УДК 378
Galeeva F.T., senior teacher, Kazan National Research Technological University (Kazan, Russia), E-mail: [email protected]
ON DEVELOPMENT OF THE STUDENTS' DISCIPLINE. The article deals with the revealing of the definition of discipline as an integral personal quality, manifested in accordance with the level of education of an individual and acting as the necessity to follow and obey certain rules, orders and requirements of the team. Testing (self-assessment) and questionnaire (an essay writing) among the students were conducted. Among the teachers, an oral survey about the discipline of their students was conducted. After the analysis of the obtained data, the researcher reveals that it is necessary to determine the direction of further pedagogical actions for the development of students' discipline.
Key words: discipline, integrative personal quality, essay, questionnaire survey.
Ф.Т. Галеееа, ст. преп., Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань, Е-mail: [email protected]
О ФОРМИРОВАНИИ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ
В статье выявлено определение дисциплинированности как интегрального качества личности, проявляющегося в соответствии с уровнем воспитанности личности и выступающего как необходимости следования и подчинения определенным правилам, порядку и требованиям коллектива. Было проведено тестирование (самооценка) и анкетирование (написание эссе) среди студентов. Среди преподавателей был проведён устный опрос по поводу дисциплинированности их обучающихся. Проанализировав полученные данные, мы выявили, что необходимо определить направление дальнейших педагогических действий по формированию дисциплинированности студентов.
Ключевые слова: дисциплинированность, интегральное качество личности, эссе, анкетирование.
В концепции модернизации образования России, ориентированной на подготовку будущего квалифицированного специалиста соответствующего уровня, овладевшего профессиональными знаниями, умениями и навыками, готового к постоянному профессиональному росту и самосовершенствованию, готовому к решению профессиональных задач в условиях неопределенности, на первый план выдвигается, при определении качества подготовки выпускника вуза, его способность принимать ответственные решения. Приоритетными требованиями работодателя к будущему специалисту являются наличие у него не только сформированных ключевых компетентностей, но и дисциплинированности.
Кризисные явления в стране на современном этапе, материальное и духовное неблагополучие граждан, семьи способствуют снижению уровня дисциплины в вузе. Вузовские преподаватели отмечают снижение уровня дисциплинированности будущих специалистов. В современном отечественном образовании и науке имеются исследования по решению проблемы дисциплины в вузах, это отражено в исследованиях О.А. Абдуллиной, С.Б. Елканова, А.К. Марковой, А.В. Мудрика, РП. Мильруда, РА. Рогожниковой, В.А. Сластенина и других.
Наш анализ трудов исследователей в данной области также показал, что в основном уделяется внимание вопросу формирования дисциплинированности у курсантов военных вузов, имеются также исследования, посвященные формирования дисциплинированности у студентов медицинского вуза [1; 2]. Таким образом, можно констатировать, что проблема формирования дисциплинированности у будущих инженеров не достаточно исследована.
Формирование ответственности должно начинаться задолго до того, как обучающийся приступит к своей профессиональной деятельности. Широкие возможности для накопления опыта коллективного взаимодействия, проявления в нем дисциплинированности предоставляет процесс обучения в вузе.
В педагогической литературе понятие дисциплинированности рассматривается следующим образом: как знание и строгое выполнение правил, установленных в определенной области (Л.Е. Раскин); как совокупность требований, определяющих отношение обучающихся к труду и учебе, общественности и окружающим людям (Н.П Краснопольский); как знание и соблюдение установленных правил в той или иной области жизни (ПК. Царгун); как сложная черта характера человека, умение и привычка управлять своим поведением, подчинять его правилам и требованиям коллектива (Н.С. Лукин); как интегральное качество личности, как осознанная необходимость норм и правил поведения, как единство методов и реального способа в деятельности и общении (Е.Б. Ежеленко); процесс соединения интегральных свойств человека со средствами деятельности, которые направлены на реализацию содержания дисциплины, регламентирующей и координирующей действия человека (А.П Григорьева).
Таким образом, исследователи едины во мнении, что дисциплинированность представляет собой интегральное качество личности, проявляющееся в соответствии с уровнем воспитанности личности и выступает как необходимость следованию и подчинению определенным правилам, порядку и требованиям коллектива.
А.В. Ахмадеева отмечает, что правила дисциплины «закрепляются в поведении обучающихся и определяют его устойчивость». Изменяя сознание обучающегося, и обеспечивая непрерывность его нравственного роста, дисциплина формирует черту личности, свойство характера, личностное качество - дисциплинированность [3].
Для выявления характера и уровня дисциплинированности обучающихся в традиционном образовательном процессе вуза, мы выявили когнитивную характеристику дисциплинированности, выявили представления студентов о дисциплинированности, как нравственной категории. Также мы использовали тест самооценки студентов о наличии у них дисциплинированности.
Для того чтобы выяснить, как понимают дисциплинированность обучающиеся, им было дано задание написать эссе на тему «что такое дисциплинированность?» В эксперименте принимали участие 63 студента.
