УДК 82.08
О КЛАССИФИКАЦИИ МАРКЕМ
А. В. Кашкина
Воронежский государственный университет
Поступила в редакцию 30 сентября 2010 г.
Аннотация: статья посвящена одной из проблем, связанных с методом маркемного анализа, - семантической классификации маркем. Задача данной работы - предложить один из возможных вариантов классификации и продемонстрировать его применение на практике.
Ключевые слова: маркемный анализ, маркема, индекс тематической маркированности, категория маркем.
Abstract: this article deals with one of the problems connected with the markeme analysis method, the semantic classification of markemes. The aim of this work is to suggest one of the possible variants of such classification and to represent its practical usage.
Key words: markemic analysis, markeme, index of thematic markedness, markeme category.
В настоящей работе проводится попытка классификации маркем с точки зрения их семантики. Маркема - базовое понятие новой, разработанной А. А. Кретовым, методики маркемного анализа - способа квантитативного исследования массивов текстов. Определение маркемы основывается на понятии индекса тематической маркированности. Индекс тематической маркированности (ИнТеМа), или авторский вес, - это квантитативная характеристика встречаемости словоформы в том или ином тексте, вычисляемая по следующей формуле:
ИнТеМа = Ч-вес - Д-вес,
где Ч-вес - относительная частота словоформ, а Д-вес
- их функциональный вес, зависящий от длины словоформы в звуках.
Основной критерий выделения маркем - положительность ИнТеМа той или иной лексемы. Отобранные таким образом слова проходят далее через ряд фильтров, предложенных А. А. Кретовым [1]:
1) грамматический - выбираются только имена существительные в единственном числе именительного падежа (здесь делается исключение для р1игаНа 1апШш (часы, весы и т.п.), для слов, различающихся по семантике в зависимости от числа (например, волос, волосы), для существительных (глаза, губы), мыслимых как парные);
2) грамматико-семантический - исключаются все онимы и все одушевленные существительные, кроме слова человек;
3) тематико-семантический - из списка удаляются следующие группы слов:
а) стилистически окрашенные - диминутивы,
© Кашкина А. В., 2011
элементы жаргона, диалектизмы и т. д.;
б) названия артефактов (кроме имеющих символическое значение);
в) лексемы, связанные с определенными литературными жанрами (например, явление, действие в пьесах) и названия этих жанров;
г) названия месяцев и дней недели.
Из маркем, прошедших через все вышеприведенные фильтры, отбираются 50 слов, имеющих максимальный ИнТеМа (или несколько больше в случае, если, например, ИнТеМа 50-й и 51-й маркемы оказываются равными). Полученный в результате массив лексем для удобства интерпретации необходимо разделить на отдельные множества. Один из вариантов такой классификации маркем предложен А. А. Фаус-товым [2]. Настоящая работа, во многом опираясь на данное исследование, однако, расходится с ним в ряде моментов.
Прежде всего, среди множества маркем можно выделить группу артефактов-символов, обозначающих продукты человеческой деятельности. Отделить слова с символическим значением от прочих артефактов можно, исходя из контекста (например, скатерть в произведениях Н. А. Некрасова как символ простора либо изобилия (самобранка)) или основываясь на приведенных далее принципах.
Если лексема-артефакт входит в название стихотворения (кинжал у М. Ю. Лермонтова), обозначает предмет, который сам по себе является символом (скипетр как символ царской власти), то она является артефактом-символом. Категорию артефактов-символов можно разделить на артефакты-локации (здания и т.д.: церковь, кладбище, площадь) и артефакты-предметы (стакан, платок и т.д.), а также выделить отдельные тематические подгруппы (на-
ВЕСТНИК ВГУ СЕРИЯ: ЛИНГВИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. 2011. № 1
13. Заказ 707
пример, детали городского пейзажа: улица, переулок, площадь и т.п.).
Кроме того, в множестве маркем легко выделяется категория натурфактов естественных, природных объектов. Относящиеся к этой группе лексемы могут быть далее распределены по отдельным подмножествам, например, слова, обозначающие явления природы (ветер, дождь), вещества и материалы (песок, мрамор), элементы ландшафта (ущелье, гора), элементы флоры (цветок, дерево) и т.п.
