G.V. Kalinina, T.Y. Silvestrova. SPIRITUAL RESOURCES OF SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS STEADY DEVELOPMENT.
The article defines understanding of the place and the role of spiritual needs in ensuring the stability of economic system and its development. The existence of dependence of socially-economic systems on spiritual resources of a person is proved in the article.
СИЛЬВЕСТРОВА Тамара Яковлевна, родилась в 196G г., окончила Московский кооперативный институт (1977), кандидат экономических наук, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой мировой экономики и иностранных языков Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор более 6G работ.
КАЛИНИНА Галина Викторовна, родилась в 196G г., окончила Московский кооперативный институт (1981), кандидат экономических наук, доктор философских наук, профессор кафедры экономики, управления и кооперации Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 1G2 работ.
УДК 332.834.131 (075)
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
С.Н. Егоров
Одним из условий создания стабильной и эффективной системы ипотечного кредитования в России является проведение государством взвешенной, последовательной политики в данной сфере.
По мнению И.А. Разумовой «целью государственной политики является обеспечение системной стабильности и создание необходимых условий для развития рынка ипотечного кредитования в условиях здоровой конкуренции» [6, с. 6].
Возможности развития ипотечного кредитования значительны.
Как отмечает О. И. Баркова и А. И. Гончаров [2, с. 31] «Современная экономика представляет уникальный процесс, сочетающий одновременно несколько позитивных элементов: социальная стабильность, долгосрочное и малорисковое размещение средств; перспективность рынка (пока еще менее 10 % жилья приобретается с помощью ипотечного кредита); возможность выстраивать долгосрочные отношения банков с клиентами».
Однако ситуация на рынке жилья в конце
2008 года изменилась из-за кризисных явлений в мировой экономике.
По данным Минрегиона России, в 2008 году в целом по России введено в эксплуатацию 63,8 млн.кв. м жилья, что на 4,5 % превысило объемы введенного жилья в 2007 году, вместе с тем темпы ввода жилья по
сравнению с 2007 года снижены на 16,5 %. Объем выданных ипотечных кредитов в 2008 году составил 633,8 млрд.рублей, или 114 % к уровню 2007 года.
В конце 2008 года с учетом влияния мирового финансового кризиса на экономику России и в частности строительную отрасль (замедление темпов роста ввода жилья, сокращение в IV квартале по сравнению с III кварталом объема выданных ипотечных кредитов в 2 раза) Минрегионом России были внесены коррективы в программу по реализации Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».
Планируемый на 2009 год объем ввода жилья был скорректирован до 52 млн. кв. м (снижение относительно объема ввода 2008 года - на 18 %).
В настоящее время ситуация на рынке жилья развивается следующим образом. В январе-феврале 2009 года отмечена стагнация объемов вводимого жилья (101,1 % к соответствующему периоду прошлого года) [7].
Зафиксированный рост объемов жилищ -ного строительства обеспечивался за счет введения в эксплуатацию жилья, построенного в 2008 году, а также средствами, направленными в субъекты Российской Федерации Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства по программе переселения граждан из аварийного жилья.
В разрезе 11 регионов, традиционно обеспечивающих половину объема ввода жилья от общероссийского уровня, наращивание темпа ввода жилья произошло лишь в Московской области (136,3 %) и Республике Татарстан (125 %). На территории Краснодарского края темпы жилищного строительства в январе-феврале т.г. сохранились на уровне прошлого года. В остальных 8 регионах отмечается снижение объемов введенного жилья: в г. Москве - на 68,7 %, в Тюменской, Новосибирской, Челябинской областях снижение составило 30-40 %, в г. Санкт-Петербурге, Республике Башкортостан, Ростовской и Свердловской областях снижение составило от 7 до 15 % [4, 5, 6, 7].
