сиональный рост, который, несомненно, является элементом карьерного роста, будет реализовываться успешно.
Таким образом, в настоящее время рынок образовательных услуг порождает конкуренцию, которая ставит перед каждым учителем проблему его конкурентоспособности, достижения личных успехов на фоне опережения других.
Библиографический список
Проектирование карьерного роста имеет большое значение в обществе. Она оказывает влияние на удовлетворённость трудовой деятельностью учителя и жизнью в целом, создавая благоприятные социально-экономические условия. Успешная карьера может обеспечить учителю материальное благополучие, удовлетворение его высших духовных потребностей.
1. Манжос Л.В., Хазова С.А., Хатит Ф.Р Особенности профессиональной самореализации педагогов в современных условиях. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015; 3 (162).
2. Ананьев Б.Г Избранные психологические труды: в 2-х. Т. 1. Москва: Педагогика, 1980.
3. Выготский Л.С. Конкретная психология человека. 1986, МГУ; Сер. 14: 51 - 65.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: 1977.
5. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. Под редакцией Д.А. Леонтьева, В.Г Щур. Москва, 1997.
6. Маслоу А.Г Самоактуализация личности. А. Маслоу. Психология личности. Тексты. Москва, 1982.
7. Осницкий А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся. Вопросы психологии. 1992; 1, 2.
8. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Москва: Педагогика, 1973.
9. Поляков В.А. Технология карьеры. ЭКО. 2013; 1.
10. Абдулатипова Э.А., Салманова Д.А., Чупанов А.Х. Принципы построения системы профессионального образования. Педагогическое образование и наука. 2014; 6: 120 - 123.
References
1. Manzhos L.V., Hazova S.A., Hatit F.R. Osobennosti professional'noj samorealizacii pedagogov v sovremennyh usloviyah. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. 2015; 3 (162).
2. Anan'ev B.G. Izbrannye psihologicheskie trudy: v 2-h. T. 1. Moskva: Pedagogika, 1980.
3. Vygotskij L.S. Konkretnaya psihologiya cheloveka. 1986, MGU; Ser. 14: 51 - 65.
4. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moskva: 1977.
5. Leont'ev D.A. Samorealizaciya i suschnostnye sily cheloveka. Psihologiya s chelovecheskim licom: gumanisticheskaya perspektiva v postsovetskoj psihologii. Pod redakciej D.A. Leont'eva, V.G. Schur. Moskva, 1997.
6. Maslou A.G. Samoaktualizaciya lichnosti. A. Maslou. Psihologiya lichnosti. Teksty. Moskva, 1982.
7. Osnickij A.K. Umeniya samoregulyacii v professionalem samoopredelenii uchaschihsya. Voprosypsihologii. 1992; 1, 2.
8. Rubinshtejn S.L. Problemy obschejpsihologii. Moskva: Pedagogika, 1973.
9. Polyakov V.A. Tehnologiya kar'ery. 'EKO. 2013; 1.
10. Abdulatipova 'E.A., Salmanova D.A., Chupanov A.H. Principy postroeniya sistemy professional'nogo obrazovaniya. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2014; 6: 120 - 123.
Статья поступила в редакцию 22.01.19
УДК 372.016:004
Stashkevich I.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Professor, Branch of Military Educatonal and Scientific Center of the Air Force, Military Air Academy n.a. Professor N.Ye. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin (Voronezh), Ministry of Defense of the Russian Federation (Chelyabinsk, Russia), E-mail: stashkevichiren @ mail.ru
Savelyeva S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Branch of Military Educational and Scientific Center of the Air Force,
Military Air Academy n.a. Professor N.Ye. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin (Voronezh), Ministry of Defense of the Russian Federation (Chelyabinsk, Russia),
E-mail: ssv_08_62@mail.ru
Valeeva I.Kh., teacher, Branch of Military Educational and Scientific Center of the Air Force, Military Air Academy n.a. Professor N.Ye. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin (Voronezh), Ministry of Defense of the Russian Federation (Chelyabinsk, Russia), E-mail: valeeva-i@mail.ru
UPON THE FORMATION OF A TEACHING ENVIRONMENT IN THE DISCIPLINE INFORMATICS IN A MILITARY UNIVERSITY. The problem of forming a subject learning environment based on the design and technological principle of education is discussed. The organization of work on the project assignments at the reproductive, partial search and research levels of student autonomy through appropriate management influences from the teacher is proposed, taking into account the specifics of the educational environment of a military university. Examples of the project assignments are given, which are performed in the process of studying individual topics of informatics discipline, and coursework - individual integrated professionally oriented.
