УДК 37.013.3 Т.А. СИМАНЕВА
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра информатики, Орловский государственный университет
E-mail: [email protected]
UDC 37.013.3 T.A. SIMANEVA
Сandidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Informatics, Orel State University E-mail: [email protected]
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНЫХ И ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ON IMPROVING VOCATIONAL AND METHODICAL TRAINING OF THE STUDENTS IN THE FIELD OF DESIGN AND ORGANIZATION OF CORE AND ELECTIVE COURSES .IN COMPUTER SCIENCE
В статье подчеркивается необходимость совершенствования профессионально-методической подготовки будущих учителей информатики, выделены такие направления, как формирование готовности будущих бакалавров педобразования, профиль «Информатика» к проектированию и организации профильных и элективных курсов по информатике в старшей школе в соответствии с требованиями ФГОС СОО. Представлен пример программы дисциплины «Методика проектирования и организация профильных и элективных курсов по информатике».
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, профильный курс информатики, элективный курс информатики, профессионально-методическая подготовка бакалавров педобразования.
This article stresses the need to improve vocational and methodical training of future teachers of computer science, it picks out such issues as the formation of readiness offuture Bachelors of the profile «computer science» for the design and organization of core and elective courses in computer science in high school according to the requirements of the GEF secondary (full) general education. This is an example of the program of the discipline «Methods of designing and organization of core and elective courses in computer science».
Keywords: Federal State educational standard of general education core course in computer science, computer science elective course, training-methodical training of bachelors.
Введение новых нормативных правовых актов, государственных программ развития образования (Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС общего образования, ФГОС ВПО), профессионального стандарта «Педагог», Государственной программы развития российского образования на 2013-2020 гг. определяют необходимость пересмотра содержания и организации профессионально-методической подготовки учителей информатики.
В настоящее время одним из ключевых вопросов обеспечения качества образования является готовность учителя информатики к эффективному выполнению функций проектирования и осуществления современного образовательного процесса.
Анализ практики профессиональной деятельности учителей показывает, что даже высокий уровень предметно-методической подготовки педагогических кадров не обеспечивает ожидаемого обществом результата. Для реализации новых целей и содержания образования, определенных ФГОС ВПО, учителя необходимо готовить к работе в новой информационной образова-
тельной среде [3]. Суть такой подготовки заключается в том, чтобы на основе анализа влияния этой среды на изменение содержания профессиональной деятельности педагога, целевых установок такой деятельности, научить будущего учителя информатики, прежде всего, проектировать и организовывать учебный процесс, основанный на принципиально новых возможностях информационной образовательной среды.
Традиционно проектировочный компонент профессиональной деятельности учителя был ограничен рамками типовой учебной программы, логикой построения учебника, последовательностью изложения в нем материала, методическими рекомендациями, готовым набором учебных задач и т.д. Таким образом, проектировочная деятельность учителя сводилась, как правило, к решению частных методических вопросов в рамках предписанного нормативной базой и единой унифицированной средой образовательного процесса.
В настоящее время ситуация изменилась. Запросы современного общества к результатам образования, многообразие образовательных систем, право учителя на выбор методов и средств обучения, а также возрос-
© Т. А. Симанева © T.A. Simaneva
шие дидактические возможности информационной образовательной среды поставили перед учителем задачу и обеспечили ему условия для самостоятельного проектирования и организации учебного процесса, отвечающего его методическим потребностям и убеждениям и направленного на достижение современных образовательных результатов.
Проектируя учебный процесс в информационной образовательной среде, учитель информатики не просто подбирает методы, технологии, средства обучения, а создает единый дидактический комплекс, центральным элементом которого может являться учебник, в том числе и электронный, возможно, разработанный самим учителем информатики. Именно от педагога зависит выбор методически обоснованных учебных изданий, дополнительных ресурсов которые необходимо привлечь на каждом из этапов обучения, чтобы обеспечить целостность учебного процесса.
Следует подчеркнуть, что с введением ФГОС общего образования перед школой встают задачи в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам [2].
Являясь обязательной основой для формирования образовательных программ учебного учреждения, ФГОС общего образования не определяют содержание образования, а устанавливают требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основных образовательных программ общего образования, требования к структуре ООП и требования к условиям реализации ООП. Таким образом, вся нормативная документация, в частности учебный план, образовательная программа разрабатывается школой, а на учителей возлагается обязанность по созданию всех компонентов ООП согласно требованиям ФГОС. Все это еще раз доказывает значимость формирования у будущих педагогов умения самостоятельно проектировать, разрабатывать и реализовывать рабочие программы по учебным предметам в образовательном учреждении.
