ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
О КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Нугуманова Л.Н.
В данной статье рассматривается Концепция профильно-ориентированного трудового воспитания учащихся современной общеобразовательной школы. Стремительное развитие рыночной экономики в настоящее время требует быстрой адаптации школы к реалиям рыночного окружения, ее направленности на модернизацию содержания образования в интересах производства, на развитие личностных качеств учащихся, которые должны стать конкурентоспособными на рынке труда. Это возможно через организацию профильно-ориентированного трудового воспитания школьников с учетом специфики будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: концепция, профильно-ориентированное трудовое воспитание, современная школа, компетенции, педагогическая модель трудового воспитания учащихся, модернизация образования.
On the conception of profile-oriented labor education for students' from modern secondary school. This article is devoted to the conception of profile-oriented labor education for students' from modern secondary school. The rapid development of market economy now requires schools to adapt quickly to the realities of the market environment. It is very important to direct the activities of schools to the modernization of education content for the production aims, to the development ofpersonal qualities of students who must become competitive in the labor market. This is possible through the organization of profile-oriented labor education of students taking into account the specifics of future careers.
Keywords: conception, profile-oriented labor education, the modern school, competence, pedagogical model of labor education, the modernization of education.
Актуальность проблемы профильно-ориентированного трудового воспитания учащихся современной школы обусловлена неоднозначной экономической и социокультурной ситуацией
в России, породившей снижение престижности рабочих профессий и уважения к труду, а также поиск учащейся молодежью «легких» жизненных путей, являющихся проявлениями частичной
утраты нравственной ценности труда. Социальный заказ педагогической науке [1] связан с объективной потребностью общества, образования и личности в современном трудовом воспитании, которое строится на экспериментально обоснованной концепции эффективного профильно-ориентированного трудового воспитания учащихся и учитывает специфику современной школы. Соответственно, требуется новое понимание профильно-ориентированного трудового воспитания, теоретическое обоснование и разработка его эффективной модели, позволяющей обеспечить личностное и профессиональное саморазвитие и становление учащихся, формирование личностных качеств, необходимых для трудовой деятельности, среди которых - потребность в труде, трудоспособность и ответственность, уважение к людям труда, конкурентоспособность, совершенствование трудового воспитания учащихся на основе профильной ориентации и создания условий для их адекватного профессионального выбора. Следует ставить вопрос о нацеленности на формирование индивидуальных траекторий развития способностей, профессиональных намерений и предпочтений, адекватных социально-экономическим условиям и потребностям рынка труда.
Обозначенные проблемы рассматриваются с позиции реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, принятой распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 163-р. Нормативными основаниями для разработки представлен-
ной в статье Концепции послужили: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р; Послание Президента РФ Федеральному собранию по национальной инициативе «Наша новая школа» от 5 ноября 2008 года; Послание Президента Республики Татарстан Государственному совету РТ от 13 октября 2010 года; Стратегия развития образования в Республике Татарстан до 2015 года «Килэчэк».
Исходные позиции данной концепции связаны также с тем, что российская экономика оказалась перед необходимостью подготовки квалифицированных кадров, соответствующих мировому научно-техническому уровню производства, конкурентоспособных на российском и мировом рынках труда. Это в первую очередь относится к кадрам для материальной сферы производства, в основе подготовки которых лежит техническая и информационная деятельность, требующая профессионально важных качеств, характерных для наукоемких рабочих и инженерно-технических профессий, наиболее востребованных в современном обществе.
Профильно-ориентированное трудовое воспитание учащихся современной школы призвано способствовать формированию человеческого потенциала [2], готового обеспечивать рост благосостояния страны в процессе развития экономики и социальной сферы. В современных условиях значимым становится повышение объемов и качества
подготовки [3], особенно по профессиям технического профиля в соответствии с приоритетными направлениями [4] развития наукоемкого производства и информационной сферы. Вместе с тем, в условиях внедрения технологий компетентностного [5], деятельност-ного и личностно-ориентированного подходов [6] к трудовому воспитанию, перехода на идеологию управления, ориентированную на формулирование и достижение конкретного результата, качество трудового воспитания в современной школе не в полной мере удовлетворяет потребности общества в подготовке востребованных обществом личностей, ориентированных на созидательный труд.
В силу названных обстоятельств возникла необходимость в новой парадигме профильно-ориентированного трудового воспитания, отражающей потребности личности и социума, ориентирующей современную общеобразовательную школу на создание условий для жизненного и профессионального самоопределения учащихся [7] и предполагающей опору на педагогическую теорию и современные возможности информационного обеспечения.