Во второй половине 2008 года рынок ипотечного жилищного кредитования оказался подвержен влиянию мирового финансового кризиса и темпы его роста приостановились. Уже в IV квартале 2008 года произошло резкое снижение объемов выдачи ипотечных кредитов в два раза по сравнению с III кварталом 2008 года. По данным Банка России, статистика выдачи ипотечных кредитов в январе-феврале 2009 года свидетельствует о продолжении негативных тенденций на рынке ипотеки и существенном спаде объемов выданных кредитов. За первые два месяца 2009 г. банками было выдано 11,2, тысячи ипотечных кредитов на сумму 15,3 млрд. рублей, что более чем в 5 раз ниже, чем в январе-феврале 2008 года.
В сложившейся ситуации в сфере жилищного строительства можно выделить следующие основные проблемы:
1. Сокращение темпов роста вводимого в эксплуатацию жилья (по оперативным данным в I квартале текущего года темпы снижены на 6 % (со 108 % 2008 г. до 102 % в 2009 г.) и увеличение сроков строительства жилья [7].
2. Практически полное прекращение кредитования банками жилищного строительства, как сектора, наиболее подверженного влиянию мирового финансового кризиса.
3. Резкое сокращение объемов выдаваемых ипотечных жилищных кредитов населению (более чем в 5 раз по итогам I квартала; выдано 19 тыс. штук, 26 млрд. рублей).
И как следствие:
- падение спроса на строительные материалы;
- отказ от строительства новых жилых объектов.
Объем государственной поддержки жилищного строительства в 2009 году составит
порядка 427,7 млрд. рублей, из них непосредственно на новое жилищное строительство будет направлено около 127,5 млрд. рублей, на поддержку спроса на рынке жилья - 174,8 млрд. рублей, оставшийся объем средств -125,4 млрд. рублей (часть средств ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», Фонда ЖКХ, подпрограммы по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в рамках ФЦП «Жилище», средства Фонда РЖС) направляется на проведение капитального ремонта жилищного фонда, модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, изъятие земельных участков, находящихся в федеральной собственности на цели жилищного строительства, реструктуризацию ипотечных кредитов и оказывает косвенное влияние на объемы ввода жилья и поддержку спроса.
Объем средств региональных и местных бюджетов, направляемых в качестве софи-нансирования, составляет порядка 37,9 млрд. рублей, в том числе:
- 2,8 млрд. рублей по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище»;
- 17,4 млрд. рублей по подпрограмме «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» ФЦП «Жилище»;
- 11 млрд. рублей на софинансирование мероприятий Фонда ЖКХ по переселению из аварийного жилья;
- 6,7 млрд. рублей - софинансирование ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» [4, 5, 6, 7].
Учитывая, что основная доля вводимого жилья обеспечивается за счет средств частных инвесторов, представляется необходимым принять дополнительные меры, направленные на стимулирование строительства жилья, в том числе индивидуального, а именно:
1. Развитие некоммерческих форм жилищного строительства.
2. Поддержка новых проектов жилищного строительства, в том числе индивидуального.
В части проработки предложений по развитию промышленности строительных материалов и конструкций.
Развитие промышленности строительных материалов и конструкций представляется целесообразным осуществлять путем повышения спроса на строительные материалы, снижения себестоимости строительных материалов и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции на внутреннем и внешнем рынках.
1. С целью регулирования таможенных пошлин соответствующим федеральным органам исполнительной власти необходимо принять меры направленные на:
- временное установление ввозных таможенных пошлин на цемент;
- временное обнуление экспортных таможенных пошлин на цемент;
- отмену ввозных таможенных пошлин на оборудование и запасные части для промышленности строительных материалов, не производящиеся в Российской Федерации.
