Научная статья на тему 'О концепции ответственного самолечения в Республике Беларусь'

О концепции ответственного самолечения в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кугач В. В., Тарасова Е. Н.

В статье приведены результаты исследования, связанного с необходимостью разработки концепции самолечения населения в Республике Беларусь. Представлено также экономическое обоснование ответственного самостоятельного применения лекарственных средств вследствие предотвращения временной нетрудоспособности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article results of the research connected with necessity of development of the concept of self-medication of population in Republic of Belarus are presented. The economic substantiation of responsible treatment with OTC-drugs owing to prevention of temporary disability is submitted also.

Текст научной работы на тему «О концепции ответственного самолечения в Республике Беларусь»

Вестник фармации № 3 (41) 2008

ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИКА ФАРМАЦИИ

В.В. Кугач, Е.Н. Тарасова

О КОНЦЕПЦИИ ОТВЕТСТВЕННОГО САМОЛЕЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Витебский государственный медицинский университет

В статье приведены результаты исследования, связанного с необходимостью разработки концепции самолечения населения в Республике Беларусь. Представлено также экономическое обоснование ответственного самостоятельного применения лекарственных средств вследствие предотвращения временной нетрудоспособности.

ВВЕДЕНИЕ

Бесконтрольное и нерациональное использование лекарственных средств (ЛС) наносит вред как здоровью самого пациента, так и значительный экономический ущерб [1,2].

Важным элементом сохранения и укрепления здоровья населения является грамотное использование лекарственных средств с целью самолечения. Концепция ответственного самолечения, разрабатываемая во многих странах, подразумевает, что самостоятельное применение ЛС населением зависит от знаний и взаимодействий работников практического здравоохранения и пациентов [3].

В Республике Беларусь существует перечень лекарственных средств, реализуемых без рецепта врача [4], однако другие составляющие самостоятельного лечения не закреплены в нормативных правовых актах.

Цель настоящего исследования -показать возможность и экономически обосновать разработку концепции самолечения в Республике Беларусь.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В работе были использованы методы анкетирования, экспертных оценок, логико-теоретические.

Анкетированием охвачены 303 аптеки системы РУП «Фармация» и юридических лиц негосударственной формы собственности, 110 врачей из всех областных центров Республики Беларусь и г. Минска. В группу экспертов включали тех, у кого коэффициент компетентности не менее среднего 0,5 и выше (235 анкет экспертов-фармацевтических работников и 78 анкет врачей-экспертов).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Методом анкетирования установлено, что 95% опрошенных медицинских работников поддерживают постоянные контакты с фармацевтическими работниками с целью получения информации об особенностях новых лекарственных средств и наличном ассортименте лекарственных средств, реализуемых без рецепта врача. 90% врачей всегда расспрашивают пациента о принимаемых им лекарственных средствах без рецепта врача и 9% иногда расспрашивают. 95% предупреждают пациента о возможности взаимодействий рецептурных и безрецептурных лекарственных средств, а также ЛС с пищей и биологически активными добавками к пище. 92% опрошенных ведут консультационную работу с населением по возможностям и ограничениям приема лекарственных средств без рецепта врача.

65,5% опрошенных провизоров (фармацевтов) всегда и 31% - иногда также проводят с посетителями постоянную просветительскую работу по правильному отношению к лекарственным средствам, точному определению их роли и правилам применения. Кроме того, нами определено, что провизоры обращают внимание посетителей аптек на вредные последствия курения (62%, иногда - 29%), алкоголя и наркотиков (64%, иногда - 29%).

В ходе социологического опроса выявлена недостаточная грамотность населения в отношении самостоятельного при-

менения ЛС. При этом наблюдаются отравления лекарственными средствами,

реализуемыми без рецепта врача, что также свидетельствует о недостаточных знаниях в этой области [5].

Установлено, что 79% опрошенных экспертов-врачей полагают, что пациент может самостоятельно облегчить незначительные симптомы при плохом самочувствии с помощью безрецептурных лекарственных средств (19% - не всегда).

