Научная статья на тему 'О ГИБРИДНОМ ХАРАКТЕРЕ ВОЙН И ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ БУДУЩЕГО'

О ГИБРИДНОМ ХАРАКТЕРЕ ВОЙН И ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ БУДУЩЕГО Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
480
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Ключевые слова
ГИБРИДНАЯ ВОЙНА / ИРРЕГУЛЯРНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / АСИММЕТРИЧНЫЕ И НЕПРЯМЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРЯМАЯ ЗАЩИТА / СТРАТЕГИЯ ПАРТИЗАНСКОЙ ВОЙНЫ / КИБЕР- И КОНТРКИБЕР-ОРУЖИЕ / HYBRID WAR / IRREGULAR FORMATIONS / ASYMMETRICAL AND INDIRECT ACTIONS / DIRECT DEFENCE / STRATEGY OF GUERRILLA WAR / CYBER AND COUNTER-CYBER WEAPONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Брычков Анатолий Сергеевич, Дорохов Вячеслав Леонидович, Никоноров Григорий Александрович

На основе анализа военно-политической обстановки в мире, Стратегии национальной безопасности и документов военного планирования США прогнозируются некоторые характерные черты войн и вооруженных конфликтов будущего, связанные с распространением асимметричных и непрямых действий, смещением вооруженного противоборства в города и крупные населенные пункты и широким применением иррегулярных формирований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT HYBRID NATURE OF FUTURE WARS AND ARMED CONFLICTS

On the base of the military political situation in the world analysis, the national security strategy and documents of the USA military planning some characteristics of future wars and armed conflicts are projected, relating to the dissemination of asymmetrical and indirect actions, to the displacement of armed confrontation to cities and population centers and to the wider application of irregular formations.

Текст научной работы на тему «О ГИБРИДНОМ ХАРАКТЕРЕ ВОЙН И ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ БУДУЩЕГО»

О гибридном характере войн и вооруженных конфликтов будущего

Полковник в отставке А.С. БРЫЧКОВ, доктор философских наук

Полковник В.Л. ДОРОХОВ, доктор военных наук

Подполковник запаса ГЛ. НИКОНОРОВ, кандидат философских наук

АННОТАЦИЯ

На основе анализа военно-политической обстановки в мире, Стратегии национальной безопасности и документов военного планирования США прогнозируются некоторые характерные черты войн и вооруженных конфликтов будущего, связанные с распространением асимметричных и непрямых действий, смещением вооруженного противоборства в города и крупные населенные пункты и широким применением иррегулярных формирований.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Гибридная война, иррегулярные формирования, асимметричные и непрямые действия, прямая защита, стратегия партизанской войны, кибер- и контркибер-оружие.

ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ обстановка в мире остается нестабильной, о чем свидетельствуют многочисленные факты и обстоятельства функционирования социальных систем на грани балансирования между миром и войной. Не урегулированы многие региональные военные конфликты, в том числе и у границ Российской Федерации, сохраняется тенденция к их силовому разрешению. Более того, мировой общественности преподносится научное, военно-доктри-

SUMMARY

On the base of the military political situation in the world analysis, the national security strategy and documents of the USA military planning some characteristics of future wars and armed conflicts are projected, relating to the dissemination of asymmetrical and indirect actions, to the displacement of armed confrontation to cities and population centers and to the wider application of irregular formations.

KEYWORDS

Hybrid war, irregular formations, asymmetrical and indirect actions, direct defence, strategy of guerrilla war, cyber and counter-cyber weapons.

нальное и правовое обоснование их необходимости и неизбежности в системе геостратегических планов и устремлений англосаксонского мира, прежде всего стран НАТО во главе с США. На наш взгляд, нельзя исключать и вероятности перерастания вооруженных конфликтов в крупномасштабную войну с участием ведущих государств мира.

Какими будут грядущие войны и вооруженные конфликты, особенно в плане соотношения применя-

емых военных и невоенных способов для достижения политических целей, сегодня сказать сложно. Можно лишь предположить, что они будут не похожи на предыдущие. Об этом свидетельствует характер локальных войн последних десятилетий и анализ документов военного планирования США: Стратегии национальной обороны (National Defense Strategy, JVDS), Национальной военной стратегии США (National Military Strategy, Л/МС), Оперативной концепции армии США «Победа в сложном мире 2020—2040».

