Научная статья на тему 'О ДЕФИЦИТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ПЕДАГОГОВ СПО: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ'

О ДЕФИЦИТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ПЕДАГОГОВ СПО: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалов А. А., Щипанова Д. Е., Лыжин А. И., Чернышов Б. А.

Статья посвящена проблеме формирования и развития исследовательских компетенций, которые, по мнению авторов, являются необходимым условием успешной профессиональной деятельности педагога СПО. Цель статьи - выявление дефицита исследовательских компетенций у педагогов профессионального обучения, а также определение направления развития научно-исследовательской деятельности (НИД) в сфере СПО. Для достижения поставленной цели было проведено анкетирование с помощью онлайн-опроса, разработанного на базе инструментов GoogleForms, и применены методы статистической обработки данных исследования. В статье представлены структура и виды научно-исследовательской деятельности педагога СПО, приведены результаты эмпирического исследования, позволившие оценить степень сформированности профессиональных компетенций педагогических работников и их готовность к осуществлению НИД. Авторы предлагают практические рекомендации по восполнению дефицита исследовательских компетенций у педагогов профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коновалов А. А., Щипанова Д. Е., Лыжин А. И., Чернышов Б. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE LACK OF RESEARCH COMPETENCIES AMONG TEACHERS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION: THE RESULTS OF THE STUDY

The article is devoted to the problem of formation and development of research competencies, which, according to the authors, are necessary for the successful professional activity of a teacher of secondary vocational education. The purpose of the article is to identify the lack of research competencies among teachers of vocational training and determine the direction of development of research activities (RA) in the field of secondary vocational education. In order to achieve this goal, a survey was conducted using an online survey developed based on GoogleForms tools, and methods of statistical processing of research data were applied. The article presents the structure and types of research activities of a teacher of secondary vocational education, the results of an empirical study that allowed us to assess the degree of formation of professional competencies of teachers and their readiness to implement the RA. The authors offer practical recommendations for filling the deficit of research competencies in teachers of vocational training.

Текст научной работы на тему «О ДЕФИЦИТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ПЕДАГОГОВ СПО: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

112 12 / 2021

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

О дефиците исследовательских компетенций у педагогов СПО: результаты исследования

А. А. Коновалов1, Д. Е. Щипанова1, А. И. Лыжин1, Б. А. Чернышов2

Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Москва, Россия

Статья поступила в редакцию 14 апреля 2021 г

Коновалов Антон Андреевич — кандидат педагогических наук, директор научно-образовательного центра исследования перспектив кадрового обеспечения системы профессионального образования Российского государственного профессионально-педагогического университета, ORCID 0000-0003-4134-665X, e-mail: [email protected]

Щипанова Дина Евгеньевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и профессионального развития Российского государственного профессионально-педагогического университета, ORCID 0000-0003-2823-3765, e-mail: [email protected]

Лыжин Антон Игоревич — кандидат педагогических наук, исполняющий обязанности проректора Российского государственного профессионально-педагогического университета, ORCID 0000-0002-3973-0073, e-mail: [email protected]

Чернышов Борис Александрович — кандидат технических наук, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, ORCID 0000-0003-3601-5565, e-mail: [email protected]

© Коновалов А. А., Щипанова Д. Е., Лыжин А. И., Чернышов Б. А.

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования и развития исследовательских компетенций, которые, по мнению авторов, являются необходимым условием успешной профессиональной деятельности педагога СПО. Цель статьи — выявление дефицита исследовательских компетенций у педагогов профессионального обучения, а также определение направления развития научно-исследовательской деятельности (НИД) в сфере СПО. Для достижения поставленной цели было проведено анкетирование с помощью онлайн-опроса, разработанного на базе инструментов GoogleForms, и применены методы статистической обработки данных исследования. В статье представлены структура и виды научно-исследовательской деятельности педагога СПО, приведены результаты эмпирического исследования, позволившие оценить степень сформированности профессиональных компетенций педагогических работников и их готовность к осуществлению НИД. Авторы предлагают практические рекомендации по восполнению дефицита исследовательских компетенций у педагогов профессионального обучения.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, педагог профессионального обучения, исследовательские компетенции, профессиональные компетенции, среднее профессиональное образование

Финансирование

Исследование в RUECVET, Pro-VET и MODEST финансируется Исполнительным агентством по образованию, аудиовизуальным средствам и культуре, Erasmus+, № проектов 574097-EPP-1 -2016-1-CY-EPPKA2-CBHE-JP, 598698-EPP-1 -2018-1-FI-EPPKA2-CBHE-JP; 598549-EPP-1 -2018-1-LV-EPPKA2-CBHE-JP. Поддержка Европейской комиссией не является подтверждением содержания статьи, которая отражает мнения исключительно авторов; Комиссия не несет ответственность за использование данных, содержащихся в статье.

