ЭКОНОМИКА АПК
УДК 338.436.33+908.470.40 Е.А. Черданцева,
И.М. Костерина
О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Переход на новые экономические условия и проведение аграрной реформы в России привели к достаточно сложной социально-экономической ситуации в регионах страны. Отечественные сельскохозяйственные товаропроизводители в создавшихся условиях ищут способы и методы совершенствования организации производства, позволяющие не только его сохранить, но и обеспечить стабилизацию, а также последующее повышение устойчивости и эффективности.
Один из важнейших звеньев экономики страны — агропромышленный комплекс, основная задача которого — насыщение рынка необходимым ассортиментом сельскохозяйственной продукции. Однако в настоящее время сельское хозяйство регионов страны характеризуется неустойчивостью развития, что приводит к существенному спаду объемов производства. Это, в свою очередь, вызывает нехватку основных продуктов питания, значительную часть которых приходится импортировать. За 2003-2005 гг. потребление отдельных видов продуктов питания в России на душу населения к норме рационального потребления составило: мяса и мясопродуктов — 65,4%, молока и мо-локопродуктов — 57,5, рыбы — 44,8, масла растительного — 75%. Потребление картофеля и хлебопродуктов на душу населения было выше нормы и, соответственно, составило 101,7 и 110%. Россия в
2006 г. закупила за рубежом и ввезла в страну продовольствия почти на 800 млрд рублей. В то же время в сельскохозяйственных организациях Российской Федерации и Пензенской области происходит за
последние 5 лет сокращение посевных площадей и поголовья скота. В сельскохозяйственных организациях Пензенской области посевные площади в 2001 г. составляли 1215 тыс. га, а в 2006 г. — 1052,1 тыс. га. Соответственно, поголовье крупного рогатого скота насчитывало 185,3 и 136,0 тыс. гол. То есть сокращаются оборотные средства.
Расширенное воспроизводство в сельском хозяйстве требует наличия оборотных средств и их постоянного пополнения. Оборотные средства — это денежные средства предприятия, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения для обеспечения непрерывного кругооборота средств. Основная часть оборотных средств сельскохозяйственных организаций находится в сфере производства и образует оборотные производственные фонды [1 ].
Сельскохозяйственные организации Пензенской области имеют большие издержки, в том числе по оборотным средствам в основном не за счет значительных вложений в улучшение условий хозяйствования, совершенствования технологических циклов и условий труда, а вследствие высоких тарифов на энергоресурсы, цен на удобрения и ремонт техники. Нехватка финансовых средств, дороговизна необходимых для сельского хозяйства ресурсов обусловили высокую себестоимость производства продукции и недостаточную её рентабельность. Хотя следует отметить, число убыточных хозяйств Пензенской области за последние годы сокращается, а уровень рентабельности возрастает. В 2005 г. число убыточных хозяйств
Пензенской области от их общего числа составило 42,5%, в 2006 г. — 35,7 и в
2007 г. — 19,0%. Уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций за 2006 г. превысил уровень 2005 г. на 4,4% и составил 8,1%, за 2007 г. — 18,2%. Если вся реализованная продукция растениеводства за последние годы была прибыльной, то из продукции животноводства остаются убыточными крупный рогатый скот, овцы в живой массе и шерсть.
Анализ показателей финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций Пензенской области указывает на рост их зависимости от внешних источников финансирования. Доля заемного капитала в имуществе в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличилась на 45,9%, а собственного капитала — на 29,2%.
Показатели платежеспособности сельскохозяйственных организаций показывают возрастающий характер платежных возможностей по покрытию текущих обязательств. Если коэффициент абсолютной ликвидности (отношение денежных средств и ценных бумаг к краткосрочным обязательствам) за 2006 г. составил 0,16, то за 2007 г. — 0,32 при пороговом значении > 0,5. Коэффициент ликвидности (отношение денежных средств, ценных бумаг и дебиторской задолженности к краткосрочным обязательствам) составил соответственно 0,59 и 0,93 при пороговом значении > 1,5. Погашение же краткосрочных обязательств в ряде хозяйств возможно в основном за счет реализации материально-производственных запасов.