Многие военные специалисты прогнозируют, что в будущем войны, как правило, будут вестись без фронта и тыла, а обороняющаяся сторона сможет иногда наносить удар раньше, чем нападет агрессор. Да и будет ли реально существовать этот агрессор? Ведь «жесткие противоборства будущего будут осуществляться в незнакомой обстановке и в незнакомом месте. При этом армии будут противостоять неизвестные враги, входящие в неизвестные коалиции»1. А где неизвестные враги, там и странные войны: не только вооруженная борьба на традиционном поле боя, но и противоборство в сфере дипломатии, внутриполитические гражданские конфликты, поведенческое, информационное, финансово-экономическое и технологическое противостояние — все теперь для представителей западной цивилизации стало синонимом слова «война».

На суше и на море, в воздухе, космосе и киберпространстве Пентагон намерен вести войны гибридные, асимметричные и контрповстанческие, которые в средствах массовой информации (СМИ), также являющихся ресурсом и средством военных действий,

будут называться «конфликт», «противоборство» или «противостояние». Фактически речь идет о том, что человечество входит в новую эпоху «мировойн» и «теневых войн».

Если большую часть XX века, во многом благодаря существованию социалистической системы, социальная дифференциация внутри развитых капиталистических стран, различия между развитыми и развивающимися странами уменьшались, то вот уже без малого 25 лет наблюдается прямо противоположная тенденция. Все более значительная доля доходов, имущества, ресурсов и власти концентрируется в руках богатейших слоев населения, прежде всего верхнего одного процента. Численность среднего класса постепенно уменьшается. Растет закредито-ванность населения. Определенное повышение жизненного уровня сопровождается сокращением реально принадлежащего населению богатства и имущества. Повсеместной стала жизнь в долг.

К тому же возникает проблема масс лишних людей. Дополнительным измерением этой проблемы становятся уменьшающиеся с каждым годом стимулы для переноса производства из западных стран в страны Азии, Африки, Латинской Америки в погоне за сокращением издержек на рабочую силу. Уже сегодня роботы, производимые в США и Японии, при окупаемости чуть более двух лет оказываются на сборочном производстве более дешевыми, чем, например, китайские или индонезийские рабочие. Вполне очевидно, что рост имущественного и социального неравенства, отсутствие перспектив трудовой деятельности и все более отключающиеся во всем мире «социальные лифты» неизбежно ведут к скач-

кообразному росту социальной напряженности и противоречий, которые будут непрерывно обостряться, а их участники становиться все более радикальными. В связи с этим возрастают риски развязывания по всему миру не только межгосударственных, глобальных и региональных военных конфликтов, но и гражданских, чреватых мировой глобальной гражданской войной.

Традиционные виды деятельности, которые ранее были прерогативой исключительно государства, переходят в частные руки. Например, мало кто знает, что 70 % мероприятий американского разведывательного сообщества выполняется частными подрядчиками. Также до сих пор в должной мере не осмыслен тот факт, что крупнейшие частные военные компании (ЧВК) по своей огневой мощи и боевым возможностям уже сегодня превосходят государственные вооруженные силы из третьей десятки стран мира. Наблюдается экспансия над-государственных органов управления, которые вступают в конфликт с политикой национальных государств, вследствие чего создаются новые очаги напряженности.

Интернет и коммуникации меняют сознание быстрее политических идей и создают новую реальность. Если раньше бытие определяло сознание, то теперь появилась возможность с помощью трансформаций сознания строить новое бытие, вплоть до иллюзорного, и превращать его в реальность, которую можно использовать при решении политических задач. Международное право, рассчитанное на правосубъектность суверенных государств, все более размывается вследствие возрастающего масштаба использования

негосударственных акторов, с помощью которых решаются политические задачи на международном уровне.

Прежний миропорядок, который базировался на четких военных и экономических приоритетах, сохранять все сложнее. Новая ситуация осознается во многих странах мира. Последние десятилетия были неудачными для США в политическом и военном плане. Американские вооруженные силы по большому счету потерпели ощутимые поражения в Ираке и Афганистане, не достигли своих целей в Северной Африке и других регионах мира2.

В Стратегии национальной безопасности США, принятой в 2017 году, современная геополитическая ситуация характеризуется следующим образом.

