Научная статья на тему 'О государственных мерах по организации взаимодействия образовательных организаций профессионального образования и работодателей в целях успешного трудоустройства выпускников'

О государственных мерах по организации взаимодействия образовательных организаций профессионального образования и работодателей в целях успешного трудоустройства выпускников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
499
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАБОТОДАТЕЛЬ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ВЫПУСКНИК / ГОСУДАРСТВО / МЕРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / VOCATIONAL TRAINING / EMPLOYER / EMPLOYMENT / GRADUATE / STATE MEASURES ON STRENGTHENING INTERACTION / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронов Владимир Витальевич, Илясов Евгений Павлович, Гуртов Валерий Алексеевич

Результатом эффективного сотрудничества образовательных организаций и работодателей является успешное трудоустройство выпускников. Оно обусловлено содержанием основных профессиональных образовательных программ и качеством подготовки выпускников. В статье рассмотрен ряд существующих сегодня мер по организации взаимодействия образовательных организаций с работодателями, а также меры, дополнительно принимаемые Минобрнауки России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронов Владимир Витальевич, Илясов Евгений Павлович, Гуртов Валерий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE MEASURES ON ORGANIZATION OF INTERACTION BETWEEN INSTITUTIONS OF PROFESSIONAL EDUCATION AND EMPLOYERS

Successful employment of graduates can be considered as a result of effective cooperation between educational institutions and employers. It can be ensured due to the necessary contents of the basic professional educational programs and high quality of graduates’ training. The article considers the existing measures aimed at better interaction between educational institutions and employers and the steps additionally taken by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «О государственных мерах по организации взаимодействия образовательных организаций профессионального образования и работодателей в целях успешного трудоустройства выпускников»

practice: a guide to managing knowledge. Harvard Business School Press, 2002.

15. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы сетевых сообществ в помощь учителю. URL: http:// www.soobshestva.ru/ wiki/

16. Давыдова Н.Н., Федоров В.А. Управление развитием образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Пе-

дагогический журнал Башкортостана. 2012. №4. С. 15-23.

17. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. М.: Академия, 2006. С. 43-54.

18. Лукашенко М.А. «Коокуренция» на рынке образовательных услуг // Высшее образование в России. 2006. №9. С. 47-56.

В.В. МИРОНОВ, советник Министерство образования и науки Российской Федерации В.А. ГУРТОВ, директор центра бюджетного мониторинга Петрозаводский государственный университет

Е.П. ИЛЯСОВ, директор координационно-аналитического центра МГТУ им. Н.Э. Баумана

О государственных мерах по организации взаимодействия образовательных организаций профессионального образования и работодателей в целях успешного трудоустройства выпускников

Результатом эффективного сотрудничества образовательных организаций и работодателей является успешное трудоустройство выпускников. Оно обусловлено содержанием основных профессиональных образовательных программ и качеством подготовки выпускников. В статье рассмотрен ряд существующих сегодня мер по организации взаимодействия образовательных организаций с работодателями, а также меры, дополнительно принимаемые Минобрнауки России.

Ключевые слова: профессиональное образование, работодатель, трудоустройство, выпускник, государство, меры взаимодействия, образовательные организации

Государство всерьёз обеспокоено нехваткой квалифицированных кадров, потребность в которых система профессионального образования в настоящее время удовлетворить не может. Эта обеспокоенность нашла отражение ещё в 2004 г. в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина: «По сравнению с советским периодом почти утроился приём в вузы, и число поступающих в них фактически сравнялось с числом выпускников средних школ___И при таком количестве дипломи-

рованных специалистов у нас сохраняется дефицит квалифицированных кадров, остро необходимых стране » [1].

Востребованность выпускника на рынке труда, его работа по специальности, полученной в образовательной организации,

является одним из важнейших показателей эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых государством на нужды системы образования. С учетом этого в 2013 г. в базовую группу показателей мониторинга образовательных организаций введен показатель, характеризующий трудоустройство выпускников. При оценке деятельности вуза в этой области используются данные ведомственного мониторинга Минтруда России за предыдущие годы. Они достаточно объективны, поскольку отражают: а) количество всех выпускников, обратившихся за содействием в трудоустройстве в органы служб занятости; б) количество выпускников, официально признанных безработными; в) количество трудоустроившихся выпускников из числа

18

Высшее образование в России • № 11, 2013

обратившихся в органы службы занятости в течение года после выпуска.

Решение проблемы успешного трудоустройства выпускников по полученной специальности зависит от расширения участия работодателей в этом процессе и частно-государственного партнерства в развитии профессионального образования, что заявлено в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [2].

