ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
ЭКОНОМИКА
КИЧАПОВ НИ.
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
НА 2008-2012 ГОДЫ
В последние годы в мире складывается напряженная обстановка с обеспечением населения продуктами питания. Это объясняется тем, что в ряде стран из-за стихийных бедствий снижено производство продукции сельского хозяйства, часть зерновых и масличных культур перерабатывается на биотопливо. Вследствие этого растут цены на продовольствие, которые за последние 2 года поднялись в 2-2,5 раза.
Эти обстоятельства поставили перед государствами проблему поиска дополнительных источников увеличения производства продукции сельского хозяйства, сохранения собственной продовольственной безопасности.
В России на снижение объемов производства продукции сельского хозяйства негативное влияние оказали проводимые реформы. В связи с этим возникла необходимость корректировки реформ и пересмотра всей стратегии развития отрасли. С этой целью были приняты Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (2006 г.) и «Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» (2007 г.).
Этими документами предусмотрены основные параметры развития сельского хозяйства на пятилетку, определены основные цели, задачи, принципы и отдельные конкретные показатели развития отрасли, объемы и источники финансирования. Финансирование отрасли предусмотрено из 3-х источников: федерального бюджета, региональных бюджетов и внебюджетных средств. В принятой Программе предусмотрено увеличение объемов производства продукции сельского хозяйства в 2012 г. к уровню 2006 года на 24,1 %. Привлечение инвестиций в основной капитал отрасли за 2008-2012 гг. должно составить 946,8 млрд. руб.
В Программе также предусматривается:
• увеличение и улучшение к 2012 г. жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 3,7 раза по отношению к 2006 году);
• повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельхозтоваропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышению удельного веса застрахованных посевов в общей площади до 40%;
• среднегодовой рост объемов сельскохозяйственной продукции должен составить 4%, рост урожайности зерновых культур в среднем по России к 2012 г. увеличится на 14 % (по сравнению с 2002 - 2006 гг.), т.е. до 21,3 ц/га.
Объем производства скота и птицы к 2012 г. достигнет 11,4 млн. тонн (в живом весе), производство молока - 37,0 млн. тонн. При этом за период реализации Программы предполагается стабилизировать финансовое состояние в сельском хозяйстве. Средняя рентабельность будет находиться на уровне 10%, а доля убыточных хозяйств снизится и не должна превышать 30%.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета предполагается осуществлять при условии финансирования из бюджета субъектов РФ в пределах одной трети ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на эту дату, а по кредитам, оформленным после 1.01.2010 г., в пределах S ставки, но не менее 1/3 ставки рефинансирования.
Одна из важнейших задач сельского хозяйства - это обеспечение населения основными продуктами питания, обеспечение продовольственной безопасности страны.
В настоящее время импорт продовольственных товаров в Россию составляет около 40%. Общий объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) по сравнению с 2000 г. увеличился в 2,9 раза. Особенно высока доля импортной продукции на рынках мяса и молока. В связи с этим в Программе поставлена задача - доведение доли российских продовольственных товаров в розничной торговле до 70%. Отмечено, что по отношению к субсидируемому импорту продовольствия продукция российских товаропроизводителей оказывается неконкурентоспособной и вытесняется с внутреннего рынка.
Современное состояние отрасли характеризуют следующие данные (табл. 1).
4
№ 1, 2008 г.
Таблица 1
Основные показатели сельского хозяйства России
Годы
1990 2006 2012 (прогноз) Ьн' Ьн' ^ 40 о ^ О Й 0\ ° О 0\ РЭ (N w
Всего с/х угодий, млн.га 213,8 167,6 - 78,4
Пашня, млн. га 131,8 102,2 - 77,5
Кормовые угодья, млн.га 80,1 50,7 - 63,3
Продукция сельского хозяйства:
всего, млрд. руб. 158,0 1711,3 - >10,8р.
в т.ч. растениеводство, млрд. руб. 58,0 912,0 - >15,7р.
животноводство, млрд. руб. 100,0 799,3 - >8,0р.
Приходится на 1000 га пашни:
тракторов, шт. 10,6 5,3 <2,0р.
на 100 га посева комбайнов , шт. 6,6 3,7 <1,8р.
Внесено минеральн. удобрений, млн. тонн 9,9 1,5 3,0 <3,3р.
Внесено органич. удобрений, млн. тонн 389,5 47,8 <8,1р.
Потребление электроэнергии, млрд. кВт/ч 67,3 16,8 <4,0р.
Энергетические мощности, млн. л.с. 419,7 144,2 <2,9р.
Посевная площадь, всего тыс. га 117705 77104 <1,5р.
Зерновые, тыс. га 63068 43357 <1,5р.
Кормовые, тыс.га 44560 20944 <2,1р.
Вал. сбор зерна, млн. тонн 116,7 78,6 <1,5р.
Вал. сбор подсолнечника, млн. тонн 3,4 6,8 <2р.
Вал. сбор сена, млн. тонн 53,4 24,7 <2,2р.
Поголовье КРС, млн. гол. 57,0 21,5 <2,7р.
в т.ч. коровы, млн.гол. 20,5 9,4 <2,2р.
Свиньи, млн. гол. 38,3 15,8 <2,4р.
Овцы и козы, млн. гол. 58,2 19,7 <3р.
