ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2005. № 4
Н.В. Анисимцев
ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЯПОНИИ: СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
The immigration policy of Japan is studied in this article basing on the concrete factual and legal material: there in the article the survey of its history is given, and the position of the main social forces of the country towards the immigration problems is revealed, the social structure of the immigrants is analyzed — constant residents, refugees, labor immigration (including "nikkeydzin", trainees and probationers, illegal immigrants). The author considers the immigration policy of Japan as the characteristic example of problems and solutions rising in front of a monoethnic society in its process of adaptation to globalization and internationalization of the world, and outlines possible perspectives of further evolution of this policy, the search of reasonable balance between openness to the outer world and preservation of the national identity of the country and its people.
Границу Японии с каждым годом пересекает все большее количество людей. Например, в 2000 г. в обоих направлениях — около 24 млн человек. Частью этого разнообразного потока людей является иммиграция в Японию, ставшая одним из многочисленный вызовов мирового процесса глобализации этой стране.
Политика Японии в отношении внешнего мира прошла сложную эволюцию. В позднее Средневековье (1600 г. — середина XIX в.) Япония проводила политику полной самоизоляции от внешнего мира. После открытия в 1854 г. страны для контактов с внешним миром и до окончания Второй мировой войны немалая часть японцев (в основном это были крестьяне) по причинам относительной перенаселенности страны эмигрировала за рубеж, главным образом в Америку, в США и Бразилию.
В послевоенный период процесс эмиграции не только прекратился, но даже значительная часть колонистов после утраты Японской империей своих колоний вернулась на родину. Особенно важное значение имело быстрое экономическое развитие страны, обеспечившее решение ключевыгх социальный проблем: занятости, роста материального и культурного уровня жизни.
Специфическая особенность развития Японии в послевоенный период проявилась в том, что стремительный рост ее экономики в отличие от экономик Западной Европы и Америки не сопровождался масштабной иммиграцией.
Сдерживанию иммиграции способствовали естественные причины — крайне высокая плотность населения в стране, малоземелье. Плотность населения в Японии в 100 раз выше, чем в США, и в 200 раз
8 ВМУ, социология и политология, № 4
выше, чем в Северной Америке в целом1. Кроме того, сдерживанию иммиграции способствовали причины социально-культурного характера — огромное культурное своеобразие страны и связанная с ним идеология "моноэтничного государства".
При этом Японии удавалось использовать для обеспечения экономического роста свои скрытые социальные резервы. Источником пополнения рабочей силы была внутренняя миграция крестьян в города, сыгравшая особенно важную роль в период 1955—1973 гг. В Японии и сегодня широко используется труд домохозяек, престарелых, студентов в форме неполной занятости (арубайто). Здесь относительно слабо развито профсоюзное движение, а потому велика длительность рабочего времени: например, в 1982 г. количество рабочих часов на одного работающего в Японии составило 2100 (для сравнения: в Германии — 1690 часов, во Франции — 1650)2. Наконец, в Японии беспрецедентны масштабы использования автоматизации и роботизации производства. Все это в совокупности позволяло избегать массовой иммиграции гастарбайтеров.
Однако со временем стало сказываться многолетнее снижение рождаемости и старение населения. Свою роль сыграл и сильно выросший уровень благосостояния и культуры общества: современная японская молодежь обладает высоким уровнем образования, развитыми культурными запросами, она стремится избегать "трех К" (кицуй, кикэн, китанай), т.е. не хочет делать работу "тяжелую, опасную, грязную".
В итоге к середине 80-х гг. дефицит рабочей силы в стране становится хроническим. В 1990 г. недостача неквалифицированного труда в промышленности составляла 58%. В частности, автомобильная промышленность оказалась вообще на грани паралича3. Япония столкнулась с необходимостью использования трудовой иммиграции.
Политика Японии в отношении иностранцев в послевоенный период формируется в ходе противоборства различных социальных и политических сил.