Минобрнауки России ежегодно проводит мониторинг трудоустройства выпускников всех уровней профессионального образования, их закрепления на рабочих местах, а также принимаемых образовательными организациями мер по взаимодействию с работодателями с целью содействия трудоустройству выпускников по выбранному направлению подготовки (специальности). В качестве результатов проводимых государством мер можно отметить следующие.

• Создана система содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования Российской Федерации с возложением на МГТУ им. Н.Э. Баумана функции головной организации. Система функционирует на трех уровнях: федеральном, региональном (77 региональных центров) и локальном (образовательные организации). По состоянию на 1 сентября 2013 г. центры (службы) содействия трудоустройству (развития карьеры) работают в 483 организациях высшего образования (далее - ВО) и в 2191 организации среднего профессионального образования (далее - СПО).

Функционирует автоматизированная информационная система содействия трудоустройству выпускников «АИСТ», в которой (по состоянию на 1 сентября 2013 г.) зарегистрировано 2712 работодателей и 457 организаций профессионального и высшего образования, регулярно обновляются базы вакансий и резюме выпускников, ищущих работу.

• Центром бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета создан портал «Система интерактивного мониторинга трудоустройства выпускников», обеспечивающий информационное взаимодействие образовательных организаций, выпускников и работодателей.

• Во всех образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования ведется целевая подготовка студентов на основе заключения трехсторонних контрактов «студент - учебное заведение - работодатель». В 2012 г. выпуск в рамках контрактной подготовки по программам СПО составил 14,8 тыс. человек (6% от всего выпуска), по программам ВО - 49,0 тыс. человек (13% от всего выпуска). Трудоустройство в рамках выполнения договорных обязательств составило в среднем 75% от выпуска.

• Проводится производственная, в том числе преддипломная, практика студентов на предприятиях, в учреждениях и организациях на основе договоров на организацию и проведение практики.

• Обеспечивается привлечение к образовательному процессу в вузах действую-щихруководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений в количестве не менее 5% от общего числа преподавателей (в соответствии с ФГОС).

• Осуществляется участие специалистов предприятий, учреждений и организаций - потребителей кадров данного профиля - в работе государственных аттестационных комиссий по основным образовательным программам ВО, а также проведение выездных государственных аттестационных комиссий в организациях-рабо-тодателях.

• Образовательными организациями высшего образования на базе научных организаций организуются кафедры, одной из задач которых является кадровое обеспечение научных исследований. По данным

мониторинга Минобрнауки России, на сегодняшний день более 100 организаций высшего образования создали кафедры на базе научных организаций.

• Осуществляется общественно-профессиональная аккредитация программ высшего образования в соответствии с Правилами участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования [3]. Так, в 2012 г. Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России», Общероссийской общественной организацией «Ассоциация юристов России», Автономной некоммерческой организацией «Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры» были аккредитованы 52 программы профессионального образования по экономике, управлению и юриспруденции и 104 организации высшего образования.

• С целью обеспечения учета в образовательных программах ВО требований работодателей к выполнению выпускниками трудовых функций в ряде образовательных организаций высшего образования созданы попечительские советы. Так, по данным Росстата, в 2012 г. попечительские советы действуют в 357 организациях высшего образования, в том числе - в 125 негосударственных.

• Проводится независимая экспертиза проектов ФГОС профессионального образования объединениями работодателей, организациями, осуществляющими деятельность в соответствующих отраслях экономики.

• Минтрудом России организуются стажировки выпускников с целью приобретения ими трудовых навыков, адаптации на рабочем месте для последующего трудоустройства по полученной специальности. В 2009-2011 гг. стажировку прошли более 219 тыс. выпускников организаций профессионального и высшего образова-

ния, из них порядка 36% - выпускники организаций СПО. Более 50% участников этой программы были трудоустроены по полученной специальности. Общий уровень трудоустройства выпускников после прохождения стажировки достиг 72%. С

2012 г. указанное мероприятие реализуется в субъектах Российской Федерации, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда.

Согласно опросу организаций профессионального и высшего образования удельный вес выпускников 2012 г. очной формы обучения, трудоустроенных по специальности в первый год после выпуска, составляет (в процентах от общего выпуска, по уровням образования): 54,2% - высшего и 46,6% - среднего профессионального.

