Научная статья на тему 'Экологизация образования в Мордовии'

Экологизация образования в Мордовии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологизация образования в Мордовии»

г

только из области естественных наук, но и наук о прошлом своей земли, своего народа.

Созданная на сборе образовательная среда дает детям возможность получить огромный объем информации по экологии, почвоведению, ботанике, зоологии, истории, этнографии. Начиная с 1994 г. в экологических сборах приняли участие около 600 учащихся города и республики. Сборы стали настоящей школой для юных иссле-

В школе действует детская экологическая организация “Зеленый мир”, которая насчитывает в своих рядах более 2 тыс. учащихся. Сегодня она стала республиканской, так как в ее работе решили принять участие учащиеся из других школ города и республики — там созданы филиалы организации.

Детская экологическая организация включает в себя три ступени.

Первая ступень “Войди в Зеленый для учащихся 1 — 4-х классов. От-

дователей, они помогают поддерживать интерес к экологическому образованию и к получению знаний вообще.

3. Проведение республиканского конкурса исследовательских работ по эколого- мир”— для учащихся 5 — 8-х классов. На

этой ступени идет активное проникнове-

мир

ношение к природе здесь воспитывается через чувственное восприятие.

Вторая ступень “Познай Зеленый

этнографическому проекту “Дерево земли, на которой я живу” и последующей науч-

но-практическои конференции, посвященной Между нар одному дню Земли. Уже состоялось два таких конкурса, в которых приняли участие более 200 юных исследователей.

4. Практическая деятельность по оказанию помощи природе, участие в детских экологических акциях. Ежегодно в день Земли в салонах автобусов и троллейбусов вывешиваются рисунки на природоохранную тематику, чтобы привлечь внимание жителей города к экологическим проблемам. Проводится также множество других природоохранных мероприятий, в которых принимают участие дети и их родители.

ние в тайны природы Третья ступень — для учащихся 9

мир

Она

Сохрани Зеленый 11-х классов.

предусматривает формирование у учащихся гражданской позиции в решении экологических проблем.

Смею утверждать, что ничто не изме-

[ую сторону в нашей стране,

и детей любовь к

III

нится в луч

пока мы не вложим в дуі природе и заботу о ней, а в их головы — экологическое мировоззрение. Ребенок никогда не будет стремиться вернуть чистоту реке, если она не протекает через его сердце.

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В МОРДОВИИ

В.Н.Масдяев, доцент кафедры географии и геоэкологии МГУ им. Н.П.Огарева С. И. Рун КОВ, доцент кафедры географии и геоэкологии МГУ им. II.П.Огарева

В. И. Панфилова, методист ГУО г. Саранска

Одной из важнейших проблем; стоящих в настоящее время перед человечеством, является проблема охраны окружаю-;ей среды и оптимизации природопользования. Ее решение связано с экологизацией отраслей материального производства и непроизводственной сферы. Процесс эко-

логических идей во все стороны общественной жизни, путь общественного развития, определяемый глобальными экологическими ограничениями... и в конечном итоге рассчитанный на сохранение возможности существования и развития длинной цепи поколений людей в рамках

логизации, по выражению Н.Ф.Реймерса, закона единства организм — среда и пра-

представляет собой “проникновение эко- вила соответствия условий среды генети-

т

Масляев, С.И.Рунков, В.И.Панфилова.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

К

'/ '‘г

у? 9 I ■ /

; '

1 I І

ческой предопределенности организма, бация в учебном процессе, проведение от-

указывающих, что резкое антропогенное изменение среды жизни на Земле приведет

крытых уроков и семинаров). Результатами работы в этом аспекте стали учебник для

неминуемому вымиранию человечест- средней школы “Основы экологии” (1994),

ва.

(Реймерс Н.Ф. Охрана приро,

окружающей человека среды. М., 1992. С. 299).

Экологизация образования направлена в первую очередь на расширение экологи*

ческого

Уі 1

III

[ЄНИЄ

[ровоззрения, ПОВ] гнческой культуры и развитие экологического мышления каждого члена общества.

ш):і:іи:іі[і

В настоящее время в связи с переходом к рыночной экономике экологизация образования, наряду с гуманизацией, дифференциацией, регионализацией и экономизацией, провозглашена одним из основных

> развития системы образования в Российской Федерации. Хотя система экологического образования в Республике Мордовия только формируется, она носит непрерывный и многоступенчатый характер (детский сад — общеобразовательная школа — ПУ — колледж — вуз). А процесс экологизации образования в регионе включает несколько направлений.

Первое направление — экологизация программ учебных дисциплин, представляет собой введение в содержание дисциплин экологического подхода, основных понятий и элементов экологии, изучение экологических процессов. Наиболее активно этот процесс идет в биологии, географии, химии, физике.