Возникает потребность в более либеральной иммиграционной политике. В привлечении иностранной рабочей силы заинтересованы владельцы мелких и средних предприятий (крупные фирмы решают свои проблемы путем размещения производства за рубежом). В стране публикуется множество докладов о необходимости массовой им-
1 По данным бюллетеня "Население и общество" (№ 5 за 2001 г.), в 2001 г. численность японского населения составляла 127,1 млн чел., площадь страны — 378 тыс. км2, т.е. 336 чел. на 1 км2. Если учесть, что 90% территории составляют горы, и только 10% территории пригодны для расселения людей, то реальная плотность достигает примерно 3,4 тыс. чел. на 1 км2. В Северной Америке в целом примерно 16 чел. на кв. км, в США — примерно 30 чел. на 1 км2.
2 Kondo A. Development of Immigration Policy in Japan // www.jp.kyusan-u. ac.jp/J/keizai/pdfiiles/Development%20Immigration%20Policy20%in2-20Japan.pdf
3 Tsuda T. Reluctant Hosts: The Future of Japan as a Country of Immigration // http://www.migration.ucdavis.edu/cmpr/feb01/Tsuda_feb01.html
миграции для поддержания экономики. Многие местные правительства склоняются к оказанию помощи иностранным рабочим, смягчению мер контроля и надзора за ними. По опросам "Асахи-симбун", 64% граждан согласны на привлечение неквалифицированных иностранных рабочих, но при условии определенного контроля за ними. Весьма существенно и международное давление на Японию со стороны США и ряда международных организаций.
Эти либеральные настроения концентрировались традиционно в (бывших) Министерстве торговли и промышленности, Министерстве строительства, а также в Министерстве иностранных дел. Но в результате межминистерского "перетягивания каната" по проблемам иммиграционной политики в 80-х гг. гегемония в решении этих вопросов перешла к Министерству юстиции, оплоту нелиберальной политики. "Министерство юстиции, — утверждают некоторые авторы, — является одним из наиболее консервативных, узко мыслящих институтов в японском обществе, который все еще оперирует идеологией этнической гомогенности, культурной чистоты и государства-нации, основанного на принципе кровного родства и происхождения"4.
Надо отметить, что позицию Минюста разделяют также достаточно широкие общественные слои. По опросам "Нью-Йорк Таймс", около 80% японцев высказываются за ограничения допуска иностранцев в страну5.
Правовая база иммиграционной политики Японии претерпевала изменения. В 1951 г. был принят Акт об иммиграционном контроле. В 1979 г. Япония ратифицировала Международную конвенцию о правах человека. В 1981 г. присоединилась к Конвенции ООН о статусе беженца от 1951 г. и в 1982 г. акцептовала связанный с ней Протокол о статусе беженца от 1967 г., что потребовало частичного пересмотра ее собственного законодательства. С 1 января 1982 г. вступил в силу Акт об иммиграционном контроле и идентификации беженцев (далее АИКИБ), который был пересмотрен в 1989 г. В обновленном АИКИБ пересмотрена система предоставления статусов иностранцам, с тем чтобы облегчить въезд в страну квалифицированным специалистам и ограничить въезд неквалифицированных работников. Другой важнейший закон, определяющий иммиграционную политику Японии, — Закон о регистрации иностранцев. Последний раз этот закон пересматривался в 1993 г.
Что касается кратковременных посетителей — моряков, пилотов, транзитных пассажиров, беженцев и др., они получают "специальное разрешение на высадку". Эти разрешения даются для экскурсий по местности, на случай чрезвычайных обстоятельств, для убежища и т.п. В 2000 г. "специальное разрешение" получили 2,11 млн иностранцев.
4 Ibid.
5 Riley K. Immigration, Globalization, and Reluctance in Japan // www.nichibei. org/ykw/karen—reluctance .html
Те же, кто останавливается на более-менее длительный срок, должны получить статус пребывания. Согласно АИКИБ, иностранец, прибывающий в Японию, получает "статус пребывания", который устанавливает срок пребывания и разрешенные виды деятельности. Всего статусов 28.
Иностранец может заниматься только той деятельностью, которая соответствует его статусу пребывания. Однако при желании он имеет право изменить свой статус. Для этого ему следует обратиться в региональные отделения иммиграционного бюро Минюста, расположенные в городах Сэндай, Токио, Иокогама, Нагоя, Осака, Кобэ, Хиросима, Фукуока. Нельзя непосредственно изменить только статус "временного посетителя" (туристы и проч.), для этого нужно покинуть территорию Японии и уже из другой страны добиваться получения статуса. Хотя сроки пребывания ограниченны, но разрешена перерегистрация на новый срок.
