7.7. МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Жерягин Святослав Андреевич, аспирант
Место учебы: Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
svyat.inrcn@gmail.com
Аннотация
Задача: Целью написания данной статьи является анализ норм таможенного законодательства каждой из стран - членов Евразийского экономического союза в сфере таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности для выявления проблемных моментов, несоответствий и противоречий, анализ законодательства Евразийского экономического союза в области таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, а также законодательства Европейского союза для выявления эффективных методов совершенствования механизма таможенной защиты как в рамках экономического союза, так и на уровне национальных законодательств.
Модель: В данной статье использованы эмпирический и сравнительно правовой методы исследования.
Выводы: На данный момент, таможенный механизм защиты прав на объекты интеллектуальной собственности является неэффективным, не отвечает потребностям обладателей прав на объекты интеллектуальной собственности и при нынешнем уровне законодательства Евразийского экономического союза не обеспечивает надлежащий уровень защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Поэтому, автором предлагается комплекс изменений в законодательные акты, который, при нынешнем уровне законодательства может обеспечить должный уровень защиты. Автором предложены следующие методы решения проблем.
Внесение изменений в законодательные акты стран-членов Евразийского экономического союза, а также в таможенный кодекс Евразийского экономического союза, исключающими обязательное материальное обеспечение расходов таможенных органов и убытков декларанта правообладателем при включении в таможенные реестры стран-членов Евразийского экономического союза.
Внесение в законодательства стран - членов Евразийского экономического союза, связанных с уменьшением срока, в течение которого таможенные органы осуществляют таможенные меры в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности с целью наличия у таможенных органов актуальной информации об объектах охраны. Ключевые слова: Право интеллектуальной собственности, контрафактные товары, параллельный импорт, таможенный механизм защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.
THE MECHANISM FOR THE PROTECTION OF INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION. CURRENT STATE AND METHODS OF IMPROVEMENT
Zheryagin Svyatoslav A., postgraduate student
Study place: Moscow University for Industry and Finance «Synergy»
svyat.inrcn@gmail.com
Annotation
Background: The purpose of writing this article is to analyze the rules of the customs legislation of each of the countries - members of the Eurasian Economic Union in the field of customs protection of intellectual property rights to identify problematic issues, inconsistencies and contradictions, analysis of the legislation of the Eurasian Economic Union in the field of customs protection of intellectual property rights, as well as European Union legislation to identify effective methods of improving the mechanism of customs boards both in the economic union, and at the level of national laws. Methods: This article uses empirical and comparative legal methods of research.
Results: At the moment, the customs mechanism for protecting intellectual property rights is ineffective, does not meet the needs of the holders of intellectual property rights, and at the current level of legislation of the Eurasian Economic Union does not provide an adequate level of protection of rights to intellectual property. Therefore, the author proposes a set of amendments to the legislative acts, which, with the current level of legislation, can provide a proper level of protection. The author suggests the following methods of solving problems.
1) Amendments to the legislative acts of the countries members of the Eurasian Economic Union, as well as to the customs code of the Eurasian Economic Union, which exclude mandatory material security for the costs of customs authorities and losses of the declarant by the rightholder when included in the customs registers of the countries members of the Eurasian Economic Union.
2) The introduction in the legislation of the member countries of the Eurasian Economic Union, associated with a reduction in the period during which customs authorities carry out customs measures with respect to goods containing intellectual property objects in order to have current information on security objects from customs authorities.
Keywords: Intellectual property rights, counterfeit goods, parallel imports, customs protection mechanism for intellectual property rights, customs register of intellectual property.
На данный момент в мире ежегодно производится огромное количество контрафактной продукции. Без согласия обладателей прав на объекты интеллектуальной собственности в большом количестве осуществляется несанкционированное трансграничное перемещение контрафактных товаров, а также товаров, правомерно маркированных товарными знаками, но перемещаемых без должного на то разрешения правообладателя.
