Научная статья на тему 'О категории "другой" в структурном психоанализе'

О категории "другой" в структурном психоанализе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3756
535
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фатнева Ольга Владимировна

Рассматривается категория "Другой" в теории структурного психоанализа и ее роль в динамике философских представлений о субъективности. Автор обращает внимание на то, что данная категория открывает новые возможности для аналитики явлений массовой культуры, а ее осмысление позволяет пересмотреть традиционные понятия о механизмах потребления и социального взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the category "other" of the structural psyhoanalysis

In the article the category "Other" of the structural psyhoanalisis theory and its part in the dynamics of philosophical presentations of subjectivity are examined. The author pays attention to that this category reveals the new opportunities for the analytics of the phenomenon of mass culture, besides, its interpretation allows to revise the traditional notions of the mechanisms of consumption and social interaction.

Текст научной работы на тему «О категории "другой" в структурном психоанализе»

О.В. Фатнева

О КАТЕГОРИИ «ДРУГОЙ» В СТРУКТУРНОМ ПСИХОАНАЛИЗЕ

Рассматривается категория «Другой» в теории структурного психоанализа и ее роль в динамике философских представлений о субъективности. Автор обращает внимание на то, что данная категория открывает новые возможности для аналитики явлений массовой культуры, а ее осмысление позволяет пересмотреть традиционные понятия о механизмах потребления и социального взаимодействия.

Обсуждение проблемы Другого сегодня идет главным образом в рамках какого-либо актуального политического контекста, так что ее онтологический характер оказывается незаслуженно забытым. Вместе с тем следует вспомнить, что этой категории в феноменологии Гуссерля или Сартра придавалось более широкое значение. Концепций, где бы проблема Другого была обоснована с точки зрения онтологии, притом глубоко и всесторонне, не так много, и одной из них является концепция структурного психоанализа.

Структурный психоанализ базируется на синтезе положений классического психоанализа З. Фрейда и структурной лингвистики (в частности, положений концепций Ф. де Соссюра, К.-Л. Строса и Р.О. Якобсона). Основным его представителем является Ж. Лакан, осуществивший радикальный пересмотр традиционных понятий и законов психоанализа с позиций структурализма.

В основе лаканианской концепции лежит тезис о языковой природе бессознательного. Говоря о том, что бессознательное структурировано как язык, Лакан задает новый способ интерпретации бессознательных содержаний, связанный с уподоблением механизмов невротической защиты поэтическим тропам: «...механизмы, описанные Фрейдом как механизмы “первичного процесса”, т.е. механизмы, определяющие режим деятельности бессознательного, в точности соответствуют функциям, которые эта научная школа считает определяющими для двух наиболее ярких аспектов деятельности языка - метафоры и метонимии, т.е. эффектам замещения и комбинации означающих...» [1. С. 78].

Исходя из этого, симптом в аналитике Лакана предстает как метафорическое или метонимическое смещение смысла, замена одного означающего другим. Означающее, подвергающееся замещению, и является тем вытесненным содержанием, травматическим эпизодом биографии анализанта, которое подлежит экспликации. Оно получает название Реального, или травмы.

Задача психоаналитического дискурса состоит в том, чтобы прояснить субъекту смысл его собственной речи, вернув в нее недостающее измерение Реального. Бессознательное предстает в этой теории как пробел в речи: «Бессознательное есть та часть конкретного трансиндивидуального дискурса, которой не хватает субъекту для восстановления непрерывности своего сознательного дискурса. Симптом является здесь означающим вытесненного из сознания субъекта означаемого» [2. С. 43] .

Возвращение субъекту связности дискурса, осуществление «полной» речи предполагает прояснение его отношений с тем адресатом, к которому он обращен в своем бессознательном. Этот адресат получает у Лакана название Другого с большой буквы (Autre). Бессознательный диалог анализанта со своим Другим являлся предметом истолкования в процессе анализа.

Следует сказать, что эти первоначально прикладные схемы нашли широкий отклик у представителей постструктурализма, оформившись в онтологические понятия, а оригинальные лакановские категории Реального, Символического, Воображаемого, равно как и его взгляд на проблему Другого, получают дальнейшее развитие в работах ряда современных авторов.

Проблема Другого в структурном психоанализе получает новую интерпретацию, восходящую к гегелевской диалектике рабства и господства. После Сартра почти никто не уделял должного внимания значимости «Феноменологии духа» для экспликации смысла меж-субъектных отношений и объяснения самой субъективности. Лакан, в отличие от Сартра, рассматривает это диалектическое отношение целиком в плоскости бессознательного. В речи субъекта план выражения (означающего) расходится со смыслом, и план смысла превосходит предметное содержание высказывания. Этому расщеплению дискурса соответствует различие между адресатом сознательного дискурса (реального субъекта) и адресатом бессознательной речи (именуемого Другим). В основу отношения к последнему Лакан кладет схему гегелевской диалектики борьбы за признание.