Производство продуктов животноводства:
Скот и птица (уб. вес), т. тонн 10100 5189 6720 <1,9р.
Молоко, млн. тонн 55,7 31,4 37,0 <1,8р.
Яйца, млрд. шт. 47,5 37,9 - 79,8
Шерсть (физ. вес) тыс. тонн 226,8 49,0 <4,6р.
Заготовлено кормов, млн. тонн к. ед. 225,8 94,8 <2,4р.
в т.ч. конц. корма, млн. тонн к. ед. 85,9 37,7 <2,3р.
Энергообеспеченность на 100га посева, л.с 356,5 187 168 52,2
Источник: Российский статистический ежегодник, 2007.
Данные таблицы свидетельствуют, что в сравнении с дореформенным периодом (1990г.) сельское хозяйство не получило своего развития, а наоборот, значительно снизило свои показатели и по некоторым позициям они продолжают снижаться. Рост отмечен только по таким показателям, как «продукция сельского хозяйства». Увеличение показателей, характеризующих продукцию сельского хозяйства, связано с тем, что в таблице приведены данные в текущих ценах. В физическом же объеме производство продукции сельского хозяйства за эти годы существенно сократилось.
Основное средство производства в сельском хозяйстве - это сельскохозяйственные угодья. От полноты и эффективного их использования с учетом инновационных технологий зависит как производство продукции растениеводства, так и развитие животноводства за счет производства высококачественных кормов и их изобилия.
За период реформ площадь сельскохозяйственных угодий в России сократилась на 46,2 млн. га, или на 21,6%. Площадь пашни уменьшилась на 29,6 млн. га, а кормовых угодий - на 29,4 млн.га. Таким образом, почти 1/3 земель, ранее используемых для производства сельскохозяйственной продукции, выведено из сельскохозяйственного оборота.
5
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Сокращение площадей сельскохозяйственных угодий и другие факторы, о которых будет сказано ниже, повлекли за собой значительное снижение посевных площадей под сельскохозяйственными культурами на 40601 тыс. га, в т.ч. зерновых - на 19711 и кормовых - на 23616 тыс. га. Значительное сокращение посевных площадей зерновых и кормовых культур снизило валовой сбор зерновых в 2006 г. по сравнению с 1990г. на 38,1 млн. тонн, а кормовых - на 131 млн. тонн корм. единиц.
Серьезные экономические и финансовые проблемы, сложившиеся вследствие проводимых реформ: диспаритет цен, значительное удорожание производства кормов, снижение эффективности производства продукции животноводства до минусовой рентабельности - явились главной причиной катастрофического уменьшения поголовья КРС на 35,5 млн. голов, или в 2,7 раза, овец и коз - в 3 раза. Значительное сокращение поголовья животных повлекло за собой снижение производства основных продуктов животноводства: мяса - в 1,9 раза, молока - в 1,8 и шерсти - в 4,6 раза.
Такое состояние животноводства в России вынуждает государство импортировать до 40% мясной продукции, на что расходуются крупные суммы, которые могли бы быть затрачены на развитие сельского хозяйства.
Проблема обеспечения страны мясной продукцией нашла свое отражение в Программе, в которой отмечается, что импорт мяса в 2012 г. составит 30%. Это говорит о том, что пока в стране не определены радикальные меры по обеспечению населения мясной продукцией.
За годы реформ снизилось внесение минеральных удобрений в 6, 6 раза, а органических - в 8,1 раза. Это существенно снизило плодородие почвы и потенциал повышения урожайности сельскохозяйственных культур.
Проводимые реформы оказали негативное влияние и на состояние технической базы сельского хозяйства, и, следовательно, на использование в производстве новых машин, оборудования, инновационных технологий. В 2006 году по сравнению с 1990 годом количество тракторов на 1000 га пашни уменьшилось в 2 раза, комбайнов на 100 га посева - в 1,8 раза, а энергетические мощности снизились в 2,9 раза.
Потребление электроэнергии в отрасли сократилось с 67,3 до 16,8 млрд. кВт/час, т.е. в 4,0 раза. Энергообеспеченность на 100 га посевов снизилась с 356,5 л.с. в 1990 г. до 187 л.с в 2006 г., а в 2012 г. запланировано 168 л.с.
Крайне тяжелыми остаются обеспечение основными фондами и финансовое состояние хозяйств, и особенно оплата труда сельхозпроизводителей, которая в 2,0-2,5 раза ниже, чем в среднем по экономике.
На наш взгляд, разработке Программы развития сельского хозяйства на перспективу должен предшествовать анализ развития отрасли не только за длительный период, отправным моментом которого является 1990 предреформенный год, но и за последние 3-5 лет. При этом необходимо дать анализ динамики развития основных отраслей сельского хозяйства, рассмотреть причины, оказавшие влияние на повышение или снижение эффективности производства и состояние экономики, а также при дальнейшем планировании учесть состояние отрасли и определить основные факторы, которые должны быть использованы для стабилизации и роста производства. Необходимость такого подхода заключается и в том, что сельское хозяйство - очень специфичная отрасль, во многом зависящая от природноклиматических условий и требующая учета многих других факторов.
Предшествующий принятию Программы период развития сельского хозяйства характеризуется следующими основными показателями (табл. 2).
