Научная статья на тему 'Экономические и социальные аспекты формирования инвестиционной привлекательности Республики Дагестан'

Экономические и социальные аспекты формирования инвестиционной привлекательности Республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / INVESTMENTS / AN INVESTMENT CLIMATE / PROGRAMS OF DEVELOPMENT / INVESTMENT POTENTIAL OF THE REGION / REGIONAL ECONOMY / FIXED ASSETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедова Патимат Нурахмагаджиевна, Магомедалиева Хадижат Насрединовна

Данная статья посвящена одной из актуальных проблем экономики Российской Федерации проблеме привлечения иностранных и отечественных инвестиций в региональную экономику. Содержится краткая оценка инвестиционной привлекательности России, а также состояние и формирование благоприятного инвестиционного климата Республики Дагестан, дана оценка реализации федеральных и региональных инвестиционных программ, раскрыты проблемы управления инвестиционными процессами с участием государства, предложены пути решения исследуемых проблем. Выделены основные проблемы, стоящие перед инвестиционным рынком России и её субъектов, а также выделены основные направления разрешения данных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND SOCIAL ASPECTS OF FORMING THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

This manuscript is devoted to one of the relevant problems of the economy of the Russian Federation -the problem of attracting foreign and domestic investments in the regional economy. There is a short evaluation given to the investment attractiveness of Russia, as well as the state and formation of a favorable investment climate of the Republic of Dagestan, an evaluation of implementing federal and regional investment programs is given, problems of managing investment processes with the participation of the state are explained, ways of solving the issues studied are suggested. The main problems that the investment market of Russia and its subjects are facing are highlighted, and the main focus areas of resolving these issues are also highlighted.

Текст научной работы на тему «Экономические и социальные аспекты формирования инвестиционной привлекательности Республики Дагестан»

Региональная экономика

МАГОМЕДОВА П.Н., МАГОМЕДАЛИЕВА Х.Н.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Аннотация. Данная статья посвящена одной из актуальных проблем экономики Российской Федерации — проблеме привлечения иностранных и отечественных инвестиций в региональную экономику. Содержится краткая оценка инвестиционной привлекательности России, а также состояние и формирование благоприятного инвестиционного климата Республики Дагестан, дана оценка реализации федеральных и региональных инвестиционных программ, раскрыты проблемы управления инвестиционными процессами с участием государства, предложены пути решения исследуемых проблем. Выделены основные проблемы, стоящие перед инвестиционным рынком России и её субъектов, а также выделены основные направления разрешения данных проблем.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный климат, основной капитал, программы развития, инвестиционный потенциал региона, региональная экономика.

MAGOMEDOVA P.N. , MAGOMEDALIEVA KH.N.

ECONOMIC AND SOCIAL ASPECTS OF FORMING THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Abstract. This manuscript is devoted to one of the relevant problems of the economy of the Russian Federation -the problem of attracting foreign and domestic investments in the regional economy. There is a short evaluation given to the investment attractiveness of Russia, as well as the state and formation of a favorable investment climate of the Republic of Dagestan, an evaluation of implementing federal and regional investment programs is given, problems of managing investment processes with the participation of the state are explained, ways of solving the issues studied are suggested. The main problems that the investment market of Russia and its subjects are facing are highlighted, and the main focus areas of resolving these issues are also highlighted.

Keywords: investments, an investment climate, fixed assets, programs of development, the investment potential of the region, the regional economy.

В процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста, ключевое место отводится инвестиционной деятельности. С позиции сущности реформирования экономики проблема повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционного климата является одной из ключевых. Основным источником стимулирования инвестиционных процессов и катализатором роста российской экономики являются отечественные и иностранные инвестиции, на привлечение которых влияет государственная инвестиционная политика.