Во-первых, Россия и Китай названы ревизионистами, т. е. странами, которые хотят подвергнуть ревизии мировой порядок. В описании ключевых вызовов для США им отведено больше всего места. При этом «нынешние вызовы свободным обществам» выглядят в интерпретации Стратегии-2017 «такими же серьезными, но более разнообразными», чем «во время холодной войны, при тоталитарной угрозе со стороны Советского Союза». В новой Стратегии подчеркивается, что Китай и Россия стремятся формировать мир, который противоречит американским ценностям и интересам. Отмечается, что Россия имеет целью ослабить влияние США в мире и отделить Америку от ее союзников и партнеров, а Китай распространяет свою власть «в ущерб суверенитету других» и «строит самую совершенную в мире после американской военную систему». Исходя из положений новой Стратегии наци-

ональной безопасности, США, соперничая с таким странами, как Китай и Россия, будут в большей степени действовать самостоятельно, без оглядки на международные организации3.

Во-вторых, в соответствии с новой Стратегией политика сдерживания России теперь будет вестись открыто и еще более ожесточенно, вне зависимости от политических перемен внутри США, какая бы группировка ни приходила к власти в Америке, до тех пор, пока Россия будет оставаться преградой на пути к главной американской цели — сохранению позиции США как единственного мирового лидера. При этом, обозначив Россию и Китай как своих главных стратегических противников, Вашингтон сам, таким образом, признал, что однополярного мира больше не существует4.

В-третьих, наиболее тревожно в документе звучит идея о возможности для Америки вести превентивные войны против стран, от которых исходит угроза ее национальным интересам. Превентивная война — это готовность нанести военный удар до того, как будет проявлена агрессия. Превентивные действия обычно проводятся без весомых доказательств угрозы и соответствующих решений международных организаций.

Во введении к предыдущей Стра-тегии-2015 было написано: «Вопрос заключается не в том, должна или нет Америка лидировать. Вопрос состоит в том, как мы должны лидировать... Нас объединяет общенациональная уверенность в том, что глобальное лидерство Америки остается непреложным»5. Мотив глобального лидерства Америки остается и в новой Стратегии: «Весь мир возвышается благодаря

обновлению Америки и возрождению американского лидерства»6.

Положения Стратегии национальной безопасности развиваются в Национальной оборонной стратегии и Национальной военной стратегии США. Первая подписывается министром обороны США, она фокусируется на роли обороны в реализации Стратегии национальной безопасности. Далее идет Национальная военная стратегия США (National Military Strategy, NMC), разрабатываемая объединенным комитетом начальников штабов — руководящим органом в вооруженных силах США. В нем формулируется роль вооруженных сил в соответствии с задачами, поставленными вышестоящими документами.

В Национальной оборонной стратегии Минобороны США для противодействия угрозам предлагает сосредоточиться на трех основных направлениях: повышении боеготовности армии, укреплении действующих альянсов и реформе самого ведомства с целью повысить эффективность и скорость работы бюрократического аппарата. Также предполагается модернизировать вооружения. «Самый надежный способ предотвратить войну — быть готовым выиграть ее», — написано в Национальной оборонной стратегии7. США планируют усовершенствовать свою армию, в частности, за счет модернизации ядерной триады: стратегическая авиация, межконтинентальные баллистические ракеты и атомные подводные ракетоносцы. Кроме того, в документе говорится, что США планируют работать над укреплением альянсов, чтобы «ни один противник не смог противостоять совместным силам США и союзников». Ключевые направления для укрепления партнер-

ства — Индо-Тихоокеанский регион, Ближний Восток, НАТО.

Американская идеология современной войны изложена в Национальной военной стратегии США-2015, где продемонстрирован масштаб приготовлений Пентагона. По сути, речь в ней идет о том, чтобы «глобальный беспорядок» превратить в «международный порядок, продвигаемый американским руководством». Этот «международный порядок» непосредственно связан с «продвижением универсальных ценностей» и обеспечением «безопасности глобальной открытой экономической системы».

Поскольку документ из Пентагона, то продвигать новый порядок предполагается с помощью войны. Для этого американские вооруженные силы должны «применяться глобально» и быть способны проводить «интегрированные операции», опираясь на «глобальное стабилизирующее присутствие», т. е. сеть военных баз, и «глобальную сеть союзников и партнеров».

В полном соответствии с иерархией нормативно-правовых актов в системе государственного и военного управления реализовывать положения Национальной оборонной и Национальной военной стратегий призвана Оперативная концепция армии США «Победа в сложном мире 2020—2040». Она не имеет директивного характера, но определяет, как действуют силы армии в настоящее время и каким образом командование армии

США может использовать будущие возможности для отражения ожидаемых угроз. При этом концепция исходит из того, что на земле, в воздухе, морском, космическом и киберпространстве военное преимущество англосаксов будет неоспоримым.

