Научная статья на тему 'О формировании теории управления ИТ-инновациями'

О формировании теории управления ИТ-инновациями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
275
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИНФОКОММУНИКАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИЙ / INNOVATION / INFORMATIONAL PROCESS / INFOCOMMUNICATIONAL TECHNOLOGY / THEORY OF MANAGEMENT / EFFECTIVENESS OF INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кубанков А. Н., Журавлева Т. Б.

Обосновывается тезис о формировании новой отрасли знаний: теории управления ИТ-инновациями (т.е. инновациями в сфере инфокоммуникационных технологий). Определяются объекты и предметы новой теории, её цели, задачи, эмпирическая и методологическая основы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON FORMING THE THEORY OF IT INNOVATIONS MANAGEMENT

The article proves proposition regarding forming are of expertize: theory of IT innovations management (i.e. innovations in infocommunication technology area). We determine objects and subjects of new theory, it’s goals, objectives, empiric and methodological basis.

Текст научной работы на тему «О формировании теории управления ИТ-инновациями»

острыми и нуждающимися системного решения на уровне структуры или структурного подразделения, созданного в органах местного самоуправления. Для этого нужна двустороннее сотрудничество руководства города, области с одной стороны и хорошо обоснованное, теоретико-практическое обеспечение его работы с другой стороны. Это возможно при условии создания научной базы на основе разработок национальных академий с участием всех заинтересованных специалистов, вузов, учреждений и предприятий стран СНГ.

Таким образом, стратегия развития городского туризма должна рассматриваться как неотъемлемый элемент стратегии развития сферы культуры и инфраструктуры города. Уровень активности местного населения в потреблении культурных благ, в том числе связанных с туристической активностью, является важным фактором, определяющим туристическую привлекательность местности. Эффективный менеджмент в сфере культурного туризма должен способствовать росту потребления культурных благ не только среди туристов, но и среди местных жителей, ведь именно жители города формируют впечатление от культуры и самобытности места, создают его атмосферу. Рост заинтересованности местного населения в развитии города является необходимым условием развития всей инфраструктуры туризма (в том числе культурных индустрий). По мере того как жители городов будут привлекаться к потреблению тех или иных культурных благ, повысится привлекательность всего города как центра городского туризма.

Литература:

1. Бандурин А.В. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОРПОРАЦИИ КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ // Транспортное дело России. 2006. № 12-ГУ. С. 70-72.

2. Гордин В.Э., Хорева Л.В., Сиротюк Н.П. Культурный туризм

и международная торговля услугами // Культурный туризм: конвергенция культуры и туризма на пороге XXI века. - СПб .: СПбГУЭФ, 2001. - С.124-129.

3. Кузнецова Е. Малый бизнес в «индустрии впечатлений» № 6 (521) / Мой бизнес - услуги, фев. 2008 Режим доступа: www.dnspb. ru/author/152.

4. Кутепова Г.Н. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ АВИАЦИОННОГО ТРАНСПОРТА: НИЗКО-БЮДЖЕТНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ // Научный вестник МГИИТ. 2009. Т. 1. № 1. С. 25-32.

5. Матецкая М.В. Современные технологии менеджмента в сфере культуры // Материалы науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы современного менеджмента в России: перспективы на будущее». - СПб .: СПбФ ГУ-ВШЭ, 2004. - С.111-119.

6. Николашин В.Н. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ ОТ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ // Транспортное дело России. 2011. № 9. С. 185-186.

7. Проблемы развития туризма и гостиничного хозяйства: региональный аспект: коллективная / И.М. Писаревский; Харьк. нац. акад. гор. хоз-ва. - Харьков: ХНАГХ, 2010. - 309 с.

8. Туризм и город: опыт, проблемы и перспективы / Под общ. ред. И.М.Писаревського; Каз. нац. акад. гор. хоз-ва. - Астана: АСС, 2010. - 288 с.

9. Туризм как национальный приоритет: коллективная монография / И.М. Писаревский; Минск. нац. акад. гор. хоз-ва. - Минск: БГУ, 2010. - 284 с.

10. City tourism: national capital perspectives/edited by Robert Maitland and Brent W. Ritchie. CAB International, 2009. - 280 p.

11. Mazanec, Josef; Wцber, Karl, Analysing International City Tourism, Originally published by PINTER. A Cassell Imprint, London, 2010. - 249 p.

