Научная статья на тему 'Нужны ли иммигранты Японии?'

Нужны ли иммигранты Японии? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
920
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНИЯ / JAPAN / ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / IMMIGRATION POLICY / МЕНТАЛЬНОСТЬ / MENTALITY / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ / DEMOGRAPHIC CHANGES / НАСЕЛЕНИЕ / POPULATION / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ И НЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ РАБОТНИКИ / SKILLED AND UNSKILLED WORKERS / ДЕБАТЫ / DEBATES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чертина Зоя Сергеевна

Статья посвящена иммиграции в Японию, которая стала одной из острейших проблем во внутриполитической жизни страны. В течение долгого времени Япония строго контролировала въезжающих на свою территорию иностранцев, оставаясь закрытой для внешнего мира. В конце ХХ века в связи с резким сокращением численности населения и острой нехваткой трудовых ресурсов правительство Японии вынуждено было использовать иностранную рабочую силу. Сегодня перед Японией стоят два вопроса, на которые ей предстоит ответить: во-первых, представляет ли трудовая иммиграция угрозу безопасности страны? И, во-вторых, будет ли иммиграция включать неквалифицированных работников, или ограничится небольшой иммиграцией исключительно квалифицированных профессионалов? Предпринятые государством за последние годы меры по улучшению дел в иммиграционной сфере не дали значимого результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOES JAPAN NEED IMMIGRANTS?

The article deals with the immigration policy of Japan which has become a hot issue for the society. For a long time Japan has tightly controlled the ability of foreigners to live and work there, it was closed for the rest of the world. In the late twentieth century due to the sharp decrease of the population and an acute shortage of labor resources, the government of Japan was forced to use foreign labor. Nowadays Japan faces two important problems: the first is whether labor immigrants pose a threat to national security? And the second issue is whether immigration should include unskilled workers or be limited to small immigration of exclusively qualified professionals? Measures used by the state to improve the immigration situation have not brought evident results.

Текст научной работы на тему «Нужны ли иммигранты Японии?»

УДК 94 ББК 63.3

НУЖНЫ ЛИ ИММИГРАНТЫ ЯПОНИИ?

| З.С. Чертина

Аннотация. Статья посвящена иммиграции в Японию, которая стала одной из острейших проблем во внутриполитической жизни страны. В течение долгого времени Япония строго контролировала въезжающих на свою территорию иностранцев, оставаясь закрытой для внешнего мира. В конце ХХ века в связи с резким сокращением численности населения и острой нехваткой трудовых ресурсов правительство Японии вынуждено было использовать иностранную рабочую силу. Сегодня перед Японией стоят два вопроса, на которые ей предстоит ответить: во-первых, представляет ли трудовая иммиграция угрозу безопасности страны? И, во-вторых, будет ли иммиграция включать неквалифицированных работников, или ограничится небольшой иммиграцией исключительно квалифицированных профессионалов? Предпринятые государством за последние годы меры по улучшению дел в иммиграционной сфере не дали значимого результата. Ключевые слова: Япония, иммиграционная политика, менталь-ность, демографические изменения, население, квалифицированные и не квалифицированные работники, дебаты.

DOES JAPAN NEED IMMIGRANTS?

Z.S. Chertina

Abstract. The article deals with the immigration policy of Japan which has become a hot issue for the society. For a long time Japan has tightly controlled the ability of foreigners to live and work there, it was closed for the rest of the world. In the late twentieth century due to the sharp decrease of the population and an acute shortage of labor resources, the government of Japan was forced to use foreign labor. Nowadays Japan faces two important problems: the first is whether labor immigrants pose a threat to national security? And the second issue is whether immigration should include unskilled workers or be limited to small immigration of exclusively qualified professionals? Measures used by the state to improve the immigration situation have not brought evident results. Keywords: Japan, immigration policy, mentality, demographic changes, population, skilled and unskilled workers, debates.