За последние 25 лет количество зарегистрированных иностранцев неизменно росло6. В 2000 г. на территории Японии число длительно находящихся иностранцев составляло 1,7 млн чел., что составило примерно 1,3% населения.
Для оценки общего количества иностранцев, длительно находящихся на территории Японии, необходимо учитывать и значительное число лиц с просроченным статусным сроком пребывания и находящихся в стране нелегально. Количество нелегально находящихся иностранцев (просроченные):
1990 - 106 тыс.; 1991 - 160 тыс.; 1992 - 279 тыс.; 1993 - 299 тыс.; 1994 - 294 тыс.; 1995 - 287 тыс.; 1996 - 285 тыс.; 1997 - 283 тыс.; 1998 - 277 тыс.; 1999 - 271 тыс.; 2000 - 252 тыс. человек7.
Японские иммиграционные службы отличаются строгостью. За нарушение правил въезда и условий пребывания иностранец подвергается депортации. Из 45 145 иностранцев, депортированных в 2000 г., 36 019 человек были депортированы за просроченное пребывание, за занятие деятельностью (за работу), не предусмотренную статусом, -469 чел., за въезд без паспортов или по поддельным паспортам -7872 чел., за незаконную высадку (без разрешения, но с действительным паспортом) - 664 чел., за уголовные и административные нарушения - 121 человек.
Отметим также, что в Японии, как и в других странах, приток иностранцев повышает показатели преступности. В 1999 г. иностранцами было совершено 25 135 зарегистрированных преступлений, за уголовные правонарушения привлечено к ответственности 5963 иностранца. В основном это выходцы из Азии8. В частности, в 1999 г.
6 Kondo A. Op. cit.
7 Сайт Министерства юстиции Японии.
8 См.: Кузнецов С.И. Китайцы в современной Японии: проблема нелегальной иммиграции // http://Www.isu.ru/hist/mimo/confer/confer1/kuznetsov.html
46% преступлений в Японии совершили китайцы, 10 — корейцы, 6% — вьетнамцы9. Они иногда образуют особо опасные организованные преступные этнические группировки. В 2000 г. были задержаны также 150 граждан России10.
Вся масса длительно находящихся в Японии иностранцев может быть в правовом отношении поделена на три основных контингента: постоянные резиденты, беженцы, трудовая иммиграция (гастарбай-теры).
Статус постоянного резидента в современной Японии имеет около 900 тыс. иностранцев. Их численность никогда не превышала 1% населения. Данный статус предполагает отсутствие ограничений на занятия трудовой деятельностью, но требует периодической перерегистрации раз в несколько лет.
По национальному составу среди имеющих статус постоянного резидента примерно 650 тыс. человек — этнические корейцы, 130 тыс. чел. — китайцы. Большая часть постоянных резидентов в Японии являются потомками корейцев и китайцев, принудительно вывезенных из колоний для работы в годы Второй мировой войны. (Эту часть иммиграции иногда называют "староприбывшими" в отличие от прибывших после войны.) В апреле 1952 г. после окончания американской оккупации эти люди утратили статус подданных Японской империи и были объявлены "иностранцами".
Примерно 7 тыс. постоянных резидентов — политические беженцы, в основном из Индокитая.
Остальные — супруги японских граждан и дети от смешанных браков граждан и постоянных резидентов с иностранцами. Кстати, в Японии сейчас растет количество межнациональных браков. В 1998 г. было зарегистрировано около 30 тыс. межнациональных браков.
Японские власти всегда проводили политику ограничения в предоставлении статуса постоянного резидента (и тем более, гражданина). Согласно административной практике, введенной с 1998 г., для получения права постоянного проживания необходимо непрерывно прожить в Японии 10 лет, беженцы получают это право после 5 лет проживания в Японии, дети от межнационального брака японского гражданина — после 1 года. Для принятия решения о предоставлении статуса постоянного резидента также необходимы либо родственные отношения с японским гражданином (супруг, ребенок), либо решение Минюста о том, что постоянное проживание данного лица в Японии "будет соответствовать интересам Японии" и что претендент обладает "хорошим характером" и средствами для независимого существования.
