Научная статья на тему 'О концептуальных основах и особенностях перехода к инфляционному таргетированию'

О концептуальных основах и особенностях перехода к инфляционному таргетированию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ / МОНОБАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / МОНЕТАРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕЖИМЫ ТАРГЕТИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ / БЮДЖЕТНЫЙ ДЕНЬ / СТАВКА РЕФИНАНСИРОВАНИЯ / ПРОСРОЧЕННАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ЦЕЛЕВЫЕ ИНТЕРВАЛЫ / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / PROBLEMS OF REFORMING / MONOBANK SYSTEM / MONETARY REGULATION / INFLATION TARGETING REGIMES / BUDGETARY DAY / REFINANCING STAKE / EXPIRED DEBT / TARGET INTERVALS / BUDGETARY POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Резбаев Виль Мухтарович

The article treats of many aspects of problems and peculiarities of transition to inflation targeting. The role and significance of the Russian Federation Central Bank in dealing with issues of targeting have been revealed. It has been noted that the concept of enhanced financial literacy makes it necessary for a client to become a professional buyer similarly to the way a bank acts as a professional seller. It should be mentioned that inflation targeting is a completely new subject in the present-day Russian economic science, which calls for a very competent approach to analysis and organization of up-to-date banking activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON CONCEPTUAL FOUNDATIONS AND PECULIARITIES OF TRANSITION TO INFLATION TARGETING

The article treats of many aspects of problems and peculiarities of transition to inflation targeting. The role and significance of the Russian Federation Central Bank in dealing with issues of targeting have been revealed. It has been noted that the concept of enhanced financial literacy makes it necessary for a client to become a professional buyer similarly to the way a bank acts as a professional seller. It should be mentioned that inflation targeting is a completely new subject in the present-day Russian economic science, which calls for a very competent approach to analysis and organization of up-to-date banking activity.

Текст научной работы на тему «О концептуальных основах и особенностях перехода к инфляционному таргетированию»

О КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВАХ И ОСОБЕННОСТЯХ ПЕРЕХОДА К ИНФЛЯЦИОННОМУ ТАРГЕТИРОВАНИЮ1

В период стремительного развития рыночной системы хозяйства и появления многочисленный финансовых инноваций в конце XX и начале XXI столетия быши предприняты и принимаются важные меры по проблемам реформирования сложившейся централизованной монобанковской системы и совершенствования механизма денежно-кредитного обращения. Повышение финансовой грамотности населения подразумевает, что банк и его клиент состоят в равноправных дого-ворныгх отношениях. Это мифическое равноправие выгодно для банков, т.к. вина за любой ущерб ложится на клиента. Концепция повышения финансовой грамотности требует, чтобы клиент становился таким же покупателем, каким профессиональным продавцом является банк. В результате таких представлений возник значительный отрыв кредитного оборота от движения материальных фондов, утрата кредитом своих прямых функций и превращение его в мерило ценностей и убытков предприятий. При этом особое внимание обращалось на функционирование рынков капитала в современных условиях, возникновение многих финансовых инноваций и значительных проблем повышения эффективности денежно-кредитной политики. Это видно из многих примеров развития современной экономики: на основе изменения целей и задач деятельности центральных банков происходят процессы перестроения механизмов функционирования денежно-кредитной системы. В этих условиях на первый план выходят проблемы разработки наиболее эффективные вариантов денежно-кредитной политики, способный при соответствующих условиях обеспечить выполнение первоочередных задач монетарного регулирования. С этой проблемой связан и анализ рисков, с которыми бан-

