Научная статья на тему 'Нравственный аспект научно-технического прогресса'

Нравственный аспект научно-технического прогресса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3676
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / НРАВСТВЕННОСТЬ / СОВРЕМЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ / ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Никитина Светлана Николаевна

Статья посвящена изучению влияния научно-технического прогресса на нравственную сторону жизни человека и решению вопроса о взаимодействии нравственности и развитии технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственный аспект научно-технического прогресса»

УДК 316.422.44:172

НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА MORAL ASPECT OF SCIENTIFIC-AND-TECHNICAL ADVANCE

С. Н. Никитина S. N. Nikitina

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Статья посвящена изучению влияния научно-технического прогресса на нравственную сторону жизни человека и решению вопроса о взаимодействии нравственности и развитии технологий.

Abstract. The article deals with the study of the influence of scientific-and-technological advance on the moral side of human life and on the correlation of morality and technological development.

Ключевые слова: технология, научно-технический прогресс, нравственность, современность, нравственные законы, человеческое достоинство.

Keywords: technology, scientific-and-technological advance, morality, modern time, moral laws, human virtue.

Актуальность исследуемой проблемы. Современность характеризуется уникальностью и сверхсложностью проблем человека и социума. Человечеству не выжить без активного пересмотра собственных возможностей решения этих проблем на всех уровнях и во всех сферах мышления и деятельности. Современная цивилизация достигла вершин своего могущества во всех отношениях - военном, технологическом, экономическом, финансовом, политическом. Но она заплатила за это высокую цену: произошло свертывание, ослабление, затухание многих аспектов ее имманентной культуры, которые на протяжении тысячи лет определяли неуклонное и неостановимое движение к современному, внешне такому победоносному состоянию. В настоящее время происходят качественно новые изменения в технологии функционирования нравственности.

Материал и методика исследований. Данная статья строится на анализе таких работ современных философов, как «Конец истории и последний человек», «Постчело-веческое будущее» Фрэнсиса Фукуямы (американский социолог, философ) [3], «Фу-туршок», «Третья волна», «Метаморфозы власти» Тоффлера [2], «Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации» Г. Йонаса [1].

Результаты исследований и их обсуждение. Человечество накопило огромный опыт нравственности, который с течением времени приумножается и раскрывает новые стороны морали в жизнедеятельности человека. Нравственность проявляется в таких понятиях, как чувство долга, совести, достоинства и др. Она сглаживает и видоизменяет природные черты, свойственные индивиду как биологическому виду и мешающие прогрессу человечества.

Последние сто лет общество находится во власти колоссальных перемен, затронувших все сферы нашей жизни - экономическую, политическую, социальную, культурную. Темпы этих перемен ускоряются, и человечество должно успеть за ними. Огромную роль при этом играют разнообразного рода технологии, которые коренным образом меняют не только образ жизни людей, но и всю картину мира. Результаты современных перемен носят все более значимый и глубокий характер, чем раньше. Судьбоносные перемены существовали на протяжении всей истории человечества. Это могли быть и природные потрясения (землетрясения, наводнения), и болезни (тиф, холера, чума), и военные конфликты, и голод. Но все вышеперечисленное никогда не выходило за пределы определенного города или государства и не имело такого глобального масштаба, как на современном этапе существования человека. Сегодня каждый сдвиг в любой сфере деятельности людей имеет мировой отголосок. Можно сказать, что мы живем в настоящем, которое «представляет собой поворотный момент в человеческой истории. Нынешнее время - разделительная грань, которая проходит по центру человеческой истории» [2, 5] и которое мы называем состоянием постмодерна.

Чтобы наглядно представить стремительный прогресс за последнее столетие информационных технологий, американский специалист по теории коммуникации Ф. Уиллимас сравнил историю Homo sapiens с двумя оборотами по кругу часовой стрелки, т. е. 36 тыс. лет представил как одни сутки, 24 часа [4]. Тогда развитие информационных потребностей и возможностей людей выглядит следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Соотношение развития информационных потребностей и возможностей людей

