Научная статья на тему 'Формирование глобальной ответственности человека в свете реформ отечественного образования'

Формирование глобальной ответственности человека в свете реформ отечественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЧЕЛОВЕК / ЧЕЛОВЕЧЕСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / РУССКИЙ КОСМИЗМ / GLOBAL RESPONSIBILITY / PERSON / MANKIND / EDUCATION / UPBRINGING / HIGHER SCHOOL / RUSSIAN COSMISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пушкина Ирина Михайловна

В данной статье рассматривается ведущая концепция образовательной политики XXI века формирование глобальной ответственности человека. Обосновывается ее актуальность и значимость для высшей школы. Раскрывается сущность и содержание концепции. Доказывается, что идея воспитания глобальной ответственности имеет отечественные корни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming the Persons Global Responsibility in the Context of the Education Reforms

The article concerns the key idea of the educational policy in the 21st century forming the persons global responsibility and substantiates its relevance and importance for the higher education. The essence and the content of this conception are being revealed. The idea of cultivating the persons global responsibility is being proved to have domestic roots.

Текст научной работы на тему «Формирование глобальной ответственности человека в свете реформ отечественного образования»

УДК 37.01

ПушкинА ирина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и профессионального обучения Института педагогики, психологии и социальной работы Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 83 научных публикаций, в т.ч. двух монографий и трех учебно-методических пособий

формирование глобальной ответствености человека

В СВЕТЕ РЕФОРМ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье рассматривается ведущая концепция образовательной политики XXI века - формирование глобальной ответственности человека. Обосновывается ее актуальность и значимость для высшей школы. Раскрывается сущность и содержание концепции. Доказывается, что идея воспитания глобальной ответственности имеет отечественные корни.

ключевые слова: глобальная ответственность, человек, человечество, образование, воспитание, высшая школа, русский космизм.

Современное развитие мирового сообщества требует инновационного образования, которое сформировало бы у человека способность к проективной детерминации будущего и ответственности за него. Одной из главных задач образования XXI века должно стать раскрытие глобальной взаимозависимости, целостности всего существующего на Земле и во Вселенной, открытие логики развития этой взаимосвязи, определение особой роли и ответственности человека за сохранение этой целостности и себя в ней. Идея формирования глобальной ответственности делает необходимым ориентировать современный образовательный процесс на подготовку учащихся к решению глобальных проблем, на духовно-научное освоение окружающего мира, на воспитание нравственных качеств, отвечающих им-

перативу выживания и устойчивого развития человеческой цивилизации.

Устойчиво и динамично развивающееся общество могут построить только люди современно образованные, способные гибко и разумно реагировать на постоянные изменения, обладающие развитым чувством ответственности как за свою судьбу, судьбу своей страны, так и за судьбу своей планеты. Неслучайно ответом на вызовы глобализации явилось появление новой категории - глобализации образования, суть которой заключается «в комплексном влиянии глобализационных процессов на все уровни жизнедеятельности человека, а результатом стало формирование единого мирового образовательного пространства»1.

Отметим, что трансформация сферы высшего образования в свете болонских реформ

© Пушкина И.М., 2012

обусловила появление таких характеристик системы, как гибкость, способность в адаптации к новым условиям. Подчеркнем, что при всей приспособленности системы отечественного высшего образования к происходящим переменам, оно должно не только сохранить лучшие традиции и опыт национальных научных школ, но и формировать у человека глобальную ответственность как принципиальную норму нового гуманизма, являющейся важным императивом в образовательной политике XXI века.

Поэтому основными задачами университета являются как поиск истины в процессе исследований, передача и распространение ее в процессе обучения, так и воспитание личности с высокой интеллектуальной культурой и глобальной ответственностью. Современный университет, отвечающий вызовам глобализации, -это не просто высшая школа, ориентированная на профессиональную и фундаментальную подготовку специалистов, не только центр фундаментальных научных исследований и многопрофильная структура, органично сочетающая в себе образовательную, научную, инновационную деятельность и вносящая реальный вклад в повышение национальной конкурентоспособности. Современный университет - это школа формирования глобального миропонимания, ценностными основами которой должны стать духовность и гражданственность. Последнее предполагает «осознание себя не только гражданином своей страны, но и мира, исповедыва-ющим высокие моральные качества и гуманистические идеалы, ценности и нормы»2. Только поняв свою гражданскую ответственность за судьбу человечества и планеты (другими словами - глобальную ответственность), человек сможет разобраться в причинах существующих проблем и найти их оптимальное решение.