По оценке Всемирной торговой организации мировой оборот фальсифицированных товаров составляет около 500 млрд долл. По данным Организации экономического сотрудничества и развития объем мирового рынка контрафактной продукции составляет около 650 млрд долларов. При этом наблюдается тенденция устойчивого и существенного роста оборота поддельной продукции. В разрезе видов продукции наиболее значительные объемы незаконного оборота наблюдаются по одежде (более 20% от общемирового оборота), строительной продукции (7% от общемирового оборота), электронике (около 5% от общемирового оборота)1.
Совершенствование механизма защиты и охраны прав на интеллектуальную собственность является одним из ключевых приоритетных направлений в деятельности Евразийской экономической комиссии в достижении целей Евразийского экономического союза. Основными задачами в сфере интеллектуальной собственности в рамках Евразийского экономического союза является гармонизация законодательства государств-членов в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, а также защита интересов обладателей прав на объекты интеллектуальной собственности государств-членов Союза2.
Поскольку Евразийский экономический союз относится к развивающимся межгосударственным экономическим образованиям, нормы права, регулирующие общественные отношения и подходы к решению спорных вопросов, возникающих на стыке новых норм наднационального права и существовавших ранее норм внутрегосударственных законодательств, в данный момент находятся на стадии формирования.
Одним из основных проблемных вопросов защиты прав на объекты интеллектуальной собственности является организация и совершенствование механизма таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, а также борьба с контрафактной продукцией, перемещаемой через
1 Анализ международной практики защиты внутреннего рынка от незаконного оборота промышленной продукции. Евразийская экономическая комиссия. Департамент промышленной политики [электронный ресурс] URL: https://goo.gl/jgmkdE
2 Интеллектуальная собственность в рамках Евразийской интеграции под
редакцией Алиева С. Б. 2015 [электронный ресурс] URL:
http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/_eec_intellect2015_ru-
eng_block_150417.pdf
таможенную границу Евразийского экономического союза. В данный момент таможенная защита является неэффективной в силу ряда причин. Среди них, отсутствие действующего единого таможенного механизма защиты прав на объекты интеллектуальной собственности на уровне Евразийского экономического союза, слабая активность правообладателей по включению объектов интеллектуальной собственности в национальные таможенные реестры прав на объекты интеллектуальной собственности, различные подходы к определению принципа исчерпания прав на товарный знак, наличие в законодательстве каждой из стран Евразийского экономического союза условия об обязательном материальном обеспечении расходов таможенных органов и возможных убытков декларанта для включения объектов интеллектуальной собственности в национальные таможенные реестры.
Необходимо отметить, что опыт Европейского союза в решении проблемных вопросов охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности является приоритетным для исследования и использования, поскольку на уровне Европейского союза разработаны действенные методы борьбы с контрафактом и создан эффективный механизм таможенной защиты, на основе правоприменительной практики, многолетнего опыта гармонизации и унификации законодательства в сфере права интеллектуальной собственности.
Количество контрафактной продукции на рынке той или иной территории, будь - то отдельное государство или экономическое объединение, сильно влияет на инвестиционную привлекательность данного региона в целом, как для отечественных предпринимателей, так и для иностранных хозяйствующих субъектов и инвесторов, создаёт неблагоприятные условия для потребителей. При наличии большого количества контрафакта правообладатели оказываются в невыгодном положении, при котором им приходится конкурировать с более дешёвыми товарами, продавцы которых зачастую не предоставляют покупателям возможности послепродажного обслуживания таких товаров. Такие товары могут быть как поддельными, так и оригинальными, но попадающими на территорию страны в обход лицензии, которая предоставлена официальным дистрибьюторам.
При таких обстоятельствах в невыгодном положении остаются не только правообладатели и официальные дистрибьюторы, которые фактически теряют прибыль, которую они могли бы получить при должном уровне защиты рынка от контрафактной и фальсифицированной продукции, но и потребители, которые при покупке товара не получают гарантии послепродажного обслуживания и поэтому вынуждены платить дополнительные деньги за ремонт, не говоря уже о том, что некоторые некачественные товары, такие как фармацевтические могут нанести вред жизни и здоровью потребителей.
