Научная статья на тему 'Педагогические условия государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи'

Педагогические условия государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / EDUCATION / STATE-PATRIOTIC EDUCATION / PEDAGOGICAL CONDITIONS / STUDENTS / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Томилина Светлана Николаевна

Патриотическое воспитание современной учащейся молодежи постепенно становится одним из приоритетных направлений деятельности учебных заведений высшей школы. Значительная часть выпускников вузов будут трудиться в государственных органах и структурах, что ставит на повестку дня их формирование как подлинных патриотов-государственников, личностей с высоко развитыми патриотическими и нравственными качествами. Реализация этой цели возможна в сфере такого направления, как «государственно-патриотическое». Достижение желаемого результата в рамках традиционной организации учебно-воспитательного процесса представляется затруднительным по разным причинам. Одной из них является отсутствие необходимых педагогических условий организации и проведения процесса воспитания патриотов-государственников. Цель статьи выявление и теоретическое обоснование комплекса педагогических условий государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи. Научная новизна данной статьи заключается в выявлении и теоретическом обосновании совокупности педагогических условий, способствующих эффективному государственно-патриотическому воспитанию учащейся молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF STATE-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDYING YOUTH

Patriotic education of today's students gradually becomes one of the priority directions of activity of higher education institutions. A significant part of University graduates will work in state bodies and structures, which puts on the agenda their formation as true patriots-statesmen, individuals with highly developed Patriotic and moral qualities. The realization of this goal is possible in the sphere of such direction as "State-Patriotic". Achieving the desired result in the traditional organization of the educational process is difficult for various reasons. One of them is the lack of necessary pedagogical conditions for the organization and conduct of the process of education of patriots-statesmen. The purpose of article is identification and theoretical substantiation of complex pedagogical conditions for State-patriotic upbringing of young students. The scientific novelty of this article lies in identification and theoretical substantiation of a set of pedagogical conditions that contribute to the effective State-Patriotic education of students.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи»

УДК 37.035.6 ББК 74.00 Т 56

С.Н. Томилина

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»; E-mail: cvetochek3200@ mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

(Рецензирована)

Аннотация. Патриотическое воспитание современной учащейся молодежи постепенно становится одним из приоритетных направлений деятельности учебных заведений высшей школы. Значительная часть выпускников вузов будут трудиться в государственных органах и структурах, что ставит на повестку дня их формирование как подлинных патриотов-государственников, личностей с высоко развитыми патриотическими и нравственными качествами. Реализация этой цели возможна в сфере такого направления, как «государственно-патриотическое». Достижение желаемого результата в рамках традиционной организации учебно-воспитательного процесса представляется затруднительным по разным причинам. Одной из них является отсутствие необходимых педагогических условий организации и проведения процесса воспитания патриотов-государственников. Цель статьи - выявление и теоретическое обоснование комплекса педагогических условий государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи. Научная новизна данной статьи заключается в выявлении и теоретическом обосновании совокупности педагогических условий, способствующих эффективному государственно-патриотическому воспитанию учащейся молодежи.

Ключевые слова: воспитание, государственно-патриотическое воспитание, педагогические условия, учащаяся молодежь, формирование.

S.N. Tomilina

Can. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of the Department of Life Safety of the State Maritime University named after Admiral F.F. Ushakov; E-mail: cvetochek3200mail.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF STATE-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDYING YOUTH

Abstract. Patriotic education of today's students gradually becomes one of the priority directions of activity of higher education institutions. A significant part of University graduates will work in state bodies and structures, which puts on the agenda their formation as true patriots-statesmen, individuals with highly developed Patriotic and moral qualities. The realization of this goal is possible in the sphere of such direction as "State-Patriotic". Achieving the desired result in the traditional organization of the educational process is difficult for various reasons. One of them is the lack of necessary pedagogical conditions for the organization and conduct of the process of education of patriots-statesmen. The purpose of article is identification and theoretical substantiation of complex pedagogical conditions for State-patriotic upbringing of young students. The scientific novelty of this article

lies in identification and theoretical substantiation of a set of pedagogical conditions that contribute to the effective State-Patriotic education of students.

Keywords: education, State-Patriotic education, pedagogical conditions, students, formation.