Для цитирования: Коновалов А. А., Щипанова Д. Е., Лыжин А. И., Чернышов Б. Н. О дефиците исследовательских компетенций у педагогов СПО: результаты исследования // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 2. С. 112-125. https://doi.org/10.52944/ PORT.2021.45.2.009

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET

On the lack of research competencies among teachers of secondary vocational education: the results of the study

A. A. Konovalov1, D. Y. Shchipanova1, A. I. Lyzhin1,

B. A. Chernyshov2

1Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia 2Federal Service for Supervision in Education and Science, Moscow, Russia

Anton Konovalov — Candidate of Sciences in Pedagogy, Director of the Science and Education Center for Researching the Prospects of Vocational Education System Staffing of the Russian State Vocational Pedagogical University, ORCID 0000-0003-4134-665X, e-mail: [email protected]

Dina Shchipanova — Candidate of Sciences in Psychology, Associate Professor of the Department of Psychology of Education and Professional Development of the Russian State Vocational Pedagogical University, ORCID 0000-0003-2823-3765, e-mail: [email protected]

Anton Lyzhin — Candidate of Sciences in Psychology, Acting Vice-Rector of the Russian State Vocational Pedagogical University, ORCID 0000-0002-3973-0073, e-mail: [email protected]

Boris Chernyshov — Candidate of Sciences in Technology, Deputy Head of the Federal Service for Supervision in Education and Science

Abstract

The article is devoted to the problem of formation and development of research competencies, which, according to the authors, are necessary for the successful professional activity of a teacher of secondary vocational education. The purpose of the article is to identify the lack of research competencies among teachers of vocational training and determine the direction of development of research activities (RA) in the field of secondary vocational education. In order to achieve this goal, a survey was conducted using an online survey developed based on GoogleForms tools, and methods of statistical processing of research data were applied. The article presents the structure and types of research activities of a teacher of secondary vocational education, the results of an empirical study that allowed us to assess the degree of formation of professional competencies of teachers and their readiness to implement the RA. The authors offer practical recommendations for filling the deficit of research competencies in teachers of vocational training.

Keywords: research activities, teacher of vocational training, research competence, professional competencies, vocational education, professional competencies

Funding

Research in RUECVET, Pro-VET and MODEST is funded by the Executive Agency for Education, Audiovisual and Culture, Erasmus+, Project no. 574097-EPP-1-2016-1-CY-EPPKA2-CBHE-JP, 598698-EPP-1-2018-1-FI-EPPKA2-CBHE-JP; 598549-EPP-1-2018-1-LV-EPPKA2-CBHE-JP. The support of the European Commission is not a confirmation of the article's content, which reflects the opinions of the authors only; the Commission is not responsible for the use of the data contained in the article.

For citation: Konovalov, A. A., Shchipanova, D. Y., Lyzhin, A. I., & Chernyshov, B. N. (2021). On the lack of research competencies among teachers of secondary vocational education: the results of the study. Vocational Education and Labour Market, 2, 112-125. https://doi.org/10.52944/ PORT.2021.45.2.009

Введение

Трансформация рынка труда определяет необходимость модернизации сферы профессионального образования, обучения и воспитания. В последнее десятилетие в организациях среднего профессионального образования (далее — СПО) происходят кардинальные изменения в системе подготовки кадров: усиливается воспитательная и профори-ентационная работа, разрабатываются новые образовательные программы с учетом профессиональных стандартов и профессий будущего, совершенствуется материально-техническая база, внедряются инновационные технологии обучения специальности на основе стандартов WorldSkills. «Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года»1 определила основные тенденции развития среднего профессионального образования. В конце 2020 года на заседании коллегии Министерства просвещения РФ были представлены новые ориентиры для совершенствования системы СПО2: проект «Стратегии... до 2030 года» нацелен на укрепление материальной базы и финансовой устойчивости колледжей, на обновление содержания обучения и повышение квалификации работников среднего профессионального образования, что в целом должно существенно изменить ландшафт сети СПО.