2. В целях создания и развития инфраструктуры для промышленности строительных материалов целесообразно соответствующим федеральным органам исполнительной власти с участием субъектов Российской Федерации разработать предложения по внесению изменений в законодательство, регулирующее градостроительную деятельность и иные нормативные правовые акты в части, касающейся:
- упрощения процедур и сокращения сроков до 6-12 месяцев получения исходноразрешительной документации на строительство жилых домов и объектов промышленности строительных материалов;
- сокращения сроков получения технических условий подсоединения к инженерным сетям и снижения стоимости технологического подключения вновь построенных жилых домов и предприятий по производству строительных материалов к сетям энергоснабжения и иным сетям инженерной инфраструктуры;
- снижения тарифов на подключение к инженерным сетям вновь построенных объектов и предприятий промышленности строительных материалов;
- обеспечения заинтересованности органов власти муниципальных образований в развитии инфраструктурных и индустриальных проектов путем финансирования за счет средств бюджетов всех уровней создания инженерной и транспортной инфраструктуры участков, предназначенных для строительства жилья и предприятий по производству строительных материалов;
- обеспечения заинтересованности организаций и предприятий в развитии и финансировании инженерной инфраструктуры;
- исключения возможности органов власти муниципальных образований произвольно возлагать обременения на организации и предприятия, осуществляющие строительство жилых и промышленных объектов.
3. В перечень системообразующих орга-
низаций и предприятий промышленности строительных материалов, претендующих на государственную поддержку в форме государственных гарантий по кредитам, целесообразно, в первую очередь, предоставлять государственную поддержку и дополнительно включать в перечень предприятия, использующие передовую энергосберегающую технологию.
4. Целесообразно увеличить формы оказания государственной финансовой поддержки системообразующим и градообразующим предприятиям и организациям промышленности строительных материалов путем:
- предоставления бюджетных кредитов предприятиям, использующим современную технику российского производства и высокоэффективные энерго- и ресурсосберегающие технологии для производства строительных материалов, изделий и конструкций, в том числе экспортирующим свою продукцию;
- частичного или полного погашения банковских ставок по кредитам, полученным в российских банках такими предприятиями;
- предоставления государственных гарантий по кредитам, полученным в российских и зарубежных банках.
5. Необходимо сформировать перечень приоритетных инвестиционных проектов, в который целесообразно включить: строительство новых предприятий по производству цемента, строительного стекла, стеновых материалов, сборных железобетонных изделий и конструкций, а также машиностроительных заводов по изготовлению оборудования для производства стройматериалов с использованием передовых энерго- и ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих производство продукции конкурентоспособной на внутреннем и международном рынке, ввод в эксплуатацию которых планируется осуществить в 2010-2012 годах.
В части стимулирования развития современных энергоэффективных и экологически чистых технологий
1. Соответствующим федеральным органам исполнительной власти с участием субъектов естественных монополий необходимо разработать предложения о временном регулировании тарифов на продукцию, работы и услуги естественных монополий, в части касающейся:
- энергоснабжения вновь введенных в эксплуатацию предприятий по производству цемента и стекла с использованием передо -вых, энергосберегающих технологий, как наиболее энергозатратных;
- транспортировки наиболее объемоемких строительных материалов, в частности, цемента и нерудных строительных материалов.
2. Подготовить предложения по введению налоговых преференций для предприятий, использующих новейшие научно-технические достижения в области производства строительных материалов, в том числе экологически чистые и ресурсосберегающие технологии.
3. Разработать меры государственной поддержки развития потенциала научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы строительной отрасли, включая поддержку отдельных инновационных проектов по созданию новых высокоэффективных технологий для производства стройматериалов.
Координация проектов жилищного строительства с программами развития тепловых и энергетических сетей.
В целях обеспечения взаимодействия и координации мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» с программами развития газовых и энергетических сетей в 2006-2008 годах в адрес ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и ОАО «ФСК ЕЭС» направлялась информация об объемах газа и размерах энергетических мощностей, необходимых для реализации инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства.
Данная предварительная информация формировалась на основании заявок, поступивших от субъектов Российской Федерации на конкурсный отбор субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и проектов по участию в реализации подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. При этом, особое внимание обращалось на экспериментальные инвестиционные проекты комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, отобранные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2007 г. № 265 «Об экспериментальных инвестиционных проектах комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства».
