О ФОРМИРОВАНИИ ГЛОБАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
И. М. Пушкина
Аннотация. В статье рассматривается ведущая концепция образовательной политики XXI века - формирование глобальной ответственности человека.
Ключевые слова: глобальная ответственность, человечество, высшее образование, русский космизм.
Summary. The article is concerned, with the chief educational preoccupation of the XXI century - forming an individual's global responsibility.
Keywords: global responsibility, mankind, higher, education, the philosophy of Russian cosmrn ideas.
Со
с
овременное развитие мирового сообщества требует инновационного образования, которое сформировало бы у человека способность к проективной детерминации будущего и ответственности за него. Одной из главных задач образования XXI в.
60 должно стать раскрытие глобальной взаимозависимости, целостности всего существующего на Земле и во Вселенной, открытие логики развития этой взаимосвязи, определение особой роли и ответственности человека за сохранение этой целостности и себя в ней. Идея формирования глобальной ответственности делает необходимым ориентировать современный образовательный процесс на подготовку учащихся к решению глобальных проблем, на духовно-научное освоение окружающего мира, на воспитание нравственных качеств, отвечающих императиву выживания и устойчивого развития человеческой цивилизации.
Устойчиво и динамично развивающееся общество могут построить только люди современно образованные, способные гибко и разумно реагировать на постоянные изменения, обладающие развитым чувством ответственности как за свою судьбу, судьбу своей страны, так и за судьбу своей планеты. Неслучайно ответом на вызовы глобализации явилось появление нового феномена - глобализации образования, суть которой заключается «в комплексном влиянии глобализационных процессов на все уровни жизнедеятельности человека, а результатом стало формирование единого мирового образовательного пространства» [1, с. 3].
Отметим, что трансформация сферы высшего образования в свете болонских реформ обусловила появление таких характеристик системы, как гибкость, способность к адаптации к новым условиям. Подчеркнем,
Актуальные проблемы образования
что при всей приспособленности системы отечественного высшего образования к происходящим переменам, оно должно не только сохранять лучшие традиции и опыт национальных научных школ, но и формировать у человека глобальную ответственность как принципиальную норму нового гуманизма, являющуюся важным императивом в образовательной политике XXI в.
Поэтому основными задачами университета являются как поиск истины в процессе исследований, передача и распространение ее в процессе обучения, так и воспитание личности с высокой интеллектуальной культурой и глобальной ответственностью. Современный университет, отвечающий вызовам глобализации, - это не просто высшая школа, ориентированная на профессиональную и фундаментальную подготовку специалистов, не только центр фундаментальных научных исследований и многопрофильная структура, органично сочетающая в себе образовательную, научную, инновационную деятельность и вносящая реальный вклад в повышение национальной конкурентоспособности [там же, с. 6]. Современный университет - это школа формирования глобального миропонимания, ценностными основами которой должны стать духовность и гражданственность. Последнее предполагает «осознание себя не только гражданином своей страны, но и мира, исповеды-вающим высокие моральные качества и гуманистические идеалы, ценности и нормы» (В. Т. Пуляев). Только поняв свою гражданскую ответственность за судьбу человечества и планеты (другими словами - глобаль-
ную ответственность), человек сможет разобраться в причинах существующих проблем и найти их оптимальное решение [2, с. 7].
Уточним: латинское слово «globus» означает - шар, груда, глыба; французское «global» переводится как взятый в целом, общий. Термин «глобальный» широко используется с середины XIX в. и понимается как всесторонний, всеобщий, универсальный, планетарный, мировой [3, с. 157-158]. Слово «мировой» также означает: всемирный, общечеловеческий, общемировой, всечеловеческий, вселенский, всесветный, то есть охватывающий весь земной шар, касающийся всех стран, всех народов, известный всему миру [4, с. 134].