Проанализировав эссе студентов, мы выявили, что большинство имеют правильное представление о дисциплинированности (95%). Следует особо отметить, что все обучающиеся считают данную проблему очень важной, о чем свидетельствует объем и содержание написанных ими эссе. Например, студенты пишут следующее: «Я считаю дисциплинированность одним из самых важных качеств человека, я сам стремлюсь быть более дисциплинированным, ведь чем больше будет таких людей, тем меньше будет проблем в обществе». Заслуживают внимания такие ответы обучающихся, которые свидетельствуют о глубоком понимании ими дисциплинированности: «дисциплина помогает преодолевать отрицательные эмоции, мешающие выполнению задачи, помогает преодолеть паралич решения», «если человек может воспитывать в себе силу воли и подчинить себя установленному порядку, то этот человек может считать себя дисциплинированным», «... дисциплинированность - это подчинение неким своим определенным правилам в жизни, которые устанавливаешь либо ты, либо социум, в котором живешь». Многие студенты - будущие инженеры - пишут о том, что дисциплинированность является одной из важнейших качеств человека.
Общее представление обучающихся о дисциплинированности можно выразить как соблюдение каких-либо установленных правил и норм. Проанализировав названные студентами признаки дисциплинированности мы выявили, что большинство студентов имеет правильное представление о данном качестве личности.
Также студентам был предложена специальная 4-уровневая шкала, на которой студент должен был отметить у себя наличие дисциплинированности. В данном тесте самооценки студентам была предложена следующая инструкция: отметьте крестиком на шкале точку 2, 3, 4, 5, если для Вас характерно соответствующее утверждение; промежуточную точку, если у Вас бывает по-разному, но ближе к соответствующему утверждению.
Задание выполняли 63 студента. Шкала начинается с цифры два и ей соответствует утверждение «скорее всего я не дисциплинированный человек», цифре три на шкале соответствует утверждение «я недостаточно дисциплинированный человек», цифре четыре соответствует утверждение «я достаточно дисциплинированный человек» и цифре пять соответствует утверждение «я очень дисциплинированный человек».
Два человека из 63 отметили, что они - очень дисциплинированные, что составляет 3,17%. Всего 19 студентов отметили, что они являются достаточно дисциплинированными, что составляет 30,15%. 40 студентов из 63 отметили, что они не являются достаточно дисциплинированными, что составляет 63,4%. Два студента ответили, что, скорее всего, они являются не дисциплинированными людьми, что составляет 3,17%. Несмотря на то, что оценка обучающихся является субъективной, нам необходимо было выявить степень осознания студентов себя как субъекта дисциплинированности.
Со стороны преподавателей опрос показал, что многие обучающиеся часто нарушают дисциплину в вузе, т. к. опаздывают и пропускают занятия по неуважительной причине, часто бывают не готовы к занятиям, нарушают дисциплину на занятиях. Это все свидетельствует о том, что у многих студентов не сформированы внутренние мотивы выполнения учебных обязанностей, т. к. поведение студентов, которое одобряется преподавателями, не всегда воспринимается группой, а выполнение учебных обязанностей не перешли в личностную потребность студента [4; 5].
Таким образом, наше исследование показало, что необходимо определить направление дальнейших педагогических действий по формированию дисциплинированности у студентов.
Библиографический список
1. Дзараева Н.А. Воспитание дисциплинированности у студентов 1-2 курсов медицинского вуза в педагогическом процессе как фактор формирования их конфликтной компетентности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Пермь, 2003.
2. Хусаинова ГР О ключевых профессиональных компетенциях менеджеров. Проблемы современного педагогического образования. 2016; 52-7: 473 - 479.
3. Ахмадеева А.В. Теоретические основы формирования сознательной дисциплины учащихся. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. Герцена. 2009. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/teoreticheskie-osnovy-formirovaniya-soznatelnoy-distsipliny-uchaschihsya
4. Куницына С.М. Опыт формирования ответственности у студентов педагогических вузов в учебно-воспитательном процессе. Вестник МГОУ. 2009; 1: 47 - 53.
5. Куницына С.М. Развитие ответственности у студентов педагогических вузов в учебно-воспитательном процессе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2011.
References
1. Dzaraeva N.A. Vospitanie disciplinirovannosti u studentov 1-2 kursov medicinskogo vuza v pedagogicheskom processe kak faktor formirovaniya ih konfliktnoj kompetentnosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Perm', 2003.
2. Husainova G.R. O klyuchevyh professional'nyh kompetenciyah menedzherov. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 2016; 52-7: 473 - 479.
3. Ahmadeeva A.V. Teoreticheskie osnovy formirovaniya soznatel'noj discipliny uchaschihsya. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. Gercena. 2009. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-formirovaniya-soznatelnoy-distsipliny-uchaschihsya
4. Kunicyna S.M. Opyt formirovaniya otvetstvennosti u studentov pedagogicheskih vuzov v uchebno-vospitatel'nom processe. Vestnik MGOU. 2009; 1: 47 - 53.
5. Kunicyna S.M. Razvitie otvetstvennosti u studentov pedagogicheskih vuzov v uchebno-vosptatel'nom processe. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2011.