Анализ данных показывает, что, несмотря на длительный период проводимых реформ (с 1990 по 2002гг.), по ряду показателей спад производства продолжается. «Ныне в аграрном секторе экономики страны наблюдается небывалый развал; доля отрасли в ВВП снизилась с 16,5 до 5,7%, а инвестиций в основной капитал с 15,8 до 3,1%» (2).
В 2006 году произошел рост производства семян подсолнечника и площадей под этой культурой с 4117 тыс.га до 6129 тыс.га, или на 48,8%, и повышение урожайности с 9,0% до 11,3ц/га, т.е. на 25,6%. Обозначился рост поголовья овец и коз за этот период на 22,4%. Выросло также производство скота и птицы на убой за 5 лет на 10,5%, яйца - на 4,4%, шерсти - на 14,0%.
Вместе с этим, за этот же период сократились площади сельскохозяйственных угодий на 27,0 млн. га, в том числе пашни - на 16,2 и кормовых угодий - на 20,9 млн. га. При этом следует отметить неуклонное уменьшение площадей, особенно в 2006 году, когда за один год площадь сельскохозяйственных угодий сократилась на 13,9%, площадь пашни - на 13,7, кормовых угодий - на 29,2%.
За последние 5 лет поголовье КРС уменьшилось на 5 млн. голов, или на 18,9%, а поголовье коров - на 2,4 млн. голов, или на 20,3%. Пока не прослеживается тенденция роста этого вида сельскохозяйственных животных.
6
№ 1, 2008 г.
Таблица 2
Динамика основных показателей по сельскому хозяйству Российской Федерации
(все категории хозяйств)
Годы о/ /0
2002 2003 2004 2005 2006 средн. за 20022006гг. 2006г.к средн. 2006г. к 2005г 2006г.к 2002г.
Всего с/х угодий, млн. га 194,6 193,6 192,6 191,7 167,6 - - 87,4 86,1
в т.ч. пашня 118,4 117,5 116,8 116,1 102,2 - - 88,0 86,3
кормовые угодья 71,6 71,5 70,1 70,9 50,7 - - 71,9 70,8
ВП сельского хозяйства, млрд.руб. 1028,3 1154,9 1345,2 1494,6 1711,3 - - 114,5 -
в т.ч. растениеводства 542,5 637,8 745,7 788,7 912,0 - - 115,6 -
животноводств а 485,8 517,1 599,5 705,9 799,3 - - 113,2 -
Внесено минеральных удобрений, млн. тонн 1,5 1,3 1,4 1,4 1,5 1,42 105,6 107,1 100,0
Внесено органических удобрений, млн. тонн 60,6 59,9 53,2 49,9 47,8 54,3 88,0 95,8 78,9
Потребление электроэнергии, млрд.кВт/час 22,7 20,3 18,0 16,9 16,8 18,9 88,9 99,4 74,0
Энергетические мощности, млн.л.с. 209,8 190,9 173,1 156,9 144,2 175,0 82,4 91,9 68,7
Посевная площадь, тыс.га 84578 79596 78785 77478 77104 79508 97,0 99,5 91,2
в т.ч. зерновых 47474 42195 43745 43785 43357 44111 98,3 99,0 91,3
кормовых 27086 25733 24056 22065 20944 23977 87,4 92,0 77,3
Валовый сбор зерна, млн.тонн 86,6 67,2 78,1 78,2 78,6 77,7 101,2 100,5 90,8
Валовый сбор подсолнечника, млн. тонн 3,7 4,9 4,8 6,4 6,9 5,3 130,2 107,8 186,5
Валовый сбор сена, млн. тонн 29,9 28,9 27,9 26,8 24,7 27,6 89,5 92,2 82,6
Урожайность зерновых, ц/га 18,2 15,9 17,4 17,9 18,1 17,6 102,4 101,1 99,5
Поголовье КРС, млн.гол. 26,5 24,9 23,0 21,5 21,5 - - 100,0 81,1
в т.ч. коровы, млн. гол. 11,8 11,1 10,3 9,5 9,4 - - 98,9 79,7
Свиньи, млн. гол. 17,3 16,0 13,4 13,5 15,8 - - 117,0 91,3
Овцы и козы, млн. гол. 16,1 17,0 17,8 18,2 19,7 - - 108,2 122,4
Производство продуктов животноводства:
Скот и птица (уб.вес) тыс. тонн 4694 4936 4994 4914 5189 4945 104.9 105.6 110.5
Молоко, млн. тонн 33,5 33,4 32,2 31,2 31,4 32,3 97,2 100,6 93,7
Яйцо, млрд.шт. 36,3 36,5 35,8 36,9 37,9 36,7 103,3 102,7 104,4
Шерсть (ф.в.), тыс.тонн 43,0 45,0 47,0 48,0 49,0 46,4 105,6 102,1 114,0
Заготовлено кормов, млн.тонн корм. ед. 109,2 105,2 99,5 94,6 94,8 100,7 94,1 100,2 86,8
в т.ч. комбикормов, млн. тонн корм. ед. 41,0 40,4 36,8 36,3 37,7 38,4 98,2 103,9 92,0
Источник: Российский статистический ежегодник, 2007.
