The main content of the courses of multi-agent systems and applied semiotics, as well as topics common to both courses, are presented. The most important such topic is the ontology-based approach to agent modeling, the most prominent representative of which is the HLA standard (IEEE-1516). Other common topics: automatic (through machine learning) matching of ontologies, on the basis of which multi-agent systems based on different ontologies function; automatic (through machine learning) extraction of entities and the construction of ontologies on the basis of which multi-agent systems function; a multi-agent system as part of a decision-making system based on a hybrid of ontologies (facts, rules) and statistical models (obtained by machine learning methods). Highlighting the general topics of the courses is important from a methodological point of view in light of the fact that some students take both courses, and some take only one.
Key words: distributed multi-agent modeling, standards in modeling, ontology driven agent based approach, multi-agent systems based on ontologies.
Schiriy Andrey Olegovich, candidate of technical sciences, docent, andreyschiriv@gmail. com, Russia, Moscow, National Research University "Moscow Power Engineering Institute", Scientific Department, Institute of Terrestrial Magnetism, Ionosphere and Radio Wave Propagation of the Russian Academy of Sciences (IZMIRAN) named after N. V. Pushkov
УДК 343.148.63
Б01: 10.24412/2071-6168-2024-5-340-341
О ИССЛЕДОВАНИИ СЛЕДОВ ДТП ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Е.А. Тарасов
Перечислены проблемы сбора доказательств и обеспечения процесса сбора объектов, которые в ходе следствия могут быть приобщены к составу вещественных доказательств. Представлены процессуальные вопросы, вызывающие сложности в проведении полноценного автотехнического экспертного исследования. Для устранения ряда проблем, связанных с экспертным исследованием следов на месте дорожно-транспортного происшествия, можно применить комплексное решение, суть которого сводится к созданию алгоритма действий при первичном осмотре места происшествия. Описана комплексная методика экспертного исследования следов на месте дорожно-транспортного происшествия включает ряд мероприятий, позволяющих сделать предварительные выводы. Указан порядок визуального осмотра и измерений, позволяющий автотехническому эксперту установить особенности следов и выявить их предварительные или идентификационные признаки. Сказано, что преимущество комплексной методики изучения материальных следов на месте дорожно-транспортного происшествия состоит в том, что эксперт и уполномоченные лица могут использовать аналитические навыки для сопоставления данных и сформировать предварительное представление о событиях, транспортных средствах и обстановке, получить массив информации для оперативных мер по розыску покинувшего место ДТП автомобиля.
Ключевые слова: автотехническая экспертиза, ДТП, автотехнический эксперт, место ДТП, транспортное средство.
Дорожно-транспортное происшествие в подавляющем большинстве случаев связано с контактом транспортных средств между собой, с предметами окружающей обстановки, пешеходами, частями рельефа местности и обустройства проезжей части. Любой физический контакт оставляет следы на объектах взаимодействия. Кроме того, в период, непосредственно предшествующий ДТП, участники движения совершают действия, оставляющие следы на дорожном покрытии и шинах колес, а иногда и на отдельных частях и деталях автомобиля.
Организационные и процессуальные проблемы экспертной работы со следами на месте ДТП. Экспертизы, позволяющие выявить и приобщить следы к базе вещественных доказательств, обычно назначаются следствием по прошествии некоторого времени после событий, и часть следов может быть утрачена. Что касается автотехнической экспертизы, то специалистам приходится иметь дело с предметами и объектами исследования, частично утратившими важные для выводов признаки или вовсе их не имеющие изначально. К таким проблемам можно отнести:
неточность составления схем ДТП при оформлении, путаные и неполные показания свидетелей и участников событий;
невнимательный осмотр места происшествия оперативным составом, игнорирование фрагментов частей автомобилей, оставленных следов, неаккуратный сбор мелких деталей;
утрата фрагментами ЛКП исходного цвета и состояния в процессе хранения;
недостаточно квалифицированное фотографирование места ДТП или преступления, связанного с причинением ущерба путем повреждения или уничтожения транспортного средства;
отсутствие на месте происшествия автотехнического эксперта, квалификация которого позволяет выявить наиболее перспективные с точки зрения исследования и получения информации объекты и следы.
Перечисленные проблемы можно с уверенностью отнести к системным, порожденным отсутствием единого стандарта сбора доказательств и обеспечения процесса сбора объектов, которые в ходе следствия могут быть приобщены к составу вещественных доказательств.
К числу процессуальных вопросов, вызывающих сложности в проведении полноценного экспертного исследования, следует отнести несколько особенностей из практики дознания и следствия.
1.Неточная постановка вопросов к эксперту, связанная с неполным представлением уполномоченных лиц о возможностях и особенностях экспертизы.
