О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ФОРМИРУЮЩЕМ ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ, ГОСУДАРСТВА И О МЕСТЕ СРЕДИ НИХ ПЛАТЕЖЕЙ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ
Аннотация. Рассмотрены насущные, но недостаточно исследованные категории «денежные потоки», «финансовые потоки». Предложена методика определения нерыночного (государственного), рыночного (частного) секторов экономики и смешанной их части на основе образующих их финансовых потоков в системе счетов национального счетоводства. В целях распространения мирового опыта по решению вопросов совершенствования налогообложения прибыли предприятий на основе положений маржиналистской теории, в которой налогообложение прибыли рассматривается на уровне единицы товара, предлагается система расчетных формул потока платежей налога на прибыль с учетом налогообложения прибыли в цене единицы продукции и на уровне прибыли на рубль ее реализации. Приводится методика факторного анализа и определения резервов увеличения потока платежей налога на прибыль.
Ключевые слова. Движение денежных средств, финансовые потоки, государственный сектор экономики, система счетов национального счетоводства, налог на прибыль, прибыль в цене продукции, прибыль на рубль реализации продукции, факторный анализ, резервы увеличения потока платежей.
Dubkova V.B.
ABOUT THE MOVEMENT OF MONEY FORMING FINANCIAL STREAMS OF SECTORS OF ECONOMY AND THE PLACE AMONG INCOME TAX PAYMENTS
Abstract. Considered urgent, but not enough researching categorizations of "cash flows", "financial streams". The method of determination of non-market (government), market (private) sectors of the economy and the mixed parts on the basis of their form of financial flows in the accounts of national accounting. The system of formulas the stream of tax profit payments with consideration of formulas payments of taxation profit in the price of unit of product and on the level of profit on the ruble of her realization are offered in targets spreading the world methods of decision the questions of improvement the taxation profit of enterprises on the basis the principles of neoclassic marginal theory, in which the taxation profit is considered on the level of unit product. The technique of the factor analysis and determination the reserves of increase the stream of tax profit payments is resulted.
Keywords. The movement of money, financial streams, state sector of economy, the accounts of national accounting, tax on profit, the profit in the price of product, the profit on the ruble of realization of product, the factor analysis, the reserves of increase the stream ofpayments.
Теория и практика финансового управления показывает, что от рационального использования финансовых ресурсов на макро-, мезо- и микроуровнях экономики зависят такие важнейшие ее параметры,
ГРНТИ 06.73.15 © Дубкова В .Б., 2018
Валерия Борисовна Дубкова - кандидат экономических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала Ростовского государственного университета путей сообщения в г. Минеральные Воды.
Контактные данные автора: 357200, Россия, г. Минеральные Воды, ул. ХХ11 партсъезда, 79/37 (Russia, Mineral Waters, XXII parts'ezda str., 79/37). Тел.: +7 928-353-95-74. E-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 20.05.2018.
как ускорение темпов экономического роста, снижение темпов инфляции, оздоровление финансовой системы государства, финансовое положение субъектов хозяйствования. В этой связи стоит напомнить об одном из основных положений теории экономического развития Й. Шумпетера [14], согласно которому выбранный характер распределения средств влияет на траекторию экономического развития.
Современное состояние экономики Российской Федерации характеризуется нарушением функциональной роли финансов в экономической системе, ведущем к стойким диспропорциям в воспроизводственном процессе. Это связано прежде всего с тем, что денежные потоки, протекающие в экономике, имеют преимущественно одно направление своего движения - из реального сектора в финансовый. Следствием этого является развитие финансового сектора в отрыве от реального, ухудшение воспроизводственной структуры реального сектора, снижение в нем инвестиционной активности, рост неплатежей, сокращение научно-технического потенциала и т.д.