Обозначим ведущие проблемы, которые препятствуют развитию системы профильно-ориентированного трудового воспитания:
- возникает несоответствие между объективной необходимостью комплекса требований общества, образования и личности к трудовому воспитанию и отсутствием экспериментально обоснованной концепции эффективного профильно-ориентированного трудового
воспитания учащихся в современной школе;
- в профильно-ориентированном функциональном плане появляется расхождение между усложнением профессиональных функций, влекущее современное профессиональное разделение труда, и предлагаемой системой образования универсальной моделью профессиональной готовности человека к профессиональной деятельности;
- несовпадение целей сложившейся системы профессионального образования, с одной стороны, и целей и возможностей каждого воспитываемого ею субъекта труда, с другой;
- с позиции системного обеспечения трудового воспитания возникает несоответствие его учебной среды реальным технологическим и информационным требованиям технически оснащенной деятельности в условиях высокотехнологического производства;
- отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение для объективного и надежного сбора информации, недостаточно проработана система информационного обеспечения профильно-ориентированного трудового воспитания.
Можно выделитьряд существенных этапов-шагов, которые являются технологичными и характерными в ходе формирования основных составляющих концепции профильно-ориентированного трудового воспитания.
Шаг 1. Определение потребности в разработке концепции профильно-ориентированного трудового воспитания и ее теоретическое обоснование
(принципы, подходы, характерные приемы, методы, организационные формы), владение которыми должно четко осознаваться и применяться на практике каждым педагогом.
Шаг 2. Формирование и последующее совершенствование материально-технических, информационных, кадровых, методических и других условий, без которых внедрение предлагаемого проекта может не дать ожидаемых результатов. Эти условия призваны способствовать организации тесного взаимодействия педагогического сообщества, семьи и других социальных институтов окружающего социума.
Шаг 3. Развитие образовательной среды, направленной на создание единой системы обучения и воспитания как в учебное, так и во внеурочное время, включающего все компоненты общего образования (систему знаний, опыт практической и творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения человека к окружающему миру).
Шаг 4. Разработка системы мониторинга за ходом осуществления концепции профильно-ориентированного трудового воспитания на основе планирования и введения измеряемых количественных показателей качества ожидаемых результатов, включая уровень удовлетворенности всех участников образовательно-воспитательного процесса; мониторинга качества образования в ходе организации работы по достижению заданных ориентиров, их сопоставление с имеющимися результатами на основе традиционных подходов.
Шаг 5. Анализ полученных показателей качества реализации концепции профильно-ориентированного трудового воспитания - определение причин отклонения полученных результатов от ожидаемых, разработка решений по их устранению, перспективы совершенствования предлагаемой концепции.
Представим следующие основные составляющие, задающие структурообразующие компоненты формируемой концепции:
1. Опыт, позволяющий определить роль профильно-ориентированного трудового воспитания в образовательном пространстве региона (муниципального образования, образовательного учреждения). Здесь рассмотрен имеющийся собственный опыт и опыт коллег, его основные положительные и отрицательные результаты по реализации предыдущих образовательно-воспитательных систем, обоснована актуальность поставленных проблем и переход на качественно новый этап на основе сохранения его фундаментальности и соответствия перспективным потребностям личности, окружающего социума и государства.
2. Основные приоритеты профильно-ориентированного трудового воспитания, согласно которым сформулированы первоочередные и стратегические задачи, направленные на дальнейшее развитие и совершенствование образовательно-воспитательной системы образовательного учреждения в составе общества. Среди них особое внимание необходимо
обратить на обеспечение реализации государственной политики в области образования; определение системы социально-экономических мер по повышению конкурентоспособности учреждения в рамках развития государственно-общественного характера управления; создание условий на повышение качества образования; совершенствование системы управления развитием образовательного учреждения на основе распределения ответственности между всеми участниками образовательного процесса.
3. Направления, меры, этапы осуществления концепции профильно-ориентированного трудового воспитания, основной целью которой является подготовка школьников к осознанному выбору профессии на основе полученных знаний, необходимой для удовлетворения ценностных потребностей личности и востребованнойнарынке труда, готового к постоянному профессиональному росту, социальной мобильности.
Концепция профильно-ориентированного трудового воспитания учащихся современной общеобразовательной школы рассматривает профильно-ориентированное трудовое воспитание как систему, ориентированную на удовлетворение интересов личности, общества и государства требований рынка труда в компетентных специалистах.