При этом в Японии предпринимается все больше усилий с целью благоустройства постоянных резидентов. В последнее десятилетие
9 Asahi shimbun. Japan almanac 2001. Tokyo, 2002. P. 235.
10 Молодякова Э.В. Трансформация иммиграционной политики Японии // Японский опыт для российских реформ. Выпуск первый. М., 2002. C. 54—62.
быши популярны дискуссии на тему "мультикультурного симбиоза", в частности дискуссия о предоставлении этническим бразильцам, испанцам, китайцам возможности получать образование на родном языке. С 1990 г. ведутся споры о предоставлении постоянным резидентам права участвовать в выборах местный органов власти. Уже половина местных правительств (1400) поддержала изменение Закона о выборах в местные органы власти. Многие муниципии принимают иностранцев на службу, хотя на руководящие должности они не допускаются. При муниципиях создаются Международные ассоциации для налаживания сотрудничества с иностранцами.
Для иммигрантов существует возможность получения гражданства. С 1945 по 2000 г. в Японии натурализовались около 330 тыс. человек. В частности, в 1990 г. натурализовались 6794 чел. (в том числе корейцев — 5216, китайцев — 1349), в 2000 г. — 15 812 чел. (корейцев — 9842, китайцев — 5245).
Но в целом процесс интеграции иностранцев в японское общество является крайне сложным. Власти Японии традиционно проводили ограничительную политику в отношении приема и интеграции иностранцев в японское общество. Как уже говорилось, Япония за весь послевоенный период предоставила статус постоянного резидента примерно 900 тыс. человек. Для сравнения, США предоставляют аналогичный статус (green card) такому же количеству иммигрантов только за один год (например, в 1993 г. — 937 977 чел.). Кроме того, в США статус постоянного резидента практически автоматически гарантирует получение гражданства в течение 5 лет, а в Японии постоянный резидент, как правило, гражданином не становится.
И дело далеко не только в политике властей, но и в исторических традициях японского общества. Вот некоторые свидетельства американских авторов: "Любой иностранец, долго живший в Японии, может подтвердить, что не важно, сколь бегло Вы говорите по-японски, или как хорошо умеете держаться по-японски и насколько досконально изучили японскую культуру, — если Вы антропологически не японец, Вы не будете считаться японцем". И далее у этого же автора: "Чем усерднее и тщательнее иностранец стремится влиться в японское общество, тем жестче общество отвергает его", японское понимание гражданства "практически идентично концепции расовой чистоты"11.
Справедливости ради необходимо отметить, что традиция связывать гражданство с этнической принадлежностью не является исключительно японской "спецификой". И в США с 1882 г. действовал закон о запрещении китайской иммиграции, поскольку США считались страной выгходцев из Европы; только в 1965 г. быши приняты поправки к Акту об иммиграции и гражданстве, которые предписывали содействовать иммиграции из Латинской Америки и Азии. Таким об-
11 Bailey B. Japanese Laws and Policies Concerning Immigration (Including Refugees and Foreign Workers) // www.ufj.gol.com/newsletter/japan_immigration.html
разом, американское гражданство только с 1965 г. не базируется на этнической идентичности. Но Япония в этом вопросе несравненно "превосходит" США.
Другой исторически особенный контингент иммигрантов в Японии — беженцы, большинство которых имеют статус специального резидента.
Как уже говорилось, в 1981 г. Япония присоединилась к Конвенции ООН о статусе беженца от 1951 г. и к Протоколу о статусе беженца от 1967 г. Также Япония приняла решение о необходимости проведения в отношении беженцев из Индокитая процедуры, установленной в 1989 г. специальной международной конференцией. В отношении беженцев из Китая, Афганистана и Пакистана она руководствуется процедурами, установленными ордонансом Минюста Японии.
Согласно ст. 18-2 АИКИБ, иностранец имеет право по прибытии в Японию в течение 60 дней подать заявление для получение статуса беженца. Министерство юстиции либо сразу признает его беженцем и выдает сертификат о статусе беженца, либо вызывает просителя убежища в министерство для беседы с целью уточнения обстоятельств. В случае отказа проситель имеет право в течение 7 дней обжаловать решение здесь же, в министерстве. В случае же получения сертификата беженца он может оформить статус постоянного резидента.