Ключевым направлением повышения квалификации работников организаций профессионального образования станет развитие педагогических компетенций (для преподавателей, пришедших в СПО из производственной сферы, а также для победителей и призеров чемпионатов WorldSkills) и профессиональных компетенций (для педагогов, не имеющих опыта работы на производстве). Базовой организацией (центром) обучения педагогическим компетенциям кадров, приходящих в систему СПО с производства, решено сделать Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ)3.

В настоящее время на базе РГППУ в рамках проектов программы Erasmus+ RUECVET, Pro-VET и MODEST (номера проектов 574097-EPP-1-2016-1-CY-EPPKA2-CBHE-JP, 598698-EPP-1-2018-1-FI-EPPKA2-CBHE-JP

1 Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2020 года. https://docs.cntd.ru/document/456016920.

2 Проект Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2030 года. https://edu.gov.ru/press/3058/minprosvescheniya-rossii-predstaviio-strategiyu-razvitiya-srednego-profobrazovaniya-do-2030-goda/

3 Там же.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET

и 598549-EPP-1-2018-1-LV-EPPKA2-CBHE-JP) решаются задачи развития гибких навыков молодых ученых (Щипанова, 2020), а также адаптации к российским условиям европейских практик развития компетенций педагога.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET

Обзор литературы

Современный педагог, перед которым стоит задача ценностно сориентировать учащихся в условиях изменения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), должен регулярно обновлять содержание учебных дисциплин, применять инновационные педагогические технологии, адекватные существующему информационно-профессиональному пространству (Ермолаева и др., 2021), что невозможно без развития исследовательских навыков. Исследовательская деятельность педагога СПО подразумевает, в свою очередь, осуществление двух функций: проведение исследований самим специалистом и обучение данному ремеслу учащихся (Васильев, 2016, с. 7).

Исследовательская компетентность как интегративная характеристика личности предусматривает владение методологией и технологией исследовательской деятельности, признание их ценности и готовность к использованию в профессиональной деятельности (Шашкина, Багачук, 2006). О необходимости совершенствовать исследовательскую деятельность педагогов пишет автор классического учебника1 В. И. Загвязин-ский (Загвязинский, 2010) и другие исследователи (Лыжин, Коновалов, 2021).

Преподаватель-технолог Л. Г. Хисамиева выделяет четыре составляющих научно-исследовательской деятельности педагога СПО: когнифи-кационную (постановка проблемы исследования), абдуктивную (формулировка предположений — гипотез), аргументационную (поиск доводов или аргументов в защиту выдвинутого положения, реализация исследовательских методов) и верификационную (оценка результатов) (Хисамиева, 2014, с. 36).

Расширив данный перечень, можно выстроить следующую структуру научно-исследовательской деятельности: постановка и решение исследовательских задач; обозначение проблемы и выдвижение гипотезы; разработка плана исследования; подбор необходимых для НИД материалов, методов, оборудования; анализ публикаций по теме исследования, работа с отечественными и международными научными базами данных (eLibrary, Web of Science, Scopus и др.); проведение апробации теоретических положений исследования; обработка полученных в ходе апробации эмпирических данных с использованием специализированного программного обеспечения; интерпретация результатов НИД; формулировка выводов и перспективных направлений научного исследования.

Анализ международной практики в сфере исследовательских компетенций педагога показывает их значимость в структуре

1 Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студентов пед. вузов. 3-е изд. М.: Академия, 2010.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET

профессиональных умений. Меняющиеся технологии образования и содержание учебных дисциплин требуют от современного педагога активного применения исследовательских навыков для изучения изменений на рынке профессий, изучения требований работодателя, возможностей и потребностей обучающихся. Одним из критериев оценки качества деятельности педагогов (согласно позиции Европейского центра развития профессионального образования (CEDEFOP) является способность включать свои исследования в образовательный процесс (Volmari et al., 2009). Деятельность педагога по конструированию образовательных программ и планов также основывается на способности проводить исследования (Tapani, Salonen, 2019; Wagiran et al., 2019). Участие педагога в дискуссиях и исследованиях рассматривается как важный фактор в его деятельности (Smith, Yasukawa, 2017).