2.Использование формулировок, не позволяющих дать объективный, не связанный с внутренним убеждением ответ, например: "Нарушил ли водитель ПДД?"
3. Передача эксперту функции формулирования вопросов, что может стать причиной выхода за пределы квалификации или возложения на эксперта функций следствия.
340
4.Отсутствие у эксперта статуса субъекта сбора вещественных доказательств, что затрудняет оперативное принятие решений при обнаружении следов и объектов исследования.
Процессуальные и организационные сложности, осложняющие проведение полноценной экспертизы ДТП, требуют длительной процедуры изучения и устранения. Техническая сторона вопроса может быть решена комплексно, с гораздо меньшими затратами и в более короткий промежуток времени.
Комплексное исследование следов в процессе осмотра места происшествия. Для устранения ряда проблем, связанных с экспертным исследованием следов на месте ДТП, можно применить комплексное решение, суть которого сводится к созданию алгоритма действий при первичном осмотре места происшествия, позволяющего максимально полно собрать предметы и зафиксировать следы, провести предварительный анализ данных, способствующий оперативному решению задач по поиску транспортного средства по оставленным следам, создать условия для обоснованного включения материальных следов в состав вещественных доказательств.
Для разработки подобного алгоритма необходимо определить не только порядок действий лиц, производящих осмотр места ДТП (преступления), но и выявить объективные проблемы, ограничивающие возможности экспертизы и использования материальных следов для формирования картины причинно-следственных связей и событий.
Комплексная методика экспертного исследования следов на месте ДТП включает ряд мероприятий, позволяющих сделать предварительные выводы.
1. Установить характерные признаки ЛКП автомобиля, сделать вывод о его цвете, состоянии кузова и окрашенных частей.
2. Предварительно выделить предполагаемую марку, модель, год выпуска транспортного средства.
3. Получить информацию о тормозном следе, при наличии следов с элементами протектора определить марку шин, степень их износа.
4. Обнаружить и включить в общую картину следы соприкосновения автомобиля с другими предметами, транспортом, элементами рельефа.
5. Сделать предварительные выводы о вероятных повреждениях, по которым можно определить признаки для розыска.
Присутствие на месте осмотра автотехнического эксперта существенно расширяет возможности анализа и дополняет информацию, полученную от исследований, проводимых экспертами-криминалистами.
Исследование фрагментов светотехнических приборов. Материальные следы и предметы, обнаруженные на месте дорожно-транспортного происшествия, не всегда могут послужить материалом для автотехнической экспертизы, так как существует ряд объективных обстоятельств, придающих проблеме значительную сложность. Приведем несколько примеров.
При осмотре места ДТП обнаружены фрагменты осветительных приборов автомобиля — разбитые стекла фар, указателей поворота, габаритных фонарей. Практика показывает, что в ряде автомобилей японского и китайского производства осветительные приборы унифицированы, взаимозаменяемы, для их создания могут применяться полимерные прозрачные детали, в том числе и линзы фар. На светотехнических приборах китайского производства применяются адаптированные к "унификации" крепления, не позволяющие точно определить модель и год выпуска транспорта средства без проведения дополнительной экспертизы, нацеленной на установление совпадения контактных поверхностей, состава загрязнений на кузове и краях фрагментов.
Установить принадлежность такого фрагмента к определенному транспортному средству, используя его для идентификации, представляется возможным только при определенных условиях, что существенно ограничивает возможности розыска автомобиля, водитель которого покинул место ДТП. Кроме того, приобщение этих материалов к вещественным доказательствам потребует большого количества дополнительных исследований.
Исследование следов шин на дорожном покрытии. Одним из ключевых моментов сбора информации об обстоятельствах ДТП остается фиксация следов протектора шин на дорожном покрытии. Однако, характер этих следов таков, что сделать по ним однозначные выводы становится невозможным по объективным причинам. След имеет вид полосы без характерных признаков и отпечатков элементов протектора, пригодных для идентификации. По нему можно провести расчеты тормозного пути, но не часто не удается даже дифференцировать полосы, оставленные передними и задними колесами из-за наложения следов в процессе торможения.
Представляется целесообразным поэтапное создание базы следов и основных характеристик автомобильных шин, в который были бы учтены:
характерные особенности рельефа протектора с указанием марки шины, производителя, характерных особенностей;
ширина шины и размеры пятна контакта с дорожным покрытием;
данные о колесной базе и ширине колеи автомобилей — накопление информации такого рода потребует времени, но, учитывая частоту ДТП, это представляется возможным, как и использование технических сведений от производителей;
особенности следов автомобилей, у которых существует разница в ширине передней и задней колеи;
данные о проекторе, позволяющие идентифицировать шину по объемным следам и отпечаткам, остающимся в начале и конце тормозного следа.