В отличие от многих западных стран Япония придерживается крайне строгого порядка в предоставлении статуса беженца. Часто иммигранты жалуются, что японские чиновники третируют их и обвиняют во лжи и в мошенничестве. Процедура получения статуса беженца сохраняется в секрете. Сроки оформления статуса крайне ограниченны. Требования, предъявляемые с целью доказательства необходимости убежища, строги. Подавать апелляцию на отказ можно не адвокату, а только Минюсту (который и дал отказ!). Кроме того, политика в предоставлении убежища варьируется в зависимости от страны происхождения беженца: только к выходцам из Индокитая Япония относится либеральнее, чем ко всем остальным.
Обратимся к статистике, касающейся предоставления статуса беженца. Например, США дают убежище примерно 100 тыс. человек ежегодно, Австралия за период 1975—1989 гг. приютила примерно 173 тыс., Канада в 1975—1990 гг. — 327 тыс. чел., Германия в 1990— 1999 гг. — 156 тыс., Франция в 1990—1999 гг. — 73 тыс. Что же касается Японии, то за период 1982—2000 г. она предоставила статус беженца только 265 человекам!12 Япония действительно не гостеприимна к беженцам.
Правда, в тех случаях, когда иностранец не может вернуться домой из-за сложного внутриполитического положения в его родной стране, но при этом он не признан Японией как беженец, он тем не
12 Сайт Министерства юстиции Японии.
менее может получить статус специального резидента, позволяющий ему задержаться в принимающей стране на длительный срок. Именно так получили право находиться в Японии несколько тысяч выходцев из Индокитая.
Справедливости ради следует сказать, что Япония прикладывает значительные усилия в деле оказания помощи беженцам по линии ООН за пределами Японии.
Значительную часть иммиграции составляет иммиграция трудовая -гастарбайтеры, временно находящиеся на территории страны.
Дефицит рабочей силы Япония впервые начала испытывать в начале 1970-х гг. Повторно спрос на неквалифицированный труд обострился в конце 1980-х гг.
Политика Министерства юстиции Японии по вопросу трудовой иммиграции была сформулирована в 1992 г. в Первом основном плане иммиграционного контроля, а затем уточнена в 2000 г. во Втором плане иммиграционного контроля13.
Сущность иммиграционной политики заключается в том, чтобы иммиграция содействовала вовлечению Японии в процесс глобализации и помогала стране адаптироваться к ней. Вместе с тем иммиграция должна сдерживаться. Основной принцип таков: работу, которую может сделать японец, не следует предоставлять иностранцу. Иммиграцию предполагается регулировать так, чтобы привлечь квалифицированных, узкоспециализированных и обладающих высокотехнологичными знаниями работников, имеющих высокое образование и большой стаж по своей специальности; одновременно предлагается ограничить и даже полностью исключить доступ в страну низкоквалифицированной рабочей силы и "нежелательным" иностранцам, не допускать того, чтобы прибывшие гастарбайтеры оставались в стране на постоянное жительство и привозили бы свои семьи.
С целью эффективного осуществления государственной политики в АИКИБ предусмотрены санкции. За наем нелегальной рабочей силы предпринимателю грозит три года тюрьмы или штраф размером примерно 20 тыс. долларов, а нелегальному работнику - 1 год тюрьмы, или штраф 2 тыс. долларов и депортация. Ежегодно в Японии ловят и наказывают 10-12 предпринимателей, использующих нелегальных рабочих.
В Японии, по данным "Асахи симбун", в 1999 г. работали примерно 108 тыс. иностранцев, имеющих официальное разрешение на трудовую деятельность, и 46,3 тыс. нелегалов14. По более реалистичным данным, в 1998 г. общее количество работающих иностранцев составляло 670 тыс., из них работающих неофициально - примерно
13 Basic Plan for Immigration Control (2nd edition) // www.moj.go.jp/ENGLISH/ IB/IB2000/ib.html
14 Asahi shimbun. 2000. 15 feb. P. 105.
560 тыс.15 Среди них квалифицированных специалистов — 100 тыс. человек16. Обычно это преподаватели, журналисты, работающие в сфере финансов, программисты, юристы, ученые-исследователи, работники искусств, коммерсанты и предприниматели, гостиничный и ресторанный персонал и т.д.
Однако в основном иностранцы используются как неквалифицированная рабочая сила. Самые массовые категории — источники неквалифицированного иммигрантского труда в Японии — потомки японских эмигрантов (никкэйдзин), иностранные учащиеся ("стажеры" и "практиканты"), "предприниматели", нелегалы (т.е. находящиеся в Японии нелегально).