Поэтому, тема таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности для Евразийского экономического союза является серьёзной проблемой, которая требует изучения и собственно скорейшего разрешения.
Для того, чтобы составить объективное представление о том в каким образом осуществляется защита прав на объекты интеллектуальной собственности, как в отдельных странах Евразийского экономического союза, так и на уровне наднационального законодательства Евразийского экономического союза, обратимся непосредственно к нормам законодательства.
Осуществлении трансграничной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в Евразийском экономическом союзе базируется на принципах, изложенных в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС)3.
На региональном уровне, основным документом, в котором содержатся нормы о порядке таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности на уровне Евразийского экономического союза, является Таможенный кодекс таможенного союза. С 01.07.2017 года вступает в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Основные положения, связанные с защитой прав на объекты интеллектуальной собственности в новом документе не изменяются.
В соответствии со ст. 330 Таможенного кодекса таможенного союза4 и ст. 386 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза5, страны - участницы Евразийского экономического союза ведут таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности на национальном уровне.
Общей особенностью законодательств стран Евразийского экономического союза в отдельности, а также Евразийского экономического союза в целом в области таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности является закрепление на законодательном уровне положений о национальных таможенных реестрах прав на объекты интеллектуальной собственности в качестве механизма таможенного контроля.
Таможенный метод защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в каждой из стран ЕАЭС осуществляется одним и тем же принципам. Правообладатель, чей объект интеллектуальной собственности охраняется на территории государства-члена, может подать в этом государстве заявление о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр.
В Российской Федерации положения, закрепляющие порядок предоставления таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, изложены в Законе Российской Федерации «о таможенном регулировании в РФ». Согласно ст. 306 указанного закона, правообладатель, в случае наличия оснований полагать, что его право может быть нарушено, может подать в центральный аппарат Федеральной таможенной службы заявление о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов
3 Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (от 15 апреля 1994 г.) // [Электронный ресурс] http://www.wipo.int/wipolex/ш/treaties/text.jsp?fNeJd=329636
4 Таможенный кодекс таможенного союза (от 27 ноября 2009 года) // [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_94890/
5 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза // [Электронный ресурс] http://base.garant.ru/71652992/
интеллектуальной собственности. В течение 10 дней с момента приостановления товаров, содержащихся в таможенном реестре ОИС, правообладатель обязан отреагировать на уведомление и инициировать судебную защиту своих прав в гражданском или административном порядке6. Если он этого не сделает, то товар будет выпущен в оборот. В указанный реестр, в соответствии с п. 1 ст. 307 Закона о таможенном регулировании, включаются объекты авторского права, объекты смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Объекты патентного права в указанный реестр не включаются. В рамках национального законодательства РФ, таможенные органы также вправе, согласно ст. 308 Закона «о таможенном регулировании в РФ», осуществлять приостановление выпуска товаров, не включенных в реестр, руководствуясь действующей системой управления рисками. В случае, если таможенные органы РФ осуществляют приостановление товаров на таможенной границе в соответствии с процедурой Ex-officio, правообладатель должен подать заявление о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр в течение 7 рабочих дней. В противном случае, у Таможенных органов не будет оснований для дальнейшего приостановления, и товары будут выпущены в оборот.
Необходимо отметить, что обязательным условием для включения таможенными органами РФ объектов интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности является предоставление имущественного обеспечения в размере 300 000 рублей в виде договора страхования имущественной ответственности декларанта. Также, необходимым условием для включения в реестр является предоставление правообладателем сведений, подтверждающих нарушение прав.
Согласно данным, представленным на официальном сайте ФТС России, на данный момент в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности РФ по состоянию на апрель 2016 года было внесено 3940 объектов интеллектуальной собственности7. Также, согласно информации, представленной на официальном сайте Роспатента, в 2016 году было зарегистрировано 55215 товарных знаков и наименований мест происхождения товаров, что на 30% превышает показатели за 2015 год8.
