МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
Таблица 4
Результаты построения зависимостей (3) для разных типов ССПС
Дорога Структурное Тип Коли-чество Параметры регрессионной зависимости
подразделение ССПС поездок R Ü0 a1 a2
СП1 ВПР-02 189 0,974 2,470 25,315 6,646
АДМ-1 294 0,752 -2,372 12,656 6,250
Д1 СП2 АДМ-1.3 554 0,839 -1,403 11,816 6,517
ДГКу 234 0,934 -14,930 11,535 10,425
СП3 ДГКу 408 0,571 22,293 9,213 2,226
АДМ-1.3 216 0,812 1,780 11,257 6,679
СП5 АДМ-1 590 0,997 -0,095 12,689 5,640
ДГКу 45 0,999 -0,590 10,420 5,697
Д3 АДМ-1 750 0,983 -0,764 10,758 5,899
СП6 МПТ-4 818 0,615 -2,002 9,575 6,999
ДГКу 457 0,952 2,133 8,688 5,261
Примеры таких зависимостей для выправочно-подбивочно-рихтовочной машины ВПР-02, полученные по данным разных предприятий приведены в табл. 5. Следует отметить, что коэффициенты регрессии этих зависимостей а0, а\, а2, а3 изменяются в широком диапазоне, что обусловлено спецификой выполняемой работы в каждом структурном подразделении.
Таблица 5
Результаты построения зависимостей (2) для машины ВПР-02
Дорога Структурное Тип Коли-чество Параметры регрессионной зависимости
подразделение ССПС поездок R a0 a1 a2 a3
Д1 СП1 ВПР-02 118 0,849 -9,539 23,582 11,030 22,609
Д3 СП5 ВПР-02 60 0,998 0,087 22,927 4,849 13,849
ВПР-02К 29 0,997 -0,597 29,108 8,714 15,285
Д4 СП7 ВПР-02К 71 0,999 0,079 28,489 5,887 16,202
СП8 ВПР-02 37 0,951 5,667 20,150 4,704 21,447
В подавляющем большинстве случаев значения коэффициентов корреляции Я в табл. 4 и 5 превышают 0,7, что согласно положениям математической статистики позволяет считать соответствующие зависимости достаточно достоверными [2]. Для повышения точности представленных математических моделей необходимо их получать с дополнительной детализацией по типам силовых установок ССПС.
Список использованной литературы: \. Энергетическая стратегия холдинга «Российские железные дороги» на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года. Утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 15.12.2011 № 2718р. М.: ОАО «РЖД», 2011. 97 с.
2. Балдин К. В. Основы теории вероятностей и математической статистики. Учебник. / К. В. Балдин, В. Н. Башлыков, А. В. Рукосуев. М.: «Флинта», 2015. 496 с.
© Сидорова Е. А., Давыдов А. И., 20\6
УДК 744.43; 378.14
О.В. Сулина, к.т.н., доцент E-mail: [email protected] Н.Н. Кирпичникова, ст. преподаватель E-mail: [email protected] КФ ФГБОУ ВПО МГТУ имени Н.Э. Баумана, г. Калуга, РФ
О ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНЖЕНЕРНО-ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В
ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ
Аннотация
Предметом исследования является организация входного контроля первоначальных знаний, умений и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
навыков, необходимых для изучения инженерно-графических дисциплин в технических ВУЗах.
Предложены способы организации компенсирующего обучения, позволяющие оптимизировать и интенсифицировать учебный процесс в период освоения обучающимися первых дидактических единиц.
Ключевые слова
Входной контроль, инженерно-графическая дисциплина, диагностическая карта, учебный процесс
«Начертательная геометрия», «Инженерная графика» и «Компьютерная графика» общепрофессиональные дисциплины, которые изучают студенты с первого семестра всех специальностей и направлений обучения в технических ВУЗах, являются базовыми для успешного освоения последующих общепрофессиональных дисциплин («Детали машин», «Технология конструкционных материалов» и др.) и служат основой для выполнения расчетно-графических работ и курсовых проектов. Освоение инженерно-графических дисциплин предусматривает наличие у студентов первоначальных знаний и умений, полученных в результате обучения в средней общеобразовательной школе по предметным областям «Технология», «Информатика», «Геометрия» согласно действующему ФГОС и учебным программам общего и среднего общего образования.
