УДК 614.23:378.018.46:378.661(571.63)
Ю.В. Каминский, В.И. Колесников
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВГМУ И НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
К 25-ЛЕТИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ФАКУЛЬТЕТА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ1
Владивостокский государственный медицинский университет
Ключевые слова: факультет, вуз, медицина, последипломное обучение.
В 2008 г. нашему университету исполнится 50 лет. Половину своей истории ВГМУ прошел вместе с факультетом повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, который был создан в соответствии с приказом МЗ РСФСР № 694 от 10.12.1981 г. как факультет усовершенствования врачей (ФУВ). В марте 1982 г. были приняты первые слушатели, в связи с чем в текущем году факультет отмечает 25-летний юбилей.
В начале пути факультет повышения квалификации (ФПК) включал всего две кафедры (терапии и педиатрии) и два курса (хирургии с судовой медициной и акушерства и гинекологии) в составе соответствующих кафедр института. В течение первых пяти лет работы факультета количество слушателей составляло от 168 до 337 в год (рис. 1). В период становления дополнительного образования в ВГМУ огромная работа была проделана сотрудниками нашего вуза, стоявшими у истоков факультета. Это канд. мед. наук, проф. Р.М. Севериненко, возглавлявшая ФПК с 1983 г. на протяжении 11 лет, канд. мед. наук, проф. Г.И. Хо-лошина, заведовавшая кафедрой терапии ФПК, д-р. мед. наук, проф. А.Ф. Малышев, заведовавший кафедрой морской медицины, канд. мед. наук, проф. Н.Н. Перельштейн, заведовавшая кафедрой педиатрии ФПК, канд. мед. наук, проф. Л.А. Кайгородова, заведующая курсом акушерства и гинекологии ФПК и многие другие. Становление факультета было бы невозможно без тесного сотрудничества с органами управления здравоохранением Приморского края. С самого начала совместной и, как показала 25-летняя практика, продуктивной работы по кадровому обеспечению здравоохранения Приморья сохраняется полное взаимопонимание с ответственными сотрудниками отдела профессиональной подготовки и управления персоналом департамента здравоохранения АПК — заведующей отделом С.С. Лавреновой и консультантом отдела С.А. Егошиной.
В последующем непрерывно шла организация новых кафедр и курсов, отражавшая рост потребности органов здравоохранения в подготовке специалистов. В 1984 г. курс морской медицины стал самостоятель-
1 Материалы к юбилейному докладу на ученом совете Владивостокского государственного медицинского университета.
ной кафедрой. В 1987 г. был открыт курс наркологии в составе кафедры психиатрии института, а с 1989 г. этот курс реорганизован в кафедру наркологии и психотерапии с курсом рефлексотерапии ФПК. С 1990 г. курс рефлексотерапии стал самостоятельной кафедрой традиционной медицины. В 1991 г. открыт курс проф-патологии в составе кафедры терапии медико-профилактического факультета, ставший впоследствии самостоятельным курсом, а затем и кафедрой. В 1992 г. открыт самостоятельный курс клинической аллергологии и иммунологии, в 1993 г. — курс медицинской реабилитации и физиотерапии. В 1996 г. на базе кафедры патологической анатомии и Приморского института региональной патологии создан курс морфологии. В 1997 г. кафедра психиатрии, наркологии и психотерапии реорганизована в кафедру психиатрии, наркологии, психотерапии с курсом сексологии ФПК, открыт курс неотложных состояний при кафедре анестезиологии и реанимации, курс медицинской реабилитации и физиотерапии реорганизован в курс курортологии и физиотерапии. В 1998 г. курсы акушерства и гинекологии, аллергологии и иммунологии введены в состав кафедры хирургии детей и подростков ФПК, созданы курсы валеологии и мануальной медицины, клинической лабораторной диагностики, а кафедра морской медицины объединена с кафедрой общей хирургии университета. Закрепленная ранее за ФПК кафедра функциональной диагностики с курсом лучевой диагностики в 2005 г. в виде соответствующих курсов введена в состав кафедр факультетской терапии и онкологии ВГМУ. В том же году кафедры восстановительной и мануальной медицины, традиционной медицины ФПК и рефлексотерапии с курсом гомеопатии и биорезонансной терапии объединены в кафедру восстановительной медицины, мануальной медицины и рефлексотерапии. В 2006 г. курс клинической фармакологии реорганизован в кафедру.