В Республике Беларусь, таможенная защита прав на объекты ИС предоставляется в соответствии с положениями закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании». В соответствии с главой 44 указанного закона, таможенная защита может быть предоставлена как и в Российской Федерации, товарным знакам, наименованиям мест происхождения товаров, объектам авторских и смежных прав. Также, в таможенном законодательстве Республики Беларусь предусмотрено обязательное материальное обеспечение, на сумму 10000 евро. В Республике Беларусь, таможенные органы не могут применять меры по приостановлению товаров не включённых
6 Федеральный Закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (от 27.11.2010 г.) // [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107181/
7 Статья «Таможня и общество против контрафакта» // [Электронный ресурс] http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view= article&id=23190:2016-04-25-13-31-20&catid=40:2011-01-24-15-02-45&^^^=2055
8 Итоги деятельности Роспатента в 2016 г. и задачи на 2017 г. // [Электрон-
ный ресурс] http://www.rupto.ru/about/stat/otchet_rp_2016.pdf
в реестр, тем самым право, установленное в ст. 58 Соглашения ТРИПС положение о процедуре «Ex-officio» в Республике Беларусь на законодательном уроне не реализовано. Согласно положениям Закона РБ «О таможенном регулировании», защита прав интеллектуальной собственности может быть предоставлена только объектам ИС, включённым в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.9
Согласно данным, представленным на официальном сайте ГТК Республики Беларусь, в таможенном реестре на 16.05.2017 г. зарегистрировано всего 265 объектов интеллектуальной собственности10, в то время как согласно официальным бюллетеням национального центра интеллектуальной собственности Республики Беларусь, в реестр товарных знаков Республики Беларусь только за последний 2016 год внесено более 3500 записей о регистрации товарных знаков и.
В Республике Казахстан, согласно Кодексу «О таможенном деле в Республике Казахстан», таможенная защита объектов интеллектуальной собственности осуществляется преимущественно посредством включения объектов интеллектуальной собственности в таможенный реестр интеллектуальной.12 Согласно Кодексу, Таможенные органы имеют право осуществлять полномочия Ex officio, согласно Соглашению ТРИПС, то есть приостанавливать товары, не включенные в реестр и нарушающие права интеллектуальной собственности, по собственной инициативе, руководствуясь общедоступными сведениями о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности.
В указанный реестр на данный момент внесено всего 498 записей об объектах интеллектуальной собственности13, тогда как только за 2016 год Национальным институтом Республики Казахстан по интеллектуальной собственности было зарегистрировано более 4000 товарных знаков14.
Для обеспечения таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в Казахстане, правообладатель обязан предоставить обеспечение материальной ответственности в размере 1000 - кратного месячного расчётного показателя, что на 2017 год составляет сумму, немногим более, чем 4000 евро.
В Республике Армения также действует таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, в который по заявлению правообладателя включаются объекты интеллектуальной собственности. В республике Армения на
9 Закон Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (от 10 января 2014 г. № 129-З) // [Электронный ресурс] http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11400129&p1=1
10 Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности Республики Беларусь (действующий с 15.06.2017 г.) // [Электронный ресурс] http://www.customs.gov.by/ru/intellectualnaya_sobstvennost-ru/
"Электронный бюллетень национального центра интеллектуальной собственности Республики Беларусь (2016) // [Электронный ресурс] http://belgospatent.by/index.php?option=com_content&view=article&id==1029 &Itemid=86
12 Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» (от 30 июня 2010 года) // [Электронный ресурс] https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30776062#pos=1;-207
13 Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности Республики Казахстан (на 14.06.2017 года) // [Электронный ресурс] http://kgd.gov.kz/ru/content/tamozhennyy-reestr-obektov-intellektualnoy-sobstvennosti-1
14 Официальный бюллетень по товарным знакам национального института интеллектуальной собственности Республики Казахстан // [Электронный ресурс] http://kazpatent.kz/images/bulleten/2017/index.htm
уровне национального законодательства не предусмотрена возможность приостановления товаров таможенными органами самостоятельно15.
