О деятельности таможенных органов Российской Федерации в области защиты прав интеллектуальной собственности в рамках Таможенного союза
О.М. Кузьменко
главный государственный таможенный инспектор отдела обеспечения контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (УТОВЭК) Федеральной таможенной службы (г. Москва)
Оксана Михайловна Кузьменко, [email protected]
Необходимость защиты интеллектуальной собственности таможенными органами на современном этапе продиктована различными причинами, а именно:
• интеграция российской экономики в систему мирохозяйственных связей, в том числе посредством присоединения к Всемирной торговой организации (далее - ВТО), влечет прежде всего необходимость приведения законодательства в соответствие с международными стандартами, в том числе в области обеспечения защиты интеллектуальной собственности;
• либерализация внешней и внутренней торговли не только способствовала созданию благоприятных условий для иностранных инвестиций, но и стала причиной хлынувшего на внутренний рынок потока дешевой и зачастую недоброкачественной продукции.
Если раньше были распространены в основном подделки предметов роскоши, то в настоящее время подделывается все, что пользуется спросом и приносит прибыль. Если это касается продуктов питания, лекарственных средств, детских игрушек, средств гигиены и косметики, запасных частей к автомобилям и самолетам, то защита интеллектуальной собственности тесно связана с проблемой обеспечения национальной безопасности страны - защиты внутреннего потребительского рынка от проникновения контрафактной продукции,
в том числе в части обеспечения жизни и здоровья населения.
В настоящее время экономика большинства стран мира переживает не лучшие времена, и сейчас как никогда важно оградить законопослушного товаропроизводителя от недобросовестной конкуренции, а конечного потребителя - от некачественных низкосортных подделок, которые привлекают низкой ценой, но в конечном итоге приводят к затратам, подчас несопоставимым даже со стоимостью оригинала.
Поступление на внутренний рынок контрафактной продукции оказывает серьезное негативное влияние на развитие отечественной промышленности, причем это касается практически всех ее отраслей -легкой, тяжелой, пищевой, фармацевтической. Контрафактная низкокачественная продукция, находясь в минимальном диапазоне цен, существенно снижает спрос на товары.
В связи с этим, несомненно, во всем мире значительную роль в противодействии транснациональному перемещению контрафактной продукции в эпоху глобализации играют таможенные службы.
Эффективная защита интеллектуальной собственности - это здоровье населения, высокая инвестиционная активность иностранных корпораций, увеличение налоговых поступлений в бюджет страны.
Одной из важных нефискальных функций, выполняемых российскими таможен-
ными органами, является защита прав интеллектуальной собственности.
Правовые основы, регулирующие вопросы защиты прав интеллектуальной собственности в Таможенном союзе
Функционирование Таможенного союза началось с 1 января 2010 года со вступления в силу пакета документов по единому тарифному и нетарифному регулированию, в том числе Единого таможенного тарифа и Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
Основополагающим документом, регулирующим таможенные правоотношения в Таможенном союзе, является Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс), который вступил в силу в июле 2010 года1.
В соответствии со статьей 6 Таможенного кодекса одной из основных задач таможенных органов является обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории Таможенного союза в пределах своей компетенции.
В законодательствах стран - участниц Таможенного союза есть ряд новых положений в части защиты интеллектуальной собственности. На них мы и остановимся подробнее.
Статья 328 Таможенного кодекса устанавливает изъятия, в отношении которых таможенными органами не применяются меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности. К ним относятся:
• товары, перемещаемые через таможенную границу физическими лицами для личного пользования, в том числе пересылаемые в их адрес в международных почтовых отправлениях;
• товары, перемещаемые через таможенную границу в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
• товары, перемещаемые через таможенную границу дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций для официального и личного пользования.
Со вступлением в силу Таможенного кодекса изменился срок защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности, который устанавливается при включении объектов интеллектуальной собственности в таможенные реестры с учетом срока, указанного правообладателем в заявлении, но не более двух лет со дня включения в такие реестры. Указанный срок может быть продлен на основании заявления правообладателя неограниченное количество раз, но каждый раз не более чем на два года.
Срок защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности не может превышать срока действия прав правообладателя на соответствующий объект интеллектуальной собственности (статья 329 Таможенного кодекса).
Особое внимание следует обратить на то, что в Таможенном кодексе сохраняется положение о том, что меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами, не препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза (пункт 3 статьи 328 Таможенного кодекса).
Новшеством функционирования Таможенного союза стал Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее - Единый реестр).
Двадцать первого мая 2010 года подписано Межправительственное Соглашение о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности
1 Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, в рамках которого принят Таможенный кодекс, вступил в силу с 6 июля 2010 года с учетом временных изъятий, установленных Протоколом от 5 июля 2010 года. В Республике Казахстан и Российской Федерации этот договор применяется с 1 июля 2010 года.