Исследовательские компетенции необходимо развивать еще и потому, что педагог руководит НИД обучающихся, в связи с чем возрастает значимость содержания и технологий организации обучения, в том числе обучения взрослых. Данные особенности в деятельности педагогов профессионального образования выявлены в совместном исследовании педагогов России и Сербии (Бернс и др., 2020).

Таким образом, профессиональная деятельность педагога СПО в условиях модернизации профессионального образования невозможна без достаточного развития исследовательских компетенций, о чем, в частности, свидетельствует выявленная О. И. Власовой по итогам социологического исследования потребность будущих педагогов СПО в детальной содержательно-практической проработке элементов научно-исследовательской деятельности (Власова, 2020). В связи с вышеизложенным возникает закономерный вопрос о том, насколько сформирована готовность педагогических работников реализовывать исследовательские компетенции в своей профессионально-педагогической деятельности, существуют ли пробелы в развитии данных компетенций и есть ли потребность в их восполнении.

Процедура и методы исследования

Научно-образовательным центром исследования перспектив кадрового обеспечения системы профессионального образования Российского государственного профессионально-педагогического университета в период с 29 марта по 14 апреля 2021 года было проведено исследование дефицита компетенций у педагогических работников организаций среднего профессионального образования в сфере осуществления научно-исследовательской деятельности. В данном исследовании с использованием метода анкетирования принял участие 651 педагогический работник из 22 образовательных организаций СПО Свердловской области. Также исследованием был охвачен Талдыкор-ганский высший политехнический колледж (Республика Казахстан). Участникам исследования было предложено ответить на вопросы анкеты, разработанной авторами статьи. Сбор данных осуществлялся с помощью онлайн-опроса, разработанного на базе инструментов GoogleForms.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET

Таблица 1

Количество педагогических работников организаций среднего профессионального образования, имеющих ученые степени и звания

Ученые степени и звания

Педагогические работники Всего, Ученая степень Ученое звание

чел. Доктор наук Кандидат наук PhD Профессор Доцент

Штатные сотрудники (2019-2020 учебный год) 196596 338 7190 32 225 1886

Штатные сотрудники (2020-2021 учебный год) 197703 205 7052 13 141 1718

Совместители внешние (2019-2020 учебный год) 33991 207 2580 4 229 846

Совместители внешние (2020-2021 учебный год) 33292 168 2422 2 203 791

1 Сводный отчет по форме федерального статистического наблюдения № СПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования» на начало 2019/20 учебного года. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/1lcb97d9bbd42 7c234720b0d69007a6d/; Сводный отчет по форме федерального статистического наблюдения № СПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования» на начало 2020/21 учебного года. URL: https://docs.edu.gov.ru/docu ment/66efe5a01f0b8c2578af12f5710b02b4/.

Результаты исследования и их обсуждение

Большинство респондентов (87,4%) являются преподавателями общеобразовательных (42,1% от общего количества опрошенных) и специальных (45,3%) дисциплин. В исследовании также приняли участие 72 мастера производственного обучения (11,1%) и 41 представитель административно-управленческого персонала (6,3%).

Подавляющая часть опрошенных педагогов имют высшее образование (87,1%). Доктор наук среди них всего один (0,2%), еще 19 преподавателей (2,9%) получили ученую степень кандидата наук и 6 человек (0,9%) — ученую степень PhD, присуждаемую в некоторых странах Запада. Остальные 96% педагогических работников ученой степени не имеют (незначительное количество опрошенных, 4,5%, закончили аспирантуру). Более того, у 55 респондентов (8,4%) — среднее профессиональное образование.

Полученные в ходе исследования данные сопоставимы с общефедеральными показателями. Согласно статистическим отчетам Министерства просвещения РФ о положении дел в организациях среднего профессионального образования1, количество педагогических работников организаций СПО, имеющих ученую степень или звание, на начало 2019/2020 и 2020/2021 учебного года было таково (табл.1):

118 I 2 I 2021 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET

flOifTOp наук Кандидат наук PhD Профессор Доцент

■ CostaftThTfiiiK (301 а/20 уч. год J ■ довиестит (iüpn.'gl уч. гад)

Рисунок 1. Процентное соотношение педагогических работников организаций СПО, имеющих ученую

степень или звание

Сравнение количественных показателей демонстрирует снижение количества педагогических работников организаций СПО, имеющих ученые степени и звания по отношению к прошедшему учебному году. Выявленная тенденция характерна как для штатных сотрудников, так и для внешних совместителей. Более точную картину дает перевод абсолютных значений в относительные величины с помощью расчета процентного отношения числа педагогов с различными учеными степенями и званиями к общему числу педагогических работников конкретной группы. Данные представлены на рис. 1.