Обеспечение имущественной ответственности в Армении является более демократичным по сравнению с остальными странами Евразийского экономического союза и подлежит оплате по факту задержания товаров на таможенной границе. Размер обеспечения составляет 5% от общей стоимости приостановленного товара.
Согласно официальному бюллетеню агентства по интеллектуальной собственности Республики Армения в 2016 году было зарегистрировано 1563 товарных знака16. По данным, представленным на официальном сайте таможенной службы республики Армения, можно увидеть, что в таможенном реестре Республики Армения зарегистрировано всего объектов интеллектуальной собственности, из которых подавляющее большинство занимают товарные знаки17.
В Республике Кыргызстан, защита прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами осуществляется на основании ст. 169 Закона Кыргызской Республики «О таможенном регулировании в Кыргызской республике». Таможенные меры применяются только в отношении товаров, включенных в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности республики Кыргызстан. В отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включенные в реестр, таможенные меры законодательством Кыргызской республики не предусмотрены18.
Согласно данным, представленным на официальном сайте Государственной службы интеллектуальной собственности и инноваций при правительстве Кыргызской республики, количество товарных знаков, зарегистрированных по национальной
19
процедуре составляет 10126 .
Согласно данным представленным на официальном сайте таможенной службы Кыргызской республики в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности Республики Кыргызстан на данный момент внесено 225 объектов интеллектуальной собственности20.
Необходимо отдельно отметить существующий пока только на уровне законодательства Евразийского экономического союза единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Единый реестр создан в соответствии с Договором «о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности» от 21 мая 2010 года. Согласно ст. 385 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в
15 Закон Республики Армения «О таможенном Регулировании» // [Электронный ресурс] http://www.translation-centre.am/pdf/Trans_ru/HH_Orenq/2014_HO_241_N_ru.pdf
16 Официальный бюллетень агентства по интеллектуальной собственности Республики Армения (№1 за 2017 год) // [Электронный ресурс] http://karavarum.aipa.am/u_files/file/Texekagir/2017_1_1.pdf
17 Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности Республики Армения // [Электронный ресурс]
http://www.customs.am/Content.aspx?itn=csCIIntelPropRegTrademarks
18 Закон Кыргызской Республики «О таможенном регулировании в Кыргызской Республике» // [Электронный ресурс] http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/205436
19 Статистика по регистрации товарных знаков в Республике Кыргызстан // [Электронный ресурс] http://patent.kg/index.php/ru/trademarks-and-service-marks/107-tovarnye-znaki-i-znaki-obsluzhivaniya/1012-statistika.html
20 Реестр объектов интеллектуальной собственности Кыргызской респуб-
лики // [Электронный ресурс] http://www.customs.kg/index.php/ru/2013-05-
02-13-42-58/145-2013-05-02-13-41-29/311-reesintob
указанный реестр могут быть включены только те объекты интеллектуальной собственности, права на которые зарегистрированы в каждой из стран Союза. Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности до настоящего момента не функционирует как система международной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Это связано с тем, рядом факторов, таких как несовершенство регламента в части принятия заявлений о включении в реестр и принятия решений21, а также проблематичностью реализации положения об обязательном материальном обеспечении расходов комиссии и убытков декларанта в размере 10 000 евро, в связи с малым количеством организаций, оказывающих услуги по предоставлению полиса страхования гражданской ответственности, действительного во всех государствах Евразийского экономического союза22.
Основной проблемой в сфере трансграничной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности является наличие законных путей ввоза контрафакта на территорию Евразийского экономического союза. Это вызвано рядом причин, в числе которых отсутствие единых принципов исчерпания прав на товарный знак на уровне национальных законодательств, отсутствием действующего регионального механизма таможенной защиты и недостаточной заинтересованности правообладателей во включении объектов интеллектуальной собственности в национальные таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности.
Исходя из статистики по соотношению количества зарегистрированных товарных знаков и количеству товарных знаков, включённых в реестры каждой из стран ЕАЭС, можно сделать вывод о том, что заинтересованность во включении объектов интеллектуальной собственности в таможенные реестры у правообладателей довольно низкая и реестровая система неэффективна как административный инструмент таможенного контроля. В итоге, территория Евразийского экономического союза является уязвимой и в большой степени подверженной беспрепятственному ввозу контрафактной продукции.