государств - членов Таможенного союза [2] (далее - Соглашение о Едином реестре).
Рассмотрим основные положения, характеризующие включение объектов интеллектуальной собственности в Единый реестр. В Единый реестр включаются только товарные знаки и знаки обслуживания, объекты авторского права и смежных прав. В соответствии со статьями 3 и 4 Соглашения о Едином реестре на основании заявления правообладателя в Единый реестр включаются объекты интеллектуальной собственности, подлежащие правовой охране в каждом из государств - членов Таможенного союза. Если заявление подается лицом, представляющим интересы правообладателя, к заявлению также прилагается доверенность, выданная правообладателем такому лицу. Доверенность должна действовать на всей территории Таможенного союза. В случае если на территориях государств - членов Таможенного союза права на один и тот же объект интеллектуальной собственности принадлежат разным правообладателям, то к заявлению должны быть приложены доверенности от каждого правообладателя. Одновременно с заявлением представляется письменное обязательство правообладателя о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или иным лицам в связи с приостановлением выпуска товаров. В случае если на территориях государств - членов Таможенного союза права на один и тот же объект интеллектуальной собственности принадлежат разным лицам, то к заявлению должны быть приложены обязательства каждого правообладателя.
Правообладатель в целях гарантии исполнения обязательства обязан представить договор (договоры) страхования ответственности за причинение имущественного вреда лицам в связи с приостановлением выпуска товаров, имеющий (имеющие) юридическую силу во всех государствах -членах Таможенного союза. При этом страховая сумма должна быть не менее десяти тысяч евро.
За включение объектов интеллектуальной собственности в Единый реестр плата
не взимается (пункты 1 и 4 Соглашения о Едином реестре).
По вопросам ведения Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности разработан Регламент взаимодействия таможенных органов государств - членов Таможенного союза, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 290. Также решением Комиссии Таможенного союза № 290 Федеральная таможенная служба определена органом, уполномоченным на ведение Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза.
В целях унификации законодательства об интеллектуальной собственности и формирования единого экономического пространства государств - членов Таможенного союза подписано Межправительственное Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности [4], которое вступает в силу с 1 января 2012 года. Соглашение, в частности, закрепляет региональный принцип исчерпания исключительных прав на товарный знак и определяет равный уровень защиты интеллектуальной собственности на территории Таможенного союза.
В рамках создания Таможенного союза была проведена работа по введению норм таможенного законодательства в части защиты интеллектуальной собственности в Федеральный закон от 27 ноября 2010 года № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон). Сегодня в целях реализации положений Закона действуют следующие ведомственные нормативные акты:
• административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности [6];
• порядок действий таможенных органов Российской Федерации при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности [7].
В целом российское законодательство сохраняет механизм защиты интеллектуальной собственности, действующий в настоящее время в Российской Федерации и базирующийся на типовом порядке, разработанном Всемирной таможенной организацией.
К новому в Законе относится снижение размера обеспечения обязательства правообладателя о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или иным лицам в связи с приостановлением выпуска товаров, с 500 тысяч рублей (12,5 тысячи евро) до 300 тысяч рублей (7,5 тысячи евро).
Абсолютной новеллой стали полномочия таможенных органов приостанавливать выпуск товаров, подозрительных с точки зрения нарушения прав интеллектуальной собственности по собственной инициативе, без заявления владельцев прав интеллектуальной собственности (в международной и российской практике используется термин «ex officio»2).
Наделение таможенных органов Российской Федерации дополнительными полномочиями имело достаточно длительную и непростую историю. Вопрос введения законодательно закрепленной нормы о дополнительных полномочиях таможенных органов обсуждался еще с 2004 года (с момента вступления в силу Таможенного кодекса Российской Федерации). В России вопрос применения нормы ex officio постоянно балансировал между необходимостью следования лучшим мировым таможенным практикам (Европейский союз, США) в целях повышения эффективности борьбы с поступлением на рынок контрафактных товаров и минимизацией субъективизма со стороны таможенного инспектора при принятии решения о приостановлении выпуска товаров без заявления правообладателя. Из-за различных практик применения полномочий ex officio в государствах - членах Таможенного союза (в Республике Казахстан полномочия ex officio действуют де-юре уже с 2009 года, таможенные органы
Республики Белоруссии подобную норму не применяют) в Таможенном кодексе содержится отсылочная норма к национальному законодательству: «Таможенные органы вправе приостановить выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства - члена Таможенного союза, и Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза, без заявления правообладателя в порядке, определенном законодательством государств - членов Таможенного союза» [8, ст. 331].