Следует отметить, что категория «денежные потоки», а тем более «финансовые потоки», а также связанные с ними методики управления, оценки, планирования еще недостаточно разработаны, мало изучены, а потому и в отечественной, и в переводной литературе, по мнению автора, представлены слабо. Данное направление современных экономических исследований признается как одно из наиболее актуальных и перспективных и российскими, и зарубежными учеными. В своем исследовании данного вопроса мы основываемся на подходе петербургской финансовой школы к определению категорий «денежные потоки», «финансовые потоки», который заключается в следующих их определениях:
1. «Денежный поток рассматривается обычно как поступление денежной выручки от реализации, распределенной по времени и по каналам движения. Потоки денежных средств - это количество денежных средств, которое получает и выплачивает предприятие в течение отчетного или планового периода» [13, с. 456].
2. «Там, где движению денежных средств противопоставлены определенные эквиваленты - товары, расчеты, услуги, финансовые активы, мы имеем дело с денежными потоками. Там же, где не происходит такого эквивалентного обмена, мы имеем дело с перераспределенной стоимостью, т.е. принудительно изъятой из оборота в форме налогов и других платежей хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств. В этом случае следует говорить о финансовых потоках» [1, с. 17].
3. «Финансовые потоки как термин применяют... имея в виду потоки денежных средств (платежей). Однако если учесть использование этим термином категории «финансовый», будет правильнее таковым считать потоки денежных средств, связанные с бюджетом и внебюджетными фондами, т.е. с перераспределительной сферой» [13, с. 456]. И др.
Для определения секторов экономики: государственного, рыночного и смешанного обратимся к теории и практике СНС (системы национальных счетов). Именно в основе СНС по сложившейся международной практике лежит представление о национальной экономике как о системе с определенной структурой и способами взаимодействия связующих звеньев и элементов [3, с. 17-19; 8; 11]. Изучение методики составления счетов образования первичных доходов, их распределения и использования по секторам СНС [8, 9, 10, 11] позволило установить взаимосвязь между секторами, определяемую системой функционирующих между ними финансовых потоков.
Так, рассмотрение счета образования первичных доходов по секторам показывает, что формируемая на счетах производства в каждом секторе добавленная стоимость распределяется и направляется в качестве доходов во взаимосвязанные сектора: зарплата из ВДС каждого сектора направляется в сектор «Домашние хозяйства», фактические отчисления работодателей на социальное страхование из каждого сектора направляются в сектор «Органы государственного управления», условно исчисленные отчисления работодателей по соцстраху также идут в сектор «Домашние хозяйства». Налоги на производство и импорт из каждого сектора направляются в сектор «Органы государственного управления». Субсидии на производство и импорт направляются взаимно из сектора «Органы государственного управления» в каждый из секторов и из каждого из секторов возможен их обратный поток в сектор «Органы государственного управления».
Аналогично взаимосвязь потоков наблюдается по доходам от собственности и текущим трансфертным платежам. Этому способствует применяемая в СНС методика двойной корреспондирующей записи. Кроме того, методика составления счетов СНС по секторам позволяет выделить в счетах обра-
зования, распределения и использования доходов каждого сектора ту часть финансовых платежей, которая осуществляется между институциональными единицами, функционирующими в том или ином секторе, на основе как рыночных, так и нерыночных отношений. Причем часть платежей между секторами может производиться только на нерыночной основе, например, выплата налогов, включая налог на прибыль (доходы) в госбюджет институциональных единиц всех секторов в сектор «Органы государственного управления», другая часть - только на рыночной основе, например, операции секторов с сектором «Остальной мир».
Есть и такие платежи, которые могут осуществляться как на рыночной, так и на нерыночной основе. Например, расходы на оплату труда из секторов «Органы государственного управления», «Нефинансовые предприятия» институциональных единиц его подсектора «Государственные нефинансовые предприятия» в сектор «Домашние хозяйства» осуществляются на нерыночной основе. А вот расходы на оплату труда из сектора «Нефинансовые предприятия» институциональных единиц его подсектора «Национальные частные нефинансовые предприятия» в сектор «Домашние хозяйства» будут осуществляться на основе рыночных отношений. Такая же ситуация складывается с операциями по доходам от собственности. При этом следует учитывать, что от владения собственностью, принадлежащей государственным учреждениям даже в таком нерыночном секторе, как «Органы государственного управления», может быть получена чистая прибыль. Такая группа платежей составит смешанную часть системы финансовых потоков между секторами.