В рамках единого экономического пространства Европейского союза, правила таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности установлены на уровне наднационального законодательства. Приняты соответствующие формы заявления правообладателя о применении к товарам мер защиты прав на интеллектуальную собственность. Таможенная защита построена в ЕС по другому принципу, отличному от реестровой модели, существующей на данный момент в рамках ЕАЭС.
В Европейском союзе правообладатель может подать через национальный таможенный департамент как национальную заявку о применении таможенных мер в отношении объектов интеллектуальной собственности, охраняемых на территории того, или иного государства-члена ЕС, так и международную заявку в отношении объектов интеллектуальной собственности, охраняемых на территории Европейского союза в соответ-
21 Интеллектуальная собственность в рамках Евразийской интеграции под редакцией Алиева С. Б. 2015 [электронный ресурс] URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/_eec_intellect2015_ru-eng_block_150417.pdf
22 А.М. Сорокин, М.А. Сорокин. Таможенная защита прав на объекты интеллектуальной собственности в Евразийском экономическом союзе // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. 2015. № 3 (30)
ствии с законодательством Европейского союза, таких как товарный знак или дизайн союза23.
В ЕС инициатива защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в большинстве случаев исходит от правообладателя. В случае, если у правообладателя есть основания полагать, что его права интеллектуальной собственности нарушаются, он должен подать в уполномоченный таможенный орган заявление о принятии соответствующих мер защиты.
Таможенные органы осуществляют меры по приостановлению товаров, нарушающих права интеллектуальной собственности правообладателя независимо от того, включён ли объект интеллектуальной собственности в какой-либо таможенный реестр или нет. Тем самым, любой правообладатель может обратиться за таможенной защитой.
Срок, в течение которого таможенные органы могут приостанавливать по заявлению правообладателя товары на таможенной границе ЕС составляет не более 1 года. Такой срок позволяет таможенным органам всегда иметь актуальную информацию для более эффективной защиты. Также, необходимо отметить, что правообладатель, при подаче заявления о применении таможенных мер принимает на себя обязательства по информированию Уполномоченного органа обо всех изменениях, связанных с правами на объекты интеллектуальной собственности, обновлять информацию, связанную с анализом рисков.
Отличительной чертой таможенной защиты в ЕС выступает отсутствие обязательного материального обеспечения при подаче заявления в таможенные органы. Это делает трансграничную защиту прав на объекты интеллектуальной собственности более доступной для правообладателей и более эффективной. Правообладатель, обращаясь за таможенной защитой, обязуется возместить все расходы таможенного органа, связанные с приостановлением, хранением и уничтожением контрафактных товаров.
Ранее, правила расчета суммы обеспечения определялись национальным законодательством. Однако ввиду того, что данное обеспечение на практике не было востребовано и являлось серьезным барьером для обращения к таможенным органам из действующего Регламента ЕС 1383/2003 такая норма была исключена24.
В Европейском союзе выработаны эффективные методы борьбы с параллельным импортом и контрафактной продукцией. Одним из ключевых способов борьбы выступают единые системы регистрации объектов интеллектуальной собственности Европейского союза, такие как товарный знак союза, дизайн союза и другие.
По результатам исследования, автором сделаны следующие выводы:
В условиях отсутствия действующего регионального механизма таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в Евразийском экономическом союзе, существования различных подходов к исчерпанию исключительных прав на товарный знак в странах Евразийского экономического союза, создающих легальные способы ввоза контрафактной
23 Регламент № 608/2013 Европейского парламента и Совета от 21 июня 2013 года // [Электронный ресурс] http://www.wipo.int/wipolex/ru/text.jsp?file_id=312508
24 Долгова М.А. Сравнительный анализ регулирования пограничных мер в отношении контрафактных товаров в Российской Федерации и Европейском союзе // [Электронный ресурс] https://publications.hse.ru/en/chapters/73241333
продукции на территорию Евразийского экономического союза, что создаёт низкую активность правообладателей по включению объектов интеллектуальной собственности в национальные таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности, создаётся неблагоприятная обстановка для правообладателей, потребителей и экономики региона в целом. Иностранные и Российские правообладатели в силу данных обстоятельств, несут убытки, налоговые отчисления в бюджеты государств снижаются. Потребители, заинтересованные в покупке товаров, не получают должного качества.