Key words: federal state educational standard, competences, design and technological principle of training, portfolio of project tasks, levels of independence, control actions of teacher.
И.Р. Сташкевич, д-р пед. наук,, доц., проф. филиала ФГКВОУ ВО «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная
академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина"», (г. Воронеж) МО РФ в г. Челябинске, Е-mail: stashkevichiren@ mail.ru
С.В. Савельева, канд. пед. наук, доц. филиала ФГКВОУ ВО «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия
имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина"» (г. Воронеж) МО РФ в г. Челябинске, E-mail: ssv_08_62@mail.ru
И.Х. Валеева, преп. филиала ФГКВОУ ВО «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил"Военно-воздушная академия
имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина"» (г. Воронеж) МО РФ в г. Челябинске, E-mail: valeeva-i@mail.ru
О ФОРМИРОВАНИИ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА» В ВОЕННОМ ВУЗЕ
В статье обсуждается проблема формирования предметной обучающей среды на основе проектно-технологического принципа обучения. Предлагается организация работы над проектными заданиями на репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском уровне самостоятельности обучающихся путем соответствующих управляющих воздействий со стороны педагога с учетом специфики образовательной среды военного вуза. Приводятся примеры проектных заданий, выполняемых в процессе изучения отдельных тем дисциплины «Информатика», так и курсовых - индивидуальных интегрированных профессионально ориентированных.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, компетенции, проектно-технологический принцип обучения, портфель проектных заданий, уровни самостоятельности, управляющие воздействия педагога.
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), базирующихся на компетентностном подходе [1], предусматривает формирование у обучающихся соответствующих компетенций, что предпо-
лагает не только получение соответствующих знаний, умений и навыков, но и развитие личностных качеств, позволяющих применять полученные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности.
Наши многолетние исследования позволяют утверждать, что в качестве методологической основы обучения, обеспечивающего в том числе и развитие профессионально значимых личностных качеств, может быть использован про-ектно-технологический дидактический принцип профессионального обучения, обеспечивающий перенос акцентов с формирования знаний, умений и навыков на развитие мышления обучающихся в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности (СУПД1) [2; 3].
Не вдаваясь в детали, отметим только, что, согласно проектно-техноло-гическому принципу, проектная деятельность обучающихся по решению учебных, квазипрофессиональных или профессиональных задач развертывается в соответствующим образом организованной образовательной среде, технологи-зирующей этот процесс, то есть гарантирующей успешность решения задачи в зависимости от актуального уровня развития обучающегося и степени его самостоятельности при работе над проектом. Основная задача педагога - не только сформулировать задания как проектные, но и подготовить соответствующую образовательную среду.
Необходимо отметить, что дисциплина «Информатика» по определению предполагает развертывание учебно-познавательной деятельности обучающихся в информационных средах, изучаемых в соответствии с программой (текстовые процессоры, графические редакторы, программы подготовки презентаций, электронные таблицы, системы программирования и прочее).
Степень самостоятельности при работе над проектом может варьироваться в зависимости от актуального уровня развития обучающегося, его креативности, что должно учитываться педагогом при постановке задачи и выработке управляющих воздействий. Мы считаем, что управляющие воздействия педагога должны быть как минимум трехуровневыми, с тем чтобы сопровождать проектную деятельность обучающихся на репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском уровне самостоятельности выполнения [3]. Таким образом, «жесткость» управления и степень самостоятельности обучающихся регулируются степенью участия преподавателя в работе над проектным заданием [4].
Каждая тема дисциплины содержит портфель проектных заданий и рекомендации по их выполнению на трех уровнях самостоятельности обучающихся. Так, например, освоение темы «Технология работы с текстовыми документами» начинается с выполнения следующего задания (рис. 1).
