Научная статья на тему 'Нужны ли кадетам формата МЧС России знания о потенциальных источниках ЧС?'

Нужны ли кадетам формата МЧС России знания о потенциальных источниках ЧС? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Луценко А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нужны ли кадетам формата МЧС России знания о потенциальных источниках ЧС?»

1. Баскин Ю.Г. Развитие теории и практики адаптивного обучения и педагогического контроля в вузах ГПС МЧС России / Ю.Г. Баскин, С.М. Долгополов // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2011. -№4(20) - С. 193-198.

2. Кузнецов Б.В. Адаптация курсантов первого курса к образовательному процессу военизированных учебных заведений средствами физической культуры (на примере ВИ ГПС МЧС России): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Б.В. Кузнецов. - СПб., 2015. - 24 с.

3. Кузнецов Б.В. Профессионально-адаптационная физическая подготовка, как основа успешной образовательной деятельности курсантов вузов МЧС России / Б.В. Кузнецов // Вестник ВИ МВД России. -2013. - №1.-С.185-191.

4. Татамиров М.Н. Содержание и структура готовности курсантов вузов внутренних войск МВД России к военно-профессиональной деятельности / М.Н. Татамиров // Учёные записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 183-189.

5. Усков В.М. Воспитательная система в управлении развития личности / В.М. Усков // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых структур: Матер. науч.-практ. конф. - Иркутск: ВСИ МВД России, 2014. - С. 418-421.

6. Шленков А.В. Совершенствование профессионально важных физических качеств курсантов образовательных учреждений МЧС России / А.В. Шленков, В.Н. Вавилкин, М.С. Васильева // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. - 2013. - № 4(21). - С. 9-15.

НУЖНЫ ЛИ КАДЕТАМ ФОРМАТА МЧС РОССИИ ЗНАНИЯ О ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКАХ ЧС?

А.А. Луценко, директор, МОУ СОШ № 7, г. Новосибирск

На базе средней школы № 7 города Новосибирска, в рамках которой были созданы в 2000 году специализированные профильные классы «Спасатель» [1], сформирован «Ново-Николаевскш Кадетскш Корпусъ Спасателей».

В программы подготовки юных спасателей старших классов включены вместе с общекультурными компетенциями элементы ЗУН в области предупреждения и защиты при бытовых, производственных и массовых лесных пожарах, угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций террористического характера, дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), загрязнении аварийно химически опасными веществами (АХОВ), включая АХОВИД

(аварийно химически опасное вещество ингаляционного действия), а также радиационно-опасными веществами, оповещения пострадавших об угрозе возникновения и порядке поведения при ЧС, спасения пострадавших домашних животных, эвакуации и буксировке неисправного индивидуального транспорта, повреждения загородного жилого фонда пожарами, опасными атмосферными и гидрометеорологическими природными явлениями, а также жизнеобеспечения пострадавших в экстремальных природно-климатических условиях (непосредственно в районе ЧС), обеспечения мест временного проживания эвакуированного из зоны ЧС населения, санитарной обработки населения и дегазации (дезактивации) техники.

На аудиторных лекционных и практических занятиях ребятам доводится информация, которая превышает минимум-стандарт курса ОБЖ (например, особенности отдельных средств пожаротушения [2], основы двойных технологий и инициированных искусственно вызванных ЧС [3]).

На занятиях и посредством плакатов демонстрируются данные из Госдокладов органов МЧС России, карты и таблицы с количеством ЧС и пожаров, детской смертности в бытовых чрезвычайных происшествиях, на улицах и дорогах; они учатся считать риски, пытаются разрабатывать собственные памятки и дополнения к рекомендациям по первой помощи.

Новым является то, что отдельные фрагменты о роли органов чувств и приборно-лабораторных аспектов мониторинга и прогнозирования природных явлений, техногенных аварий и катастроф как потенциальных источников чрезвычайных ситуаций включены в контент базовых и профильных предметов естественнонаучного (физика, химия, биология, ИКТ и др.) и гуманитарного циклов (история, обществознание с экономикой, литература и русский язык, иностранный язык и др.). К ним относятся также ознакомление, овладение знаниями, умениями и навыками по следующим информационным модулям, имеющим отношение к мониторингу и прогнозированию: учебная ГИС [4], реальные прогнозы ЧС, знание классов пожарной опасности, критериев неблагоприятных, опасных и особо опасных явлений метеорологического и опасные отметки гидрологического характера.

Обучение информационно-коммуникационным технологиям, проектной деятельности и работе с презентациями дополняется практическими занятиями по созданию мультимедиа продуктов, электронных атласов и карт, изучением картографических знаков, расшифровки аббревиатуры информационных систем и служб: РСЧС, ЦУКС и НЦУКС, ОКСИОН, ЕДДС и др. [4].

На уроках географии, биологии, обществоведения, ОБЖ [5], а также в своих рефератах уделяется внимание особенностям отдельных территорий и субъектов Сибирского региона, статистике пожаров, участию в фотовыставке «Ради жизни на Земле», флешмобах «Научись спасать жизнь», а также акциям «За безопасное детство», мероприятиям 25-летия МЧС России, Всемирному Дню гражданской обороны, посещению ЦУКС и других подразделений МЧС России.

1. Луценко А.А., Мирмович Э.Г. Кадетство - служба спасения детства // ОБЖ. Основы безопасности жизни. М.: Изд-во «Русский журнал». 2004. - № 12. - С. 54-55.

2. Валиуллин Т.Р., Аширова А.Д. Преимущества и недостатки порошкового пожаротушения / Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: Сб. матер. Всерос. НП Интернет-конф. с междунар. уч., Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2011. - С. 335-338.

3. Жигалин А.Д., Мирмович Э.Г., Николаев А.В. Сильные воздействия на геосферу как потенциальный источник чрезвычайных ситуаций // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. Науч. журнал. Химки: АГЗ МЧС России. № 1. - 2010. - С. 24-31.

4. Дорохова О.Е. Инновационные возможности электронных образовательных ресурсов нового поколения в процессе обучения инженеров пожарной безопасности / Там же. - С. 310-312.

5. Анюгин И.Я., Глебов В.Ю., Мирмович Э.Г. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Учеб. пособ. с мультимедийным учебником на CD-ROM / Под общей ред. С.К. Шойгу, Ю.Л. Воробьева, М.И. Фалеева. Изд. второе. - М.: ФЦ ВНИИ ГОЧС. 2003. - 336 с.

ПОДСИСТЕМА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ

МАСШТАБОВ И ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИМЕНЕНИЯ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ

Е.Ю. Лыков, аспирант, С.Н. Хаустов, начальник кафедры, к.т.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Подсистема Гражданской обороны Российской Федерации Единой системы выявления и оценки масштабов и последствий применения оружия массового поражения (в дальнейшем - подсистема Гражданской обороны РФ) предназначена для обеспечения органов управления ГО информацией:

- в военное время - о факте, масштабах и последствиях применения оружия массового поражения, об авариях (разрушениях) на радиационно и химически опасных объектах, сопровождаемых выбросом (выливом радиоактивных и АХОВ во внешнюю среду;

- в мирное время - о факте обнаружения радиоактивного, химического и бактериологического (биологического) заражения, об авариях на радиационно и химически опасных объектах, о стихийных бедствиях и массовых вспышках особо опасных инфекций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.