Наиболее многочисленная категория гастарбайтеров — это ник-кэйдзин. Никкэйдзин называют еще и "парадной дверью" трудовой иммиграции в Японию. В начале XX в. многие японцы покидали страну, спасаясь от безземелья и нищеты, и направлялись за границу, главным образом в Северную и Южную Америку. Сегодня за рубежом проживают 1,4 млн потомков тех японских эмигрантов (до третьего поколения). Их и называют никкэйдзин. Около 670 тыс. никкэйдзин проживают в США, 530 тыс. — в Бразилии, 50 тыс. — в Перу. В 2000 г. в Японии из общего числа никкэйдзин работали 200 тыс. потомков японских эмигрантов из Бразилии, 46 тыс. — из Перу.
Официально эти люди прибывают в Японию с целью посетить родственников и приобщиться к своей родной культуре. Однако фактически их используют как неквалифицированную рабочую силу в промышленности. Японские власти оказывают им определенные преференции, делают "исключение из правил". АИКИБ облегчает этой категории иммигрантов условия въезда в страну и предоставляет право работать без ограничения видов деятельности. После того как ник-кэйдзин докажет свое японское происхождение и родство, он получает статус "супруг японца" или "долговременно проживающего". Эта виза должна периодически продлеваться, но она дает возможность работать без ограничения видов деятельности. Кроме того, "нежелательные иностранцы" зачисляются в категорию неквалифицированных работников, а никкэйдзин независимо от его реальной квалификации — в категорию квалифицированных. С целью облегчить наем для ник-кэйдзин и освободить их от эксплуатации со стороны посредников — брокерских контор по трудоустройству — Министерство труда Японии учредило специализированные центры по найму никкэйдзин в городах Токио и Нагоя.
Тем не менее реально никкэйдзин тоже гастарбайтеры, и их положение хуже, чем у коренного японского рабочего. Тяготы переживаемой Японией экономической стагнации ложатся в первую очередь
15 www.jil.go.jp/laborinfo-e/docs/workingprofile2002-3pdf
16 Kashiwazaki C. Japan's Resilent Demand for Foreign Workers // www. migrationinformation.org/Feature/display.cmf?ID=8
на них. Кроме того, они испытывают и морально-психологический дискомфорт: в силу огромного своеобразия, закрытости японского общества и культуры, его "островной психологии" иностранцу (даже имевшему предков-японцев) психологически тяжело адаптироваться к японскому обществу. Многие иностранцы, проживающие в Японии, говорят о "дискриминации в отношении чернокожих, латинов, выходцев из азиатского этноса с Запада, и азиатов неяпонского происхождения. Даже белые иностранцы подвергаются дискриминации. Большинству иностранцев не нужно много времени, чтобы припомнить истории из собственного опыта, когда на них "указывали пальцем", глазели, отказывали им в обслуживании в ресторане и в жилье просто потому, что они иностранцы"17. Японская "специфика" не обходит стороной и никкэйдзин. Вот как выразился один американец, работающий банковским служащим в Японии: "Если Вы не рождены в Японии родителями-японцами, Вы никогда по-настоящему не войдете в их маленький клуб"18. Большинство никкэйдзин рассматривают свое пребывание в Японии как средство скопить деньги и вернуться домой; они, потомки японцев, не стремятся остаться на исторической родине. "Здесь очень хорошо работать, но это не место для жизни. Японский народ — холодный"19, — такие признания иногда звучат из уст никкэйдзин.
"Боковой дверью" для трудовой иммиграции считается практика привлечения учащихся — "стажеров" (trainees) и "практикантов" (interns). В 1993 г. японские власти начали осуществлять программу стажировки и технической практики (TITP). Изначально этот канал иммиграции задумывался как средство содействия развивающимся странам путем передачи им технологий и производственных навыков в ходе подготовки рабочей силы. Однако довольно быстро он превратился в канал импорта дешевой рабочей силы: часто на практике учащихся ничему не учили, а просто эксплуатировали за низкую зарплату; работодатели отбирали у них паспорта, чтобы они не перешли на работу с более выгодными условиями оплаты; часть зарплаты таких "студентов" присваивают брокерские конторы по найму, а последние контролируются якудза.