Если учесть, что сектор «Финансовые учреждения», также как и сектор «Нефинансовые предприятия», имеет подсектор «Государственные финансовые учреждения», то уже можно определить нерыночную часть экономики, определяемую как госсектор, в составе сектора «Органы государственного управления» и этих двух подсекторов и принять это за основу. Финансовые потоки между данной частью секторов, т.е. госсектором, и другими секторами СНС, а также другими подсекторами секторов «Нефинансовые предприятия» и «Финансовые учреждения» по своей сути определят смешанный сектор экономики [4].
Таким образом, в своей совокупности нерыночная часть экономики в таком составе определяет, по нашему мнению, государственный сектор экономики. Потоки между секторами и подсекторами, не входящими в госсектор, определят частный и смешанный секторы экономики, функционирующие на рыночной основе.
Имея научное определение категории «финансовые потоки» как документально оформленные потоки средств платежей, концептуальное оформление секторов экономики: государственного, рыночного и смешанного, выраженное согласно предложенного подхода системой входящих и выходящих финансовых потоков, а также, опираясь на метод двойной корреспондирующей записи, рассмотрим движение денежных средств, формирующих финансовые потоки каждого из секторов СНС, выделяя их рыночную и нерыночную часть.
Предварительно необходимо разработать классификацию финансовых потоков, используя счета СНС. Для этого счетам СНС присвоим порядковые номера, выраженные римскими цифрами: счет производства - I; счет образования доходов - II; счет распределения первичных доходов - III; счет вторичного распределения доходов - IV; счет использования располагаемого дохода - V; счет операций с капиталом - VI; счет финансовый - VII.
Далее введем условные обозначения секторов СНС: сектор «Нефинансовые предприятия», подсектор «Государственные нефинансовые предприятия» - НП/Г; другие подсекторы - НП/Ч; сектор «Финансовые учреждения», подсектор «Государственные финансовые учреждения» - ФУ/Г; другие подсекторы - ФУ/Ч; сектор «Органы государственного управления» - ОГУ; сектор «Некоммерческие организации» - НКО; сектор «Домашние хозяйства» - ДХ; сектор «Остальной мир» - ОМ.
Имея в виду распределительную сущность экономической природы финансов как категории, движение денежных средств, связанных с платежами и выплатами, составляющее основу финансовых потоков, будем рассматривать как кредитовые операции, т.е. операции расхода. Операции движения денежных средств, формирующие нерыночную часть экономики, т.е. государственный сектор, обозначим через символ ГС, смешанную часть экономики - С, а операции движения денежных средств, формирующих денежные потоки, не входящие в государственный сектор, обозначим как Р. Использование данных обозначений позволит дать характеристику операций движения денежных средств, как нерыночной (ГС) и рыночной (С, Р), а также выделить финансовые потоки государственного сектора
экономики. В целях использования приема двойной корреспондирующей записи, введем также классификацию основных операций движения денежных средств на счетах СНС, формирующих финансовые потоки (таблица 1).
