ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (64)
УДК 378 147 Л. Е. ЦЫВИНА
Омский государственный аграрный университет
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
В статье рассматриваются проблемы компетентностного подхода к организации учебного процесса по графическим дисциплинам и пути их реализации в аграрном вузе
В цепи задач обновления содержания образования компетентностный подход является одним из важнейших звеньев, в котором заложена идеология интерпретации образования, формируемого «от результата».
Компетентностный подход — это приоритетная ориентация на определяющие векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодерминация), самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности. Для достижения этих целей необходимы новые образовательные конструкции, формирующие ключевые квалификации. Российские ученые, занимающиеся проблемой компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании [1—4], выделяют три группы интегративных единиц в подготовке специалистов: компетентности, компетенции и социально-профессиональные (метапрофессиональ-ные) качества.
Компетентности — совокупность знаний в действии. Они имеют действенный, практико-ориентиро-ванный характер. Компетентности, помимо теоретических и прикладных знаний, включают когнитивную и операционно-технологическую составляющие, а также эмоционально-волевые и мотивационные компоненты.
Одной из наиболее важных базовых компетентностей, которые необходимо сформировать в процессе подготовки специалиста является компетентность в сфере социально-трудовой деятельности. А именно: умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, иметь навыки самоорганизации.
Компетенции — интегративная целостность знаний, умений, навыков, призваны обеспечивать профессиональную деятельность. Фактически это способность специалиста реализовывать на практике свою компетентность. Реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности, в ходе решения теоретических и практических задач. Универсальные компетенции широкого спектра использования (ключевые компетенции) включают в себя познавательные, операционно-технологические, эмоционально-волевые и мотивационные компоненты.
Ведущие отечественные специалисты в области компетентностного подхода определяют компетенцию как общую способность специалиста мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий.
К ключевым компетенциям, которые необходимо формировать в рамках изучения графических дисциплин, можно отнести:
— развитое пространственное воображение, умение отчетливо представлять и изображать на плоскости трехмерные геометрические объекты, и, наоборот, мысленно восстанавливать двухмерное изображение в трехмерный объект;
— умение грамотно разрабатывать проектно-конструкторскую документацию, опираясь на знание Государственных стандартов; умение читать чертежи;
— навыки выполнения чертежной документации с использованием современных средств автоматизации;
— навыки компьютерного моделирования и редактирования в трехмерном пространстве.
Среди требований к инженеру XXI века, разработанных под эгидой ЮНЕСКО, наряду с высокой профессиональной компетентностью отмечается необходимость владения методами моделирования и исследований, творческий подход к решению профессиональных задач, умение ориентироваться в нестандартной ситуации, анализировать возникающие проблемы, самостоятельно разрабатывать и реализовывать план необходимых действий.
Реализовать эти положения можно путем внедрения в учебный процесс инновационных методов, формированием ключевых профессиональных компетенций в процессе подготовки будущего инженера и активным вовлечением студентов в учебно-исследовательскую и научную работы, студенческие олимпиады и конкурсы.
Специфика графических дисциплин требует построения модели образовательного процесса, сочетающего достаточно консервативные приемы в учебном процессе и новых информационных технологий, которые позволят быстрее и глубже развить пространственное воображение, облегчить усвоение изучаемого материала, повысить мотивацию студента.
Структурная модель организации учебного процесса по графическим дисциплинам в институте технического сервиса (ИТС) Омского государственного аграрного университета представлена на рис.1.
Преподавательский коллектив кафедры деталей машин и инженерной графики ОмГАУ в течение нескольких лет проводил исследование уровня пространственного мышления студентов, поступивших на первый курс. Результаты тестирования, проводимого на первых занятиях, выявили значительный разброс по уровням пространственного и творческого мышления и продиктовали необходимость
Рис. 1. Структура формирования ключевых компетенций в рамках изучения графических дисциплин
создания условий для выравнивания и дальнейшего их развития. Такой подход позволяет разрабатывать индивидуальную траекторию обучения.
Модули дисциплин «Начертательная геометрия», «Инженерная графика» и «Информатика» формируют профессиональные компетенции, соответствующие разделам и темам курсов, которые являются необходимыми входными компетенциями для изучения компьютерной графики.
Владение технологиями компьютерного проектирования является важной компетенцией будущего специалиста. Изучение компьютерной графики значительно повышает мотивацию студентов, которые в наши дни соизмеряют целесообразность изучения дисциплины с ее профессиональной значимостью и повышением своей конкурентоспособности на рынке труда.
Студенты ИТС ОмГАУ изучают компьютерную систему КОМПАС, которая в настоящий момент является лидером среди аналогов САПР. Разработанный учебно-методический комплекс по компьютерной графике позволяет:
— сформировать у студентов знания о системе автоматизированного выполнения графических работ;
— изучить основные приемы выполнения и редактирования конструкторской документации с использованием технологии 2d проектирования;
— научить приемам геометрического компьютерного моделирования (технология 3d);
— выработать умения использовать методы компьютерной графики в решении практических инженерных задач.