УДК 330.8

О ФОРМИРОВАНИИ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ИТ-ИННОВАЦИЯМИ

Кубанков А.Н., д.в.н., профессор, заслуженный работник связи РФ, Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»), е-mail: [email protected] Журавлева Т.Б., д.э.н., профессор, Научно-исследовательский центр информатики при Министерстве иностранных дел Российской

Федерации (ФГУП «НИЦИ при МИД России»)

Обосновывается тезис о формировании новой отрасли знаний: теории управления ИТ-инновациями (т.е. инновациями в сфере инфокомму-никационных технологий). Определяются объекты и предметы новой теории, её цели, задачи, эмпирическая и методологическая основы.

Ключевые слова: инновация; информационный процесс; инфокоммуникационная технология; теория управления; эффективность инноваций.

ON FORMING THE THEORY OF IT INNOVATIONS MANAGEMENT

Kubankov A., Doctor of Military Science, Professor, FSUE «STANDARTINFORM», e-mail: [email protected] Zhuravleva T., doctorate degree of economic sciences, professor, FGUP «Research and Development Center of Informatics by the Ministry of

foreign Affairs of the Russian Federation»

The article proves proposition regarding forming are of expertize: theory of IT innovations management (i.e. innovations in infocommunication technology area). We determine objects and subjects of new theory, it's goals, objectives, empiric and methodological basis.

Keywords: innovation; informational process; infocommunicational technology; theory of management; effectiveness of innovations.

С тех пор, как человечество на рубеже третьего тысячелетия 2) айпад;

вступило в информационную эру, отчётливо проявился довольно ши- 3) айфон;

рокий класс инноваций в сфере инфокоммуникационных технологий 4) электронная почта;

(или, так называемых, ИТ-инноваций). Напомним, что инфокомму- 5) микропроцессорная техника;

никационные технологии -это совокупность методов и средств реа- 6) офисное программное обеспечение и т.д.

лизации информационных и телекоммуникационных процессов. Это 7) технологии распределенной сетевой работы [18, 20, 22, 23]

понятие XXI века, отражающее явление технологического слияния и удаленной цифровой дистрибуции контента [19] информационных и телекоммуникационных технологий. Известно, А до 2020 г., вероятно, появятся [2]:

что информационные технологии - это процессы и методы поис- 1) персональный электронный контролёр-планировщик обуче-

ка, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения ния от детсада до аспирантуры;

информации и способы осуществления таких процессов и методов 2) электронные технологии продаж в супермаркетах с учётом

[1], а телекоммуникационные технологии- это процессы и методы потребительского опыта покупателя;

передачи и приёма информации и способы осуществления таких 3) электронная система диагностики, раннего обнаружения

процессов и методов. заболеваний и планирования лечения с учётом ДНК, других особен-

Примерами наиболее значимых ИТ-инноваций на рубеже тре- ностей, а также физического и психического состояния человека; тьего тыячелетия являются следующие: 4) электронный защитник персональной информационной

1) Интернет; среды;

ИСХОДНАЯ ЭМПИРИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Множество фактов, условий, данных, Анализ опыта и достигну-требующих теоретического обоснования тых результатов

1. Роль и место ИТ-инноваций в жизни человечества 2. Особенности ИТ-инноваций 3. Факторы, влияющие на управление ИТ-инновациями 4. Закономерности управления ИТ-инновациями 5. Принципы управления ИТ-инновациями 1. Опыт ИТ-инноваций 2. Практика организации ИТ-инновационных про- цессов 3. Опыт создания систем управления ИТ-инновационными процессами 4. Результаты, достигнутые научным и бизнес- сообществами в инновационной деятельности 1

ИСХОДНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА

СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ИТ-ИННОВАЦИЯМИ

Заключается в установлении и описании с помощью адекватного концептуального, эко-нометрического и экономико-математического аппарата закономерностей управления ИТ-инновациями и зависимостей результатов инновационного процесса от качества управле-

ЦЕЛЕВОЕ НАЗНА ЧЕНИЕ

Состоит в повышении экономического эффекта от ИТ-инноваций за счёт обеспечения требуемого качества управления.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЗАДАЧА Формирование научно-обоснованных принципов, экономических путей и способов исследования и обеспечения качества управления ИТ-инновациями.

ЧА СТНЫЕ ЗАДА ЧИ

1. Исследование рынка ИТ-инноваций и возможных инвестиционных рисков.

2. Определение содержания процесса управления инновационными ИТ-проектами.

3. Обоснование методического аппарата выбора оптимальных решений.