В современную эпоху миграции на- торов: усиление интернационализации селения приобрели глобальный хозяйственных связей, политическая, характер, чему способствовал ряд фак- экономическая и социальная неста-

бильность, природные катаклизмы, нарушения прав человека и др. В результате иммиграции все больше стран становятся этнически неоднородными. Этот процесс интенсивно происходит в Европе, он захватывает и одну из мировых держав азиатского мира — Японию, которая до недавнего времени была закрыта для остального мира. Если несколько лет назад доля других национальностей не превышала в Японии 0,6%, то в статье, опубликованной во влиятельном зарубежном еженедельнике "Economist" в 2009 г. под заголовком «Некоторые люди все больше начинают представлять Японию муль-тикультурной», ее автор Ниши Кайзу-ми привел следующие данные: в стране, где проживают 127 млн человек, иммигрантов насчитывается 2,2 млн, то есть 1,7% всего населения [1, с. 42].

Из существующих 190 государств на Земле Япония — самое старое: средний возраст японца — сорок четыре года. В 2010 г., например, продолжительность жизни равнялась 83 годам. Бум рождаемости, начавшийся после Второй мировой войны, к концу XX в. сменился сокращением роста рождаемости. Национальный институт населения и социальной безопасности Японии прогнозирует: через 50 лет численность населения с 127 млн сократится до 87 млн., а работоспособного возраста — с 84 млн. до 2 млн. 40% населения составят люди в возрасте 65 лет и старше [2]. Если сейчас на каждого пенсионера приходится 3 работающих, то к середине этого столетия соотношение изменится один к одному — потенциально катастрофическая проблема в стране с большим внешним долгом и где треть национального бюджета уходит на пенсии, социальные пособия и здравоохранение.

Тенденция будущего увеличения рождаемости пока не просматривается. Многие молодые японцы не спешат вступать в брак во многом из-за работы по краткосрочным контрактам, что дает возможность работодателям легко уволить того или иного сотрудника. Из-за неопределенности занятости, неуверенности и трудности в поисках высокооплачиваемой работы многие молодые люди живут вместе с родными до тридцатилетнего возраста, не обзаводясь семьей и не имея детей. Больше половины японок к тридцати годам также не вступают в брак и не заводят детей. Показательно, что в 2000 г. в японские школы пришло меньше всего младшеклассников за всю историю страны, а правительство увеличило субсидию на воспитание ребенка до шести лет до 2.400 долларов в год [3, с. 37-38].

Как изменить создавшееся положение в связи с происходящим в стране стремительным процессом старения населения, падением рождаемости и сокращением рабочей силы? Закономерно встает вопрос: «Нужны ли Японии иммигранты?»

Япония никогда не знала такого феномена, как иммиграция. Япония — островная страна, веками сохранявшая этническую гомогенность нации, ее «чистоту» и была враждебно настроена к иностранцам. Психологический синдром «мы» — «они», «свои» — «чужие» в Японии проявлялся особенно остро. Один из членов кабинета министров, ответственный за политику правительства в области использования иностранных трудовых ресурсов, Ясутоши Нишимура в интервью газете «ФайнЭншел таймс» (Financial Times) недавно сказал: «Мы не используем слово «иммиграция». У нас

311

все еще существует островной менталитет, а приезд иностранцев означал бы огромные перемены в Японии» [4].

Возникшие в конце XX столетия реалии заставили японские власти обратиться к иностранной рабочей силе. Сейчас Япония имеет строгую рестрикационную иммиграционную политику, ориентированную на привлечение специалистов высокой квалификации и запрет на въезд неквалифицированных и полуквалифицированных работников.

