Научная статья на тему 'О КЛАССИФИКАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ АКАДЕМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИОГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ'

О КЛАССИФИКАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ АКАДЕМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИОГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
290
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные ресурсы / методические вопросы классификации / мониторинг информационного пространства / академические организации социогуманитарного профиля / Information resources / methodical issues of classification / monitoring of information space / the academic organization of socio-humanitarian profile

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Антопольский Александр Борисович

Рассматриваются методические вопросы, связанные с классификацией информационных ресурсов, выявленных в ходе мониторинга информационного пространства академических организаций социогуманитарного профиля, а также принципы и методика его проведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the classification of information resources of academic organizations, socio-humanitarian profile

Discusses the methodological issues associated with the classification of the information resources identified during the monitoring of the information field of academic organizations, socio-humanitarian profile, as well as the principles and methodology of monitoring.

Текст научной работы на тему «О КЛАССИФИКАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ АКАДЕМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИОГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ»

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

УДК 004.5:001.8 РАН

А.Б. Антопольский*

О КЛАССИФИКАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ АКАДЕМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИОГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация. Рассматриваются методические вопросы, связанные с классификацией информационных ресурсов, выявленных в ходе мониторинга информационного пространства академических организаций социогуманитарного профиля, а также принципы и методика его проведения.

Ключевые слова: информационные ресурсы; методические вопросы классификации; мониторинг информационного пространства; академические организации социогуманитарного профиля.

A.B. Antopolskiy

On the classification of information resources of academic organizations, socio-humanitarian profile

Abstract. Discusses the methodological issues associated with the classification of the information resources identified during the monitoring of the information field of academic organizations, socio-humanitarian profile, as well as the principles and methodology of monitoring.

Keywords: Information resources; methodical issues of classification; monitoring of information space; the academic organization of socio-humanitarian profile.

* Антопольский Александр Борисович, Институт научной информации по общественным наукам РАН, Центр по изучению проблем информатики, главный научный сотрудник, доктор технических наук, профессор, e-mail: [email protected]; Antopolskiy Alexander Borisovich, Institute of Scientific Information on Social Sciences RAN, The Center for the Study of Informatics Problems, Chief scientific officer, doctor of technical sciences, professor, e-mail: [email protected]

© Антопольский А.Б., 2018

Принципы и методика проведения мониторинга информационного пространства академических организаций подробно были описаны в публикации научного журнала «Библиосфера» [1]. Здесь укажем только, что мониторингом были охвачены свыше 200 институций Российской академии наук (РАН) и республиканских академий наук (научных учреждений, самостоятельных подразделений научных учреждений и организационные структуры РАН). Всего было выявлено более 16 тыс. информационных массивов разного рода, включая традиционные и электронные, первичные и вторичные, библиотечные, архивные, музейные, сайты и самостоятельные страницы, базы данных, аккаунты в социальных сетях и другие.

Заметим, что недавно в рамках концепции создания Единой системы информационного обеспечения науки (ЕСИОН) автором совместно с Н.Е. Каленовым и В. А. Серебряковым [2] была предложена классификация информационных ресурсов, в основу которой были положены четыре категории ресурсов:

• первичные традиционные;

• первичные электронные;

• вторичные, т.е. содержащие ссылку на первичный документ;

• специальные (информационные системы, использующие специальные программные средства или способы обработки информации).

Смысл этой классификации заключался в том, что для каждой из перечисленных категорий ресурсов должен быть предложен свой набор действий в рамках создания ЕСИОН: для первичных традиционных должна быть предложена программа оцифровки, для первичных электронных - программа сохранности, для вторичных - программа интеграции. Специальные ресурсы на первом этапе создания ЕСИОН предлагалось только учитывать.

Мониторинг, упомянутый выше, должен уточнить наполнение этих категорий информационных ресурсов для более конкретных предложений по развитию информационного пространства учреждений ФАНО и общественных наук, в частности.

Центральная дихотомия этой классификации, которая вытекает из основного тренда развития инфосферы в наше время - это различение традиционных и электронных форм информационных ресурсов. Рассмотрим эту дихотомию подробнее.