Категория маркем, в ряде работ по маркемному анализу называемая «абстрактной» (см., например. [3], [4]), допускает дальнейшее деление на следующие группы:
1) «космологические» маркемы (термин А. А. Фа-устова) - слова, выражающие наиболее обобщенные, базовые понятия (человек, природа, жизнь и т.д.);
2) маркемы, связанные с окружающим миром и его восприятием: «темпоральные» (временные: час, мгновенье, вечер и т.д.), «ориентационные» (связанные с положением в пространстве, например, стороны света), «качественные» (связанные с отдельными характеристиками явлений окружающего мира: оптическими (блеск, синева), акустическими (грохот, звон), метрическими (глубина, высота) и т.д.), а также множество лексем, обозначающих физические действия (полет, прыжок и т.д.).
Все маркемы, так или иначе связанные с человеком, можно назвать «антропными» (у А. А. Фаустова этот термин имеет несколько иное значение). Эту группу лексем можно условно разделить на «личностные» (характеризующие отдельного человека) и «социальные» (связанные с обществом) маркемы. Категорию «личностных» маркем составляют такие подмножества, как «физические» (обозначающие части тела, органы человека: голова, глаза и т. п.), «возрастные» (старость, детство и т.д. ), «эмоциональные» (радость, восторг, счастье и т.п., а также лексема сердце, в художественной литературе понимаемое как вместилище чувств и эмоций), «характеристические» (описывающие черты человеческого характера: гордость, мужество и т.д.) маркемы и обобщенная «ментально-перцептивная» подгруппа (слова, связанные с разумом, сознанием, чувственным восприятием мира: мысль, взгляд, рассудок и т.д.).
Прочие «антропные» маркемы, включенные в группу «социальных», также могут быть категоризи-рованы более дробно. Прежде всего, выделяется так называемая «морально-оценочная» лексика (слова, связанные с общественными нормами и ценностями, выражающие нравственную оценку человеческих поступков: добродетель/злодейство, правда/ложь и т.д.). Важное место в маркемной системе занимает также подгруппа слов, связанных с межличностными взаимоотношениями (дружба, любовь и т.д.) и
примыкающая к ней «коммуникативная» категория (лексемы, связанные с речевой коммуникацией: слово, язык и т.д.). Кроме того, к «социальным» маркемам можно отнести, например, «политические» (имеющие отношение к структуре государства: власть, царство и т.д.), «правовые» (связанные с законом, правовыми нормами: преступление, казнь и т.д.), «творческие» (отражающие сферу искусства: портрет, музыка и т.д.), «событийные» (обозначающие события, не являющиеся явлениями природы, относящиеся к общественной жизни: праздник, похороны и т.д.).
Рассмотрим практическое применение предложенной нами системы классификации маркем на примере маркемной лексики А. С. Пушкина. В таблице представлены 50 маркем данного поэта, имеющие максимальный ИнТеМа.
Т а б л и ц а
Список маркем А. С. Пушкина
Маркема ИнТеМа Маркема ИнТеМа
Разговор 0,468613 Невежество 0,243334
Блаженство 0,411326 Монастырь 0,243009
Рассудок 0,401734 Время 0,235971
Младость 0,374882 Награда 0,235692
Памятник 0,368394 Жребий 0,224738
Праздник 0,368394 Голос 0,221968
Талисман 0,355942 Дружество 0,218665
Свобода 0,344257 Потомство 0,218665
Послание 0,328665 Небосклон 0,218665
Предмет 0,317179 Отрада 0,217086
Приговор 0,310637 Зеркало 0,216346
Радость 0,308147 Красота 0,216346
Надежда 0,305178 Старость 0,216346
Прелесть 0,305178 Слава 0,206439
Воспоминание 0,303744 Звезда 0,195476
Поцелуй 0,293448 Вольность 0,192534
Отечество 0,286925 Образец 0,192534
Любовь 0,281962 Портрет 0,192534
Природа 0,280997 Деревня 0,192534
Восторг 0,267796 Милосердие 0,190685
Сладость 0,267796 Бессмертие 0,190685
Воображение 0,258069 Небрежность 0,190685
Торжество 0,257464 Добродетель 0,190685
Чувство 0,25372 Смерть 0,190558
Здравие 0,25372 Народ 0,179586
Как можно видеть, наиболее богато представленной в маркемном списке А. С. Пушкина является «морально-оценочная» маркемная подгруппа (7 слов:
свобода, вольность, слава, милосердие, добродетель, образец, награда). Другие «социальные» категории
98
ВЕСТНИК ВГУ СЕРИЯ: ЛИНГВИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. 2011. № 1
выражены слабее. Так, лексемы, описывающие межличностные отношения (любовь, дружество, поцелуй), а также «коммуникативные» маркемы (разговор, послание, голос) представлены тремя элементами. «Творческая» и «правовая» группы включают по одной маркеме (портрет и приговор соответственно), «событийная» - два слова (торжество, праздник). Такие «социальные» субкатегории, как «политическая», «экономическая», в маркемной лексике А. С. Пушкина не представлены.
