд. М.: ИНФРА. М, 2009. С. 318.

About state of crisis and financial improvement of the enterprise and some disparities in definitions Umarova A.

О кризисном состоянии и финансовом оздоровлении предприятия и некоторых диспропорциях в дефинициях Умарова А. И.

Умарова Азизахон Ильхамбабаевна / Umarova Azizakhon — старший преподаватель, кафедра «Финансы», Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматриваются основные критерии кризисного состояния предприятия, признаки кризиса, виды кризисов по целям предприятия и пути их оздоровления. Abstract: this article discusses the main criteria of the crisis state of the enterprise, signs of a crisis, types of crisis according to the objectives of the enterprise and ways of their improvement.

Ключевые слова: кризис, кризис предприятия, финансовое оздоровление, банкротство. Keywords: crisis, crisis of enterprises, financial improvement, bankruptcy.

Под нормальным финансовым состоянием предприятия понимается наличие у него достаточного запаса финансовой прочности для поддержания деловой активности и надежности как экономического партнера по бизнесу, способность предприятия финансировать свою деятельность. При этом важным является обеспечение эквивалентности рыночной стоимости акций предприятий и бизнеса [1-3].

Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Именно кризисное состояние ставит вопрос о финансовом оздоровлении предприятия. Финансовое оздоровление предприятия является моментом, необходимым для предприятия, финансовое состояние которого неустойчиво, рыночная стоимость его бизнеса непривлекательна.

Классическое экономическое понятие кризиса означает нежелаемую и драматическую фазу в капиталистической экономической системе, характеризующейся колебаниями и негативными явлениями, помехами. В этом смысле понятие кризиса долгое время занимало прочное место в схеме теорий конъюнктур в развитии экономики.

В микроэкономике используется понятие «кризис предприятия». В широком смысле оно означает процесс, который ставит под угрозу существование предприятия.

Понятие «кризис предприятия» описывает в современной экономической литературе различные феномены в жизни предприятия, от просто помех в функционировании предприятия через различные

конфликты вплоть до уничтожения предприятия, которые как минимум для данного предприятия можно характеризовать как катастрофические.

Поэтому кризис предприятия можно понимать как незапланированный и нежелаемый, ограниченный по времени процесс, который в состоянии существенно помешать или даже сделать невозможным функционирование предприятия. Иначе говоря, кризис предприятия представляет собой переломный момент в последовательности процессов событий и действий. Типичным для кризисной ситуации является два варианта выхода из нее: или это ликвидация предприятия как экстремальная форма, или успешное преодоление кризиса (рис. 1).

J 1

Шансы на Начало • Конец

выжи-

вание Переломный - пункт - \ Конец

1;.

Рис. 1. Начало, переломный пункт и конец кризиса на предприятии

Промежутки между началом и завершением кризиса бывают разной длительности. С одной стороны, есть продолжительные, слабо ускоряющиеся кризисные процессы, с другой стороны, существуют неожиданно возникающие кризисные процессы высокой интенсивности и с коротким сроком развития. Кризис может абсолютно неожиданно проявиться во время гармоничного развития предприятия и носить характер непреодолимой катастрофы или возникнуть в соответствии с предположениями и расчетами. Но в редких случаях кризис появляется неожиданно, т. е. без какого-либо предупреждения для специалистов предприятия.

При кризисе господствует нехватка времени и решений. Оценка ограниченного времени для принятия решений зависит от состояния кризиса и определяет этим нехватку времени или срочность решения проблем.

Наиболее полное представление признаков кризиса на наш взгляд:

1. Часто переломный пункт в развивающейся смене событий и действий.

2. Он часто образует ситуацию, при которой огромное значение имеет неотложность, срочность действий.

3. Он угрожает целям и ценностям.

4. Его последствия носят тяжелый характер для будущего задействованных в нем участников.

5. Он состоит из событий, которые создают новые условия для достижения успеха.