Таблица 1
Классификация основных операций движения денежных средств на счетах СНС, формирующих финансовые потоки
№ операции Ресурсы (доходы) № операции Использование (расходы)
1 2 3 4
I Счет производства
!С (сальдо) Валовая добавленная стоимость (ВДС)
II Счет образования доходов
1С (сальдо) Валовая добавленная стоимость ВДС 1 2 3 4 5 6 ПС (сальдо) Заработная плата Фактические отчисления работодателей на социальное страхование Условные отчисления работодателей на социальное страхование Налоги на производство Налоги на импорт Субсидии на производство и импорт Валовая прибыль и валовый смешанный доход (ВП и Д)
III Счет распределения первичных доходов
11С (сальдо) ВП и Д
7 7Н 7Н 7Н 7С 7Т 7Т Доходы от собственности полученные Проценты Распределенный доход корпораций Дивиденды Изъятия из дохода квазикорпораций Реинвестированные доходы от прямых иностранных инвестиций Рента Доходы от собственности держателей полисов Сектор ОГУ, ОМ Налоги на производство Налоги на продукты Другие налоги на производство Субсидии на производство (продукты) Сектор ДХ, НКО Оплата труда Налоги 8 ШС (сальдо) Доходы от собственности переданные (уплаченные) Проценты Распределенный доход корпораций Дивиденды Изъятия из дохода квазикорпораций Реинвестированные доходы от прямых иностранных инвестиций Рента Сальдо первичных доходов (ПД), валовой национальный доход (ВНД)
IV Счет вторичного распределения доходов
ШС (сальдо) 9 ПД, ВНД Текущие трансферты полученные Отчисления на соцстрах Социальные пособия Взносы наемных работников на соцстрах Условно исчисленные отчисления на соцстрах Страховые возмещения 10 Текущие трансферты переданные (уплаченные) Текущие подоходные налоги, налоги на имущество Подоходные налоги Прочие текущие налоги Другие текущие трансферты Чистые страховые премии
Окончание табл. 1
№ операции Ресурсы (доходы) № операции Использование (расходы)
1 2 3 4
Прочие текущие трансферты (штрафы, пени) Сектор ОГУ Налоги на доходы, богатство Другие текущие трансферты (штрафы, пени) Итого В том числе: Текущие налоги на доходы и имущество Отчисления на соцстрах и страховые пособия Прочие текущие трансферты (сальдо) ¡УС (сальдо) Сектор ФУ, НКО, ОГУ Пособия по соцстраху Страховые возмещения Располагаемый доход (РД), валовой располагаемый доход (ВРД)
V Счет использования располагаемого дохода
¡УС (сальдо) РД, ВРД 11 ^ (сальдо) Сектор ОГУ, НКО, ДХ Расходы на конечное потребление Расходы на индивидуальное и коллективное потребление Валовое сбережение (ВС)
VI Счет операций с капиталом
VC (сальдо) 12 14 16 18 ВС Капитальные трансферты, полученные Инвестиционные субсидии Прочие капитальные трансферты Выбытие основного капитала Выбытие ценностей Выбытие земли и других нефинансовых непроизводственных активов 13 15 17 19 ^С (сальдо) Капитальные трансферты, переданные Налоги на капитал Изменение чистой стоимости капитала за счет сбережений и трансфертов (накопление) Приобретение основного, оборотного капитала Приобретение ценностей Приобретение земли и других нефинансовых непроизводственных активов Чистое кредитование (+) Чистое заимствование (-)
VII Финансовый счет
20 ^ГС (сальдо) Изменения в пассивах и чистой стоимости капитала Чистое принятие финансовых обязательств (кредиторская задолженность) Чистое кредитование (+) Чистое заимствование (-) 21 Изменения в активах Чистое приобретение финансовых активов (дебиторская задолженность)
Рассмотрим движение денежных средств, формирующее финансовые потоки секторов экономики с выделением среди них потоков государственного сектора на примере движения денежных средств сектора «Нефинансовые предприятия» (таблица 2).
Особо выделим в составе финансовых потоков секторов движение денежных средств, связанное с уплатой налога на прибыль (доходы) предприятий, учреждений, организаций, как являющегося одним из основных источников формирования доходной базы государственных финансов. Для институциональных единиц всех секторов его уплата отражается по счету IV «Счет вторичного распределения до-
ходов» операция 10, для сектора ОГУ его получение также проходит по счету IV операция 9, что в целом обозначается корреспондирующей записью для институциональных единиц всех секторов при его уплате IV 10 (все) - IV 9 (ОГУ), для сектора ОГУ при его получении IV 9 (ОГУ) - IV 10 (все). Порядковые номера операций потоков денежных средств по налогу на прибыль по каждому сектору - восьмые.