Как в абсолютных, так и в относительных показателях наблюдаются отрицательные темпы прироста количества педагогов СПО, имеющих ученые степени и звания, что позволяет отметить тенденцию сокращения кадрового потенциала системы СПО в плане осуществления научно-исследовательской деятельности.

На фоне увеличения общего количества педагогов это говорит о том, что в организации среднего профессионального образования приходят педагоги, не имеющие научных степеней и званий. Вероятно, сфера СПО не является привлекательной для работников, активно развивающих исследовательские компетенции и испытывающих потребность в НИД. Недостаточное развитие исследовательских компетенций педагогов в перспективе может привести к снижению темпов развития профессионального образования.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET

■ не «сущдетадею иссгадомтлпьскую £щтальчдег*м tw ечнчкз н*о§*едииой & Ссуи^встклании пе-дагспмвской ¿ОТТОЛЬ "АС".:.

■ не зеущбсТЪМЛ чсследс-ЕРТель^иуо Д»ЧТ»ЛЬ»ОСГЬ. ВДн9№ Х0Т4Л i Ы ОС BOisTq, « в ЭЛбмвнТы н ноча~ь р^н^нЭовывдт

приветил неумное исследование. получая профессиональна«, высшее ссрпкваиие, обучаясь в -аспирантуре, о^анс ла-1ай pi&ciy в юоллвдка, к даиизиу ЕПДу £»ятвль*сетц не оФмщепс*:

УЧ5СТНуЧ в H4y4ksU ИССЛ*£СМЧЩН, праволимы* в организации

Рисунок 2. Статус педагогических работников относительно участия в научно-исследовательской

деятельности

Предпосылки этой тенденции отчетливо просматриваются уже сегодня. В частности, проведенный опрос показал, что не осуществляют исследовательскую деятельность и не считают ее необходимой частью педагогической деятельности 84 опрошенных (12,9%), еще 35% респондентов не ведут НИД, но хотели бы освоить инструментарий и заняться ею. Четверть опрошенных (164 респондента — 25,2%) получили опыт исследовательской деятельности в процессе обучения (колледж, вуз, аспирантура), но, начав работу в системе СПО, к НИД не приступили. И лишь 26,9% респондентов участвуют в научных исследованиях, проводимых в организации, а 42 педагога (6,5%) выступают инициаторами и руководителями данных исследований (см. рис. 2).

Из таблицы 2 видно, что педагоги профессионального обучения наибольшие проблемы испытывают на ранних этапах научно-исследовательской деятельности. Так, постановка и решение исследовательских задач является непростым делом для 365 опрошенных (56%), а у 30 из них (4,6%) вызывает большие трудности. Аналогичная картина наблюдается и на этапе постановки проблемы исследования и выдвижения гипотезы (трудности испытывают 358 опрошенных, что составляет 55% от числа всех респондентов). Остальные этапы проведения научного исследования остаются сложными с точки зрения их выполнения более чем для 40% опрошенных педагогов.

Таблица 2

Преподаватели и мастера производственного обучения о трудностях при выполнении этапов научно-исследовательской деятельности

Степень испытываемых трудностей при выполнении научно-исследовательской деятельности Данный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этапы проведения научного исследования Не испытываю трудностей Испытываю некоторые трудности Испытываю большие трудности этап ни разу не выполнял

Постановка и решение исследовательских задач 234 (35,9%) 335 (51,5%) 30 (4,6%) 52 (8%)

Постановка проблемы исследования и выдвижение гипотезы 228 (35%) 317 (48,7%) 41 (6,3%) 65 (10%)

Разработка плана исследования 282 (43,3%) 276 (42,4%) 29 (4,5%) 64 (9,8%)

