In the article investigates the «Legend of the Nicolet Novosilsky» . The author compares the first three motifs in medieval texts. According to the author, a number of Kiev and local texts have served as models of the text. Keywords: legend, story, medieval text, icon, iconography.
Список литературы
1. Архив Неделина В.М. Неделин В.М. Новосильский Свято-Духов мужской монастырь: Историческая записка. Орел, 1995 [машинопись]. Л. 1-15.
2. Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Декабрь 6-17. М., 1904. Стб. 680-686.
3. Вознесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца. СПб., 1899. С. 550, 683.
4. Георгиевский А. Киево-Подольская церковь Николая Доброго. Киев, 1892. С. 22-30, примеч. 208.
5. Крутова М.С. Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. М.. 1997. С. 120-121, 124, 185.
6. Мыцык Ю. А. «Лтгописец» Дворецких — памятник украинского летописания XVII в. // Летописи и хроники 1984. М., 1984. С. 219-234.
7. Похилевич Л.И. Описание киевских церквей и монастырей / Киевские губернские ведомости. 1865. № 33.
С. 229.
8. Смирнова Э.С. «Смотря на образ древних живописцев»: Тема почитания икон в искусстве Средневековой Руси. М., 2007. С. 195-206.
9. Троицкий Н.И. Новосильская икона св. Николая «Доброго» // Светильник. 1915. № 9-12. С. 75.
10. Устинова О.А. Чудо о половчине в русской рукописной традиции / Древнейшие русские сказания о чудесах Николая Мирликийского: конец XI-начало XII веков: Диссертация на соискание степени кандидата филологических наук. СПб., 2006. С. 73-106.
Об авторе:
Комова М.А. - кандидат искусствоведения, докторант филологического факультета Орловского государственного университета, эксперт-искусствовед по культурным ценностям Министерства культуры РФ (специализация: живопись, скульптура, иконопись XVIII-XIX веков) mariamna.orel@mail.ru
УДК 39
СООТНОШЕНИЕ КАНОНА И ФАНОНА (НА МАТЕРИАЛЕ ФАНДОМОВ «ШЕРЛОК», «МЕРЛИН», «СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ»)
М.А. Коробко
В статье исследуется соотношение канона и фанона, степень их взаимопроникновения. Особое внимание уделяется центральным категориям фанфикшн в создании фанатской картины мира в художественном произведении. Ключевые слова: канон, фанон, фанфик, пейринг, рейтинг, жанр, фанфикшн.
Как в научной среде, так и в культуре фанатов одними из важнейших понятий, определяющих фанфикшн как фольклорное явление, являются категории канона и фанона. Исследователи часто обращаются к их изучению, однако работы носят описательный характер и редко связаны с сопоставлением этих категорий [1;5;6]. Интересно было бы обратиться к сравнению картины мира оригинального произведения и ее интерпретации в коллективе фанатов каноничного произведения; выяснить, какие детали канона попадают в фанфик и становятся фаноном; определить степень взаимопроникновения фанона в канон.
Канон - это «события, представленные в медиаисточнике, создающем вселенную, окружающую обстановку и персонажей» [5], все то, что признается официальным и «правильным» в вымышленной вселенной. Таким образом, само понятие канона возможно тогда, когда появляются неканоничные тексты (фанон).
Фанон - «события, созданные фанатским сообществом в конкретном фандоме и распространенно повторяющиеся в фантекстах» [5], художественное пространство самих фанатских текстов. Иными словами, выработанная в сообществе (коллективе) традиция написания и воспроизведения полюбившихся сюжетов.
В качестве материала исследования были выбраны три фандома («Шерлок», «Мерлин» и «Сверхъестественное»), которые оформились на крупном русскоязычном ресурсе фанфикшн - сайте http://ficbook.net/. Выбор фандомов обусловлен тем, что каждый из них основан на сериальной продукции с похожими типами персонажей и особенностями построения их взаимоотношений.
Для исследования создана электронная база фанфиков: общее количество текстов в фандоме «Шерлок» составило 1272 текста, в «Мерлине» - 1793 фанфика, «Сверхъестественное» - 2682 текстов. Наблюдение за развитием сообществ проводилось с момента появления первого текста до 27.08.2013 года (2010-2013).
