орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона», — ч. 2 ст. 1 ФКЗ «О Государственном гербе РФ»;
— описательное определение может приводиться также в геральдической терминологии: «Геральдическое описание Большого герба области звучит следующим образом: червленый щит пересечен ближе к основанию двухчастным лазуревым поясом с серебряной каймой. В поле щита — серебряная фигура статуи Матери-Родины. Щит увенчан клейнодом: на трехцветном бурелете (лазурь, червлень, серебро) три цветка тюльпана и шесть цветков василька (червлень и лазурь попеременно)», — ст. 2 Закона Волгоградской области «О Гербе и Флаге Волгоградской области»1;
— определение-рисунок (для изобразительных и предметных символов), текст (гимна, присяги), музыкальная редакция (ноты), схемы, таблицы (ГОСТы дорожных знаков, разметки и т.п.2) и другие нетипичные формы изложения нормативных предписаний, размещаемые, как правило, в приложениях к нормативно-правовым актам;
— определение-пояснение. Эта специфическая разновидность представляет собой сочетание признаков правовой дефиниции и декларации. У последней заимствуются повествовательный стиль изложения, экспрессивно-окрашенная лексика, ориентация на толкование смысла, а не на установление правил. «Статуя Матери-Родины, давно и прочно ассоциирующаяся во всем мире с Волгоградской областью, олицетворяет безграничный патриотизм жителей области, боевой и трудовой героизм народа на протяжении веков и напоминает, что именно на территории Волгоградской области происходила грандиозная Сталинградская битва, во многом определившая дальнейшие исторические судьбы нашей страны и всего человечества», — ст. 4 Закона Волгоградской области «О Гербе и Флаге Волгоградской области».
Предлагаемые классификации не являются единственными в науке и не исчерпывают возможных оснований деления правовых символов. Однако, как нам представляется, именно эти классификации в наибольшей мере позволяют раскрыть их природу и социальное назначение.
1 Закон Волгоградской области от 18 сентября 2000 г. № 436-ОД «О Гербе и Флаге Волгоградской области» // Волгоградская правда, 3 октября 2000, № 183.
2 Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004. № 120-ст) // Официальное издание Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. М., Стандаршнформ, 2005; Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004. № 121-ст) // Официальное издание Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. М., Стандаршнформ, 2006.
Трофимов В.В.,
канд. юрид. наук, доцент кафедры истории государства и права
Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина
О ФАКТОРАХ ПРАВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА1
Проблема правообразования позволяет уяснить сущность, содержание права и выводит на понимание качества закона, от которого зависит состояние законности и правопорядка в обществе.
В рамках данной проблематики можно будет найти ответ на один очень важный и всегда очень актуальный вопрос: считать ли юридическую (правовую) норму результатом познавательных усилий и причислить ее к категории открытий, изобретений, которыми обогащается сокровищница знания о мире; или же правовая норма — это итог более сложного объективного процесса, который происходит в недрах самой социально-правовой жизни, символизирует (выражает) факт ее зарождения, возникновения и развития?
Действительно, правовая норма — это результат сознательной деятельности людей (законодателей), и это элементарная истина, не требующая ка-ких-либо особых доказательств. Однако правовую норму не следует рассматривать исключительно как продукт их законодательной (правотворческой) активности, их законодательной воли. Правовая норма привносится в волю законодателя извне, под воздействием факторов, которые существуют еще до того, как начинается процесс правотворчества.
Следует признать исходный тезис генетической концепции права о том, что существуют факторы, которые оказывают воздействие на формирование права, находятся вне каждого отдельного законодательного акта и предшествуют ему. Это позволит не только лучше понять особенности процесса правообразования, но и создать предпосылки для ограждения практической правотворческой деятельности от столь опасных для нее субъективизма и волюнтаризма 2.
Правообразование представляет собой перманентно осуществляющийся под воздействием различных социальных факторов процесс складывания новых форм заинтересованного практического взаимодействия, в рамках которого индивидуумы и их общности приходят к осознанию и обозначению своих возможностей (правомочий) и своих обязанностей по отношению друг к другу3.
Процесс формирования права, по общему правилу, имеет завершение последующим оформлением сложившихся прототипов правовых норм упол-
1 Работа выполнена при поддержке Гранта Президента РФ № МК 5485. 2008. С. 6.
2 См.: Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М., 1974. С. 8—9.