Большинство видов научной информационной продукции находится в промежуточном положении между двумя формами. Приведем примеры.

Наиболее авторитетный каталог периодических изданий Ulrich's Periodicals Directory [3] - регистрационная база данных, включающая в настоящее время описания более 220 тыс. текущих периодических (regular) и продолжающихся (irregular) изданий на 200 языках от 90 тыс. издающих организаций. В этой базе данных на каждый формат издания - печатный (print), электронный (online), CD-ROM, микроформа - дается отдельное описание. Издание может иметь несколько описаний в зависимости от числа имеющихся форматов. Оригинальная и переводная версии журналов имеют самостоятельные записи.

Статистика показывает, что большинство российских научных изданий доступны в двух версиях - печатной и электронной. При этом если печатная версия очевидным образом имеет единственную форму, то электронная версия может быть представлена в различных вариантах, в том числе на сайте издателя или в разных электронных библиотеках - полными текстами, аннотациями, содержанием выпусков, сводными указателями, избранными полными текстами. Встречаются комбинированные варианты, когда одни выпуски представлены полными текстами, а другие - аннотациями или содержаниями.

Как электронные, так и печатные формы периодики в различных местах хранения существенно различаются глубиной ретроспективы и полнотой представления.

Таким образом, одно и то же периодическое издание может быть представлено в информационном пространстве в разных формах и с разной полнотой.

Похожая ситуация с трудами конференций. Можно найти примеры распространения трудов как в традиционной, так и в электронной формах, через электронные библиотеки, сайты издателей и организаторов конференций, полными текстами или только программы - наименования докладов.

Не простым также является учет и мониторинг научных монографий в разных формах. С одной стороны, большинство научных книг пока выходит в печатной форме. С другой стороны, ведется активная оцифровка книг как легально, так и нелегально. Общее количество книг на русском языке, доступных в Интернете, превышает 2 млн названий. Подавляющее большинство академических учреждений размещает на своих сайтах либо полные тексты изданий этих институтов, либо обложки и аннотации, с возможностью заказать книгу в печатной или электронной форме.

С января 2017 г. в Российскую государственную библиотеку (РГБ) и в Российскую книжную палату (филиал ИТАР-ТАСС) начал поступать обязательный электронный экземпляр книг, однако вопрос о режиме доступа к этим книгам пока не решен.

Еще один пример - это диссертации. Как известно, по действующим правилам диссертационный совет принимает к защите диссертации в двух формах - печатной и электронной, причем электронная форма размещается на сайте диссертационного совета. То же касается авторефератов, отзывов официальных и неофициальных оппонентов и других документов, сопровождающих защиту. Фактически весь комплект диссертационных документов дублируется в двух формах. Также теперь создается и иногда размещается на сайте видеозапись защиты. Можно добавить, что диссертации продолжают поступать в РГБ в печатном виде, где вновь происходит их оцифровка, а затем хранение в двух формах.

При этом диссертации доступны на сайте диссертационного совета бесплатно, а через Электронную библиотеку диссертаций РГБ и многочисленные коммерческие электронные библиотеки -за плату. Это пример того, что классификационный признак -платность доступа к ресурсам - также не является строгим.

Ярким примером смешанных форм являются библиотечные каталоги. В академических библиотеках можно наблюдать полный спектр вариантов представления библиографической информации - от завершенного перехода к электронному каталогу в виде библиографической базы данных (БД), включая ретроконверсию, до практически еще не начатого, когда вся библиография реализована в виде одного или многих карточных каталогов. Конечно, можно наблюдать и множество промежуточных форм. Примером может служить научная библиотека Якутского научного центра РАН, в которой имеется десять традиционных каталогов в карточной форме и девять библиографических баз данных.

Всего в обследованном информационном пространстве обнаружено:

• традиционных библиографических каталогов и картотек - 185;

• электронных каталогов - 88;

• библиографических БД - 67.

Очевидно при этом, что деление на электронные каталоги и библиографические БД достаточно условно.