Согласно исследованиям, проводимым в 2010-2012 годах [1] более 50% обучающихся показывают очень низкий уровень геометро-графической подготовленности. Преподаватели на методических семинарах в Калужском филиале ФГБОУ ВПО МГТУ имени Н.Э. Баумана отмечают, что студенты первого курса обучения не умеют пользоваться чертежными инструментами, не знают, как выполнить простейшие построения геометрических образов (начертить окружность и разделить ее на равные части, построить параллельные и перпендикулярные линии и др.), не умеют представлять пространственные объекты и проводить анализ и синтез пространственных фигур; у обучающихся отсутствуют навыки решения различных задач с помощью ЭВМ. Вследствие этого актуальной задачей является создание условий в образовательном процессе, способствующих повышению качества обучения на начальном этапе изучения студентами «Начертательной геометрии», «Инженерной графики» и «Компьютерной графики».
Целью настоящего исследования является выявление путей совершенствования учебного процесса в рамках выведения знаний обучающихся на необходимый уровень для успешного освоения инженерно-графических дисциплин.
Авторами были поставлены задачи:
1. Разработать диагностическую карту комплексного входного контроля уровня пространственного воображения и мышления, умения создавать геометрические объекты с помощью чертежных инструментов, наличия базовых компьютерных знаний, навыков работы в электронных библиотечных системах, знания основ компьютерной графики и компьютерного моделирования, как пререквизита для инженерно-графических дисциплин;
2. Определить эффективные способы создания условий для приобретения студентами знаний, умений и навыков, а также для корректировки и разработки учебных программ в контексте создания индивидуальной вариативной траектории обучения в период выполнения первых дидактических единиц.
Решение позиционных и метрических задач для исследования свойств геометрических объектов в курсе начертательной геометрии осуществляется посредством выполнения стандартных алгоритмов на основе мыслительных операций перехода от трехмерного пространства к эпюру Монжа (чертежу). Для реконструкции евклидова пространства обучающимся необходимо четко представлять пространственные геометрические объекты. На основе предложенных Якиманской И.С. [2] и Валиуллиной Г.Г. [3] методов диагностики развития пространственного мышления были разработаны задания, имеющие инженерно-техническое направление, для диагностической карты (табл. 1, задания 1-5), градуированные по степени сложности от первого к последующему, составленные на графическом материале и предполагающие оперирование формой, величиной и пространственными соотношениями изображаемых объектов.
Одной из задач изучения инженерной графики является приобретение студентами практических навыков выполнения чертежей и схем с помощью чертежных инструментов в соответствии с ГОСТ ЕСКД. Для точного и аккуратного выполнения графических построений элементов чертежа требуются навыки
построения параллельных, взаимно перпендикулярных прямых, углов, правильных п-угольников, сопряжения линий, циркульных и лекальных кривых. Для диагностики вышеизложенных навыков были подобраны задачи, решаемые графическим способом (табл. 1, задания 6-10).
Для успешного изучения чертежно-графических редакторов и СЛБ-систем различного уровня студент должен обладать базовыми компьютерными знаниями и навыками работы в графических редакторах. Для выявления знаний по этим направлениям были подобраны вопросы, определяющие уровень готовности группы в целом и проблемы отдельных студентов, которые могут возникнуть в процессе освоения дисциплины (табл. 1, задания 11-15).
Таким образом, авторами была разработана карта входного контроля (таблица 1). Карта выдается студентам на первом занятии без предупреждения, время проведения входного контроля - не более 45 минут.
Таблица 1
Диагностическая карта входного контроля
№ п/п
Задания
укажите положение точек А, В, С на объемной модели детали согласно представленным видам
на рисунке .... показан вид сверху детали
а б
ш ш
на рисунке .... изображена объемная модель детали согласно представленным видам
а б
< б ir Щ
на рисунке .. изображена полная развертка детали
начертите изображение детали после ее обработки:
1.просверлить отверстие диаметром 8мм на длину 30мм;
2.расточить (удалить материал внутри детали) отверстие диаметром 10мм на длину 20мм;
3.расточить отверстие диаметром 14 мм на длину 15мм.
разделите отрезок АВ на три равные части графическим способом
постройте угол, равный заданному СБЕ
разделите окружность на 5 равных частей
найдите точку, равноудаленную от вершин тругольника ЕОЯ
1
в
г
2
в
г
3
4
5
6
7
8
9
10 постройте прямоугольный треугольник KLM, в котором катет LM в два раза меньше гипотенузы KL /г ;
11 опишите основные компоненты компьютера и их функции
12 какими программами для создания и обработки текстовой, числовой или графической информации вы владеете?
13 дайте определение термину Электронная библиотека. Какими библиотеками вы пользовались?
14 какие виды информационных моделей вы знаете?
15 способ представления объектов и изображений в компьютерной графике, основанный на математическом описании элементарных геометрических объектов
Ведущий преподаватель оценивает знания умения и навыки по каждой области (пространственное воображение, графические навыки, базовые компьютерные знания) отдельно, более 50% правильных ответов признается удовлетворительными. Входной контроль, являясь контролем остаточных знаний по дисциплинам, изученным обучающимися ранее в других учреждениях образования, не является показателем успеваемости студентов и необходим для выявления реального уровня подготовленности обучающихся. Результаты оформляются в сводную ведомость по группам обучения (табл. 2), анализируются и обсуждаются на методическом семинаре.