В период становления демократического российского государства, активного и последовательного проведения существенных трансформаций в социально-экономической, политической, образовательной, военной и иных сферах проблема патриотизма приобретает особую актуальность. Это связано со следующими внутренними факторами:

1) снижением роли патриотизма как ценностного базиса развития каждой личности, семьи, социума и государства;

2) наличием значительного количества молодых людей, которые не считают себя патриотами России, ведут аморальный образ жизни, употребляют алкоголь и наркотики, заявляют о своем желании переехать на постоянное место жительство в западные страны;

3) уклонением частью молодежи от выполнения своих конституционных обязанностей перед обществом и государством (нежелание проходить воинскую службу, отказ от социально-полезной патриотической и волонтерской работы и др.).

Наличие перечисленных факторов и учет руководством государства негативной тенденции - неуклонного обострения международной и военно-политической обстановки послужило основанием для принятия решения о придании патриотизму статуса «общенациональной идеи», общегосударственной идеологии, базиса консолидации российского народа.

Актуальность рассматриваемой темы связана также с тем, что в настоящее время в учебных заведениях работа по воспитанию будущих специалистов как подлинных государственников, активных поборников за развитие и укрепление нашей державы не выделена в отдельное направление, что требует разработки

соответствующей педагогической модели и технологии, создания необходимых педагогических условий.

По мнению Е.В. Дёмкиной, ключевой задачей каждого вуза является оказание необходимой помощи учащемуся «в развитии и полной реализации своих личностных возможностей, нахождение адекватных приемов и методов пер-сонализации именно через педагогическую деятельность» [1: 79]. Значит, через разнообразную педагогическую деятельность, в том числе и путем организации процесса государственно-патриотического воспитания, преподаватели вуза могут сформировать у учащейся молодежи высокие качества патриотов-государственников.

Под термином «государственно-патриотическое воспитание учащейся молодежи» понимается организованная, целенаправленная и систематическая деятельность руководящего и профессорско-преподавательского состава вуза, факультетов и кафедр по развитию у учащейся молодежи знаний по истории российского государства, формированию государственно-патриотического мировоззрения, сознания, убеждений, чувств и на этой основе высоких качеств гражданина-патриота России, выражающихся в добросовестном и результативном выполнении учебных и служебных обязанностей [2: 7].

Проблему педагогических условий воспитания патриотизма у молодежи, студентов и курсантов рассматривали А.К. Быков, А.Н. Вырщиков, М.Ю. Корнилова, М.Б. Кусмарцев, Д.Ю. Мордвинцев, Ф.Е. Попов, В.Е. Уткин, и др. По мнению данных авторов, правильно подобранные и успешно примененные педагогические условия выполняют в педагогическом исследовании

и воспитательно-патриотической деятельности роль одного из ключевых системообразующих элементов педагогического процесса, оказывающего существенное влияние на достижение намеченной цели и установленных задач.

Так, Д.Ю. Мордвинцев относит к таковым совокупность педагогических обстоятельств учебно-воспитательного процесса высшего учебного заведения, обеспечивающих эффективность реализации применяемой модели воспитания патриотов [3: 5]. М.Ю. Корнилова и А.Н. Томилин [4: 4] интерпретируют сущность термина «педагогические условия формирования патриотизма у учащихся морского вуза» как определенную совокупность педагогических требований к организационной стороне и педагогическому процессу, соблюдение которых будет успешно содействовать достижению высоких результатов воспитательно-патриотической деятельности. Согласно позиции Ф.Е. Попова [5], педагогические условия воспитания патриотизма представляют собой комплекс внешних и внутренних обстоятельств, влияющих на процесс и способствующих достижению намеченной цели воспитания настоящих патриотов. А.А. Калекин [6: 3] поясняет смысл педагогических условий патриотического воспитания курсантов военного вуза как комплекс объективных факторов и организационных мер, существующих в учебном заведении и созданных исследователем, применение которых позволяет оказывать значимое влияние на вырабатывание развитых патриотических качеств у юношей и девушек в период обучения в вузе.

Следовательно, под термином «педагогические условия государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи» понимается комплекс потребных и целенаправленных мер педагогического влияния на юношество, правильное применение которых способствует успешности организации

и проведения воспитательно-патриотической деятельности, достижению намеченной цели по формированию патриотов-государственников с развитыми патриотическими качествами.

Изучение и анализ научной литературы, состоящий из двух групп, контент-анализ диссертационных исследований [1-7 и др.] позволил определить комплекс педагогических условий, применение которых в учебно-воспитательной работе и воспитательно-патриотической практике обеспечат повышение эффективности государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи:

а) объективные (социально-государственная поддержка государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи; разработка концепции государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи; конструирование модели государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи; разработка и внедрение в воспитательную практику вуза целевой программы «Патриот России - патриот государства и народа»; вовлечение учащейся молодежи в разнообразную патриотическую и волонтерскую деятельность);

б) субъективные (придание информационно-образовательной и воспитательной средам государственно-патриотической направленности; обеспечение готовности профессорско-преподавательского состава к воспитательно-патриотической деятельности с учащейся молодежью; развитие интереса у учащейся молодежи к легендарной истории российского государства и его боевым традициям; развитие самовоспитания учащихся, их саморазвития как патриотов-государственников).