Среди «личностных» маркем доминирующей оказывается «эмоциональная» группа (шесть слов: блаженство, радость, надежда, чувство, восторг, отрада). Второе по числу элементов место занимает «ментально-перцептивная» категория (четыре слова: воспоминание, воображение, рассудок, невежество). В множестве «личностных» маркем выделяются малообъемные подгруппы: «возрастная» (старость, младость) и связанная с физическими параметрами человека (здравие, красота).
Категория артефактов-символов представлена у А. С. Пушкина равным количеством предметов и локаций (талисман, зеркало, деревня, монастырь). Группа «космологических» маркем (время, природа, предмет, смерть) соответствует ей по своему размеру. Крайне слабо в маркемной системе данного автора отражены натурфакты (лишь два слова: небосклон, звезда). «Темпоральные», «качественные», «ориентационные» маркемы в маркемном списке изучаемого поэта отсутствуют.
Описанная выше структура маркемной системы А. С. Пушкина говорит о том, что в тематическом фокусе произведений данного поэта находится человек, рассматриваемый с точки зрения его внутреннего мира и взаимодействия с другими людьми. Таким образом, разделение маркем на категории позволяет судить не только об устройстве системы маркем какого-либо автора, но и о его творчестве в целом.
Разумеется, предложенная нами классификация не является абсолютно точной и исчерпывающей. Это объясняется рядом факторов, важнейший из которых
- явления полисемии и омонимии. Так, слово месяц
Воронежский государственный университет
Кашкина А. В., аспирантка кафедры теоретической и прикладной лингвистики
E-mail: [email protected]
в значении ‘промежуток времени’ относится к темпоральным маркемам, а в значении ‘луна’ - к натур-фактам. При этом некоторые маркемы, которым не свойственна многозначность, также могут быть отнесены к двум различным категориям. Например, слово памятник, с одной стороны, является артефактом-символом, а с другой - входит в группу «творческих» маркем. Наконец, существует некоторое количество лексем, практически не поддающихся какой-либо классификации. В основном это продукты индивидуального словотворчества, как, например, безглагольность у Андрея Белого, пожизненность у Б. Л. Пастернака.
Так или иначе, ввиду вышеперечисленных причин изложенная в настоящей работе классификация не может считаться окончательной и единственно возможной. Одной из задач проводимого в настоящее время автором данной статьи маркемного исследования русской поэзии XVIII - начала XXI в. является дальнейшее уточнение и дополнение маркемной классификации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кретов А. А. Метод формального выделения тематически нейтральной лексики : (на примере старославянских текстов) / А. А. Кретов // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия : Системный анализ и информационные технологии. - 2007. - № 1. - С. 81-90.
2. Фаустов А. А. Маркемный портрет А. П. Чехова / А. А. Фаустов // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия : Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2010.
- № 2 - С. 12-17.
3. Кретов А. А. Сквозь призму маркем : Н. В. Гоголь в ближайшем контексте русской литературы / А. А. Кре-тов, М. В. Катов // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия : Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2009.
- № 2. - С. 12-21.
4. Кашкина А. В. Ключевые слова русской поэзии / А. В. Кашкина // Информционное и образовательное пространство : международная планета «Русский Язык» : 2-я электронная научно-практическая конференция. Ереван, 10-13 октября. 2009. - Ереван, 2009.
- С. 51-54.
Voronezh State University
Kashkina A. V., Post-graduate Student, Department of Theoretical and Applied Linguistics
E-mail: [email protected]
ВЕСТНИК ВГУ СЕРИЯ: ЛИНГВИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. 2011. № 1
1З*