Как итог политического и военного тренда на ближайшую перспективу президент Д. Трамп подписал оборонный бюджет страны на 2019 год — 716 млрд долларов, что на з % больше, чем в предыдущем году. Закон, принятие которого рассматривается аналитиками как «победа министра обороны США Джеймса Мэттиса», предусматривает выделение Пентагону 69 млрд долларов на текущие внешние операции (Афганистан, Сирия, Ирак, Сомали и др.), а также увеличение заработной платы сотрудников вооруженных сил на 2,6 %. Их число в ближайшее время вырастет на 16 тысяч человек8. Для сравнения: в 2018 году военный бюджет составлял почти 700 млрд долларов, в 2017 году — около 619 млрд, а годом ранее — боо млрд9.

Таким образом, можно утверждать, что США готовятся к войне, постоянно заявляя о необходимости сохранения мира. Анализ основных положений Стратегии национальной безопасности США, Национальной оборонной стратегии и Оперативной концепции армии США позволяет понять характер будущих войн и осмыслить способы ведения боевых действий, к которым гото-

На суше и на море, в воздухе, космосе и киберпространстве Пентагон намерен вести войны гибридные, асимметричные и контрповстанческие, которые в средствах массовой информации (СМИ), также являющихся ресурсом и средством военных действий, будут называться «конфликт», «противоборство» или «противостояние».

вятся вооруженные силы НАТО на перспективу до 2040 года. На этом основании целесообразно выработать порядок противодействия от обратного — знание стратегии нападения дает возможность в общих чертах определить стратегию защиты.

Хотя достижения в области технологий по-прежнему будут оказывать влияние на характер войн будущего, можно предположить, что применительно к Сухопутным войскам (СВ) оно будет не столь велико, как к другим видам и родам войск ВС. Угрозы жизненно важным интересам государства в воздушном, морском, космическом и киберпространстве в конечном счете определяются ситуацией на суше. Несмотря на то что способность проецировать мощь на землю из воздушного, морского и киберпространства очень важна при проведении совместных опе-

раций, применение СВ по-прежнему имеет ключевое значение для достижения политических результатов.

Перед СВ в войнах будущего будут стоять задачи не только по разгрому наземных войск противника и удержанию территории, но и по созданию условий для организации временного военного правительства в ожидании перехода власти к гражданским структурам, что, в свою очередь, потребует наличия в составе армии соответствующих специалистов. Иными словами, СВ должны не только побеждать противника на поле боя, но и обладать способностью переводить военные победы в политические результаты. В настоящее время и на перспективу значительное влияние на проведение операций объединениями СВ будет оказывать ряд новых объективных факторов (табл.).

Таблица

Новые объективные факторы, влияющие на проведение операций объединениями Сухопутных войск

№ пп Факторы Характер влияния

1 Дальнейшая информатизация социальной среды Информация становится ресурсом борьбы в качестве инструмента воздействия на системы государственного и военного управления, а также на общественное и индивидуальное сознание

2 Наращивание военного потенциала Для нейтрализации угроз и недопущения превосходства противника в военной сфере армия должна обладать значительным военным потенциалом

3 Продолжающееся распространение оружия массового поражения С одной стороны, оно уравнивает потенциалы, а с другой — повышает риск перерастания локального конфликта в региональную или мировую войну

4 Распространение кибер- и контр кибероружия В армиях ведущих стран мира уже созданы кибервойска, а само киберпространство выделено в отдельную сферу вооруженной борьбы, ктому же победить в киберпространстве можно только путем ведения эффективной контркиберборьбы

5 Рост численности населения и урбанизация Смещение акцента вооруженной борьбы в города и густонаселенные местности, что требует выработки соответствующей стратегии и тактики боевых действий

СВ должны обладать возможностью достигать поставленных целей как путем применения сил специальных операций (ССО) при всестороннем обеспечении их действий (упрощенный вариант решения поставленных задач), так и в результате проведения широкомасштабных операций с использованием всех имеющихся сил и средств. При этом воинским формированиям СВ необходимо тесно взаимодействовать с силами и средствами других федеральных органов исполнительной власти как при ведении боевых действий в составе объединенных группировок войск (сил), так и в вопросах оперативного решения задач по обеспечению жизнедеятельности населения в зонах вооруженных конфликтов, оказывая военную поддержку органам местного самоуправления, правоохранительным структурам и др. В связи с этим все большее значение приобретает общекультурная подготовка личного состава СВ, направленная, в частности, на изучение и понимание особенностей национальной психологии и культуры населения в вероятных местах ведения операций.