Таблица 2
Движение денежных средств, формирующее финансовые потоки сектора «Нефинансовые предприятия» подсектора «Государственные нефинансовые предприятия» (НП/Г) и другие секторы (НП/Ч)
Код счета СНС Номера операций п/п Содержание операции движения денежных средств, определяющее финансовые потоки Корреспондирующая запись, отражающая направление движения денежных сред
НП/Г НП/Г
1 2 3 4 5
II 1 11 Оплата труда наемных работников, занятых в процессе производства - оплата труда как вид смешанных доходов секторов ДХ, ОМ II 1 (НП/Г) - ПС (ДХ, ОМ)
2 12 Фактические отчисления работодателей на социальное страхование - фонд социального страхования как вид текущих трансфертов сектора ОГУ II 2 (НП/Г) - IV 9 (ОГУ)
3 13 Условно исчисленные отчисления на социальное страхование - оплата труда как вид смешанных доходов сектора ДХ II 3 (НП/Г) - ПС (ДХ)
4 14 Налоги на производство и импорт в бюджетные фонды как вид первичных доходов сектора ОГУ, ОМ II 4 (НП/Г) - III 7Н (ОГУ, ОМ)
5 15 Налоги на имущество и природные ресурсы (собственность и богатство) - в бюджетные фонды как вид текущих трансфертов сектора ОГУ, ОМ II 5 (НП/Г) - III 7Н (ОГУ, ОМ)
6 16 Субсидии на производство и импорт, выплачиваемые и получаемые в результате участия в производстве - бюджетные фонды по выплате и получению субсидий как вид первичных доходов выплаченные II 6 (НП/Г) - III 7С (ОГУ) полученные III 7С (ОГУ, ОМ) - ГС (НП/Г)
III 7 17 Доходы от собственности, полученные и переданные как доходы от инвестирования собственных средств - доходы от собственности как вид первичных доходов каждого сектора переданные III 8 (НП/Г) - III 7 (все) полученные III 8 (все) - III 7 (НП/Г)
IV 8 18 Текущие трансферты, выплаченные и полученные в сумме: а) текущих подоходных налогов на доходы, налогов на имущество, налога на прибыль за минусом пени и штрафов за их несвоевременную оплату, отчислений на социальное страхование и социальные пособия, страховые возмещения и др. - в бюджетные фонды как вид текущих трансфертов секторов ОГУ и ФУ; б) взносов, покрытия зарплаты технического персонала страны, работающего в других странах для оказания безвозмездной помощи, безвозмездная помощь при стихийных бедствиях и др. - как вид текущих трансфертов сектора «Остальной мир»; в) взносов и пожертвований общественным организациям и благотворительным фондам, расходов на содержание непроизводственных подразделений по оказанию социально - культурных услуг - как вид текущих трансфертов сектора НКО; г) выплат единовременной материальной помощи работникам, компенсаций бесплатного предоставления товаров и услуг - как вид текущих трансфертов сектора ДХ переданные IV 10 (НП/Г) - IV 9 (все) полученные IV 10 (все) - IV 9 (НП/Г), без ДХ IV 10 (НП/Г) - IV 9 (ОМ) IV 10 (НП/Г) - IV 9 (НКО) IV 10 (НП/Г) - IV 9 (ДХ)
Окончание табл. 2
Код счета СНС Номера операций п/п Содержание операции движения денежных средств, определяющее финансовые потоки Корреспондирующая запись, отражающая направление движения денежных сред
НП/Г НП/Г
1 2 3 4 5
VI 9 19 Капитальные трансферты, переданные и полученные в сумме налогов на капитал и инвестиционных субсидий, а также компенсаций за ущерб и на покрытие убытков прошлых лет по независящим от предприятия причинам -как вид капитальных трансфертов сектора ОГУ. В суммах аннулированных долгов по взаимному соглашению между дебиторами и кредиторами как вид капитальных трансфертов секторов переданные VI 13 (НП/Г) - VI 12 (все) полученные VI 13 (все) - VI 12 ( НП/Г)
VII 10 20 Принятие финансовых обязательств за вычетом их погашения в форме кредиторской задолженности и изменение финансовых активов в форме дебиторской задолженности в связи с приобретением, использованием или предоставлением валюты переданные VII 21 (НП/Г) - VII 20 (все) полученные VII 21 (все) - VII 20 (НП/Г)
Также необходимо учесть следующее: (1) для секторов счет использования доходов V не применяется; (2) в гр.5 корреспондирующая запись для других подсекторов будет содержать символ НП/Ч; (3) по операциям с № 1 по № 6 корреспондирующая запись может обобщать II 1 - II 6 как ГС.