ки сталкиваются в процессе своей деятельности. Новейшие задачи центральных банков, как органов управления денежным обращением, во многом были обусловлены усилением процессов глобализации и интеграции финансовых рынков и, как следствие, повышением мобильности капитала. Простота и доступность больших сумм финансовых ресурсов, либерализация капитальных потоков и появление ранее несуществующих инструментов значительно расширили зоны взаимодействия центральных банков, переместив границы управления с национального на глобальный уровень. В связи с этим особую значимость на рубеже XXI в. приобрели проблемы исследований новейшей, оптимальной политики современного денежно-кредитного регулирования. В частности, в свете изменений на фондовом и ипотечном рышках, произошедших в начале XXI столетия в США, резко возрос интерес к механизмам деятельности и модернизации политики цен-тральныгх банков. Это относится к деятельности специалистов центральных банков Европы и Японии, которые занялись разработкой схожих структур трансмиссионного механизма стран еврозоны и Японии для проведения единой денежно-кредитной политики. Пересмотр основ денежно-кредитной системы в России также является актуальной проблемой для ее банковской системы. В качестве новейшей политики, которая способствовала бы сегодняшним требованиям экономики, денежные власти рассматривают режимы таргетирования инфляции совместно со свободным плаванием обменного курса рубля. Способы и особенности таргетирования различаются в зависимости от того, ограничиваются ли темпы прироста одного или нескольких денежных агрегатов, в каком виде устанавливаются целевые

1 Таргетирование (от англ. target — цель) — использование правительством денежно-кредитной, налоговой и экономической политики в целом для установления пределов роста финансовых и экономических показателей на каждый год.

Резбаев Виль Мухтарович, кандидат экономических наук, профессор Башкирского государственного университета

©Резбаев В.М., 2010

ориентиры — в виде «вилки» или определенной контрольной цифры.

Об особенностях развития современной денежно-кредитной политики

Банк России и Правительство Российской Федерации в вариантах развития российской экономики в 2009 г. и 2010—2011 гг. исходят из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. Об этом в конкретной форме сказано в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов». Основной задачей денежно-кредитной политики в предстоящие три года является снижение инфляции до 5—6,8% в 2011 г. (из расчета декабрь к декабрю). Банк России намерен в указанный период в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, ориентируясь на ее снижение. В связи с поставленными задачами в Государственной Думе 18 ноября 2009 г. проводился «бюджетный день».

Председатель Центробанка Сергей Игнатьев заявил, что «инфляция в 2010 году может быть ниже ориентира, составляющего 9—10%». Он признал, что в 2009 г. инфляция в России была высокой, но в последние месяцы она снижалась. В августе, сентябре и октябре 2008 г. инфляция была нулевой, а за 10 месяцев 2009 г. она составила 8,1%, тогда как в январе—октябре 2008 г. этот показатель составлял 11,6%. Снижению инфляции способствовали два фактора: стабилизация рубля и его укрепление и медленный рост денежной массы. Это позволило Центральному банку снизить ставку рефинансирования. С апреля по ноябрь 2009 г. она снизилась с 13% до 9,5% годовых. Ставки по беззалоговым кредитам снизились с 19% (до 12% в феврале 2009 г.). Банки также снизили ставки по кредитам. Средневзвешенная ставка по рублевым кредитам банков сроком до одного года снизилась с 17,1% в январе до 15,2% в августе 2009 г. Выделяя проблемы развития банковской системы России сегодня, следует отметить, что это не дефицит кре-

дитных ресурсов, а очень высокие кредитные риски, связанные со значительной просрочкой по банковским кредитам. Надо сказать и о том, что с самого начала 2009 г. просроченная задолженность росла очень быстрыми темпами, затем рост замедлился, а в последние два месяца почти остановился. Решить проблему «плохих» долгов помогают отчасти активизировавшиеся в последнее время процессы предоставления банковских кредитов под госгарантии. В связи с вышесказанным, важной задачей становится борьба с инфляцией. Инфляция вызывается прежде всего переполнением каналов денежного обращения, избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарной массы. Таргетирование инфляции2 предполагает, что сначала ЦБ устанавливает целевые интервалы, а затем, используя доступные ему инструменты, корректирует динамику цен, чтобы уложиться в целевой интервал.