В настоящее время прослеживается стремление заменить высокое качество подготовки военнослужащих, ведущих огневой бой, сверхсложными техническими новациями. Не всегда учитывается изменение среды вооруженного противоборства и его форм, когда, несмотря на свое техническое и ресурсное превосходство, войска не в состоянии выполнить стоящие перед ними задачи.

В настоящее время наблюдается диспаритет в силах общего назначения вооруженных сил НАТО и Российской Федерации с союзниками. В ближайшее время он не

исчезнет по экономическим причинам. Следовательно, необходимо основное внимание уделить изысканию и освоению асимметричных и непрямых способов ведения войны (рис. 1).

Как свидетельствует ретроспективный анализ двухсотлетней истории военных конфликтов, мощь, сила и ресурсы не всегда гарантируют победу в вооруженном противоборстве. Так, за указанный период более слабая сторона победила почти в 30 % всех асимметричных войн. К тому же прослеживается интересная тенденция: чем ближе к современности, тем чаще в асимметричных конфликтах побеждает более слабая сторона. Возможно, это объясняется тем обстоятельством, что сильная сторона конфликта меньше заинтересована в победе, поскольку на кону не стоит вопрос ее выживания. И напротив, слабый субъект в большей степени готов идти до конца, демонстрируя предельную заинтересованность в победе, поскольку только это гарантирует его выживание.

К самым распространенным асимметричным стратегиям слабой в военном отношении стороны относятся прямая активная защита и партизанские действия.

Прямая активная защита предполагает использование вооруженных сил для предотвращения захвата противником территорий с проживающим на них населением, имеющимися предприятиями и стратегическими ресурсами. Как и стратегия прямой атаки, стратегия прямой обороны сосредоточена исключительно в военной плоскости — на применении регулярных вооруженных сил. Как это ни парадоксально, но активная оборона на практике может реализовы-ваться в превентивных наступа-

Рис. 1. Асимметричные и непрямые способы ведения войны

тельных действиях, направленных на опережающее уничтожение самых опасных группировок более сильного противника, чтобы не дать ему возможности развязать полномасштабную войну, в ходе которой он неминуемо одержит победу в силу своего мощностного и ресурсного преимущества.

Стратегия партизанской войны предполагает достижение своих целей путем постоянных, распределенных в пространстве нападений небольших отрядов на противника в целях нанесения ему потерь в живой силе, вооружении, военной технике и материальных средствах, разрушения логистических структур, систем управления и тем самым подрыва морального духа личного состава и ослабления воли к победе. Успешная реализация стратегии партизанской войны возможна при соблюдении двух обязательных условий. Во-первых, местность должна быть труднодоступной, осложняющей ведение боевых действий сильной стороной, например, густой лес, джунгли, болота, горы, крупные города и т. п. Во-вторых, необходимы реальная поддержка местного населения и постоянное всестороннее снабжение партизан.

Партизанская война никогда не рассчитана на нанесение быстрого, решительного поражения более сильной стороне. Практически всегда это война на износ. Опыт Великой Отечественной войны и борьбы с различного рода банд-подпольями показывает, что для эффективной организации таких асимметричных боевых действий необходимо еще в мирное время подготовить личный состав и ознакомить его с предстоящим районом действий.

Для комплектования партизанских отрядов и организации их

соответствующего обучения целесообразно привлекать специалистов ФСБ, Национальной гвардии, МВД, ССО, и Воздушно-десантных войск. Кроме того, следует заранее создать в Генеральном штабе ВС РФ специальную структуру, отвечающую за состояние соответствующих сил и средств для ведения подобного рода операций, планирование и координацию их действий, продумать систему складов и баз с оружием и продовольствием, а также логистику после исчерпания сосредоточенных там ресурсов. Если боевые действия примут затяжной характер в связи с оккупацией значительных территорий России, без подобного рода структуры, одними ССО и частями спецназа задачу нарушения коммуникаций противника и уничтожения его инфраструктуры на захваченной территории в полной мере решить вряд ли получится.

Требуется, на наш взгляд, задуматься и над соответствующей подготовкой воинских формирований Вооруженных Сил, вплоть до внесения дополнений в руководящие документы, с тем чтобы они в неблагоприятных условиях обстановки по приказу вышестоящего командования или в связи с нарушением централизованного управления могли бы перейти к партизанским методам ведения войны.