Канон диктует условия, при соблюдении которых фанфик будет либо принят сообществом и популярен в нем, либо утратит актуальность и перестанет читаться и жить в сообществе [2; 3]. Так, например, в фандоме «Шерлок» наиболее популярны тексты, где действия происходят в Лондоне, в центре внимания Шерлок и Джон, их взаимоотношения (915 фанфиков из 1272); в «Мерлине» - Артур и Мерлин попадают в неприятности в Камелоте (730 текстов из 1792); в сообществе «Сверхъестественное» - братья Винчестер ведут борьбу с нечистью, путешествуя в Chevrolet Impala 1967 года (660 фанфика из 2682). К.А.Прасолова отмечала, что «влияние источника на фантекст сводится к формуле заимствования «персонаж -хронотоп - антураж»» [3]. Фикрайтер (автор фанфика) берет из канона персонажей, их взаимоотношения и место действия и ставит героев в такие ситуации, которых в каноничном сериале не было, но в фанатской среде их ждали и хотели увидеть.
Литературоведение
255
Фанон начинает появляться после знакомства с каноном и работает по следующим направлениям, которые отмечала Ли-нор Горалик в работе «Как размножаются Малфои: Жанр «фанфик»: потребитель масскультуры в диалоге с медиа-контентом»:
1. Детализация - «автор стремится изобразить в подробностях заинтересовавший его, но нечетко прописанный в каноне поворот сюжета» [1]. В фандомах «Шерлок», «Мерлин» и «Сверхъестественное» наиболее популярно описание гомосексуальных отношений между главными героями (приблизительно половина всех текстов в каждом сообществе связана с описание гомосексуальных отношений);
2. Заполнение «белых пятен» - «автор ставит перед собой задачу дать ответы на некоторые вопросы, поднятые, но недостаточно уясненные в каноне» [1]. Например, «как выжил Шерлок?», «кто такой Эмрис?», «кто убил мать братьев Винчестер?»;
3. Альтернативное развитие - «автор развлекает себя и читателя расширением поля деятельности героев, заодно используя это в целях все той же детализации — скажем, разглядывая характер героя сквозь призму новых обстоятельств или находя ответы на поставленные исходным сюжетом вопросы в новой, неосвоенной и оттого более гибкой реальности» [1].
Важно понимать, что фанон - это художественная интерпретация канона, которая обросла интересными сообществу подробностями. Иногда на создание фанатской картины художественного мира работает идеализированное воплощение самого автора в тексте (Мэри Сью/Марти Стью), кардинально изменяется характер оригинальных героев (ООС -out of character, вне характера). Но ООС, Мэри Сью и фанон - не равнозначные понятия. Персонажи «вне характера» и авторские самовведения - некоторые средства создания фанона, которые будут работать только при условии, что сообщество их принимает. В фандоме «Мерлин» текстов с Мэри Сью и ООС насчитывается 16 и 394 текстов соответственно; в «Шерлоке» 16 и 458 фанфиков; в «Сверхъестественном» - 52 и 647 текстов. Можно заметить, что во всех трех исследуемых фандомах самовведение автора в текст является менее популярным. В сообществах складывается негативное отношение к Мэри Сью, о чем свидетельствует пренебрежительное наименование этого явления - мэрисьюизм.
Особую роль в создании художественного пространства фанфика играет пейринг. Пары персонажей, вступающие в отношения в фанфике, могут быть условно разделены на три группы [8]:
- канонные - такая пара изначально прописана в каноне (Джон/Мэри, Артур/Гвен, Сэм/Джессика)
- фанонные - раскрытые фанатами намеки на отношения между героями, изначально не испытывающими друг к другу романтических чувств (в подавляющем большинстве гомосексуальные пары: Шерлок/Джон, Артур/Мерлин, Дин/Сэм)
- рандомные - такая пара персонажей, которая составлена вопреки здравому смыслу и логике (Шерлок/команда Торчвуд, Мерлин/Дракон, братья Винчестер/Импала).
На создание фанатской художественной картины мира работает и такое явление, как «истинный пейринг» (one true pairing, ОТР) - такая пара персонажей, которая признается большинством членов фандома «правильной» и о которой хотят читать фанаты. Об этом говорила Кэтрин Дрискол в работе «One true pairing: the romance of pornography and the pornography of romance» [4]. Фанаты сами отбирают из канона таких персонажей, чьи взаимоотношения кажутся им наиболее интересными, и ставят их в пару, чего не было в авторской картине художественного мира. Популярные пейринги приобретают сокращения, принятые в фандомах для более удобного названия пар персонажей (Динокас, Шериарти и т.д.).