Таргетирование инфляции состоит из нескольких стадий:

1. Установление планового показателя инфляции на какой-то срок (обыино на год);

2. Подборка подходящего инструмента в зависимости от необходимости;

3. Применение этого инструментария по необходимости;

4. Сравнение уровня инфляции на конец периода с запланированным ранее.

Основным механизмом проведения денежнокредитной политики по поддержанию запланированного уровня инфляции является манипулирование учетной процентной ставкой.

Способы таргетирования различаются в зависимости от того, ограничиваются ли темпы прироста одного или нескольких денежные агрегатов и в каком виде устанавливаются целевые ориентиры. Во многих развитые странах инфляция считается серьезной социально-экономической проблемой, т.к. приводит к росту цен, обесценению сбережений, снижению стимулов к инвестированию, бегству капиталов в иностранные активы, драгоценные металлы и недвижимость. Инфляция замедляет темпы экономического ро-

2 Таргетирование инфляции означает применение операционного инструментария Центрального банка в целях достижения необходимого ориентира инфляции, за который орган денежно-кредитного регулирования несет ответственность, или установление целевых ориентиров денежной системы и регулирование прироста денежной массы в обращении кредита, которых придерживаются в своей политике центральные банки. По-другому, инфляционное таргетирование — комплекс мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля уровня инфляции в стране.

ста, затрудняя систему планирования и усиливая социальную и политическую напряженность в обществе.

О реализации основных принципов инфляционного таргетирования

Инфляционное таргетирование — совершенно новая тема в экономической науке России. Вплоть до 1999—2000 гг. никаких разработок или исследований по данной теме не бышо. Важнейшие теоретические основы инфляционного таргетирования, как и денежно-кредитной политики в целом, были заложены нидерландским экономистом лауреатом Нобелевской премии Яном Тинбергеном (1903—1994). К его заслугам относятся разработки задач и принципов построения модели денежно-кредитной политики. Ян Тинберген (совместно с Р. Фришем и И. Фишером) является одним из создателей науки эконометри-ка3. Он также известен попытками применения статистических методов к анализу экономических циклов и в макроэкономических моделированиях, а также решениями глобальных проблем в экономике. К середине XX в. Ян Тинберген становится одним из наиболее ярких и значительных теоретиков экономической конвергенции, являясь экономическим советником при целом ряде правительств стран Азии и Африки. Его работы и сегодня рассматриваются как важнейшие документы макроэкономической и денежно-кредитной политики. Сейчас около 30 государств официально ввели инфляционное таргетирование, и есть страны, которые обязались ввести его у себя в соответствии с требованиями своей денежной политики. Политике инфляционного таргетирования, особенно индустриально-развитых государств, предшествовала политика монетарного или курсового таргетирования. Надо отметить, что инфляционное таргетирование — это режим монетарной политики, основанный на использовании прогноза инфляции в качестве конечного целевого ориентира. История свидетельствует о том, что инфляционное таргетирование было впервые применено в 1990 г. в Новой Зеландии, где за 12 месяцев удалось снизить инфляцию с 7 до 4,5%. Затем опыт Новой Зеландии начали перенимать соседние страны, а на рубеже 1990—2005 гг. и другие государства. По подсчетам экономистов изве-

стно, что за первые 12 месяцев после введения таргетирования восьми развитым странам удалось снизить инфляцию в среднем с 3,7 до 2,7%, а 12 развивающимся — с 13,1 до 8,3%. В настоящее время курс таргетируют более 40 стран, а инфляцию — 25 государств (Канада, Швеция, Норвегия, Великобритания, Чили, Чехия, Испания, Австрия, Израиль, Финляндия, Испания, Новая Зеландия и др.). Надо отметить, что с переходом к этому режиму многие показатели значительно улучшаются. Однако таргетирование инфляции может принести пользу только при выполнении ряда требований, касающихся современного состояния банков, качества финансовой системы и институциональной среды в экономике.