Второе направление — экологизация учебных планов. Она заключается во введении в учебные планы специальностей

учебных ДИСІ

ЖН»1Г,1

практик

: направленности.

Третье направление

углубленное

изучение экологии и практики природопользования через систему факультативов и кружков, агитбригад, клубов по интересам, экологических слетов, олимпиад. Особо следует отметить деятельность Министерства образования РМ, Минприроды РМ, Мордовского РИПКРО, Саранского ГУО, республиканской станции юных натуралистов и Саранского городского дворца детского творчества по организации кружков.

Четвертое направление — экологизация учебно-методической работы (подготовка к печати и издание учебных пособий, методических разработок, научно-популярной литературы по экологии и их апро-

национально-региональный

сов 1-й

II

и

содержащий

компонент, а также тезисы участа ученической конференции гимназии № 20 Оптимизация эколого-биологического образования на современном этапе” (1997).

Пятое направление — создание и использование музеев, ботанического сада, лабораторий и кабинетов учебных заведений различного уровня для проведения экскурсий и учебных занятий. В этом плане особого внимания заслуживает использование рядом учебных заведений лабораторно-технической базы Министерства природы РМ.

Шестое направление — экологизация научно-исследовательской работы в общеобразовательных школах, колледжах и вузах. Прежде всего выделяется деятельность сотрудников, студентов и учащихся МГУ им. Н.П.Огарева, МИШ им. МЕ.Ев-севьева, гимназии №. 20, экологического лицея № 7.

Седьмое направление — подготовка специалистов-экологов в вузах и средних специальных учебных заведениях.

Восьмое направление — пропаганда экологических знаний через средства массовой информации, работу общественных экологических организаций. Наиболее активно в этом направлении работают профессора С.П.Евдокимов, А.В. Каверин, Л.Д.Альба, В.И.Асградамов, В.А.Гуляев, В.И.Жидкин.

Рассмотрим основные достижения в области экологизации на различных ступенях системы регионального образования.

Экологическое образование и воспитание начинается в детских дошкольных учреждениях Почти во всех детских садах г. Саранска используется федеральная программа профессора С.Н.Николаевой Экологическое воспитание дошкольников” Наиболее активно этот процесс вдет в д/у № 85, 18, 103.

В настоящее время во всех общеобразовательных школах, ПУ и лицеях, кол-

44

леджах г. Саранска изучается курс “Основы экологии”. Преподавание ведется по программе, разработанной в Мордовском РИПКРО. Кроме того, в начальной школе введен экологически интегрирован-

*

ный курс “Окружающий мир” В лицее № 7 и гимназии № 20 в учебный план включена дисциплина “Экология” (для 6 - 8-х классов). В школе-гимназии № 14 с 1996 г. для старших классов преподается спецкурс “География и экология Мордовии”.

Большой объем работы по экологизации образования проводит Саранское ГУО. Им разработана специальная программа по пропаганде экологических знаний в школах города. Вышеназванная программа предусматривает научно-исследовательскую и учебно-методическую работу по экологии, проведение конкурсов агитбригад и детских рисунков на экологическую тематику, практическую работу на пришкольных участках в рамках экологических месячников, посвященных Международному дню Земли (апрель) и Всемирному дню охраны окружающей среды (май — июнь).

Кроме основного предмета, в ряде школ функционируют факультативы и кружки по экологической тематике. Для младшего школьного возраста организованы факультативы по игровой экологии (шк № 5,7, 11, 19, 20, 25), для среднего и старшего - факультативы “Природа и мы” (шк № 9), “Прикладная экология” (физико-математический лицей № 4, рук доц. В.Н.Масляев), “Окружающий мир” (шк. № 22), “Основы экологических знаний” (шк № 25), “Человек и окружающая среда” и “Химические основы экологии” (шк. № 28), “Наш дом Земля”, “Охрана природы”, “Экологические проблемы России” (шк № 30), “Экология” (шк № 3 5).

Экологические центры организованы в лицее № 7 (рук •А.Г.Седов) и гимназии № 20 (рук О.Е.Ручина). Основное направление их деятельности — научно-исследовательская работа учеников, пропаганда экологических знаний и практическая деятельность по охране природы. С 1992 г. в лицее № 7 обучение ведется по системе профессора ЛВ.Тарасова “Экология и диалектика” Эта модель предусматривает достижение учениками трех последовательно возрастающих во времени уровней экологического образования. На первом (природоохранном) этапе создается образовательная среда, способствующая привитию ребенку любви к природе, освоению элементарных знаний и

умений ее рационального использования, навыков ее бережного сохранения. На втором (алармистском) этапе создаются условия для воспитания у детей осознанных стремлений и естественных потребностей спасения природы, восстановления нарушенных экосистем, для их приобщения к активной деятельности по предупреждению возможных экологических бедствий и катастроф. Третий (мировоззренческий) уровень экологического образования постигается на этапе полной средней школы. Это не столько этап накопления, интеграции и синтеза разнопредметных экологических и “экологизированных” знаний, сколько этап ломки бытующих стереотипов мышления.