Уточним: латинское слово «globus» означает шар, груда, глыба; французское «global» переводится как «взятый в целом, общий»3. Термин «глобальный» широко используется с середины XIX века и понимается как всесторонний, всеобщий, универсальный, планетарный, мировой. Слово «мировой» также

означает всемирный, общечеловеческий, общемировой, всечеловеческий, вселенский, всесветный, т. е. охватывающий весь земной шар, касающийся всех стран, всех народов, известный всему миру4.

Напомним, что глобальные проблемы - это совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; преодоление разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации их отсталости, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; прекращение катастрофического загрязнения окружающей среды; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами; предотвращение непосредственных и отдаленных последствий научно-технического прогресса. Многие исследователи включают в число глобальных проблем современности проблемы здравоохранения, образования, социальных ценностей, межнациональных отношений и др. Поэтому глобальные проблемы современности необходимо рассматривать как основу и причину для пересмотра методологии воспитания будущих поколений, т.к. без соответствующих человеческих качеств, без глобальной ответственности каждого члена общества невозможно решение ни одной из них.

Как видим, и сами глобальные проблемы современности, и определение путей их решения имеют комплексный, междисциплинарный характер, и это требует не только глобальной интеграции усилий всех стран мира, но и, согласно учению В.И. Вернадского о ноосфере, интеграции социально-политических, научнотехнических, религиозно-философских, пси-холого-педагогических, этико-экологических, естественных и экономических знаний в соответствующих сферах человеческой деятельности. Одной из самых важных предпосылок такой интеграции и следующего решения глобальных проблем есть коренное изменение

парадигмы политики: отход всех стран от конфликтной, конфронтационной ориентации, переход к глобальному, конструктивному сотрудничеству на основах признания приоритета общечеловеческих ценностей, общий поиск самых эффективных путей формирования глобального «жизнеспособного общества»5.

Отрадно, что Россия берет на себя все больше ответственности за положение в мире, активно участвует не только в реализации, но и в формировании глобальной повестки дня. Главы государств (Россия, Казахстан, Германия и др.) осознали наступление эпохи глобализма и «рассматривают глобализацию не только как глобальную политику, глобальную коммуникацию и глобальную торговлю», но и «как глобальную ответственность за все, что происходит в нашем мире»6. И если XX век, действительно, был веком научно-технической революции, то XXI, по их мнению, должен стать веком глобальной ответственности. Заметим, что термин «глобальная ответственность» все чаще и чаще звучит на различных международных саммитах: «Сегодня особенно необходимо понимание современного мира как единого живого организма, которое требует концептуального перехода в международной политике от парадигмы глобальной конкуренции к парадигме глобальной ответственности», «отказ от ядерного оружия взамен гарантий ядерных держав был стратегической позицией, основанной на понимании глобальной ответственности перед миром» и др.7

Таким образом, актуальность идеи формирования у человека глобальной ответственности для отечественной системы образования очевидна.

В этой связи необходимо особо подчеркнуть, что идея формирования глобальной ответственности имеет отечественные истоки, ее предвосхитили представители философии русского космизма: Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, К.Н. Вентцель, В.С. Соловьёв, Н.К. и Е.И. Рерих, Н.Ф. Фёдоров, Н.Г. Холодный, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский и др. Дело в том, что русский космизм, сформировавшись в русле европейской философии к концу XIX века

и являясь неотъемлемой частью мирового космизма (где человек, человечество, природа и Вселенная рассматриваются как единое целое), обладал своими специфическими чертами. В нем самобытные ценности отечественной истории и культуры гармонично соединились с научными концепциями о Мире. Мир - это единая, целостная, взаимосвязанная и взаимозависимая система «Человек - Человечество - Природа - Космос». Главная особенность русского космизма состояла не в созерцательном отношении человека к Земле и Вселенной, а в формировании его активной позиции, поскольку человек «призван творчески преобразовывать мир и собственную природу» (К.Э. Циолковский). Именно в рамках русского космизма в начале XX века зародилось понимание ответственности разума за разрешение противоречий между человеком, человечеством, природой, космосом (человек - созидатель, а не разрушитель), поэтому космистами особо подчеркивался приоритет нравственного воспитания, а совершенствование человека, по их мнению, является основной задачей педагогики. Они одни из первых в мире пришли, с одной стороны, к осознанию огромной силы научного разума и порожденной им техногенной цивилизации, резко отделившей и даже противопоставившей этот разум миру природы и космоса. С другой стороны - к пониманию того, что корыстно и бесхозяйственно используя земные источники энергии и питания, человек породит нравственный, межнациональный, межрелигиозный, экологический, экономический и другие кризисы. Русские космисты еще на рубеже XIX-XX веков осознали, что человек оказался заложником своего стремительно развивающегося, технически ориентированного разума и может явиться источником не только возможной катастрофы своей цивилизации, но и гибели планеты в целом. Предвидя кризисные отношения человека и природы, человека и общества, Н.А. Бердяев, В.И. Вернад ский, К.Н. Вентцель, В.С. Соловьёв, Н.К. и Е.И. Рерих, Н.Ф. Фёдоров, Н.Г. Холодный, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский и др. загово-

