Научная статья на тему 'О концепции греха в исламе'

О концепции греха в исламе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1680
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ISLAM / ГРЕХ / SIN / ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / PHILOSOPHIC ANTHROPOLOGY / ИСЛАМОВЕДЕНИЕ / STUDIES OF ISLAM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Волобуев Алексей Викторович

В статье обрисовывается одна из наиболее важных концепций традиционного ислама концепция греха. В качестве фона для данного обзора используются привычные нам христианские представления, в сравнении с которыми описываются представления традиционного ислама.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article there is described one of a key conceptions of the traditional Islam: conception of the sin. As a background for the synopsis the Christian representations are used, and the Islamic representations are described in comparison with the Christian.

Текст научной работы на тему «О концепции греха в исламе»

.....

I I I ■ M I I I I

18 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 2 (40) март-апрель ^ Примечания

1. Библия. - М.: Издательство Московской Патриархии, 1998, Псалом 22:6

2. Библия. - М.: Издательство Московской Патриархии, 1998. - Исход 20:4.

3. Библия. - М.: Издательство Московской Патриархии, 1998. - Левит 11:46-47.

4. Бичееб, Б. А. Культурология: евразийский контекст : учебник / Б.А. Бичеев, А.П. Романова, Е.В. Хлыщева, С.Н. Якушенков. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2007. - 369 с.

5. Гимны Таре / перевод с тибетского, критический текст, предисловие, приложения А.В. Зорина. - М.: Открытый Мир, 2009. - 272 с. - («Самадхи»).

6. Ежедневные молитвы. - ЗАОр «НПП «Джангар», 2010. - Серия «Ясный свет».

7. Матрона Московская: Святая помощница в любом деле: Как получить поддержку великой покровительницы верующих/ [авт.-сост. М.Тимофеев]. - М.: Эксмо, 2010. - 160 с.

8. Мень, А. Мировая духовная культура : [лекция, прочитанная в Московском Доме техники на Волхонке 8 сентября 1990 года] / Александр Мень // Сын Человеческий: лекции. - М., 1991. - С. 309-310.

9. Le personnalisme. - В: Oeuvres de Mounier; Paris, Seuil, 1997. - T. II.

О КОНЦЕПЦИИ ГРЕХА В ИСЛАМЕ

А. В. Волобуев

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

В статье обрисовывается одна из наиболее важных концепций традиционного ислама - концепция греха. В качестве фона для данного обзора используются привычные нам христианские представления, в сравнении с которыми описываются представления традиционного ислама.

Ключевые слова: ислам, грех, философская антропология, исламоведение.

In the article there is described one of a key conceptions of the traditional Islam: conception of the sin. As a background for the synopsis the Christian representations are used, and the Islamic representations are described in comparison with the Christian.

Keywords: Islam, sin, philosophic anthropology, studies of Islam.

В Коране нет понятия первородного греха. Грех Адама, вкусившего от древа вечности (не от древа познания добра и зла, как в Книге Бытия; в Коране речь идет либо просто о дереве, либо о дереве вечности) есть акт его личного непослушания Богу. Он не имел последствий для всего человечества. И многие

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ

2 (40) март-апрель 2011 18-21

современные мусульманские авторы утверждают, что грех Адама не имел наследуемого статуса. Этот грех не нанес человеку непоправимого ущерба. Известная евангельская максима гласит: «Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19:17). Из Корана же следует, что человек не столько греховен, сколько

03_âooîâNnÔLi +àëîâàêà.p65

15.05.2011, 20:04

18

.....

ш

Духовность - основа культуры

19

слаб, и нуждается не в искуплении, а в руководстве, без которого он неминуемо впадает в заблуждение.

В Коране говорится об Адаме: «Мы прежде уже заключили завет с Адамом, но он забыл, и не нашли Мы в нем стойкости. И вот Мы сказали ангелам: "Поклонитесь Адаму!" И поклонились они, кроме сатаны, тот отказался» (Коран, 20:114-115)... «Он сказал: "Я -лучше его: Ты создал меня из огня, а его из глины"» (Коран 7:11)... «И Мы сказали: "О Адам! Ведь это - враг твой и твоей жены. Да не изведет он вас из рая, да не окажешься ты несчастным!.." Но нашептал ему сатана, он сказал: "О Адам, не указать ли тебе на древо вечности и власть непреходящую?" И они оба поели от него, и обнаружилась перед ними их скверна, и стали они сшивать для себя райские листья, и ослушался Адам Господа своего и сбился с пути» (Коран 20:115-119). Тогда Бог говорит Адаму и Еве, изгоняя их из рая: «Низвергнитесь из него вместе, врагами друг другу! И если придет к вам от Меня руководство -то, кто последует за Моим руководством, тот не собьется и не будет несчастным» (Коран 20:121-122). И, наконец, итог коранической драмы первого человека: «Потом избрал Адама Господь, и простил его, и повел прямым путем» (Коран 20:120). Вот, собственно, ключевые моменты коранической интерпретации греха Адама: ослушался и сбился с пути, но пришло прощение и руководство от Бога, и Адам пошел (в той или иной степени) прямым путем. Грех Адама и Хаввы - первый грех человека, но не первородный грех человечества.