В базе данных может использоваться классификация по типу, категории, характерным признакам следов колес транспорта любого типа. При условии качественного фотографирования следов на покрытии вероятность использования материалов для розыска транспорта и идентификации по комплексу признаков значительно возрастает. Большое значение имеет необходимость учитывать региональные особенности, например, на Дальнем Востоке распространены шины японского производства, в европейских регионах ассортимент автошин в торговых сетях смещен в сторону европейских производителей. Кроме того, распространение практики производства шин в странах Юго-Восточной Азии и Восточной Европы может быть причиной появления специфических признаков, характерных для каждой партии в зависимости от конкретного предприятия-изготовителя и страны.
Повторимся: при отсутствии читаемых деталей следов протектора, пригодных для идентификации, определение модели шины по беговой дорожке не представляется возможным, поскольку беговая дорожка может совпадать у разных моделей шин. Пример: Falken ЕР 03 с размерами 145/80R 12, Bridgestone Reva 2 с размерами165/80R
13, Bridgestone MZ-3 175/70R 14 оставят беговую дорожку шириной 130 мм. Представляется возможным отнесение шины к одной из групп (бренд, модель) по наружному диаметру при наличии следа, позволяющего отметить повторение одного элемента протектора по длине полосы торможения. Однако, результат будет иметь относительную точность, что связано с явлением проскальзывания шины по покрытию при торможении.
Для следов с различимыми деталями имеет смысл создать раздел базы данных, позволяющих определить модель и марку шины по рельефу протектора, возможности использования на определенных марках автомобилей, типу рисунка и общим характеристикам. Однако, по причине большого ассортимента автомобильных шин обновление такой базы должно производиться часто. При этом в информацию о продукции должны быть включено подтверждение производителя, позволяющее процессуально применять базу данных для идентификации.
Исследование фрагментов ЛКП. При сборе следового материала на месте ДТП следует уделить особое внимание фрагментам и пробам ЛКП транспортных средств, так как идентификация по этим материалам может дать качественные результаты. Покрытие кузова автомобиля имеет ряд характерных особенностей, позволяющих использовать для исследования мелкие фрагменты (с условной стороной 1 - 1,5 мм). По обнаруженным на месте ДТП следам покрытия можно определить ряд идентифицирующих признаков, объективно выделяемых при микроскопическом и инструментальном исследовании:
цвет по каталогу, учитывающему оттенки и особенности составов разных производителей, коэффициенты отражения, наличие признаков "металлик" или "перламутр", другие отличительные черты;
структура покрытия, характерные следы контакта с металлом, наличие микротрещин;
количество и толщина слоев;
признаки перекрашивания, восстановления, полученных ранее повреждений, применения кустарных технологий.
По собранному материалу автотехнический эксперт способен установить страну производства и марку автомобиля, год выпуска, модель. Непосредственно на месте происшествия можно получить важную информацию, применяя визуальный осмотр ЛКП и дорожного покрытия, используя портативные приборы для инфракрасного и ультрафиолетового исследования, при возможности — микроскопическое изучение образцов. Из наиболее доступных для использования на месте происшествия средств следует указать ряд возможностей.
1. Бесконтактные спектрофотометры eXact Standart фирмы X-rite для определения спектрального отражения частиц ЛКП и установления цвета.
2.При наличии — программное обеспечение для идентификации цвета покрытия и ремонтных составов, разработанное для колористов и дающее качественный результат в полевых условиях (ColorNet, ColorQuick Pro Asia Version (фирма DuPont США) или Standowin, Standowin Asia Version). В результате введения в базу данных полученных прибором результатов можно установить марку, год выпуска, модель, страну происхождения конкретного транспорта с выдачей списка серийных номеров кузова.
3. Образцы ЛКП в виде фандека с веером, на каждом секторе которого указаны данные о марке, годе выпуска, производителе, модели автомобиля, годах использования конкретной эмали, коде эмали.
4.Микроскоп для исследования фрагментов и микрочастиц, средства фотографирования с увеличением и панорамным обзором, видеофиксацией следов и материалов.
Полученных таким образом сведений достаточно для организации первичных мероприятий по розыску транспортного средства. Исследование ЛКП представляется наиболее информативным и дающим более всего однозначных и качественно идентифицируемых данных непосредственно на месте происшествия.
Исследование следов от частей кузова и оборудования транспортного средства. На месте дорожно-транспортного происшествия, на предметах окружающей обстановки, покрытии, других транспортных средствах и элементах рельефа местности остаются следы от выступающих частей автомобиля. Опытный автотехнический эксперт может путем визуального осмотра и измерения установить особенности таких следов, позволяющие выявить предварительные или идентификационные признаки. При этом следует соблюдать определенный порядок осмотра и исследования следов.