Другие виды библиографической информации - различные указатели и перечни - также можно обнаружить как в электронной, так и в печатной форме. Это же относится к реферативной

информации. Хотя тиражи печатных реферативных журналов и сборников все последние годы сокращаются, их создатели не торопятся отказаться от печатных форм и сохраняют обе формы.

Таким образом, наиболее важные виды научной информационной продукции находятся на переходном этапе от традиционной к электронной форме распространения, причем этот переходный этап может затянуться надолго.

Можно, однако, указать на примеры, когда переход от традиционных к электронным формам практически завершился. Это касается научных отчетов, а также статистических форм, которые теперь создаются и передаются в вышестоящие организации только в электронной форме.

Еще одна проблема, затрудняющая разделение научных электронных ресурсов на традиционные и электронные, - это наличие ресурсов на аналоговых технических носителях - магнитных лентах и тому подобных устройствах, а также на микроформах. Это прежде всего касается аудио- и видеоинформации. Очевидным решением представляется выделение этих ресурсов в отдельную категорию, что реально и происходит в больших универсальных информационных системах, например «Европеане».

В то же время существует много видов информационных ресурсов, четко идентифицируемых как традиционные или как электронные (цифровые). С одной стороны, это традиционные библиотечные, архивные и музейные фонды, с другой - информационные системы и ресурсы, не имеющие печатного аналога, например ГИСы, 3Б-модели, инфометрические или аналитические базы данных.

Из всего этого следует, что разделение ресурсов на традиционные и электронные (цифровые и аналоговые), по крайней мере в некоторых случаях, не может быть базовым основанием классификации ресурсов, а должно выступать в качестве фасета.

Следующая важная дихотомия - разделение ресурсов на первичные ресурсы (документы и массивы документов, а также первичные данные учетов) и вторичные, т.е. содержащие ссылки на первичные документы. Первичные документы разделены на традиционные и электронные. Массивы первичных традиционных документов -это прежде всего библиотечные и архивные фонды, а также массивы фото-, аудио- и массивы первичных электронных документов - электронные коллекции, библиотеки и электронные архивы.

Данное различение также не является абсолютным. Так, не очевидно отнесение к этим категориям некоторых видов документов, например дайджестов или презентаций. Последние могут

быть как оригинальными, отражающими содержание научных докладов, отсутствующих в полном виде, так и вторичными.

Особую проблему с точки зрения разделения ресурсов на первичные и вторичные представляет электронная периодика. Периодическое издание может быть представлено в различных формах: полные электронные копии, аннотации статей, содержание выпусков и др. Встречаются смешанные случаи - одни статьи представлены полными текстами, другие - аннотациями или только библиографическими описаниями. Могут быть представлены в разных формах выпуски разных лет. Нередки случаи, когда периодическое издание представлено в разных формах на разных сайтах или в разных электронных библиотеках. В нашей классификации все формы электронной периодики для удобства представлены вместе в разделе Первичные электронные ресурсы.

Другие виды ресурсов, которые в предлагаемой классификации называются специальными, представляют собой информационные системы, включающие дополнительные программные средства, сервисы и возможности по сравнению с документальными электронными системами - библиотеками и архивами.

Отметим, что в отдельную категорию выделены лингвистические электронные ресурсы, в силу большого количества и разнообразия этих ресурсов. Вообще, если говорить о тематическом разрезе, филология и особенно языкознание является лидером по числу выявленных электронных ресурсов среди всей социогума-нитарной сферы. Нужно также учитывать, что несмотря на тот факт, что лингвистические ресурсы (словари, грамматики) продолжают создаваться и в традиционной форме, практически все виды этих ресурсов представлены в электронном виде.

К категории специальных отнесены также средства представления ресурсов в Интернете: сайты и аккаунты в социальных сетях. Следует специально указать, что показателем для мониторинга и учета электронных ресурсов учреждения, представленных в Интернете, является его «видимость», т.е. наличие и количество ссылок на ресурсы учреждения (прежде всего на его основной сайт) в различных каталогах или при использовании специальных инструментов поисковых машин Сети. Таким инструментом, например, является Тематический индекс цитируемости (ТИЦ) Яндекса. «Видимость» является одним из важнейших показателей при вебометрических измерениях информационных ресурсов. С недавнего времени стали использоваться более тонкие показатели, например упоминаемость ресурса в социальных сетях. Подробнее о способах измерения ин-

тернет-ресурсов см. работу «Алгоритмы и процедуры определения ...» [4]. В данной статье эта проблема не рассматривается.