В практике взаимоотношений системы образования и рынка труда отмечается ряд устоявшихся стереотипов. Работодателя, предъявляющего требования к компетентности и фор-
мирующего заказ на специалиста, не заботит процесс его подготовки. В этой ситуации становится проблематичным укомплектование профессионального кадрового потенциала без дополнительных затрат. Биржа труда как поставщик рабочей силы, воспринимаемой как «товар», также занимает пассивную позицию по вопросу процесса подготовки специалистов. Достоверная информация о потребностях производства, о месте и роли человека труда не становится основанием для выбора профессий старшеклассниками. Кроме знаний о работе родителей, ведущими являются случайные сведения, полученные от сверстников и распространяемые средствами массовой информации. Представления учащихся о подходящей для них престижной и выгодной работе чаще всего не соответствуют их реальным целям и реальной социально-экономической ситуации в стране.
Активная деятельность ученых и практиков в советский период (С.Г. Шацкий, А.К. Гастев, А.С. Макаренко) способствовала тому, что трудовое воспитание стало приоритетным. Учащиеся, получая среднее образование, становились квалифицированными специалистами. Позже цели трудового воспитания были упрощены до формирования первичных трудовых умений. Вместе с тем, современное общее образование, как система, призвано формировать начальную профессиональную компетентность на основе индивидуальной профессиональной траектории развития школьника, обеспечивать научно-методическое и информационное сопровождение процесса его самоопре-
деления, однако на практике за профессиональную судьбу учащегося отвечает семья и сам выпускник школы. Существующая педагогическая практика профильного обучения, не всегда дает достаточно убедительные примеры формирования ценностных ориента-ций личности учащихся. Профильная подготовка учащихся в современной школе часто базируется на устаревших технологиях и оборудовании. Получают распространение негативные примеры, когда преподавание профильных дисциплин поручается представителям других направлений по правилу догрузки штатных учителей.
В практике отмечаются и позитивные примеры реализации информаци-онно-деятельностной составляющей профильно-ориентированного трудового воспитания, необходимой для учащихся вне зависимости от сферы их будущей деятельности. Вместе с тем, внедрение инноваций не имеет однозначного решения и не всегда сопровождается экспериментально выверенным обоснованием.
В целом сложившаяся практика профильно-ориентированного трудового воспитания в современной школе не представлена как система, осуществляющая целенаправленное взаимодействие потребностей производства, содержания трудового воспитания и его методического обеспечения. Существующая система трудового воспитания, в основном, готовит выпускника школы, не осознающего свои профессиональные намерения и предпочтения, обладающего лишь общими трудовыми знаниями и навыками. Можно
предположить, что для этой категории учеников еще не найдены адекватные методики профильно-ориентированного трудового воспитания. Все это свидетельствует о том, что в диалектически обоснованном прогнозном развитии [8] нуждается на современном этапе теория и практика профильно-ориентированного трудового воспитания.
Профильно-ориентированное трудовое воспитание предполагает не только усвоение знаний, умений, навыков, но и освоение учащимися различных видов деятельности через осознание себя субъектами творчества, живущими не только в мире вещей, но и в разнообразных сферах взаимодействия с другими людьми.
Концепция профильно-ориентированного трудового воспитания учащихся современной школы разработана и базируется на философской теории о труде как о значимой ценности, объединяющей интеллект и физиологию, на идеях психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева.
Объектом Концепции является система профильно-ориентированного трудового воспитания, отражающая интересы всех субъектов (граждан, сообществ, органов власти, экономических структур и т.д.), прямо или косвенно заинтересованных в эффективной деятельности по подготовке учащихся к труду в условиях рыночной экономики.
Предметом Концепции является содержание и технологии профильно-ориентированного трудового воспитания учащихся современной общеобразовательной школы.
Составляющими Концепции являются цели, подходы, основные закономерности, принципы, содержание и механизмы профильно-ориентированного трудового воспитания учащихся.
Стремительное развитие рыночной экономики в настоящее время требует быстрой адаптации школы к реалиям рыночного окружения. Это возможно через организацию трудового воспитания школьников с учетом специфики будущей профессиональной деятельности в условиях профильного обучения.
Задачи реализации концепции:
1. Создание условий для подготовки к жизни личности, ориентирующейся в современной экономической ситуации, способной к самореализации, обладающей трудолюбием, понимающей нравственную ценность труда, конкурентоспособной.