К таким симптомам эксперты отнесли простуду (1 - 2 дня при невысокой температуре), кашель, боль в горле, простой герпес, запор (если исключена до этого патология), гельминтозы, головную боль при напряжении, прорезывание зубов, дисменорею, а также легкие травмы, острый ринит, легкие аллергические проявления, зубную боль, начальные проявления ОРВИ, боль в суставах, бессонницу, насморк до 5 дней, люмбаго, озноб, невралгию, ушиб.

Показано, что 81% медицинских работников отметили возможность отпуска рецептурных ЛС без рецепта в случае хронических заболеваний после первоначального назначения врачом. При этом в данную группу экспертами включены фарма-котерапевтические группы: гипотензивные (20) - здесь и далее по тексту в скобках указано количество экспертов, высказавшихся по данному вопросу), ноотропы (9), ЛС для лечения язвенной болезни и ее профилактики (омепразол, фамотидин), антигистаминные (4), сосудорасширяющие (4), нитраты (3), мочегонные (3); а также отдельные лекарственные средства: энала-прил (1), гипотиазид (1), бронхолитин (1), теофедрин (1), пирацетам (1), циннаризин (1), нитраты продленного действия (1) и даже современные антибактериальные средства (аугментин, сумамед, цефалоспо-рины 3,4 поколения) (1), ЛС для лечения сахарного диабета (1).

Нами определено, 63% экспертов-врачей допускают расширение перечня лекарственных средств, реализуемых без рецепта врача. 78% экспертов отмечают уменьшение нагрузки на организации здравоохранения за счет увеличения от-

пуска лекарственных средств без рецепта врача.

96% опрошенных врачей-экспертов считают, что необходимо разработать и утвердить концепцию самолечения, самопомощи и самопрофилактики.

88% опрошенных фармацевтических работников отмечают необходимость профессионального описания конкретных ситуаций, в которых четко определена роль провизора в назначении того или иного лекарственного средства.

Важно было также оценить экономическую эффективность при ответственном самолечении населения, основными составляющими которой явились:

1) экономия средств Фонда социальной защиты в результате предотвращения временной нетрудоспособности;

2) экономия от сокращения потерь чистой продукции (ВВП) в результате предотвращения временной нетрудоспособности;

Кроме того, отмечают экономию от снижения затрат на врачебные посещения [6].

Средний размер пособия за первый день временной нетрудоспособности (в июле 2008 г.) рассчитывали исходя из средней заработной платы по различным отраслям. Среднедневной заработок рассчитывали (согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 1997 г. № 1290 «Об утверждении Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам» [7]): среднюю заработную плату за июнь и май (по отрасли экономики), делили на число рабочих дней за июнь и май. Так как за первые 6 календарных дней временной нетрудоспособности выплачивается 80% среднедневного заработка, полученную величину умножали на 80%. Полученные данные по отраслям экономики (в ценах 2008 г.) представлены в таблице 1.

Согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.1997 г. № 1290 максимальный размер пособий за неполный месяц устанавливается в размере величины, получаемой путем деления трехкратной величины сред-

ней заработной платы рабочих и служащих в республике в месяце, предшествующем месяцу временной нетрудоспособности, на количество рабочих дней в месяце временной нетрудоспособности, с последующим умножением полученного результата на количество рабочих дней (часов) временной нетрудоспособности в этом месяце.

Максимальный размер пособий рассчитывали за июль 2008 г. Средняя заработная плата рабочих и служащих по данным Министерства статистики и анализа в июне 2008 г. составила 911265 руб. (в ценах 2008 года) [8]. Трехкратная величина среднемесячной заработной платы составила 2733795 руб.

Количество рабочих дней в июле составило 22 дня. Средний однодневной размер заработной платы составил 124263,4 руб. Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности за 1 день не может превышать, согласно методике, средний однодневной размер заработной платы рабочих и служащих.

Пример расчета экономии от сокращения потерь ВВП при самолечении представим на примере промышленности.

Ее удельный вес в объеме ВВП составил 31,6%. Объем валового внутреннего продукта, по оценке, в январе-июле 2008 г. -66131,1 млрд. руб. (в ценах 2008 г.). ВВП промышленности составил 20897,4276 млрд. руб.