Минрегионом России планируется продолжить реализацию указанных мероприятий по обеспечению взаимодействия и коорди-
нации мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» с программами развития газовых и энергетических сетей в
2009 и последующих годах.
Информация об объемах газа и размерах энергетических мощностей, необходимых для реализации инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства в 2009 году, будет подготовлена по итогам конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и проектов по участию в 2009 году в реализации подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Предложения по подготовке кадров для строительной отрасли
1. Формирование системы образования специалистов всех уровней для предприятий промышленности стройматериалов включает:
- развитие системы непрерывного образования для кадрового обеспечения строительного комплекса, подготовки и переподготовки специалистов всех уровней для предприятий промышленности стройматериалов;
- принятие мер по развитию профессионального образования для строительных и профильных отраслей, привлечения бизнес-сообщества к подготовке кадров;
- предоставление льгот, дотаций и грантов для вузов, активно участвующих в подготовке специалистов по таким направлениям, как строительство, промышленность строительных материалов, ЖКХ, а также для техникумов и профессиональных училищ по подготовке специалистов среднего и низшего звена;
- учреждение профессиональных номинаций и премий на федеральном и региональных уровнях для поощрения лучших специалистов в профильных отраслях.
2. Необходимость государственной поддержки научно-исследовательских и опытно -конструкторских работ для создания новых высокоэффективных технологий, включает:
- государственную поддержку развития потенциала отраслевой научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы строительной отрасли, включая поддержку отдельных инновационных проектов и выделение средств на финансирование особо важных научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ по созданию новых высокоэффективных технологий и оборудования для производства стройматериалов;
- содействие интенсификации обмена научно-технической информацией в целях достижения высоких результатов в научных исследованиях;
- государственную поддержку малого и среднего бизнеса в сфере внедрения новых технологий;
- повышение престижности строительных профессий и решение проблемы занятости населения в кризисных условиях.
3. Рост потребности в трудовых ресурсах ставит задачу подготовки рабочих специальностей, отвечающих потребностям экономического развития, при этом вопрос об адекватности системы подготовки кадров новым потребностям рынка труда является чрезвычайно актуальным.
Мощность учреждений начального и среднего профессионального образования должна соответствовать потребностям в обучении рабочим специальностям населения.
Модернизацию начального и среднего профессионального образования планируется осуществить в следующих направлениях:
- интеграция учреждений начального и среднего профессионального образования в профессиональные комплексы;
- налаживание связей между предприятиями - работодателями и учреждениями начального и среднего профессионального образования, формирование их положительной репутации и брендов.
Создание профессиональных комплексов будет осуществлено по принципу объединения начальных и средних профессиональных учреждений с необходимой лабораторной и производственной базой, центрами переподготовки и повышения квалификации кадров, а также центрами дистанционного профессионального образования. Управление такими комплексами будут осуществлять советы, включающие представителей работодателей, либо профессиональные операторы. При финансировании будут задействованы механизмы государственного и частного партнерства.
Диспропорции на рынке труда существуют и в профессионально-квалификационном аспекте. Среди безработных граждан преобладают маловостребованные в современных условиях категории трудовых ресурсов, устойчиво доминирующих на рынке труда.
Меры по снижению оттока молодежи
будут осуществлены путем развития базы учреждений высшего профессионального образования, создания условий для возвращения молодежи, обучающихся в ВУЗах западных регионов страны, а также путем предоставления им возможностей быстрого карьерного роста на вновь создаваемых рабочих местах. Кроме того, будут реализованы меры по финансовой поддержке социально-бытового обустройства молодежи на кредитной основе.
Увеличение демографического потенциала населения является ключевым аспектом развития.
Основным способом привлечения трудоспособной молодежи станет организованный набор выпускников ПТУ из числа сирот и демобилизованных военнослужащих из неперспективных сел.
При этом создание комфортной среды обитания человека является совместной задачей государства, местного самоуправления и бизнеса.