В настоящее время в составе факультета повышения квалификации работают: кафедра терапии ФПК, кафедра педиатрии с курсом иммунологии и аллергологии ФПК, кафедра хирургии детей и подростков с курсом акушерства и гинекологии ФПК, кафедра психиатрии, наркологии, психотерапии, сексологии ФПК, кафедра анестезиологии, реанимации, интенсивной терапии и СМП, кафедра восстановительной медицины, мануальной медицины и рефлексотерапии, кафедра клинической фармакологии, курс клинической лабораторной диагностики. Кроме того, на основании ряда нормативных документов и в связи с запросами департаментов здравоохранения субъектов Дальневосточного федерального округа к работе по повышению квалификации врачей и среднего медицинского персонала дополнительно привлечены 34 кафедры ВГМУ.
Очередным этапом в создании системы непрерывного медицинского образования явилась реорганизация приказом МЗ СССР № 387 от 30.12.1993 г. ФУВа в факультет последипломного профессионального образования (ФППО), куда был передан ранее
|| Терапия
350
300
|:250
:
I 200
§ 150 І 100
50
Педиатрия | | Хирургия Акушерство і
) и гинекология
II
I !■
1982 г.
■II
1983 г.
I
1984 г.
III
1985 г.
Морская
медицина
337
II
1986 г.
Рис. 1. Дополнительное образование врачей в ВГМУ в 1982-1986 гг.
| План приема На договоре || Подготовлено
--------- Сверх плана (на бюджете)
8000 г 7000
§
8 6000
0
:
1 5000
зг
§ 4000
о ф
„§ 3000 2000
1000
Рис. 2. Дополнительное образование врачей в ВГМУ в 2002-2006 гг.
самостоятельный отдел интернатуры и методическое руководство процессом подготовки интернов на базах лечебно-профилактических учреждений края. В связи с открытием в 1994 г. на базе ВГМУ клинической интернатуры этот раздел последипломной подготовки также был передан в ведение ФППО с последующим включением в состав факультета и клинической ординатуры. Приказом МЗ РФ № 227 от 28.07.1998 г. создан Дальневосточный базовый центр профессионального образования и повышения квалификации специалистов государственной санитарно-эпидемиологической службы, являющийся сегодня уникальной структурой в Дальневосточном федеральном округе.
Таким образом, в ВГМУ сложилась стройная система последипломного и дополнительного профессионального образования. Последипломное образование включает в себя интернатуру (клиническую и практического здравоохранения), клиническую ординатуру, аспирантуру и докторантуру (два последних вида относятся к деятельности научной части ВГМУ). Дополнительное образование согласно приказу Минобразования Российской Федерации № 2571 от 06.09.2000 г. «Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов» и более ранних нормативных документов состоит из повышения квалификации (циклы тематического, общего усовершенствования, сертификационные и аттестационные циклы), профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности и получения дополнительной квалификации и стажировки.
Координация подготовки специалистов основана на взаимодействии кафедр и курсов университета с учебно-методическими советами ФПК по высшему и среднему дополнительному образованию, координационным советом по последипломному, дополнительному образованию и сертификации, работу которого возглавляет ректор ВГМУ. В состав последнего помимо работников вуза входят специалисты депар-
тамента здравоохранения АПК и Управления здравоохранения г. Владивостока, а также другие заинтересованные лица. Всего за год проходит 12 заседаний названных советов. Вопросы, связанные с последипломным и дополнительным этапами образования регулярно рассматриваются на ученом совете ВГМУ.
В настоящее время ежегодно на базе университета проходят обучение свыше 5000 специалистов (рис. 2). Из них более 1000 человек обучаются на договорных условиях, что является существенным подспорьем для вуза, испытывающего хронический недостаток в финансировании из федерального бюджета. При этом из года в год происходит уменьшение количества врачей, обучающихся сверх плана на бюджете, что находится в соответствии с последним инструктивным письмом Минздравсоцразвития России от 31.10.2006 г. № 5727-ВС «О порядке проведения выездных циклов».