Вообще «иммиграционный вопрос» в Японии возник в 70—80-е годы прошлого века, когда средние и мелкие компании стали испытывать большой спрос на рабочую силу. Ее недоставало и в гигантских машиностроительных и электронных фирмах, в связи с чем правительство Японии решило использовать латиноамериканцев японского происхождения «никейжин» (nikeijin), чьи предки в то или иное время эмигрировали в Бразилию, Перу, Мексику и другие страны Латинской Америки. Так, впервые японцы эмигрировали в ... Мексику и Перу в 1890-х гг. К 1910 г. больше 10 тыс. японцев прибыли в Мексику. За период 1898-1915 гг. 27 тыс. японских граждан перебрались в Перу, а с 1908-1915 гг. 190 тыс. - в Бразилию. В целом же с 1899 по 1941 гг. более четверти миллиона японцев поселилось в Латинской Америке, в основном Бразилии и Перу [5].

Так, в 70-80-е гг. XX века началась «обратная иммиграция», представителям которой гарантировались работа и неограниченный срок пребывания в Японии. Предложенные гарантии были подтверждены позже в специально изданном законодательном документе, принятом в 1990 г. (Immigration Control and Refugee Recognition Act) [6].

По замыслу политиков «новые» иммигранты должны были не только восполнить недостаточную рабочую силу, но и легко интегрироваться в структуру японского общества, его культуру. В данной связи исполнительный директор Института азиатских исследований Джон Уэст в статье «Японский эксперимент этнической иммиграции», опубликованной в марте 2014 г., писал, что эксперимент Японии, то есть приглашение латиноамериканцев японского происхождения переселиться в Японию, не был успешным. Коктейль из самбо и суши не получился [5]. Иммиграционная политика в отношении никейжин была основана на мифе, что люди с японскими корнями интегрируются в экономику и общество лучше, чем другие потенциальные иммигранты, при этом был проигнорирован тот факт, что спустя поколение или два вновь прибывшие в культурном плане были совершенно отличны от японцев и это часто становилось источником трений и конфликтов между ними, неуважительного отношения коренных японцев к никейжинам [5].

Наряду с латиноамериканцами японского происхождения Япония открыла двери молодой рабочей силе из Китая, Кореи, Филиппин на правах студентов и стажеров технических специальностей. В 1983 г. стартовал проект, объявленный правительством о наборе к 2000 году около 100,000 студентов — предпочтение отдавалось китайцам, в результате чего их поток постоянно увеличивался. Так, если в 1950 г. в Японии этнических китайцев насчитывалось 40.481 чел., то в 1990 г. -150.033 чел., в 1995 - 222.991 чел., и в 2002 г. - 424.028 чел. [7].

В дополнение к принятым мерам правительство Японии опубликовало

ряд документов по стратегическому развитию страны и смягчению процесса старения населения. В июле 1999 г. Агентство экономического планирования при правительстве издало доклад «Идеальная социоэкономика и политика экономического возрождения», где отмечалось: «В эпоху глобализации, чтобы Японии оставаться процветающей, конкурентоспособной, необходимо сотрудничество международных и местных компаний». Что же касается вопроса неквалифицированной рабочей силы, то документ предписывал подходить к нему с особой осторожностью, иметь полную информацию «откуда происходят рабочие и что они из себя представляют».

На решение задачи восполнения трудовых ресурсов был ориентирован и «Девятый основной план в сфере занятости», принятый в августе того же года. А в январе 2000 г. Кабинет министров учредил специальную Комиссию «Цели Японии в XXI столетии». Проанализировав различные аспекты иммиграционного процесса, Комиссия к моменту истечения своего срока пришла к выводу о необходимости разработки такой формы иммиграционной политики, которая бы дала иностранцам возможность комфортно жить и работать в Японии. Комиссия также обозначила приоритетную категорию иммигрантов, а именно, кто обучался в учебных заведениях, занимался наукой и кто после завершения учебы и научных исследований мог бы получить законный статус постоянного резидента [8]. Отметим, что данный статус автоматически не превращается в гражданство, ибо исторически в Японии гражданство связывается с этнической принадлежностью.