В 1999 г. в Японии проживало около 56 тыс. иностранныгх студентов. В основном это молодые люди из Китая, Южной Кореи, Тайваня, стран Юго-Восточной Азии. Им разрешается подрабатывать (арубайто) до 20 часов в неделю (или не более 4 часов в день) для оплаты учебы. Но многие студенты изначально прибывают не учиться, а зарабатывать деньги. Многие "языковые школы" в действительности являются брокерскими агентствами.
17 Brockman T. The Job Hunter's guide to Japan // Kodansha International. Tokyo; N.Y.; L., 1990. P. 12.
18 Ibid. P. 71.
19 Bailey B. Op. cit.
Система "стажировок" постепенно трансформируется в легальный канал импорта дешевой рабочей силы. С 1993 г. Минюст увеличил разрешенным срок пребывания стажеров с одного до двух лет и упорядочил правила их учебы и труда. Первые 9 месяцев стажеры должны проходить обучение. Если они получают на экзамене положительную оценку, то обретают статус под названием "предписанная деятельность", а с ним и полную зарплату, и страховку.
Еще один канал массового ввоза дешевой рабочей силы — статус "предприниматели". Этот статус получают в основном певцы, танцоры, хостесс в барах и ночныгх клубах, "консумация" и т.п., в числе которых главным образом женщины, нередко эксплуатируемые как проститутки. Так, в 1991 г. "предпринимателей" прибышо примерно 90 тыс.; из них 57 тыс. — выгходцы с Филиппин, почти все — женщины; многие из Таиланда. В 1994 г. 38% бар-хостесс в Японии быши азиатские иммигрантки (так называемые дзяпа-юки-сан). В 2000 г. иностранцев-"предпринимателей" насчитывалось около 54 тыс. человек20.
Наконец, еще одна весьма многочисленая категория — нелегально работающие. Это так называемый "черный ход" на японский рынок труда.
Этнически это, как правило, выгходцы из Восточной и Юго-Восточной Азии, а также из Ирана, Непала, Перу. Большинство въезжает в страну по туристическим визам или в качестве учащихся, а потом они остаются нелегально работать. Есть и такие, кто сразу въезжают в страну нелегально: например, в 1994 г полиция задержала 6295 человек, пытавшихся въехать в Японию без какого-либо разрешения (из них 697 чел. — на лодках).
После расширения возможностей въезда никкэйдзин в 1990-х гг. спрос на труд нелегалов упал. Они постепенно перемещаются из высокооплачиваемых отраслей (строительство, промышленность) в низкооплачиваемые (сервис). Сокращается и число нелегалов: они вынуждены возвращаться на родину. Например, число рабочих-нелегалов из Ирана сократилось с 40 тыс. в 1992 г. до 5 тыс. в 2001 г. Кроме того, общая амнистия по отношению к нелегалам не практикуется.
Итак, подведем некоторые итоги. По официальным министерским прогнозам, к 2050 г. естественная убыль населения в Японии составит 21,6 млн человек, поэтому будет необходима замещающая трудовая иммиграция численностью около 30 млн чел., т.е. по 600 тыс. человек ежегодно.
Как будет реагировать Япония на подобные вызовы глобализации? Ответы на этот вопрос существуют разные.
Например, профессор международного права Токийского университета Ясухико Сайто говорит следующее: "Япония уже сделала многое, чтобы открыть свои двери международному потоку товаров, капиталов, информации. Все, что осталось, — открыться для потока
20 Kashiwazaki C. Op. cit.
людей... К 1990 г., хорошо это или плохо, Япония должна будет подстроиться под эту глобальную тенденцию. Если она должна будет стать интегрированной частью международного сообщества, то не может продолжать настаивать на исключениях из правил для себя. С конца Второй мировой войны Япония старалась сохранить свою гомогенность и тем самым избежать многочисленный культурный и социальный проблем, с которыми сталкиваются многорасовые и поликультурные общества. Но времена изменились"21.
В 1990-х гг. японская иммиграционная политика прошла путь эволюции в сторону большего либерализма, ослабления контроля за допуском и пребыванием иностранцев. Однако большого будущего у подобной политики, по-видимому, нет, хотя ее сторонников в Японии тоже немало.