Учитывая накопленный успешный опыт реализации мер по организации взаимодействия, в 2013 г. Минобрнауки России дополнительно предприняты следующие шаги:

■ реализуется проект «Разработка нормативной и технологической основы (прототипа системы) для сбора и анализа объективной информации по показателям трудоустройства выпускников организаций профессионального и высшего образования с использованием интеграционных сервисов с федеральными базами данных Пенсионного Фонда Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной статистики»;

■ активизируется работа центров (служб) содействия трудоустройству выпускников в образовательных организациях путем планомерного снятия с них функции мониторинга трудоустройства и расширения сферы деятельности по организации взаимодействия образовательных организаций с работодателями по проведению ярмарок вакансий рабочих мест, экскурсий в организации-партнеры, встреч студентов с представителями работодателей, семинарских занятий с сотрудниками кадровых

20

Высшее образование в России • № 11, 2013

служб, профориентации абитуриентов и организации производственной практики и целевого обучения;

■ решением Межведомственной комиссии при участии Минобрнауки России, Минтранса России, Минюста России, Мин-спорта России, Минсельхоза России, Мин-культуры России, Минздрава России, ОАО «Объединенная промышленная корпорация “Оборонпром”», ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» в базовые показатели оценки эффективности деятельности организаций высшего образования при проведении мониторинга в 2013 г. введен новый показатель, характеризующий трудоустройство выпускников;

■ в целях развития нормативно-правовой базы взаимодействия образовательных организаций и работодателей разработаны и согласованы с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты:

V проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении, а также типовых форм договора о целевом приеме и договора о целевом обучении»;

V приказ Минобрнауки России от 14 августа 2013 г. № 958 «Об утверждении Порядка создания профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы»;

■ в состав наблюдательных (попечительских) советов федеральных и национальных исследовательских университетов включены представители компаний крупного инновационного бизнеса, таких как

ОАО «Северсталь», ОАО «Русал», ОАО «Салют», ОАО «Авиакор-авиационный завод», ООО «Газпром трансгаз Самара», ОАО «Группа строительных компаний “Дон”»;

■ продолжена государственная поддержка развития кооперации российских образовательныхорганизаций высшего образования и производственных предприятий, основной целью которой является стимулирование использования производственными предприятиями потенциала, в том числе кадрового, образовательных организаций для развития наукоёмкого производства [4]. Так, с начала года 89 компаниями и 60 вузами поддержано 98 комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства;

■ крупные организации-работодатели (Госкорпорация «Росатом», Госкорпорация «Роснано», ОАО «Сбербанк России», ОАО «ЛУКОЙЛ», Компания «АСКОН») привлечены к организации и проведению Всероссийской студенческой олимпиады;

■ в рамках выработки предложений по проведению профессионально-общественной аккредитации образовательных программ ВО разработаны модели профессионально-общественной аккредитации, ориентированные на работодателей и объединения работодателей;

■ с целью реализации практико-ори-ентированных образовательных программ в 2013 г. на обучение по программам прикладного бакалавриата принято 3632 человека (по состоянию на 1 сентября

2013 г.), причем планом мероприятий («дорожной картой») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» запланировано увеличение удельного веса численности обучающихся по программам прикладного бакалавриата в общей численности обучающихся к 2018 г. до 30% [5].

Принимаемые государством дополнительные меры по усилению взаимодействия

между образовательными организациями и работодателями позволят увеличить, по прогнозным оценкам, удельный вес численности выпускников организаций профессионального и высшего образования очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), с 44,4% в 2013 г. до 48,9% в 2015 г.

Литература

1. Послание Президента Российской Феде-

рации Федеральному собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. // Российская газета. 2004. №3486 от 27 мая.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” на 2013-2020 годы».

3. Постановление Правительства Российской

Федерации от 24 декабря 2008 г. №1015 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства»

5. Распоряжение Правительства Российской

Федерации от 30 декабря 2012 г. №2620-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») “Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки”».

НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

LIBRARY.RU

Двухлетний импакт-фактор РИНЦ 2011

(в скобках — без самоцитирования)

Вопросы экономики 4,322 (4,143)

Социологические исследования 1,348 (1,180)

Вопросы философии 1,179 (1,084)

Педагогика 0,881(0,848)

Вопросы образования 0,855(0,726)

Высшее образование в России 0,760(0,627)

Университетское управление: практика и анализ 0,606 (0,449)

Alma mater 0,491(0,453)

Образовательные технологии и общество 0,404 (0,156)

Философия образования 0,389 (0,151)

Философские науки 0,333(0,262)

Эпистемология и философия науки 0,286 (0,229)

Высшее образование сегодня 0,277 (0,260)

Человек 0,276 (0,224)

Социология образования 0,244 (0,183)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.