Основной формой подготовки специалистов являются сертификационные циклы, их количество составляет 150-190 в год (около 2000 врачей). Вклад циклов тематического усовершенствования в систему непрерывного образования стажированных врачей, к сожалению, ниже. Однако в последние два года, в том числе и в связи с реализацией в ВГМУ приоритетного национального проекта «Здоровье», их число увеличилось до 140 с расширением и тематического разнообразия. Увеличение числа и вариантов тематики циклов следует рассматривать как положительную тенденцию в организации подготовки специалистов, поскольку именно они позволяют заполнить информационную нишу в перерыве между сертификационными циклами, проводимыми один раз в 5 лет, и закрыть проблемные вопросы ежедневной практической работы более 1500 специалистов.
23 декабря 2005 г. Постановлением Правительства РФ № 803 утверждена межотраслевая федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг. Стратегическими ее целями являются совершенствование содержания и технологий образования,
развитие системы обеспечения качества образовательных услуг, повышение эффективности управления и совершенствование экономических механизмов в сфере образования. Один из важнейших целевых индикаторов программы — удельный вес численности занятого населения, прошедшего повышение квалификации и профессиональную переподготовку. В условиях реформирования здравоохранения наш вуз готов предоставить стажированным врачам возможность получить новые специальности на циклах профессиональной переподготовки, организация и проведение которых регламентируются Постановлением Правительства Российской Федерации № 213 от 10.03.2000 г. «О внесении изменений и дополнений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» и приказом Минобразования Российской Федерации № 2571 от 06.09.2000 г. «Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов». Количество врачей, обученных на подобных циклах, значительно возросло по сравнению с началом организации проведения профессиональной переподготовки и составляет в настоящее время около 600—700 человек в год.
Самой распространенной формой подготовки является проведение циклов повышения квалификации на клинических базах университета. Вместе с тем около 500—700 (более 1000 в 2006 г.) специалистов проходят обучение во время проведения выездных циклов в Приморском крае. Порядка 300 врачей готовятся при проведении выездных циклов в других субъектах федерального округа, небольшое количество врачей из них приезжают к нам в университет. В рейтинге специальностей (Т0П-10), наиболее востребованных для последипломного обучения, традиционно в течение ряда лет первые три позиции занимают терапия, педиатрия и профпатология, лидирующие с большим отрывом от других кафедр. Количество слушателей по этим специальностям составляет от 350 до 780 человек в год. Вместе с ними в ТОП-10 входят специальности кафедр реанимации, анестезиологии, интенсивной терапии и СМП, инфекционных болезней, психиатрии, наркологии, психотерапии и сексопатологии, курса акушерства и гинекологии, а также специальности, востребованные на кафедрах восстановительной медицины и дерматовенерологии, что, вероятно, отражает конъюнктуру современного рынка медицинских услуг.
Эффективная работа лечебно-профилактических учреждений и качество оказания медицинской помощи населению во многом зависят от обеспечения отрасли компетентными, высококвалифицированными кадрами. Решение этой задачи неразрывно связано с созданием системы постоянного контроля качества подготовки специалистов на этапе последипломного и дополнительного образования. С этой целью в соответствии со статьей 54 «Основ законодательства
11 Кол-во врачей Кол-во сертификатов --------- %
100 90 80 70 60 | 50 | 40 I 30 20 - 10
1997 г. 1999 г. 2001г. 2004 г. 2006 г.
Рис. 3. Сертификация врачей в Приморском крае в 1997-2006 гг.
Российской Федерации об охране здоровья граждан» и приказом Минздрава РФ № 286 от 19.12.1994 г. «Об утверждении Положения «О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности» с 1995 г. в ВГМУ введена сертификация специалистов. На ФПК был создан отдел сертификации, разработаны организационнометодические положения о порядке сертификации, утверждены рабочие программы, экзаменационные подкомиссии, квалификационные тесты по различным специальностям, создана головная сертификационная комиссия (ныне преобразована в координационный совет по последипломному, дополнительному образованию и сертификации). С самого основания и по настоящее время отделом сертификации ФПК заведует канд. мед. наук, доцент Е.А. Борисенко.