В январе 2001 г. японские власти запланировали до 2005 г. принять око-

ло 30 тыс. квалифицированных специалистов в сфере информационных технологий. Аналогичные шаги предпринимались неоднократно и в последующие годы. В июне 2010 г. премьер-министр Японии Наото Кан объявил о намерении улучшить положение в иммиграционной сфере, поставив цель удвоить количество высококвалифицированных работников в течение предстоящего десятилетия [9].

Растущее несоответствие между национальной иммиграционной политикой и нехваткой малоквалифицированной рабочей силы в некоторых отраслях экономики явилось причиной притока несанкционированных иммигрантов из Бангладеш, Таиланда, Филиппин, Пакистана. В 1990-х гг., например, число нелегальных рабочих в Японии составляло более 100 тыс. чел. Предприниматели трудоустраивали их в строительстве, на малых заводах и фабриках, в сельском хозяйстве и рыбном промысле, хотя законодательств запрещает использовать нелегалов. Тем не менее, их доставка в Японию осуществлялась и становилась отлаженным, подпольным, крайне доходным бизнесом. Так, стоимость контрабандного провоза нелегалов с фальшивыми идентификационными документами оставляет от 10 до 25 тыс. долл. С 1995 по 2000 г. иммиграционными властями было задержано 200 лодок с 4 тыс. незаконным иммигрантами. В категорию незаконных иммигрантов входят и граждане, находящиеся на территории страны с просроченной визой. В основном это китайцы, корейцы, малазийцы, тайвань-цы, и др. Во время особого патрулирования в мае 2000 г. японские иммиграционные офицеры арестовали 1040 нелегальных граждан, 728 чел. обви-

313

314

нялись в нарушении визового режима, 228 чел. — в проникновение в Японию нелегальным путем. Рейды проводились в городах — Токио, Ибараки, Гумме, Сайтали, Нагано, Яманаси и др. Задержанные были депортированы из страны. С годами поток незаконных переселенцев не иссякал. Если в середине 1980-х годов из Японии депортировалось в среднем 500 чел. в год, то в 1995 г. — 7.472 чел. Проблема бесконтрольного проникновения иностранных граждан на территорию Японии остается актуальной и сегодня. В 2009 г. число прибывших нелегалов составило 170 тыс. В том же году был принят Закон, направленный на борьбу с несанкционированной иммиграцией, в соответствие с которым основные функции контроля возлагались на иммиграционную службу. Новое законодательство предусматривало ответственность предпринимателей за прием незаконных граждан на работу, наказание за заключение фиктивных браков и другие правонарушения.

Международные исследования общественного мнения по вопросу иммигрантов, как легальных, так и нелегальных и иммиграционной политике, проведенных в ряде европейских стран, а также в США и Японии в 1995 и 2003 гг., показали, что японцы больше чем другие нации уверены в том, что иммиграция увеличивает преступность. Если в 1995 г. таковых было 66% населения, то в 2003 г. эта цифра возросла до 72% [10, с. 960].

Хотя стратегией японской иммиграционной политики является поощрение притока высококвалифицированных профессионалов и строгое ограничение неквалифицированных рабочих, тем не менее, в 2011 г. согласно данным источников, в японской эко-

номике было занято /4 часть высококвалифицированных иммигрантов и % — низкой квалификации. Из-за стареющего населения в Японии большим спросом пользуются работники здравоохранения, врачи, няни. Весьма активно Япония нанимает на работу медсестер — на 3 года и воспитателей сроком на 4 года. В основном, это представительницы Филиппин и Индонезии, перед которыми ставятся жесткие условия относительно изучения японского языка. Для того чтобы остаться в Японии на второй срок им нужно сдать тест на знание японского языка. Так, из 200 индонезийских медсестер, прибывших в Японию в 2008 г. только 2 сдали экзамены в конце 2010 г. Что касается несдавших, то они должны были пересдать экзамен до августа 2011 г., а в случае неудачи, вернуться домой.

Неквалифицированные работники заняты и в аграрном секторе, хотя здесь их доля невелика. Например, по переписи 2005 г., в этой сфере из 61 млн чел., иностранцы составляли около 5%. Сельское хозяйство Японии особенно нуждается в трудовых иммигрантах, поэтому все больше японских фермеров обращаются к практике наема стажеров из других стран.

