12. Слесарева, И.П. Проблемы описания и преподавания русской лексики. - М., 1980.
13. Зиновьева, Е.И. Основные проблемы описания лексики в аспекте русского языка как иностранного. - СПб., 2005.
14. Васильева, Г.М. Культурно-географический образ России в лингвокультурологическом аспекте: монография / Г.М. Васильева,
О.В. Ротмистрова. - СПб., 2011.
Bibliography
1. Tolstaya, S.M. Semanticheskie kategorii yazihka kuljturih: ocherki po slavyanskoyj ehtnolingvistike. - M., 2010.
2. Vasiljeva, G.M. Lingvokuljturologicheskie aspektih russkoyj neologii: dis. ... d-ra filol. nauk. - SPb, 2001.
3. Kurenkova, T.N. Leksiko-semanticheskoe pole i drugie polya v sovremennoyj lingvistike // Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo
aehrokosmicheskogo universiteta imeni akademika M.F. Reshetneva. - 2006. - T. 4.
4. Sulimenko, N.E. Sovremennihyj russkiyj yazihk. Slovo v kurse leksikologii: ucheb. posobie. - M., 2006.
5. Sistema leksicheskikh minimumov sovremennogo russkogo yazihka / pod red. V.V. Morkovkina. - M., 2003.
6. Lyashevskaya, O.N. Novihyj chastotnihyj slovarj russkoyj leksiki / O.N. Lyashevskaya, S.A. Sharov // Slovari, sozdannihe na osnove nacionaljnogo korpusa russkogo yazihka [Eh/r]. - R/d: http://dict.ruslang.ru/freq.php
7. Dalj, V.I. Tolkovihyj slovarj zhivogo velikorusskogo yazihka (sovremennoe napisanie slov). - M., 1998.
8. Slovarj russkogo yazihka: v 4 t. / pod red. A.P. Evgenjevoyj. - M., 1981-1984.
9. Slovarj sovremennogo russkogo literaturnogo yazihka: v 17 t. / pod red. V.I. Chernihsheva. - M.; L., 1950-1965.
10. Ozhegov, S.I. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova. - M., 2004.
11. Russkiyj semanticheskiyj slovarj. Tolkovihyj slovarj, sistematizirovannihyj po klassam slov i znacheniyj / pod red. N.Yu. Shvedovoyj. -M., 1998. - T. I, III.
12. Slesareva, I.P. Problemih opisaniya i prepodavaniya russkoyj leksiki. - M., 1980.
13. Zinovjeva, E.I. Osnovnihe problemih opisaniya leksiki v aspekte russkogo yazihka kak inostrannogo. - SPb., 2005.
14. Vasiljeva, G.M. Kuljturno-geograficheskiyj obraz Rossii v lingvokuljturologicheskom aspekte: monografiya / G.M. Vasiljeva, O.V. Rotmistrova.
- SPb., 2011.
Статья поступила в редакцию 27.03.14
УДК 37.018
Boltykov ОV. SPIRITUAL UPBRINGING OF CADETS IN A HIGHER EDUCATION MILITARY SCHOOL: KEY FACTORS OF FORMING A CIVIL IDENTITY. The article reveals the basics of the notions spirituality and civil identity. Approaches to forming of these phenomena in cadets of higher educational military schools are shown.
Key words: spirituality, spiritual, spirit, intellectual and moral development, religiousness, identity, civil identity.
О.В. Болтыков, канд. пед. наук, заместитель начальника Военной академии радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко по работе с личным составом, г. Кострома, E-mail: boltykov@mail.ru
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА -КЛЮЧЕВОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
В статье раскрывается сущность категорий «духовность», «гражданская идентичность», рассматриваются подходы к формированию этих феноменов у курсантов военного вуза.
Ключевые слова: духовность, духовное, душа, духовно-нравственное развитие, религиозность, идентичность, гражданская идентичность.
Современная ситуация в России, сопровождающаяся коренными изменениями в различных сферах жизни, многими исследователями связывается с духовным кризисом, с разрушением и дискредитацией старых и неопределенностью новых ценностей, с разрывом межпоколенных связей, с потерей или несфор-мированностью гражданской идентичности. В этой связи проблемы воспитания духовности на всех этапах становления личности и формирования ее идентичности приобретают доминирующее значение в определении и реализации стратегии развития системы образования страны.