Возникновение этих двух планов, в которых конституируется субъект, объясняет лакановская теория «стадии зеркала». Стадия зеркала характеризует самосознание как результат первоначального отчуждения: структура «Я» формируется в тот момент, когда происходит присвоение внешнего (зеркального) образа в качестве гештальта, основы синтеза разрозненных психических переживаний. «Я», «субъект», впервые возникающий в момент «узнавания» указывает не на себя, а вовне - с тех пор самотождественность находит свою опору во внешнем образе. Следовательно, «Я», иначе говоря, те означающие с которыми субъект себя идентифицирует, не совпадает с субъективностью в целом: «Мое Я, - говорит Лакан, - ...это особый объект, внутри опыта данного субъекта присутствующий. Да, буквально так: мое Я представляет собой объект - объект, выполняющий определенную функцию, которую мы назовем здесь функцией воображаемой» [1. С. 68].

В соответствии с этим расщеплением в дискурсе субъекта за планом предметного сообщения, обращенного к реальному оппоненту, нужно усматривать бессознательный план запроса к символическому оппоненту, или Другому (Autre). Другой с большой буквы - это бессознательный адресат речи, или, как его называет Лакан, «место речи», куда обращено желание субъекта.

Понятие желания у Лакана сходно с аналогичным у А. Кожева, предложившего оригинальную интерпретацию «Феноменологии духа». Кожев ввел взамен гегелевского «вожделения» понятие желания, понимая его как «желание желания», или как желание быть при-

знанным другим: «Можно сказать, что желать желания - значит хотеть быть любимым. Но термин “любовь” либо слишком смутный, либо слишком узкий. В общем и целом, тот, кто желает желания другого, хочет играть для него роль абсолютной ценности, которой подчинены все прочие ценности (в частности, та ценность, которую представляет собой этот другой, в том числе и для него самого). Поэтому мы можем сказать, что желание желания есть стремление быть признанным (anerkannt)» [3. С. 156].

Следует отметить, что Лакан вполне разделял экзистенциалистский тезис о «нехватке» как образующем элементе субъективности. Близким экзистенциализму оказывается также определение желания, формулируемое Кожевым: он характеризует его как отсутствие какого-то бытия, ничто [4. С. 134]. По существу, отношение, связанное с желанием, представляет собой отношение по поводу этой «нехватки». В нем проявляет себя феномен отчуждения, подробно описываемый Сартром в «Бытии и ничто». Сартр предполагает, что присутствие Другого искажает реальность субъекта, внося в нее элемент неопределенности, создавая некоторый отчужденный смысл: «Поскольку в существовании другого мне открывается мое бытие, которое я не могу ни усвоить, ни даже постичь, это существование мотивирует два способа отношения к нему: другой глядит на меня, он как таковой держит секрет моего бытия - он знает, что я такое; так глубинный смысл моего бытия оказывается мне внеположным, он заключен в некотором отсутствии - другой, таким образом, имеет надо мной преимущество. Итак, я могу попытаться отвергнуть бытие, приданное мне извне [...] Но последнее мыслимо лишь при условии, что я усвою себе свободу другого. Таким образом, мой проект возвращения себе самого себя является, по сути, проектом овладения другим» [5. С. 311].

Можно сказать, что желание представляет собой отношение по поводу этого прибавочного смысла, это отношение, в котором экзистенциальное «зияние» получает форму борьбы за признание, т.е., в конечном итоге, за полноту своего бытия. Так «ничто» в интерсубъективной перспективе превращается в «нечто» - в попытку получить у Другого недостающий элемент своей самости.

Структурный психоанализ на практике определяет Другого в соответствии с эдиповой структурой: это, как правило, отец или мать, чьего признания желает субъект. Абстрагируясь от частностей психоаналитической теории, можно определить его как структуру, формируемую на раннем этапе становления субъекта, которая задает в дальнейшем границы его психического опыта. В силу этого, связь с Другим, выполняющим роль символической константы, приоритетна и обладает устойчивым характером, в то время как связь с реальным субъектом на сознательном уровне носит подчиненный характер. Реальный субъект при этом превращается в предмет «спора» между субъектом и его Другим, приближаясь к статусу вещи. В другом случае он может занять место Другого, став при этом его бессознательной проекцией или, по выражению Лакана, «марионеткой фантазма» [6. С. 478].