Интенсивность использования всех ресурсов отражает ресурсоотдача, показывая объем выручки от продаж, приходящийся на 1 рубль средств, вложенных в деятельность организации. Этот показатель за 2006 г. составил 0,60, а за 2007 г.
— 0,59, т.е. снизилась эффективность использования экономического потенциала.
Стабильность финансового положения организации в условиях рыночной экономики обуславливается его деловой активностью. Показатели деловой активности говорят о том, что за 2007 г. по сравнению с 2006 г. сельскохозяйственные организации области менее эффективно использовали свои средства, свидетельством чего является замедление оборачиваемости материальных и денежных ресурсов и собственного капитала.
Проследим, к каким финансовым последствиям привело изменение оборачиваемости оборотных средств на основе
данных 2005-2007 гг. (табл.). Можно отметить, что при увеличении объема реализованной продукции в 2006 г. по сравнению с 2005 г. в 1,28 раза и в 2007 г. по сравнению с 2006 г. в 1,25 раза среднегодовые остатки оборотных средств возросли, соответственно, в 1,20 и 1,27 раза.
Таким образом, в 2007 г. по сравнению с 2006 г. рост объема реализованной продукции был ниже роста среднегодовых остатков оборотных средств на 0,02 пункта. В связи с этим коэффициент оборачиваемости оборотных средств снизился на 0,02 пункта, длительность одного оборота возросла на 5 дней, и это привело к условному замедлению оборачиваемости оборотных средств на сумму 119,2 млн руб. Но в 2006 г. по сравнению с 2005 г. коэффициент оборачиваемости оборотных средств возрос на 0,07 пункта, длительность одного оборота сократилась на 17 дней, и это привело к высвобождению из оборота средств за счет ускорения оборачиваемости на сумму 324,7 млн руб.
Неадекватные современным экономическим условиям экономическая поддержка со стороны государства, дороговизна и недоступность банковских кредитов в последнее время — основные причины, препятствующие эффективному функционированию сельскохозяйственного производства. Практически исчезли из употребления такие термины, как самоокупаемость, самофинансирование, самостоятельность предприятий в принятии решений, направленных на выбор наиболее эффективных путей своего развития.
Средств, поступающих сельскохозяйственным предприятиям в виде кредитов, явно недостаточно для полноценного обеспечения отрасли. Что касается необходимости бюджетной поддержки развития сельского хозяйства, то она доказана мировым опытом развития продовольственного комплекса, а также социально-экономическими и природными особенностями его функционирования. Что касается субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, то они выделяются в недостаточном объеме, а механизм их распределения многие ученые предлагают совершенствовать [2]. Следует отметить, что в настоящее время для многих сельскохозяйственных предприятий одним из основных источников формирования средств является прибыль и банковский и коммерческий кредит.
Таблица
Эффективность использования оборотных средств в сельскохозяйственных организациях Пензенской области
Показатели № стро- ки 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2006 г. по сравнению с 2005 г. 2007 г. по сравнению с 2006 г.
1 1 0) .. £ + 11 экономи- ческий результат 1 1 0) .. § + 1 1 экономи- ческий результат
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Выручка от продаж, млн руб. 01 5360,7 6861,3 8585,9 1500,6 - 1724,6 -
Среднегодовые остатки оборотных средств, млн руб. 02 4637,4 5566,1 7079 928,7 - 1512,9 -
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (01:02) 03 1,16 1,23 1,21 +0,07 - -0,02 -
Коэффициент закрепления оборотных средств (02:01) 04 0,87 0,81 0,82 -0,06 - 0,01 -
Продолжительность одного оборота, дней (360:03) 05 310 293 298 -17 - 5 -
Однодневный оборот, млн руб. (01:360) 06 14,9 19,1 23,8 4,2 - 4,7
Экономический результат:
а) Ускорение (-), замедление (+) оборачиваемости, дн. 07 -17 - 5 -
б) Сумма высвобожденных из оборота средств за счет ускорения оборачиваемости (-), млн руб. (стр. 05 гр. 6* стр. 06 гр. 4) 08 -324,7 -
в) Сумма вовлеченных в оборот средств в связи с замедлением оборачиваемости (+), млн руб. (стр. 05 гр. 8* стр. 06 гр. 5) 09 - - 119,2 -
Расчет влияния факторов на экономический результат (+, -), дн. и млн руб. 10 -17 -324,7 5 119,2
В том числе за счет:
а) изменения среднегодовых остатков оборотных средств 11 64 1219,1 79 1884,2
б) изменения выручки от продаж 12 -81 -1543,8 -74 -1765
Получено на 1 рубль оборотных средств, руб.