Современная денежно-кредитная политика во многом сохраняет особенности последних лет, а именно используются режим управляемого, плавающего валютного курса рубля и денежной программы для контроля за соответствием денежнокредитных показателей целевому уровню инфляции, бивалютная корзина в качестве операционного ориентира политики валютного курса. В новых экономических условиях значительно возросли требования и к содержанию современного банковского менеджмента, т.к. он слагается из необходимости решения многих задач изменяющихся условий рыночной среды, выражающихся в удорожании технологии и оборудования, колебаниях спроса на услуги банка и усилении конкурентной борьбы. Характеризуя проводимую денежно-кредитную политику, следует отметить, что она сводится к контролируемому укреплению рубля относительно валютной корзины, состоящей из доллара США и евро. Во многих документах это зафиксировано как применение режима управляемого плавающего валютного курса. В случаях поступлений валюты от экспорта энергоресурсов эта политика приравнивалась к процессам скупки валюты Центральным банком. Поскольку контролировать и обменный курс, и инфляцию, не накладывая при этом ограничений на движение капитала, трудно, Банк России, регулируя обменный курс, де-факто отказался от активной политики по противодействию инфляции. Следует также отметить и то, что свое влияние на инфляционные процессы оказывает и бюджетная политика Министерства финансов. Например, неравномерное расходова-

3 Эконометрика — дисциплина, объединяющая экономику, статистику и математику. ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2010/1 (47)

ние бюджетных средств в течение года приводило к инфляционным всплескам, с которыми ЦБ трудно было справиться. Современный этап российской экономики характеризуется развитием новой парадигмы денежно-кредитного управления, направленной на создание режима инфляционного таргетирования, при котором акценты монетарного управления смещаются в сторону целевых ориентиров ЦБ РФ. Банк России еще три года назад заявил о постепенном переходе к режиму инфляционного таргетирования, и сегодня эта тема обсуждается на всех уровнях, а концепция включена в правительственную программу. Это подтверждает, что стабильность ценовой динамики — важнейший фактор становления нынешней экономики, помогающий процессу нормального развития современного бизнеса. В связи с этим следует несколько расшифровать содержание этого понятия. При этом самое главное это то, что объявляются целевые значения инфляции на определенную дату, а стабильность цен становится долгосрочной целью. Такие цели, как полная занятость или относительная стабильность обменного курса также могут учитываться, но они являются второстепенными. Если власти добиваются своих целей, то режим таргетирования инфляции ведет к снижению инфляционных ожиданий. Когда развитым странам угрожает инфляция, то центральные банки повышают процентные ставки или увеличивают скорость выпуска денег, вызывая критику представителей реального сектора экономики. Инфляционное таргетирование позволяет избежать конфликта интересов в связи с тем, что главной целью денежно-кредитной политики становится не стимулирование высокого уровня занятости или роста производства, а специальное, «искусственное создание» инфляции. На основе этой инфляции можно подготовить целый пакет антиинфляционных мероприятий еще до ее наступления. В планах длительного функционирования содержание этих мероприятий строится на прогнозах динамики инфляции Центрального банка.

О новейших проблемах инфляционного таргетирования

Многолетний опыт деятельности денежно-кредитных организаций свидетельствует о том, что все они ограничены определенными сферами своего влияния и своей необходимости. Анализ по-

литики валютного курса Центрального банка России и соответствующие дискуссии на эту тему свидетельствуют об отсутствии в нашем обществе единого мнения и взаимного согласия по поводу многих приоритетов денежно-кредитной политики. Это видно из того, что политика валютного курса, которого придерживается Центральный банк, является вторичной по отношению к процессу таргетирования, т.е. она зависит от того, посредством каких макроэкономических переменных денежные власти управляют экономикой.

