УДК 821.161.1 М.В. АНТОНОВА
доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русской литературы XI-XIX веков, Орловский государственный университет E-mail: gavrila05@yandex.ru М.А. КОМОВА
кандидат искусствоведения, доцент, кафедра истории России, докторант, филологический факультет, Орловский государственный университет, E-mail: mariamna.orel@mail.ru
UDG 821.161.1
M.V. ANTONOVA
Doctor of Philology, Professor, Head of Department of Russian literature XI-XIX centuries, Orel State University
E-mail: gavrila05@yandex.ru M.A. KOMOVA
Сandidate in Arts, Associate Professor, Department of History of Russia, Doctoral Faculty of Philology, Orel State
University
E-mail: mariamna.orel@mail.ru
О БЛИЗОСТИ МОТИВОВ «СКАЗАНИЯ О НИКОЛЕ НОВОСИЛЬСКОМ ДОБРОМ», ПРОЛОЖНОГО ЖИТИЯ НИКОЛЫ ЧУДОТВОРЦА И КИЕВСКОГО СПИСКА ЖИТИЯ НИКОЛЫ XIX в.*
ABOUT THE SIMILARITY OF MOTIVES «LEGENDS ABOUT NIKOLA NOVOSILSKY THE MISLEADING GOOD», LIVING OF ST. NICHOLAS AND THE KIEV LIST OF LIVING OF NIKOLA XIX CENTURY
В статье исследуется «Сказание о Николе Новосильском». Авторы впервые сравнивают мотивы в трех средневековых текстах. По мнению авторов, ряд киевских и местных текстов послужили моделью исследуемому тексту.
Ключевые слова: сказание, повесть, средневековый текст, икона, иконография.
In the article the «Legend of Nikola Novosilsky» is investigated. The authors compare thefirst three motifs in medieval texts. According to the authors, a number of Kiev and local texts have served as models of the text.
Keywords: legend, story, medieval text, icon, iconography.
Местное предание о древнем происхождении иконы Николы Новосильского (с поздним дополнительным наименованием «Добрый») следует сопоставить с киевской легендой XI в., позднее вошедшей в состав Четий Миней и проложного жития Николы Чудотворца как «Чудо святого Николы о половчине, створившееся в граде Киеве»1. С текстом Пролога XVII в., в состав которого под 9 (21) мая входил рассказ о чуде с половцем, в Духовом монастыре были хорошо знакомы. Так в 1663 г. в обитель в виде царского дара были вложены икона святителя Николая (в дальнейшем «Николы Новосильского») и одна из старопечатных книг с текстом Жития чудотворца Николы (том «Пролога» за март, апрель и май с дарственной подписью внизу каждого листа: «Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, Всея Великая и Малая и Белая России Самодержец, пожаловал сию книгу в Новосильский уезд, в Духов монастырь, в церковь Живоначальной Троицы, лету 7171 (от Р.Х. 1663 г.) августа в 8 день, подписал приказу Большого Дворца Подьячий Исидор Скворцов») и сохранялась в монастырском книжном
1 Крутова М.С. Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. М.. 1997. С. 120-121, 124, 185.
собрании в XVШ-XIX вв.2 В основе фабулы одного из проложных сказаний - чудо, произошедшее с пленником-половцем, который перед образом святого Николая Чудотворца пообещал своему хозяину-киевлянину пригнать табун лошадей, если тот даст ему волю. Негласно святитель, посредством своей иконы, выступил поручителем за имущество киевлянина, который, поверив половцу, подарил ему свободу. Но бывший пленник не спешил исполнять обещание. По легенде, вскоре половец заболел, упав с лошади, и во сне ему явился св. Николай, напомнив о данном обете. Испытав сильное потрясение, половчанин пригнал два табуна — один для киевлянина и второй для постройки церкви святому Николе3. Надпись на иконе из Свято-Духова монастыря близ Новосиля утверждала, что это якобы и есть киевская икона, от которой в древности произошло указанное чудо4. Воспринимаемая как часть Сказания
2 Архив Неделина В.М. Неделин В.М. Новосильский Свято-Духов мужской монастырь: Историческая записка. Орел, 1995 [машинопись]. Л. 1-15.