Принятые правительством меры были недостаточны для изменения положения на рынке труда. В мае 2012 г. Кабинет министров провел иммиграционную реформу, основанную на введение в практику «балльной системы преференций» для иностранных высококвалифицированных кадров, обладающих исключительными способностями, от которых ожидался большой вклад в достижении экономического роста и создании новых рабочих мест. Преимущество отдавалось категориям лиц занятых в проведении академиче-

ских исследований, разработке передовых технологий и бизнес менеджменте

[11]. Подсчет баллов производился с учетом возраста, опыта предыдущей работы, квалификационных документов в виде диплома об образовании, ежегодной заработной платы и сдачи экзамена по японскому языку. Для тех, кто набирал свыше 70 баллов упрощались процедуры, связанные с переездом, оформлением документов и воссоединением семей.

Результат этих инициатив оказался не столь успешным, отмечают японские эксперты, так как число высококвалифицированных профессионалов было ниже по сравнению с 2000 г. [12]. В настоящее время кабинет министров пытается подкорректировать нововведения, смягчив условия «балльной системы». Да и получившие высокие баллы специалисты столкнулись с большими трудностями относительно их интеграции в японское общество. Главным барьером выступил японский язык, что явилось поводом для появления в обществе пессимистических ноток, «а может ли вообще Япония успешно содействовать приезду способных, талантливых людей из-за рубежа и повысится ли рождаемость в стране?». Есть и обнадеживающие настроения. По оценке одного из отечественных фондов в в 2009 г. число людей, изучавших японский язык, насчитывалось в мире около 4 млн и оно увеличивается

[12]. К ним относятся прежде всего студенты, у которых есть интерес к Японии, ее культуре, а также те, кто занимается бизнесом. На вопрос, заданный премьер-министру Японии Синдзо Абэ 2 июня 2014 г., «В условиях старения населения и наличия менее 2% иностранных резидентов, не пора ли государству открыть двери для иммигран-

тов?» - прозвучал категорично отрицательный ответ, что удивило людей, слушавших неоднократно его речи полные обещаний возродить экономическую мощь и привлекать международный капитал, как финансовый, так и человеческий [4].

Японский Центр экономических исследований (Japan Center for Economic Research), позиционирующий себя как «think-tank», писал, что среди членов кабинета министров имеет место хождение предложении об увеличении количества иностранных граждан до 200 тыс. в год, что наряду с повышением рождаемости, могло бы предотвратить спад населения [4] Сейчас же, по словам, Дасун Сайто, специалиста, работающего в этом Центре, «перед Японией стоит дилемма - или продолжать ничего не делать и принимать демографические перемены, экономический упадок или нанимать иностранных рабочих для стабилизации популяции и экономики» [4]. Ученый сделал следующий вывод: «Мы находимся на перепутье» [4].

По мнению других экспертов, через следующие двадцать лет Японии 315 понадобятся 20 млн иммигрантов, если она хочет замедлить «демографическую смерть». Для будущих 2-х поколений или более в Японии не будет ощущаться нехватка работы [13]. Опрос, проведенный Агентством новостей в 2014 г., показал, что 60% японцев согласилось бы с увеличением числа временных рабочих. Что Ж6 КЭ" сается широкомасштабной иммиграции, то значительное большинство выразило негативное отношение [4].

Миграционная проблема стала одной из основных в современной Японии, о чем свидетельствует и тот факт, что впервые ей была посвящена спе-

316

циальная конференция, проходившая 31 мая — 1 июня 2007 г. в Осаке, организованная Японским Национальным музеем этнологии, где обсуждались многие аспекты иммиграционной политики, выдвигались различные точки зрения и оценки [14, с. 963].