6. Он привносит неопределенность в оценку ситуации и в разработку необходимых альтернатив для преодоления кризиса.

7. Он снижает контроль над событиями и влиянием на них.

8. Он снижает время на реакцию до минимума, вызывает стресс и страх у участников.

9. Имеющаяся в распоряжении участников информация, как правило, недостаточна.

10. Он вызывает нехватку имеющегося в распоряжении у участников времени.

11. Он меняет отношения между участниками.

Выше перечисленных признаков вполне достаточно для того, чтобы в полной мере охарактеризовать кризис.

Представим многообразие форм проявления кризиса на предприятии. Кризисы можно классифицировать по различным критериям. Можно использовать следующую классификацию:

- кризис стратегического развития предприятия;

- кризис на стадии жизненного цикла предприятия;

- основные причины кризисов;

- агрегированное состояние кризиса;

- степень угрозы целям предприятия.

Обязательными предпосылками нормального состояния предприятия являются:

а) поддержание платежеспособности,

б) исключение обременения предприятия долгами, т. е. превышения пассивов над активами. С учетом системных целей возможно определение видов кризисов как кризисы стратегии, достижений (результатов) и ликвидности.

Далее рассмотрим классификацию по целям предприятия, находящегося под угрозой в связи с кризисом.

Это позволит нам в дальнейшем определить стратегический кризис, кризис результатов и кризис ликвидности (рис. 2).

Стратегический кризис Угроза потенциалу развития предприятия или его потеря

1

Кризис результатов Угроза цепям, результатам деятельности предприятия или потеря их

4

Опасностьпотериликвидности иЛши возникновения дефицита бюджета

Кризис ликвидности

1

Неликвидно сть и/или дефицит бюджета пр едприятия

Банкротство

Рис. 2. Виды кризисов по целям предприятия, находящимся под угрозой

О кризисе стратегий речь идет тогда, когда потенциал развития предприятия (инновационного потенциала), который мог бы быть использован в течение продолжительного времени, существенно поврежден, исчерпан, и нет возможности создать новый. Причины стратегического кризиса различны, к примеру, это упущенное технологическое развитие или отставание от него, неадекватная изменяющимся требованиям рынка стратегия маркетинга.

Кризис результатов, или еще можно его назвать оперативный кризис, описывает состояние, при котором предприятие имеет убытки и из-за постоянного уменьшения собственного капитала движется к ситуации дефицита баланса, превышения пассивов над активами. Примером причин, вызывающих кризис результатов, могут являться: потери как следствие отсутствия потенциала развития предприятия (инновационного потенциала), недостаточная эффективность оперативных мероприятий или менеджмента, который не в состоянии в достаточной мере использовать свой потенциал для повышения доходов и развития предприятия.

При кризисе ликвидности из-за увеличивающихся убытков предприятию грозит потеря платежеспособности, или платежеспособность уже отсутствует. Причем предприятию грозит опасность дефицита баланса и превышения пассивов над активами.

Кризис нельзя рассматривать как статическое состояние, его обязательно необходимо рассматривать как процесс.

Нормальное развитие предприятия может иметь различные отклонения, которые быстро могут привести к ошибочному или нежелательному развитию и поставить под угрозу предприятие или даже само его существование. Если ошибочное развитие было своевременно выявлено, то можно принять адекватную коррекцию курса на нормальное развитие. Для того чтобы можно было разработать правильную коррекцию курса, необходимы четкие знания о процессе кризиса и этапах развития кризисного процесса. Процесс представляет собой общее развитие, которое изменяет, разрушает имеющуюся структуру связей (отношений) или заново формирует ее. Таким образом, кризис предприятия в общем смысле представляет собой ограниченный по времени процесс. Он может быть управляемым или как минимум удерживаем в определенных границах, или находиться под влиянием как внутрифирменными, так и внешними факторами. Кризисные процессы в зависимости от предприятия, его структуры, инновационного потенциала и т. д. могут быть разной продолжительности, интенсивности и иметь последствия различной степени тяжести.