Инвестиции — процесс, затрагивающий не только государства, но и частных компаний, и отдельных лиц. Регулируя инвестиционную деятельность, государственные органы должны соблюдать интересы всех участников инвестиционного процесса, что в конечном счёте способствует привлечению иностранного и частного капитала в развитие экономики страны и снижает возможные финансовые риски, связанные с инвестированием экономики России в настоящий период [3].

Для массовой модернизации российской промышленности требуется существенное улучшение инвестиционного климата, результатом которого станет превращение генерируемой в стране прибыли в капитал и приход иностранного капитала, масштаб которого практически неограничен. Все что требуется для решения данной задачи — политическая воля. Прошедший кризис дает некоторую надежду на ее формирование.

В тех случаях когда есть необходимость финансирования в отрасли добывающей и обраба-

тывающей промышленности, государство охотно финансирует крупные инфраструктурные программы, но инвестиции в отрасли добывающей и обрабатывающей промышленности остаются за бизнесом. Бизнес же вкладывает деньги в модернизацию своего производственного потенциала все еще неохотно.

Вместе с тем имеющиеся финансовые ресурсы, необходимые для восстановления российской технологической системы, также не соответствуют сложности стоящих перед российской экономикой задач. Имеющая институциональная система не способна мобилизовать капитал в необходимом масштабе. Попытка государства через бюджеты различных уровней финансировать инфраструктурные проекты решает проблему инвестиционного голода лишь частично.

Перейдем к рассмотрению распределения структуры инвестиций в основной капитал по источникам финансирования.

По данным Росстата инвестиции в основной капитал в России в 2013 г. снизились на 0,3%, хотя в декабре в годовом выражении наблюдался рост на 0,3% (табл. 1) [4].

Таблица 1

Структура инвестиций в основной капитал в Российской Федерации по источникам финансирования в в январе-декабре 2013 г. [4]*

Показатели Январь-декабрь 2013 г. Справочно: январь-декабрь 2012 г., в % к итогу

млрд рублей в % к итогу

Инвестиции в основной капитал — всего 9499,3 100,0 100,0

В т. ч. по источникам финансирования: — собственные средства 4378,4 46,1 44,5

— привлеченные средства 5120,9 53,9 55,5

В т. ч.: — кредиты банков 885,0 9,3 8,4

— из них кредиты иностранных банков 86,3 0,9 1,2

— заемные средства других организаций 589,3 6,2 6,1

— бюджетные средства 1790,1 18,8 17,9

Из них: — из федерального бюджета 930,4 9,8 9,7

— из бюджетов субъектов РФ 736,3 7,7 7,1

— из местных бюджетов 123,4 1,3 1,1

— средства внебюджетных фондов 26,5 0,3 0,4

— средства организаций и населения, привлеченные для долевого строительства 285,1 3,0 2,7

В т. ч.: — средства населения 216,5 2,3 2,1

— прочие 1544,9 16,3 20,0

Из них: — средства вышестоящих организаций 1192,1 12,5 16,8

— средства от выпуска корпоративных облигаций 8,6 0,1 0,04

— средства от эмиссии акций 98,3 1,0 1,0

* Без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами.

Стоит отметить тот факт, что инвестиции в основной капитал в России в марте 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. снизились на 4,3% и составили 700,4 млрд руб. Об этом говорится в оперативном докладе Федеральной службы государственной статистики (Росстат). По сравнению с февралем показатель вырос на 9,3%, что видно из следующих данных (табл. 2):

Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику страны или региона зависит от существующего инвестиционного климата. В свою очередь, инвестиционный климат страны является наиболее обобщенной характеристикой инвестиционных процессов в субъектах РФ и представляет собой сложившуюся в течение ряда лет совокупность различных социально-экономических, природных, экологических, политических и других условий, определяющих масштабы, объем и темпы привлечения инвестиций в основной капитал региона [3].