Исторический экскурс свидетельствует, что войска сильной стороны в начальной стадии войны добивались успеха, действуя против регулярных вооруженных сил слабой стороны, а затем при переходе слабого противника к партизанской войне или повстанческим действиям, совмещенным с террористическими атаками, нередко терпели поражение.

Следует отметить, что, судя по характеру затрат на вооружение,

ведущие государства Запада не сделали должных выводов из уроков истории. Они по-прежнему целиком и полностью полагаются на свое технологическое, информационное и ресурсное превосходство и считают, что слабая сторона будет действовать в рамках именно их логики и линейной стратегии, ввязываясь в войны обычного типа. Необходимо извлечь выгоду из данной ситуации и готовиться к применению способов асимметричной вооруженной борьбы в лесах и городах, тем более что эти же факторы могут затруднять ведение боевых действий на территории противника10.

Анализ ведения боевых действий в военных конфликтах в XXI веке показывает, что все чаще ареной вооруженного противоборства становятся города и крупные агломерации. Бои в городских кварталах дают слабой стороне уникальную возможность уравнять потенциалы в связи с ограничениями в применении противником авиации, танков, систем залпового огня, тактического ракетного оружия и т. п. Сторона, соблюдающая нормы и правила международного гуманитарного права, будет вынуждена минимизировать свое превосходство в силах и средствах и вести боевые действия в основном с использованием стрелкового оружия в ближнем огневом бою, что всегда приводит к большим потерям.

Необходимо отметить, что определенную угрозу представляет все возрастающий поток мигрантов в мегаполисы и городские агломерации. Это основная рабочая сила, занятая в сфере жизнеобеспечения, на предприятиях общественного транспорта, в системах общественного питания, медицинского обеспечения, связи, ком-

мунального хозяйства. Мигранты являются рассадником этнической преступности, вызывая недовольство городского населения. Они в первую очередь будут рекрутированы в различного рода незаконные вооруженные формирования, террористические организации и неправительственные структуры, которые в определенный момент могут нарушить либо взять под контроль городскую инфраструктуру.

В связи с языковым барьером, закрытостью этнических групп и других факторов мониторинг обстановки со стороны правоохранительных органов по отношению к этой категории городского населения весьма затруднен. А наличие доступных информационных сетей делает саботаж или восстание вполне возможным. Меры по противодействию этому процессу должны быть разработаны, и фактор мигрантов следует обязательно учитывать при организации предстоящих боевых действий.

Следует обратить внимание на все возрастающую роль в военных конфликтах иррегулярных формирований, которые поддерживаются государственными структурами, вплоть до включения в их состав подразделений ССО. В связи с этим в будущем широкое распространение, на наш взгляд, получат комбинированные конфликты, когда в боевых действиях будут принимать участие как вооруженные силы государств, так и иррегулярные вооруженные формирования, небольшие подразделения ССО и разведгруппы, причем и от стран-спонсоров, которые, формально не являясь стороной конфликта, активно снабжают одного или нескольких его участников всем необходимым. Несмотря на то что использование

асимметричных способов борьбы, как правило, прерогатива более слабого участника конфликта, применять их будут все противоборствующие стороны.

Необходимо иметь в виду, что негосударственные вооруженные формирования будут в значительной степени комплектоваться представителями гражданского населения, обладающего все более широким доступом к передовым технологиям. А сегодня практически любая гражданская технология может найти военное применение. Например, устройства дистанционного управления различной бытовой электроникой или доступом в автомобиль

Представляется, что значительную роль в таких войнах будет играть международная преступная сеть, одновременно ведущая военную, политическую и бизнес-деятельность. Не исключено, что криминальные группировки, воспользовавшись ос-лабленностью государства во время вооруженных конфликтов разной

элементарно переделываются в триггеры для удаленного управления взрывными устройствами, бытовые и промышленные химикаты — для изготовления взрывных устройств, автомобили — в качестве таранов и подвижных фугасов, а дроны — для ведения разведки или доставки боеприпа-са к цели.

Военные конфликты, в ходе которых применяются асимметричные и непрямые действия, иррегулярные вооруженные формирования, поддерживаемые заинтересованными странами, а затем и вооруженные силы государств, принято называть гибридными войнами (рис. 2).

интенсивности, будут стремиться захватить власть в определенных регионах и взять под контроль часть территории и ресурсов страны. С данным фактором также придется считаться в интересах достижения победы над противником.