Как показывает реальная практика, в настоящее время учителя информатики испытывают определенные трудности при составлении тематического планирования, так как сейчас оно выстраивается по принципиально другой схеме, чем до введения ФГОС.
Ранее проектирование образовательного процесса осуществлялось от определенного содержания обучения к получаемым результатам обучения (знаниям, умениям и навыкам). Теперь в основе тематического планирования лежит схема: от планируемых результатов образования к содержанию обучения.
Перед учителем информатики стоят следующие задачи:
- проанализировать требования к результатам освоения ООП для старшей школы, заданные ФГОС СОО;
- выделить из ФГОС СОО требования к личност-
ным, метапредметным и предметным образовательным результатам, формируемым в процессе изучения информатики;
- уточнить планируемые образовательные результаты с учетом методических позиций учителя в конкретных условиях организации образовательного процесса;
- описать виды учебной деятельности, соответствующие каждому планируемому результату;
- определить основные дидактические единицы содержания обучения под каждый вид учебной деятельности;
- выстроить последовательность представления учебной информации с учетом основополагающих идей построения школьного курса информатики, объединить дидактические единицы содержания обучения в конкретные темы и разделы.
Кроме того, необходимо отметить изменения, произошедшие в концепции преподавания информатики на старшей ступени школьного образования.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» [4], основная образовательная программа среднего (полного) общего образования содержит обязательную часть (60 %) и часть, формируемую участниками образовательного процесса (40%), в виде учебных курсов по выбору обучающихся в соответствии со спецификой (профилем) и возможностями образовательного учреждения. Содержание обязательной части основной образовательной программы определяется и утверждается на федеральном уровне. Вариативная часть ООП, структура и содержание внеурочной деятельности формируются региональными и муниципальными органами управления образованием, школами, самими учащимися и их родителями.
Новым стандартом в старших классах средней школы предусматривается реализация обучения по пяти профилям: естественнонаучному, гуманитарному, социально-экономическому, технологическому и универсальному. Напомним, профильное обучение -средство дифференциации обучения, когда за счет целенаправленных изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса создаются условия для эффективной реализации индивидуализации обучения, более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, открываются новые возможности для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными устремлениями и намерениями в отношении дальнейшего образования и выбора жизненного пути.
Заметим, что дифференциация обучения может осуществляться в двух основных формах: уровневой и профильной. Уровневую дифференциацию можно определить как организацию обучения, при которой школьники имеют возможность и право усваивать содержание обучения на различных уровнях. Примером уровневой дифференциации может служить углубленное изучение отдельных предметов. Профильная дифференциация заключается в направленной специализации содержания образования с учетом интересов, склонностей, способ-
ностей школьников, их последующих профессиональных намерений. В настоящее время в силу объективных причин стандартом предусмотрена уровневая дифференциация. При этом профильность обучения достигается на счет возможности изучения различных курсов на базовом или углубленном уровнях.
Анализ ФГОС среднего (полного) общего образования показывает, что информатика не включена в перечень обязательных учебных предметов. Это можно объяснить двумя причинами. Во-первых, в новом учебном плане школы существенно увеличивается объем изучения информатики в основной школе. Это позволит учащимся уже на этой ступени школы в значительной мере получить необходимый объем содержания образования по этому предмету, обеспечивающий им формирование функциональной грамотности, социализацию и решение других задач общего образования. Во-вторых, специфика информатики как науки сферы деятельности человека заключается в том, что она обеспечивает своими методами, средствами, технологиями другие области знания, познавательной и практической деятельности человека. Поэтому нет смысла изучать на старшей ступени школы базовый (инвариантный для всех профилей) курс информатики. Более целесообразно профильное изучение, ориентированное на запросы конкретного профиля. Вместе с тем ФГОС не отвергает возможность изучения информатики на базовом, минимальном уровне, и ее вхождение в содержание того или иного профиля. Таким образом, новый образовательный стандарт предполагает изучение информатики в старших классах на двух уровнях: базовом и углубленном.