Анализ состояния кормовой базы за последние годы показывает, что производство кормов как в количественном, так и в качественном отношении стабильно снижается. Только за последние 5 лет их производство уменьшилось на 14,4 млн. тонн корм. ед., или на 13,2%. Объемы заготовки концентрированных кормов также уменьшились на 3,4 млн. тонн, или на 8,0%. Следовательно, проблема увеличения производства продукции животноводства не может быть решена без кардинальных мер по наращиванию кормовой базы.
7
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Разработка программы развития сельского хозяйства России также должна была опираться на большой и многовековой опыт развитых стран Западной Европы, США, Канады и др. Главное внимание должны были привлечь основные показатели развития этой отрасли и, главное, методы и способы, которые позволили этим странам добиться таких высоких результатов, сделать сельское хозяйство стабильным, высокоэффективным и конкурентоспособным, а жизнь сельского населения - достойной и привлекательной.
На основе внедрения инновационных технологий, максимального внесения минеральных и органических удобрений, применения новых высокопроизводительных современных машин и оборудования урожайность зерновых доведена до 74,0 ц/га, а в некоторых странах даже выше, что превышает урожайность в России в несколько раз. В настоящее время развитые страны закупают в России более 14,0 млн. тонн минеральных удобрений, в то время как Россия использует у себя не более 2,0 млн. тонн, т.е. не более 10-15% от объема производимых в стране удобрений.
Бесспорно, что развитые страны имеют более благоприятные почвенно-климатические условия, а в сельском хозяйстве - это важнейший фактор эффективности производства. Вместе с тем, большое внимание в развитых странах уделяется государственному регулированию развития этой отрасли в плане создания нормальных экономических и социальных условий. Большие финансовые вложения этих стран в развитие сельского хозяйства считаются обоснованными как с точки зрения обеспечения населения стран собственными продуктами питания, создания продовольственной безопасности, так и экономической безопасности страны.
Одним из главных факторов стабильного и эффективного развития сельского хозяйства является государственная поддержка, так как ни в одной, даже развитой стране мира, эта отрасль не является самодостаточной и пользуется большой поддержкой со стороны государства. Учитывая это обстоятельство, очень важно рассмотреть вопрос о том, какова сегодня господдержка у нас в России и каковы перспективы ее развития, какова оценка данной проблемы.
Вопросы эффективного и стабильного развития сельского хозяйства сегодня вызывают серьезную озабоченность как государственных органов, так и ученых-аграриев.
По их мнению, «предусмотренные Федеральным законом «О госрегулировании агропромышленного производства» механизмы поддержки цен и доходов не созданы, средства на эти цели не выделяются. К тому же многие сельхозпредприятия убыточны. В настоящее время начитывается около 20% финансово-устойчивых хозяйств. На эти хозяйства приходится 70% субсидий. Остальная масса сельскохозяйственных предприятий сокращает производство и увеличивает долги» (3).
Поэтому «необходимо поставить предпринимателей в равные условия с зарубежными партнерами. К сожалению, пока в правительстве не для всех очевидно, что иностранные фермеры и компании, имеющие доступ на российский рынок, работают на льготных условиях, по сравнению с отечественными предпринимателями.
Жертвой именно такой политики стала сельская экономика и ее социальная сфера. Результат всем хорошо известен: потеря страной продовольственной безопасности, ухудшение питания населения, засилье некачественной импортной продукции, высокий уровень безработицы, уход из села молодежи, низкое качество деревенской жизни» (4). Сегодня около 35% сельского населения имеют доход ниже прожиточного минимума.
«В 1990 году расходы на развитие АПК составляли около 20% госбюджета. Уровень заработной платы в сельском хозяйстве России в 2006 г. ниже, чем в Казахстане, на 24%, Украине - 36,8% и Беларуси - на 56,7%.
Анализ показывает, что уровень господдержки в России в сравнении с развитыми странами - один из самых низких. Отношение совокупной поддержки сельхозтоваропроизводителя к общей стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции 2003-2005 гг.: ОЭСР - 30%, Россия - 17,0%. ...объем поддержки Евросоюза составляет 60 млрд. евро. То есть это 45% бюджета Евросоюза идет на поддержку села. Кроме того, существуют программы уже на уровне страны, провинции, регионов, департаментов и, если мы пересчитаем на гектар пашни, это где-то в 40 раз выше, что у нас» (1). «В отличие от Запада в России доля средств, выделяемых АПК из федерального бюджета страны, систематически снижается. Однако без государственной поддержки на нынешнем этапе сельское хозяйство не может выполнять роль мультипликатора развития национальной экономики, а удвоение ВВП становится невыполнимой задачей» (2).
8
№ 1, 2008 г.
Государственная поддержка сельских товаропроизводителей за рубежом и в России в 2005 г.
Таблица 3
Канада О ш Япония Норвегия США Россия
Всего, млрд. долл. 7,7 150,5 59,5 3,2 109,9 1,2
К стоимости продукции сельского хозяйства, % 21,0 37,0 58,0 72,0 18,0 5,4
На 1 га сельхозугодий, долларов 79 843 9529 2882 155 5,7
Источник: АПК: Экономика, управление. -2007. - №10. -С. 33.
Программа развития сельского хозяйства России определила основные показатели отрасли на перспективу, методы и способы их достижения. В этой связи необходимо рассмотреть и дать анализ предлагаемых Программой путей решения этой задачи.