Преобразования последних лет не обошли стороной и Вооруженные Силы Российской Федерации. Они коснулись системы высшего военного образования, в результате чего с одной стороны, подверглась пересмотру традиционная система обучения в военно-учебных заведениях, отличающаяся устойчивостью и определенным консерватизмом, быстрая же смена социокультурных составляющих не всегда обеспечивала успешность решения задач социально-профессионального взросления будущих офицеров - с другой стороны. Все сказанное выше ставит военно-педагогическую теорию и практику воспитания в военных вузах перед необходимостью осмысления прошлого и настоящего, чтобы прогнозировать будущее развитие воспитательного процесса, в выделении его целевых ориентиров.
Анализ научных публикаций, посвященных пониманию процессов духовного развития и формирования личности, роли воспитания и образования в них убеждают в том, что они рассмотрены с разных сторон в работах как зарубежных, так и отече-
ственных философов, социологов, культурологов, теологов, психологов и педагогов.
Понятием «духовность» в русском языке издавна обозначается то, что противоположно субстанциальной основе бытия
- «материи». В.И. Даль, например, определяет «духовность» как состояние духовного, ...бесплотный, не телесный, из одного духа и души состоящий., все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля [1].
В словаре русского языка С.И. Ожегова данная категория трактуется, как «свойство души, состояние в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» [2], а само слово «душа» в первом варианте раскрывается, как внутренний, психический мир человека, его сознание, то, что является свойством его характера.
В философских словарях понятие «духовность» раскрывается в разных аспектах: как противоположное природе, как то, что сохраняет и защищает жизнь, совершенствует телесную деятельность («одухотворяет» ее), как результат духовной работы, развития личного духа, которые не могут прекратиться до конца жизни человека [3].
В психологическом словаре понятие «духовность» человека характеризуется как индивидуальная выраженность в структуре личности двух фундаментальных потребностей: индивидуальной потребности сознания и социальной потребности жить и действовать для других [4].
В словаре по этике духовность рассматривается как специфическое человеческое качество., характеризующее мотива-
цию и смысл поведения личности., позиция ценностного сознания, свойственная всем его формам - нравственной, политической, религиозной, эстетической, художественной, но особенно существенная в сфере моральных отношений [5].
В педагогических словарях при определении духовности акцент делается на том, что, во-первых, это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда ее основными ориентирами в жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; во-вторых, ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов [6].
Таким образом, терминологический анализ энциклопедических, толковых философских, психологических, педагогических словарей показывает, что понятие «духовность» рассматривается с двух позиций: религиозной и светской. Это вполне объяснимо, так как даже этимологически слова «дух», «душа» восходят к слову «дыхание» - признаку, непосредственно отличающему жизнь от смерти, что позволяет религиозному осмыслению человеческого бытия связывать «дух» с бессмертным и божественным.
В христианской традиции духовность противопоставляется душевности - совокупности всего того, что не выходит за пределы психологических процессов, считается, что в отличие от «душевного» «духовное» очищено от замаскированных импульсов своеволия, себялюбия, чувственности, агрессивности. Поэтому духовность в христианской этике связывается с внутренней чистотой и умиротворенностью, со скромностью и послушанием [7].
В силу этого практически все отечественные религиозные философы конца XIX - начала XX века считали, что духовная реальность проявляется в понимании Бога, а Бог по их мнению, есть царство Истины, Добра, Красоты, Святости. В силу этого они выделяют в определении духовности три уровня - ощущение, осознание и веру в божественное единство всего сущего.
В публикациях В.В. Додонова, Н.Д. Никандрова, В.Г. Пряни-ковой, З.И. Равкина, Л.А. Степашко и других «духовность» раскрывается как высшее проявление человеческой сущности, как результат глубинного освоения знаний о природе, обществе, человеке, как проявление «человеческого в человеке», возвышающего его над эгоистичными потребностями. Духовность в их интерпретации - совокупность высших нематериальных ценностей светского и религиозного значения, ведущими средствами воспитания которой у подрастающих поколений выступают предметы и явления материального и духовного мира, а также различные виды деятельности, непрерывное обновление их жизни в окружающей среде, способствующие приобщению к духовной культуре [8].
Таким образом, отметим, что чаще всего в научной литературе понятие духовности употребляется при характеристике внутреннего, субъективного мира человека. При этом признается, что духовность включает в себя разум, культуру мышления, уровень и качество знаний, эмоциональное и нравственное развитие, способность прочувствования, переживания смысла высших ценностей, внутреннюю, непринужденную извне, готовность и возможность поступать, действовать в духе их требований. Духовность предполагает свободу личности. Формируя свою духовность, человек восходит, поднимается именно к этим идеалам и реализует их в своем жизненном пути.
В тоже время следует подчеркнуть, что различные понимания духовного и духовности, имеющиеся как в религиозной, так и в светской литературе, объединяет один общий момент. Духовное всегда связывается с выходом за пределы эгоистических интересов, личной пользы, своекорыстия. Духовное предполагает, что цели и экзистенциальные ориентиры личности укоренены в системе надиндивидуальных ценностей.