В будущих гибридных войнах следует ожидать все большего со-

Этапы гибридных войн

Оказание экономического, политического, информационного и психологического давления на противника, дезориентация его политического и военного руководства, нагнетание недовольства среди населения, создание и подготовка вооруженных отрядов оппозиции, блокада или захват военных объектов и правительственных зданий

В дальнейшем осуществляется скрытное развертывание и задействование сил специальных операций, вооруженной оппозиции, массированное проведение разведывательных и подрывных акций, кибератак и иных методов воздействия на общественное сознание

Переход к классическим боевым действиям в основном мобильными боевыми группами различной ведомственной принадлежности

Рис. 2. Содержание и этапы гибридных войн

четания летальности межгосударственного конфликта с фанатизмом и яростью партизанской войны. Противоборствующие стороны, в том числе спонсируемые заинтересованными государствами иррегулярные формирования и добровольцы, будут оснащены современным оружием и средствами связи, включая системы шифрования, переносными зенитными ракетными комплексами и другими системами, а также инженерными боеприпасами и самодельными взрывными устройствами. Нередко они станут практиковать массовые убийства местных жителей, отказывающих им в поддержке.

При ведении гибридных войн могут использоваться и возможности заинтересованных государств: оружие для вывода из строя спутников, кибероружие, беспилотные летательные аппараты, государственный терроризм, устройство провокаций, подобных имитации применения химического оружия правительственной армией Сирии. Поэтому становится все труднее отождествлять государство только с регулярной армией, а негосударственные организации и силы — только с иррегулярными формированиями.

Вооруженные силы и правоохранительные органы государств в основном сформированы в эпоху классических войн, и поэтому они нацелены на борьбу с конкретными внутренними и внешними врагами. Однако характер угроз изменился, и для их нейтрализации необходимо создавать комплексные группы с участием общевойсковых формирований и спецподразделений, обученных действовать в подобных ситуациях. Вполне возможно и привлечение представителей ЧВК.

Войны и вооруженные конфликты все сложнее будет классифицировать в соответствии с национальными и международными правовыми системами, поскольку их участниками станут государственные и негосударственные, внутренние и международные, добровольческие и наемные, религиозные и криминальные структуры.

На наш взгляд, опыт боевых действий в Сирии и в других вооруженных конфликтах показал, что от традиционных типов воинских формирований целесообразно переходить к экспедиционным, специально подготовленным небольшим подразделениям, способным действовать автономно на урбанизированной местности при поддержке авиации и ударов высокоточным оружием. Традиционные полки, бригады и дивизии должны строиться по модульному принципу из таких подразделений, укомплектованных хорошо подготовленными в индивидуальном плане бойцами и обученных слаженно действовать в самой сложной обстановке. В соответствии с модульным типом построения после выполнения боевой задачи (или по приказу) они должны быстро собираться в мощные единые общевойсковые соединения для нанесения ударов по важным целям и выполнения задач в соответствии с общим замыслом.

Удержание территории и контроль над ней силами только воинских формирований СВ в полной мере обеспечить невозможно. Необходима быстрая интеграция освобожденной территории в общегосударственное пространство, поэтому следует серьезно отнестись к применению объединенных группировок, в состав которых целесообразно включать группы

специалистов, способных обеспечить инфраструктурную поддержку операций и при необходимости восстановление топливной, энергетической, коммунальной сфер населенных пунктов.

Следует продумать и порядок создания военно-гражданской администрации на территориях, охваченных боевыми действиями. В условиях отражения агрессии против России целесообразно во всех крупных населенных пунктах, где будут идти бои, заблаговременно создавать системы оперативного реагирования на инфраструктурные кризисы для восстановления жизнеобеспечения населения, включая поставки продуктов питания и воды. Этот вопрос требует тщательной проработки и детального планирования.

Необходимо также продолжать совершенствовать систему территориальной обороны, регулярно проводить тренировки и учения с привлечением соответствующих сил и средств военных и правоохранительных структур, МЧС и представителей местной администрации по отработке вопросов охраны и обороны важных объектов, борьбы с ССО противника и незаконными вооруженными формированиями, а также ликвидации последствий боевых действий на урбанизированных территориях.

Таким образом, грядущие войны и вооруженные конфликты, как правило, будут носить гибридный характер. Главные удары с высокой вероятностью будут наноситься по пунктам государственного и военного управления и по городам. Военные действия развернутся с использованием способов асимметричного противоборства в труднодоступных местностях, а также мегаполисах и агломерациях с их огромными

массами населения, социальным неравенством, плотной застройкой, в большинстве случаев недостаточно развитой инфраструктурой и не всегда эффективной системой управления.