Сомнений в объективности происходящих в мире процессов глобализации, интернационализации, сокращения рождаемости в развитых странах нет. Под вопросом — упрощенное однонаправленное понимание путей приспособления к этим процессам, недооценка опасных аспектов глобализации. Энтузиасты глобализации упрощенно трактуют экономический детерминизм, настаивая на массовой иммиграции как на единственном способе решения проблемы дефицита неквалифицированной рабочей силы. Они забывают, что противодействие, сопротивление нежелательным процессам — это тоже форма адаптации к окружающей действительности. Решение проблем дефицита рабочей силы за счет массовой иммиграции должно рассматриваться как ставка на экстенсивное развитие в ущерб интенсивному, качественному росту.
Очевидно, что Япония обладает возможностями совершенствования своей экономической структуры путем избавления от трудоемких отсталых производств. Во-первых, крупные японские компании в состоянии вывести трудоемкие производства за рубеж, ближе к источникам дешевой рабочей силы. Во-вторыгх, огромная часть населения Японии занята в так называемом "развивающемся" секторе экономики: это множество мелких и средних предприятий, на которых работает почти 2/з самодеятельного населения; они отличаются низким уровнем производительности труда, но обеспечивают массовую занятость. Этот сектор может быть реформирован, а его людские ресурсы вовлечены в крупную современную передовую промышленность. В-третьих, определенные потенции содержит и дальнейший прогресс автоматизации и роботизации производства, тем более, что Япония уже добилась огромных успехов на этом направлении. В-четвертых, далеко не исчерпаны возможности правительственной политики, направленной на повышение рождаемости.
Кроме того, приверженцы узкого экономического детерминизма недооценивают социальные аспекты массовой иммиграции. Возможные
21 Kondo A. Op. cit.
тяжелые последствия массовой иммиграции для японского общества трудно переоценить. В этом Япония сильно отличается как от стран Нового света (США, Канада, Австралия), так и от стран Западной Европы. Ни одна из названных территорий не отличается таким малоземельем и такой перенаселенностью, как Япония. Первые часто представляют собой своеобразную совокупность различных обособленных этнических общин. Япония же — страна одной общины. Японский язык и японская письменность столь сложны, что их изучение представляет трудность даже для самих японцев. Надеяться на то, что этим языком смогут овладеть массы неквалифицированных иностранных рабочих, нельзя. Своими успехами Япония во многом обязана уникальным традиционным общественным институтам: системе пожизненного найма, при которой японец устраивается на работу и увольняется один раз за всю жизнь; системе патриархальных отношений между работником и работодателем, при которой рабочее время практически неограниченно; особому японскому отношению к качеству труда, к трудовому коллективу. Невозможно представить, как в эти институты может "встроиться" иностранец.
На мой взгляд, не приходится сомневаться, что Япония не сможет ассимилировать значительное количество иммигрантов, а потому следствием массовой иммиграции станет разрушение традиционного японского общества, тех общественных институтов, которые и вывели Японию в число преуспевающих наций, а также образование множества чужеродных национальных общин.
Помимо этого, опыт стран Западной Европы и Северной Америки предостерегает от беспечного энтузиазма по отношению к "мульти-культурному обществу". Трагические межнациональные конфликты сотрясают Европу: балканский узел проблем, баски в Испании, ирландцы в Англии, конфликты турок и курдов на территории Германии. Нельзя считать примером для подражания и североамериканский опыт. Его непосредственный наблюдатель, профессор Раф Эйли, пишет следующее: «В США, так же как и в Канаде, вместо "плавильного котла" получился многослойный пирог с дымящейся шашкой вместо начинки. Когда взорвется, никто не знает, но все знают, что взорвется обязательно»22.
Весьма благоразумной представляется позиция тех, кто предупреждает о сложнейших проблемах, возникающих при массовом импорте трудовых ресурсов, кто отстаивает решение проблемы дефицита трудовых ресурсов путем интенсивного, а не экстенсивного развития экономики и общества.
Однако, как это не раз бывало и в прошлом, можно предполагать, что Япония сможет найти оптимальное решение проблем иммиграционной политики исходя из своих национальных условий и интересов.
22 Эйли Р., Эйли В. Иммиграция в Северную Америку. Полезные советы русских канадцев. М., 1997. С. 34.