Учитывая сложившуюся ситуацию, эффективным методом воздействия на повышение уровня защиты прав на объекты интеллектуальной собственности может стать устранение положений таможенного законодательства, обязывающих правообладателя, как на региональном, так и на национальном уровнях предоставлять вместе с документами на включение объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр, обязательного материального обеспечения расходов таможенных органов и убытков декларанта, а также иных платежей.
С учётом отсутствия единого механизма таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в Евразийском экономическом союзе на региональном уровне, а также, наличием различных подходов к определению режима исчерпания прав на товарный знак в странах Союза, создающих благоприятные условия для ввоза контрафактных товаров на территорию Союза, указанное изменения могут благотворно повлиять на заинтересованность правообладателей во включении объектов интеллектуальной собственности в национальные реестры, тем самым повышая общий уровень защиты от контрафакта. В целях
Также, необходимо учитывать опыт Европейского союза, в котором подобные нормы были исключены, на основании низкой востребованности таможенной защиты со стороны правообладателей.
Меньший срок таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в рамках союза является более преимущественным по сравнению с тем, который установлен согласно законодательствам стран-членов Евразийского экономического союза, поскольку в этом случае, уполномоченный на осуществление таможенных мер в отношении объектов интеллектуальной собственности таможенный орган будет обладать более полной и актуальной информацией об объектах интеллектуальной собственности, включенных в тот или иной таможенный реестр.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 87,72%.
Список литературы:
1. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (от 15 апреля 1994 г.) // [Электронный ресурс] http://www.wipo.int/wipolex/ru/treaties/text.jsp?file_id=329636;
2. Таможенный кодекс таможенного союза (от 27 ноября 2009 года) // [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_94890/;
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза // [Электронный ресурс] http://base.garant.ru/71652992/;
4. Регламент № 608/2013 Европейского парламента и Совета от 21 июня 2013 года // [Электронный ресурс] http://www.wipo.int /wipolex/ru/text.jsp?file_id=312508;
5. Федеральный Закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (от 27.11.2010 г.) // [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107181/;
6. Закон Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (от 10 января 2014 г. № 129-З) // [Электронный ресурс] http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0= H11400129&p1=1;
7. Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» (от 30 июня 2010 года) // [Электронный ресурс] https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30776062#pos=1;-207;
8. Закон Республики Армения «О таможенном Регулировании» // [Электронный ресурс] http://www.translation-centre.am / pdf/Tra ns_ru/H H_Orenq/2014_H O_241_N_ru. pdf;
9. Закон Кыргызской Республики «О таможенном регулировании в Кыргызской Республике» // [Электронный ресурс] http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/205436;
10. Статья «Таможня и общество против контрафакта» // [Электронный ресурс] http://www.customs.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=23190:2016-04-25-13-31-20&catid=40:2011-01-24-15-02-45&Itemid=2055;
11. Итоги деятельности Роспатента в 2016 г. и задачи на 2017 г. // [Электронный ресурс] http://www.rupto.ru/about/stat/otchet_rp_ 2016.pdf;
12. Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности Республики Беларусь (действующий с 15.06.2017 г.) // [Электронный ресурс] http://www.customs.gov.by/ru/intellectualnaya_sobstvennost-ru/;
13. Электронный бюллетень национального центра интеллектуальной собственности Республики Беларусь (2016) // [Электронный ресурс] http://belgospatent.by/index.php?option=com_content&view =article&id==1029&Itemid=86;
14. Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности Республики Казахстан (на 14.06.2017 года) // [Электронный ресурс] http://kgd.gov.kz/ru/content/tamozhennyy-reestr-obektov-intellektualnoy-sobstvennosti-1;