Рис.1. Структура теории управления ИТ-инновациями

5) разумный электронный город, выбирающий оптимальные управляющие воздействия на основе оценки текущей обстановки, прогнозах её развития и учёта желаний жителей.

Ещё в 1991 г. знаменитый американский доктор Джеффри Мур в своём бестселлере [3] выделил особый тип инноваций - так называемые продукты высоких технологий (или хайтек-инновации). Он считает, что хайтек-инновация - это совокупность высокой технологии и множества сопутствующих инновационных технологий и услуг, составляющих инновационный рынок. Дж. Мур отмечает следующие особенности хайтек-продуктов:

1) имеют короткое жизненные циклы;

2) привносят в организацию новые знания и требуют от потребителей новых знаний;

3) связаны с творческим подходом к применению;

4) обладают размытой конкурентной средой, когда границы рынка трудно установить;

5) им сопутствует проблема внедрения, адаптации, изменения условий;

6) характеризуются сложным ценообразованием.

Американский экономист обосновал потребность в разработке

новых теоретических подходов к маркетингу хайтек-инноваций, по-

скольку в силу присущих им особенностей образуется разрыв между начальной стадией продаж немногочисленным «продвинутым» покупателям и последующей стадией продаж массовому потребителю. Свои исследования Дж. Мур посвятил в основном маркетинговой стороне хайтек-инноваций.

Вопросами управления хайтек-инновациями занимается известный российский учёный из Брянскогогосударственного университета им. академика И.Г. Петровского Н.В. Глушак [4]. Он относит к хайтек-инновациям био-, ИТ-, когно- и нано-инновации. Нельзя не согласиться с Н.В. Глушаком - именно эти направления являются драйверами развития на современном этапе смены экономических укладов и часто переплетаются друг с другом.

Вместе с тем нельзя не заметить, что за последние четверть века доля ИТ-инноваций в категории хайтек-инноваций выросла до 80% и имеет тенденцию к дальнейшему увеличению. Кроме того, практически все хайтек-инновации содержат и ИТ-компоненты. Например, компьютерная томография - это в большей степени ИТ-инновация в диагностике, чем просто медицинская инновация [5].

Важно также, что за четверть века ИТ-инновации проявили новые свойства и отличаются следующими особенностями:

132 ТЯАШРОЯТ ВиЗШЕББ Ш ЯШВТА | №5 2014 |

1) могут влиять на все стороны жизни человеческого общества;

2) могут довольно кардинально изменять человеческую деятельность;

3) имеют экспоненциальный количественный рост;

4) вытесняют другие виды инноваций во многих областях человеческой деятельности;

5) характеризуются коротким жизненным циклом, т.е. быстрой заменяемостью последующими новациями и т.п.

Эти особенности в совокупности с распространённостью ИТ-инноваций позволяют говорить о новом большом классе инноваций - ИТ-инновациях.

Исследованию ИТ-инноваций и связанной с ними инновационной деятельности в ХХГвеке было посвящено достаточно много научных работ [например, 5 - 10]. Однако они затрагивают частные аспекты ИТ-инноваций: оценка эффективности нововведений; организация ИТ-инновационного процесса; инвестиционные риски в ИТ-ииновациях; исследование ИТ-инноваций в отдельных сферах человеческой деятельности; правовая поддержка ИТ-инноваций; подготовка инноваторов и др. Становится очевидной потребность в обобщении исследований ИТ-инноваций, в создании и развитии теории управления ИТ-инновациями.

Научным фундаментом развития теории управления ИТ-инновациями является общая теория управления [например, 11, 12].Как известно [11], объектом изучения общей теории управления являются целенаправленные процессы, а её предметом общие законы преобразования органом управления информации состояния управляемого процесса (объекта) в управляющие воздействия. При конкретизации объекта и предмета любой теории согласно предметно-проблемной классификации научных знаний [13] появляются новые отношения между элементами целенаправленных процессов, проявляются специфические закономерности, требуются особые методы их исследования и реализации управленческих функций.

Поэтому на общей теории управления базируются частные теории, к примеру, теория информационного менеджмента [например, 14, 15] и теория инновационного менеджмента [например, 16, 17], на стыке которых и формируется теория управления ИТ-инновациями. Предлагаем наш взгляд на структуру формирующейся теории управления ИТ-инновациями.

Теория управления ИТ-инновациями -система знаний о законах (закономерностях) и всех аспектах управления ИТ-инновациями и его составных частях в частности. Потребность в данной теории обусловлена:

- резким увеличением доли ИТ-инноваций в массе современных инноваций;

- существенными особенностями ИТ-инноваций и соответствующих инновационной инфраструктуры,включая инфраструктуру защиты информации [21] и инновационной деятельности.