2. Обеспечение социальной защиты выпускников школы через обучение профессиям, социально значимым, создающим условия для творческой деятельности и профессионального роста.
3. Обеспечение возможностей для профессионального выбора (экономическое, техническое, гуманитарное, художественное и другие направления) на базе теоретических знаний, практических навыков и сформированных профессиональных намерений.
4. Осуществление диагностики склонностей, психологических особенностей, интересов и потенциальных возможностей учащихся с целью реализации дифференцированного
подхода к организации профильно-ориентированного трудового воспитания.
5. Обучение старшеклассников использованию доступных методик самостоятельного выявления интересов, склонностей, способностей, умению оценивать свои личностные качества при выборе профессии, соотнесению индивидуальных особенностей личности с требованиями выбранной профессии; работе с профессиограммами, справочниками и информационными средствами и технологиями.
6. Организация учебно-производственных и социально-партнерских отношений на основе трехсторонних трудовых договоров между учащимися, администрацией школы, предприятиями, в рамках образовательного кластера.
7. Организация учебно-воспитательного процесса, направленного на повышение познавательного интереса учащихся, воспитание у них профессиональных качеств и компетенций.
Основная цель Концепции заключается в определении содержания и организационных форм качественного профильно-ориентированного трудового воспитания, направленного на удовлетворение растущих потребностей учащихся в профессионально-личностном становлении.
Концепция профильно-ориентированного трудового воспитания учащихся современной школы определяет характер взаимодействия субъектов процесса профильной учебно-трудовой
деятельности в условиях дифференциации образовательного процесса, эффективные пути реализации комплекса социально-экономических и психолого-педагогических требований общества и образования к личности. Концепция построена на основе полипара-дигмального подхода. Теоретические основания полипарадигмального подхода, интегрирующего личностно-ори-ентированный, компетентностный, де-ятельностный подходы связываются с обеспечением эффективного профильно-ориентированного трудового воспитания, включающего самоопределение выпускников современной школы и появление у них личностных новообразований, таких как самостоятельность, способность правильно выбирать будущую профессию и жизненную траекторию, стремление обрести личностно и общественно значимую трудовую деятельность на уровне осознания своих потенциальных способностей. В концепции на организационно-управленческом уровне раскрыты управляющие функции и информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса, научно-методической деятельности и деятельности руководителей всех уровней образования. На дидактическом уровне раскрыты цели и содержание трудового воспитания, формируемые с позиции личностно и социально значимой ценности труда на базе положений философии труда и психологической теории деятельности; задачи, формы и методы профильно-ориентированного трудового воспитания учащихся строятся в единстве интеллектуальных, физиологических и социальных
аспектов. Личностный уровень в данной концепции раскрыт через приоритетный выбор определенного профиля подготовки, основанием для которого служат особенности асимметричного развития потребностей и способностей личности.
Концепция трудового воспитания учащихся, создана с учетом психолого-педагогических, дидактических, аксеологических закономерностей, на базе принципов непрерывности, диа-гностичности, личностной ориентации, перспективности и социальной значимости и может быть полезной в подготовке учащейся молодежи к будущей профессиональной деятельности.
Литература:
1. Мухаметзянова, Г.В. Профессиональное образование как фактор развития инновационной экономики // Известия Российской академии образования. - 2009. - № 4. - С. 68-77.
2. Кирилова, Г.И., Волик, О.Н. Специфика формирования интеллектуального потенциала общества в условиях современной информационной среды (по материалам форума в рамках третьих Махму-товских чтений) // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). - 2011. - № 1.
3. Компетентность и проблемы ее формирования в системе непрерывного образования (школа - вуз - послевузовское образование) / науч. ред. проф. И.А. Зимняя // Материалы XVI научно-методической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения». -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. -30 с.
4. Воровщиков, С.Г. Компетентностный подход в общем образовании: ключе -
вые понятия и приоритетные проблемы / С.Г. Воровщиков. - 2009. - Режим доступа: http://www.schooloftomorrow.ru/content/ ar-ticles/index.php?article=7711
5. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12
6. Хуторской, А.В. Деятельность как содержание образования // Народное образование. - 2003. - №8. - С. 107 - 114.
7. Педагогика: учебник / И.П. Под-ласый. - 2-е изд., доп. - М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010. - 574 с.
8. Кирилова, Г.И. Прогнозирование использования и изучения информационно-коммуникационных технологий в профессиональном образовании // Казанский педагогический журнал. - 2006. - № 2. -С. 15-18.