Научная статья на тему 'О кантовском различении морального и легального поступка'

О кантовском различении морального и легального поступка Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6019
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА / ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ / МОРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / ЛЕГАЛЬНЫЙ И МОРАЛЬНЫЙ ПОСТУПОК / FREEDOM / PRACTICAL REASON / MORAL LAW / LEGAL AND MORAL THING TO DO

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Черняк Н. А.

Рассматривается проблематика морали в кантовской философии: специфика и чистота нравственного мотива, всеобщность и категоричность морального закона. Анализируются важнейшие открытия Канта в области морали: доказательство возможности свободы, автономности моральной воли. Выявляется общее и различное в моральном и легальном поступке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Kant’s distinction of moral and legal behavior

Examines the issues of morality in Kantian philosophy: the specificity and purity of the moral motive, universal, and categorical moral law. Analyzes the most important discoveries of Kant in the moral sphere: proof of the freedom, the autonomy of the moral will. Revealed common and different in the moral and legal thing to do.

Текст научной работы на тему «О кантовском различении морального и легального поступка»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2017. № 1. С. 81-83.

УДК 17.023.21 Н.А. Черняк

О КАНТОВСКОМ РАЗЛИЧЕНИИ МОРАЛЬНОГО И ЛЕГАЛЬНОГО ПОСТУПКА

Рассматривается проблематика морали в кантовской философии: специфика и чистота нравственного мотива, всеобщность и категоричность морального закона. Анализируются важнейшие открытия Канта в области морали: доказательство возможности свободы, автономности моральной воли. Выявляется общее и различное в моральном и легальном поступке.

Ключевые слова: свобода, практический разум, моральный закон, легальный и моральный поступок.

Многие молодые люди полагают, что если они не совершают противоправных деяний и антиморальных (аморальных) поступков, то могут считать себя вполне нравственными субъектами. Однако возникает вопрос: так ли это на самом деле и какова точка зрения на сформулированную проблему классика теоретического исследования морали И. Канта?

Известно, что для обоснования возможности и действительности морали Канту потребовалось высказать и сформулировать гипотезу о существовании, помимо эмпирического, данного каждому человеку в опыте и исследуемого наукой мира, еще и ноуменального, умопостигаемого мира. Особенность этого мира заключается в том, что в нем отсутствует жесткая физическая, социально-историческая, телесно-биологическая и другая детерминация человеческих поступков. Другими словами, это мир свободы. В противном случае, без допущения ноуменального мира, невозможно обосновать автономию моральной воли, т. е. независимость ее от внешних по отношению к морали обстоятельств.

Как существо эмпирическое, человек, конечно же, находится во власти объективных природных и исторических законов и подчинен им в своей деятельности. Однако никакой свободы в этом эмпирическом феноменальном мире еще нет, ибо, как элемент феноменального мира, он «вписан» в законы этого мира. Свобода же начинается тогда, когда индивид сам от себя начинает цепь причинно-следственных связей (событий).

Тот факт, что идея свободы - это своего рода метафизическое допущение, а не предмет научного исследования, подтверждается словами Канта: «Свобода... есть просто идея, объективную реальность которой никак нельзя показать на основании законов природы, стало быть, также ни в каком возможном опыте; поэтому, так как для нее никогда нельзя по какой-либо аналогии привести пример, она никогда не может быть понята или даже только усмотрена» [1, с. 305]. Согласно Канту, каждому понятию науки должен быть найден соответствующий предмет созерцания и это подтверждает его (понятия) научный статус: «Закону природы как закону, которому подчинены предметы чувственного созерцания, как таковые, должна соответствовать схема, т. е. общий процесс воображения (a priori показывать чувствам чистое рассудочное понятие, определяемое законом)» [1, с. 393]. В отношении свободы обнаружить такой предмет созерцания и подвести его под рассудочное понятие невозможно.

Возникает резонный вопрос: каким же образом «доказывается» существование ноуменального мира и, соответственно, свободы? С точки зрения Канта, реальностью, обосновывающей существование свободы, является нравственность. Подобное доказательство сам Кант называет доказательством «как бы через факт» [1, с. 435]: мораль невозможна без предпо-

© Н.А. Черняк, 2017

82

Н.А. Черняк

ложения свободы, а свобода невозможна вне морали. Основу же обязательности моральных норм, законодательного характера нравственного нормирования следует искать, по Канту, «не в природе человека или в тех обстоятельствах в мире, в какие он поставлен, a a priori исключительно в понятиях чистого разума» [1, с. 223], поскольку «только разумное существо имеет волю, или способность поступать согласно представлению о законах, т. е. согласно принципам» [1, с. 250].

Эта способность делать для себя закон осознанным принципом поведения есть разумная воля, или практический разум.

Отрицательный смысл свободы - независимость от внешнего эмпирического мира -в «Критике практического разума» дополняется положительным содержанием, а именно существование свободы обосновывается нравственностью. В моральном поведении человек на деле утверждает, показывает реальность другого, неэмпирического, собственно человеческого мира (более подробно об этом см.: [2-5]).