Для перевода календарных дней в рабочие умножали календарные дни на

0,75, так как рабочие дни составляют примерно 3/4 календарных дней [6]. Количество рабочих дней с января по июль составило 159,75. Средний размер ВВП промышленности, создаваемый за один рабочий день составил 130813318,31 тыс. руб. Количество человек, занятых в промышленности - 1180555. Таким образом, средний размер ВВП, создаваемый одним работником промышленности за один рабочий день - 110810 руб.

По аналогичной схеме рассчитали экономию от сокращения потерь ВВП в результате предотвращения временной нетрудоспособности для сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи, торговли и общественного питания (табл. 1).

Таблица 1 - Экономический эффект в результате предотвращения временной нетрудоспо-________________________собности 1 работника (за 1 день, руб.)____________________

Отрасли Экономический эффект

Социальное страхование -средний размер пособия за 1-й день временной нетрудоспособности (руб.) ВВП за 1 рабочий день 1 работающим (руб) Всего за 1-ый день предотвращенной нетрудоспособности (руб)

Промышленность 39080 110 810 149890

Сельское хозяйство 22430 43450 65880

Строительство 45200 97030 142230

Транспорт и связь 39650 104750 144400

Торговля и общественное питание 29460 67450 96910

Образование 25750 - 25750

Таким образом, экономический эффект от предотвращения временной нетрудоспособности за 1 день на 1 работника в результате ответственного самолечения в зависимости от отрасли экономики составляет от 25750 руб. (в образовании) до

149890 руб. (в промышленности) в ценах 2008 г. Экономятся также затраты в результате врачебных посещений.

Однако экономический эффект от самостоятельного лечения населения будет достижим только в случае взаимодействия

медицинских, фармацевтических работников и населения. Нами предложены основные составляющие этого взаимодействия, которые могут служить основой для разработки концепции самолечения (рисунок 1).

Подчеркнутым курсивом на схеме обозначены мероприятия, которые требуют своего решения; курсивом - выполняются недостаточно.

Цель концепции: Создание системы управления качеством при отпуске лекарственных средств без рецепта врача. Задачи:

1) Разработка мер по комплексному взаимодействию врача, провизора и пациента при использовании лекарственных средств, реализуемых без рецепта врача;

2) Рациональное использование лекарственных средств при самолечении;

3) Совершенствование подготовки фармацевтических специалистов в области консультирования посетителей аптек по применению лекарственных средств без рецепта врача;

4) Повышение знаний населения по вопросам самолечения.

Принципы:

1) Ответственные действия работников практического здравоохранения по реализации данной концепции;

2) Единство медицинских и фармацевтических работников в вопросах, связанных с применением безрецептурных лекарственных средств;

3) Ответственное отношение каждого человека к своему здоровью и здоровью своих близких.

4) Соблюдение специалистами принципов медицинской и фармацевтической этики и деонтологии.

При активном взаимодействии работников практического здравоохранения и пациентов, самостоятельное лечение населения становится ответственным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Доказано, что при ответственном самолечении уменьшаются экономические потери в результате предотвращения временной нетрудоспособности населения.

Установлена необходимость разработки концепции самолечения в Республике Беларусь, которая будет способствовать более ответственному отношению всех заинтересованных сторон к самостоятельному лечению населения.

SUMMARY V.V. Kugach, E.N. Tarasova ABOUT THE CONCEPT OF RESPONSIBLE SELF-MEDICATION IN REPUBLIC OF BELARUS In the article results of the research connected with necessity of development of the concept of self-medication of population in Republic of Belarus are presented. The economic substantiation of responsible treatment with OTC-drugs owing to prevention of temporary disability is submitted also.

ЛИТЕРАТУРА

1. Современные проблемы самолечения //

Фарматека [Электронный ресурс]. - 2000. -№4 (40). - Режим доступа:

http//www.pharmateca.ru/cgi-bin/statyi.pl?sid=792&mid=1085056570&ma gid=74. - Дата доступа: 11.09.2006.

2. Better regulation of nonprescription medicines // World self- medication industry [Electronic resource]. - 2007. - Mode of access:

http://www.wsmi.org/pdf/better regulation.pd f. - Date of access: 16.01.2008.