1. Осмотр места происшествия и прилегающей территории с учетом предполагаемого направления движения участников ДТП до и после происшествия, выявление потенциальных следов от контакта транспортного средства с окружающими объектами.
2. Определение характера следа и формирование предположений о том, какая часть автомобиля могла оставить такой след, ориентируясь на моделирование контакта с учетом имеющихся предварительных данных.
3. Фиксация следа фото- и видеосъемкой, измерения, при необходимости — взятие образца (пробы) вещества, внесение данных в протокол или надиктовка наблюдений на записывающее устройство.
4. Фиксация результатов измерений — высота следа по отношению к дорожному покрытию, расстояние от краев дорожного покрытия.
Полученная в результате осмотра следов картина сопоставляется с имеющимися данными о покинувшем место ДТП транспортном средстве, после чего эксперт может предварительно указать, какого рода повреждения получены автомобилем, с какой стороны и на каких элементах они расположены, какого рода следы от контакта с другими предметами могут сохраниться на выступающих частях.
Представляется необходимым взять образцы следов для последующего химического или материаловедче-ского анализа, что позволит обоснованно включить след в состав вещественных доказательств и сформировать причинно-следственную связь между событиями до, вовремя и после происшествия. Данные анализа позволяют не только получить представление об автомобиле, дающее информацию для розыска, но и дополнить картину происшествия дополнительными предположениями о развитии ситуации.
Возможности применения методов автотехнической экспертизы в комплексном изучении следов ДТП. Преимущество комплексной методики изучения материальных следов на месте ДТП состоит в том, что эксперт и уполномоченные лица могут использовать аналитические навыки для сопоставления данных и сформировать предварительное представление о событиях, транспортных средствах и обстановке, получить массив информации для оперативных мер по розыску покинувшего место происшествия автомобиля. По мере накопления информации полученные сведения и результаты осмотра могут быть включены в базу вещественных доказательств, поскольку участие автотехнического эксперта в осмотре способствует обоснованию выводов, а при грамотной фиксации следов не оставляет возможности оспорить их рассмотрение следствием и судом в процессуальном порядке.
Список литературы
1. Аминев Ф.Г. О современных возможностях криминалистического исследования трасологических объектов// Эксперт-криминалист. 2016. № 3. С.162-168.
2. Гришина Е.П. Ошибки экспертной инициативы // Эксперт-криминалист. 2012. № 2. С. 15-17.
3. Капитонов В.Е. Определение направления движения автотранспортного средства // Экспертная практика. М., 1983. Вып. 21. С. 82-88.
4. Кошелева Л.И. Определение типа и марки автотранспортного средства по частицам автомобильных лакокрасочных покрытий // Вопросы теории криминалистики и экспертно-криминалистических проблем. М., 1987. С. 62-70.
5. Моисеева Т.Ф. О компетенции судебного эксперта // Эксперт-криминалист. 2008. № 1. С. 31-33.
6. Тарасов Е.А. Особенности и тактика назначения судебной автотехнической экспертизы с учетом необходимости ситуационного моделирования обстоятельств возникновения ДТП // Транспортное право. 2020. № 2. С. 18-28.
7. Тарасов Е.А. Важность применения криминалистических методов при сборе материалов для автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП // Адвокатская практика. 2020. № 4. С. 37-43.
Тарасов Евгений Александрович, канд. техн. наук, доцент, 382652@,mail. ru, Россия, Воронеж, Воронежский государственный технический университет
ABOUT THE INVESTIGATION OF THE TRACES OF AN ACCIDENT IN THE PRODUCTION OF AUTOMOTIVE TECHNICAL EXPERTISE
E.A. Tarasov
The problems of collecting evidence and ensuring the process of collecting objects that can be attached to the composition of physical evidence during the investigation are listed. Procedural issues causing difficulties in carrying out a full-fledged auto technical expert study are presented. To eliminate a number of problems associated with the expert study of traces at the scene of a traffic accident, you can apply a comprehensive solution, the essence of which is to create an algorithm of actions during the initial inspection of the scene. The complex technique of expert research of traces on a place of road accident is described includes a number of the actions allowing to draw preliminary conclusions. The order of visual inspection and measurements allowing the auto technical expert to establish features of traces and to reveal their preliminary or identification signs is specified. It is said that the advantage of a comprehensive method of studying material traces at the scene of a traffic accident is that the expert and authorized persons can use analytical skills to compare data and form a preliminary idea of events, vehicles and the situation, to obtain an array of information for operational measures to search for the car that left the scene of an accident.
Key words: technical expertise, accidents, auto-technical expert, the scene of an accident, the vehicle.
Tarasov Evgeny Alexandrovich, candidate of technical sciences, docent, 382652@,mail. ru, Russia, Voronezh, Voronezh State Technical University