Для того чтобы проект могли выполнить обучающиеся с низким актуальным уровнем, им предоставляется пошаговая инструкция работы, обеспечива-
LJ Неделя информатики
25.10.2013
БУЕЩ ВВС (.11:1 А:: (фнлнлт. г. Челябинск)
В БОЕВОЙ ЛИСТОК
Автор издания: (Ваша фамилия, имя, отчество)
Информатика — это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной также функционирования этих средств и методы управления ими. В информатике особое внимание уделяется вопросам взаимодействия. Для этого даже есть специальное понятие - интерфейс.
Методы и средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами называют интерфейсом. Соответственно, существуют аппаратные интерфейсы, и аппаратно-программные интерфейсы. Основной задачей информатики является систематизация приемов и методов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники. Цель систематизации состоит в выделении.
Количество информации
Для оценки количества информации применяются различные подходы, среди которых можно выделить статистический, семантический и прагматический.
В прагматическом подходе количество информации рассматривается с точки зрения достижения получателем поставленной цели. Подход основывается на статистической теории шеннона и рассматривает количество информации как приращение вероятности достижения цели. Если принять вероятность достижения цели до получения информации равной Рц, а после ее получения — Р\. то количество информации I определяется по формуле: /=1о§(Р,/А>
внедрении и развитии передовых наиболее эффективных технологий. в автоматизации этапов работы с данными, а также методическом обеспечении новых технологических исследований. В информатике все жестко ориентировано на эффективность. Вопрос, как сделать ту или иную операцию, для информатики является важным, но не основным. Основным же является вопрос, как создать операцию эффективно.
Рис.1.Проект «Боевойлисток»
ющая организацию проектной деятельности на репродуктивном уровне. Работа над проектом на частично-поисковом уровне сопровождается эвристическими рекомендациями по его выполнению. Для реализации проектной деятельности на исследовательском уровне обучающимся предъявляются только требования, которым должен соответствовать конечный продукт (рис. 1).
Таким образом, выстроенная деятельность учитывает специфику организации учебного процесса в военном вузе.
1. Мотивация обучающихся работать над проектом на высоком уровне самостоятельности обеспечивается возможностью получить за работу более высокую оценку: за исследовательскую работу - «отлично», частично поисковую -«хорошо», репродуктивную - «удовлетворительно». В военном вузе с жестким контролем за успеваемостью, от которой зависят последующие управленческие решения командиров подразделений, оценка, полученная на занятии, из внешней мотивации со временем трансформируется во внутреннюю. При этом очевидно, что если обучающийся с низким актуальным уровнем, желая получить более высокую оценку за занятие, сориентируется на исследовательскую работу и не выполнит ее, то высока вероятность получить «неудовлетворительно». Следовательно, обучающиеся выбирают посильный способ выполнения задания. Таким образом, первостепенной для них становится задача повысить свой актуальный уровень развития, с тем чтобы быть готовыми работать на более высоком уровне самостоятельности.
2. Жесткий распорядок дня военного вуза, с одной стороны, ограничивает свободу обучающихся в организации собственной учебно-познавательной деятельности, а с другой стороны, делает обязательной самоподготовку во второй половине дня. Это дает возможность высоко мотивированным обучающимся продолжить работу над проектом во время самоподготовки, что также способствует повышению их актуального уровня развития.
3. Невозможность применения обучающимися военных вузов в учебном процессе личных гаджетов и специфика использования информационных ресурсов интернета делает невозможным такой способ работы над проектом, как поиск информации с помощью браузеров, широко распространенный в светском высшем образовании. Обучающиеся вынуждены или самостоятельно работать над проектом в изучаемой информационной среде, формируя при этом предусмотренные ФГОС компетенции [1], или опираться на рекомендации преподавателя, что также формирует требуемые компетенции, но на более низком уровне. При этом любой из вариантов работы над проектом обеспечивает формирование не только соответствующих знаний, умений и навыков, но и позволяющих их применять личностных качеств, то есть развитие обучающихся.
Наш многолетний опыт работы и проведенные исследования [3; 5] позволили сформировать обучающую среду по дисциплине «Информатика» в ее практической части следующим образом: по каждой из тем создан портфель проектных заданий, реализация которых возможна на разных уровнях самостоятельности. Кроме того, каждый обучающийся в процессе изучения дисциплины работает над курсовым заданием — индивидуальным интегрированным проектным профессионально ориентированным заданием, для выполнения которого необходимо владеть технологиями работы с текстовыми документами и электронными таблицами, технологиями программирования и подготовки компьютерных презентаций и веб-страниц.
