РАЗДЕЛ VI
ВУЗОВСКОЕ И ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.091
О ФОРМИРОВАНИИ В ВУЗЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ИНЖЕНЕРОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ
ПРОЦЕССОВ И ПРОИЗВОДСТВ
Г.С.Жукова, Е.В.Минаева
Аннотация. В статье обосновывается сущность и структура формируемой в процессе вузовской подготовки системы профессиональных компетенций будущего инженера по безопасности технологических процессов и производств; приведена характеристика различных групп профессиональных компетенций и профессионально важных качеств инженера.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, безопасность жизнедеятельности, инженер, профессионально важные качества.
В настоящее время значение безопасности как глобальной ценности человеческой жизнедеятельности постоянно возрастает, поскольку на современном этапе развития цивилизации очевидно отсутствие равновесия в сложной системе «человек -природа - общество». Научно-технический прогресс не только способствует повышению производительности труда, росту материального благосостояния и интеллектуального потенциала общества, но и приводит к возрастанию числа техногенных аварий и катастроф. В большинстве стран мира расширяется система учреждений, занятых профессиональной подготовкой специалистов в области защиты окружающей среды, безопасности техносферы, технологических процессов и производств.
Масштабность влияния чрезвычайных ситуаций (ЧС) на социальные, экономические, политические и другие процессы современного общества уже давно превысила тот уровень, который позволял бы относиться к ним как к локальным сбоям в размеренном функционировании общественных структур. Увеличение числа промышленных аварий и катастроф, частоты проявления разрушительных сил природы, диверсий и террористических актов, опасных ситуаций социального характера объективно требуют сформированности у населения, и в первую очередь у молодежи, умений безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.
Деятельность человека в производственной сфере практически всегда связана с наличием техногенного риска, опасности для его здоровья и окружающей среды. Проблема предотвращения аварий на производствах является актуальной и требует скорейшего решения как в научном, так и в профессионально-образовательном плане — в плане подготовки в вузе будущих инженеров по безопасности технологических процессов и произ-
водств.
Согласно документам Европейской федерации национальных инженерных организаций (Federation Européenne d'Associations Nationales d'Ingenieurs, FEANI), представляющей интересы инженерной профессии в Европе более 80 национальных инженерных ассоциаций из 27 европейских стран, итоговая оценка уровня профессиональной компетентности специалиста инженерного профиля (выпускника вуза) включает профессионально-когнитивный, профессионально-функциональный, профессионально-личностный и профессионально-этический аспекты. В условиях России последние два аспекта особенно актуальны, так как Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. №184-ФЗ выделяет регламенты и стандарты обеспечения безопасности жизнедеятельности, которые работодатели и производители добровольно устанавливают для себя и гарантируют их соблюдение с учетом минимальной степени риска причинения вреда человеку.
На современном этапе развития отечественной системы профессионального образования направления ее модернизации во многом определяются Болонским соглашением, обусловившим переход российского образования к компетентностной модели выпускника. Вопросы профессиональной компетентности специалиста активно исследуются современными отечественными и зарубежными учеными. К началу XXI века в научной литературе представлено более тридцати видов компетентности специалистов различных профилей, в их числе: коммуникативная, правовая, психологическая, управленческая, экстремальная компетентность и т.д. Из приведенного перечня становится очевидной связь компетентностей: а) с областями профессионального функционирования и жизнедеятельности людей; б) с возможностями и способностями личности специалиста. Таким образом, ком-
петентность коррелирует с профессионализмом в той или иной области, причем, является одновременно и условием, и показателем его достижения.