В традиционно философском понимании духовность включает три начала - познавательное, нравственное и эстетическое. Трем данным способностям человеческой природы соответствуют три сферы духовной деятельности - созидающе на-
Библиографический список
учное знание, нравственность, искусство. Им в свою очередь, соответствуют духовные ценности, относимые к разряду высших - истина, добро, красота, три «чистых» типа духовных творцов - познающий (мыслитель, мудрец, ученый), праведник (святой), художник (поэт, композитор, музыкант, живописец и т.д.). Все эти стороны образуют то, что называется духовной жизнью, связанное духовным поиском, духовными исканиями людей с различными способами обретения высшего смысла жизни.
Итак, духовность - это показатель существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освоения мира человеком, воспитание духовности предполагает целенаправленный процесс по формированию внутренних установок, понятий, принципов, определяющих поведение, социально-значимые качества, интеллектуальную сферу личности, необходимые ей для осознания собственного места в мире, развития и самореализации.
Решение сложных задач воспитания духовности в военном вузе, на наш взгляд, тесно связано с идентичностью, о чем свидетельствует «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в которой подчеркивается: «Ступень российской гражданской идентичности - это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского патриотического воспитания» [9].
Гражданская идентичность в контексте подхода Э. Эриксона - чувство причастности к миру и другим людям, способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ним на каждом этапе возрастного развития, наличие собственной гражданско-правовой позиции, обеспечивающей ценностно-ориентационную основу для самореализации в социальной и будущей профессиональной деятельности.
Однако, и в этом мы солидарны с мнением М.В. Шакуровой, что для формирования такой идентичности мало обращаться к достаточно абстрактным категориям, таким как патриотизм, долг, обязанность и подобные им. «Суть должна быть дана через образ человека (антропообраз): патриот, гражданин» [10]. Но для этого, как показывает наш ретроспективный анализ опыта воспитания курсантов, необходима специально спроектированная предметно-эстетическая комфортная среда, система воспитания, в центре которой находится полнофункциональный, культурно-исторический центр в структуре военного учебного заведения, использующий в качестве ведущих средств культуру, историю как носителей социального, и веры как носителя духовной памяти человечества, опирающейся в своей работе на принципы культуросообразности, преемственности, уважительного отношения к личности каждого, диалогичности, синк-ретичности прошлого и настоящего через событийный ряд в жизнедеятельности курсантов и создание истории в лицах, биографиях конкретных участников боевых действий, ликвидаторов Чернобыльской аварии.
Для этого необходимо использовать такие технологии: игровые, проективные, рефлексивные, в основе которых лежит активный обмен мнениями, суждениями, информацией, диалог. Они служат, с одной стороны, средством актуализации и развития ценностно-смысловой сферы субъектов, обеспечивают проявление и согласование образовательных, профессиональных, жизненных ценностей, реализацию интеллектуальных, профессиональных, организаторских, лидерских, творческих возможностей, с другой - способом формирования отношений между субъектами на основе уважения личностного достоинства со стороны всех участников образовательного процесса. Кроме того, они помогают готовить курсантов к выполнению социальных ролей и функций в современном обществе, личностно-профессиональной социализации [11].
Таким образом, педагогически целесообразное сочетание различных элементов духовного и профессионального в воспитании курсантов позволяет решать задачи формирования гражданской идентичности курсантов военного вуза.
1. Энциклопедии и словари. 10 актуальных изданий // Серия мультимедийных учебников «Эксперт». - М., 2003.
2. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. - М., 1990.
3. Философский энциклопедический словарь. - М., 2001.
4. Психологический словарь / авт. сост. В.Н. Копорулина [и др.]. - Ростов-на-Дону, 2004.
5. Словарь по этике / под ред. А.А. Гусенова, И.С. Кона. - М., 1989.
6. Словарь-справочник по педагогике / авт. сост. В.А. Мижериков. - М., 2004.
7. Маслов, Н.В. Основы русской педагогики. - М., 2006.
8. Власова, Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Ростов-на-Дону, 1999.
9. Концепция духовного развития и воспитания личности гражданина России I А.Я. Данилюк [и др.]. - М., 2009.
10. Шакурова, М.В. Социальное воспитание молодежи в контексте традиций и опыта отечественной педагогики II Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 5. - Т. II. Психологические науки.
11. Болтыков, О.В. Педагогическое обеспечение социального становления курсантов военного вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук.
- Кострома, 2010.