В экономике существует правило, которое определяет, что для решения экономической проблемы необходимо создать определенные правовые, экономические, социальные предпосылки, без наличия которых выполнение поставленной задачи невозможно.
Основные факторы любого материального производства - труд, земля, капитал. В связи с тем, что в настоящее время выведено из оборота 46,2 млн. га сельскохозяйственных угодий, в том числе 29,6 млн. га пашни, необходимо обратить внимание на использование земель сельскохозяйственного назначения, максимально вернуть их в оборот и не допускать впредь их изъятия из сельскохозяйственного оборота.
Следует также отметить, что Программа не обозначила объемов производства зерна и кормов, только определила повышение урожайности зерновых до 21,3ц/га. Следовательно, предполагается стабилизировать производство зерна, которое меньше уровня 1990 года на 38,1 млн.тонн. Не определены и параметры развития кормовой базы.
Не предусмотрено решение проблемы повышения почвенного плодородия. Увеличение объемов внесения в почву минеральных удобрений до 3,0 млн. тонн из 16,2 млн. тонн производимых в стране -это только видимость решения проблемы. В стране очень много регионов с хорошими климатическими условиями, где применение минеральных удобрений дало бы большой экономический эффект.
Материально-техническая база сельского хозяйства в условиях интенсификации производства, внедрения инновационных технологий и жестокой конкуренции при рациональном ее использовании -главный фактор повышения эффективности производства. В настоящее время ощущается большой недостаток техники, тем более инновационной, что не позволяет проводить основные сельскохозяйственные работы в оптимальные агротехнические сроки с высоким качеством и низкими затратами. Анализ состояния материально-технической базы сельского хозяйства России показывает, что имеющаяся в хозяйствах техника морально устарела, имеет физический износ более 70%, а обеспеченность агропроизводства техническими средствами основных фондов не превышает 50,0%.
По экспертным оценкам, из-за неудовлетворительного состояния материально-технической базы отечественного сельского хозяйства, низкого качества обработки почвы, несвоевременной уборки ежегодно теряется до 1/3 урожая сельскохозяйственных культур.
В настоящее время нагрузка на 1 трактор в России почти в 5 раз выше, чем в США, в 11,5 раз, чем во Франции и 13,9 раз, чем в Великобритании. На 1 зерноуборочный комбайн в России приходится зерновых колосовых культур в 5 раз больше, чем в США и Франции, в 10 раз, чем в ФРГ и 3,3 раза, чем в Великобритании.
Средняя энергообеспеченность в России в сельском хозяйстве составляет всего 1,8 кВт/га, тогда как в Канаде - 3,7, ЕС - 4,0 и в США - 7,1 кВт/га.
Необходимость тщательного анализа обеспеченности сельского хозяйства тракторами, комбайнами и другой сельскохозяйственной техникой объясняется тем, что в последние годы роль отечественного сельхозмашиностроения сведена к минимуму и в Программе вообще ничего не сказано о его развитии. 9
9
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
По вопросам развития животноводства в Программе нет практически никаких конкретных цифр по поголовью, продуктивности и, как уже отмечалось, по кормовой базе, без которой говорить об эффективном развитии отрасли невозможно.
В России продуктивность животных ниже в 2-3 и более раза, чем в развитых станах Запада и США. Нельзя забывать того факта, что только интенсивное кормление животных дает высокую продуктивность, резко снижает себестоимость и, следовательно, повышает конкурентоспособность продукции данной отрасли. Без создания прочной кормовой базы сделать это практически бессмысленно.
За последние годы развитию кормовой базы для животноводства в России уделяется очень мало внимания, что видно из таблицы 4.
Таблица 4
Наличие кормов в сельскохозяйственных организациях России
1990г. 2000г. 2005г. 2006г. % 2006г. к 1990г. % 2006г. к 2000г.
Заготовлено сена, тыс. тонн 40358 17700 13746 12200 30,2 68,9
Силос 159907 49899 29363 27500 17,2 55,1
Кормовые корнеплоды 16700 2140 591 210 3,1 23,8
Сенаж - 21484 21078 20100 -
Всего, млн. тонн к. ед. 57,9 24,2 19,7 19,2 33,2 79,3
Источник: журнал АПК: Экономика, управление. - 2007. -.№10. -С. 9.
Анализ этих данных показывает, что заготовка кормов по России в 2006 году против 1990 г. сократилась в 3 раза и продолжает сокращаться.
В Программе не раскрыты основные причины значительного снижения производства сельхозпродукции за годы реформ, а изложенные причины не отражают всего комплекса проблем, приведших отрасль к кризисному состоянию.
До 1990 года сельскохозяйственные предприятия имели высокую рентабельность реализуемой продукции, а среднемесячная заработная плата равнялась или превышала среднюю по отраслям. Социальная сфера содержалась за счет многих сельскохозяйственных предприятий. Колхозы -негосударственные предприятия - имели также высокую рентабельность и высокий уровень жизни своих тружеников.
В настоящее время в связи с тяжелым финансовым положением среднемесячная зарплата тружеников села уменьшилась в 2-3 раза и сегодня в среднем составляет 40% к средней по экономике.