Компетентностный подход (А.А.Деркач, Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, А.К.Маркова и др.) является продуктивным для оценки профессионального развития современного специалиста-инженера. В ком-петентностном подходе акцент делается на ценностно-смысловых и профессионально-прикладных ориентациях специалиста, что позволяет более полно реализовать его потенциал за счет понимания социальной значимости своей профессии, развития необходимых трудовых навыков, определяющих профессиональную устойчивость. Для анализа качества профессиональной подготовки инженеров в условиях высшей школы выбирают категорию «компетентность» во многом потому, что эта категория допускает структуризацию, трактуемую как совокупность взаимосвязанных компетенций, с возможностью последующего количественно-качественного анализа и оценки сформирован-ности каждой из компетенций для определения направлений профессионально-личностного развития (саморазвития) инженера.
Профессиональная компетентность инженера представляет собой интегрированную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую уровень системного овладения фундаментально-теоретическими и профессионально-прикладными знаниями, умениями, необходимыми и достаточными для достижения целей трудовой деятельности, а также наличие позитивного опыта по решению производственных задач. Профессиональная компетентность выпускника вуза (специалиста-инженера) отражает интегративный результат взаимосвязи когнитивно-эвристической, экспериментально-исследовательской и деятельностно-поведенческой сторон инженерного труда, проявляется в результативности решения конкретных профессионально-прикладных задач.
Инвариантными компонентами профессиональной компетентности инженера являются: владение профессионально-этическими ценностями и нравственными приоритетами (высокая ответственность за результаты своего труда; экологически ориентированное мировоззрение специалиста); сформированность профессионально-личностных качеств (способность к системному видению последствий профессионально-инженерной деятельности для человека и окружающей среды; способность находить оптимальные решения, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности; мотивированное стремление к профессионально-личностному самосовершенствованию, склонность к профессиональной рефлексии).
Сложные и противоречивые изменения, происшедшие в нашей стране за последние годы, серьезно повлияли на все институты жизни общества, потребовали переосмысления качества профессиональной подготовки, в том числе и инженеров по безопасности технологических процессов и производств. В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по направлениям «Техно-
сферная безопасность», «Безопасность технологических процессов и производств» подчеркивается, что выпускник вуза должен уметь анализировать безопасность ведения технологического процесса, прогнозировать аварийную ситуацию, анализировать и оценивать степень опасности воздействия опасных и вредных производственных факторов, прогнозировать различные экологические явления и процессы. В решении данных задач важную роль играет сформированная у выпускника вуза система профессиональных компетенций.
Система формируемых в процессе вузовской подготовки профессиональных компетенций инженера безопасности технологических процессов и производств включает в себя следующие группы компетенций: проектно-конструкторские (способности и умения использовать методы расчетов элементов технологического оборудования по критериям работоспособности и надежности; разрабатывать и использовать графическую документацию; оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники; ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера); сервисно-эксплуатационные (способность принимать оптимальные решения в сфере проведения технического обслуживания средств защиты, наличие специализированных умений по установке, монтажу, эксплуатации средств защиты); эксперт-но-надзорные (способность использовать методы определения нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека и природную среду; проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации; определять зоны приемлемого риска, опасные и чрезвычайно опасные зоны; контролировать состояние используемых средств защиты, принимать решения по замене средства защиты); профессионально-валеологические (сформиро-ванность умений по профилактике профессиональных заболеваний, профессиональной деформации личности специалиста, владение техниками самооздоровления и сохранения здоровья, владение культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности); организационно-управленческие (умения ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности; пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека; готовность и способность использовать знания по организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики, способность использовать системные знания организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях); научно-исследовательские (способность использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач; принимать уча-
стие в научно-исследовательских разработках по профилю; систематизировать информацию по теме исследований; принимать участие в экспериментах, обрабатывать полученные данные; проводить исследования в области разработки новых технологий и оборудования, средств защиты от опасных и вредных факторов; способность к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов; способность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций, осуществлять развитие новых методов повышения надежности и устойчивости технических объектов, локализации и ликвидации последствий аварий и катастроф).