На фанон работают и канонные пейринги. Фанатам далеко не все известно о персонажах авторского произведения и об их избранниках, поэтому истории, представляющие собой описании их первого знакомства, признания и т.д., также удачно создают фанатскую картину художественного мира, как и неканонические пейринги.
Связь канона и фанона мы наблюдаем и в категории рейтинга. В этом аспекте авторы фанфиков предпочитают следовать за первоосновой, и большинство текстов в сообществах имеют такие же возрастные ограничения, как и оригинальные сериалы. Сравним: сериал «Мерлин», возрастное ограничение 12+ - в фандоме подавляющее большинство текстов с общедоступным рейтингом G (664 фанфика); сериал «Шерлок», ограничение 12+ - в сообществе также наиболее популярен рейтинг G (582 текста); сериал «Сверхъестественное», возрастной ценз 16+ - в фандоме наиболее популярен рейтинг PG-13 (905 фанфиков). Таким образом, фанон создается не только путем отхода от канонического, коллективная картина мира в фанфике может взаимодействовать с каноном.
На создание фанона работает и категория жанра фанфика. Здесь, в отличие от рейтинга наблюдается значительный отход от канона: во всех исследуемых сообществах самым популярным жанром оказывается «слэш», что никак не соотносится с жанрами оригинальных сериалов. Сравним: сериал «Мерлин», жанры «фэнтези, драма, приключения, семей-ный»[9] - в фандоме «Мерлин» 903 фанфика-слэш; сериал «Шерлок», жанры «триллер, драма, криминал, детектив»[9] - в фандоме 597 фанфиков-слэш; сериал «Сверхъестественное», жанры «ужасы, фэнтези, триллер, драма, детектив»[9] - в сообществе 1290 текстов жанра слэш. Такой отход от канонических текстов плодотворно влияет на создание фанатской картины мира.
Фанон всегда связан с коллективом, только многократно воссозданный, один и тот же сюжет в разных вариантах может стать фаноном. Сам по себе фанфик еще не говорит о традиции создания художественной картины мира в фандоме, а совокупность текстов может свидетельствовать о наличии устоявшейся в сообществе художественной картины мира. Так, многократно воспроизведенный в сообществе «Шерлок» сюжет о событиях после третьей серии третьего сезона сериала приобретает в фандоме условное наименование «Пострейхенбах» (~ 356 текстов).
На создание фанона работают и читательские отзывы. Именно в комментариях фанаты выражают свое мнение о фанфиках, принимают или отвергают ту или иную картину художественного мира, исходя из собственных представлений о фаноне: «4 апреля 2013, 17:54 Потрясающая работа! Сюжет очень понравился. Герои просто прелесть, Мерлин просто чудо, люблю такого Артура, когда он не думает, что весь мир принадлежит ему.<...> Спасибо!» (комментарий Стю С).
Постоянно повторяющаяся картина мира в фантекстах создает свою собственную традицию, и фанфики начинают писать уже не по каноничному произведению, а по одному или нескольким фанфикам. Возникает явление «фанфикшн по фан-фикшн», появляются «заявки» на особо популярные и востребованные в сообществе сюжеты. «Написано на хот-фест на заявку "Supernatural. Дин | Кастиэль. «Единственный способ преодолеть искушение - поддаться ему»."» (автор thegamed).
Особо удачный фанон может не только стать каноном для новых фанфиков, но и быть принят в каноничное произведение, которое изначально брал за основу. Показательна в этом плане первая серия третьего сезона «Шерлока», полностью составленная из фанатских предположений том, как выжил главный герой сериала.
Если из канона в фанон переходят персонажи, хронотоп и антураж, то в канон из вымышленной вселенной также могут переходить элементы, которые идеально вписываются в полотно оригинального произведения: будь то новый персонаж, неожиданный поворот сюжета, нетипичные взаимоотношения и т.д. Однако такое возможно при условии одобрения авторов оригинального произведения, их желания включиться в игру с фанатами.