Следует отметить, однако, что в работе по сертификации и ранее, и теперь имеются определенные сложности вследствие несовершенства, а иногда и противоречивости регламентирующих ее документов. В январе 2000 г. приказ № 286 был отменен в связи с отказом Минюста РФ в его регистрации и введен приказ МЗ РФ № 337 от 27.08.1999 г. «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации». Для решения вопросов допуска к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности было рекомендовано руководствоваться приказом МЗ СССР № 418 от 13.05.1989 г. «Об утверждении новой редакции «Перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и получение звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью», утвержденного приложением № 1 к приказу МЗ СССР № 990 от 21.10.1974 г.». Тем не менее обнадеживает то, что Минздравсоцразвития РФ в настоящее время проводит работу по пересмотру приказа МЗ РФ № 337, в связи с чем в январе 2007 г. ВГМУ совместно с департаментом здравоохранения АПК внес свои предложения и рекомендации по формированию новой редакции номенклатуры.
За 11 лет работы отдела сертификации ФПК достигнуты определенные результаты. Сертификация специалистов с высшим образованием проводится по 82 специальностям, всего за это время проведено около 35 тысяч сертификационных экзаменов. На 01.01.2007 г. 98,4% врачей Приморского края имели сертификаты, что значительно выше данного показателя по Российской Федерации (рис. 3). Вместе с тем ФПК ВГМУ вносит свою лепту в работу по сертификации специалистов и других субъектов Дальневосточного федерального округа при проведении выездных циклов на Сахалине, Камчатке, в Якутии, Магаданской и Амурской областях, Еврейской автономной области.
В 1999 г. начата работа по обучению и сертификации средних медицинских работников. Она проводится по 22 специальностям из 29 разрешенных номенклатурой. Число подготовленных специалистов за последние восемь лет увеличилось с начала подготовки в 2,5 раза, за это время сертифицировано около 1800 фельдшеров и медицинских сестер. Одним из наиболее перспективных направлений последипломной подготовки средних медицинских работников является обучение по гигиеническим специальностям, фармации и стоматологии в связи с открытием в ВГМУ в 2000-2001 гг. стоматологического и фармацевтического факультетов.
С 2000 г. ФПК ВГМУ проводит работу по продлению и подтверждению выданных ранее сертификатов в связи с истечением их пятилетнего срока действия. С тех пор около 13 тысяч специалистов подтвердили свои сертификаты, сдав квалификационный экзамен в стенах университета. В настоящее время 100% профессорско-преподавательского состава ВГМУ имеет сертификаты по основной специальности. Многие из них получили сертификаты по 2 и 3 смежным специальностям, что было необходимо для полноценного осуществления лечебно-диагностической и педагогической деятельности.
Наиболее тесное взаимодействие между ФПК ВГМУ и территориями Дальнего Востока в организации последипломного и дополнительного образования (наряду с Приморским краем) установлено с Сахалинской областью. Это касается как повседневной работы в рамках учебно-производственного плана ФПК, так и работы в части кадрового обеспечения приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в соответствии с государственным заданием на дополнительную подготовку врачей в 2006 и 2007 г. В 2004 г. было открыто представительство ВГМУ на Сахалине в связи с решением Минздравсоцразвития РФ № 338-ВС от 22.09.2004 г. «О создании представительства Владивостокского медицинского университета в г. Южно-Сахалинске». Его основными функциями являются удовлетворение потребностей медицинских работников в новейших достижениях в области медицины, организация и проведение обучения интернов, врачей и средних медицинских работников, работа по профориентации среди школьников, проведение на-
учных исследований и консультативная деятельность, экспертиза территориальных медицинских программ.
В 2001 г. в университете создан факультет военного обучения, поэтому особое внимание придается последипломному и дополнительному образованию врачей силовых ведомств. Актуальность проблемы последипломного образования в этом смысле связана с приведением в соответствие уровня подготовки военных врачей к единому государственному стандарту. В настоящее время на сертификационных циклах, циклах тематического усовершенствования и профессиональной переподготовки обучаются около 200-250 врачей из силовых структур.
Контроль качества подготовки на дополнительном этапе образования является многоуровневым и включает оценку исходного, текущего и итогового уровней знаний и овладения основными практическими умениями и навыками. Организована обратная связь с департаментами здравоохранения субъектов Дальневосточного федерального округа, лечебнопрофилактическими учреждениями и органами госсанэпиднадзора по контролю качества подготовки слушателей на циклах повышения квалификации. Проводится анонимное анкетирование слушателей по разработанной учебно-методическим советом анкете. На ректорате, координационном и ученом советах вуза, учебно-методическом совете ФПК с участием главных специалистов и руководителей здравоохранения заслушиваются периодические отчеты заведующих кафедрами о качестве подготовки слушателей циклов повышения квалификации, анализируются и разрабатываются оперативные меры по устранению замечаний заказчиков - органов практического здравоохранения и ассоциаций специалистов.