Напомним, что глобальные проблемы - это совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; преодоление разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации их отсталости, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; прекращение катастрофического загрязнения окружающей среды; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами; предотвращение непосредственных и отдаленных последствий научно-технического прогресса. Многие исследователи включают в число глобальных проблем современности проблемы здравоохранения, образования, социальных ценностей, межнациональных отношений и др. [5,
61
4 / 2011
Преподаватель XXI
с. 100]. Поэтому глобальные проблемы современности необходимо рассматривать как основу и причину для пересмотра методологии воспитания будущих поколений, так как без соответствующих человеческих качеств, без глобальной ответственности каждого члена общества невозможно решение ни одной из них.
Как видим, сами глобальные проблемы современности и определение путей их решения, имеют комплексный, междисциплинарный характер, и это требует не только глобальной интеграции усилий всех стран мира, но и, согласно учению В. И. Вернадского о ноосфере, интеграции социально-политических, научно-технических, религиозно-философских, психолого-педагогических, этико-эколо-гических, естественных и экономических знаний в соответствующих сферах человеческой деятельности. Одной из самых важных предпосылок такой интеграции и последующего решения глобальных проблем является коренное изменение парадигмы политики: отход всех стран от конфликт-62 ной, конфронтационной ориентации, переход к глобальному, конструктивному сотрудничеству на основах признания приоритета общечеловеческих ценностей, общий поиск самых эффективных путей формирования глобального - «жизнеспособного общества» (Л. Браун) [6, с. 78].
Отрадно, что Россия берет на себя все больше ответственности за положение в мире, активно участвует не только в реализации, но и в формировании глобальной повестки дня. Главы государств (Россия, Казахстан, Германия и др.) осознали наступление эпохи глобализма и «рассматривают глобализацию не только как глобальную
политику, глобальную коммуникацию и глобальную торговлю», но и «как глобальную ответственность за все, что происходит в нашем мире» (В. П. Алексеев). И если XX век действительно был веком научно-технической революции, то XXI век, по их мнению, должен стать веком глобальной ответственности [7]. Заметим, что термин «глобальная ответственность» все чаще и чаще звучит на различных международных саммитах: «Сегодня особенно необходимо понимание современного мира как единого живого организма, которое требует концептуального перехода в международной политике от парадигмы глобальной конкуренции к парадигме глобальной ответственности», «отказ от ядерного оружия взамен гарантий ядерных держав был стратегической позицией, основанной на понимании глобальной ответственности перед миром» и др. [8].
Таким образом, актуальность идеи формирования у человека глобальной ответственности для отечественной системы образования очевидна.
В этой связи необходимо особо подчеркнуть, что идея формирования глобальной ответственности имеет отечественные истоки, ее предвосхитили представители философии русского космизма: Н. А. Бердяев, В. И. Вернадский, К. Н. Вентцель, В. С. Соловьев, Н. К. и Е. И. Рерих, Н. Ф. Федоров, Н. Г. Холодный, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский и др. Дело в том, что русский космизм, сформировавшись в русле европейской философии к концу XIX в. и являясь неотъемлемой частью мирового космизма (где человек, человечество, природа и Вселенная рассматриваются как единое целое), обладал своими специфиче-
Актуальные проблемы образования
скими чертами. В нем самобытные ценности отечественной истории и культуры гармонично соединились с научными концепциями о Мире. Мир - это единая, целостная, взаимосвязанная и взаимозависимая система «Человек - Человечество - Природа -Космос». Главная особенность русского космизма состояла не в созерцательном отношении человека к Земле и Вселенной, а в формировании его активной позиции, поскольку человек «призван творчески преобразовывать мир и собственную природу» (К. Э. Циолковский). Именно в рамках русского космизма в начале XX в. зародилось понимание ответственности разума за разрешение противоречий между человеком, человечеством, природой, космосом (человек - созидатель, а не разрушитель), поэтому космистами особо подчеркивался приоритет нравственного воспитания, а совершенствование человека, по их мнению, является основной задачей педагогики. Они одни из первых в мире пришли, с одной стороны, к осознанию огромной силы научного разума и порожденной им техногенной цивилизации, резко отделившей и даже противопоставившей этот разум миру природы и космоса. С другой стороны, к пониманию того, что, корыстно и бесхозяйственно используя земные источники энергии и питания, человек породит нравственный, межнациональный, межрелигиозный, экологический, экономический и другие кризисы. Русские космисты еще на рубеже XIX-XX вв. осознали, что человек оказался заложником своего стремительно развивающегося, технически ориентированного разума и может явиться источником не только возможной катастрофы своей цивилиза-
ции, но и гибели планеты в целом. Предвидя кризисные отношения человека и природы, человека и общества, русские космисты заговорили о смене техногенной парадигмы развития цивилизации на антропокосмиче-скую, о планетарном мышлении, о но-осферном сознании, космическом воспитании и проблеме формирования глобальной ответственности человека [9, с. 245].