Известно, что в разных государствах режимы таргетирования отличаются друг от друга. В настоящее время в мире насчитывается около двухсот сорока государств. Причем каждое третье государство не имеет своей национальной валюты, а вместе с ней своего центрального банка и своей денежно-кредитной политики. В связи с этим следует отметить, что мир очень мало изменился за последние пятьдесят лет. Это видно на примере функционирования ранее принятых принципов Бреттон-Вудских соглашений, когда государства жили на основе долларового стандарта, основанного на гегемонии доллара США. Почти 25 лет Бреттон-Вудская валютная система способствовала развитию мирового производства. Однако очередное изменение соотношения сил в мировой экономике, появление новых мировых центров в Западной Европе и Японии подорвали ее структурные принципы, установленные в период американоцентризма. Развитие этих центров способствовало появлению новых валютных зон — доллара, евро, австралийского доллара и др. По-новому стали жить лишь несколько десятков государств, которые смогли позволить себе свою денежно-кредитную политику и плавающий курс в расчете на особую роль своей валюты на мировой арене. Таргетирование инфляции проходит сегодня жесткую проверку в условиях реального роста цен на нефть и нефтепродукты, на многие продукты питания и дефицитные товары. В бюджете среднестатистического домохозяйства в развивающихся странах эти товары занимают гораздо большую долю, чем в бюджетах некоторых богатых государств. Если рассмотреть статистические данные по средней величине годовой инфляции за период с 2000 по 2008 год, то в США она составила 2,6%, во Франции и Великобритании — 1,9%, в Германии — 1,7%, Италии — 2,4%, Канаде — 2,2%. Для стран с развивающейся экономикой среднегодовая инф-

ляция за 2000—2008 гг. была равна: в Китае — 2%, Индии — 5,2%, Бразилии — 6,9%, Малайзии — 2,2%. Что касается годовой инфляции в России, то на протяжении последних лет она не падала ниже 9%, а средняя ее величина с 2000 по 2008 год составила 13,6%. Это значительно выше, чем во многих развитых экономиках. Очень высокие темпы роста цен в России оказывают сильное влияние на долгосрочный экономический рост.

В связи с этим фактором новейшими направлениями современной политики являются и естественные факторы торможения роста цен, т.е. за счет снижения совокупного спроса и перехода к практике таргетирования инфляции совместно со свободным плаванием обменного курса рубля, что также дает шанс для стратегического перехода к более низким темпам инфляции. Идея перехода к такой практике обсуждается уже длительное время. Выступая в Государственной Думе в середине июня 2009 г., председатель Центрального банка России Сергей Игнатьев заявил, что основной целью кредитно-денежной политики ЦБ РФ является переход к режимам свободного плавания рубля и инфляционного таргетирования. Об этом же говорил и первый заместитель председателя ЦБ Алексей Улюкаев, отметивший также, что инфляция в середине октября 2009 г. составляла 10,3% к соответствующему периоду 2008 г. Он особо подчеркнул, что впервые инфляция, по итогам 2009 г., ожидается ниже официального прогноза, т.е. 11%. Это позволяет ЦБ говорить о вероятности продолжения политики снижения ставки рефинансирования. «Макроэкономическая ситуация такова, что я не исключаю возможности дальнейшего снижения ставки рефинансирования и других ставок», — сказал Улюкаев. Сейчас ставка рефинансирования составляет 10%, и ЦБ в течение 2009 г. семь раз снижал значение этого индикатора. Так, в сентябре 2009 г. регулятор сделал это дважды: на 0,25 процентного пункта с 15 сентября и на 0,5 процентного пункта с 30 сентября. Работники Центрального банка неоднократно говорили о том, что в настоящее время ситуация уже позволяет постепенно менять методы проведения денежно-кредитной политики, уделяя большее внимание решению задач инфляционного таргетирования.

