Научная статья на тему 'Компетентностный подход к обучению графическим дисциплинам'

Компетентностный подход к обучению графическим дисциплинам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цывина Лариса Евгеньевна

В статье рассматриваются проблемы компетентностного подхода к организации учебного процесса по графическим дисциплинам и пути их реализации в аграрном вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competent approach to education of graphic subjects

In the article the competent approach problems at organization of graphic subject's education and the ways of solution and its implementation in agrarian university are considered.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к обучению графическим дисциплинам»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (64)

УДК 378 147 Л. Е. ЦЫВИНА

Омский государственный аграрный университет

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

В статье рассматриваются проблемы компетентностного подхода к организации учебного процесса по графическим дисциплинам и пути их реализации в аграрном вузе

В цепи задач обновления содержания образования компетентностный подход является одним из важнейших звеньев, в котором заложена идеология интерпретации образования, формируемого «от результата».

Компетентностный подход — это приоритетная ориентация на определяющие векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодерминация), самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности. Для достижения этих целей необходимы новые образовательные конструкции, формирующие ключевые квалификации. Российские ученые, занимающиеся проблемой компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании [1—4], выделяют три группы интегративных единиц в подготовке специалистов: компетентности, компетенции и социально-профессиональные (метапрофессиональ-ные) качества.

Компетентности — совокупность знаний в действии. Они имеют действенный, практико-ориентиро-ванный характер. Компетентности, помимо теоретических и прикладных знаний, включают когнитивную и операционно-технологическую составляющие, а также эмоционально-волевые и мотивационные компоненты.

Одной из наиболее важных базовых компетентностей, которые необходимо сформировать в процессе подготовки специалиста является компетентность в сфере социально-трудовой деятельности. А именно: умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, иметь навыки самоорганизации.

Компетенции — интегративная целостность знаний, умений, навыков, призваны обеспечивать профессиональную деятельность. Фактически это способность специалиста реализовывать на практике свою компетентность. Реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности, в ходе решения теоретических и практических задач. Универсальные компетенции широкого спектра использования (ключевые компетенции) включают в себя познавательные, операционно-технологические, эмоционально-волевые и мотивационные компоненты.

Ведущие отечественные специалисты в области компетентностного подхода определяют компетенцию как общую способность специалиста мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий.

К ключевым компетенциям, которые необходимо формировать в рамках изучения графических дисциплин, можно отнести:

— развитое пространственное воображение, умение отчетливо представлять и изображать на плоскости трехмерные геометрические объекты, и, наоборот, мысленно восстанавливать двухмерное изображение в трехмерный объект;

— умение грамотно разрабатывать проектно-конструкторскую документацию, опираясь на знание Государственных стандартов; умение читать чертежи;

— навыки выполнения чертежной документации с использованием современных средств автоматизации;

— навыки компьютерного моделирования и редактирования в трехмерном пространстве.

Среди требований к инженеру XXI века, разработанных под эгидой ЮНЕСКО, наряду с высокой профессиональной компетентностью отмечается необходимость владения методами моделирования и исследований, творческий подход к решению профессиональных задач, умение ориентироваться в нестандартной ситуации, анализировать возникающие проблемы, самостоятельно разрабатывать и реализовывать план необходимых действий.

Реализовать эти положения можно путем внедрения в учебный процесс инновационных методов, формированием ключевых профессиональных компетенций в процессе подготовки будущего инженера и активным вовлечением студентов в учебно-исследовательскую и научную работы, студенческие олимпиады и конкурсы.

Специфика графических дисциплин требует построения модели образовательного процесса, сочетающего достаточно консервативные приемы в учебном процессе и новых информационных технологий, которые позволят быстрее и глубже развить пространственное воображение, облегчить усвоение изучаемого материала, повысить мотивацию студента.

Структурная модель организации учебного процесса по графическим дисциплинам в институте технического сервиса (ИТС) Омского государственного аграрного университета представлена на рис.1.

Преподавательский коллектив кафедры деталей машин и инженерной графики ОмГАУ в течение нескольких лет проводил исследование уровня пространственного мышления студентов, поступивших на первый курс. Результаты тестирования, проводимого на первых занятиях, выявили значительный разброс по уровням пространственного и творческого мышления и продиктовали необходимость

Рис. 1. Структура формирования ключевых компетенций в рамках изучения графических дисциплин

создания условий для выравнивания и дальнейшего их развития. Такой подход позволяет разрабатывать индивидуальную траекторию обучения.

Модули дисциплин «Начертательная геометрия», «Инженерная графика» и «Информатика» формируют профессиональные компетенции, соответствующие разделам и темам курсов, которые являются необходимыми входными компетенциями для изучения компьютерной графики.

Владение технологиями компьютерного проектирования является важной компетенцией будущего специалиста. Изучение компьютерной графики значительно повышает мотивацию студентов, которые в наши дни соизмеряют целесообразность изучения дисциплины с ее профессиональной значимостью и повышением своей конкурентоспособности на рынке труда.

Студенты ИТС ОмГАУ изучают компьютерную систему КОМПАС, которая в настоящий момент является лидером среди аналогов САПР. Разработанный учебно-методический комплекс по компьютерной графике позволяет:

— сформировать у студентов знания о системе автоматизированного выполнения графических работ;

— изучить основные приемы выполнения и редактирования конструкторской документации с использованием технологии 2d проектирования;

— научить приемам геометрического компьютерного моделирования (технология 3d);

— выработать умения использовать методы компьютерной графики в решении практических инженерных задач.