Российским законодательством полномочия ex officio были закреплены в статье 308 Закона.
Новая норма дает таможенным органам право приостанавливать без заявления правообладателя выпуск товаров, содержащих товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, объектов авторского права и смежных прав, охраняемых на территории Российской Федерации, на семь рабочих дней. При принятии решения о приостановлении должны быть выполнены следующие условия:
• обнаружение признаков нарушения прав интеллектуальной собственности;
• наличие информации о правообладателе (его представителе) на территории Российской Федерации.
При приостановлении выпуска товаров таможенные органы не позднее следующего дня после дня приостановления выпуска товаров информируют об этом правообладателя и декларанта, запрашивают у правообладателя необходимую информацию.
Таможенный орган вправе продлить семидневный срок еще на 10 рабочих дней, если правообладатель направил в таможенный орган обращение в письменной форме о таком продлении и подал в федеральный орган исполнительной власти, уполномо-
2 Ex officio (лат.) - по должности, по обязанности, по службе.
ченный в области таможенного дела, заявление о включении соответствующего объекта интеллектуальной собственности в реестр, приложив, соответственно, обязательство возмещения имущественного вреда импортеру, декларанту или собственнику товара, в случае если нарушение прав интеллектуальной собственности не подтвердится. Правообладатель вправе получать от таможенного органа информацию о товарах, в отношении которых было принято решение о приостановлении выпуска, а также брать пробы и образцы таких товаров.
Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене до истечения срока приостановления выпуска товаров, если имеющаяся у таможенного органа информация о правообладателе не подтвердилась или правообладатель (его представитель) обратился в таможенный орган с просьбой об отмене такого решения, а также в случае заявления процедуры уничтожения товара.
Если до момента истечения срока приостановления выпуска товаров правообладателем не подано заявление либо не принято решение об изъятии товаров, о наложении ареста или об их конфискации, то товар подлежит выпуску.
Также предусмотрено, что если после приостановления выпуска правооблада-
тель не принял меры по защите своих прав, то в дальнейшем в отношении товаров, содержащих такой объект интеллектуальной собственности, меры по процедуре ex officio не применяются.
Практические итоги деятельности таможенных органов в части обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности
За 9 месяцев 2011 года в результате применения указанной нормы таможенными органами осуществлено 179 приостановлений выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.
Эффективность применения таможенными органами процедуры ex officio составила около 50 процентов (в половине случаев на основании заявлений правообладателей возбуждены дела об административных правонарушениях по статье 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) «Незаконное использование товарного знака»).
На рисунке 1 показана активность региональных таможенных управлений по применению процедуры ex officio на практике.
Дальневосточное таможенное управление, 7
Центральное таможенное управление, 34
Сибирское таможенное управление, 49
Уральское таможенное управление, 7
Северо-Западное таможенное управление, 3
Южное таможенное управление, 50
Приволжское таможенное - i
управление, 17 Северо-Кавказское
таможенное управление, 12
Рис. 1. Распределение случаев приостановления ex officio по таможенным управлениям, %
Основной номенклатурой товаров, перемещающихся с нарушением прав интеллектуальной собственности и выявленных таможенными органами с применением полномочий ex officio, являются игрушки (куклы, игрушки-трансформеры, головоломки), обувь, автозапчасти, косметические средства, охранные сигнализации, кондитерские изделия, обувь.
Законодательное закрепление нормы ex officio и практическое применение таможенными органами положений статьи 308 Закона оцениваются экспертами на международном уровне, в том числе в рамках реализации российско-американского соглашения по присоединению России к ВТО, как позитивная тенденция, способствующая качественно новому уровню совершенствования борьбы с незаконным перемещением контрафактных товаров.
Одним из важных инструментов таможенного контроля по защите интересов правообладателей, доказавшим свою эффективность на практике, является таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется российской таможенной службой на основании заявлений обладателей исключительных прав.
По состоянию на 10 ноября 2011 года в таможенном реестре содержится 2 185 объектов интеллектуальной собственности (из них 30 объектов авторского права и смежных прав, 2 наименования места
происхождения, остальные - товарные знаки), принадлежащих как зарубежным, так и российским компаниям (динамика процесса внесения объектов интеллектуальной собственности в таможенный реестр представлена на рисунке 2). Причем более 50 процентов от общего объема товарных знаков принадлежит отечественным правообладателям, среди которых значительная доля приходится на российские кондитерские фабрики (ОАО «Красный Октябрь», ОАО «Рот Фронт», ОАО «Концерн Бабаевский»), а также на крупнейшие производственные предприятия, выпускающие различный ассортимент продукции: от
автозапчастей до грузовых автомобилей (ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «КАМАЗ», ЗАО «ЗИЛАйПи»). Иностранные товарные знаки представлены в реестре такими известными компаниями, как «Проктер энд Гэмбл», «Юнилевер Н.В.», «Сосьете Жас Хеннесси и Ко», «Крафт Фудс», «Бакарди - Мартини», «Жиллетт», «Найк», «Адидас», «БМВ», «Сони», «Панасоник».