3 См.: Гревцов Ю.И. Социология права. СПб., 2001. С. 72.
номоченными субъектами (в порядке их компетенции) в виде различных правовых актов, содержащих юридические нормы.
В структуре правообразовательного процесса можно выделить следующие этапы и соответствующие им стадии. Первый — это объективный этап, который охватывает формирование тех объективных факторов, процессов и явлений, которыми, в конечном счете, определяется содержание создаваемых норм права. Второй этап — субъективный. Он, соответственно, включает в себя процесс осознания субъектами необходимости правового регулирования, формирования правотворческой воли и далее ее выражения в виде позитивного права
В рамках объективного этапа процесс правообразования проходит две относительно самостоятельные стадии:
а) стадию формирования, развития и исчезновения различных природных, экономических, социальных условий жизни данного народа;
б) стадию преломления и конкретизации этих условий в индивидуальных и коллективных юридически значимых интересах.
В субъективном этапе также различают три относительно самостоятельных подпроцесса:
а) формирования интеллектуального, эмоционального и волевого содержания «идеи права» на основе все более глубокого и всестороннего отражения объективной действительности;
б) распространения элементов содержания «идеи права» в обществе (либо в общности), т.е. перехода этих элементов из сферы индивидуального сознания (где они первоначально формируются) в сферу коллективного сознания. Продолжением этого процесса является преломление элементов содержания идейного источника процесса правообразования через индивидуальную или коллективную волю компетентных должностных лиц, непосредственно участвующих в правотворческой деятельности, т.е. правотворческую волю;
в) взаимодействия доктринального и социально-психологического уровней «правовой идеи» в ходе ее формирования и развития2.
Процесс правообразования — это социально обусловленный процесс. Социальная жизнь является объективным источником правообразования. Потребности, интересы, мотивы, цели, средства осуществления действий, социальная нормативность, т.е. все протоправовые элементы, формируются в ходе социальной жизни. В свою очередь, социальный механизм действия этого объективного источника права складывается на основе взаи-
1 См.: Степанам В.В. Теоретические проблемы правообразования в социалистическом обществе. Ереван, 1986. С. 34.
2 См.: Степанам В.В. Указ. соч. С. 38.
модействия различных социальных факторов. Социальные факторы неравнозначны, при этом их набор в различные исторические эпохи может иметь определенную специфику. Однако их действие во все эпохи является определяющим по отношению к содержанию позитивного права. Правообразующие факторы, являющиеся внешними по отношению к праворегулирующей деятельности и предваряющими ее, ориентируют эту деятельность, ограничивают действия законодателя определенными рамками, придают этой деятельности научный характер и, влияя на нее, обусловливают и детерминируют основные элементы будущих правовых норм.
Опосредование позитивным правом объективных закономерностей социально-правовой жизни происходит под воздействием множества разнообразных, имеющих различную направленность социальных явлений. Для субъекта правотворчества они выступают как факторы правотворческой деятельности. Таким образом, правообразующий социальный фактор может быть определен как явление социальной жизни, воздействующее в той или иной форме на появление правовых интересов (интересов, нуждающихся в правовом регулировании), на содержание правового акта в целом и правовой нормы в частности, а также на процесс разработки, принятия, изменения или отмены конкретного правотворческого акта
Для более плодотворного анализа соответствующих правообразующих факторов, осуществляемого в направлении повышения эффективности правотворческой правовой политики государства, целесообразной является их надлежащая классификация. Применительно к правообразующим социальным факторам в основу классификации целесообразно положить степень влияния отдельных факторов на характер и содержание правового регулирования.
По этому критерию правообразующие факторы условно можно разделить на основные, которые обусловливают возникновение проблемной правовой ситуации и оказывают влияние на содержание правовых норм, и обеспечивающие факторы, связанные с обеспечением надлежащего разрешения проблемной ситуации посредством нормотворчества.
Группа основных факторов не однородна. Эти факторы подразделяются на основные объективные и основные субъективные правообразующие социальные факторы.
Главное место среди основных объективных факторов занимает экономический фактор, выражающий условия и требования развивающейся экономики. Структура экономического фактора сложна. Изначально она определяется экономическими отношениями собственности. От этого за-
1 См.: Полента С.В. Социальные аспекты законодательной деятельности // Советское государство и право. 1981. № 11. С. 5.