Таким образом, Другой является местом бессознательной речи, тем адресатом, к которому обращено

желание. В терминах гегелевской диалектики он являет собой фигуру Господина, за признанием которого субъект в самой структуре любого объектного отношения обращается в своем бессознательном. Желание всегда оказывается обращено по ту сторону артикулируемых сознанием потребностей, к тому, кто это желание фантазматически удовлетворяет. Это «нормирующее» свойство Другого позволяет Лакану определить его как символический закон желания или инстанцию Символического порядка.

В соответствии с данной концепцией, субъект складывается во взаимодействии трех модусов - Воображаемого, Символического и Реального.

Воображаемое - регистр, формирующийся в момент овладения ребенком языком, исходным пунктом которого является вышеупомянутая «стадия зеркала». Он представляет собой образование, которое можно охарактеризовать как место производства иллюзорных представлений субъекта о себе - иллюзорных в том смысле, что они скрывают структурную основу субъективности наслоениями нарциссического характера; к примеру, логика социального обмена, просматривающаяся в механизмах потребления, становится в Воображаемом индивидуальным предпочтением.

Порядок Символического представлен структурным порядком социального обмена, он характеризует положение субъекта как означающего в ряду других означающих. Ключевым понятием здесь является понятие «объекта а» (object petit a) - означающего желания Другого, по отношению к которому субъект определяет свое место в социальной структуре.

Реальное можно определить как вытесненный психический опыт. У Лакана, впрочем, оно приобретает статус почти онтологический, поскольку он сравнивает его то с экзистенциалистским «ничто», то с кантовской «вещью-в-себе». «Вещь-в-себе», будучи недоступной сознанию, проявляет себя посредством феноменов -подобным же образом утраченное Реальное вызывает целый ряд психических эффектов. С. Жижек, продолжатель традиций структурного психоанализа, проводит аналогию между этими понятиями: «Стандартная лака-нианская идея - это идея о реальности как гримасе Реального: Реальное - недостижимая травматическая сущность - пустота, слепящее солнце, на которое невозможно смотреть прямо и которое можно увидеть только глядя вкось, со стороны, при искажении перспективы, - если мы смотрим на него прямо, его свет ослепляет нас... Реальное, таким образом, структурируется/искажается в «гримасу», которую мы называем реальностью, при помощи восстанавливающей символической сети, подобно тому, как кантианская Ding-an-sich структурируется в то, что мы переживаем как объективную реальность посредством трансцендентальной сети [...] само Реальное .представляет собой не что иное, как искажение перспективы реальности, что-то, что становится видимым только благодаря такому искажению, поскольку оно заключено “в себе” и совершенно лишено субстанции» [7. С. 231-232].

Реальное в лакановской системе и представляет собой тот самый «недостающий» элемент реальности, object a, по поводу которого ведется «тяжба» между субъектом и Другим.

Данная концепция дает выходы к аналитике повседневности, поскольку Другой имеет прямое отношение к традиционной психоаналитической структуре Сверх-Я. Как отмечал еще Фрейд, «...Сверх-Я любой культурной эпохи имеет тот же источник, что и Сверх-Я индивида [...]. Культурное развитие массы и индивидуальное развитие так сочетаются и переплетаются друг с другом, что многие свойства о Сверх-Я легче обнаружить, наблюдая за поведением культурного сообщества, а не индивида» [8].

Таким образом, диалектика желания указывает на то, что система производственных отношений носит более сложный характер, нежели простое удовлетворение потребностей. Бодрийяр заметил, что «фоном» рациональной мотивации потребителя часто служит неявная отсылка к некоторой базовой структуре меж-субъектных отношений: «Решающее воздействие на покупателя оказывает не риторический дискурс и даже не информационный дискурс о достоинствах товара. Зато индивид чувствителен к скрытым мотивам защищенности и дара, к той заботе, с которой «другие» его убеждают и уговаривают, к не уловимому сознанием знаку того, что где-то есть некая инстанция (в данном случае социальная, но прямо отсылающая к образу матери), которая берется информировать его о его собственных желаниях, предвосхищая и рационально оправдывая их в его собственных глазах» [9. С. 180].

С. Жижек применяет лакановские концепты к анализу явлений массовой культуры, которая как нельзя лучше демонстрирует значимость фигуры «символического» Другого. Он отмечает, что различие между потреблением и межличностными отношениями в современном обществе все больше нивелируется: сам характер рекламного сообщения, апеллирующего не к полезным свойствам товара, а к самому факту престижности обладания таковым, показывает, что здесь на первое место выходит именно желание Другого. Аналогично этому, когда мы обращаемся к достоинствам конкретного человека, мы одновременно делаем его объектом желания Другого, утверждая «статусный» характер коммуникативного акта в системе Символического. Отсюда и легкость в межличностных отношениях с конвейерной сменой привязанностей, свойственной современному индивиду - обратной стороной «успешной» социализации. Жижек справедливо уподобляет такой тип отношений товарному фетишизму: «Подобным же образом, как Маркс показывает, что при рыночной экономике абстракция вписана в сам индивидуальный опыт (рабочий непосредственно осознает свою конкретную профессию как случайную актуализацию абстрактной способности к труду, а не как органическую составную часть своей личности; «отвергнутый» влюбленный рассматривает своего сексуального партнера как случайную и временную замену, служащую его потребности в сексуальном и/или эмоциональном удовлетворении и т.д.). Кроме того, абстракция непосредственно вписана в наше отношение к другим: мы игнорируем их в самом подлинном смысле этого слова, сводя к носителям абстрактных социальных функций» [10. С. 45].