Подбор необходимых для научного исследования ресурсов: материалов, методов, оборудования 271 (41,6%) 278 (44,2%) 41 (6,3%) 51 (7,8%)

Анализ публикаций по теме исследования, работа с отечественными и международными научными базами данных (eLibrary, Web of Science, Scopus и др.) 188 (28,9%) 236 (36,3%) 69 (10,6%) 158 (24,3%)

Проведение апробации теоретических положений исследования 186 (28,6%) 293 (45%) 55 (8,4%) 117 (18%)

Обработка полученных в ходе апробации эмпирических данных с использованием специализированного программного обеспечения, интерпретация результатов исследования

формулировка выводов и перспективных 256 285 з9

направлении научного исследования у ' (43,8%) у ' у '

Недостаток исследовательских компетенций наиболее остро проявляется при разработке научно-методических и учебно-методических материалов: 418 педагогов (64,2%) при разработке указанных материалов, их рецензировании и экспертизе испытывают большие трудности, 34 человека (5,2%) этим не занимаются вовсе и лишь 4,8% опрошенных легко справляются с данной деятельностью.

Применительно к другим видам НИД педагоги организаций среднего профессионального образования разделились примерно на одинаковые группы: не испытывают трудностей, испытывают таковые либо не выполняли ни разу тот или иной вид деятельности. Иная ситуация наблюдается при подготовке к публикации научных статей на иностранном языке — около половины опрошенных не осуществляли данный вид деятельности. Подробно данные результаты представлены ниже в таблице 3.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET

173 (26,6%) (422778%) 48(7,4%) (215З2%)

Таблица 3

Преподаватели и мастера производственного обучения о трудностях при выполнении различных видов научно-исследовательской деятельности

Виды научно-исследовательской Степень испытываемых трудностей при выполнении научно-исследовательской деятельности Данный вид ни разу

деятельности Не испытываю трудностей Испытываю некоторые трудности Испытываю большие трудности не выполнял

Разработка научно-методических и учебно-методических материалов, а также их рецензирование и экспертиза 199 (30,6%) 381 (58,5%) 37 (5,7%) 34 (5,2%)

Написание и публикация научных тезисов и статей на родном языке 293 (45%) 251 (38,6%) 38 (5,8%) 69 (10,6%)

Написание и публикация научных тезисов и статей на иностранном языке 88 (13,5%) 156 (24%) 113 (17,4%) 294 (45,2%)

Публичное выступление с докладом на научно-практической конференции, форуме, семинаре и пр. 295 (45,3%) 281 (43,2%) 27 (4,1%) 48 (7,4%)

Подготовка заявок на участие в конкурсах научных исследований, получающих финансовую поддержку (гранты) 207 (31,8%) 182 (28%) 35 (5,4%) 227 (34,9%)

Участие в выполнении научно-исследовательских проектов индивидуально или группой ученых 197 (30,3%) 233 (35,8%) 36 (5,5%) 185 (28,4%)

Рецензирование и экспертиза научных исследований, проектов 168 (25,8%) 228 (35%) 26 (4%) 229 (35,2%)

Отвечая на вопрос, с чем могут быть связаны испытываемые трудности при реализации элементов исследовательской деятельности, 272 опрошенных (41,8%) отметили недостаточную подготовленность в области методологии научного исследования, 194 опрошенных (29,8%) указали на отсутствие или нехватку мотивации. Были и причины организационного характера. Так, 190 опрошенных (29,2%) испытали трудности из-за нехватки специализированного оборудования/технологий для реализации научных исследований в той или иной сфере. На отсутствие поддержки со стороны администрации образовательной организации указали 82 педагогических работника (12,6%). Самой же распространенной причиной оказался недостаток времени, в том числе из-за высокой учебной нагрузки (55,6%).

Несмотря на очевидный дефицит исследовательских компетенций, педагоги профессионального обучения готовы восполнять недостающие знания и осваивать тот или иной элемент научно-исследовательской деятельности. Потребность в умении разрабатывать научно-методические и учебно-методические материалы, обеспечивающие реализацию образовательных программ, а также их рецензировать и экспертно оценивать, существует у 325 опрошенных (49,9%). Данный результат связан не только с тем, что в профессиональном стандарте педагога профессионального обучения (отменен приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 26.12.2019 г. № 832н) реализация образовательных программ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET

Рисунок 3. Публикационная активность педагогических работников образовательных организаций СПО

была закреплена в качестве основной трудовой функции, но и с реальной необходимостью в постоянном обновлении содержания и методов преподавания и обучения.