Основное преимущество системы компетенций инженера состоит в том, что в ней учитываются не только показатели качества выполнения функционала и профессиональных задач, но и поведенческие требования, необходимые для обеспечения нормального функционирования и развития производственной организации.
Процесс формирования в условиях вуза совокупности профессиональных компетенций инженера безопасности техносферы базируется на развитии системного мировоззрения специалиста, которое позволяет инженеру выявлять причинно-следственные связи исследуемого явления, формулировать противоречия и проблемы, осуществлять поиск адекватных средств их решения. Системное мировоззрение конкретизируется в модельном мышлении как совокупности когнитивных способностей, обеспечивающих процесс построения моделей проблемных ситуаций путем выделения всех факторов, существенных для их формулирования, фиксации и решения, а также организацию их в иерархическую целостность.
Процесс формирования в условиях вуза профессиональных компетенций будущего инженера строится на основе структурно-логических межпредметных связей учебных дисциплин, способствующих интеграции знаний, направленных на осознание общественно-государственной значимости профессиональной деятельности специалиста по безопасности техносферы; воспитание чувства ответственности за выполнение предписаний правовых норм санитарно-гигиенического обеспечения жизнедеятельности человека и природопользования; овладение системой профессионально-прикладных знаний и умений.
Модель процесса формирования в вузе системы профессиональных компетенций инженера включает следующие взаимосвязанные модули: функционально-целевой (приоритетные ориентиры, цели и задачи фундаментально-теоретической и профессионально-прикладной подготовки будущих специалистов и др.); содержательно-проблемный (синтез в содержании учебных дисциплин достижений современной науки и производственной инженерной практики; обеспечение профессионально-прикладного и практико-ориентированного характера элективных курсов, факультативов по проблемам безопасной жизнедеятельности и др.); организационно-
технологический (реализация совокупности профессионально-образовательных технологий, обеспечивающих качественное формирование различных видов профессиональных компетенций будущего инженера; обеспечение взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной учебно-практической деятельности студентов и др.); критериально-оценочный (мониторинг и оценка результативности формирования системы профессиональных компетенций будущего инженера).
Организационно-технологический модуль модели включает реализацию в учебном процессе вуза совокупности следующих профессионально-образовательных технологий: интегративно-модульных (обеспечивают межпредметные связи, формирование и развитие системы междисциплинарных профессиональных знаний, умений, компетенций будущего инженера); контекстно-прикладных (формируют определенные умения и навыки трудовой деятельности инженера на основе освоения алгоритмов решения конкретных типовых профессиональных задач); интерактивные (обеспечивают диалогическую основу учебно-профессионального взаимодействия студентов и преподавателей); проектные (стимулируют учебно-познавательную активность, формируют культуру самообразовательной деятельности; навыки работы в команде и др.). Внеаудиторная работа по формированию системы профессиональных компетенций будущего инженера предполагала проведение различных олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций, встреч с инженерами-практиками, а также выпускниками вуза, трудоустроившимися по специальности. Хорошо организованная и удачно проведенная олимпиада, конкурс, конференция по безопасности жизнедеятельности в техносфере, по социальной экологии раскрывают ценность знаний по безопасности в техносфере в практической жизни каждого человека с одной стороны и являются мощным стимулом для ее дальнейшего изучения, т.е. предполагают самообразовательную деятельность студентов в сфере культуры безопасности жизнедеятельности в техносфере для нужд профессиональной инженерно-производственной деятельности. Также для студентов первого и второго курсов чрезвычайно важны различные виды учебно-профессиональных экскурсий как на конкретные производства химического, технического профиля, так и в научно-исследовательские институты, экологические службы муниципального, регионального, федерального уровней, где студенты имеют возможность получить дополнительную информацию по специфике проведения специализированных инженерно-проектных, экомониторинговых исследований.