Базовый уровень предназначен в первую очередь для школ и классов гуманитарной, социально-экономической специализации или для классов универсального профиля. Для учащихся этих профилей важно научиться создавать информационные модели изучаемых в гуманитарных науках объектов и процессов, уметь разрабатывать и обсчитывать экономические модели, обрабатывать данные социологических исследований. В естественнонаучном или технологическом профилях ставится задача самостоятельной разработки программных средств для обработки информации. Соответственно содержание стандарта углубленного уровня - основы программирования, численные методы и т.д.
Изучение предметов (курсов) по выбору обучающихся на старшей ступени образования нацелено на удовлетворение индивидуальных запросов, таких как:
- развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;
- развитие навыков самообразования;
- углубление, расширение и систематизация знаний в выбранной области научного знания или вида учебной деятельности
Кроме того, новый стандарт предусматривает изучение курсов по выбору (элективных курсов) в рамках внеурочной деятельности, такая деятельность стано-
вится обязательным компонентом основной образовательной программы старшей ступени образования.
Таким образом, происходящие в системе школьного образования изменения (изменение подхода к проектированию образовательного процесса, пересмотр содержания информатики как учебной дисциплины, в том числе в старшей школе, использованием инновационных методов и форм обучения, принципиально новых образовательных результатов: личностных, ме-тапредметных и предметных и т. п.) требуют совершенствования профессионально-методической подготовки бакалавров педобразования.
В связи с этим перед кафедрой информатики ОГУ встала задача разработки содержания дисциплины «Методика проектирования и организация профильных и элективных курсов по информатике». Данный курс относится к вариативной части профессионального цикла ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», профиль «Информатика». Изучение дисциплины предполагается в объеме 108 учебных часов, в том числе лекций - 16 ч, практических занятий - 24 ч, самостоятельной работы - 68 ч.
Для достижения основной цели освоения дисциплины - формирования системы понятий, знаний и умений в области проектирования и реализация профильных и элективных курсов по информатике в старшей школе в условиях реализации ФГОС ОО - определены следующие задачи курса:
V ознакомить студентов с современной концепцией профильного обучения информатике в общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования;
V сформировать у студентов умения анализировать и выделять из ФГОС ОО требования к личностным, метапредметным и предметным результатам, формируемым в процессе обучения профильного курса информатики в старшей школе;
V сформировать умения проектировать программы профильных и элективных курсов информатики по схеме «от планируемых образовательных результатов к содержанию образования»;
V научить студентов использовать средства информационных технологий при реализации профильных и элективных курсов информатики в соответствии с требованиями ФГОС;
V научить студентов способам оценивания результатов обучения школьников информатике различными средствами.
В соответствии с ФГОС ВПО педагогическая деятельность бакалавров педобразования, являясь одним из видов профессиональной подготовки студентов, определяет следующие требования к компетенциям в результате изучения дисциплины «Методика проектирования и организация профильных и элективных и курсов по информатике»:
- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, поста-
новке целей и выбору путей ее достижения (ОК - 1);
- готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовность работать с компьютером как средством управления информацией (ОК - 8);
- способность работать с информацией в глобальных сетях (ОК-9);
- готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК - 13);
- осознание значимости своей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК - 1);
- способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК - 4);
способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов образовательных учреждений (ПК - 1);
готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебного процесса (ПК - 2);
способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять методическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК - 3).
способность использовать возможности информационной образовательной среды, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК - 4);
Заметим, что Минобрнауки РФ позволяет вузу при разработке своей основной образовательной программы вводить дополнительные требования к знаниям, умениям, навыкам и компетенциям [1]. Применение этой рекомендации позволяет ввести нам дополнительные компетенции, конкретизирующие и развивающие важные аспекты подготовки бакалавров по данному курсу:
- способность пользоваться профессионально-ориентированными программными средствами реализации технологий;
- способность формировать систему средств обучения с включением в нее средств информатизации;
- готовность использовать различные средства коммуникаций в профессиональной педагогической деятельности;
- готовность к обеспечению компьютерной и технологической поддержки внеурочной деятельности обучающихся;
- умение анализировать и проводить квалифицированную экспертную оценку качества электронных образовательных ресурсов и программно-технологического обеспечения для их внедрения в учебно-образовательный процесс.
