Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Антопольский Александр Борисович,
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», главный научный сотрудник, доктор технических наук, профессор, [email protected]
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ
Аннотация
В статье рассмотрены объективные и субъективные факторы развития информационного научно-образовательного пространства.
Характеризуются основные проекты в этой области последних лет. Отдельно обсуждается проблема открытого доступа применительно к сфере науки и образования. Формулируются основные задачи
информационной политики в данной области.
Ключевые слова:
информационное пространство науки и образования; мировые тенденции; российская ситуация; проекты развития информационных ресурсов; открытый доступ; информационная политика.
Будущее науки и образования, возможность для российских специалистов проводить качественные научные исследования, а для молодежи - получить качественное образование, в огромной степени определяется доступом к научной информации, механизмами формирования и функционирования научно-образовательного информационного
пространства. Поэтому представляется важным осмыслить происходящие в настоящее время процессы и предложить меры, которые могли бы улучшить, качество российского научно-информационного пространства.
Ситуация с российским научно-образовательным информационным пространством определяется двумя группами факторов, одни из которые являются объективными (т.е. происходящими во всем мире), а другие -субъективными, являющимися результатом управленческих решений.
Анализ мировых тенденций позволил выделить ряд объективных факторов, влияющих на информационную политику в сфере науки и образования:
1. Цифровизация научных коммуникаций. Процесс идет хотя и не так быстро, как предсказывали 15-20 лет назад. Сокращается роль традиционных (печатных) форм коммуникаций, повышается роль электронных, частично похожих на традиционные (электронные книги, журналы), частично новых
62
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
(социальные сети, вики-технологии и другие ресурсы). Доминирующей средой научных коммуникаций становится Интернет.
2. Движение в сторону открытой науки и открытого образования. Переход к открытым (некоммерческим) способам научных коммуникаций происходит в разных формах. Это опережающий рост открытых научных ресурсов и сервисов (журналов, издательств, репозиториев, библиотек), борьба за сокращение роли копирайта, включая движение «пиратских» партий, изменение механизмов финансирования науки, активный рост различных форм открытого онлайнового образования и др. Последняя (2015 г.) инициатива Евросоюза по единому цифровому рынку [14] также направлена на снижение авторско-правовых барьеров в цифровом пространстве Европы.
3. Интеграция различных форм научно-образовательных
коммуникаций в единое научно-образовательное пространство. В рамках современных научных социальных сетей (отличным примером может служить развитие сервисов отечественной сети «Соционет») происходит интеграция таких форм научной коммуникации, как доступ к научным публикациям, рецензирование и обсуждение научных результатов, редакционно-издательские процессы, архивная и библиотечная деятельность, наукометрические сервисы и др. Современные портальные решения научнообразовательных учреждений и обществ включают самые разные ресурсы со структурной и функциональной точек зрения. Такие проекты как Европеана, успешно осуществляют интеграцию библиотечных, архивных, музейных, образовательных и других культурных ресурсов, невзирая на
государственные границы, функциональные и языковые различия.
4. Появление и быстрое развитие новых технологий работы с научнообразовательными ресурсами в цифровой формате. Это сервисы в рамках семантического веба (онтологии, связанные открытые данные), деятельность крупных интеграторов научной информации, журналистика данных, инфографика, геоинформатика, речевые технологии, корпусная лингвистика. Многие авторы говорят о новой стратегии развития науки и образования, основанной на «e-science» и «e-leaming».
В качестве субъективных факторов, которые определяют
информационную политику в сфере науки и образования России, выделим следующее:
1. Принятие ряда нормативных и стратегических документов, таких как: Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. №497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» [8], Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года №2538-Р «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период» [11]; Государственная программа РФ «Информационное общество (2011-2020 гг.)» [10].
2. Создание крупнейшего информационно-библиотечного проекта -Президентской библиотеки им Б.Н. Ельцина, которая выступила в качестве лидера по количеству размещенных в ней отечественных работ в области электронных информационных ресурсов по науке и образованию. Президентская библиотека получила статус третьей национальной библиотеки России.
63
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
3. Создание ГНИИ ИТТ «Информика» в течение последнего десятилетия системы образовательных порталов, крупных электронных библиотек и каталогов, стандартов и нормативов информационнообразовательной деятельности.
4. Создание в 2006 г. Научной электронной библиотеки - Elibrary.ru. Созданные в рамках этого проекта электронная библиотека научной периодики, а также Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) являются в настоящее время основными инструментами российских исследователей.
5. Создание Минобрнауки РФ информационной системы «Карта российской науки» [9]. Эта система использует общедоступные данные, официально полученные из следующих источников: Научная электронная библиотека (научные публикации, входящие в Российский индекс научного цитирования); Thomson Reuters (Scientific) Inc. (научные публикации, индексируемые в базе данных Web of Science; массив данных по зарубежным патентам, выданным российским организациям); Федеральный институт промышленной собственности (информация по патентам на изобретения, полезные модели и промышленные образцы); Российская книжная палата (информация по монографиям, учебникам и учебным пособиям для вузов, сборникам научных трудов и т.д.).