Кардинальные расхождения во взглядах на иммиграцию существуют между политической элитой и бизнес сообществом и, в частности, японской бизнес Федерацией Ниппон Кайденрен (Nippon Keidanren). Острые дискуссии затрагивают два основных вопроса: во-первых, угрожает ли трудовая иммиграция национальной безопасности страны и, во-вторых, следует ли в трудовую иммиграцию включать неквалифицированных рабочих? Большая часть политической элиты, особенно министерство юстиции, категорично выступает против въезда неквалифицированных рабочих, т.к. это может привести к созданию этнических гетто, таких как «чайнатауны», а отсутствие взаимодействия между коммьюнитиз, является основанием для беспокойства [13].

В отличие от политиков Кайденрен под руководством Окуда Хуроша в течение нескольких лет выступает за интернационализацию японского общества и бизнеса. В 2003 г. федерация опубликовала два доклада по теме: «Япония в XXI веке — привлекательная нация» с предоставлением рекомендаций по привлечению транснациональных трудовых ресурсов и создания условий для динамизма многообразия. Основные положения докладов сводились к тому, что наряду с японцами, иностранцы, работающие в этой стране, привнесут разнообразие идей и талантов. На индивидуальном уровне — потребуется больше толерантности к разнообразию, на административном —

следует создать единыи административный орган вместо различных правительственных агентств, призванный быстрее и эффективнее принимать решения и руководить процессом. В то же время Федерация подчеркивает, что не выступает за неограниченные объемы трудовой иммиграции, она должна быть ограничена только потребностями рынка [15].

По сути, Федерацией предложен новый формат иммиграционной политики, который смог бы послужить основой для будущей фундаментальной реформы. Пока же Япония не готова пересмотреть иммиграционную политику и предложить выход из того состояния, в котором приходит прогрессирующий и ускоряющийся процесс старения населения и как следствие уменьшение доли работоспособных людей и замедление темпов экономического роста.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Nishi-Koizumi. Yet Some People Are Beginning to Imagine a More Multicultural Japan [Text] / Nishi-Koizumi // The Economist. -2009. - Jan 3rd - 9th.

2. Nakatani, I. Drastic Change in Immigration Policy of the Japanese Election Agenda [Electronic resource] / I. Nakatani // East Asia Forum. - 2013. - July 21. - URL: htpp://www.eastasia-forum.org (дата обращения: 20.09. 2013).

3. Бьюкенен, П. Смерть Запада [Текст] / П. Бьюкенен; пер с англ. - М.; СПб., 2004.

4. Soble, J. Japan Stands by Immigration Control Despite Shrinking Population [Electronic resource] / J. Soble // Asian Pacific. - 2014. -June 2. - URL: htpp://www.ft.com.Japan (дата обращения: 25.09.2013).

5. West, J. Japan's Experiment in Ethnic Immigration [Electronic resource] / J. West // Asia Century Institute. - 2014. - March 25. - URL: htpp://www.Asiacenturyinstitute.com/migra-tion/179 (дата обращения: 20.10.2014).

6. International Organization for Migration [Electronic resource]. - URL: htpp://www. iom.int.japan-international organization for Migration (дата обращения: 07.05.2013).

7. Le Bail, H. The New Chinese Immigration to Japan. Between Mobility and Integration. China Perspectives. 2005, 61 [Electronic resource] / H. Le Bail. - URL: china.perspectives.revues. org (дата обращения: 15.07.2013).

8. A Commission on Japan's Goals For the 21st Century. Globalization 101. A Project of Sunu Levin Institute. Japan [Electronic resource]. -URL: htpp://www.Globalization101.org Migration Japan (дата обращения: 08.11.2013).

9. Harban, Ch. Strict Immigration Rules May Threaten Japan's Future [Electronic resource] / Ch. Harban // The Washington Post. - 2010. - July 28. - URL: http://www. washintonpost.com/wp.dyn/content/particle (дата обращения: 20.11.2013).

10. Simon, R. Public Attitude Toward Immigrants and Immigration Policies Across Seven Nations [Text] / R. Simon, K. Sikich // International Migration Review. - 2007. - Vol. XLI, n. 4.