На желание освоить тот или иной элемент научно-исследовательской деятельности (от постановки исследовательских задач, проблемы и гипотезы до формулировки выводов и перспективных направлений НИД) указал каждый четвертый опрошенный. Потребность в написании и публикации научных тезисов и статей на родном языке испытывают 20% опрошенных, а на иностранном языке — 18,4%.

В этой связи важно отметить, что 388 педагогических работников (59,6%) на момент анкетирования вообще не имели опубликованных научных работ (см. рис. 3). Примерно пятая часть опрошенных (22,1%) являются авторами менее 5 опубликованных тезисов/статей в сборниках и журналах, не включенных в РИНЦ (Российский индекс научных цитирований). Лишь 54 педагога (8,3%) опубликовали несколько статей в сборниках и журналах, включенных в РИНЦ. Еще меньше педагогов являются авторами (соавторами) статей в журналах, включенных в перечень Высшей аттестационной комиссии (5,2%) либо в международные базы цитирования (2%).

Заключение

Представленные результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости создания условий для формирования и развития исследовательских компетенций педагогов СПО, осуществления мероприятий, активизирующих научно-исследовательскую деятельность педагогов. В частности, необходимо вести работу сразу по нескольким направлениям:

- создавать на базе организаций СПО сообщества педагогов, мотивированные к осуществлению научной деятельности и нацеленные на коммуникации и коллаборации с ведущими учеными, научными школами и центрами региона и страны;

- привлекать информационные и образовательные ресурсы для совершенствования исследовательских компетенций педагогов СПО;

- развивать систему научных мероприятий с участием педагогов СПО, в том числе используя международный опыт1;

- активно вовлекать педагогов СПО в формирование научной повестки в области профессионального образования;

- выделять квоты в аспирантуру для молодых педагогов системы СПО, а также увеличивать контрольные цифры приема в магистратуру.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET

Литература

1. Берне Э., Сильвеннойнен Э., Копнов В. А., Щипанова Д. Е., Па-пич-Благоевич Н., Томашевич С. Развитие цифровых компетенций преподавателей профессионального образования и обучения в Сербии и России // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 9. С. 174-203. https://doi. org/10.17853/1994-5639-2020-9-174-203. (In Eng.)

2. Васильев А. А. О подготовке педагога профессионального обучения к исследовательской деятельности // Ученые записки ЗабГУ Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2016. № 6. С. 6-12.

3. Власова О. И. Актуальные проблемы современных магистрантов: опыт социологического исследования // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. № 1 (1). С. 124-132.

4. Ермолаева Е. Л., Петров А. Ю., Петров Ю. Н. Педагогическая проблема профессионально-педагогического развития ценностных ориентаций обучающихся // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 1 (4). С. 7-15. https:// doi.org/10.17853/2686-8970-2021-1-7-15.

5. Загвязинский В. И. Творческое ядро педагогического исследования: от проблемы до гипотезы // Образование и наука. 2010. № 10 (78). С. 3-12.

6. Лыжин А. И., Коновалов А. А. Компетентностный портрет современного исследователя в VUCA-мире // Высшее образование сегодня. 2021. № 4. С. 14-19. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.21.04.P.14.

7. Хисамиева Л. Г. Компетенции и компетентность в структуре научно-исследовательской деятельности // Вестник ОГУ 2014. № 9 (170). С. 33-37.

8. Шашкина М. Б., Багачук А. В. Формирование исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в условиях реализации компетентностного подхода. Красноярск: КГПУ им В. П. Астафьева, 2006.

1 В качестве примера такого мероприятия можно привести созданный по инициативе Совета молодых ученых РГППУ проект «Научный прорыв в СПО», который позволил молодым педагогам СПО познакомиться с образовательными программами магистратуры и аспирантуры, посетить мастер-классы по написанию научных статей, подготовке выступлений в научных дискуссиях, организации научно-практических конференций.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET

9. Щипанова Д. Е. Разработка и внедрение программ развития гибких навыков для аспирантов // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. № 2 (2). С. 20-25. (In Eng.).