6. Осуществление крупнейшего проекта общегосударственного масштаба в информационной сфере - Национальная электронная библиотека (НЭБ) [5], заказчиком которой является Министерство культуры РФ. Как сказано на сайте НЭБ: «Национальная электронная библиотека объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровня, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей». С 2004 г. проект НЭБ существовал как вялотекущий проект кооперации 3-х ведущих российских библиотек, но в 2013 году руководство Минкультуры сменило парадигму НЭБ. В результате чего: «В 2014 году реализован новый этап развития НЭБ - для доступа читателей собрано более 90% всех оцифрованных публичными библиотеками книг, объединены каталоги печатных изданий 33 библиотек».
7. Создание Электронного каталога библиотеки сферы образования и науки (ЭКБСОН), который доступен по адресу http://www.vlibrary.ru/. Целью проекта ЭКБСОН является создание информационной системы доступа к электронным каталогам библиотечной системы образования и науки в рамках единого Интернет-ресурса на основе унифицированного каталога библиотечных ресурсов.
8. Реализация мер по государственной поддержке российских научных журналов [12].
9. Создание классификационного проекта «Сопоставление ГРНТИ с другими классификационными системами с целью совершенствования системы тематической кодификации НИР, НИОКР гражданского назначения. Формирование системы соответствий между различными классификаторами в сфере научно-технической информации» [15].
10. Создание единой электронной базы данных, в которой будет содержаться литература научных институтов. Процитируем сообщение с сайта Российской Ассоциации электронных библиотек [4]: «Минобрнауки
64
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
создает единую электронную базу данных, в которой будет содержаться вся литература научных институтов. - Об этом заявила замглавы Минобрнауки Л.М. Огородова на Конференции научных работников в Российской академии наук. - Мы сегодня, в связи с этим несчастьем с Институтом научной информации по общественным наукам, создаем единую электронную базу данных по научной библиотеке и литературе институтов и организаций, которые занимаются фундаментальными исследованиями».
11. Принятие ряда нормативных документов, регламентирующих открытый доступ к информации (таблица 1). На сайте Минобрнауки РФ с целью «информационно-технологического обеспечения развития системы информирования широкой общественности и научного сообщества о научных достижениях и результатах научных исследований в формате открытых данных» [7] опубликовано 58 наборов открытых данных.
Таблица 1
Перечень нормативных актов, регламентирующих открытый доступ
№ п/п Нормативный акт
1. Федеральный закон от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»
2. Федеральный закон от 07.06.2013 №112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»
3. Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
4. Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 №583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных»
5. Постановление Правительства РФ от 24.11.2009 №953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»
6. Приказ Минкомсвязи России от 27.06.2013 №149 «Об утверждении Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации государственными органами и органами местного самоуправления в сети «Интернет» в форме открытых данных, а также для обеспечения ее использования»
7. Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2013 №1187-р «О Перечнях информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет» в форме открытых данных»
65
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
№ п/п Нормативный акт
8. «Методические рекомендации по публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления и технические требования к публикации открытых данных, версия 3.0», утверждены протоколом заседания Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства от 29.05.2014 №4
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.01.2014 №93-р «Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти»
10. «Методические рекомендации по реализации принципов открытости в федеральных органах исполнительной власти» утверждены протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства от 26.12.2013 №АМ-П36-89пр
Решению проблемы открытого доступа к научно-технической информации будет способствовать Национальная ассоциация «Библиотеки будущего», учредительное собрание которой состоялось в июне 2015 г. [16], эта ассоциация ставит своей целью развитие Национальной электронной библиотеки, других электронных библиотек и коллекций открытого доступа, координацию оцифровки фондов, развитие корпоративной каталогизации и лингвистического обеспечения. Недавно было создано [1] Российское отделение международного Фонда открытого знания. Следует упомянуть также о репозитории «Киберленинка», описание этого проекта можно найти на сайте «Открытая наука» [6].
На основе анализа объективных и субъективных факторов определим основные задачи современной информационной политики:
1. Выбор разумного горизонта планирования с учетом темпов изменения мирового информационного пространства.
2. Определение роли государства, бизнеса и некоммерческих организаций в развитии информационного пространства науки и образования.
3. Формирование организационной структуры акторов информационной деятельности в сфере науки и образования на основе межведомственной кооперации.
4. Построение системы государственного управления информационной деятельностью.
5. Создание информационных ресурсов разного типа, их поддержка, хранение и организация доступа к ним.
6. Определение минимальной номенклатуры общедоступных информационных ресурсов, необходимых для научно-образовательного сообщества и претендующих на государственную поддержку, а также полной номенклатуры полезных ресурсов, рассчитанных на различные бизнесмодели, в том числе грантовые или коммерческие.
66
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
7. Разработка критериев качества информационных ресурсов.
8. Формирование и обновление корпуса экспертов, обеспечивающих контроль качества информационно-образовательных ресурсов и сервисов.