3. Багирова В.Л. Концепция фармацевтической помощи /В.Л. Багирова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.solvay-

pharma.ru/pharmacists/article.asp?id=4465. -Дата доступа: 01.12.2006.

4. Об утверждении перечня лекарственных средств, реализуемых без рецепта врача: Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 сентября 2007 г. № 88 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 248, 8/17178.

5. Сачек, М.М. Эпидемиология отравлений лекарственными средствами / М.М. Сачек, А. А. Кугач, А.Б. Дыбаль, С.В. Громова // Вестник фармации. - 2007. - № 1 (35). - С. 46 - 53.

6. Мовчан, К.А. Методики расчетов эффективности медицинских технологий в здравоохранении. Инструкция по применению: утв. Министерством здравоохранения Республики Беларусь 31.12.2003. / К. А. Мовчан, В.С. Глушанко, А.В. Плиш -Минск, 2003. - 23 с.

7. Об утверждении Положения о порядке

обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 1997 г. №1290 (с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. №

1577 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 201, 5/24288).

8. Статистическая информация // Министерство статистики и анализа Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. - Дата доступа 21.08.2008.

Поступила 01.09.2008 г.

Министерство здравоохранения:

• Утвер_жддет_концепцию самолечения;

• Утверждает, критерии отнесения. ЛС _к отпуску _безрецептд.врача;

• Утверждает Перечень ЛС, реализуемых без рецепта врача.

Фармакопейный и фармакологический комитет (Комиссия по ЛС):

• Рекомендует включить ЛС в Перечень, реализуемых без рецепта врача, на основании_критериев.

РУП «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении»:

• Осуществляет прием, учет и оценку всей информации о выявленных побочных реакциях.

------ту

Врачи:

Определяют нозологии, при которых_ провизор__(фармацевт)__может,__оказывать__ кон-сультативную_ помощь, пациенту; Разрабатывают протоколы, самолечения; Предоставляют информацию обо всех выявленных побочных реакциях на ЛС в РУП «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении»;

Поддерживают контакты с фармацевтическими работниками с целью получения информации об ассортименте ЛС, реализуемых без рецепта врача;

Расспрашивают пациента о принимаемых им ЛС, реализуемых без рецепта врача; Предупреждают пациента о возможности взаимодействий между ЛС, ЛС с пищей, БАД к пище;

Ведут просветительскую и консультационную работу с населением по вопросам, связанным с возможностями и ограничениями приема ЛС без рецепта врача; Р.азрgб_ат_ъlвgют _ _ _ специальные _ _ _ образовательные .программы,для..населения.по_ самолечению.

7\

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Провизоры (фармацевты):

Грамотно проводят консультирование посетителей аптек по вопросам применения лекарственных средств без рецепта врача по единому алгоритму; Используют. в .работе. протоколы. самолечения;

При необходимости препятствовуют самолечению;

Предоставляют информацию обо всех выявленных побочных реакциях на ЛС в РУП «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении»;

Информируют медицинских работников об ассортименте ЛС, реализуемых без рецепта врача;

Проводят с населением постоянную просветительскую работу по правильному отношению к ЛС;

По возможности обеспечивают обратную связь с пациентами по вопросам самолечения.

Постоянно повышают свои знания о ЛС, прежде всего реализуемых без рецепта врача;

Распространяют.. специальные__ образовательные. программы _ .для_. населения_ _ по_ самолечению.

V

V

Население:

Консультируется с фармацевтическими и медицинскими работниками по вопросам применения ЛС без рецепта врача;

Четко следует рекомендациям специалистов и придерживается инструкции по применению ЛС, реализуемых без рецепта врача; Сообщает фармацевтическим и медицинским работникам о выявленных побочных реакциях, связанных с применением ЛС; Хранит ЛС в соответствии с указаниями на упаковке и в инструкции по применению;

Не использует ЛС с истекшим сроком годности;

Изучает специальные_образовательные программы_по_ самолечению.

Рисунок 1 - Схема взаимодействия специалистов здравоохранения и населения при самолечении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.