Рассмотрим социально-педагогический аспект категории «ответственность». Ответственность - это важнейшая форма саморегуляции человека и одно из значимых качеств личности, способной дать отчет своим действиям и поступкам, а также принять на себя вину за их результат. Социальная ответственность понимается как мера соответствия действий личностей и социальных групп взаимным требованиям, действующим правовым и общественным нормам, общим интересам. Глобальная ответственность (как вид социальной ответственности) означает нравственную установку человека, основанную на глубоком понимании смысла и последствий своей деятельности на планете. Глобальная ответственность является способом поддержания мира (целостности общества и общественного согласия, социальной справедливости и усовершенствования общественных отношений) и сохранения Земли как общего Дома для всех жителей планеты, где люди - одна семья, и каждый человек должен активно участвовать в мироустройстве [6, с. 350].
Формирование глобальной ответственности - это динамическая философ ско-педагогическая концепция, позволяющая по-новому взглянуть на цели и задачи образования XXI в.
63
4 / 2011
Преподаватель XXI
ф
Сюда входит развитие глобального мышления, целостного восприятия окружающего мира и человека как его неотъемлемой части и высшей ценности. Становление чувства личной ответственности за решение глобальных вопросов, касающихся каждого жителя Земли; экологическое воспитание, забота о жизни всех живых существ на Земле, а также воспитание такого важного нравственного качества, как ответственность перед будущими поколениями. Таким образом, формирование глобальной ответственности - целенаправленный процесс становления у молодого человека на базе целостной картины Мира ответственности за последствия преобразований, производимых на Земле и в Космосе.
В целом концепция формирования глобальной ответственности ставит целью приобщать учащихся к общечеловеческим достижениям и ценностям. Она способствует этическому образованию и воспитанию уважения к достоинству человека, прививая ему чувство глобальной солидарности. И 64 представляет собой интеграцию педагогических идей философов-косми-стов: развитие нравственного и творческого Человека с самостоятельным и системным мышлением, чувствующего свою неразрывную связь и соли-
дарность со всем человечеством и Миром, увязывающего прошлое с настоящим и будущим и осуществляющего оценочный подход к последствиям человеческой деятельности на планете и в Космосе.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Атоян В., Казакова Н. Университеты в современном обществе // Высшее образование в России. - 2005. -№ 4. - С. 3-6.
2. Пуляев В. Т. Россия на рубеже веков: от прошлого к будущему // Соц.-полит. журн.
- 1997. - № 1. - С. 6-16.
3. Современный словарь иностранных слов.
- М.: Изд-во «Цитадель-Трейд», 2006. -959 с.
4. Словарь синонимов русского языка. -Санкт-Петербург: Изд-во «Виктория плюс», 2007. - 537 с.
5. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. - М.: Изд-во «Вече», АСТ, 2003. - 509 с.
6. Водопьянов П. А. Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абу-щенко и др. - Минск: Изд-во «Книжный дом», 2003. - 1312 с.
7. Алексеев В. П. Статья «Мир глобальных проблем» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.i-u.ru/
8. [Электронный ресурс]. - URL: http: // www. eamedia.ord.ru /history/ 2007/443/447
9. Пушкина И. М. Генезис идей К. Н. Вент-целя как основоположника космической педагогики: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 261 с. ■