Реализация сформированного комплекса педагогических условий предусматривает выполнение конкретных действий для каждого условия.

1. Социально-государственная поддержка государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи. Включает:

а) решительный отказ от навязываемых ложных ценностей либеральной идеологии капитализма, затуманивающих сознание россиян и превращающих их в бездумных роботов-потребителей;

б) актуализацию государственно-патриотической идеи в российском социуме и молодежной среде;

в) базирование воспитательно-патриотической деятельности с учащейся молодежью на нормативно-патриотических законах и актах;

г) обеспечение единства в воспитательно-патриотической деятельности с местными и региональными государственными администрациями и структурами, депутатским корпусом.

2. Разработка концепции государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи, которая структурно содержит: цель, задачи, принципы, закономерности, функции, направления деятельности, механизм реализации, результат.

Отличительная особенность концепции - провозглашение государства как патриотической ценности и её направленность на формирование каждого учащегося вуза как патриота-государственника.

3. Конструирование модели государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи с позиций системно-деятельностного, историко-культурного, компетент-ностного и программно-диагностического подходов. Включает:

- концептуально-целевой блок (социальный заказ общества по государственно-патриотическому воспитанию курсантов, определение цели и задач, формулировка основных противоречий и разработка концепции);

- организационно-содержательный блок (принципы, содержание, направления, формы и этапы ГПВ);

- функционально-технологический блок (диагностика уровней ГПВ, проектирование процесса формирования патриотических качеств, проектирование целевой программы ГПВ курсантов морского вуза);

- диагностико-результативный блок (формирование уровней патриотизма курсантов - критерии: познавательный, экспрессивный, мотиваци-онный и поведенческий; обобщение опыта ГПВ флотской молодежи).

4. Разработка и внедрение в воспитательной практике вуза целевой программы «Патриот России - патриот государства и народа», состоящей из шести модулей:

- «Государственно-исторический» (изучение истории российского государства, этапов его развития и легендарного боевого пути);

- «Теоретический» (овладение теорией патриотизма, особенностями российской культуры, сущности и содержания отечественных традиций); «Деятельностный» (вовлечение учащейся молодежи в активную социально-патриотическую и волонтерскую деятельность);

- «Физкультурно-спортивный» (участие в спортивно-массовой и физкультурной работе, спортивных соревнованиях и олимпиадах, подготовке каждого учащегося к воинской службе и защите Отечества);

- «Культурно-досуговый» (проведение комплекса культурно-досу-говых мероприятий патриотической направленности);

- «Установочный» (осуществление воспитательного воздействия в интересах ориентации учащихся на самостоятельное самообразование, самовоспитание у себя патриотических качеств и дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование себя как патриота-государственника.

5. Вовлечение учащейся молодежи в разнообразную патриотическую и волонтерскую деятельность, позволяющую:

а) сформировать способности к волевым проявлениям в области патриотизма;

б) привить навыки, привычки и опыт патриотического поведения;

в) обеспечить активность участия в политической, общественной жизни и воспитательных мероприятиях;

г) добиться результативности учащихся в учебе, дисциплине, физической подготовке и готовности к службе в рядах Вооруженных Сил.

6. Придание информационно-образовательной и воспитательной средам государственно-патриотической направленности. Для этого необходимо:

- обеспечить единство и согласованность деятельности всех компонентов информационно-образовательной и воспитательной сред;

- предусмотреть соответствующее дидактическое обеспечение воспитательного процесса необходимыми учебными пособиями, ТСВ, ЭСМИ, целевой программой, анкетами, тестами, контрольными заданиями, глоссариями, справочниками и др.;

- оснастить библиотеку вуза необходимой патриотической литературой - научной, справочной, художественной, военно-мемуарной и др.;

- подготовить к воспитательно-патриотической деятельности электронную библиотеку, её гарантированную способность к выходу в Интернет, доступу к научным публикациям, журналам, газетам патриотической направленности;

- обновить наглядную агитацию в вузе;

- обновить компьютерную поддержку, продумать техническое и программное обеспечение;

- сформировать готовность субъектов процесса государственно-патриотического воспитания (профессорско-преподавательского состава и учащейся молодежи).