В предлагаемой классификации не отражены ресурсы, которые не являются специфическими для научных учреждений, например ресурсы систем документооборота, бухгалтерских, кадровых и других управленческих сервисов.

Ниже предлагается полученная классификация. В некоторых частях она соответствует традиционной структуре, в других предлагается новая типология. Так, в раздел «электронные архивы» отнесены массивы неопубликованных документов, не состоящие на государственном архивном учете, т.е. это не электронные архивные фонды в строгом смысле слова. В некоторых случаях не удается избежать дублирования; дублирующие рубрики сопровождаются пометкой (см).

Классификация ресурсов по результатам мониторинга

1. Первичные традиционные ресурсы

1.1. Библиотечные фонды

1.1.1. Коллекции по тематике, источнику

1.1.2. Фонды литературы на языках народов России

1.1.3. Фонды иностранной литературы

1.1.4. Фонды отечественной литературы

1.1.5. Фонды периодики

1.1.6. Фонды редкой книги

1.1.7. Коллекции рукописей

1.2. Печатные периодические и продолжающиеся издания

1.3. Архивные фонды

1.3.1. Личные фонды

1.3.2. Разряды (тематические коллекции)

1.3.3. Фонды учреждений

1.4. Музейные фонды

1.4.1. Музейные коллекции

1.4.2. Экспозиции и выставки

1.5. Фонотеки

1.5.1. Аудиовизуальные лингвистические ресурсы

1.5.2. Национальный звуковой депозитарий

1.5.3. Фольклорные аудиоколлекции

1.6. Коллекции изображений (иконотеки), фотографий, негативов

1.7. Киноматериалы

1.8. Микроформы

2. Первичные электронные ресурсы

2.1. Публикации учреждений - полные тексты

2.1.1. Издания институтов: монографии и продолжающиеся

2.1.2. Публикации сотрудников в СМИ

2.1.3. Труды по подразделениям

2.1.4. Труды сотрудников

2.1.5. Материалы научных мероприятий

2.1.6. СМИ об учреждении

2.2. Электронные периодические издания

2.2.1. По типу

2.2.1.1. Самостоятельные, имеющие ISSN

2.2.1.2. Версии печатных изданий

2.2.1.3. Выборочные публикации

2.2.1.4. Переводные версии

2.2.2. По форме представления

2.2.2.1. Полные тексты

2.2.2.2. Содержание номеров

2.2.2.3. Аннотации статей

2.2.2.4. Указатели выпусков

2.2.2.5. Размещение в НЭБ, Киберленинке, других ЭБ

2.3. Электронные библиотеки

2.3.1. Коллекции периодических и продолжающихся изданий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.3.2. Коллекции рекомендуемой литературы к учебным программам

2.3.3. Коллекции рукописей

2.3.4. Репозитории

2.3.5. Эпос на DVD

2.4. Электронные архивы (не входящие в систему архивов РАН)

2.4.1. Электронные системы исторической фактографии (ИСИ СО РАН)

2.4.2. Социологические материалы, биографии

2.4.3. Материалы экспедиций

2.4.4. Массивы фольклорных записей

2.4.5. Материалы Комиссии по истории ВОВ

2.5. Неопубликованные документы

2.5.1. Данные учета археологических памятников

2.5.2. Диссертационные комплекты, включая авторефераты, отзывы и др.