9. Обеспечение организационных и экономических механизмов
сохранности и архивного хранения научно-образовательных
информационных ресурсов.
10. Развитие нормативно-правовой и нормативно-технической базы информационной деятельности в сфере науки и образования.
11. Создание единой системы лингвистического обеспечения -онтологии, нормирующие словари, классификации, тезаурусы системы метаданных.
Выделенные задачи позволят совершенствовать информационную политику в сфере науки и образования.
Литература
1. Антопольский А.Б. Перспективы развития научно-образовательных
информационных ресурсов на основе открытых технологий // Проблемы современного образования. 2014. №3. URL: http://www.pmedu.ru/
index.php/ru/zhumaly-2014-g/vypusk-3.html (дата обращения: 07.05.2015).
2. Антопольский А.Б. Принципы формирования единого
информационного пространства науки и образования // Доклад на секции «Информационно-библиотечное обеспечение науки и образования»
XIII Международной научной конференции «Модернизация России: Ключевые проблемы и решения» [Электронный ресурс] // ИНИОН РАН. 2012. URL: http://www.inion.ru/conf.Russia-2012.iono.program.html (дата
обращения: 07.05.2015).
3. Каленов Н.Е. О единой системе информационного обеспечения научных исследований: доклад на ученом совете БЕН РАН. 26 мая 2015 г.
4. Минобрнауки создаст единую электронную библиотеку научных
институтов [Электронный ресурс] // Российская Ассоциация электронных библиотек: [сайт]. URL: http://www.aselibrary.ru/digital_resources/
digital_resources69/digital_resources49/6417.html (дата обращения: 07.05.2015).
5. Национальная электронная библиотека [Электронный ресурс] // НЭБ: [сайт]. URL: http://нэб.рф/about.html (дата обращения: 07.05.2015).
6. Открытая наука [Электронный ресурс]. URL: http://open-science.ru (дата обращения: 07.05.2015).
7. Открытые данные. Информационно-технологическое обеспечение
развития системы информирования широкой общественности и научного сообщества о научных достижениях и результатах научных исследований в формате открытых данных [Электронный ресурс] // Министерство
образования и науки РФ: [сайт]. URL: Ы^р^/открытые-
данные.минобрнауки.рф/opendata.html (дата обращения: 07.05.2015).
8. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. №497
«О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ: [сайт].
67
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/627520.htm (дата обращения:
07.05.2015) .
9. Проект «Карта российской науки» [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ: [сайт].
URL: http://минобрнауки.рф/проекты/карта-российской-науки (дата
обращения: 07.05.2015).
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. №1815-р г. Москва «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» [Электронный ресурс] // Российская газета: [сайт]. URL: http://www.rg.ru/ 2010/11/16/infobschestvo-site-dok.html (дата обращения: 07.05.2015).
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года №2538-Р «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период» [Электронный ресурс] // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов: [портал]. URL: http://regulation.gov.ru/project/24029.htm (дата обращения: 07.05.2015).
12. Реализация мер по государственной поддержке российских научных журналов [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ: [сайт]. URL: http://минобрнауки.рф/проекты/поддержка-научных-журналов (дата обращения: 07.05.2015).
13. Российская Ассоциация электронных библиотек [Электронный
ресурс]. URL: http://www.aselibrary.ru/index.html (дата обращения:
07.05.2015) .
14. Сарханянц К. Еврокомиссия стирает границы в онлайне
[Электронный ресурс] // Коммерсант: [сайт].
URL: http://www.kommersant.ru/doc/2723377.htm (дата обращения: 07.05.2015).
15. Сопоставление ГРНТИ с другими классификационными системами
с целью совершенствования системы тематической кодификации НИР, НИОКР гражданского назначения. Формирование системы соответствий между различными классификаторами в сфере научно-технической информации [Электронный ресурс] // Экспир: [сайт]. URL:
http://xpir.fcntp.ru/lot/2014-14-573-0024.html (дата обращения: 07.05.2015).
16. Учредительное собрание новой Национальной ассоциации
«Библиотеки будущего» [Электронный ресурс] // Российская ассоциация электронных библиотек: [сайт]. URL: http://www.aselibrary.ru/
conference/conference43/conference436447.html (дата обращения: 07.05.2015).
68
Управление образованием: теория и практика
2015 №2 (18)
Antopol'skij Aleksandr Borisovich,
The Federal State Budgetary Scientific Institution
«Institute of Management of Education of The Russian Academy of Education», the Chief scientific researcher, Doctor of Technics, Professor, [email protected]
INFORMATION POLICY IN THE SPHERE OF SCIENCE AND EDUCATION: PROBLEMS AND TASKS
Annotation
In article the objective and subjective factors of development of information scientific and educational space are considered. The main projects in this area of the last years are characterized. The problem of open access in relation to the sphere of science and education is separately discussed. The main objectives of information policy in the field are formulated.
Keywords:
information space of science and education; global trends; situation in Russia; projects of development of information resources; open access; information policy.
69