Конфликты будут включать боевые столкновения различного масштаба, сочетающие действия воинских формирований обычных вооруженных сил, ЧВК, других негосударственных акторов и преступных организаций. Формами боевых действий, помимо общевойсковых боев и операций, станут городские мятежи, вызванные безысходностью, хорошо подготовленные восстания, террористические акты и инспирированные из-за рубежа теневые войны. Противоборствующие стороны будут использовать различные, самые изощренные методы, способы, тактику борьбы и современные технологии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с этим военно-политическому руководству России необходимо совершенствовать военную организацию государства для снижения рисков, с которыми, возможно, столкнется страна в будущем, и принимать меры для перераспределения дефицитных экономических ресурсов на нейтрализацию гибридных угроз и реализацию стратегических целей Российской Федерации и ее союзников. Особое внимание в военном строительстве целесообразно, на наш взгляд, обратить на создание гибких, многоцелевых сил, способных действовать в уникальных условиях любого конкретного конфликта, в том числе и гибридного. Определенный уровень специализации, конечно, необходим, но в перспективе войска и силы следует готовить к проведению успешных кампаний как против армий ведущих госу-

дарств мира, так и против международных террористических организаций, а также против тех и других одновременно на урбанизированной местности и в другой самой сложной обстановке. Это позволит минимизировать риски и в максимальной степени обеспечить потребности Вооруженных Сил в рамках ограниченных ресурсов.

Сегодня, как никогда ранее, нельзя забывать о постоянно меняющихся угрозах и вызовах безопасности России и ее союзникам. Президент Российской Федерации не раз обращал внимание, что в мире на наших глазах вспыхивают все новые региональные и локальные войны, возникают зоны нестабильности и искусственно подогреваемого управляемого хаоса. Причем

прослеживаются целенаправленные попытки спровоцировать такие конфликты в непосредственной близости от границ России и ее союзников. Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации заявил: «Россия в этих условиях не может полагаться только на дипломатические и экономические методы снятия противоречий и разрешения конфликтов. Перед нашей страной стоит задача развития военного потенциала в рамках стратегии сдерживания и на уровне оборонной достаточности. А Вооруженные Силы, спецслужбы и другие силовые структуры должны быть подготовлены к быстрому и эффективному реагированию на новые вызовы»11.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ларина Е.С., Овчинский B.C. Миро-война. Все против всех. Новейшие концепции боевых действий англосаксов. М.: Книжный мир, 2015. С. 35.

2 Ларина Е.С. Умножающие скорбь. Как выжить в эпоху войны элит. URL: https://books.google.ru/books?id= MtZwDgAAQBAJ&pg=PT87&lpg=PT87 &dq= (дата обращения: 05.03.2018).

3 National Security Strategy of the United States of America December 2017. URL: https://www.hsdl. org/?abstract&did=806478 (дата обращения: 02.04.2018).

4 Report to Congress on 2017 U.S. National Security Strategy. URL: https:// news.usni.org/2018/01/05/ report-congress - 2017-u-s - national-security-strategy (дата обращения: 05.05.2018).

5 National Security Strategy of the United States of America December 2017. URL: http://nssarchive.us/wp-content/ uploads/2017/12/2017.pdf (дата обращения: 16.05.2018)

6 Report to Congress on 2017 U.S. National Security Strategy. URL: https:// news.usni.org/2018/01/05/ report-con-gress-2017-u-s-national-security-strategy (дата обращения: 16.05.2018).

7 URL: https://www.rbc.ru/politics/ 19/01/2018/5a61ссс09а7947061eb2ed36 (дата обращения: 16.05.2018).

8 Российская газета. URL: https:// rg.ru/2018/08/14/tramp-podpisal-obo-ronnyj-biudzhet-na-2019-god.html (дата обращения: 15.08.2018).

9 Россия в новой Стратегии национальной безопасности США. URL: https://topwar.ru/132323-rossiya-v-novoy-strategii-nacionalnoy-bezopas-nosti-ssha.html (дата обращения: 03.03.2018).

10 Ларина Е.С., Овчинский B.C. Миро-война. Все против всех. Новейшие концепции боевых действий англосаксов. М.: Книжный мир, 2015. С. 235.

11 Путин В.В. Быть сильными: гарант™ национальной безопасности для Российской Федерации // Российская газета. 2016. № 5709 (35). 20 февраля 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.