3 Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Декабрь 6-17. М., 1904. Стб. 680-686.
4 Троицкий Н.И. Новосильская икона св. Николая «Доброго»
// Светильник. 1915. № 9-12. С. 75; он же. Об иконе св. Николая
Новосильского. Труды XIV Археолог. съезда в Чернигове, 1908. М.,
* Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 15-04-00437)
© М.В. Антонова, М.А. Комова © M.V. Antonova, M.A. Komova
10.00.00 - ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 10.00.00 - PHILOLOGICAL SCIENCES
об образе Николы Новосильского надпись связала воедино киевский и новосильский тексты.
Текст «Чуда о половчине» литературоведческая традиция еще с XIX в. относила к домонгольскому периоду (не позднее конца XI в.). Дату написания и русское происхождение текста подтверждают и современные исследователи5. Ряд авторов предполагает византийский протограф в основе изложения киевской истории. Это записанное не позднее XI в. чудо от иконы св. Николая, произошедшее с сарацином (кочевником бедуином)6. Значительное сходство сюжетной линии киевского и североафриканского сказаний отмечает Э.С.Смирнова. Так, сарацин-язычник, похитивший икону святителя во время разбойничьего набега на итальянскую Калабрию, узнает от христианина о чудотворце Николае, которому поручает ему все свое имущество. Последнее, будучи украденным, чудесно возвращается святителем сарацину, после чего бедуин принимает крещение, приносит дары святому Николаю в виде стада и строит церковь. Этот сюжет впервые изображен в двух клеймах новгородской иконы «Никола в житии» (около 1377 г.; Новгородский музей; из церкви Бориса и Глеба в Плотниках). В сопровождающей клейма надписи половец назван «сороцинином», что подтверждает связь киевского с североафриканским текстом7.
Учитывая древность текста, в XIX в. предполагалось, что киевский храм Николы Доброго и соответственно связанный с ним легендой Новосильский Свято-Духов монастырь были построены ещё в XI в. В этой связи следует упомянуть еще один киевский текст, который проливает свет на позднюю датировку новосильского текста. Проложное сказание о половце обрело в Киеве дополнительную популярность со временем после следующего события. Из универсала (Летописца) киевского полковника В.Ф. Дворецкого (летописи Запорожского войска), выполненного в середине XVII в., известно, что гетман Войска Запорожского Самуил (Матвей) Кошка на месте более старого деревянного храма в конце XVI в. (не позднее 1600 г.) построил новую деревянную Никольскую церковь. Храм был воздвигнут якобы в благодарность Богу за спасение гетмана, проведшего по легенде в плену у турок 26 лет. С. Кошка приобрёл для церкви также всю необходимую утварь, поставил иконостас и, возможно, заказал иконы. Но в источниках XVII в. нет никаких сведений о почитании отдельных икон в данном храме. Церковь с иконами несколько раз горела в 1651 г., до 1706 г. и в 1718 г. В начале XVIII в. иконостас для главного алтаря изготовил черниговский резчик Григорий Петров, а храмовая икона Николы, находившаяся в местном ряду, сохранилась
1911. Т. 3. С. 60-61.
5 Устинова О.А. Чудо о половчине в русской рукописной традиции / Древнейшие русские сказания о чудесах Николая Мирликийского: конец XI-началоXII веков: Диссертация на соискание степени кандидата филологических наук. СПб., 2006. С. 73-106.
6 Anrieh G. Hagios Nikolaos. Der heilige Nikolaosin in der griechischen. Kirche. Leipzig; Berlis, 1917. Bd. II. S. 429.
7 Смирнова Э.С. «Смотря на образ древних живописцев»: Тема почитания икон в искусстве Средневековой Руси. М., 2007. С. 195-206.
в списке первой половины XVIII в.8. Окончательный облик храм получил при реконструкции в 1887 г.9.