висит то, на каких принципах строятся отношения между различными субъектами экономической жизни, зависит вся система социально-экономических взаимосвязей. Экономические отношения собственности выступают предпосылкой товарообмена, определяют характер складывающегося оборота. Данные отношения выражаются в различных формах в зависимости от того, кто является их субъектом (индивид, коллектив, общество, государство).
Приоритет одной из форм либо их баланс и равная правовая защита по отношению к любой из них обусловливают вектор развития правовой системы в целом, а также ее отдельных элементов в частности. В советское время приоритет отдавался общественной форме собственности. Этим определялся дисбаланс в развитии права в сторону меньшего внимания и меньшей разработанности норм частного права. Сегодня, когда в Конституции РФ (ст. 8.2) гарантируется право частной собственности наравне с другими формами, область частного права постоянно расширяется и совершенствуется.
Отношения принадлежности субъектам объектов экономической деятельности предопределяют возможности их использования в качестве объектов товарного обмена, а значит, возможности вступать по поводу данных объектов в разнообразные товарно-денежные отношения, тем самым порождая новые формы социально-экономических взаимосвязей между собственниками определенного имущества. Число и формы этих взаимосвязей, а также виды находящихся в обороте вещей представляют собой объективно складывающееся содержание правового регулирования.
В подсистеме основных объективных факторов, наряду с экономическим, следует учитывать экологический, географический, демографический1 и человеческий факторы.
Экологический фактор отражает требования сохранения природных богатств и рационального использования природных ресурсов. Географический — особенности географического положения страны в целом, а также отдельных субъектов территории. Демографический фактор связан с требованиями, вытекающими из структуры населения, необходимости его воспроизводства, процессами миграции и др.
Человеческий фактор правообразования определяет те реальные основания, а стало быть критерии и пределы, правового регулирования поведения людей в рамках различных видов частных отношений и ситуаций бытия.
Правовое регулирование, стремящееся к повышению своей социальной эффективности, должно базироваться на знании не только макросо-циальных, но и конкретных отношений, происходящих в обществе. Такое знание должно охватывать все многообразие и динамизм свойств и качеств человека, его поведения, всевозможных жизненных ситуаций и объектив-
1 См.: Полента С.В. Указ. соч. С. 7.
ных отношений, в которых протекает бытие людей в качестве отдельных индивидов или индивидов, входящих в состав различных социальных общностей, формирующихся на основании разнообразных критериев.
Один из самых главных импульсов в развитии права в исторической ретроспективе связан именно с появлением в обществе принципиально нового, гуманитарного начала — обособлением отдельного человека от «целого», обретением им качества автономной личности, самостоятельного индивида с социально обусловленной необходимостью обеспечения его свободы
Этот процесс особенно интенсивно стал проходить в Новое время, в период кардинальных социально-экономических преобразований. Это предопределило еще более сложную социальную структурированность общества, где каждый социальный слой (страта) объективно характеризуется своими интересами, выражая их посредством различных демократических форм, проявляя тем самым реальную правообразующую активность.
В отличие от основных объективных факторов правообразования, отражающих материальные условия жизни общества, основные субъективные факторы представляют собой факторы, влияние которых на правотворческую деятельность и само содержание правового регулирования зависит от действий тех или иных социальных субъектов — участников правообразовательного процесса. Основные факторы влияют на содержание правового регулирования не непосредственно, а через ряд основных субъективных факторов. В их числе можно выделить: политико-правовой, социокультурный, идейно-психологический факторы2.
Политико-правовой фактор выступает в форме активности государства и его органов, направленной на поддержание законности и правопорядка в стране, развитие и совершенствование системы правовых средств организации и упорядочения правовой жизни. Формами выражения данной активности являются различные нормативные и правоприменительные акты (отражающие, с одной стороны, правообразующие тенденции, а с другой стороны, способствующие их дальнейшей динамике).
Социокультурный фактор отражает особенности культурного развития и образовательного уровня населения и должностных лиц, их правовую осведомленность и компетентность. Идейно-психологический фактор отражает особенности правовой психологии и характер господствующей правовой доктрины в обществе в целом, специфику правового мировоззрения у отдельных субъектов правовой жизни — участников правообразовательного процесса (граждан, общественных организаций и т.п.).
1 См.: Алексеев С. С. Теория права. М., 1995. С. 45.
2 См. также: Соколова А.А. Субъективные факторы и их оценка в процессе правообразования // Право и демократия. Минск, 1981. Вып. 11. С. 9—17.