Она подтверждена многочисленными исследованиями в области ИТ-инноваций, направленными на выявление закономерностей, новых методов и способов управления ИТ-инновациями. Эти исследования составляют основу формирования теории управления ИТ-инновациями.

Объектом исследования теории управления ИТ-инновациями является инновационный процесс превращения идеи в сфере ин-фокоммуникационных технологий в товар. Предмет исследования теории управления ИТ-инновациями составляют законы (закономерности) и принципы управления ИТ-инновациями, системы, организационные формы и методы управления ИТ-инновациями. . Задачами теории управления ИТ-инновациями являются:

- анализ ИТ-рынка [25, 27-30];

- оценка [24] инвестиционных рисков ИТ-инноваций;

- исследование влияния качества управления ИТ-инновациями на их эффективность;

- анализ возможностей органов управления ИТ-инновациями по качественному выполнению управленческих функций;

- обоснование концептуальных путей повышения качества управления ИТ-инновациями;

- разработка методологического аппарата для реализации управленческих функций на различных этапах инновационного процесса;

- обоснование рекомендаций по формированию систем управления ИТ-инновациями.

Структура теории управления ИТ-инновациями представ-

лена на рис. 1. По мереобобщения результатов многочисленных исследований в сфере ИТ-инноваций и формирования новой теории у предпринимателей, реализующих (или собирающихся реализовывать) инновационные ИТ-проекты, будет появляться всё больше инструментов прогнозирования эффектов инновационных ИТ-проектов, правильной организации инновационных процессов и выбора оптимальных управленческих воздействий, а так же методов государственного стимулирования инноваций [26].

Литература:

1. Федеральный закон от 27.07.2006 г.«Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ.

2. Попсулин С. IBM назвала пять ИТ-инноваций, которые перевернут жизнь в ближайшие пять лет// Cnews. [Электронный ресурс]. - 17.12.2013, Режим.доступа:http://www.cnews.ru/ top/2013/12/17/ibm_nazvala_5_itinnovaciy_kotorye_perevernut_ zhizn_v_blizhayshie_5_let_553768

3. Мур Дж. Преодоление пропасти: Маркетинг и продажа хайтек-продуктов/ Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2006. - 528 с.

4. Глушак Н.В. Теория управления инновациями в сфере высоких технологий: Дисс. докт эконом. наук. - СПб.: СПбГЭУ, 2012.

5. ИТ-инновации для здравоохранения// Врач и информационные технологии. - 2012. - № 2. - С. 78-80.

6. Кубанков А.Н., Сахнин А.А. Опыт взаимодействия вуза и инновационного предприятия при подготовке специалистов для сферы безопасности радиосвязи// Безопасность информационных технологий. -2012. -№ 1. - С. 33-36.

7. Ломакин М.И. Экономические механизмы развития информационной инфраструктуры предприятия // Транспортное дело России. - 2011. -№4. -С.175-179.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Мазелис А.Л. Менеджмент инноваций в сфере инфокоммуни-кационных технологий: Рабочая программа [Электронный ресурс].

- Владивосток: ВГУЭС, 2014. - 11 с. Режим доступа:Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.profiles/disciplines/programs/ prog/18367/rabochaya_programma_discipliny.

9. Ломакин М.И., Докукин А.В., Соседов Г.А., Шинелин Н.В. Модель измерения влияния в социальных сетях // Компетентность.

- 2014. - №7. - С.34-39.

10. Скрипкин К.Г. Архитектура организации и её роль в ИТ-инновациях// Инновационные информационные технологии. - 2013.

- № 2. - С. 252-258.

11. Коробко В.И. Теория управления: Учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 383 с.

12. Основы менеджмента: Учебник/ Под ред. И.В. Бородушко, В.В. Лукашевича. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 271 с.

13. Рузавин Г.И. Методология научного познания: Учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 287 с.

14. Информационный менеджмент: Учебник/ Под ред. Н.М. Абдикеева. - М.: Инфра-М, 2014. - 400 с.

15. Ломакин М.И., Стреха А.А. Информационный менеджмент -ключевое направление повышения эффективности функционирования предприятий и организаций в информационную эпоху: Учебно-методическое пособие. - М.: Стандартинформ, 2008. - 38 с.

16. Грибов В.Д., Никитина Л.П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2014. - 311 с.

17. Инновационный менеджмент: Учебник/ Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 335 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.