Несомненный прогресс отмечается и в организации последипломного образования. До 2004 г. ВГМУ имел лицензию на обучение в клинической интернатуре и ординатуре по 11 и 13 специальностям соответственно. В 2004 г. после интенсивной работы сотрудников университет получил лицензию на обучение в интернатуре по 22 и в ординатуре по 28 специальностям. В начале 2007 г. подана заявка на получение лицензий еще по 7 специальностям для обучения в клинической интернатуре и по 10 - для обучения в клинической ординатуре. Ежегодно в клинической интернатуре обучается около 145-190 выпускников, в клинической ординатуре — 165-180 ординаторов первого и второго года обучения.
Как известно, качество любой работы или услуги наряду с качеством структуры, производственных процессов и управления определяется кадровым составом, обеспечивающим этот процесс. Поэтому одной из главных составляющих эффективной работы факультета является кадровый потенциал его преподавателей. В настоящее время в составе кафедр ФПК работают 15 докторов и 43 кандидата медицинских наук, в том числе 16 профессоров и 22 доцента. Остепененность всех сотрудников кафедр факультета
составляет 81%. Очень многие из них являются ключевыми фигурами здравоохранения Приморья — управленцами и главными специалистами, руководителями центров и ассоциаций врачей по специальностям.
В 2001 г. были получены 50 образовательных стандартов нового поколения для подготовки на последипломном и дополнительном этапах образования. В 2006 г. университетом приобретены новые квалификационные тесты по 37 специальностям, над электронной версией которых работают наши сотрудники; по некоторым из них (терапия, педиатрия, стоматология и др.) уже сейчас аттестационный экзамен проводится на компьютере. Только в течение последних трех лет кафедрами факультета создано 112 новых рабочих программ и переработаны имеющиеся, издано 55 методических рекомендаций и учебных пособий, 10 монографий, опубликованы 424 научные работы.
ФПК ВГМУ постоянно совершенствует формы и методы проведения циклов повышения квалификации и расширяет их тематику. В течение последних лет начата подготовка по детской эндокринологии, восстановительной медицине, судебно-психиатрической экспертизе, детской урологии-андрологии, ряду стоматологических специальностей (ранее стоматологи, зубные врачи и техники вынуждены были повышать свою квалификацию в других субъектах федерального округа и за его пределами). В 2005—2007 гг. проведено большое количество циклов тематического усовершенствования по различным смежным специальностям, актуальным для врачей первичного звена здравоохранения. В ближайшее время планируется проведение циклов переподготовки по сердечно-сосудистой и торакальной хирургии, сертификационных циклов и тематического усовершенствования по фармации, циклов тематического усовершенствования по
клинической психологии и другим специальностям. ФПК ВГМУ практически полностью может удовлетворить потребность в повышении квалификации специалистов здравоохранения Приморского края, а во многом — других субъектов Дальневосточного федерального округа. В ряде случаев, например по специальностям медико-профилактического профиля, профессиональным болезням и восстановительной медицине, предлагаемые сегодня ВГМУ циклы являются уникальными для вузов Дальнего Востока.
В соответствии с упомянутой выше федеральной целевой Программой развития образования на 2006—2010 гг. широко внедряются заочно-очные формы обучения с включением модульного принципа в методическое оснащение заочной части цикла. Для самостоятельной работы врачей и организации обратной связи с лечебно-профилактическими учреждениями в июне 2006 г. создана интернет-страница ФПК на сайте ВГМУ, где представлены квалификационные требования по терапии, педиатрии и общей врачебной практике (семейной медицине), методические пособия по различным темам, клинические рекомендации, тесты и специальные задачи, методические материалы по оформлению курсовых работ и дневников, списки рекомендуемой литературы, расписание проведения циклов и т.д. В учебном процессе применяются программные продукты, включающие электронные учебники, пособия, ситуационные задачи и тесты. С 2006 г. кафедра клинической фармакологии ФПК ВГМУ в соответствии с договором со Смоленской государственной медицинской академией проводит дистанционное обучение врачей по двум лицензированным Минзравсоцразвития РФ программам антимикробной терапии в клинике внутренних болезней и социально значимых инфекций.