Таблица 2
Сводная ведомость гр. ...
№ Фамилия, инициалы Пространственное воображение Графические навыки Работа с ПК
1 Иванов И.И. + - +
2 - + +
Итоги (% успеваемости) ...% ...% ...%
Авторами были определены следующие способы организации компенсирующего, интегрированного в учебный процесс, обучения, студентов, получивших неудовлетворительный результат в определенной области:
• организация индивидуальной внеаудиторной самостоятельной работы студентов посредством выдачи электронных тестовых заданий, работающих в режиме тренировки и самоконтроля, а также рекомендуемых методических разработок кафедры: «Геометрические построения» [4] и др.;
• организация дополнительных занятий по различным направлениям «доподготовки»;
• проведение промежуточного и взаимного контроля (обучающиеся разбиваются на пары и проводят взаимный контроль) для выявления положительной динамики в обучении;
• организация фронтальных мотивационных практических занятий студентов первого курса студентами второго года обучения;
• организация и проведение творческих конкурсов «Формула наглядности», «Гений компьютерной графики» и др. среди всех обучающихся после освоения первой дидактической единицы.
Разработанная комплексная диагностическая карта входного контроля, позволяет своевременно и объективно выявить «пробелы» в первоначальных знаниях студентов. Предложенные способы организации компенсирующего обучения позволят, по мнению авторов, интенсифицировать учебный процесс и повысить успеваемость по инженерно-графическим дисциплинам.
Список использованной литературы:
1. Сломинская Е.Н., Полникова Т.В., Квашина В.В. Вопросы подготовленности первокурсников к изучению инженерной графики в вузе // Гуманитарный вестник. 2012. № 10 [Электронный ресурс] URL: http://hmbul.ru/articles/15/15.pdf (дата обращения 01.06.16).
2. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. — Науч. исслед. Ин-т общей и пед. Психологии Акад. Пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
3. Валиуллина Г.Г. Методы диагностики профессионального мышления студентов // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 27. С. 7. [Электронный ресурс] URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.06.2016).
4. Кирпичникова Н.Н. Геометрические построения: Методические указания. — М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. — 48 с.
© Сулина О.В., Кирпичникова Н.Н., 2016
УДК 664.8/663.13.05
Туватова Виктория Евгеньевна
К. т. н., доцент ИПТД г. Нижний Новгород, РФ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПИЩЕВЫХ ДОБАВОК В ДЕТСКОМ ПИТАНИИ
Аннотация
В статье рассмотрена теория и практика использования пищевых добавок в продуктах детского питания.
Ключевые слова
Пищевые добавки, питание детей, безопасность продукции.
Промышленное изготовление готовых к употреблению пищевых продуктов и полуфабрикатов, предназначенных для питания (вскармливания) детей первых трех лет жизни, имеет свои гигиенические и технологические особенности. Эти специализированные продукты должны обладать высокой пищевой биологической ценностью, удовлетворяющей потребности растущего организма в пищевых веществах и энергии, соответствовать биохимическим особенностям обменных процессов. Детские продукты должны быть адаптированы к анатомо-физиологическому и функциональному состоянию органов пищеварения.
Основным требованием к пищевым добавкам является их безопасность. В России применение пищевых добавок в производстве пищевых продуктов допускается только после разрешения (сертификации) и согласовании условий применения с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора РФ. Мерой безопасности является устанавливаемая экспертным комитетом приемлемая суточная доза (Acceptable Daily Intake-ADI) добавки [1].
Пищевые добавки принято группировать по, так называемым, функциональным группам: консерванты, загустители, кислоты, регуляторы кислотности, красители, подсластители и др.
Необходимость использования пищевых добавок в рецептурах обычно регламентируется технологическими задачами и ограничивается минимальным уровнем (концентрацией), обеспечивающим достижение заданного эффекта.
Для получения нужной вязкости жидких пищевых продуктов для детей, в том числе детей грудного возраста, допускается применение загустителей, к которым относятся очищенные природные высокомолекулярные полисахариды: камеди, модифицированные крахмалы и др. (см. табл. 1).
Таблица 1
Загустители, разрешенные в производстве детских продуктов и смесей по международным стандартам
№ п/п Название добавки (Е.. .индекс) Максимальный уровень добавки в расчете на 100 г готовой продукции
1. Загустители: Гуаровая камедь (Е4120) 0,2 г
2. Камедь рожкового дерева (Е410) 0,2 г