товарной продукции 13 1,16 1,23 1,21 0,07 - -0,02 -
прибыли от продаж 14 0,11 0,16 0,22 0,11 - 0,06 -
В сельскохозяйственных организациях области в течение 2005-2007 гг. происходило уменьшение доли собственного капитала в имуществе хозяйств. В 2005 г. эта доля составляла 35,9%, 2006 г. — 33,9 и в 2007 г. — 33,6%. Соответственно, одновременно увеличилась доля заемного капитала и составила 64,1; 66,1; 66,4%.
Доля краткосрочных кредитов и займов в имуществе хозяйств области в 2007 г. по сравнению с 2005 г. уменьшилась с 12,4 до 8,7%. В абсолютном выражении они увеличились с 1363 до 1461 млн руб. Доля кредиторской задолженности за этот период снизилась с 22,0 до 14,4%, а в абсолютном выражении увеличилась лишь на 20 млн руб. В сельскохозяйствен-
ных организациях области за анализируемый период стоимость имущества увеличивается, а по собственным оборотным средствам наблюдается недостаток, который увеличивается. Стоимость имущества в 2005 г. составила 10983 млн руб., 2006 г. - 12726 и в 2007 г. - 16 857 млн руб. Недостаток собственных оборотных средств в 2005 г. составил 1 823 млн руб., 2006 г. - 2205 и в 2007 г. -2962 млн руб. Такое положение дел в сельскохозяйственных организациях области связано с ослаблением расчетной дисциплины и с кризисными процессами в производстве и в финансово-кредитной системе.
Преодоление кризисного финансового положения в сельском хозяйстве невозможно без проведения политики государственной поддержки. Зависимость от природно-климатических условий ставит отрасль в неравное положение с другими секторами экономики. Сельское хозяйство относится к категории жизнеобеспечивающих отраслей, определяющих возможность существования самого государства. Россия переживает кризис сельского развития, проявлениями которого являются бедность большинства сельских жителей и социальное опустынивание сельских территорий. Все это объективно требует бюджетной поддержки отрасли.
В ныне действующей системе бюджетной поддержки сельскохозяйственных предприятий выделяются два направления получения товаропроизводителями
средств: из федерального бюджета и
бюджета области. Большая часть средств федерального бюджета направляется на поддержку программ и мероприятий по развитию растениеводства, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, особенно по инвестиционным и на развитие животноводства и промышленного рыбоводства на срок от 1 до 8 лет. Субсидии на дизельное топливо, использованное на проведение сезонных сельскохозяйственных работ, на 99,7% выделяются из федерального бюджета.
Размер субсидий из федерального бюджета в 2007 г. в 4,4 раза превысил уровень 2005 г. Размер субсидий из федерального бюджета в 2005 г. составлял 78,2 млн руб., 2006 г. — 240,2 и в 2007 г.
— 344,7 млн руб. Размер субсидий из бюджета области также с каждым годом увеличивается. В 2005 г. субсидии из бюджета области составили 99,1 млн руб., в 2006 г. они увеличились в 1,3 раза
и в 2007 г. их уровень составил 326,3 млн руб., или по сравнению с 2006 г. возрос в 2,5 раза.
Субсидии в настоящее время представляют собой рычаг, с помощью которого можно сохранить сельскохозяйственные предприятия и сельскохозяйственные территории. Развитию сельского хозяйства способствуют и принятые целевые региональные программы. В Пензенской области действуют более 10 целевых региональных программ, связанных с поддержкой сельскохозяйственного производства. Основными целевыми региональными программами являются:
- Об областной целевой программе
«Социальное развитие села до 2010 года»;
- Об областной целевой программе
«Развитие личных подсобных хозяйств
Пензенской области на 2006-2008 годы»;
- Об областной целевой программе
«Развитие животноводства Пензенской области на 2006-2008 годы». Этой программой предусмотрено ускоренное развитие животноводства. Основными механизмами его реализации являются: субсидирование животноводства; развитие лизинга оборудования и племенного скота; создание и модернизация животноводческих комплексов; закупка высокопродуктивного племенного скота [3].