Финансовое состояние сельскохозяйственных организаций по итогам 2006 года остается напряженным, несмотря на то, что предприятия получили прибыль 46,7 млрд. руб. По материалам Росстата, доля прибыльных хозяйств в 2006 году составила 67,7%, а треть хозяйств оказались убыточными. Одна из причин - растущий диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукции. Цены на промышленную продукцию, как минимум, ежегодно в 2 раза обгоняют цены на продукцию сельского хозяйства. Во многих хозяйствах собственных свободных средств даже не хватает для простого воспроизводства. Это подтверждается тем, что с каждым годом растет задолженность сельскохозяйственных организаций по кредитам и займам. В 2006 году суммарная задолженность по обязательствам составила 501,9 млрд. руб., в том числе просроченная 64,8 млрд. руб. Из общей суммы кредиторская задолженность - 194,9 млрд. руб. и задолженность по кредитам банков и другим займам - 307,0 млрд. руб., в том числе просроченная, соответственно, 56,9 и 7,9 млрд. руб.
Таким образом, сумма общей задолженности 501,9 млрд. руб. превышает сумму прибыли 46,7 млрд. руб. в 11,1 раза. Это значит, чтобы погасить накопившуюся задолженность при уровне прибыли 2006 года потребуется 11,1 года, а если учесть, что по прогнозам общий объем привлеченных кредитов в 2007 году составил 615,0 млрд. руб., то вопрос возврата кредитов и укрепление финансового состояния хозяйств станет проблемным (5).
Реализация Программы предполагает стабилизацию финансового положения в сельском хозяйстве. Средняя рентабельность должна быть на уровне 10%, а доля убыточных хозяйств не должна превышать 30%.
В 2006 году сумма прибыли сельскохозяйственных организаций составила 46,7 млрд. руб., а рентабельность - 9%. Это по отчетам сельскохозяйственных организаций. Однако следует учесть, что
10
№ 1, 2008 г.
расчет прибыли не соответствует действительному положению, так как за счет этой «условной» прибыли отчисляется на амортизацию в 3 раза меньше, не выделяются средства на страхование. Если учесть необходимую реальность увеличения затрат по этим и другим статьям и доведения их до существующих норм, а заработной платы до среднего уровня по стране, то производство вообще будет убыточным, а средств не хватит даже на простое воспроизводство.
Исходя из этого и учитывая необходимую потребность отчисления средств в полном объеме на амортизацию основных средств, доведения заработной платы сельского труженика до средней по отраслям, выделения необходимых средств на страхование продукции и другие аналогичные расходные статьи, рентабельность должна быть не менее 30-40%. Поэтому параметры рентабельности, заложенные в Программе, должны быть пересмотрены и доведены до минимальных нормативных объемов, гарантирующих стабильное и эффективное развитие отрасли. Пересмотр параметров рентабельности потребует коренного изменения всех экономических и финансовых расчетов, изложенных в Программе.
В Программе четко обозначен один из способов вывода отрасли из кризиса - это повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышения удельного веса застрахованных площадей посева в общей площади до 40%.
Объем субсидируемых кредитных ресурсов (займов) определен в сумме 1355,5 млрд. руб., в т.ч. краткосрочных - 763,8 и инвестиционных - 591,7 млрд. руб. Кроме того, объем субсидируемых кредитов для КФХ, ЛПХ и потребительской кооперации составляет 170,0 млрд. руб.
Общие финансовые показатели, определенные Программой развития сельского хозяйства, представлены в таблице 5.
Таблица 5
Финансовые ресурсы на выполнение Программы, млн. руб.
Годы Всего за 5 лет
2008 2009 2010 2011 2012
Всего выделено средств по Программе 76300 100000 120000 125000 130000 551300
в т.ч:
взнос в «Агролизинг» 4000 2000 - - - 6000
субсидии на погашение % ставок
на приобретение оборудования 22670 16400 13730 12600 13120 78520
субсидии на погашение % ставок по инвестиционным кредитам 16827 22096 28445 29738 29512 126618
субсидии на погашение % ставок по краткосрочным кредитам 6000 9000 10000 10500 11025 46525
субсидии на погашение % ставок по малым формам хозяйствования 5627 6327 7027 7400 7770 34151
увеличение уставного капитала «Россельхозбанка» 5700 1000 1000 1000 1000 9700
субсидии на возмещение % ставок на технику 2450 5360 8450 10297 11547 38104
проведение закупок по интервенции 1360 1360 1363 1430 1501 7014
всего не прямых субсидий 68634 65543 70015 72965 75475 352632
прямых субсидий производителям сельскохозяйственной продукции 7666 34457 49985 52035 54525 198668
% прямых субсидий 10,0 34,5 41,7 41,6 41,9 36,0
Источник: Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации.
Общая сумма, выделенная из бюджета Российской Федерации на развитие сельского хозяйства, составляет 551,3 млрд. рублей. В расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий на 5 лет - 3289 рублей.
Однако анализ распределения этой суммы показывает, что только 36,0%, или 198,7 млрд. рублей, пойдет на прямые субсидии производителям сельскохозяйственной продукции, т.е. это на 1 га сельскохозяйственных угодий - 1190 рублей на 5 лет, а в год - 238 рублей. На эти средства можно приобрести 12 литров дизтоплива (по ценам 2007 года), что позволит вспахать примерно 1,0 га земли. Остальная сумма 352,6 млрд. рублей не имеет прямого отношения к производителям
11
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
сельскохозяйственной продукции, а направляется посредникам. К таким организациям относятся «Агролизинг», «Россельхозбанк» и другие, которые занимаются кредитованием сельских товаропроизводителей.