Другой в этом случае превращается в абстрактную персонификацию властного порядка, под которую подпадает не только классическая для психоанализа фигура

Отца, но и любая авторитарная инстанция, а субъект рассматривается как результат этой многоуровневой детерминации. Абсолютизация властного момента в отношении к Другому позволила С. Жижеку провозгласить тезис о смерти субъекта в новом, радикальном виде: по его определению, «изначальное замещение большим Другим, Символическим Порядком, Реального непосредственной субстанции жизни дает начало $, “перечеркнутому субъекту”, который “репрезентируется” означающим, от имени которого “действует” означающее, или который действует посредством означающего» [11].

На примере дальнейшего развития идей структурного психоанализа мы можем наблюдать трансформацию проблемы Другого и представлений о субъективности в философском дискурсе. Следует отметить, что здесь происходит смещение акцентов с выявления властных структур на всестороннюю переоценку их значения. Популяризация психоаналитических идей, как замечает Жижек, приводит к тому, что субъект нередко является к психоаналитику уже с готовым диагнозом [12]. Это многое проясняет в самосознании современного индивида: для него часто не составляет труда вычленить эдипову структуру в собственной психике или диагностировать наличие материнского комплекса, т.е. осознать свою зависимость от Другого. Но для него существенной становится проблема идентичности, поскольку осознание этой зависимости он, в духе «несчастного сознания», воспринимает как отчуждение. Культивируемая в массах идея манипуляции сознанием извне, виртуализация повседневного существования в итоге приводят к тому, что субъект лишается возможности ощущать себя автором собственных действий.

Вероятно, поэтому задачей современного психоанализа является не столько разоблачение бессознательных мотивов пациента, сколько выработка правильного отношения к идее императивного воздействия со стороны Другого. В связи с этим психоанализ позднего Лакана концентрируется уже не на проблеме Символического, а на проблеме Реального. Реальное определяется им не только как травматическое ядро личности, но и как «jouissance», наслаждение, а симптом - как индивидуальный способ его получения. Взаимная обратимость агрессивного и сексуального начал, постулированная Фрейдом и акцентированная Лаканом, говорит в пользу многозначного характера отношения Я - Другой, который не ограничивается привычной связкой «власть - подчинение».

Осмысление категории Другого в структурном психоанализе позволяет по-новому взглянуть на актуальную для философии проблему кризиса субъективности. Ф. Джеймисон отмечает, что на сегодняшний момент больше смысла в том, чтобы определить субъективность как феномен социальный, чем продолжать в данном вопросе индивидуалистическую линию, т.е. видеть ее подлинное основание в свободе от диктата коллектива [13]. Лаканианский психоанализ с его ярко выраженной диалектической основой позволяет при рассмотрении данной проблемы сочетать традиционные для экзистенциалистов идеи об открытом характере субъективности с детерминизмом классического структурализма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лакан Ж. Семинары. Кн. II: «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа. М., 1999. 520 с.

2. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. Режим доступа: http://www.lacan/narod.ru

3. Кожев А. Источник права: антропогенное желание признания как исток идеи Справедливости // Вопросы философии. 2004. № 12. С. 154—

166.

4. Кожев А. Введение в чтение Гегеля. СПб., 2003. 792 с.

5. СартрЖ.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М., 2000. 639 с.

6. Лакан Ж. Семинары. Кн. V (1957/1958). М., 2002. 608 с.

7. Жижек С. 13 опытов о Ленине. М., 2003. 256 с.

8. Фрейд З. Недовольство культурой. Режим доступа: http://www.freud.ru

9. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 2001. 220 с.

10. Жижек С. Возлюби мертвого ближнего своего // Художественный журнал. 2002. № 40.

11. Жижек С. Интерпассивный субъект. Режим доступа: http://www.lacan7narod.ru

12. Жижек С. Власть и цинизм. Режим доступа: http://www.lacan/narod.ru

13. Jameson F. Technology as an allegory of social relations. http://www.heise.de/tp/r4/artikel/7/7127/1.html Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 15 июня 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.