Аналогичным образом нумеруются операции движения денежных средств, формирующие финансовые потоки сектора «Финансовые учреждения» подсектора «Государственные финансовые учреждения» (ФУ/Г) и других подсекторов (ФУ/Ч) с 21 по 40 номер, сектора «Органы государственного управления» (ОГУ) - с 41 по 50 номер [4]. Таким же образом нумеруются операции движения денежных средств, формирующие финансовые потоки секторов «Некоммерческие организации» (НКО, операции с № 51 по № 60), «Домашние хозяйства» (ДХ, операции с № 61 по № 70) и «Остальной мир» (ОМ, операции с № 71 по № 80) [там же].
Определив корреспондирующие записи операций движения денежных средств, формирующих финансовые потоки, с помощью которых можно определить направления движения средств и выделить из них выходящие и входящие для данного сектора, мы подошли к этапу выявления секторов экономики: государственного, рыночного и смешанного и совокупности финансовых потоков, их формирующих, путем указания финансовых потоков, сформированных на рыночной и нерыночной основе, для чего используем принятые ранее обозначения. Продемонстрируем это на примере выходящих и входящих потоков сектора «Нефинансовых предприятий» подсектора «Государственные нефинансовые предприятия» (таблица 3). Отражение операций движения денежных средств по другим счетам СНС в данной таблице может быть проведено аналогичным образом.
Таким образом мы можем определить секторы экономики: государственный, рыночный и смешанный через совокупность финансовых потоков, их составляющих. Следует отметить, что в данной таблице определены только распределительные финансовые потоки государственного сектора экономики, так как методологической основой их выявления являлась система национальных счетов. В таблицу не входят финансовые потоки, формируемые в результате операций денежного оборота, связанные с предпринимательской деятельностью государства как субъекта хозяйствования. Такие финансовые потоки составят смешанную часть экономики.
Платежи налога на прибыль субъектов хозяйствования в бюджет как поток в 2000-х годах характеризуются данными таблицы 4 [9, 10], показывающими увеличение суммы налога на прибыль от года к году со значительным его сокращением в 2009 году по результатам первого кризисного года так, что только в 2015 году была практически восстановлена его сумма. Это сопровождалось увеличением его удельного веса в составе ВВП и доходах консолидированного бюджета до начала финансового кризиса в 2008 году, резким его снижением по результатам расчетов за него в 2009 году с 6,1% и 15,7% до 3,3% и 9,7% соответственно и последующей его стагнацией около этого уровня.
Однако, как показывает факторный анализ показателей потока платежей налога на прибыль, резервы его увеличения значительные. В целях распространения мирового опыта по решению вопросов совершенствования налогообложения прибыли предприятий на основе положений маржиналистской теории [7, 12], в которой налогообложение прибыли рассматривается на уровне единицы товара, предлагаем систему расчетных формул потока платежей налога на прибыль в бюджет. Они основаны на формулах налогообложения прибыли в цене единицы продукции НП = Т х Р! и на уровне прибыли на рубль ее реализации НП! = Т х РП! х Рруб! [5] с дальнейшей их детализацией.
Таблица 3
Классификация денежных операций, формирующих финансовые потоки, с определением государственного и частного (рыночного) секторов экономики, а также ее смешанной части
№ операций Номера операций (потоков) № операций Номера операций (потоков)
Нерыночная основа -госсектор ГС) Смешанная часть (С) Рыночная основа частный сектор (Р) Нерыночная основа -госсектор (ГС) Смешанная часть (С) Рыночная основа частный сектор (Р)
1 2 3 4 5 6 7 8
Сектор НП/Г, выходящие потоки Сектор НП/Г, входящие потоки
1 1ДХ,ОМ
2 2 ОГУ
3 3 ДХ
4 4 ОГУ 4 ОМ
5 5 ОГУ 5 ОМ
6 6 ОГУ 6 46 ОГУ 76 ОМ
7 7 ОГУ, ФУ/Г 7 ДХ, ОМ, ФУ/Ч, НП/Ч, НКО 7 27 ФУ/Г, 47 ОГУ 17 НП/Ч, 37 ФУ/Ч, 57 НКО, 67 ДХ, 77 ОМ
8 8 ОГУ, ФУ/Г 8 все 8 28 ФУ/Г, 48 ОГУ 18 НП/Ч, 38 ФУ/Ч, 58 НКО, 68 ДХ, 78 ОМ
9 9 ОГУ, ФУ/Г 9 все (без ДХ) 9 29 ФУ/Г, 49 ОГУ 19 НП/Ч, 39 ФУ/Ч, 59 НКО, 79 ОМ
10 10 ОГУ, ФУ/Г 10 все (без ДХ) 10 30ФУ/Г, 50ОГУ 20 НП/Ч, 40 ФУ/Ч, 60 НКО, 70 ДХ, 80 ОМ
Таблица 4
Финансовые потоки платежей налога на прибыль в 2000-2016 гг.