Ниже приведен пример задания [6], которое необходимо не только решить с помощью электронных таблиц и изученной технологии программирования, но и оформить как курсовое задание, то есть создать электронный текстовый документ в соответствии с ГОСТом, электронную презентацию и веб-документ для публичного представления своей работы.
Теоретическая справка.
Напряжение на выходе приемника связной бортовой станции может быть рассчитано по формуле:
U =
1
i+Q:
f - fo f + fo
где — несущая частота сигнала, /0 — частота настройки приемника, 2 — добротность.
Литература.
Основы авиационной электротехники и радиоэлектроники [Текст] : учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 2. Основы авиационной радиоэлектроники / Постырнак В.И. [и др.]. - М. : Воениздат, 1987. - С. 321.
Задание.
1. Рассчитать напряжение на выходе приемника связной бортовой станции, если несущая частота 1,6 МГц, частота настройки приемника 1,5 МГц, добротность 20.
2. Полосой пропускания называется диапазон частот, в котором значение выходного напряжения больше или равно 0,7ЦМ1Х, где иих = 1 В. Попадает ли
' Всамостофельнмйучебно-познввэтельнойдеэтельности студентов, ревизуемой втомчиме ивформе проеыной деятельности, мы выделяем два аспекта, имеющих, на наш взгляд, доминирующее значение: аспект управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью студентов со стороны преподавателя и аспект собствен-но индивидуальной учебно-познавательной деятельности.
2
сигнал в полосу пропускания приемника связной бортовой станции, если максимальное напряжение на выходе приемника рассчитано в задании 1?
3. Рассчитать таблицу значений напряжения на выходе приемника связной бортовой станции, если несущая частота изменяется в диапазоне от 1 до 2 МГц с шагом 0,1 МГц.
4. Определить максимальное значение выходного напряжения и соответствующую ему частоту.
5. По таблице, рассчитанной в задании 3, построить график зависимости напряжения на выходе приемника от несущей частоты. По графику найти максимальное значение выходного напряжения и соответствующую ему несущую частоту. Сравнить полученный результат с результатом, найденным в задании 4.
Выстроенная таким образом обучающая среда позволяет формировать предусмотренные ФГОС общие и общепрофессиональные компетенции [1], а именно:
• способность к поиску, переработке и передаче актуальной информации из различных источников, готовность квалифицированно использовать современные информационные компьютерные технологии (ОК-8);
• способность к логическому мышлению, обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке исследовательских задач и выбору путей их достижения (ОК-9);
Библиографический список
• способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных с основной сферой деятельности, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-10);
• способность самостоятельно приобретать новые знания и умения и использовать их в сфере профессиональной деятельности (ОПК-1);
• способность понимать сущность и значение информации, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОПК-3);
• способность использовать пакеты прикладных программ при решении профессиональных задач (ОПК-6);
• способность решать прикладные инженерно-геометрические задачи и оформлять техническую документацию согласно Единой системе конструкторской документации (ОПК-10);
• готовность осуществлять контроль соответствия оформляемой технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам (ОПК-11).
Таким образом, формирование в военном вузе обучающей среды, построенной в соответствии с проектно-технологическим принципом обучения, обеспечивает реализацию требований к результатам освоения программы, предусмотренных ФГОС.
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 25.05.04 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов (уровень специалитета): Приказ Мин-ва образования и науки РФ от 11 авг. 2016 г. № 1020. Портал федер. гос. образоват. стандартов высш. образования. Available at: http://fgosvo.ru/news/3/2012
2. Сташкевич И.Р Проектно-технологический принцип профессионального обучения и его компьютерная реализация: в помощь преподавателю. Юж.-Урал. науч.-об-разоват. центр РАО ; ГБУ ВПО «Челяб. гос. ун-т». Челябинск, 2003..
3. Сташкевич И.Р Развитие познавательной самостоятельности курсантов военных вузов при компьютерном сопровождении учебного процесса: монография. Челябинск: ГБУ ВПО «Челяб. гос. ун-т», 2005.