Решение вопроса диспаритета цен - это первоочередная проблема стабильного развития сельского хозяйства. Однако ни в Законе «О развитии сельского хозяйства», ни в Программе не нашел отражения этот главнейший вопрос, определяющий дальнейшую судьбу развития сельского хозяйства и сельских поселений.
Основной груз субсидирования и финансирования сельского хозяйства переложен на регионы, которые должны выделить на эти цели 544,3 млрд. руб. В стране не все регионы имеют развитую экономику, которая позволила бы вкладывать такие средства в развитие сельского хозяйства без ущерба развития других отраслей. Бесспорно, регионы, располагающие огромными природными ресурсами (нефть, газ, лес и т.п.), а также имеющие высокоразвитую промышленность могут найти средства на развитие сельского хозяйства своих территорий. А как быть регионам депрессивным или проблемным, где нет полезных ископаемых, развитой промышленности и инфраструктуры? Как быть регионам с крайне тяжелыми почвенно-климатическими условиями, где эффективность производства часто определяется не факторами интенсификации, а чаще - природно-климатическими условиями?
Однако в Программе не нашли отражения эти обстоятельства, и, по сути дела, в экономическом плане все регионы поставлены в равное положение. Более того, в равное положение поставлена экономика сельского хозяйства России и развитых стран Европы и США, где при равных условиях экономическая эффективность сельскохозяйственного производства в 3-4 раза выше.
Очень важный раздел программы - это решение проблем улучшения социальной сферы на селе. За последние годы значительно возрос уровень безработицы на селе, молодежь и лучшие кадры выезжают на заработки в города, нарастают проблемы образования, здравоохранения, культуры, социально-бытовой сферы.
Программой предусмотрены меры по устойчивому развитию сельских территорий. Финансирование мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села предполагается осуществлять на основе принципа софинансирования за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Однако следует обратить внимание на то, что в связи с ликвидацией колхозов и совхозов, тяжелого финансового состояния крупных и средних сельскохозяйственных организаций различных форм собственности, низким уровнем заработной платы, ухудшения социальной сферы и другим причинами резко упал престиж специалиста сельского хозяйства и квалифицированных работников. Это явилось главной причиной того, что специалисты сельского хозяйства, выпускаемые сегодня высшими и средними специальными учебными заведениями, не желают ехать работать на село. В настоящее время приезжает в село очень мало выпускников вузов и техникумов.
Одна из важнейших проблем - это решение жилищных вопросов, т.е. строительства жилья. Поставленная ранее Президентом В.В. Путиным задача - вводить в стране по 1м2 жилья на 1 человека, не нашла своего решения в Программе. В селе проживает 38,0 млн. человек.
Программой предусмотрены ввод и покупка жилья в среднем в год в объеме 3135,7 тыс. м2, что составляет на 1 жителя 0,08м2 в год, а за 5 лет - 0,4 м2. Такие показатели Программы не решат проблемы обеспечения жильем села.
В настоящее время идет много дискуссий по вопросу эффективности разных секторов сельскохозяйственного производства: крупных сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйств населения и т.д.
В приоритетном национальном проекте «Развитие АПК» большой акцент делается на малые формы хозяйствования, т.е. крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства населения. Однако, как показывают практика и опыт последних лет, наиболее эффективны крупные сельскохозяйственные организации, какой бы формы собственности они не были.
В последнее время многие ученые-экономисты подтверждают эффективность крупных сельскохозяйственных предприятий, их большую роль в сохранении хороших социально-экономических условий жизни сельского населения, оказании ими помощи хозяйствам населения и более успешного решения других важнейших проблем жизни села. «В условиях Сибири, более чем в других регионах, успешное развитие сельского хозяйства связано с необходимостью восстановления крупно-товарного сельскохозяйственного производства и преодоления общей тенденции перехода к преимущественно семейному типу хозяйствования. Должна возрасти доля крупных коллективных сельскохозяйственных
12
№ 1, 2008 г.
предприятий с различными формами собственности и оптимальных по размеру КФХ при уменьшении удельного веса крестьянских подворий.
Оптимизация организационно-хозяйственной структуры аграрной экономики должна и может быть достигнута в основном за счет восстановления и последующего развития крупно-товарного производства, причем совсем необязательно с сокращением объемов производства малых форм хозяйствования» (6).
Один из важнейших вопросов - решение проблемы организации закупки продуктов у сельхозпроизводителей по установленным государством минимальным закупочным ценам. Особенно это необходимо для регионов с тяжелыми почвенно-климатическими условиями. За рубежом имеется большой опыт в решении этого вопроса, который нам необходимо использовать. Однако этот вопрос практически не нашел отражения в Программе. Закупки на 1,5 млрд. рублей в год практически не окажут никакого значения на экономику хозяйств.
Недостаточно проработаны вопросы сельскохозяйственной науки, распространения и внедрения научных разработок. Сегодня необходимо восстановить все экспериментальные хозяйства, обеспечить их новой, высокопроизводительной и ресурсосберегающей техникой, чтобы они были первопроходцами в освоении инновационных технологий.