В лицее № 7 работают факультативы “Природопользование с основами экологического права” (доц. В.ПКовшов), “Региональные и глобальные геоэкологические проблемы” (доц. А. А.Ямашкин), “Экология растений” (доц. Т.Б. Силаева). В гимназии № 20 функционируют следующие факультативы и кружки: для младших школьников - “Юный натуралист”, “Любители природы”, “Цветовая экология”, “Игровая экология”; для средних и старших школьников - “Проблемы экологии языком искусства”, “Туристы-экологи”, “Юные экологи и краеведы”, факультатив по биологии с основами экологии (доц. НВ.Альба).

Научно-исследовательская работа над экологическими проектами наиболее активно ведется в школах № 7, 20, 13 (учитель ИАДудоладова), 40 (учителя НМ.Чаиркина, Е.ИЕршова), 17 (учитель НБ.Родосская), 22 (учитель Л.А.Грунюш-кина), 25 (учитель В.Г.Седов, ныне директор лицея № 7 г. Саранска), 28 (учитель Г.В.Горина), физико-математическом лицее № 4 (учитель Л.А.Батракова, доц. В.Н.Масляев). Изучение природы родного края осуществляется путем описания и оценки природных систем и их геокомпонентов в рамках проектов “Мир воды”, “Дом, в котором я живу”, “Речка моего детства” и др. В школе № 39 учащимися под руководством доцента А.А.Ямашкина и учителя О.В.Честновой подготовлена к изданию рукопись книги “Наш дом — Саранск”, составлен рукописный вариант экологической карты г, Саранска и его ок-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

А

МП 94/ф

'< . / I

" 4 У

рестностей в масштабе 1: 50 ООО. Карта была удостоена призового места на одном из международных конкурсов научно-исследовательских работ юных экологов.

В Саранском городском дворце детского творчества работа по экологической тематике сосредоточена в двух отделах: натуралистической работы (зав.

А.Г. Гордеев) и туристско-краеведческой работы (зав. Е.Г.Колмогорцев). Здесь действуют более 10 кружков по экологии, возглавляемых доцентами Л. Д. Альбой, А С.Лапшиным, Е.В.Лысенковым, методистом И. А Дмитриевой и др.

В профессиональном лицее № 21 на базе 9 классов и в ПУ № 31 на базе 11

классов ведется подготовка специалистов по специальности “Лаборант-эколог” В учебный план этой специальности, кроме основного курса экологии, включены спецкурсы “Экологизация технологий”, “Производство и экология”, “Контроль состояния природной среды”, “Основы экологии, природопользование и охрана окружающей среды”.

Среди вузов г. Саранска наиболее активно процесс экологизации идет в МГУ им. НЛОгарева (биологический, географический, медицинский факультеты, Институт физики и химии) и МГПИ им. М.Е.Евсевьева (биолого-химический факультет). Курсы экологической тематики введены практически на всех факультетах. Преподавание дисциплин экологического направления в университете осуществляют кафедры экологии и природопользования (зав.-проф. А.В.Каверин), физической географии и геоэкологии (зав. — проф. С.ПЕвдокимов), зоологии (зав. — доц А.Г. Каменев), ботаники и физиологии растений (зав. проф. А.С.Лукаткин), общей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а у

гигиены и организации здравоохранения (зав.-доц. Н. Д. Козин), общей и неорганической химии (зав.-доц. ЛФ.Зюзина), физической химии (зав.-доц. О.Б.Томилин).

Подготовка специалистов-экологов с высшим образованием ведется на географическом и биологическом факультетах университета. В 1991 г. на географическом факультете открыта специальность “Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов” В настоящее время по этой специальности для студентов осуществляется специализа-ия по профилям “Контроль и прогноз загрязнения”, “Биология популяций и сооб-

ществ”

и

и

специализациям Природоохранное образование” и Организация и управление природопользованием”. На биологическом факультете введена специальность “Биоэкология”.

Несмотря на достигнутые успехи, в области экологизации образования еще много недостатков и нерешенных проблем. Назовем важнейшие из них. В регионе пока не сформировался координационный и консультативный центр по экологическому образованию. Слабо финансируется из республиканского бюджета и экологического «фонда научно-исследовательская работа по экологическому образованию. Не разработана единая региональная концепция экологического образования и экологизации системы образования. Пока еще нет и общей программы развития природоохранного образования в республике. Требуют корректировки учебные планы и программы учебных дисциплин экологического никла. Необходимо

работы

лицея.

цикла, по

организации

проведение экологического

А.......

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.