Bibliography
1. Ehnciklopedii i slovari. 10 aktualjnihkh izdaniyj II Seriya muljtimediyjnihkh uchebnikov «Ehkspert». - M., 2003.
2. Ozhegov, S.I. Slovarj russkogo yazihka. - M., 1990.
3. Filosofskiyj ehnciklopedicheskiyj slovarj. - M., 2001.
4. Psikhologicheskiyj slovarj I avt. sost. V.N. Koporulina [i dr.]. - Rostov-na-Donu, 2004.
5. Slovarj po ehtike I pod red. A.A. Gusenova, I.S. Kona. - M., 1989.
6. Slovarj-spravochnik po pedagogike I avt. sost. V.A. Mizherikov. - M., 2004.
7. Maslov, N.V. Osnovih russkoyj pedagogiki. - M., 2006.
8. Vlasova, T.I. Teoretiko-metodologicheskie osnovih i praktika vospitaniya dukhovnosti sovremennihkh shkoljnikov: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - Rostov-na-Donu, 1999.
9. Koncepciya dukhovnogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii I A.Ya. Danilyuk [i dr.]. - M., 2009.
10. Shakurova, M.V. Socialjnoe vospitanie molodezhi v kontekste tradiciyj i opihta otechestvennoyj pedagogiki II Yaroslavskiyj pedagogicheskiyj
vestnik. - 2012. - № 5. - T. II. Psikhologicheskie nauki.
11. Boltihkov, O.V. Pedagogicheskoe obespechenie socialjnogo stanovleniya kursantov voennogo vuza: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. -Kostroma, 2010.
Статья поступила в редакцию 03.04.14
УДК 372.881.111.1
Volegzhanina I.S., Bykadorova Ye.S., Chusovlyanova S.V. INFORMATION AND COMMUNICATION PLATFORM OF THE FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE DEVELOPMENT FOR PROFESSIONAL PURPOSES OF TECHNICAL STUDENTS IN THE «BACHELOR - MASTER - POST-GRADUATE» EDUCATIONAL SYSTEM The paper focuses on the information and communication platform of the foreign language competence development for professional purposes of technical students in the “bachelor - master - post-graduate” educational system. A complex-based approach is suggested to be used as a theoretical and methodological base within information and communication platform elaboration.
Key words: socially-oriented educational model, foreign language competence for professional purposes, information and communication platform, iSpring Suit, Moodle.
И.С. Волегжанина, канд. пед. наук, доц. каф. «Иностранные языки» Сибирского гос. университета путей сообщения, г. Новосибирск, E-mail: erarcher@mail.ru; Е.С. Быкадорова, канд. пед. наук, ст. преп. каф. «Иностранные языки» Сибирского гос. университета путей сообщения, г. Новосибирск, E-mail: bykadorova_es@mail.ru; С.В. Чусовлянова, канд. соц. наук, доц. каф. «Иностранные языки» Сибирского гос. университета путей сообщения, г. Новосибирск, E-mail: cl0506@yandex.ru
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНЖЕНЕРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлена информационно-коммуникационная платформа развития профессиональной иноязычной компетентности обучающихся инженерных направлений и специальностей в системе «бакалавриат -магистратура - аспирантура». В качестве теоретико-методологической основы разработки платформы предложено считать комплексный подход.
Ключевые слова: социально-ориентированная модель обучения, профессиональная иноязычная компетентность, информационно-коммуникационная платформа, iSpring Suit, Moodle.
Сегодня, несмотря на значительное количество предлагаемых решений в сфере высшего профессионального образования (технологий, курсов, методов и др.), у будущих инженеров -студентов транспортных вузов наблюдается недостаточный уровень развития компетенций, связанных с коммуникацией для профессионального взаимодействия на глобализированном рынке труда. Такая ситуация является следствием рассогласования нормативного представления о месте коммуникативной культуры в профессиональной подготовке инженерных кадров и ее реальной роли в карьере инженера. В настоящее время коммуникативная культура студентов формируется в условиях автономности обучения на различных кафедрах вузов, не связанных единым образовательным подходом. Это препятствует комплексному развитию личности будущего инженера, готовой к выпол-
нению профессиональных задач, с учетом ее ценностных ориентиров.
Ситуацию осложняет отсутствие такого дидактического инструмента, который бы:
- способствовал развитию профессиональной иноязычной компетентности будущих инженеров в условиях перехода на социально-ориентированную модель обучения;
- предполагал содержание обучения иностранному языку в контексте профилирующих дисциплин;
- обеспечивал преемственность этого процесса в многоуровневой системе образования;
- помогал формировать социальные навыки (англ. soft skills) студентов, необходимые для эффективной работы в команде и успешной карьеры.