Основными принципами реализации модели являются: принцип единства и преемственности естественнонаучной, социогуманитарной, психолого-педагогической, нормативно-правовой и специально-технической подготовки бакалавра; принцип функциональности формирующий систему профессионально-прикладных компетенций в соответствии с квалификационными требованиями, функ-
ционалом специалиста; принцип прогностично-сти, опережающего характера профессиональной подготовки бакалавра в контексте эволюции института социальной экологии и природоохранной деятельности в постиндустриальном обществе; принцип расширения социального партнерства университета для обеспечения использования результатов экологоквалиметрических проектов, исследований студентов и преподавателей в различных сферах природоохранной деятельности и жизни общества.
Сформированность у инженера системы профессиональных компетенций обеспечивает успешное решение задач в соответствии с целями, стоящими перед обществом по обеспечению безопасности жизнедеятельности в современной техносфере.
Профессиональная компетентность инженера характеризует, с одной стороны, результат системной профессионально-прикладной подготовки специалиста, а с другой - развитые профессионально-важные качества, обеспечивающие эффективность реализации профессиональных функций специалиста в соответствие с нормами производственной деятельности. На основе анализа профессио-грамм, специфики профессиональной деятельности инженеров по безопасности технологических процессов и производств были выделены следующие группы профессионально-важных качеств специалиста: социально-значимые (инициативность, гражданственность, гуманистическая направленность личности, нравственность, ответственность и др.); профессионально-интеллектуальные (эрудированность, сформированность профессионального интеллекта, экоцентричность мировоззрения, и др.), профессионально-поведенческие (дисциплинированность, самостоятельность, социально-профессиональная мобильность, аргументированность, смелость в отстаивании своего мнения и др.); информационно-познавательные (информационная и самообразовательная культура личности; способность к анализу, систематизации, оценке социальной, экологической, научной информации и др.), профессионально-акмеологические (способность на основе профессиональной рефлексии систематически разрабатывать и реализо-вывать программы профессионально-личностного саморазвития).
Комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования в высшей школе системы профессиональных компетенций включает в себя: приоритетность проблемно-деятельностных, проектно-
исследовательских, интегративно-модульных профессионально-образовательных технологий формирования компетенций будущего специалиста по безопасности технологических процессов и производств; компетентность профессорско-преподавательского состава вуза в области безопасной жизнедеятельности и его готовность к сотрудничеству в процессе формирования системы профессиональных компетенций будущих инженеров; структурно-логические межпредметные связи, обеспечивающие интегративность нормативно-
правовой, физико-математической, химико-технологической, природоохранной, экоквалимет-рической, социально-экономической, специально-экологической, инженерно-технической подготовки; самообразовательная деятельность студентов в сфере безопасной жизнедеятельности; взаимодействие вариативных форм внеаудиторной учебной профессионально-практической и научно-исследовательской работы по обеспечению безопасной жизнедеятельности в техносфере; активное включение студентов в экомониторинговые, эколо-гоквалиметрические исследования, проекты в период учебно-производственной практики и волонтерской деятельности; педагогический мониторинг личностного продвижения студентов в процессе формирования у них системы профессиональных компетенций инженера по безопасности технологических процессов и производств.
Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что сформированность у выпускников вуза по специальностям «Техносферная безопасность», «Безопасность технологических процессов и производств» система профессиональных компетенций является одним из важных условий успешной адаптации специалиста-инженера в профессии, а также фактором высокой результативности его труда в рамках нормативно-правовых требований производственной деятельности. Эффективность процесса формирования в вузе у студентов инженерных специальностей системы профессиональных компетенций может быть существенно повышена, если: а) реализованы механизмы интеграции естественнонаучной, нормативно-правовой, физико-математической, специально-экологической, инженерно-технической подготовки студентов, направленные на формирование различных компонентов профессиональной компетентности; б) содержательно-технологическое обеспечение специально-профессиональной подготовки будущих инженеров отражает требования квалификационных характеристик и региональной специфики работы специалиста; в) обеспечено единство теории и практики формирования системы профессиональных компетенций, реализуемое в вариативных формах учебной и внеучебной деятельности студентов в период производственной практики, деятельности научного студенческого общества.