Показатели 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Налог на прибыль (НП) (млрд руб.) 398,8 513,8 463,3 526,5 867,8 1332,9 1670,6 2172,0
Удельный вес НП в ВВП (%) 5,5 5,7 4,3 4,0 5,1 6,2 6,2 6,5
Удельный вес НП в доходах консолидированного бюджета (%) 19,0 19,1 13,2 12,7 16,0 15,5 15,7 16,2
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
2513,2 1444,7 1774,6 2270,5 2355,7 2071,9 2375,3 2599,0 2770,3
6,1 3,3 3,8 4,2 3,8 3,1 3,0 3,1 3,2
15,7 9,3 11,1 10,9 10,1 8,5 8,9 9,7 9,8
Формула величины потока платежей налога на прибыль с учетом его детализации до уровня, приходящегося на единицу товара /-вида, имеет следующий вид:
НТО/ = 57=1 {lf=1 [тх Огобщ + Npi х ^общ) х (l- ^ЩтАш) ] gi} Kj.
Формула величины потока платежей налога на прибыль с учетом его детализации до уровня, приходящегося на один рубль продукции /-вида будет следующей:
НП/ = еЦЕ^РШ X ^Kj = 2jfLi(z"=iPni X ^б1)к/.
Данные формулы основаны на показателях-факторах, показывающих основные направления поиска резервов увеличения потока платежей налога на прибыль в бюджет: прибыль от выпуска и реализации единицы продукции (р); прибыль от выпуска и реализации единицы продукции по нормативу в оптовой цене (pN); прибыль с рубля выпуска и реализации продукции (рруб/); оптовая цена единицы продукции (z); норматив прибыли в оптовой цене (Npi); себестоимость выпуска и реализации единицы продукции (si); общественно необходимые (средние) затраты на выпуск продукции в оптовой цене (?юбщ); внутренняя экономия на снижении индивидуальных затрат по сравнению со средними (Así);
затраты на выпуск и реализацию рубля продукции (Ц); выпуск и реализация продукции с рубля затрат
ZÍ
(—); выручка от реализации продукции (РП/); объем (количество) реализации продукции (qi); уровень ставки налога на прибыль (Т); количество субъектов хозяйствования - плательщиков налога на прибыль (К/).
При этом основными факторами являются себестоимость (издержки) выпуска и реализации единицы продукции (s¡) и затраты на выпуск и реализацию рубля продукции (Ц), т.е. издержки производства продукции, причем в соответствии с теорией цены в их роли предельных, которые сами являются результатом взаимодействия экономических сил спроса и предложения, которые, однако, не поддаются количественной оценке с научной точки зрения и поэтому не могут быть формализованы, особенно силы спроса, в основе действия который лежит полезность товара. Остальные факторы - производные от них, или, говоря языком экономического анализа, являются факторами второго порядка.
Методика факторного анализа и определения резервов увеличения потока платежей налога на прибыль в результате действия основного фактора - снижения затрат на рубль продукции, за которым стоит главный фактор - рост производительности труда, выражается в элиминировании действия данного фактора в расчетной формуле и количественной оценке его влияния на сумму потока на основе способа цепных подстановок и его разновидности, известной в экономическом анализе как способ абсолютных разниц, по формуле:
н/ = 1™=1|ЕГ=1РШЛ х ,
где индексом 1 обозначено фактическое значение данных показателей, a- отражает фактическое изменение показателя затрат на рубль продукции при производстве i-вида товара за анализируемый период.