Статья поступила в редакцию 10.10.18
УДК 378
Grigorenko N.N., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected]
CROSS-DISCIPLINARY INTEGRATION IN TRAINING STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF CULTURE: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL STUDY. The article considers current problems of training students of higher education institutions of culture and art connected with searching the conceptual ways for training program organization and creating training material according to the competence-based focused approach in professional education; and necessity for forming an image of the world of the professional. The work analyzes reasons for contradiction and problems at the methodical level of art and esthetic education in higher education institutions of culture. Special attention is paid to questions of psychological and pedagogical disciplines isolation in the structure of curricula for the integrated group of the training directions "Art and culture", and to didactic approaches for creating a training material. In conclusion, the author proves the statement that when the competence-based approach is used, whose cross-disciplinary integration is presented in a spiral way, the training program gives the chance to the student to create an image of the world of the professional.
Key words: art education in higher education institution of culture, competence-based focused approach, way of training programs organization, image of the world of a professional.
Н.Н. Григоренко, канд. филос. наук, доц., Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово, E-mail: [email protected]
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА КУЛЬТУРЫ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ
Статья посвящена актуальным проблемам подготовки студентов вузов сферы культуры и искусства, связанным с поиском концептуальных оснований способов организации учебных программ и построения учебного материала в соответствии с компетентностно-ориентированным подходом в профессиональном образовании и необходимостью формирования образа мира профессионала у обучающихся. Анализируются причины противоречий и проблем на методическом уровне художественно-эстетического образования в вузах культуры. Особое внимание уделено вопросам обособленности психолого-педагогических дисциплин в структуре учебных планов укрупненной группы направлений подготовки «Искусство и культура» и дидактическим подходам к построению учебного материала. Обосновывается мысль о том, что при реализации компетентностно-ориентированного подхода именно междисциплинарная интеграция, представленная спиральным способом построения учебной программы, дает возможность студенту сформировать образ мира профессионала.
Ключевые слова: художественное образование в вузе культуры, компетентностно-ориентированный подход, способ организации учебных программ, образ мира профессионала.
Система эстетического воспитания в России, компонентом которой является художественное образование, начала складываться лишь в начале XX века. Общие вопросы эстетического воспитания рассматривались в трудах А.В. Баку-шинского, П.П. Блонского, А.В. Луначарского, С.О. Цыбульского, С.Т. Шацкого. Исходя из цели воспитания человека нового общества, в 20-е годы была разработана программа массового художественно-эстетического образования и воспитания для единой трудовой школы. В 60-годы прошлого века развитие теории и практики эстетического воспитания было связано с работами Д.Б. Кабалевского, И.А. Конникова, Н.Л. Лейзерова, Б.А. Мейлаха, Б.М. Неменского и др. Системы эстетического воспитания, разрабатываемые в этот период, были нацелены на формирование духовно-нравственных начал личности, развитие творческих способностей и дарований каждого ученика. В это время велись дискуссии о сходстве и различии эстетического и художественного воспитания, о диапазоне понимания эстетического воспитания в «широком» и «узком» смыслах, задачах и особенностях реализации эстетического воспитания в различных учебных заведениях. «В конце XX века назрела необходимость выработки новой методологической базы, разработки научной концепции художественного образования в контексте социокультурных процессов. Понимание научными кругами этой необходимости, создание установки на теоретическое осмысление сущности и специфики данного феномена мы относим к достижениям в динамике исторического развития художественного образования означенного периода. Важнейшим теоретическим достижением следует считать изменение содержания и объема понятия художественного образования. Если прежде это понятие имело узкий смысл и обозначало подготовку мастеров только для сферы изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитекторов-художников, искусствоведов,
то к концу XX века понятие художественного образования обретает новые, гораздо более широкие границы. Под ним понимают образование, приобретаемое в любой сфере культуры и искусства на разных ступенях в специальных учебных заведениях» [1].
Анализ психологической, педагогической и методической литературы, практики художественного образования и подготовки специалистов для этой системы показывает, что за прошедшие пятьдесят лет изменилось немногое. В этой связи можно констатировать, что выводы В.Ф. Зива правомерны: «Именно двойственность бытования художественного образования, одновременно в системах жестко регламентированного образования и относительно независимого художественного творчества, создавало особые трудности для его теоретического осмысления и обоснования его целостности, полиструктурности» [там же].
В данной статье будут рассмотрены причины, которые привели к возникновению противоречий и проблем на методическом уровне художественно-эстетического образования и выявлены предпосылки для их решения средствами и технологиями подготовки студентов в системе высшего образования сферы культуры и искусства.
Проблемы психологических оснований эстетического развития и воспитания личности рассматриваются в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Е.И. Игнатьева, И.Е. Ковальской, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной и др. Концептуальные основы методики художественного образования содержатся в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Б. М. Неменского, В.А. Сухомлинского. Идеи преемственности и специфика художественного образования рассматриваются в трудах Е.Л. Александровой, М.Г. Вохрышевой, И.И. Горловой, В.П. Демина, В.Ф. Максимович, РИ. Пшеничниковой, Т.В. Челышевой.