Вузовский этап формирования системы профессиональных компетенций инженера создает фундамент для дальнейшей систематической работы специалиста по ее саморазвитию в процессе самостоятельной трудовой деятельности.
Таким образом, целью современного инженерного образования в вузе должно стать формирование системы профессиональных компетенций посредством разнообразной учебной деятельности, продуктивного участия в социальной практике, развития профессионально важных качеств будущего специалиста, готовности студентов не только к освоению определенных знаний, умений, компетенций, но и к их постоянному совершенствованию, развитию творческих потенций.
Библиографический список
1. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. -М.: Высшая школа, 2003.
2. Вольхин С.Н. Безопасность жизнедеятельности. - М.: Академия, 2005.
3. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. - М.: Флинта, 2005.
4. Зимняя И.А. Культура. Образованность. Профессионализм специалиста // Проблемы качества, его нормирование и стандарты в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. - С. 31 - 37.
5. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Сфера, 1998.
OF THE FORMATION OF THE UNIVERSITY SYSTEM OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE ENGINEERS ON SAFETY OF TECHNOLOGICAL PROCESSES AND PRODUCTIONS
G.S. Zhukova, E.V. Minaeva
The article deals with the essence and structure formed in the process of university training system of professional competence of the future engineer for safety of technological processes and manufactures; the characteristic of different groups of professional
efforts of competences and professionally important qualities of the engineer.
Жукова Галина Севастьяновна, доктор физико-математических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Почетный работник высшего профессионального образовании РФ, Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования, заведующая кафедрой высшей математики и информатики Российского государственного социального университета. Основные направления научных исследований - профессиональная подготовка в высшей школе кадров социальной сферы; качество высшего образования. Общее количество публикаций - 538. E- mail: rgsukvm@mail. ru
Минаева Елена Владимировна, старший преподаватель кафедры защиты окружающей среды и промышленной безопасности, аспирантка кафедры социальной и семейной педагогики Российского государственного социального университета. Основное направление научных исследований - профессиональная подготовка в высшей школе специалистов по защиты окружающей среды и безопасности в техносфере. Общее количество публикаций - 8. E- mail: [email protected]
УДК 378.016
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И МОТИВАЦИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА КАК УСЛОВИЯ СОВМЕСТНОЙ НАУЧНОЙ РАБОТЫ
М.А. Федорова, А.М. Завьялов
Аннотация. В настоящей статье авторы анализируют влияние психологической компетентности научного руководителя на формирование мотивации научной деятельности у студента и, в конечном счёте, на результаты их совместной научной деятельности. По мнению авторов, залогом формирования и успешного развития научных школ является процесс приобщения студентов к коллективной научной работе.
Ключевые слова: психологическая компетентность, научный руководитель, мотивация научной деятельности студентов.
Введение. Нужно отметить, что в отечественной литературе, посвященной тематике проведения научного исследования, подготовке научной работы студентом или аспирантом, в основном акцентируется внимание на технологической стороне научного руководства - инструктированию по поводу методологии проведения исследования, формальных и неформальных аспектов подготовки и оформления текста, а также, если речь идёт об аспирантах, представлению его в диссертационный совет. В этих публикациях (см., например, работы А.М. Новикова, В.В. Кукушкиной, Т.Н. Алаевой), как правило, оста-
ются в тени весьма сложные взаимоотношения научного руководителя и студента, аспиранта, а также анализ влияния этих взаимоотношений на эффективность выполнения научной работы и процесс формирования научно-исследовательских компетенций реципиента.
Основная часть. В настоящей статье авторы попытались проанализировать потенциальное влияние личности научного руководителя, его психологической компетентности на формирование мотивации научной деятельности у студента в процессе обучения в вузе и, в конечном счёте, на результаты их