Достоинство предлагаемых нами формул состоит в том, что, во-первых, они позволяют увязать воедино потоки платежей налога на прибыль на микро-, мезо и макроуровнях экономики; во-вторых, предполагают использование мирового опыта поиска резервов увеличения потока платежей налога на прибыль в бюджет; в-третьих, комплексно включают доходы, расходы, ресурсы, продукты, функционирующие как потоки в экономике в соответствии со схемой их движения, принятой в основу СНС [3, с. 17-19], тогда как показатель ВВП, принятый для измерения результатов функционирования экономики, в статистике финансов рассматривается с двух сторон: как поток расходов и как поток доходов отдельно [2, с. 267]; в-четвертых, увязывает все субъекты экономики: домашние хозяйства, предприятия, фирмы как плательщиков налога на прибыль и государство как его получатель. Поэтому показатель налога на прибыль в его сумме может быть, по нашему мнению, принят за интегральный показатель комплексной оценки эффективности функционирования экономики как системы, по которому можно давать комплексную оценку эффективности функционирования экономики, по-
скольку он отвечает требованиям и задачам ее построения, так как формула его потока вбирает показатели эффекта и затрат и позволяет их соотносить, то есть чем больше поток платежей налога на прибыль, тем выше должна быть оценка уровня эффективности функционирования экономики.
Однако при этом налоговое бремя должно снижаться через уменьшение доли налога на прибыль в ВВП и доходах консолидированного бюджета. Это будет обеспечиваться оптимальностью налогообложения прибыли предприятий через предлагаемый нами дифференцированный метод, в основе которого - классификация субъектов налогообложения по показателям эффективности: нормы прибавочной стоимости (т) нормы прибыли (р') и органического строения капитала. Данный подход обеспечит оптимальный научно обоснованный уровень ставки налога на прибыль [6].
Как показывают приведенные формулы, главным фактором увеличения потока платежей является снижение затрат, в основе которого находится рост производительности труда, что, в свою очередь, означает обеспечение увеличения налогооблагаемой базы и, как следствие, увеличение потока платежей налога на прибыль в бюджет, а также рост величины чистой прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий. Это подтверждает сделанный нами ранее вывод а необходимости принятия показателя производительности общественного труда в качестве главного оценочного показателя эффективности функционирования системы налогообложения прибыли предприятий [5].
ЛИТЕРАТУРА
1. Бюджетная система Российской Федерации / О.В. Врублевская и др. М.: Юрайт, 2004. 838 с.
2. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. СПб.: Питер, 2004. 544 с.
3. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Э. Дж. Долан и др. Л., 1991. 448 с.
4. Дубкова В.Б. Финансовый механизм государственного регулирования экономики. Финансы государственного сектора экономики: монография. Ростов-н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2007. 207 с.
5. Дубкова В.Б. Анализ и оценка налогообложения прибыли в цене единицы продукции // Бухгалтерский учет. 2017. № 3. С. 120-126.
6. Дубкова В.Б. О дифференциации налога на прибыль.// Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 1. С. 46-53.
7. Маршалл А. Принципы экономической науки: в 3 т. Т. 2. М.: Прогресс, 1993. 310 с.
8. Национальное счетоводство / Б.И. Башкатов и др. М.: Финансы и статистика, 2002. 608 с.
9. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат. сб. / Росстат. М., 2009. 795 с.
10. Российский статистический ежегодник. 2017: Стат. сб. / Росстат. М., 2017. 686 с.
11. Статистика финансов / В.Н. Салин и др. М.: Финансы и статистика, 2003. 811 с.
12. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. М.: Изд-во МГУ, ИНФРА-М, 1987. 740 с.
13. Финансы / М.В. Романовский и др. М.: Перспектива, Юрайт, 2000. 520 с.
14. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Эксмо, 2008. 864 с.