Здесь следует уделить внимание эпитету «Добрый», которым были наделены в конце XIX в. киевская и но-восильская иконы. На первый взгляд, несомненна связь наименования икон с текстом Пролога, но не древней его части, а с текстами Нового времени, где упоминается имя киевлянина - Добрык, созвучное названию киевской церкви - Никола Добрый. Так рукописное Житие Николы Чудотворца, датированное рубежом Х^-Х^! вв., найденное в библиотеке Софийского собора в Киеве и опубликованное Л.И.Похилевичем, содержит первое известное упоминание имени Добрык: «сталося на месте Юевъ на Добршу [МАК: в русских текстах XIX в. имя киевлянина пишется через «ы» ]... Теды Добр1к, приведши его (Половчина) до церкви, которая до сего часу стоит на потоке, под горою в Юевъ»10. Здесь упоминается о существовавшей в XI в. древней Никольской церкви, которая, как упоминает А.Георгиевский, могла быть и не связана с киевским храмом Николы Доброго XVII-XIX вв. Несмотря на то, что название церкви - «Добрый Николай» встречается уже в документах XVII в., современники Георгиевского предполагали, что «Доброй» Никольскую церковь прозвали за соседство с богадельней, которую построил на храмовой земле донатор С. Кошка11. А. Георгиевский, являвшийся прихожанином данной церкви, отмечал, что в церковную летопись Сказание о чуде и утверждение о древности храма Николы Доброго попадает только в 1862 г. (после публикаций Похилевича)12. Наименование «Добрый» не относилось к киевской храмовой иконе до конца XIX в., когда этот эпитет перешел и к новосильской иконе (название употреблено А. Вознесенским и Ф. Гусевым в 1899 г.13). Георгиевский также допускал, что древний образ св. Николы, связанный с «Чудом о половчине» сохранился, указывая на икону из Новосиля. Икону, сохранившуюся в церкви Николы Доброго на Подоле, киевский исследователь считал поздним списком с новосильской14.
Наиболее вероятно, что киевская легенда о церкви Николы Доброго и новосильская легенда о местной иконе св. Николы получили самостоятельное развитие, будучи опосредованно связанными, не сколько преемством традиции, сколько текстом Пролога, который был повсеместно известен к XVII в. Документально подтверждено, что новосильская икона стала почитаться
8 Святыни Киево-Печерской Лавры / Составитель М.Ю.Ефимова. Киев: Киево-Печерская Лавра, 2008. С. 51.
9 Вознесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца. СПб., 1899. С. 683.
10 Похилевич Л.И. Описание киевских церквей и монастырей / Киевские губернские ведомости. 1865. № 33. С. 229.
11 Мыцык Ю. А. «Лгтописец» Дворецких — памятник украинского летописания XVII в. // Летописи и хроники 1984. М., 1984. С. 219-234.
12 Георгиевский А. Киево-Подольская церковь Николая Доброго. Киев, 1892. С. 27-30, примеч. 208.
13 Вознесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца. СПб., 1899. С. 550.
14 Георгиевский А. Киево-Подольская церковь Николая Доброго. Киев, 1892. С. 27-30, примеч. 208.
как чудотворная не позднее 1776 г. - начала крестных ходов с ней. Упоминаемая тогда надпись о чуде, произошедшем с половцем, была якобы заново восстановлена на иконе в 1781 г. после полной утраты при одевании в металлическую ризу, согласно рапорту монастырского настоятеля Иринея (Турбина) в Воронежское епархиальное управление15. Учитывая первые документальные упоминания о новосильской иконе, а также распространение и популяризация текстов Пролога, временем создания Сказания о Николе Новосильском можно считать XVIII в. Этот период начался с воссоединения Украины с Россией, вхождения ее при Петре I в состав огромной Киевской губернии (простиравшейся до верховьев Оки), активного почитания киевских святынь в центре России.
Тексты о чудотворных иконах Нового времени являются послесловием целой группы средневековых памятников письменности. Они относятся к «литературе
15 Георгиевский А. Киево-Подольская церковь Николая Доброго. Киев, 1892. С. 27-30, примеч. 208.