За 9 месяцев 2011 года таможенными органами выявлено уже 8,5 миллиона единиц контрафактной продукции. Всего с 2007 года выявлено более 44 миллионов единиц контрафактной продукции. Подробная динамика выявления таможенными органами контрафактной продукции представлена на рисунке 3.
За 2010 год таможенными органами было возбуждено 1 076 дел об администра-
Рис. 2. Внесение объектов интеллектуальной собственности (ИС) в таможенный реестр
ч 14
Ф
1 12
СО
л 10
-а
со
£ 8
о
13,8
10,1 10,1
8,5
6,2
1 1 1 1 1
о
со
£
си
т
о
2007
2008
2009
2010 9 месяцев
2011
Рис. 3. Выявление таможенными органами контрафактной продукции
тивных правонарушениях, связанных с перемещением через таможенную границу Российской Федерации товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и имеющих признаки контрафактных (1 064 дела по статье 14.10 КоАП РФ «Незаконное использование товарного знака», 12 дел по части 1 статьи 7.12 КоАП РФ «Нарушение авторских и смежных прав»).
За первое полугодие 2011 года таможенными органами возбуждено 581 дело об административных правонарушениях, связанных с перемещением через таможенную границу Российской Федерации товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и имеющих признаки контрафактных (569 дел по статье 14.10 КоАП РФ «Незаконное использование товарного знака», 12 дел по части 1 статьи 7.12 КоАП РФ «Нарушение авторских и смежных прав»).
Если за период 2003-2005 годы количество дел составило порядка 700, то с 2006 года по настоящее время их насчитывается более 6 000 (в 2006 году - 1 628 дел, в 2007 году - 1 500, в 2008 году - 1 053, в 2009 году - 970, в 2010 году - 1 076 дел).
Значительное снижение количества возбужденных дел в 2009 году объясняется различными факторами, среди которых экономический кризис и общее снижение
товарооборота, а также изменение судебной практики в соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2009 года № 10458/083, установившим, что неавторизованный (параллельный) импорт, являющийся нарушением законодательства об интеллектуальной собственности, не может квалифицироваться как административное правонарушение.
Предметами административных правонарушений чаще всего являлись обувь, одежда, игрушки, косметика, алкогольные напитки, автозапчасти.
С 1 июля 2011 года полностью снят таможенный контроль на территории Таможенного союза, и, соответственно, исключается участие таможенных органов в контроле за соблюдением прав интеллектуальной собственности при ввозе в Российскую Федерацию товаров, выпущенных в оборот на территориях Республики Белоруссии и Республики Казахстан.
Для эффективной защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами на территории Таможенного союза требуется унификация национальных законодательств в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, наделение таможенных органов Белоруссии и Казах-
УРЬ: http://www.arbitr.ru
3
стана дополнительными полномочиями по борьбе с нарушением прав интеллектуальной собственности.
Очевидно, что в связи со снятием таможенного контроля на границах Таможенного союза возрастает роль таможенной инспекции и органов Министерства внутренних дел Российской Федерации. Необходимо наладить постоянный мониторинг рынка с целью оперативного выявления каналов поступления контрафактных товаров с территории стран - участниц Таможенного союза.
Результативность проводимых таможенными органами мероприятий напрямую зависит не только от согласованного комплексного взаимодействия правоохранительных органов, но и от активной позиции правообладателей.
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ИСТОЧНИКИ
1. Таможенный кодекс Таможенного союза : решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 года № 48.
2. О ратификации Соглашения о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза : Федеральный закон от 15 ноября 2011 года № 303-ФЗ.
3. Регламент взаимодействия таможенных органов государств - членов Таможенного союза : решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 290.
4. О ратификации Соглашения о единых
принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности : Федеральный закон от 11 июля 2011 года № 179-ФЗ.
5. О таможенном регулировании в Российской Федерации : Федеральный закон от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ.
6. Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности : приказ Федеральной таможенной службы от 13 августа 2009 года № 1488.
7. Порядок действий таможенных органов Российской Федерации при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности : приказ Федеральной таможенной службы от 25 марта 2011 года № 626.
8. Приложение к договору о Таможенном кодексе Таможенного союза : решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 № 17.
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ.
10. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2009 года № 10458/08. ^Ь: http://www.arbitr.ru
11. Таможенный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 28 мая 2003 года № 61 (утратил силу).