В содержании курса «Методика проектирования и организация профильных и элективных и курсов по информатике» выделено три раздела:
1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования в соответствии с введением ФГОС ОО. Документы, регламентирующие из-
учение профильного курса информатики в российской школе, их статус и содержание. Сущность новых образовательных результатов изучения профильного курса информатики в общеобразовательной школе. Анализ требований к личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам изучения информатики в школе, заданных ФГОС СОО. Возможности школьного курса информатики в реализации программы формирования и развития УУД в старшей школе. Понятие универсальных учебных действий (УДД), их виды. Назначение Программы формирования и развития УДД в СОО. Требования к структуре Программы формирования и развития УДД в СОО. Типовые учебные задачи из курса информатики старшей школы на развитие УДД.
2. Проектирование образовательного процесса по изучению профильного курса информатики в условиях введения ФГОС ОО. Методическая система обучения информатике в старшей школе в условиях новых приоритетов в системе общего образования. Понятие методической системы обучения информатике, ее структура, характеристика основных ее компонентов: цели обучения информатике в старшей школе в соответствии с требованиями ФГОС СОО, содержание обучения базового и углубленного курса информатики, основные содержательные линии, методы обучения, организационные формы обучения информатике, средства обучения. Конструирование образовательного процесса по изучению профильного курса информатики в старшей школе. Анализ различных концепций построения профильного курса информатики в общеобразовательной школе. Требования ФГОС СОО к структуре программ отдельных учебных предметов. Знакомство с различными вариантами примерных программ по информатике в старшей школе их анализ. Детализация планируемых образовательных результатов изучения информатики согласно требованиям ФГОС СОО. Тематическое планирование курса информатики в старшей школе. Разработка примерного тематического планирования курса информатики на базовом и углубленном уровне в старшей школе. Разработка примерного тематического планирования элективного курса информатики в старшей школе в рамках урочной и внеурочной учебной деятельности.
3. Организация образовательного процесса по информатике в старшей школе в современных условиях развития общего образования. Методические аспекты реализации основных этапов современного образовательного процесса по информатике на основе системно-деятельностного подхода. Характеристика основных этапов урока по информатике в рамках системно-деятельностного подхода. Методика формирования основных понятий и умений профильного курса информатики в условиях требований ФГОС СОО. Основные принципы построения системы задач в профильном курсе информатики. Анализ примеров формирования перечня задач, практических заданий. Сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных видов учебной
деятельности при изучении базового и углубленного курса информатики в старшей школе. Организация самостоятельной работы учащихся по информатике. Домашнее задание по информатике, оценка его объема и времени выполнения. Курсы по выбору по информатике (элективные курсы). Внеурочная деятельность по информатике в старшей школе в соответствии с ФГОС СОО. Организация элективных курсов (курсов по выбору) в рамках внеурочной деятельности по информатике. Учебное проектирование и исследовательская деятельность школьников в профильном курсе информатики. Планирование вариантов выстраивания индивидуальных маршрутов и их реализация. Экспертная деятельность учителя информатики. Методика и критерии отбора современного школьного учебника по информатике для старшей школы. Характеристика учебников по профильному курсу информатики, входящих в Федеральный перечень школьных учебников. Рекомендуемые курсы по выбору (элективные курсы). Отбор и применение средств информационных технологий в обучении информатике в старшей школе: подход к проектированию учебного процесса по информатике в новой информационной образовательной среде с ориентацией на новые образовательные результаты. Оценочно-рефлексивная деятельность учителя информатики. Новый подход к организации контроля достижения планируемых образовательных результатов по информатике. Методика проверки и оценки учебных достижений школьников при изучении информатики. Требования к измерителям итоговой аттестации школьников по уровню усвоения требований ФГОС СОО. Разработка контрольно-измерительных материалов по информатике на проверку достижений новых образовательных результатов согласно требованиям ФГОС СОО.
В процессе чтения лекций используется проблемное изложение, занятия проводятся с активным использованием мультимедийных технологий (компьютерных презентаций, ресурсов Интернета и др.). На практических занятиях наряду с традиционными методами обучения могут использоваться интерактивные методы обучения (круглые столы, творческие мастерские и т.п.). На этих занятиях предлагается система педагогических задач, например:
- уточнение планируемых образовательных результатов при изучении профильной информатики в старшей школе в соответствии с требованиями ФГОС СОО;
- систематизация типовых задач из курса информатики старшей школы и развитие УУД;
- выделение учебных ситуаций, ориентированных на получение новых образовательных результатов;
- выстраивание логической цепочки «цели изучения профильного курса информатики (базового, углубленного, элективного) - планируемые образовательные результаты - виды учебной деятельности - учебные ситуации - учебные задачи, инициирующие данные учебные ситуации, - адекватные им средства информационных технологий);
- разработка контрольно-измерительных материалов по профильному курсу информатики на проверку достижения новых образовательных результатов согласно требованиям ФГОС СОО.
