£ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
О 3-й Республиканской научно—практической конференции по непрерывному экологическому образованию
і:і
11 апреля 2000 г. согласно плану Министерства образования республики в
Мордовском РИПКРО состоялась 3-я Республиканская научно-практическая конференция «Региональная система непрерывного экологического образования Респуб-ш Мордовия». Предметом обсуждения конференции явилась разработанная учеными и методистами МРИПКРО с участием ученых вузов и практических педагогических работников Концепция непрерывного экологического образования Республики Мордовия, начиная с дошкольного и завершая послевузовским образованием педагогов.
Во вступительном слове заместитель министра образования республики И.И. Карпов отметил стратегически важное значение экологического образования подрастающего поколения для решения экологической проблемы, необходимость регионального подхода в его осуществлении с целью формирования подлинного хозяина
малой родины, ответственного за состояние окружающей его природы
В докладе проректора по научно-методической работе МРИПКРО, председателя республиканского Совета по экологическому образованию при МО РМ В.И. Жидкина «Концепция непрерывного экологического образования Республики Мордовия и пути ее реализации в образовательных учреждениях системы Министерства образования республики» были изложены цели и задачи, принципы и аспекты непрерывного экологического образования, обозначено его содержание для разных звеньев образования республики, определены условия реализации Концепции
ское содержание Концепции устойчивого развития — основополагающего документа, принятого на Международной конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992). Доцент кафедры зоологии и экологии МГПИ им. М.Е.Евсевьева М.А.Якунчев остановился на региональном компоненте школьного экологического образования.
(ественной организации «Зеленый мир» в экологическом воспитании школьников посвятил свое выступление ее руководитель, депутат Государственного собрания республики В.М.Смирнов. О работе по осуществлению экологического воспитания подрастающего поколения в учреждениях дополнительного образования рассказали в своих выступлениях директор республиканской станции юных натуралистов Г.С.Кукушкин и методист О.В-Апи-ева. Кадровое обеспечение экологического образования в республике было темой выступлений доцента кафедры зоологии МГУ им. НП.Огарева ЛДАльбы, заведующего кафедрой экологии и природопользования МГУ им. Н. П. Огарева профессора А.В.Каверина и декана биолого-
Ф к
химического факультета МГПИ им. М.Е.Евсевьева доцента Е.Н.Потапкина.
По волнующей всех участников конференции проблеме экологической обстановки в Республике Мордовия выступил заместитель начальника Государственной
экологической инспекции, кандидат технических наук Е.Т.Макаров.
На секционных заседаниях «Экологическое образование школьников и младших школьников», «Экологическое образование средствами общеобразовательных
«Методика преподавания колах и профессиональных Основные положения Концепции бы- училищах» и «Дополнительное экологиче-
ЙСЦИПЛИН»,
экологии в I
і
дополнены и конкретизированы в выступлениях на пленарном и секционных заседаниях. Доцент кафедры методики начального обучения МГПИ им. М.Е.Евсевьева А.Н. Ануфриев осветил экологиче-
ское образование детей» прозвучало 50 выступлений педагогов, которые лились опытом своей работы по эк ческому образованию подрастаю: коления.
№2, 2000
Интересную работу с детьми проводит учитель биологии Стародевиченской средней школы Ельниковского района Е.В.Югшкина, которая создала уникальный в республике музей флоры. Учитель физики Саранской средней школы № 25 Ю.ИБабаков осу ществляет экологическое воспитание своих питомцев средствами научно-фантастической литературы.
ью УМ К редакционно-издательской работы МРИПКРО и под редакцией автора этих строк он подготовил и издал книгу’ для чтения «Экология в научной фантастике». На конференции он экспонировал фото-выставку «Природа в объективе». Все больше школ республики избирает в своей работе ведущим экологическое направление. О работе своих школ по указанному направлению рассказали А.П.Фе-доськнна, директор Мокшалейской средней школы Н.П. Минаев, директор Новотроицкой средней школы Старошайговско-
го района и др.
Широко известны своей работой по экологическому краеведению директор Саранской средней школы №21 АН.Карт-мазов и учитель географии Инсарской неполной средней школы А.В.Колесников, которые рассказали об опыте своей работы. В Озерной средней школе Зубово-Полянского района преподавание эколо1 ведется, начиная с младших классов. Учитель биологии С.Н.Косырькова рассказала
об апробации и использовании региональ ной программы по экологии для 5-х клас сов (автор Жидкин В.И.).
В Судосевской средней 1 шеберезниковского района ус эколого-природоохранную работу учитель биологии Л.В.Макейчева, которая создала Красную книгу охраняемых растений сво-
пу.
местности, а также экологическую О работе по экологическому об
О.Е.Ручиной, которая использует при обучении старшеклассников метод проектов и заместителя директора профессионального лицея № 20 Г.В.Шемет, рассказавшей об апробации в условиях профессионального лицея методического пособия «Уроки экологии».
В Саранском городском Дворце детского творчества учебно-исследовательскую работу детей успешно ведут супруги А. Г. и Н.А.Гордеевы, а педагог Н.А Дмитриева средствами экологического театра развивает у детей ноосферное мы ление. Учитель Александровской ере, школы Лямбирского района О.Е.Ново-
ІН
жилова поделилась опытом организации и
проведения детского экологического лагеря. Широко известен в республике своими книгами для детей преподаватель Зубово-Полянского педучилища АА.Прохоров,
который также поделился опытом своей работы. На конференции были развернуты выставки изделий из природных материалов (Н.А Плаквдкина) и детских рисунков ряда школ г. Саранска.
Участники конференции выработали рекомендации, в которых одобрили Кон-[ию непрерывного экологического образования Республики Мордовия, ходатайствовали перед Министерством экологии и Министерством образования республики о создании на базе Мордовского РИПКРО
научно-методического центра по экологическому образованию, рекомендовали учреждениям образования вводить в учебные планы курсы и факультативы экологического содержания, а училищам увеличить объем часов, отведенных для преподавания экологии Педагогам республики рекомендовано экологизировать общеобразовательные дисциплины и воспитательную работу с детьми.
В.И.Жидкин, проректор
ванию школь»
15»
условиях экологиче- МРИПКРО, доцент
ского лицея поведали в своем выступлении директор лицея № 7 г. Саранска В . Г. Седов и заместитель директора Л.И.Русакова.
Интересными были выступления учителя биологии гимназии № 20 г. Саранска