Время Дата открытия и изобретения Наименование изобретения

QQ-QQ 36 тыс. лет назад появление вида Homo sapiens, звуковой язык

QS ч QQ мин 14 тыс. лет назад наскальная живопись

2Q ч QQ мин 6 тыс. лет назад пиктография и иероглифика

22 ч QQ мин 5 тыс. лет назад буквенно-звуковое письмо

2З ч З8 мин 1453 г. книгопечатание

2З ч 55 мин 1876 г. телефон

2З ч 55 мин 47 с 1895 г. кино, радио, телеграф

2З ч 57 мин 4Q с 1942 г. компьютер

2З ч 57 мин 52 с 1947 г. транзистор

2З ч 58 мин Q2 с 1951 г. цветное телевидение

2З ч 59 мин Q1e 1978 г. видеодиски

На все вызовы современной действительности, стремительный прогресс информационных технологий, невиданное ускорение технологических и социальных преобразований социальная философия должна выработать концепции, раскрывающие проблемы взаимодействия общества и индивида, прав и свобод человека, этических норм и ценностей. Человеку приходится оказываться во все более новых неожиданных и не имеющих аналогов в прошлом ситуациях, поэтому особо остро встает проблема нравственной ориентации человечества. При решении данной проблемы сначала необходимо определить, способна ли этика взаимодействовать с технологической рациональностью и в какое русло нужно направить развитие традиционной этики, чтобы вопросы нравственного выживания человечества могли получить в ней теоретическое осмысление.

Научно-техническая революция способна изъять из обихода такие понятия, как нравственность и человеческие чувства, потому что они находятся вне сферы научного анализа и не принадлежат миру логики и математики, которые свойственны технологически насыщенной современности.

Технологическая оснащенность кардинально поменяла картину мировосприятия человечества. Теперь она основана на быстрой смене впечатлений и ценностей, а система наших ценностей отражается в нашем отношении к вещам. Сложившаяся нравственная ситуация требует пересмотра привычных для нас этических категорий. «Ни одна предшествующая этика не научит нас нормам добра и зла, которые вместили бы совершенно новые модальности власти и ее возможных творений. Целина коллективного праксиса, на которую мы вступаем с высокими технологиями, является для этической теории еще ничейной землей» [5].

Знаменитый американский философ, социолог, профессор Френсис Фукуяма связывает основные проблемы современной нравственности с невообразимыми темпами развития технологий. Бурное развитие биотехнологий (генная инженерия и социальная инженерия) привнесло в этику ряд новых трудных нравственных задач. Одной из них является репродуктивное клонирование. Нравственные опасения, связанные с этим открытием, базируются на том основании, что «клонирование - весьма неестественная форма размножения, которая установит столь же неестественные отношения между родителями и детьми» [3, 293]. Из этого факта следует, продолжает Фукуяма, что взаимосвязь между ребенком и родителями будет всегда находиться в состоянии нестабильности, что может повлечь за собой серьезные последствия. С развитием и взрослением клонированного ребенка вполне вероятно появление такой проблемы, как нарушение нравственных норм в отношении между родителями и ребенком, так как клон будет «ребенком и близнецом того родителя, от которого взяты гены, но при этом - никак не связан со вторым родителем» [3, 293]. Возможность появления в результате таких операций определенных уродств есть следствие несоблюдения нравственного закона в попытке преобразовать естественную природу человека.

Споры о нравственной составляющей таких вещей, как клонирование, исследование и дальнейшее использование стволовых клеток, ведутся давно. Русский писатель Александр Беляев обозначил эту проблему в своем романе «Голова профессора Доу-эля», где она не получила позитивного решения.

Развитие медицинских технологий и науки поставят перед человечеством еще более новую проблему - вероятность продления жизни или возможность вечной жизни. Уже сегодня использование в медицине стволовых клеток и нанотехнологий привело к увеличению срока жизни людей. Каждому из нас хотелось бы продлить пребывание в этом мире своих родственников и близких людей. Фукуяма называет такое искусственное продление жизни не иначе как противостоянием основным нравственным нормам человечества. Он полагает, что продолжительность жизни влечет за собой необратимые социальные, а затем и нравственные проблемы. Во-первых, «у человека развивается умственная окостенелость, он фиксируется с возрастом на своих взглядах ... -, а во-вторых, - хуже всего то, что они не захотят уходить с дороги не только своих детей, но и внуков и правнуков. С другой стороны, так мало людей будут иметь детей или ... связь с традиционным размножением, что это вряд ли будет важно» [3, 21].