Таблица 2

Инвестиции в основной капитал в России на период 2013 — март 2014 г. [4]

Даты За период, млрд руб. Накопленным итогом, млрд руб. В % к предыдущему периоду В % к соотв. периоду

2014 год

Январь 492,20 492,20 20,80 93,00

Февраль 650,20 1 142,40 130,70 96,50

Март 700,40 1 842,80 109,30 95,70

2013 год

Январь 498,30 498,30 22,20 101,10

Февраль 639,80 1 138,10 128,40 100,30

Март 751,20 1 889,30 117,40 99,20

Апрель 752,80 2 642,10 100,20 99,30

Май 995,20 3 637,30 131,30 100,40

Июнь 1 120,80 4 758,10 111,70 96,30

Июль 1 054,20 5 812,30 94,00 102,50

Август 1 137,00 6 949,30 106,80 96,10

Сентябрь 1 188,20 8 137,50 103,10 98,40

Октябрь 1 443,80 9 539,80 120,00 99,90

Ноябрь 1 366,70 10 906,50 95,60 100,40

Декабрь 2 349,00 13 255,50 170,40 100,60

В 2013 г. инвестиции из федерального бюджета и внебюджетных фондов направлялись на поддержку систем жизнеобеспечения и социальной сферы, развитие инфраструктуры, в перспективные отрасли и предприятия. Основным инструментом реализации указанных направлений являлись целевые программы.

В целях создания благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности на территории РД в условиях воздействия неблагоприятных факторов была разработана Государственная программа Республики Дагестан «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Республики Дагестан на 2014-2016 годы»

Наибольшие объемы государственных капитальных вложений использованы в 2013 г. на реализацию федеральных целевых программ —10839,7 млн руб., среди них:

- «Юг России» (1136,7 млн руб.);

- «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.) (3311,2 млн руб.);

- «Жилище» на 2002-2010 гг. (1152,7 млн руб.);

- «Социальное развитие села до 2012 г.» (440,5 млн руб.);

- «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 гг. и на период до 2012 г.» (150,9 млн руб.) и проч.

Уровень освоения выделенных средств составил 97,0%.

Практика экономической реформы говорит о том, что неотъемлемым фактором роста инвестиционной активности регионов является создание в них конкурентной среды, наличие конкурентоспособных работников, производство конкурентоспособной продукции.

Основополагающим нормативно-правовым документом, направленным на создание благоприятного инвестиционного климата в Дагестане в целях привлечения в экономику отечественного и иностранного капитала, является Закон РД о государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан, которым определены формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, осуществляемой на территории республики. Министерством экономики и территориального развития РД подготовлен в рамках формирования проекта Закона Республики Дагестан о республиканском бюджете Республики Дагестан на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг. доклад [2].

Общий объем финансирования Программы на 2014 г., предложенной к рассмотрению, запланирован в сумме 6 998,14 млн руб., в т. ч. 3 204,14 млн руб. за счет средств федерального

бюджета и 3 794,0 млн руб. за счет республиканского бюджета.

Средства федерального бюджета приняты с учетом объемов финансирования, предусмотренных принятыми нормативными правовыми актами правительства Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 гг.» и распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. №1637-р об утверждении Плана основных мероприятий, связанных с подготовкой и празднованием в 2015 г. 2000-летия основания города Дербент), а также в соответствии с предварительно согласованными с главными распорядителями средств федерального бюджета лимитами финансирования по государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения» и федеральной целевой программе «Юг России (2014-2020 гг.)».

При этом необходимо отметить, весь объем средств федерального бюджета направляется на финансирование всего 15 объектов и проектов (999,07 млн руб. на 12 объектов по ФЦП «Юг России (2014-2020 гг.)», 378,62 млн руб. на один объект по ФЦП «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», 926,43 млн руб. на один объект по государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения» и 900,02 млн руб. на мероприятия по подготовке к празднованию 2000-летия города Дербента.

С учетом необходимого финансирования из республиканского бюджета Республики Дагестан на указанные объекты направляется 4 192,12 млн руб. (более 59,9% от общего объема Программы).