В пакет учебно-методической документации входят рабочая программа, презентация дисциплины, лабораторный практикум, примеры выполнения практических работ, задания для самостоятельных работ и комплект тестов, позволяющих контролировать процесс изучения. Лабораторный практикум рассчитан на 36 академических часов и составлен по принципу пошагового выполнения основных команд и приемов работы, что позволяет реализовать индивидуальный темп и дифференцированный подход

при изучении материала. Особое внимание уделено работе с разнообразными библиотеками системы, поддерживаемыми Государственными стандартами ЕСКД, а также моделированию трехмерных изображений.

В процессе изучения компьютерной графики помимо дальнейшего развития ключевых профессиональных компетенций происходит развитие компьютерной грамотности и познавательного интереса. Студенты учатся работать концентрированно, учебная деятельность становится более качественной, доступной и интересной. Освобождение от рутинных и трудоемких ручных построений формирует устойчивое, осознанное и позитивное отношение к процессу изучения графических дисциплин и избранной сфере деятельности.

Подсистемой разработанного учебного комплекса является отделение СНО. Подготовка и участие в работе олимпиад по геометрическому моделированию способствует развитию личностных и социальных компетенций, формирует творческий подход к решению профессиональных задач, умение ориентироваться в нестандартной ситуации, анализировать возникающие проблемы, самостоятельно разрабатывать и реализовывать план необходимых действий.

Введение компьютерной графики оказало положительный результат на успеваемость студентов по теории машин и механизмов, деталям машин, подняло уровень и качество курсовых и дипломных проектов.

Реализация компетентностного подхода при изучении графических дисциплин ориентирована на достижение основной цели — подготовке квалифицированного специалиста—агроинженера, конкурентоспособного на рынке труда, не только свободно владеющего своей профессией, но и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, нацеленного на профессиональный рост, социальную и профессиональную мобильностью.

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (64) ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (64)

Библиографический список

1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов в ВПО.-М., 2005.

2. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения//Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы».-М.,2004.

3. Зеер Э. В., Сыманюк Э.А. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования//Журнал «Высшее образование в России».-2005. №2 — С22-39.

4. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING)/Под науч. ред. проф. В.И. Байденко.-М.,2006.

ЦЫВИНА Лариса Евгеньевна, старший преподаватель кафедры деталей машин и инженерной графики Омского государственного аграрного университета.

Дата поступления статьи в редакцию: 28.02.2008 г.

© Цывина Л.Е.

УДК 378-147.88 Л. Е. ЦЫВИНА

В. В. ИВАНОВ

Омский государственный аграрный университет

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ

В статье рассматриваются вопросы организации учебно-исследовательской работы при изучении начертательной геометрии. Даются примеры формирования учебного материала с элементами исследований, которые помогают развивать пространственное воображение студентов.

Среди требований к инженеру XXI века, разработанных под эгидой ЮНЕСКО, отмечается, что квалифицированный специалист наряду с высокой профессиональной компетентностью должен обладать творческим подходом к решению профессиональных задач, умением ориентироваться в нестандартной ситуации, уметь анализировать возникающие проблемы, самостоятельно разрабатывать и реализовывать план необходимых действий.

Становление и развитие этих качеств будущего агроинженера должно происходить на первых этапах обучения в вузе, и немаловажную роль в этом процессе играет учебно-исследовательская работа студентов (УИРС), проводимая в рамках изучения графических дисциплин.

В высшие учебные заведения приходит молодежь с различным уровнем творческого мышления. Это, на наш взгляд, является следствием различных условий формирования личности (семья, школа, город, село, опыт и квалификация педагогов, прилежание учащегося).

По дисциплине «Начертательная геометрия и инженерная графика» на кафедре деталей машин и инженерной графики в течение нескольких лет проводилось исследование уровня пространственного мышления студентов, поступивших на факультет механизации сельского хозяйства. Результаты тестирования, проводимого на первых занятиях, выявили значительный разброс по уровням пространственного и творческого мышления и продиктовали необходимость создания условий для выравнивания и дальнейшего

их развития. Этому процессу в наибольшей степени отвечает УИРС. Причем УИРС в рамках графической дисциплины должна сформировать определенный тип критического мышления, необходимого для будущей профессиональной деятельности инженера сельскохозяйственного производства.

Учебно-исследовательская работа является важной и неотъемлемой частью самостоятельной работы студентов. При выполнении этой работы активизируются воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента.

Можно выделить 3 уровня УИРС:

1. Репродуктивный. На этом уровне студент выполняет самостоятельные работы по образцу: решение типовых задач по определенному алгоритму, выполнение схем и т.д. При этом студент перенимает у преподавателя терминологию, фразы, приемы анализа проблемной ситуации. Познавательная деятельность проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Эта форма развития творческих и исследовательских навыков очень объемна и содержательна. Эффективность ее целиком зависит от педагогического мастерства и эрудиции преподавателя.

2. Реконструктивный. На этом уровне от студента требуется знание определенного объема материала. Базой для учебного исследования являются знания и умения, приобретенные на первом этапе.

На рис. 1 представлен пример одной из задач с элементами УИРС реконструктивного типа, которые включены в рабочие тетради по начертательной геометрии для студентов инженерных специальностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.