7. Обеспечение готовности профессорско-преподавательского состава к воспитательно-патриотической деятельности с учащейся молодежью, для чего предусмотреть:

а) совершенствование педагогического мастерства к педагогически

грамотному и умелому проведению государственно-патриотического воспитания с учащимися;

б) использование личного примера профессорско- преподавательского состава как патриотов-государственников.

8. Развитие интереса у учащейся молодежи к легендарной истории российского государства и его боевым традициям. Достигается путем:

а) развития высокого уровня познавательной деятельности учащейся молодежи к идее государственного патриотизма и государственно-патриотического воспитания;

б) базирования на имеющемся интересе побуждать, формировать и развивать новый социально ценностный интерес к государственному патриотизму и государственно-патриотическому воспитанию;

в) вдохновения учащихся концептом формирования патриотов-государственников как новой элиты российского социума;

г) исключения угасания у юношей и девушек интереса к легендарной истории, культуре и боевым традициям российского государства;

д) применения индивидуальной работы для оживления интереса к воспитательно-патриотической деятельности и формирования себя как патриота-государственника.

9. Развитие самовоспитания учащихся, их саморазвития как патриотов-государственников. Для этого целесообразно:

а) создать в вузе благоприятную обстановку, способствующую формированию у учащейся молодежи желания и потребности в самовоспитании;

б) подвести учащихся к самостоятельному осмыслению и осознанию полезности самовоспитания для личности;

в) обучить учащихся технологии самовоспитания;

г) организовать педагогическое руководство самовоспитанием учащейся молодежи;

д) оказать постоянную и предметную педагогическую помощь учащимся в самовоспитании;

е) осуществлять контроль самовоспитания учащихся.

Таким образом, умелое применение сформированного комплекса педагогических условий государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи позволит организовать целенаправленный педагогический процесс, увлечь и заинтересовать юношей и девушек

новым содержанием воспитательно-патриотической деятельности, убедить их в её полезности для государства, общества и народа, что позволит воспитать будущее поколение государственных служащих как компетентных специалистов и подлинных патриотов-государственников, на деле заботящихся об укреплении экономической и оборонной мощи державы и улучшении благосостояния российского народа.

Примечаия:

1. Демкина Е.В. Психолого-педагогические условия гендерно-ролевой социализации личности студента вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2009. Вып. 1(44). С. 79-84.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». URL: http://government.ru (дата обращения: 28.02. 2019).

3. Мордвинцев Д.Ю. Воспитание патриотизма у будущих учителей средствами педагогических дисциплин: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Екатеринбург, 2004. 22 с.

4. Корнилова М.Ю., Томилин А.Н. Патриотическое воспитание учащихся морского вуза в условиях города-героя: монография. Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова. 138 с.

5. Попов Ф.Е. Педагогические условия воспитания патриотизма студентов в военно-поисковой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Екатеринбург, 2015. 23 с.

6. Калекин А.А. Педагогические условия воспитания патриотизма у курсантов военного вуза на основе культурологического подхода: ^временные тенденции развития науки и технологий: материалы XVII Междунар. науч.-практ. конф. Белгород, 2016. С. 58-64.

7. Томилина С.Н. Концепция и стратегии государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи: монография. Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова. 198 с.

References:

1. Demkina E.V. Psychological and pedagogical conditions of gender-role socialization of the persona of the higher school student // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2009. Iss. 1 (44). P. 79-84.

2. The state program of "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020." URL: http://government.ru (access date: February 28, 2019).

3. Mordvintsev D.Yu. Patriotic education of future teachers by means of pedagogical disciplines: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree: 13.00.01. Ekaterinburg, 2004. 22 pp.

4. Kornilova M.Yu., Tomilin A.N. Patriotic education of students of the marine higher school in the conditions of the hero-city: a monograph. Novorossiysk: RIO GMU of Admiral Ushakov F.F. 138 pp.

5. Popov F.E. Pedagogical conditions of patriotic education of students in the military search activity: Diss. for the Cand. of Pedagogy degree: 13.00.01. Ekaterinburg, 2015. 23 pp.

6. Kalekin A.A. Pedagogical conditions of patriotic education of cadets of a military higher educational institution based on the culturological approach: modern trends in the development of science and technology: proceedings of the 17th Intern. scient. and pract. conf. Belgorod, 2016. P. 58-64.

7. Tomilina S.N. The concept and strategy of state patriotic education of students: a monograph. Novorossiysk: RIO GMU of Admiral Ushakov F.F. 198 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.