10. Smith E., Yasukawa K. What Makes a good VET teacher? Views of Australian VET teachers and students // International journal of training research. 2017. № 15 (1). Р. 23-40. https://doi.org/10.1080/14480220.2017.13 55301.

11. Tapani A., Salonen A. Identifying teachers' competencies in Finnish vocational education // International journal for research in vocational education and training. 2019. 6(3). P. 243-260. https://doi.org/https://doi. org/10.13152/IJRVET.6.3.3

12. Volmari K., Helakorpi S., Frimodt R. Competence framework for VET professions: handbook for practitioners. Luxembourg: CEDEFOP and Finnish National Board of Education, 2009.

13. Wagiran W., Pardjono P., Suyanto W., Sofyan H., Soenarto S., Yudantoko A. Competencies of future vocational teachers: perspective of in-service teachers and educational experts // Journal Cakrawala Pendidikan. 2019. Vol. 38. No. 2. Р. 387-397. https://doi.org/10.21831/cp.v38i2.25393.

References

Burns, E., Silvennoinen, E., Kopnov, V. A., Shchipanova, D. E., Papic-Blagojevic, N., & Tomasevic, S. (2020). Supporting the development of digitally competent VET teachers in Serbia and Russia. The education and science journal, 22(9), 174-203. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-9-174-203.

Ermolaeva, E. L., Petrov, A. Y., & Petrov Y. N. (2021). Pedagogical problem of professional and pedagogical development of students' value orientations. Innovatsionnaia nauchnaia sovremennaia akademicheskaia issledovatelskaia traektoriia (INSAIT) [Innovative scientific modern academic research trajectory (INSIGHT)], 1(4), 7-15. https://doi. org/10.17853/2686-8970-2021-1-7-15. (In Russ.).

Khisamieva, L. G. (2014). Competences and competence in the structure of research activities. Vestnik OGU [Bulletin of OSU], 9 (170), 33-37. (In Russ.).

Lyzhin, A. I., & Konovalov, A. A. (2021). Competence portrait of a modern researcher in the VUCA-world. Vysshee obrazovanie segodnia [Higher education today],4, 14-19. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.21.04.R14. (In Russ.).

Shashkina, M. B., & Bagachuk, A.V. (2006). Formation of pedagogical university student's research activity in the context of the implementation of the competence approach. Krasnoyarsk: KSPU named after V. P. Astafiev. (In Russ.).

Shchipanova, D. Y. (2020). Development and implementation of soft skills amplification programs for postgraduate students. Innovatsionnaia nauchnaia sovremennaia akademicheskaia issledovatelskaia traektoriia

(INSAIT) [Innovative scientific modern academic research trajectory (INSIGHT)], 2(2), 20-25.

Smith, E., & Yasukawa, K. (2017). What makes a good VET teacher? Views of australian VET teachers and students. International journal of training research, 15(1), 23-40. https://doi.org/10.1080/14480220.2017.1355301.

Tapani, A., & Salonen, A. (2019). Identifying Teachers' competencies in finnish vocational education. International journal for research in vocational education and training, 6(3), 243-260. https://doi.org/10.13152/ IJRVET.6.3.3.

Vasiliev, A. A. (2016). On the training of vocational education teachers for research activities. Uchenye zapiski ZabGU [Proceedings of ZabGU], 6, 6-12. (In Russ.)

Vlasova, O. I. (2020). Actual problems of modern undergraduates: the experience of sociological research. Innovatsionnaia nauchnaia sovremennaia akademicheskaia issledovatelskaia traektoriia (INSAIT) [Innovative scientific modern academic research trajectory (INSIGHT)], 1 (1), 124-132. (In Russ.)

Volmari, K., Helakorpi, S., & Frimodt, R. (2009). Competence framework for VET professions: handbook for practitioners. Luxembourg: CEDEFOP and Finnish national board of education.

Wagiran, W., Pardjono, P., Suyanto, W., Sofyan, H., Soenarto, S., & Yudantoko, A. (2019). Competencies of future vocational teachers: perspective of inservice teachers and educational experts. Journal Cakrawala Pendidikan, 38(2), 387-397. https://doi.org/10.21831/cp.v38i2.25393.

Zagvyazinsky, V. I. (2010). The creative core of pedagogical research: from the problem to the hypothesis. The education and science journal, 10(78), 3-12. (In Russ.)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.