Своим развитием биотехнология во многом обязана развитию человеческого разума. Рациональность личности, не защищенная определенными нравственными законами, может угрожать как всему живому, так и человеку в отдельности, человечеству в целом. Так, еще Сократ считал, что рациональность, не ограниченная нормами морали, есть словоблудие. Но отказ от дальнейшего исследования процессов в области биотехнологий из-за нравственных ограничений чреват тем, что страны, принявшие данную позицию, могут остаться в стороне от столбовой дороги передовых разработок. Нельзя полностью отказаться от результатов таких исследований, так как они несут в себе и неоспоримую пользу для человечества.

Вопрос об экспериментах на людях показывает, что международное сообщество на самом деле способно ввести эффективные ограничения на способы выполнения научных исследований, соблюдая равновесие между необходимостью исследований и уважением к человеческому достоинству подопытных. К вопросу взаимоотношений нравственности и прогресса медицинских технологий придется неоднократно обращаться в будущем.

Помимо биотехнологий, огромную роль приобретают в разрешении нравственных проблем политические технологии. Так, Питер Сингер в своем труде «Singer and Reich» (1990) задался весьма необычным вопросом: что связывает нравственность и технологию борьбы за равенство? Результат его работы оказался креативным. Мыслитель пришел к выводу, что «борьба за равенство - это есть нравственная идея, и она никак не зависит от того, существует ли это равенство фактически» [3, 335]. Но все мы отличаемся друг от друга от природы, хотя нельзя не сказать, что нас всех объединяет человечность, которая способствует нашему общению и нравственным связям в том числе.

Функционирование нравственности в современных политических условиях сложно и интересно. Так, например, очень часто мы можем наблюдать, как политики размышляют на тему человеческого достоинства. Решение многих актуальных политических вопросов связано с этим выражением. Все мы требуем от окружающих признания нашего достоинства и его уважения. Наибольших успехов в исследовании данной проблемы добился Кант, который построил свою теорию на понятии нравственного выбора. Независимо от того, каким социальным статусом, экономическим состоянием обладают индивиды, все они способны следовать или не следовать тем или иным нравственным законам. Свободу волеизъявления философ положил в философские основы понятия достоинства человека. В противовес Канту религия считает, что «добродетелью своей бессмертной души человек обретает такое достоинство даже в своем теле».

Человеческое достоинство - это некий особый моральный фактор. Им наделен каждый индивид независимо от его происхождения, социального статуса. Нельзя сказать, что кто-то может быть наделен им в большей или в меньшей степени. Это то, что объединяет и уравнивает людей. Правильное понимание термина позволит избежать катастрофичных последствий в ближайшем будущем.

Сегодня трудно определить, что важнее: технический прогресс или нравственность. Задачи, поднимаемые социальными, политическими и медико-биологическими технологиями в этическом аспекте между техносферой и человеком, помогут в дальнейшем избежать нравственной пропасти.

Грядущее человечества туманно, неизвестно. Какие перспективы предлагает нам технический прогресс, бурное развитие биотехнологии, к каким социальным и политическим последствиям приведут, что мы обретем на пути к будущему и можем потерять? Эти вопросы остаются открытыми и разрешатся в процессе развития постмодернизма и его осмысления как объекта инноваций.

Резюме. Решение задач, поднимаемых в ходе технического прогресса между человеком и техносферой, поможет избежать нравственного дисбаланса в будущем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Йонас, Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации / Г. Йонас ; пер. с нем. ; предисл. ; прим. И. И. Маханькова. - М. : Айрис-Пресс, 2004. - 480 с.

2. Тоффлер, А. Футурошок / А. Тоффлер. - СПб. : Лань, 1997. - Гл. 1-5. - С. 5-73, 84-87.

3. Фукуяма, Ф. Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической революции / Ф. Фукуяма ; пер. с англ. М. Б. Левина. - М. : АСТ Москва, 2008. - 349 c.

4. Williams, Frederick. The Communications Revolution. Revised edition / Frederick Williams. - New York, 1983. - 256 p.

5. Jonas, H. Das Prinzip Verantwortung. Versuch einer Ethik fur die technologische Zivilisation / H. Jonas. - Zurich, 1987. - S. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.