В рамках реализации Национального проекта «Развитие АПК» в области планируется осуществить строительство, реконструкцию и модернизацию трех свиноводческих комплексов общей мощностью 25 тыс. т мяса свиней в год, трех птицеводческих фабрик с годовым производством 160 тыс. т мяса бройлеров и 15 тыс. т мяса индейки. На условиях льготного кредитования и лизинга намечается ввести в эксплуатацию семь молочных комплексов.
Областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Пензенской области (2008-2012 годы)» предусматривает в 2008 и 2010 гг. потребность в общем объеме финансирования, соответственно, в средствах федерального бюджета 623 и 739 млн руб., бюджета Пензенской области — 2276 и 1368 и собственные средства участников программы — 1116 и
1210 млн руб.
Таким образом, государственное регулирование воспроизводственного процесса является неоспоримым фактором, влияющим на все процессы предприятия. Изучение его необходимо, прежде всего,
как фактора, являющегося ключевым в изучении экономической жизни общества.
Библиографический список
1. Государственная поддержка и механизмы ее реализации в АПК. М.: Восход-А, 2008. 224 с.
2. Барышников Н.Г. Государственное
регулирование сельского хозяйства: на-
правления, механизмы, приоритеты: научное издание / Н.Г. Барышников. Пенза: РИО ПГСХА, 2006. 200 с.
3. Областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Пензенской области (2008-2012 годы)» / Утверждена Законом Пензенской области от 19 ноября 2007 г. № 1425-ЗПО.
УДК 336.77 И.А. Флейклер
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АПК ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Функционирование финансового рынка обеспечивается институтами, составляющими финансово-кредитную инфраструктуру. Финансово-кредитная инфраструктура АПК — это совокупность институтов, обеспечивающих необходимые финансовые условия для нормального функционирования воспроизводственного процесса и развития социальной сферы села.
Специфические особенности сельскохозяйственного производства и современные условия его функционирования обуславливают существенные отличия финан-сово-кредитной инфраструктуры АПК от подобных систем в других отраслях экономики.
Продолжительный технологический процесс в растениеводстве и животноводстве вызывает необходимость привлечения заемных источников для покрытия сезонного недостатка оборотных средств. Низкая экономическая эффективность производства, существующий диспаритет цен на аграрную продукцию и продукцию отраслей, снабжающих сельское хозяйство материально-техническими средствами, делают лизинг одним из наиболее доступных способов обновления основного капитала. Сельскохозяйственное производство подвержено влиянию неблагоприятных погодных условий, приводящих к потере урожая. В связи с этим страхование, выполняя функцию снижения производственных рисков и повышая финансовую устойчивость сельхозтоваропроизводителей, является неотъемлемым элементом инфраструктуры финансово-кредитных организаций АПК [1 ].
Финансово-кредитная инфраструктура включает в себя две составляющие: государственную и коммерческую. Государ-ственная составляющая представлена учреждениями, которые обеспечивают движение финансовых потоков, правовые основы функционирования как элементов инфраструктуры, так и всех участников воспроизводственного процесса, осуществляют контроль за их деятельностью. Коммерческая составляющая по субъектным характеристикам достаточно разнообразна — это коммерческие банки, страховые и лизинговые компании, кредитные кооперативы, аудиторские организации. Указанными институтами выполняются следующие основные функции: расчетно-кассовое обслуживание; аккумуляция и сбережение финансовых активов; инвестирование и кредитование; страхование имущества и предпринимательских рисков; проведение лизинговых операций; оказание аудиторских и консалтинговых услуг.
Ведущим звеном финансово-кредитной инфраструктуры АПК являются коммерческие банки. В настоящее время омская банковская система насчитывает 7 региональных коммерческих банков и 41 филиал иногородних кредитных организаций [2]. Выборочное обследование ряда банков Омской области показало, что практически все они имеют в составе своих клиентов предприятия АПК. Однако большинство из них предпочитают кредитовать торговые и промышленные предприятия, а также обслуживать физических лиц.