Для представления кризиса предприятия как процесса существуют различные исходные установки и точки зрения.

Таким образом, рассмотрев понятие «кризис», приходим к выводу о необходимости поиска путей финансового оздоровления предприятия.

Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и

источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую - заемные. Следует знать и такие понятия рыночной экономики, как деловая активность, ликвидность, платежеспособность, кредитоспособность предприятия, порог рентабельности, запас финансовой устойчивости (зона безопасности), степень риска, эффект финансового рычага и другие, а также методику их анализа.

Литература

1. Шохаъзамий Ш. Ш. Основы секьюриметрики. Т.: ^Изой-тоЦуа, 2005. 376 с.

2. Шохаъзамий Ш. Ш. Основы финансового инжиниринга. Т.: ^Ибо^тоИуа, 2005. 264 с.

3. Карабаев С. А. К вопросу анализа и обеспечения эквивалентности рыночной стоимости акций и их бизнес-базиса. // Материалы Республиканской межвузовской научно-практической конференции «Исследование и развитие фундаментальных основ финансовой инженерии», 24 апреля 2009 г. Т.: ТФИ, 2009. С. 13-15.

Scoring - model for assessment of credit risk

Abdullaev A. Скоринг - модель оценки кредитного риска Абдуллаев А. Ф.

Абдуллаев Анваржон Фархадович /Abdullaev Anvarjon — преподаватель, кафедра «Финансы», Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассмотрен скоринг как инструмент управления кредитным риском, необходимость и преимущества его использования в банках, механизмы реализации и недостатки модели. Abstract: the article describes the scoring as a tool of credit risk management, the necessity and the benefits of its use in banks, implementation mechanisms, and disadvantages of the model.

Ключевые слова: банки, кредитные риски, скоринговые системы. Keywords: banks, credit risks, scoring systems.

Расширение рынка банковских услуг и темпы его роста, а также спрос со стороны населения на кредитные продукты, стремление кредитных организаций максимизировать свою прибыль и привлечь новых клиентов, в том числе физических лиц, диктует финансово-кредитным институтам прибегнуть к более эффективной оценке платежеспособности клиентов при выдаче кредитов.

Увеличение объема розничного кредитования ведет к увеличению роста кредитного риска, представляющего собой угрозу несвоевременного возврата или неисполнение заемщиком кредитного обязательства (возврата суммы по кредиту, а также уплаты процентов по нему), которая выражается в возможности возникновения потерь или убытков кредитора. Уровень кредитного риска характеризуется вероятностью наступления определенных неблагоприятных событий и, соответственно, вероятностью потерь (убытков) от его реализации.

В современных условиях банкам необходимо тщательней отбирать клиентов на этапе заявки, снижения темпы просроченной задолженности. Идентификация кредитного риска ведет к благоприятным снижениям потерь банка, но невозможна без информационной базы, складывающейся из сбора и обработки соответствующей информации.

Скоринг представляет собой объективную оценку кредитоспособности заемщика, которая основана на численных статистических методах. В настоящее время данную оценку кредитоспособности заемщика проводят сотрудники кредитного отдела банка. Сам скоринг осуществляется с помощью «скоринговой модели». Прогрессивная скоринговая статистическая модель может позволить оценить возможности заемщика, который должен заплатить по своим обязательствам в срок.

Кредитный скоринг - это диагностика вероятности банкротства потенциального заёмщика при рассмотрении вопроса о его кредитовании [1-4].

Назначение скорингой модели в определении и присвоении совокупного кредитного балла кредитополучателя и оценки по ряду критериев. Данные критерии имеют диверсифицированные удельные веса и впоследствии агрегируются в интегральный показатель, который называется совокупный кредитный балл.

Эта методика построена на таких характеристиках клиентов, как уровень дохода, возраст,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.