15. Официальный бюллетень по товарным знакам национального института интеллектуальной собственности Республики Казахстан // [Электронный ресурс] http://kazpatent.kz/images/bulleten/2017/ index.htm;
16. Официальный бюллетень агентства по интеллектуальной собственности Республики Армения (№1 за 2017 год) // [Электронный ресурс] http://karavarum.aipa.am/u_files/file/Texekagir/2017_1_1.pdf;
17. Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности Республики Армения // [Электронный ресурс] http://www.customs.am/Content.aspx?itn=csCIIntelPropRegTrademarks;
18. Статистика по регистрации товарных знаков в Республике Кыргызстан // [Электронный ресурс] http://patent.kg/index.php /ru/trademarks-and-service-marks/107-tovarnye-znaki-i-znaki-obsluzhivaniya/1012-statistika.html;
19. Реестр объектов интеллектуальной собственности Кыргызской республики // [Электронный ресурс] http://www.customs.kg /index.php/ru/2013-05-02-13-42-58/145-2013-05-02-13-41-29/311-reesintob;
20. Анализ международной практики защиты внутреннего рынка от незаконного оборота промышленной продукции. Евразийская экономическая комиссия. Департамент промышленной политики [электронный ресурс] URL: https://goo.gl/jgmkdE;
21. Интеллектуальная собственность в рамках Евразийской интеграции под редакцией Алиева С. Б. 2015 [электронный ресурс] URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/_eec_intellect2015_ ru-eng_block_150417.pdf;
22. Интеллектуальная собственность в рамках Евразийской интеграции под редакцией Алиева С. Б. 2015 [электронный ресурс] URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/_eec_intellect2015_ ru-eng_block_150417.pdf;
23. А.М. Сорокин, М.А. Сорокин. Таможенная защита прав на объекты интеллектуальной собственности в Евразийском экономическом
союзе // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. 2015. № 3 (30);
24. Долгова М.А. Сравнительный анализ регулирования пограничных мер в отношении контрафактных товаров в Российской Федерации и Европейском союзе // [Электронный ресурс] https://publications.hse.ru/en/chapters/73241333
25. Андреева Е.И., Кушниренко А.В., Бегишева И.В. О защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами // Журнал «Пробелы в российском законодательстве» 4. 2010, С. 302-306.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Жерягина С.А. «Механизм защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в рамках Евразийского экономического
союза. Современное состояние и методы совершенствования» Статья аспиранта МФПУ «Синергия» Жерягина Святослава Андреевича по теме «Механизм защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в рамках Евразийского экономического союза. Современное состояние и методы совершенствования» объёмом 19 страниц, включает в себя название стати, аннотацию, ключевые слова, информацию об авторе, представленные на русском и английском языках, а также библиографический список.
В рамках статьи проведено исследование законодательства Европейского союза и Евразийского экономического союза в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, выявлены особенности законодательств стран-членов Евразийского экономического
союза в области таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. В статье выявлены проблемные моменты развития рынка интеллектуальной собственности в рамках Евразийского экономического союза. Автором, на основании проведённого сравнительного анализа законодательств Европейского союза и Евразийского экономического союза, а также исследования законодательств стран-членов Евразийского экономического союза, выявлены методы совершенствования законодательства Евразийского экономического союза и отдельных стран Евразийского экономического союза в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.
Работа, проделанная автором при написании данной статьи, необходима для дальнейшего исследования и поиска решения проблем законодательства Евразийского экономического союза.
Качество оформления: в целом, статья соответствует требованиям для опубликования в журнале «Проблемы экономики и юридической практики».
Заключение: статья Жерягина Святослава Андреевича на тему «Механизм защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в рамках Евразийского экономического союза. Современное состояние и методы совершенствования» может быть рекомендована к публикации. Рецензент: кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права МФПУ «Синергия»
Клейменова Марина Олеговна