4. Управление проектной деятельностью студентов в процессе изучения информатики: учебно-методическое пособие. Мин-во образования и науки Челяб. обл.; ГБУ ДПО ЧИРПО. Челябинск, 2017. Электрон. опт. диск.
5. Савельева С.В. Формирование информационной компетентности курсантов военного вуза. Вестник Челябинского государственного педагогического университета 2009; 1: 139 - 149.
6. Основы программирования на Visual Basic for Applications: учебно-практическое пособие. В 2 ч. С. В. Савельева, И.Р Сташкевич, В.М. Хаютина. Челябинск: Филиал ВУНЦ ВВС «ВВА», 2016; Ч. 2
References
1. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po special'nosti 25.05.04 Letnaya 'ekspluataciya i primenenie aviacionnyh kompleksov (uroven' specialiteta): Prikaz Min-va obrazovaniya i nauki RF ot 11 avg. 2016 g. № 1020. Portal feder. gos. obrazovat. standartov vyssh. obrazovaniya. Available at: http://fgosvo.ru/news/3/2012
2. Stashkevich I.R. Proektno-tehnologicheskj princip professional'nogo obucheniya i ego komp'yuternaya realizaciya: v pomosch' prepodavatelyu. Yuzh.-Ural. nauch.-obrazovat. centr RAO ; GBU VPO «Chelyab. gos. un-t». Chelyabinsk, 2003..
3. Stashkevich I.R. Razvitie poznavatel'noj samostoyatel'nosti kursantov voennyh vuzov pri komp'yuternom soprovozhdenii uchebnogo processa: monografiya. Chelyabinsk: GBU VPO «Chelyab. gos. un-t», 2005.
4. Upravlenie proekínoj deyatel'nost'yu studentov v processe izucheniya informatiki: uchebno-metodicheskoe posobie. Min-vo obrazovaniya i nauki Chelyab. obl.; GBU DPO ChIRPO. Chelyabinsk, 2017. 'Elektron. opt. disk.
5. Savel'eva S.V. Formirovanie informacionnoj kompetentnosti kursantov voennogo vuza. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta 2009; 1: 139 - 149.
6. Osnovy programmirovaniya na Visual Basic for Applications: uchebno-prakticheskoe posobie. V 2 ch. S. V. Savel'eva, I.R. Stashkevich, V.M. Hayutina. Chelyabinsk: Filial VUNC VVS «VVA», 2016; Ch. 2
Статья поступила в редакцию 06.12.18
УДК 378
Surtsev A.V., Police Major, Department of Special Disciplines, North Caucasus Institute for Advanced Studies, branch of Krasnodar University
of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Krasnodar, Russia), E-mail: surtsev1980@mail.ru
MODELING OF THE PROCESS OF FORMING A POSITIVE IMAGE OF AN EMPLOYEE OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES AS A PROTECTOR OF THE LAW ORDER. In the paper a technique of modeling of process of formation of a positive image of an employee of law-enforcement bodies, as a defender of a law and order, in the system of professional development is developed and proved. The method of modeling is identified by scientists with the method of analogy, since it involves presentation of the similarity of the imaginary and the real object in pedagogical research. The developed model presents goals, approaches, principles, conditions, methods, tools, technologies, criteria-component characteristics of the positive image of the employee, diagnostic techniques and effectiveness, which will bring into the educational process of training the interests of society, personality-oriented goals of students, subject experience of teachers, training course participants.
Key words: modeling, model, positive image, employee of internal affairs bodies, law enforcement officer.
А.В. Сурцев, преп. каф. специальных дисциплин, майор полиции, Северокавказский институт повышения квалификации,
филиал Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, E-mail: surtsev1980@mail.ru
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ЗАЩИТНИКА ПРАВОПОРЯДКА
В статье разработана и обоснована методика моделирования процесса формирования положительного образа сотрудника органов внутренних дел, как защитника правопорядка, в системе повышения квалификации. Метод моделирования идентифицируется учеными с приемом аналогии, поскольку он предполагает презентацию сходства воображаемого и реального объекта в педагогическом исследовании. В разработанной модели представлены: цели,