В рамках Программы не рассмотрено финансирование за счет средств федерального бюджета мероприятий в рамках федеральной целевой программы «Обеспечение устойчивого развития сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.». Распределение средств федерального бюджета по указанной федеральной целевой программе будет по результатам отбора региональных программ, в связи с чем планирование объемов финансирования по республике на данном этапе затруднительно. Вместе с тем в целях обеспечения возможного участия республики в указанной федеральной целевой программе считаю целесообразным зарезервировать необходимый объем средств в ведомственной структуре расходов республиканского бюджета Республики Дагестан по Министерству финансов Республики Дагестан.

Программа формировалась в условиях объявленного режима жесткой бюджетной экономии. Общий объем республиканской доли Программы в 2014 г. на 35,3% меньше показателя текущего года [2].

Из общего объема средств республиканского бюджета Республики Дагестан на 2014 г. 987,98 млн руб. (26,0%) направляется на финансирование мероприятий в рамках федеральных программ.

1 000,0 млн руб. (26,4%) планируется направить на создание инженерной инфраструктуры под реализацию инвестиционных проектов, предусмотренных приоритетными проектами президента Республики Дагестан.

445,84 млн руб. (11,8%) предусматривается на объекты коммунального хозяйства республиканского значения (групповые водоводы и очистные сооружения).

455,66 млн руб. (12,0%) направляется на строительство и разработку проектно-сметной документации по объектам республиканского значения, строительство жилья по переселенческой программе и на мероприятия по газификации.

Таким образом, на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципального значения в рамках мероприятий по социально-экономическому развитию районов и городов Республики Дагестан осталось всего 904,52 млн руб. (23,8%).

При распределении указанных средств основной упор был сделан на концентрацию средств на объектах с небольшой остаточной стоимостью в целях обеспечения максимально возможного ввода объектов в эксплуатацию.

В целом в рамках Программы в 2014 г. планируется обеспечить ввод в эксплуатацию (полный либо частичный) 21 объекта, в т. ч.: 10 объектов образования общей мощностью 1620 ученических мест и 2563 кв. м, 2 объекта здравоохранения общей мощностью 58 коек и 100 посещений в смену, 9 объектов водоснабжения, в т. ч. 7 артскважин.

В рамках мероприятий по газификации будет построено 121,8 км сетей, что позволит обес-

печить газом порядка 2 700 домохозяйств в 21 населенном пункте (16 муниципальных районах и городских округах).

Обратной стороной концентрации средств на пусковых объектах явилось то, что по 10 муниципальным районам и городским округам общий лимит бюджетных ассигнований составил 10,0 млн руб. и менее, а по 5 муниципальным районам общий лимит бюджетных ассигнований составил всего 5,0 млн руб.

При этом ввиду ограниченности средств в 2014 г. будет приостановлено финансирование 90 объектов незавершенного строительства (без учета ранее приостановленных объектов).

Конечно, ситуация сложилась довольно тяжелая, и без дополнительного финансирования изменить что-либо будет достаточно сложно.

Инвестиционный процесс не существует сам по себе, а всегда включен в какое-то пространство следующего уровня. Это означает, что он должен быть рассмотрен в рамках целостного подхода, применение которого позволяет исчерпывающе описать место и роль инвестиционного процесса как в отдельно взятой сфере деятельности, так и в системе общественных отношений. Любой субъект ориентирован на развитие, всегда требующее восполнения каких-то ресурсов и изменения определенных свойств. Ориентация на устранение этого дефицита собственными силами приводит к резкому замедлению роста, поскольку требует от субъекта заниматься несвойственной деятельностью, отвлекая на это его основные ресурсы.

Динамичное и эффективное развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности является необходимым условием стабильного функционирования и развития экономики. Масштабы, структура и эффективность использования этой системы во многом определяют результаты хозяйствования на различных уровнях экономической системы, состояние, перспективы развития и конкурентоспособность национального хозяйства [1].