Государственная политика стимулирования жилищного строительства должна учитывать передислокацию производительных сил и концентрацию населения в зонах опережающего экономического развития. С учетом планируемого роста населения на этой территории потребуется введение в эксплуатацию нового доступного и комфортного жилья. Кроме того, необходима замена ветхого и аварийного жилья, актуальна интенсивная многоэтажная массовая застройка. В остальных случаях приоритет будет отдан малоэтажному строительству с использованием каркасных и объемно-модульных технологий, а также строительству коттеджей.
Это подтверждают и публикации в периодической печати [1, 3]. Так, по мнению
А.А. Белякова «У России есть альтернативный вариант социально-экономического развития
- индивидуальное жилье. Неудовлетворенный в России спрос на индивидуальное жилье превышает 2 трлн долл.» [3, с. 1].
Таким образом, дополнительные меры государственной поддержки должны существенно повысить сбалансированность на рынке жилья.
Представляется, что деятельность всех участников рынка ипотечного капитала должна осуществляться на единых принципах, базироваться на коммерческих интересах и соблюдении законов ведения бизнеса.
Принципами участия государства в отношении банковского сектора могут стать:
ипотечного жилищного кредитования в Чувашии»: сборник статей. - Чебоксары, 2003. - С. 10-12.
2. Баркова О.И. Ипотечное кредитование как механизм финансового обеспечения национального проекта I О.И. Баркова, А.И. Гончаров I I Экономический анализ: теория и практика. -2007.- N 21. - С. 31-38.
3. Беляева Н.А. Ипотечное кредитование I Н. А. Беляева I I Консультант бухгалтера. - 2007. - N 12. - С. 7B-83.
4. Жилищное строительство и ипотека!! Волга-Бизнес. - 2004. - N3. - С. 53-54.
5. Зельднер А. Г. Жилищное строительство и ипотека в России I А.Г. Зельднер, В.К. Южелев-скийНЭКО: Экономика и организация промышленного производства. - 2004. - N8. - С. 38-49.
B. Разумова И.А. Ипотечное кредитование: учебное пособие для вузов I И. А. Разумова . - 2е изд. - СПб. [и др.]: Питер, 2009. - 298 с. -(Учебное пособие).
7. www.cap.ru
S.N. Yegorov. CONCERNING ADDITIONAL MEASURES OF THE STATE SUPPORT OF THE MARKET HOUSING DEVELOPMENT.
In the article it is given the description of housing market in Russiafrom 2007 till the beginning of 2009. In the second part of 2008 world financial crisis exerted influence on the housing mortgage lending. So the author shows in the article such problems as:
- reduction of placed in operation dwelling's growth rate;
- almost total suspension of house-building crediting;
- sharp reduction of housing mortgage lending given to people.
The author considers that it's necessary to take complementary arrangements directed to stimulation of house-building including individual. There are some complementary arrangements of state support of house-building market development offered in the article:
1) in part of developmental work on proposal of the building material industry development;
2) in part of modern energy efficient and environmentally appropriate technology development stimulation;
3) the house-building project coordination with the heat and energy network plans for expansion;
4) the proposals of manpower training for building industry.
ЕГОРОВ Сергей Николаевич, родился 1982 г., окончил аспирантуру Высшей школы экономики (2GG7), соискатель ФГОУВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». Автор 7 работ.
- невмешательство в оперативную деятельность кредитных организаций;
- недопущение привилегий для отдельных кредитных организаций или их клиентов; соблюдение антимонопольного законодательства;
- обеспечение развития законодательных основ системы регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций и др.
Резюмируя, можно отметить, что развитие ипотечного кредита на рыночной основе способно вывести страну не только инвестиционного, но и инфляционного кризиса, отвлекая средства из текущего оборота во внутреннее накопление.
Литература
1. Банюк С. Т. Жилищное строительство в Чувашской Республике / С. Т. Банюк // Научнопрактическая конференция «Развитие системы