образца», как и многие средневековые произведения Древней Руси. За описанием события часто стоит повторение распространенного ранее текста христианского содержания, проецированного на конкретный местный эпизод. Тексты об иконах, сформированные в Новое время на основе «народных памятей» и текстов Пролога, напоминали древние Сказания. Этот этап в появлении народных Сказаний об иконах совпал со временем реставрации интереса к древнерусской иконописи, со знакомством с иконописным подлинником, иконографией. Это отразилось в ряде местных сказаний в описании местных святынь как древних икон, относящихся якобы к домонгольскому периоду. «Сказание о Николе Новосильском» представляет собой памятник украинизированной традиции Нового времени, сложившийся в монастырской среде не ранее середины-второй половины XVIII в., когда киевский контекст стал важным для региона, вошедшего в состав Киевской губернии, когда текст Пролога стал заметнее.
Библиографический список
1. Архив Неделина В.М. Неделин В.М. Новосильский Свято-Духов мужской монастырь: Историческая записка. Орел, 1995 [машинопись]. Л. 1-15.
2. Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Декабрь 6-17. М., 1904. Стб. 680-686.
3. Вознесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца. СПб., 1899. С. 550, 683.
4. Георгиевский А. Киево-Подольская церковь Николая Доброго. Киев, 1892. С. 22-30, примеч. 208.
5. КрутоваМ.С. Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. М.. 1997. С. 120-121, 124, 185.
6. МыцыкЮ. А. «Штописец» Дворецких - памятник украинского летописания XVII в. // Летописи и хроники 1984. М., 1984. С. 219-234.
7. Похилевич Л.И. Описание киевских церквей и монастырей / Киевские губернские ведомости. 1865. № 33. С. 229.
8. Смирнова Э.С. Смотря на образ древних живописцев: Тема почитания икон в искусстве Средневековой Руси. М., 2007. С. 195-206.
9. Троицкий Н.И. Новосильская икона св. Николая «Доброго» // Светильник. 1915. № 9-12. С. 75.
10. Устинова О.А. Чудо о половчине в русской рукописной традиции / Древнейшие русские сказания о чудесах Николая Мирликийского: конец XI-начало XII веков: Дис. на соиск. степ. канд. филол. наук. СПб., 2006. С. 73-106.
References
1. Archive by Nedelin V.M. Nedelin V.M. Novosilsky Holy Spirit Monastery Historical note. Orel, 1995 [typing]. L. 1-15.
2. The Great Saints Chetii collected the All Metropolitan Macarius. December 6-17. Moscow, 1904. Pp. 680-686.
3. VoznesenskyA., Gusev F. The Life and Miracles of St. Nicholas. Petersburg, 1899. P. 254.
4. GeorgievskiA. The Kiev-Podolsky Nicholas Church of the Good. Kiev, 1892. Pp. 22-30.
5. KrutovaM.S. The Saint Nicholas the Wonderworker in ancient literature. Moscow, 1997. Pp. 120-121, 124, 185.
6. Mytsyk Y.A. "The Litopisets by Dvoretski" - a monument to Ukrainian chronicles of the XVII century // Annals and chronicles, 1984. Moskow, 1984.Pp. 219-234.
7. Pohilevich L.I. The description of churches and monasteries of Kiev / Kyiv Provincial Gazette. 1865. № 33. P. 229.
8. Smirnova E.S. "Looking at the image of the ancient painters": Subject veneration of icons in the art of medieval Russia. Moskow, 2007. Pp. 195-206.
9. Troitsky N.I. The Novosilsky icon of St. Nicholas "Good" // The lamp. 1915. № 9-12. Р. 75.
10. Ustinov O.A. The Miracle of polovchine in a Russian manuscript tradition / Ancient Russian tales about the wonders of Nicholas of Myra: the end of XI-XII centuries, beginning: Thesis for the degree of Candidate of Philology. Petersburg, 2006. Pp. 73-106.