В число основных социальных факторов входят также национальный и интернациональный факторы, принадлежность которых к числу объективных либо субъективных факторов не может быть установлена однозначно. С этими двумя факторами непосредственно связаны такие всеобщие способы формирования и развития права, как «правопреемство» — использование правового наследия своей страны, и «рецепция» — заимствование правового материала других стран. Классическим примером рецепции является восприятие римского права странами континентальной Европы. Отражением этого процесса является, в том числе, и частное право современной России
Представленная выше система основных объективных и субъективных факторов образует главную структурную часть системы социальных факторов, в которую входят также факторы, обеспечивающие надлежащее разрешение проблемной ситуации, возникшей под влиянием основных факторов, путем принятия правового акта (обеспечивающие факторы). Обеспечивающие факторы выступают как факторы процессуальные, определяющие характер правотворческой деятельности в качестве особой разновидности юридического процесса в широком смысле слова 2.
Среди обеспечивающих факторов можно отметить: организационный фактор (отражает процедуру подготовки и принятия правовых актов); информационный фактор (отражает степень и формы учета общественного мнения, уровень работы справочно-информационных служб); научный фактор (отражает степень научной обоснованности правовых решений, качество интенсивности и эффективности взаимодействия правотворческих органов и ученых (научных учреждений) по проблемам определения тактики и стратегии правового развития, направленности и содержания мероприятий в области правовой политики, научная обоснованность которой рассматривается в качестве конституирующего признака3).
К числу обеспечивающих факторов относится также программирующий фактор, свидетельствующий об уровне плановой организации подготовки проектов правовых актов, планирования и прогнозирования развития правовой системы общества.
Рассмотренная модель системы правообразующих социальных факторов4 способствует формированию представлений о том, что процесс правообразо-
1 См.: Суханов Е.А., Кофанов Л.Л. Влияние римского права на новый Гражданский кодекс Российской Федерации // Древнее право. 1999. № 1 (4). С. 7—22.
2 См.: Поленина С.В. Указ. соч. С. 9—10.
3 Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов. 2003. С. 213.
4 См. подробнее: НаишцА. Указ. соч. С. 7—76; Поленина С.В. Указ. соч. С. 3—10; Поленина С.В., Куманин Е.В. Социальные аспекты правотворчества и реализации права // Советское государство и право. 1984. № 8. С. 12—19; Правотворчество в СССР / под ред. А.В. Мицкевича. М., 1974; Научные основы советского правотворчества / под ред. Р.О. Халфиной. М., 1981.
вания — это сложный определяемый многочисленными факторами объективный социальный процесс постоянного конструирования права, необходимого обществу в определенный интервал «исторического» времени.
Петручак Л.А.,
канд. юрид. наук, доцент кафедры теории государства и права МГЮА
ПРИЧИНЫ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ
РОССИИ
Состояние современного российского общества у многих вызывает тревогу и озабоченность. Негативные изменения, затронув все стороны социальной жизни, коснулись и сферы правосознания и правовой культуры граждан. Снижение уровня правовой культуры выражается в растущей криминализации общества, недоверии населения к правоохранительным органам, нарастании нигилистического отношения к праву.
При вступлении в должность Президент Российской Федерации Д.А.Медведев поставил одну из главных назревших задач: «Особое внимание придаю фундаментальной роли права, на котором основывается и наше государство, и наше гражданское общество. Мы обязаны добиться истинного уважения к закону, преодолеть правовой нигилизм, который серьезно мешает современному развитию»1.
Под правовым нигилизмом в юридической литературе понимается отрицательное (негативное) отношение к действующей правовой системе, законодательству, практике его применения. Формы проявления данного феномена весьма многообразны и многочисленны: от доктринальных теоретических постулатов до фактических правонарушающих действий. Характерным признаком рассматриваемого феномена являются степень, т.е. интенсивность, категоричность и бескомпромиссность этого явления. Отражая не столько количественную, сколько качественную характеристику названное свойство объективно проявляет себя через форму выражения правового нигилизма, позволяя судить о границах (пределах) деформации правосознания.
К сожалению, правовой нигилизм приобрел массовый характер, широко распространяясь не только среди граждан, но и среди должностных лиц в официальных государственных структурах. Время настоятельно требует более глубокого осмысления причин правового нигилизма и выработки механизмов и средств борьбы с этим явлением.
1 Российская газета. 2008. 8 мая. С. 2.