Основной темой обсуждения проблемы одного из последних совещаний у председателя Правительства России В.В. Путина как раз и были вопросы таргетирования инфляции. В связи с вы-

шесказанным, особое значение приобретают процессы функционирования механизма обеспечения контроля инфляции. При этом следует знать важнейшие факторы, от которых зависит инфляция и как могут соответствующие денежные организации воздействовать на них в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Для этого необходимо иметь качественную экономическую характеристику модели, с помощью которой можно было бы достаточно полно определить основные варианты влияния экономических показателей на действия денежных организаций. Важнейшим условием повышения эффективности инфляционного таргетирования являются также система отчетности и прозрачность действий властей с денежными операциями, что позволяет наиболее эффективно влиять на ожидания рынка. Известно, что в странах, где внедрена политика таргетирования инфляции, центральные банки очень часто публикуют соответствующие отчеты, в которых анализируются состояние инфляции и прогнозы по дальнейшему развитию экономики. Центральный банк Российской Федерации также намерен через три года полностью перейти к инфляционному таргетированию. Об этом выступил Алексей Улюкаев, сообщает агентство «Яе^еге».

«Эта стратегическая цель, мы продолжаем переход к инфляционному таргетированию, при котором большую роль будут играть процентные ставки... Переход к инфляционному таргетированию потребует от Центробанка обеспечить информационную открытость принятия решений и обратной связи регулятора с обществом. Мы объявили, что в среднесрочный период мы к этому придем. Это — через три года, вероятно», — сказал А. Улюкаев.

Таким образом, инфляционное таргетирование — политика Центрального банка, при которой целевым показателем является приемлемый уровень инфляции, а основным оперативным показателем служит одна из официальных краткосрочных процентных ставок.

Таргетирование инфляции в развитых государствах характеризуется многими общими особенностями. Эти процессы осуществляются в условиях большой гибкости обменного курса. При этом основным операционным инструментом выступает краткосрочная процентная ставка, оказывающая соответствующее влияние на долгосрочную ставку посредством механизмов финансового рынка. Это позволяет Центральному банку контролировать соответствующий совокупный спрос и инфляцию.

Л И Т Е Р А Т У Р А

I. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов.

2. Улюкаев А, Замулин О., Куликов М. Предпосылки и последствия внедрения таргетирования инфляции в России // Экономическая политика. — 2005. — № 3.

3. Моисеев С. Таргетирование политических установок // Банковское обозрение. — 2009. — № 3/4 (119).

Ключевые слова: проблемы реформирования, монобанковская система, монетарное регулирование, режимы таргетирования инфляции, бюджетный день, ставка рефинансирования, просроченная задолженность, целевые интервалы, бюджетная политика.

Key words: problems of reforming, monobank system, monetary regulation, inflation targeting regimes, budgetary day, refinancing stake, expired debt, target intervals, budgetary policy.

Vil M. Rezbayev

ON CONCEPTUAL FOUNDATIONS AND PECULIARITIES OF TRANSITION TO INFLATION TARGETING

The article treats of many aspects of problems and peculiarities of transition to inflation targeting. The role and significance of the Russian Federation Central Bank in dealing with issues of targeting have been revealed. It has been noted that the concept of enhanced financial literacy makes it necessary for a client to become a professional buyer similarly to the way a bank acts as a professional seller.

It should be mentioned that inflation targeting is a completely new subject in the present-day Russian economic science, which calls for a very competent approach to analysis and organization of up-to-date banking activity.

К сведению читателей

Вышла книга:

Нафиков Ш.В. А корни наши древние...: Избранное в 3-х томах. Т. I. — Уфа: Вагант, 2009. — 420 с.

Книга, предлагаемая вниманию читателей, представляет собой первый том из трехтомника избранный произведений Шамиля Нафикова (1948), кандидата филологических наук, старшего научного сотрудника отдела языкознания Института истории, языка и литературы УНЦ РАН, выпускаемого автором в честь своего 60-летнего юбилея. Особенность книги состоит в наличии текстов на трех языках — башкирском, русском и английском. Сборник предназначен для филологов, этнографов и всех тех, кто интересуется историей языка башкир — одного из древнейших народов Евразии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.