Сегодня факультет повышения квалификации представляет собой вполне сформированную логистически, достаточно мощную структуру для осуществления последипломного и дополнительного образования врачей. ФПК ВГМУ занимает 10-е место в рейтинге по среднегодовому контингенту слушателей среди факультетов повышения квалификации 43 медицинских вузов Российской Федерации, входящих в структуру Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (рис. 4). Следует отметить также, что Владивостокский государственный медицинский университпт по этому же показателю является ведущим среди медицинских вузов Дальневосточного федерального округа, находящихся в ведении Росздрава.
В последнее время во всем мире возрастает интерес к медицинскому образованию. Обсуждается его концепция и стандарты, связь с качеством медицинской помощи и перспективы базового, последипломного и непрерывного медицинского образования. Генеральной стратегией государства в части кадровой политики здравоохранения является обеспечение качества подготовки и наличие высокого уровня профессиональной
УДК 61:378.661
И.И. Косарев, Т.Б. Уткина, Э.А. Ягубянц
МЕНЯЮЩИЕСЯ ТЕНДЕНЦИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Московская медицинская академия
им. И.М. Сеченова
Ключевые слова: высшая школа, педагогика.
Вступивший в третье тысячелетие мир привнес
в систему образования свои отличительные черты
[1-3]:
• появились новые профессии и специальности, востребованные экономикой и развивающейся социальной инфраструктурой;
• изменился рейтинг специальностей (профессий) в общественном сознании;
• увеличились темпы роста объема информации (удвоение каждые пять лет);
• появились задачи, решение которых не под силу отдельным, даже высокоразвитым, странам, в связи с чем возникла потребность в интеграции усилий государств в интеллектуальной сфере деятельности;
• упрочилось международное сотрудничество в сфере образования как следствие глобализации экономики;
• введены образовательные стандарты, устанавливающие единые подходы к аттестации специалистов и правовому регулированию их статуса;
• формируются новые границы европейского образовательного сообщества на принципах Болонской декларации.
компетенции работников отрасли, что возможно только при образовании «через всю жизнь». Эти положения в соответствии с современной концепцией развития здравоохранения Российской Федерации рассматриваются в качестве основы для достижения высокого уровня медицинского обслуживания населения.
Поступила в редакцию 05.03.2007.
DEPARTMENT OF POSTGRADUATE EDUCATION OF VSMU AND CONTINUOUS MEDICAL EDUCATION Yu.V. Kaminsky, V.I. Kolesnikov Vladivostok State Medical University
Summary — The materials to the anniversary report on an academic council of the Vladivostok state medical university, devoted to the 25-anniversary of the department of postgraduate education. The history of development of postgraduate education in high school is submitted, the normative documents regulating training and retraining of specialists are resulted. It is marked, that general strategy of the state regarding personnel selection of public health is maintenance of quality of education and high level of the professional competence of physicians that is possible only at education «through the whole life». These positions, according to the modern concept of development of public health of the Russian Federation, are considered as a basis for the high level of medical help to the population.
Pacific Medical Journal, 2007, No. 2, p. 5—10.
В мире сложились три образовательных пространства: англо-саксонское, европейское и восточно-азиатское [2, 12]. Свести их воедино весьма проблематично, да в этом и нет необходимости. Унификация образования полезна лишь при сохранении и развитии устоявшихся традиций. Разрушение их пагубно для культуры любого государства. «Без культурной составляющей, — утверждал академик Д.С. Лихачев, — любая нация обречена на гибель. К тому же всякие поползновения на духовные ценности других народов чреваты коллизиями и конфликтами».
Отмеченные нами явления вызвали необходимость перестройки процесса обучения в высшей школе [7]. Овладение знаниями, умениями и навыками явно недостаточно при подготовке специалистов. Вузовский диплом давно перестал быть гарантом материальной обеспеченности и уважения обществом его владельца. Возобладала ценность творческой индивидуальности, повлекшая изыскание иных методов работы с учащимися. Сегодня востребованы [3]:
• профессиональная компетентность;
• умение трансформировать известные алгоритмы работы в новые модификации;
• готовность к сотрудничеству со специалистами смежных областей знания;
• владение современными педагогическими технологиями и средствами коммуникации;
• наличие непреходящих духовных ценностей;
• способность применять на практике психолого-пе-дагогические знания;
• грамотность (общая, профессиональная, правовая);
• научная организация труда;
• здоровый образ жизни.