86
I
ПЕДАГОГИКА
Многоуровневый личностно-ориентированный принцип обучения врачей — будущих мануальных терапевтов в соединении с операционально-деятельностным подходом целесообразен и эффективен и может быть рекомендован как один из возможных способов подготовки специалистов.
Литература
1. Каминский Ю.В., Беляев А.Ф. Марченко И.З. Аномалии развития позвоночника. — Владивосток : Медицина ДВ, 2004.
2. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Молчанов Е.С. и др. Врач-педагог в изменяющемся мире: Традиции и новации / под ред. Н.Д. Ющука. — М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.
УДК 614.23:378.661(571.63):378.018.48 В.Г. Ушаков, С.А. Егошина
О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВРАЧЕЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ВЛАДИВОСТОКСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Департамент здравоохранения администрации Приморского края (г. Владивосток)
Ключевые слова: дополнительное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка.
Основной задачей департамента здравоохранения администрации Приморского края является проведение единой государственной политики в области охраны здоровья граждан в субъекте Российской Федерации — Приморском крае — и реализация прав жителей Приморского края на охрану здоровья и медицинскую помощь. Главная стратегическая цель здравоохранения — повышение доступности, качества и эффективности медицинской помощи — может быть достигнута только профессионально компетентными руководителями и специалистами. В соответствии с положением № 39-па о департаменте здравоохранения администрации Приморского края, утвержденном 15 февраля 2007 г., департамент реализует следующие полномочия:
• координация деятельности по подготовке кадров в области охраны здоровья граждан;
• определение порядка переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников.
Деятельность департамента в этом разделе осуществляется в соответствии со ст. 54 «Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью» Основ Законодательства Российской Феде-
3. Иваничев Г.А. Мануальная медицина (Мануальная терапия). — Казань, 2000.
Поступила 01.02.2007.
THE MULTILEVEL PRINCIPLE OF TRAINING OF MANUAL MEDICINE A.F. Belyaev, E.E. Shiryaeva Vladivostok State Medical University,
Primorsky institute of the vertebro-neurology and manual medicine (Vladivostok)
Summary — The principles of training of manual medicine at the Vladivostok state medical university are stated. The 8-lelels system of the specialist training is described from which four levels are before graduation. The role of scientific researches in the system formation of the clinical physician is emphasized.
Pacific Medical Journal, 2007, No. 2, p. 84—86.
рации об охране здоровья граждан и направлена на реализацию прав медицинских и фармацевтических работников на совершенствование профессиональных знаний и переподготовку согласно ст. 63 «Социальная поддержка и правовая защита медицинских и фармацевтических работников». При проведении данной работы департамент стремится к соблюдению принципа непрерывности образования и последовательности видов дополнительного образования специалистов, предоставлению им возможности повышать свою квалификацию не реже 1 раза в 5 лет.
Работу по обеспечению отрасли компетентными медицинскими кадрами и поддержанию их квалификации на высоком уровне департамент осуществляет в тесном взаимодействии с факультетом повышения квалификации и профессиональной переподготовки медицинских работников ГОУ ВПО «Владивостокский государственный медицинский университет Росздрава» (ВГМУ).
Организация в вузе в 1982 г. факультета усовершенствования врачей позволила получить дополнительное образование в первый год его работы, не выезжая за пределы края, всего 56 врачам (7,3% от всех специалистов, повысивших квалификацию в 1982 г.), и только по четырем врачебным специальностям: педиатрия, терапия, хирургия, акушерство и гинекология. Результатом открытия в последующие годы новых кафедр и курсов, составления календарных планов факультета в соответствии с потребностями практического здравоохранения, преподавания на высоком уровне, организации выездных очно-заочных циклов стал рост числа врачей края, получающих дополнительное образование на факультете. Количество специалистов, повысивших квалификацию на факультете в 2006 г., достигло 2884 человек, что составило 99,6% от общего числа врачей, повысивших квалификацию за этот год (рис.).