2.5.3. Доклады учреждений

2.5.4. Конкурсы

2.5.5. Новостная информация

2.5.6. Планы научных исследований

2.5.7. Описания проектов, работ по грантам, участия в программах

2.5.8. Описания услуг

2.5.9. Отчеты учреждения

2.5.10. Очерки направлений деятельности и результатов

2.5.11. Сведения об объектах интеллектуальной собственности

2.5.12. Сведения о составе и деятельности научных институций (советов, комиссий)

2.5.13. Экспедиционные отчеты

2.5.14. Экспертные заключения

2.5.15. Сведения о персоналиях

2.5.15.1. «Кто есть кто»

2.5.15.2. БД по личным архивным фондам

2.5.15.3. Биографии, биографические справки

2.5.15.4. Биографические энциклопедии

2.5.15.5. Каталоги лиц

2.5.15.6. Лауреаты

2.5.15.7. Мемориальные музеи

2.5.15.8. Мемории, «книги памяти»

2.5.15.9. Персональные выставки, коллекции, экспозиции

2.5.15.10. Персональные сайты

2.6. Справочные и энциклопедические ресурсы

2.6.1. Генеалогические справочники

2.6.2. Календарный цикл обрядов и обычаев

2.6.3. Летописи

2.6.4. Справочники учреждений

2.6.5. Терминологические словари и справочники

2.6.6. Указатели имен, фактов, событий

2.6.7. Электронная библиотека знаний

2.6.8. Энциклопедии онлайн или на переносимых носителях

2.7. Фотогалереи, фотобанки

2.8. Видеоматериалы

3. Вторичные ресурсы

3.1. Вторичные данные о публикациях учреждений

3.1.1. Перечни библиографических описаний

3.1.2. Аннотации

3.1.3. Обложки

3.1.4. Содержание публикаций

3.1.5. Предисловия, вступительные главы и др.

3.2. Библиографические БД

3.3. Библиографические указатели и перечни

3.3.1. Биобиблиографические

3.3.2. Источниковые

3.3.3. Проблемные

3.3.4. Ретроспективные

3.3.5. Тематические

3.3.6. Хронологические

3.4. Библиотечные каталоги

3.4.1. Алфавитные

3.4.2. Каталоги периодики

3.4.3. Каталоги фондов и коллекций

3.4.4. Краеведческие

3.4.5. Предметные

3.4.6. Систематические

3.4.7. Топографические

3.5. Архивный справочно-поисковый аппарат

3.5.1. Каталоги

3.5.2. Описи

3.5.3. Путеводители

3.5.4. Указатели к фондам

3.5.5. Указатели фондообразователей

3.6. Музейные каталоги

3.6.1. Виртуальные выставки

3.6.2. Инвентарные книги

3.6.3. Каталоги коллекций

3.6.4. Научные каталоги

3.6.5. Онлайн-экскурсии, 3Б-туры

3.6.6. Экспозиции

3.7. Сообщения о мероприятиях

3.7.1. Программы

3.7.2. Презентации

3.8. Реферативные и аналитические продукты

3.8.1. Журналы

3.8.2. Сборники

3.8.3. Обзоры, дайджесты

3.9. Каталоги интернет-ссылок

4. Лингвистические ресурсы

4.1. Корпуса текстов

4.2. Словарные БД и электронные картотеки

4.2.1. БД лексической и семантической сочетаемости

4.2.2. Диалектологические

4.2.3. Орфографические, орфоэпические

4.2.4. Рубрикаторы, классификации

4.2.5. Словари корпусов

4.2.6. Словари лексических функций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.2.7. Тезаурусы, семантические словари

4.2.8. Терминологические

4.2.9. Топонимические

4.2.10. Этимологические БД

4.3. Лингвистические процессоры

4.3.1. Многоцелевые лингвистические процессоры

4.3.2. Действующая модель «Смысл-текст»

4.3.3. Процессоры для машинного перевода

4.3.4. Анализаторы устной речи

4.3.5. Синтезаторы устной речи

4.3.6. Морфологические БД, модели, анализаторы

4.3.7. Орфокорректоры, парсеры

4.3.8. Синтаксические анализаторы

4.3.9. Системы транскрипции

4.3.10. Процессоры для представления словарей онлайн

4.3.11. Специальные лингвистические процессоры

4.3.11.1. Для работы с иероглификой (РАМЕЯ)

4.3.11.2. Для оценки образовательных тестов

4.3.11.3. Для анализа ответов обучаемого

4.3.11.4. Для извлечения знаний из текста

4.3.11.5. Для грамматической разметки текстов

4.3.11.6. Для когнитивных экспериментов

4.4. Грамматические ресурсы (академическая грамматика)

4.5. Описания языков, реестры языков

4.6. Лингвистические атласы

4.7. Комплексные лингвистические АИС (сайты)

4.8. Этнолингвистические и социолингвистические БД

4.9. Аудиовизуальные лингвистические ресурсы (см.)