В соответствии с объективными рыночными закономерностями инвестирование предполагает функционирование развитого финансового рынка. Взаимодействие инвестиционного и финансового рынков является важным условием макроэкономического равновесия в рыночном хозяйстве. Финансовый рынок обеспечивает аккумулирование временно свободных денежных средств одних субъектов рынка и эффективное использование их другими, бесперебойное формирование финансовых ресурсов, их наиболее эффективное инвестирование и целенаправленное использование [4].

Главная задача на настоящий момент — это определение путей и разработка моделей развития экономики республики, использование которых на практике позволило бы повысить доходность различных отраслей и предприятий.

Предусматривается решить функциональные блоки задач по следующим направлениям:

- разработка программ и планов действий по социально-экономическому развитию экономики в целом и различных отраслей народного хозяйства;

- региональная бюджетно-налоговая политика, являющаяся неотъемлемой частью становления эффективной экономики;

- социальная политика, направленная на проведение реформ и предусматривающая рост инвестиций в развитие «Человека»;

- региональная политика, предусматривающая комплекс по выравниванию уровня социально-экономического развития и финансового обеспечения районов и городов РД, достижению среднероссийских и нормативных показателей.

Добиться существенного увеличения инвестиционных вложений в российскую экономику, по нашему твердому убеждению, можно путем выработки комплексной государственной программы по привлечению иностранных и отечественных инвестиций. Учитывая опыт многих зарубежных стран, в число необходимых для России мер в этом направлении (помимо общего улучшения политической и макроэкономической ситуации) должны войти:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создание реально действующей системы льгот для иностранных и отечественных инвесторов в отдельных отраслях и регионах;

- четкое разграничение собственности между хозяйствующими субъектами, а также между федеральными и местными властными структурами;

- создание стабильного экономического и внешнеторгового законодательства;

- смягчение налогового бремени и упрощение структуры налогов;

- введение механизмов страхования иностранных инвестиций.

- гарантии местных органов власти.

Подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику, являющееся одним из необходимых условий выхода страны из экономического кризиса, требует значительных нормотворческих и организационных усилий как от российских федеральных и региональных властей, так и от отдельных предприятий и финансовых институтов. В целом эти усилия должны быть направлены на:

- улучшение общего инвестиционного климата России и её субъектов, стабилизацию экономической и законодательной ситуации и создание эффективного экономического законодательства;

- организацию эффективного регионального рынка капиталов, обеспечивающего полноценную связь рынка ценных бумаг с реальным сектором экономики.

Литература

1. Абдулаева, З. З. Разработка оптимальной системы экономических показателей безопасности в регионе //Региональные проблемы преобразования экономики. 2010. № 4. С. 242-247.

2. Доклад министра экономики и территориального развития Республики Дагестан Р.А. Юсуфова на сессии Народного Собрания Республики Дагестан «О проекте Республиканской инвестиционной программы на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.».

3. Магомедова, П. Н. Стимулирование притока иностранных инвестиций в экономику региона. — Махачкала : ФГБОУВПО «ДГТУ», 2013.

4. Гафуров, И. А., Халимбеков, X З., Магомедова, П. Н. Айдаева, С. А. Инвестиционный потенциал региона и его использование : учеб. пособие // «ГиМУ». — Махачкала : ГОУ ВПО «ДГТУ», 2011.

References:

1. Abdulaevа, Z.Z. Development of optimum system of economic indicators of security in the region // Regional problems of transformation of the economy. 2010. № 4. S. 242-247.

2. Report of the Minister of Economy and Regional Development of the Republic of Dagestan RA Yusufov at a session of the National Assembly of the Republic of Dagestan "About the Republican investment program for 2014 and the planning period of 2015 and 2016. ".

3. Magomedovа, P.N. Encouraging foreign investment in the region's economy. - Makhachkala VPO "DSTU" 2013.

4. Gafurov, I.A., Khalimbekov, H.Z. Magomedovа, P.N. Aidaeva, S.A. The investment potential of the region and its use: Proc. Manual // "GiMU. " - Makhachkala: GOU VPO "DSTU" 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.