В данном курсе предполагается достаточно большая и серьезная самостоятельная работа по поиску необходимой информации из различных источников информации, ее анализу и представлению в виде доклада-презентации на «круглых столах» или «творческих мастерских».
Итоговой работой студентов по окончании изучения данной дисциплины является самостоятельно разработанная программа по профильному курсу информатики (базовый или углубленный уровень), элективным курсам по информатики (курсы по выбору) в соответствии с профилями определенными ФГОС СОО. Она должна содержать:
1. пояснительную записку, в которой конкретизируются основные цели учебного предмета «Информатика» (базовый или углубленный уровень) или элективного курса по информатике в рамках урочной или внеурочной деятельности;
2. общую характеристику учебного предмета «Информатика» (базовый или углубленный уровень) или элективного курса по информатике в рамках урочной или внеурочной деятельности;
3. описание места учебного предмета «Информатика» (базовый или углубленный уровень) или элективного курса по информатике в рамках урочной или внеурочной деятельности в предполагаемом учебном плане и объема учебных часов, отводимых на его изучение;
4. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика» (базовый или углубленный уровень) или элективного курса по информатике в рамках урочной или внеурочной деятельности, заданные требованиями ФГОС СОО;
5. содержание учебного предмета «Информатика» (базовый или углубленный уровень) или элективного курса по информатике в рамках урочной или внеурочной деятельности;
6. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8. планируемые результаты изучения учебного предмета «Информатика» (базовый или углубленный уровень) или элективного курса по информатике в рамках урочной или внеурочной деятельности;
Разработанные варианты рабочих программ по информатике в старшей школе предполагается обсудить на «круглом столе». Лучшие варианты могут быть предложены в качестве методических разработок для учителей информатики на курсах повышения квалификации.
В заключение отметим, что освоение предлагаемого курса «Методика проектирования и организация профильных и элективных и курсов по информатике» позволит
- познакомить будущих учителей информатики с новой идеологией построения современного школьного образования;
- показать место и значение методики профильного обучения в профессиональной подготовке учителя информатики;
- сформировать представления об основных концепциях обучения информатике в профильной школе, о сущности и назначении ФГОС СОО, о содержании стандартов по информатике в профильных классах;
- познакомить с новыми требованиями к результатам обучения информатики в профильных классах старшей школе (перечнем требований к личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам) согласно требованиям ФГОС СОО;
- познакомить с методикой развития УУД в процессе обучения информатике в профильных классах старшей школы (базовый, углубленный уровень и при изучении элективных курсов в рамках урочной и внеурочной деятельности);
- сформировать готовность учителя к проектированию образовательного процесса по изучению информатики в профильных классах старшей школы (базовый,
углубленный уровень и при изучении элективных курсов в рамках урочной и внеурочной деятельности) в условиях новых требований к качеству общего образования, в том числе к разработке рабочей программы по информатике с учетом профилизации в соответствии с требованиями ФГОС СОО;
- сформировать готовность организовывать эффективный образовательный процесс нового качества на основе средств информационных технологий очной и дистанционной формах, умение выстраивать индивидуальные образовательные маршруты учащихся;
- сформировать готовность к самостоятельному определению необходимого перечня средств информационных технологий, поддерживающих инновационную деятельность участников образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях.
Таким образом, данный курс позволит усовершенствовать профессионально-методическую подготовку бакалавров педобразования, сформировать соответствующие знания, умения и компетенции в области проектирования и организации профильных и элективных курсов информатики в старшей школе.
Библиографический список
1. От федеральных государственных образовательных стандартов к программам вузов // Высшее образование в России. 2010. № 8/9.
2. Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования. http://standart.edu.ru
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» (квалификация (степень) бакалавр/магистр). http://www.edu.ru/bd-mon/Data/d_09/prm788-1.pdf
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». http://standart.edu.ru
References
1. From Federal State educational standards to programs of universities//higher education in Russia. 2010. № 8/9.
2. Federal Government standard secondary (full) general education http://standart.edu.ru
3. Federal State educational standard of higher vocational education in the preparation of the pedagogical education» (qualification (degree) of the Bachelor/master). http://www.edu.ru
4. Federal law of December 29, 2012 № 273-FL "On education in the Russian Federation". http://standart.edu.ru