рили о смене техногенной парадигмы развития цивилизации на антропокосмическую, о планетарном мышлении, о ноосферном сознании,

о космическом воспитании и проблеме формирования глобальной ответственности человека.

Рассмотрим социально-педагогический аспект категории «ответственность». Ответственность - это важнейшая форма саморегуляции человека и одно из значимых качеств личности, способной дать отчет своим действиям и поступкам, а также принять на себя вину за их результат. Социальная ответственность понимается как мера соответствия действий личностей и социальных групп взаимным требованиям, действующим правовым и общественным нормам, общим интересам. Глобальная ответственность как вид социальной ответственности означает нравственную установку человека, основанную на глубоком понимании смысла и последствий своей деятельности на планете. Глобальная ответственность является способом поддержания мира (целостности общества и общественного согласия, социальной справедливости и усовершенствования общественных отношений) и сохранения Земли как общего Дома для всех жителей планеты, где люди - одна семья, и каждый человек должен активно участвовать в мироустройстве.

Формирование глобальной ответственности - это динамическая философско-педагогическая концепция, позволяющая по-новому взглянуть на цели и задачи образования

XXI века. Сюда входит развитие глобального мышления, целостного восприятия окружающего мира и человека как его неотъемлемой части и высшей ценности. Становление чувства личной ответственности за решение глобальных вопросов, касающихся каждого жителя Земли; экологическое воспитание, забота о жизни всех живых существ на Земле, а также воспитание такого важного нравственного качества, как ответственность перед будущими поколениями. Таким образом, формирование глобальной ответственности - целенаправленный процесс становления у молодого человека на базе целостной картины Мира ответственности за последствия преобразований, производимых на Земле и в Космосе.

В целом, концепция формирования у человека глобальной ответственности ставит целью приобщать учащихся к общечеловеческим достижениям и ценностям. Она способствует этическому образованию и воспитанию уважения к достоинству человека, прививая ему чувство глобальной солидарности и представляет собой интеграцию педагогических идей философов-космистов: развитие нравственного и творческого Человека с самостоятельным и системным мышлением, чувствующего свою неразрывную связь и солидарность со всем человечеством и миром, увязывающего прошлое с настоящим и будущим и осуществляющего оценочный подход к последствиям человеческой деятельности на планете и в Космосе.

Примечания

1 Атоян В., Казакова Н. Университеты в современном обществе // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 3-6.

2 ПуляевВ.Т. Россия на рубеже веков: от прошлого к будущему // Соц.-полит. журн. 1997. № 1 С. 6-16.

3 Современный словарь иностранных слов. М., 2006.

4 Словарь синонимов русского языка. СПб., 2007.

5 Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. М., 2003.

6 Алексеев В.П. Мир глобальных проблем». URL: http://www.i-u.ru.

7 URL: http: // www.eamedia.ord.ru /history/ 2007/443/447.

Pushkina Irina Mikhailovna

Northern (Arctic) Federal University named after M.V Lomonosov, Institute of Pedagogics, Psychology and Social Work

forming the person’s global responsibility in the context of domestic education reforms

The article concerns the key idea of the educational policy in the 21st century - forming the person’s global responsibility - and substantiates its relevance and importance for the higher education. The essence and the content of this conception are being revealed. The idea of cultivating the person’s global responsibility is being proved to have domestic roots.

Key words: global responsibility, person, mankind, education, upbringing, Higher School, Russian cosmism.

Контактная информация: e-mail: pushkina_im@mail.ru

Рецензент - Буторина Т.С., доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики, психологии и профессионального обучения Института педагогики, психологии и социальной работы Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.