11. Points-Based Preferential Immigration Treatment Highly Skilled Foreign Professionals. Ministry of Justice. Immigration Bureau [Electronic resource]. - URL: htpp:// www.Immi-moj.go.jp.Ministry of Justice, Immigration Bureau. 2012, April (дата обращения: 25.11.2013).

12. Dyloco, P. Why are Japanese Averse to Immigration? [Electronic resource] / P. Dyloco // Japantoday. - 2012. - Jan 06. - URL: htpp:// www.japantoday.com/category/opinions/ view/why (дата обращения: 20.09.2013).

13. Haines, D. Transnational Migration in East Asia: Japan in Comparative Focus / [Text] / D. Haines, M. Minami, Sh. Yamashita // International Migration Review. - 2007. - Vol. XLI, n. 4.

14. Vogt, G. Doors Wide Shut? The Current Discourse on Labor Migration to Japan. Working Paper. Tokyo, 2006. 06/03 [Electronic resource] / G. Vogt. - URL: htpp:// www.dijotokyo.org.publications/WP0603-Vogt.pdf (дата обращения: 12.05.2013).

REFERENCES

1. A Commission on Japan s Goals For the 21st Century. Globalization 101. A Project of Sunu Levin Institute. Japan, available at: htpp:// www.Globalization101.org Migration Japan

2. Buchanan P., The Death of the West, Moscow, St-Petersburg, 2004.

3. Dyloco P., Why are Japanese Averse to Immigration?, Japantoday, 2012, Jan 06, available at: htpp://wwwjapantoday. com/category/opinions/view/why

4. Haines D., Minami M., Yamashita Sh., Transnational Migration in East Asia: Japan in Comparative Focus, International Migration Review, 2007, vol. XLI, No. 4.

5. Harban Ch., Strict Immigration Rules May Threaten Japan's Future, The Washington Post, 2010, July 28, available at: http://www. washintonpost.com/wp.dyn/content/particle

6. International Organization for Migration, available at: htpp://www.iom.int.japan-inter-national organization for Migration

7. Le Bail H., The New Chinese Immigration to Japan. Between Mobility and Integration, China Perspectives. 2005, 61, available at: china.perspectives. revues.org

8. Nakatani I., Drastic Change in Immigration Policy of the Japanese Election Agenda, East Asia Forum, 2013, July 21, available at: htpp://www.eastasiaforum.org

9. Nishi-Koizumi, Yet Some People Are Beginning to Imagine a More Multicultural Japan, The Economist, 2009, Jan 3rd - 9th.

10. Points-Based Preferential Immigration Treatment Highly Skilled Foreign Professionals. Ministry of Justice. Immigration Bureau, available at: htpp://www.Immi-moj.gojp.Ministiy of Justice, Immigration Bureau. 2012, April.

11. Simon R., Sikich K., Public Attitude Toward Immigrants and Immigration Policies Across Seven Nations, International Migration Re- dl/ view, 2007, vol. XLI, n. 4.

12. Soble J., Japan Stands by Immigration Control Despite Shrinking Population, Asian Pacific, 2014, June 2, available at: htpp://www. ft.com.Japan

13. Vogt G., Doors Wide Shut? The Current Discourse on Labor Migration to Japan. Working Paper. Tokyo, 2006. 06/03, available at: htpp://www.dijotokyo.org.publications/ WP0603-Vogt.pdf

14. West J., Japan's Experiment in Ethnic Immigration, Asia Century Institute, 2014, March 25, available at: htpp://www.Asiacenturyin-stitute.com/migration/179

Чертина Зоя Сергеевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Центр сравнительной истории и теории цивилизаций, Институт всеобщей истории Российской академии наук, [email protected] Chertina Z.S., PhD in History, Senior Researcher, Center of Comparative History and Theory of Civilizations, Institute of World History, Russian Academy of Sciences, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.