Всего за 25 лет на факультете получили дополнительное образование на бюджетной основе по 47 специальностям 32050 врачей, работающих в лечебнопрофилактических учреждениях, подведомственных
ПЕДАГОГИКА
87
Таблица
Итоги обучения врачей первичного звена за 2006 год (по учебно-производственному плану и в рамках нацпроекта)
Вид дополнительного образования Врачи-терапевты участковые Врачи-педиатры участковые Врачи общей практики Всего
Профессиональная переподготовка 14 2 34 50
Общее усовершенствование 3 8 0 11
Сертификационные циклы 42 61 0 103
Тематическое усовершенствование 336 231 52 619
Итого: 395 302 86 783
департаменту. Работа по дополнительному образованию принесла следующие результаты: 98,4% врачей края (6826 из 7200) имеют сертификаты специалистов; 52,8% (3803 из 7200) аттестованы на квалификационные категории.
Совместная работа департамента и факультета осуществлялась в 2006 г. и в рамках приоритетного национального проекта в здравоохранении, одной из задач которого является развитие первичной медико-санитарной помощи, включая подготовку и переподготовку врачей первичного звена. Для подготовки врачей первичного звена письмом Мин-здравсоцразвития России № 4434-ВС от 22.09.2005 г. «О повышении квалификации врачей первичного звена здравоохранения» за Приморским краем был закреплен Владивостокский государственный медицинский университет. Обучение специалистов первичного звена в 2006 г. осуществлялось в соответствии с приказом департамента здравоохранения № 442-о от 17.11.2005 г. «О порядке организации подготовки и переподготовки врачей первичного звена здравоохранения» по учебно-производственному плану ВГМУ и госконтракту на дополнительную подготовку между Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию РФ и ВГМУ (100 врачей в 2006 г.).
Таким образом, в 2006 г. дополнительное образование врачей первичного звена осуществлялось в 79% случаев на циклах тематического усовершенс-
Т
1982 г.
2006 г.
1991 г.
ФПКИППВГМУ
вузы за пределами края
Рис. Удельный вес врачей, повысивших квалификацию на факультете, от общего числа врачей, повысивших квалификацию за год.
твования, в 13,2% — на сертификационных циклах, в 6,4% — на циклах профессиональной переподготовки и 1,4% — на циклах общего усовершенствования (табл.).
Из 498 участковых терапевтов (по состоянию на 01.12.2006 г.) дополнительное образование получили 255 человек (51,2%). Это составило в среднем по 1,5 цикла на 1 специалиста (174 врача обучились на первом цикле, 46 — на втором, 14 — на третьем, 18 — на четвертом и 3 врача — на пятом цикле). Из 461 участкового педиатра (по состоянию на 01.12.2006 г.) дополнительное образование получили 216 человек (46,9%). Это составило в среднем по 1,4 цикла на 1 специалиста (146 врачей обучились на первом цикле, 55 — на втором, 14 — на третьем и 1 врач — на четвертом цикле). 34 врача прошли профессиональную переподготовку по специальности «общая врачебная практика (семейная медицина)».
В связи с поставками в рамках приоритетного национального проекта диагностического оборудования по ходатайству департамента ВГМУ проводит в текущем году циклы тематического усовершенствования «Гистероскопия в гинекологии» для акушеров-гинекологов и «Лучевая диагностика заболеваний молочной железы» для рентгенологов.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что вклад факультета в последипломную подготовку приморских медиков огромен. Применение на практике знаний, полученных в результате дополнительного образования, позволяет решать конкретные задачи по повышению доступности, качества и эффективности медицинской помощи жителям Приморского края.
Поступила в редакцию 13.02.2007.
ABOUT POSTGRADUATE EDUCATION
OF PRIMORYE’ PHYSICIANS AT DEPARTMENT
OF POSTGRADUATE EDUCATION
OF THE VLADIVOSTOK STATE MEDICAL UNIVERSITY
V.G. Ushakov, S.A. Egoshina
Department of public health of Administration
of Primorsky Krai (Vladivostok)
Summary — This article is the report on teamwork of the Vladivostok state medical university and department of public health of Administration of Primorsky Krai on postgraduate training of specialists. Normative documents are quoted; the increased dynamics in number of the physicians trained on the basis of VSMU in 1982-2006 is shown.
Pacific Medical Journal, 2007, No. 2, p. 86—87.