Таким образом, мы можем отметить следующие особенности в соотношении канона и фанона на материале фан-домов «Шерлок». «Мерлин» и «Сверхъестественное»:
- фанон не существует без канона, равно как и понятие канона появляется только после возникновение фанона;
- фанон всегда работает на дополнение, уточнение канона по трем направлениям: детализация, заполнение лакун, альтернативное развитие;
- на создание фанатской картины художественного мира могут работать как каноничные пейринги, так и придуманные и востребованные самим сообществом (ОТР), а также Мэри Сью и ООС;
- связь канона и фанона прослеживается и на уровне возрастного ограничения, наблюдается тенденция следовать за первоосновой;
- значительный отход от канона наблюдается в категории жанра фанфика;
- на фанатскую картину мира художественного произведения влияют читательские отзывы;
- фанон тесно связан с коллективом и постоянным воспроизведением одних и тех же мотивов и сюжетных линий;
- устоявшиеся фанонные стереотипы могут выступать в роли канона для других фанфиков (фанфикшн по фан-фикшн, заявки), а также включаться в состав оригинальной авторской картины художественного мира;
- отмечается взаимовлияние канона и фанона друг на друга по схеме персонаж - хронотоп - антураж.
Correlation of canon and fanon and the degree of their interpretation are examined in this article. Special attention is paid to the central categories of fanfiction and their usage for creating the fan-made picture of the world in the fiction texts. Keywords: canon, fanon, fanfic, pairing, genre, fanfiction.
Список литературы
1. Горалик Л. Как размножаются Малфои: Жанр «фанфик»: потребитель масскультуры в диалоге с медиа-контентом // Новый Мир. 2003, №12. С. 131-146.
2. Васильева Н.И. Фольклорные архетипы в современной литературе: романы Дж.К.Роулинг и их интерпретация в субкультуре «поттеристов» // Первый всероссийский конгресс фольклористов. Сборник докладов. Т.3. / Отв. ред. А.С. Каргин. М., 2006. С. 318 - 324.
3. Прасолова К.А. Фанфикшн: литературный феномен конца XX-начала XXI века (творчество поклонников Дж.К.Ролинг). Автореферат дис. канд. филол. наук. М., 2008.
4. Driscoll C. One true pairing: the romance of pornography and the pornography of romance // Fan fiction and fan communities in the age of the Internet, ed. Busse K. and Hellekson K. - NC, 2006. - C. 79-98.
5. Hellekson К., Busse К. Fan Fiction and Fan Communities in the Age of the Internet: New Essay// Электронный ресурс. - Режим доступа - http://karenhellekson.com/?page_id=38 (посещена 1.04.2015)
6. Meredith McCardle. Fan Fiction, Fandom, and Fanfare: What's All the Fuss. Boston University, 2003. P. 37
7. Книга Фанфиков. Электронный ресурс. - Режим доступа - http://ficbook.net/ (посещена 1.04.2015)
8. Канон и фанон// Книга Фанфиков. Электронный ресурс. - Режим доступа - http://ficbook.net/readfic/125505/335126 (посещена 1.04.2015)
9. Кинопоиск. Электронный ресурс. - Режим доступа - http://www.kinopoisk.ru/film/ (посещена 1.04.2015)
Об авторе
Коробко М.А. - учебный мастер, аспирантка 2 года обучения кафедры истории русской литературы XI-XIX веков Орловского государственного университета, mari-korobok2009@yandex.ru
УДК 81'33
ФРАЗЕОЛОГИЯ Н.С.ЛЕСКОВА КАК ОДИН ИЗ СЕМАНТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ОТРАЖЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
М.И. Носорева
В статье предпринята попытка анализа использования особенностей семантики и стилистики фразеологических единиц в публицистических текстах Н.С.Лескова 1871 года, составляющих цикл театральных критических обзоров и заметок («Петербургский театр» №16, 31, 32, 34, 36, 38, 40, 44, 45, «Юлия Николаевна Линская», «О гонорарии драматическим писателям»). Ключевые слова. Н.С.Лесков, публицистика, фразеологизм, паремия, прецедентный текст, театр, Ю.Н.Линская.
Творческое наследие Лескова стало рассматриваться во всей своей полноте только с 90-х годов XX века - без малого через век после смерти писателя. Внимание исследователей сосредоточено не только на художественных формах, но и на публицистических текстах - первой ступеньке на длинной лестнице художественной судьбы. Нет лестницы, на которую нельзя подняться, но ведь не многие находят в себе силы для первого шага. Н.С.Лесков, несмотря на занятость и загруженность в основной, совсем не литературной, работе, не оставляет литературной стези, вопреки гонениям и жестокой критике, которым подвергается уже на начальном этапе творчества, в 60-е годы XIX века за язвительность и нежелание закрывать глаза на проблемы всех сфер общества.