Таким образом, речь в Коране идет явно о личной ошибке, проступке Адама. Его грех -первый, но не первородный. Проступок Адама повторяют все люди (за исключением Марии и Иисуса, которых, согласно мусульманскому преданию, при рождении не коснулся сатана). Грех каждого человека - это его личный грех. В Новом Завете же говорится о двуединой природе греха. Так, в Послании к Римлянам даются два определения греха: «Все согрешили и лишены славы Божьей» (Рим. 3:23) и «как Иудеи, так и Еллины, все под грехом»

(Рим. 36:9). Другими словами, греховность человека есть следствие как его принадлежности от рождения греху мира, так и подверженности личному греху. Согласно Корану, грех имеет нравственную, но отнюдь не онтологическую природу. Добро и зло, как уже отмечалось, вообще не присущи природе людей. Единственный критерий нравственности - божественная воля. Различение добра и зла дается людям в откровении, в законе, в котором Бог возлагает на человека определенные обязанности - таклиф. От добросовестности их выполнения зависит судьба человека в этой и будущей жизни.

Сущность добра для человека - в послушании божественному закону, неповиновение божественному закону неминуемо ведет к греху. Соответственно степени неповиновения мусульманские законоведы и теологи различали большие и малые грехи. Однако, согласно большинству суннитских богословов, мусульманин, даже совершив большой грех, остается правоверным, а в будущей жизни его ждет только временное наказание. Единственный грех, которому нет прощения, - грех отступничества от веры в единого Бога, а следовательно, и от мусульманской общины. Таким образом, уже сама принадлежность, верность мусульманской общине есть залог спасения человека.

Концепция нравственной природы греха определяет и особенности коранического учения о спасении, которое в общих чертах выглядит следующим образом. Человек по своей природе рождается добрым и верующим, но нравственно нестойким. Его собственных сил не хватает для того, чтобы быть праведным, но недостает ему для этого только моральных сил. Обрести эти силы человек может, приемля божественное руководство. Именно поэтому Бог по Своему милосердию периодически посылал людям Своего пророка или посланника с тем, чтобы напомнить людям, что они должны делать для своего спасения. Собственно, каждый новый пророк, включая и последнего - Мухаммада, с большей или меньшей степенью полноты сообщал, а точнее, на-

03_аооТаип6й +аёТааёа.р65

15.05.2011, 20:04

19

.....

I I I ■ М I I I

20 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 2 (40) март-апрель

поминал слабым и забывчивым людям одно и то же: Бог создал человека в таком виде, в каком пожелал. Как творение Божие, тем более творение избранное, наместник Бога на земле, которому даже ангелы должны были поклониться, человек изначально не может быть плох. Но именно как творение, бесконечно далеко отстоящее от своего Творца и ни в коем случае с Ним не сравнимое, человек неизбежно должен быть слаб и неустойчив. Поэтому он нуждается в постоянном руководстве Бога. Первый человек - Адам был и первым посланником, то есть тем, кому Бог дал свое руководство.

Приятие божественного руководства, данного в пророках и писаниях, уже достаточное основание для восстановления изначальной праведности и обретения спасения. Вот здесь основное отличие коранического учения о спасении от новозаветного. Новозаветное учение о спасении утверждает принципиальную невозможность спастись человеку самому по себе, каким бы совершенным законам он не следовал. Безнадежно повреждена природа человека, и нужна жертва Самого Бога, чтобы человек мог примириться с Ним и спастись. Нельзя не отметить, что в историческом исламе постоянно предпринимались попытки найти в кораническом учении основания если не для идеи искупления, то, по крайней мере, для заступничества. Так, в Х веке в народном исламе, вопреки осуждению со стороны законоведов, складывается идея эсхатологического заступничества Му-хаммада за верующих его общины. Только однажды упоминаемый в Коране «путь геенны огненной» превращается в учение о мосте, тоньше волоса и острее меча, переброшенном через ад. В рай по нему смогут пройти только праведники. Люди же грешные, но веровавшие в единого Бога смогут одолеть этот мост благодаря ходатайству за них Мухаммада перед Богом.