5. Специализированные ресурсы

5.1. Инфометрические и вебометрические ресурсы

5.2. Электронные научные издания (базы данных)

5.3. Мультимедийные ресурсы

5.3.1. Аудиовизуальные лингвистические ресурсы (см.)

5.3.2. Комплексные АИС (Русская словесность)

5.3.3. Мультимедийные издания на СБ

5.3.4. Фольклорные коллекции

5.3.5. Экспедиционные программные комплексы

5.4. Археологические ресурсы

5.4.1. АИС для учета археологических памятников (археограф)

5.4.2. Виртуальные модели исторических объектов

5.4.3. Древнерусские памятники в фотодокументах

5.4.4. Сводные археологические БД

5.5. Комплексные АИС изображений

5.5.1. БД графики

5.5.2. Фотолетописи

5.5.3. Фотобанки

5.6. Экспертные системы и базы знаний

5.7. Географические информационные системы, атласы

5.8. Информационно-аналитические системы и БД

5.8.1. Банки социологических данных

5.8.2. БД показателей

5.8.3. Интерактивные исследовательские АИС

5.8.4. Программные средства для кодикологического анализа рукописных памятников

5.8.5. Системы для оценки научной эффективности

5.8.6. Таблицы в разрезе основных атрибутов законов

5.8.7. Хронологические БД

6. Типы ресурсов в Интернете

6.1. Основной сайт учреждения

6.2. Сайты или самостоятельные страницы научных подразделений

6.3. Сайты-сателлиты, в том числе

6.3.1. Сайты проектов учреждения

6.3.2. Тематические сайты

6.3.3. Сайты журналов, издаваемых учреждением

6.3.4. Персональные страницы сотрудников

6.3.5. Сайты аффилированных с учреждением структур

6.4. Сведения об учреждении или материалы учреждения на сайтах

вышестоящих научных учреждений

6.5. Сведения об учреждении или материалы учреждения в общих

информационных системах

6.6. Аккаунты или группы учреждения в социальных сетях

В заключение необходимо подчеркнуть, что данная классификация не является исчерпывающей классификацией информационных ресурсов по социальным и гуманитарным наукам. Здесь отражены только ресурсы, имеющиеся в учреждениях ФАНО соответствующего профиля и выявленные в результате мониторинга, о котором шла речь выше.

При этом различные виды ресурсов отражены с различной полнотой. Так, недостаточно полно описаны ресурсы музеев учреждений ФАНО. На сайтах этих музеев, а также в сводной базе академических музеев эти ресурсы практически не описаны. Так, практически не выявлены сведения о типах музейных каталогов, в том числе электронных, составе и видах музейных фондов и коллекций. Соответственно, в классификации эти виды ресурсов представлены в общем виде.

Список литературы

1. Антопольский А.Б. Информационные ресурсы общественных наук: опыт организации мониторинга // Библиосфера. - 2017. - (в печати).

2. Антопольский А.Б., Каленов В.Н., Серебряков В.А. Единая система информационного обслуживания науки ФАНО (проект концепции) // Информационные ресурсы России. - 2016. - № 5. - С. 2-5.

3. Ulrich's Periodicals Directory // Ulrichwebs: Global Serials Directory: сайт. - Mode of access: http://ulrichsweb.serialssolutions.com/login (20.10.17.)

4. Антопольский А.Б. Алгоритмы и процедуры определения уровня развития интеллектуальных ресурсов и научной и образовательной организации // Научная и техническая информация. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. - 2015. - № 1. - C. 14-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.