В отличие от натуралистических, в том числе антропологических концепций морали, рассматривающих ее как естественно заложенное в человеке стремление или чувство, Кант впервые в этической мысли ставит проблему специфики нравственного мотива. Согласно ему, мораль не дана человеку «по природе», в виде естественных побуждений. Мораль - это долженствование, обращенное к человеку, это не спонтанное стремление, а добровольное самоподчинение долгу.

Кроме того, Кант делает акцент на добровольном подчинении (самопонуждении) нравственным обязательствам («долг есть необходимость [совершения] поступка из уважения к закону» [1, с. 236]) и тем самым отличает моральный поступок от легального - простого исполнения вменяемых человеку внешних требований.

Возникает вопрос: что же такое легальный поступок и в чем его специфическое отличие от собственно морального? Такое различение Кант дает в «Критике практического разума»: «Суть всякой нравственной ценности поступков состоит в том, что моральный закон непосредственно определяет волю. Если определение воли хотя и совершается сообразно с моральным законом, но... совершается не ради закона, - то поступок будет содержать в себе легальность, но не моральность» [1, с. 396]. Иными словами, нравственным будет считаться только тот поступок, который мотивируется лишь одним основанием - уважением к моральному закону. Или, иначе, нравственный поступок - это тот, который совершается из чувства долга, т. е. только ради закона как единственного способа определения воли этим законом.

Но бывают случаи, когда поведение человека не нарушает объективных предписа-

ний нравственного закона (помощь другому человеку, пожертвования, защита слабых и немощных и др.), но выполняется по каким-то другим основаниям: страх (божьего) наказания, мнение каких-то лиц или корпоративные интересы, честолюбие, стремление к счастью и др. С точки зрения Канта, такой поступок не может быть поставлен в заслугу индивиду в качестве морального, он является просто легальным. Другими словами, легальным, но еще не моральным является всякий поступок, не нарушающий норм, принятых в обществе (этико-правовых и др.), но детерминированный (определяемый) иными побуждениями, чем уважение к моральному закону и, следовательно, иными мотивами, чем чувство долга и ради него.

Так, например, согласно Канту, стремление к личному счастью как определяющее основание поступка не будет соответствовать принципу нравственности: максимы, вытекающие из этого принципа, не годятся для закона, так как не обладают статусом принудительности и категоричности. «Веление, гласящее, что каждый должен стремиться стать счастливым, было бы нелепым, так как никому не повелевают того, чего он и сам непременно желает» [1, с. 356].

Кант предупреждает, что «во всех моральных суждениях в высшей степени важно обращать исключительное внимание на субъективный принцип всех максим, чтобы вся моральность поступков усматривалась в необходимости их из чувства долга и из уважения к закону, а не из любви и склонности к тому, что эти поступки должны порождать. Для людей и всех сотворенных разумных существ моральная необходимость есть принуждение, т. е. обязательность, и каждый основанный на ней поступок должен быть представлен как долг, а не как образ действий, который нравится нам сам по себе» [1, с. 407-408].

Возвращаясь к различению научного (кантовского) и расхожего понимания моральности, следует еще раз зафиксировать, что нравственно-этические нормы апеллируют к должному - тому, что не совершается автоматически, не дано «от природы» и что, следовательно, требует всякий раз личностного усилия. При этом следует иметь в виду, что совершение нравственного поступка единожды не дает никаких гарантий того, что поступки будут носить нравственный характер и в будущем. Расхожее представление о нравственности довольно часто производит подмену морального поступка просто легальным. Это свидетельствует о том, что субъекты социального действия либо не доросли до уровня понимания собственно нравственных требований, либо утратили представления о них.

Для Канта нравственность является выражением метафизической, а не эмпириче-

О кантовском различении морального и легального поступка

83

ской природы человека. Легальные же поступки характеризуют существование человека как продукта исключительно наличных эмпирических (социально-исторических, биологических и др.) условий и не более того.

Следует добавить, что современное постмодерное общество по большому счету не заинтересовано в культивировании и утверждении морали в качестве высшей безусловно-значимой инстанции, определяющей меру человечности (см. об этом: [6]).

Общество массового потребления в своих нормообразующих ориентациях отдает предпочтение тем способам регуляции действий отдельных его членов, которые не требуют персональных усилий, предполагающих моральный выбор. Поэтому в современных обществах моральные нормы и критерии оценки деяний человека (санкции) заменя-

ются чаще всего юридическими, эстетическими нормами или «практиками» повседневного поведения (см. также: [7]).

ЛИТЕРАТУРА

[1] Кант И. Соч. : в 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. 544 с.

[2] Черняк Н. А. Эпоха без морали // Вестн. Ом. унта. 2015. № 1. С. 83-84.

[3] Черняк Н. А. Мораль в эпоху постмодерна // Вестн. Урал. ун-та путей сообщения. 2015. № 1(25). С. 76-82.

[4] Черняк Н. А. Кантовское обоснование свободы // Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 2. С. 90-91.

[5] Черняк Н. А. Постановка проблемы морали в философии Канта // Вестн. Ом. ун-та. 2016. № 2. С. 57-59.

[6] Мартынов В. А. Конструктивизм как теория и как практика научных исследований // Вестн. Ом. ун-та. 2016. № 4. С. 80-84.

[7] Черняк Н. А. Как возможен свободный поступок: Сартр contra Кант // Ом. науч. вестн. МВД РФ. 2016. № 3. С. 62-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.