В пакет учебно-методической документации входят рабочая программа, презентация дисциплины, лабораторный практикум, примеры выполнения практических работ, задания для самостоятельных работ и комплект тестов, позволяющих контролировать процесс изучения. Лабораторный практикум рассчитан на 36 академических часов и составлен по принципу пошагового выполнения основных команд и приемов работы, что позволяет реализовать индивидуальный темп и дифференцированный подход
при изучении материала. Особое внимание уделено работе с разнообразными библиотеками системы, поддерживаемыми Государственными стандартами ЕСКД, а также моделированию трехмерных изображений.
В процессе изучения компьютерной графики помимо дальнейшего развития ключевых профессиональных компетенций происходит развитие компьютерной грамотности и познавательного интереса. Студенты учатся работать концентрированно, учебная деятельность становится более качественной, доступной и интересной. Освобождение от рутинных и трудоемких ручных построений формирует устойчивое, осознанное и позитивное отношение к процессу изучения графических дисциплин и избранной сфере деятельности.
Подсистемой разработанного учебного комплекса является отделение СНО. Подготовка и участие в работе олимпиад по геометрическому моделированию способствует развитию личностных и социальных компетенций, формирует творческий подход к решению профессиональных задач, умение ориентироваться в нестандартной ситуации, анализировать возникающие проблемы, самостоятельно разрабатывать и реализовывать план необходимых действий.
Введение компьютерной графики оказало положительный результат на успеваемость студентов по теории машин и механизмов, деталям машин, подняло уровень и качество курсовых и дипломных проектов.
Реализация компетентностного подхода при изучении графических дисциплин ориентирована на достижение основной цели — подготовке квалифицированного специалиста—агроинженера, конкурентоспособного на рынке труда, не только свободно владеющего своей профессией, но и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, нацеленного на профессиональный рост, социальную и профессиональную мобильностью.
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (64) ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (64)
Библиографический список
1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов в ВПО.-М., 2005.
2. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения//Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы».-М.,2004.
3. Зеер Э. В., Сыманюк Э.А. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования//Журнал «Высшее образование в России».-2005. №2 — С22-39.
4. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING)/Под науч. ред. проф. В.И. Байденко.-М.,2006.
ЦЫВИНА Лариса Евгеньевна, старший преподаватель кафедры деталей машин и инженерной графики Омского государственного аграрного университета.
Дата поступления статьи в редакцию: 28.02.2008 г.
© Цывина Л.Е.
УДК 378-147.88 Л. Е. ЦЫВИНА
В. В. ИВАНОВ
Омский государственный аграрный университет
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ
В статье рассматриваются вопросы организации учебно-исследовательской работы при изучении начертательной геометрии. Даются примеры формирования учебного материала с элементами исследований, которые помогают развивать пространственное воображение студентов.
Среди требований к инженеру XXI века, разработанных под эгидой ЮНЕСКО, отмечается, что квалифицированный специалист наряду с высокой профессиональной компетентностью должен обладать творческим подходом к решению профессиональных задач, умением ориентироваться в нестандартной ситуации, уметь анализировать возникающие проблемы, самостоятельно разрабатывать и реализовывать план необходимых действий.
Становление и развитие этих качеств будущего агроинженера должно происходить на первых этапах обучения в вузе, и немаловажную роль в этом процессе играет учебно-исследовательская работа студентов (УИРС), проводимая в рамках изучения графических дисциплин.
В высшие учебные заведения приходит молодежь с различным уровнем творческого мышления. Это, на наш взгляд, является следствием различных условий формирования личности (семья, школа, город, село, опыт и квалификация педагогов, прилежание учащегося).
По дисциплине «Начертательная геометрия и инженерная графика» на кафедре деталей машин и инженерной графики в течение нескольких лет проводилось исследование уровня пространственного мышления студентов, поступивших на факультет механизации сельского хозяйства. Результаты тестирования, проводимого на первых занятиях, выявили значительный разброс по уровням пространственного и творческого мышления и продиктовали необходимость создания условий для выравнивания и дальнейшего
их развития. Этому процессу в наибольшей степени отвечает УИРС. Причем УИРС в рамках графической дисциплины должна сформировать определенный тип критического мышления, необходимого для будущей профессиональной деятельности инженера сельскохозяйственного производства.
Учебно-исследовательская работа является важной и неотъемлемой частью самостоятельной работы студентов. При выполнении этой работы активизируются воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента.
Можно выделить 3 уровня УИРС:
1. Репродуктивный. На этом уровне студент выполняет самостоятельные работы по образцу: решение типовых задач по определенному алгоритму, выполнение схем и т.д. При этом студент перенимает у преподавателя терминологию, фразы, приемы анализа проблемной ситуации. Познавательная деятельность проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Эта форма развития творческих и исследовательских навыков очень объемна и содержательна. Эффективность ее целиком зависит от педагогического мастерства и эрудиции преподавателя.
2. Реконструктивный. На этом уровне от студента требуется знание определенного объема материала. Базой для учебного исследования являются знания и умения, приобретенные на первом этапе.
На рис. 1 представлен пример одной из задач с элементами УИРС реконструктивного типа, которые включены в рабочие тетради по начертательной геометрии для студентов инженерных специальностей