На роль величайших грешников в Коране претендуют кафиры и мунафики. Мунафики, согласно традиционному переводу, «лицемеры» (впрочем далее будет показано, что этот

перевод не вполне отражает значение понятия.) - очень необычное и неоднозначное определение. В большинстве сур оно применяется по отношению к реально существовавшей группе людей из числа знатных жителей Ясри-ба (Медины), которые приняли ислам и признали Мухаммада посланником Аллаха, но впоследствии, испугавшись усиления его влияния в городе («боятся, что Аллах и Его посланник утеснят их?..» (20:50)), начали плести интриги против него. Лицемеры всё же присоединились к Мухаммаду, в большинстве случаев неохотно или по принуждению. Об их лидере, Абдалле ибн Убее, сообщается, что он был красив и принадлежал к знатному и влиятельному в Медине роду, а в подчинении у него были два племени, ранее постоянно враждовавшие между собой.

Этимология этого термина также неясна. Один вариант связан с глаголом нафака -букв. «выйти из своей норки», и существительным нафакун («норка тушканчика»): создается образ эскаписта, пытающегося оградится от окружающего мира, найти убежище («Если бы они нашли убежище, или пещеры, или вход, то мунафики устремились бы к нему большим стремлением, и ничто не могло бы их удержать». Другой вариант этимологии - от эфиопского шаг^ек, при трансформации получает значение «колеблющийся», «сомневающийся».

Мунафики характеризуются как «лжецы» (59:11; 9:42; 9;107; 63:1), «горделивые», «хвастливые» (4:36), «глупцы» (2:13), они пребывают в постоянном страхе за свою жизнь и имущество, поступают лишь исходя из соображений личной выгоды (вообще-то говоря -отнюдь не осуждаемое исламом намерение, но с Кораном не поспоришь), стремятся угодить всем партиям (4:91) и пребывают в постоянном сомнении, к кому бы примкнуть. Их лидер неоднократно подводил Мухаммада, например перед битвой при Ухуде Абдалла ибн Убей увел свой отряд в 300 человек, испугавшись многочисленной армии мекканских язычников, предопределив тем самым поражение мусульман.

03_ä6otä[tnöü +äetäaeä.p65

15.05.2011, 20:04

20

.....

ш

Духовность - основа культуры

21

Насчет участи лицемеров Коран противоречив. Иногда резкий тон по отношению к ним сменяется на более снисходительный. Так, в ряде сур говорится, что Бог отвернулся от му-нафиков за грехи и их ждёт наказание в ближайшей жизни (чего мунафики боятся больше всего) и загробной. Однако не исключается того, что Бог проявит милосердие, и лицемеры в геенну не попадут.

Множество аятов иллюстрируют слабоволие мунафиков, например: «вы найдёте других (мунафиков), которые захотят быть верными вам и (в то же время) верными своему народу. Всякий раз как их (неверные) примкнут к мятежу, они будут ввергнуты туда...» (4:91). Другими словами, ключевым свойством мунафиков является не «лицемерие», а страх, в основном - боязнь потерять имущество, влияние, опасение за свою безопасность. «Поэтому слово "лицемерие" характеризует далеко не все действия данной группы. В той же степени к ним могут быть применены такие определения, как "опасающиеся", "колеблющиеся", "сомневающиеся"» (1).

Слово «кафир» в публицистике и прессе зачастую переводят как «неверный», что не правильно. Куфр - неблагодарность по отношению к великим дарам Аллаха. Щедрость Его по отношению к нам возрастает по мере того, как человек начинает проявлять

свою благодарность за уже дарованное нам (К. 14:07).

Неспособность признать это как раз и порождена отсутствием в человеке самоуважения. Необходимо проникнуться осознанием множества прекрасных качеств, которыми человек был наделен при рождении. Отказываясь признавать их, под видом смирения или униженности, человек тем самым отвергает милости Аллаха. Каково же место любви в этих отношениях? Во Второзаконии Бог-Ревнитель любит Свой народ и требует от него любви. Согласно Первому посланию Иоанна (4:16), «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». В Исламе любовь человека к Богу и Бога к человеку нашла глубокую разработку в учениях мистиков. Однако суннитское богословие и законоведение относились к этой теме с крайней осторожностью. Любовь есть волевой акт, а конечная воля человека не может иметь своим объектом бесконечное. Крупный мусульманский богослов XIII века Ибн Таймийа писал, что любовь предполагает прежде всего соотнесенность, пропорциональность, которых нет и не может быть между Творцом и Его творением. Поэтому совершенная вера должна выражаться в любви к закону, к установлениям Божьим, а не к Самому Богу. Именно это позволяет характеризовать традиционный ислам как номократическую систему.

Примечание

1. Богатова, Э. Понятие «мунафик» в Коране / Э. Богатова // Ислам: религия, культура, язык. - М.: ИСАА при МГУ, 2001.

03_а6оТаип6й +аёТааёа.р65

15.05.2011, 20:04

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.