Программа, принятая Правительством России, бесспорно, окажет положительное влияние на развитие сельского хозяйства, но решить всех тех проблем, которые накопились за годы проводимых реформ, в рамках ее реализации вряд ли удастся. В целях развития сельского хозяйства, АПК было бы целесообразно решить следующие вопросы:
1. рационального субсидирования и дотирования сельского хозяйства с учетом почвенноклиматических и других условий регионов и внутрирегиональных особенностей. Вместе с тем система субсидий и дотаций не должна способствовать иждивенческим настроениям сельских товаропроизводителей, а выдаваться при условии использования всех факторов интенсификации производства. Кроме того, выделенные субсидии в большей части (2/3) уходят посредникам -банкам, агролизингу и т.п. и только 1/3 идет на прямое субсидирование. Было бы целесообразно выделять прямые субсидии на 1 га с/х угодий, 1 голову скота непосредственно сельским товаропроизводителям с учетом почвенно-климатических и других условий. При этом должен быть установлен строжайший контроль за их использованием. Общий объем прямых субсидий и дотаций, по мнению многих экономистов-аграрников, должен быть в первые годы не менее 500 млрд. рублей в год, что составит 10-15% к расходной части бюджета страны. Было бы справедливо, если бы у нас субсидии были такими же, как в развитых странах;
2. диспаритета цен на продукцию промышленности и продукцию сельского хозяйства. При этом общий уровень рентабельности должен быть, с учетом расширенного воспроизводства для нормально работающих сельхозпроизводителей, не менее 30%;
3. обеспечения сельского хозяйства новейшей техникой, оборудованием с учетом внедрения инновационных и ресурсосберегающих технологий. Чтобы решить эту проблему, необходимо в кратчайшие сроки возродить отечественное сельскохозяйственное машиностроение и по возможности отказаться от ввоза дорогой импортной техники. Было бы целесообразно закупать лицензии и патенты на производство у себя новейшей зарубежной техники. Расчеты показывают: чтобы обеспечить потребности в сельхозтехнике в минимально необходимом количестве, надо выделить на ее приобретение субсидии в первые 2-3 года по 400 млрд. рублей в год из расчета обеспечения энерговооруженности 2 кВт. на 1 га сельскохозяйственных угодий;
4. вовлечения всех сельскохозяйственных угодий в производство с целью увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции. Следует запретить изъятие земель из сельскохозяйственного оборота. Кроме того, сегодня назрела необходимость принятия закона о рациональном использовании и сохранении земель сельскохозяйственного назначения;
5. повышения плодородия почв за счет увеличения объемов внесения органических и минеральных удобрений и мелиорации земель. Необходимо прекратить сложившуюся практику, когда более 80% минеральных удобрений, производимых в стране, вывозится за рубеж;
6. принятия Правительством России специальной программы инновационного развития отрасли и развития сельскохозяйственной науки с целью ускоренного и высокоэффективного подъема сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса в целом;
7. производства кормов, развития комбикормовой промышленности, выпуска кормовых добавок и т. д. Без решения вопросов развития кормовой базы не может быть развитого и высокоэффективного животноводства;
13
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
8. создания закупочных организаций под эгидой государства, установления минимальных государственных цен на продукцию, обеспечивающих рентабельную работу на селе;
9. социального развития села. Проблема создания нормальных условий жизни селян не может быть решена до тех пор, пока не будут решены все вопросы высокоэффективного развития сельского хозяйства.
1. Гордеев А. О государственной программе развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2007. -№9. -С. 6-10.
2. Милосердов В. Глобальная национальная проблема // Экономика сельского хозяйства России. -2005. -№7. -С. 14.
3. Беспахотный Г. Федеральный закон поддержки сельского хозяйства необходим // АПК: экономика, управление. -2007. -№2. -С. 14-16.
4. Кулик Г. Пора отдавать долги // Экономика сельского хозяйства России. -2006. -№6. -С. 9.
5. Гордеев А. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2008. -№2. - С. 4.
6. Курцев И. Пути устойчивого развития Сибири. АПК: Экономика, управление. -2007. -№2. -С. 3.
МАНДЖИКОВА И.П.
ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Межбюджетные отношения являются главным механизмом финансовых взаимосвязей, обеспечивающих существование бюджетной системы страны. От того, насколько эффективно и целесообразно распределены обязанности и финансовые ресурсы для их выполнения между бюджетами, зависит возможность государства выполнять свои функции, а населения - быть обеспеченными бюджетными услугами. Эти отношения затрагивают не только экономическую, но и политическую сторону всей общественной жизни России.
Под межбюджетными отношениями понимаются отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
• распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
• разграничение регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;
• равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав муниципальных образований;
• выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
• равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ (1).
Следует отметить, что становление межбюджетных отношений в России происходит на протяжении последних пятнадцати лет. Ввиду этого необходимо и важно проанализировать весь накопленный опыт, оценить то, что было сделано за это время.
На сегодняшний день в реформировании межбюджетных отношений можно выделить пять этапов и стоит отметить, что на этом широкомасштабные изменения в этой сфере не заканчиваются.
Реформирование межбюджетных отношений началось сразу же после распада СССР и с началом рыночных реформ. Первый этап с 1991г. по 1993г. характеризовался определенной децентрализацией в межбюджетных отношениях.
Первым реальным шагом в данном направлении стал принятый Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991г. № 1734-1. В этом
14