УДК 34 ББК 67
© Мельник С.В.
НРАВСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ МЕЛЬНИК,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых и экономических дисциплин Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова
E-mail: m809sv@yandex.ru Научная специальность 12.00.15 — гражданский процесс,
арбитражный процесс
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Неотъемлемым условием справедливого общества является независимая судебная власть, в этой связи вопрос о повышении нравственных основ судебной деятельности не утрачивал своей актуальности с самого начала проводимой реформы судебной системы. В статье освещаются проблемы современной концепции соотношения международных принципов и основ национального регулирования деятельности судебных органов при осуществлении правосудия по гражданским делам.
Ключевые слова: судебная власть, судебная система, судья, правосудие, Бангалорские принципы поведения судей, нравственность, этика, гражданское судопроизводство.
Annotation. The integral condition of fair society is independent judicial authority, in this regard the question of increase in moral bases of judicial activity didn't lose the relevance from the very beginning of the undertaken reform of judicial system. In article problems of the modern concept of a ratio of the international principles and bases of national regulation of activity of judicial authorities at implementation of justice on civil cases are covered.
Keywords: judicial authority, judicial system, judge, justice, Bangalore principles of behavior of judges, morality, ethics, civil legal proceedings.
Для цитирования: Мельник С.В. Нравственные требования к деятельности судебной власти: международные принципы и национальное регулирование. Вестник московского университета МВД России. 2018;(2):215-8.
Основой верховенства права и демократии, безусловно, является неподкупная и честная судебная система. В том случае если иные механизмы защиты не эффективны или не действуют, именно судебная система является тем оплотом для общества, который должен защищать его от различных посягательств на права и свободы гарантированные законом.
Поскольку глобальная судебная система олицетворяется единственным в своем роде бастионом верховенства права во всем мире, эти суждения справедливы в контексте как каждого государства в отдельности, так и в международном масштабе в целом. Таким образом, обеспечение неподкупности и честности глобальной судебной системы является приоритетной задачей,
которой следует посвятить много знаний, опыта и сил.
Гражданское судопроизводство является одной из форм осуществления правосудия в России. Конституция РФ (ст.46) гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Отечественная судебная система далеко не совершенна, так как, несмотря на многочисленные попытки ее реформирования, существуют проблемы, решить которые на сегодняшний день не удается.
Вопросы совершенствования деятельности российских судов направленные на повышение доверия к судебной системе граждан поднимались сравнительно недавно, во время президентства Д.А. Медведева. В своем программном выступлении в феврале 2008 года
на Красноярском экономическом форуме, в рамках предвыборной избирательной кампании на пост Президента РФ, он определил ключевым приоритетом на ближайшие четыре года работы обеспечение подлинной независимости судебной системы от законодательной и исполнительной власти. Обеспечение профессиональной работы судебных органов, а также равной и справедливой для всех доступности правосудия.
Позднее, уже в качестве Президента РФ Д.А. Медведев заявил о важности реформирования судебной системы в своем Послании Федеральному собранию 5 ноября 2008 года, а практически через месяц с программным заявлением выступил по этой теме на VII Всероссийском съезде судей.
Вместе с тем, индикатором проводимых реформ, в конечном счете, являются люди, которые надеются на объективность, всесторонность рассмотрения дела судами, на вынесение справедливого решения.
Опираясь на данные соцопросов, в 2007 году более трети жителей России (38%) при обращении в суд не рассчитывали на справедливое решение. Уровень доверия населения к судебным органам в 2015 году составлял 29%, а в сентябре 2016 года - упал до 22%, свидетельствовал «Левада-Центр». [1]
Это означает, что значительная часть жителей России по каким либо причинам не удовлетворена системой отечественного правосудия. Отмечается, в частности, что нарушаются допустимые законодательством сроки судопроизводства, остаются вопросы по качеству самого правосудия, кроме того, имеются проблемы, связанные с информированием общества о деятельности органов судебной власти, а также страдает эффективность исполнения актов суда. Также при разрешении гражданских дел ключевым вопросом остается проблема нравственности. Мы считаем, что соответствие этому критерию происходит в том случае, когда нравственности отвечает вся гражданско-процессуальная деятельность.
Президент РФ В.В. Путин, выступая на открытии IX Всероссийского съезда судей, вернулся к вопросу повышения доверия граждан к судебной системе.
Деятельность судов, их решения напрямую связаны с судьбами миллионов людей, с урегулированием споров в самых разных областях жизни. Поэтому запросы граждан к судебной системе, к работе судей, к их моральному и нравственному облику, конечно, очень высоки. И абсолютно очевидно, что надо им соответствовать в полной мере. [2]
Реформирование судебной системы в России на протяжении последних лет было направлено на приведение гражданского судопроизводства в соответствие с международными принципами, такими как равноправие сторон, состязательность, независимость и
объективность суда. В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст.6) закреплено право на «справедливое судебное разбирательство». Однако, как было сказано ранее, значительная часть жителей России не ощущают реализации данного права в полной мере.
Правосудие, является одним из видов деятельности государства, базирующихся на нормах права, которые наполнены нравственным содержанием. Нормативное регулирование судебной деятельности, направлено как на защиту прав и свобод граждан, так и на защиту нравственных ценностей.
В 2000 году, Центр ООН выступил с инициативой создания основополагающих начал поведения судей, цель которых — поднятие авторитета судебной системы, и доверия к ней со стороны общества.
Первоначальный состав комиссии по созданию документа насчитывал представителей 9 государств, из руководителей судов стран Тихоокеанского региона, Азии и Африки. Представители 75 стран позднее приняли участие в процессе его разработки и обсуждения.
В ноябре 2002 года в штаб-квартире Международного суда в Гааге, были приняты Бангалорские принципы поведения судей (далее — Принципы). При разработке данного документа, были учтены положения Всеобщей декларации прав человека (ст.10) и Международного пакта о гражданских и политических правах (ст.14), которые в качестве основополагающих принципов, каждому человеку гарантируют рассмотрение дела беспристрастным и независимым судом, созданным на основании закона, с соблюдением всех требований справедливости, в условиях открытого судебного заседания, на основе полного равенства, для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения и для определения его прав и обязанностей.
Кроме того, разработчики столь важного документа приняли во внимание следующие положения:
1) указанные выше базовые принципы и права также находят отражение или признаются в национальных конституциях, местных актах по правам человека, общем и статутном праве, судебных традициях и обычаях,
2) в вопросах защиты прав человека имеет большое значение независимость, беспристрастность и компетентность органов судебной власти, так как от надлежащего отправления правосудия целиком зависит осуществление всех иных прав;
3) независимость, беспристрастность и компетентность органов судебной власти имеет большое значение для выполнения судами своей функции по поддержанию правопорядка и конституционализма,
4) в современном обществе первостепенную роль
играет доверие общества к судебной системе, а также к авторитету судебных органов в вопросах морали, честности и неподкупности,
5) необходимость того, чтобы судьи, понимая степень доверия оказанного им обществом, индивидуально и коллективно прилагали все усилия по поддержанию и дальнейшему развитию доверия к органам судебной власти, относились к своей должности как к уважаемой и почетной,
6) непосредственной обязанностью органов судебной власти каждого государства является поддержание и поощрение высоких стандартов поведения судей,
7) адресованные главным образом государствам основные принципы независимости судебных органов призваны поддерживать и обеспечивать независимость органов судебной власти.
Основной целью принятых Принципов является установление нравственных стандартов поведения судейского сообщества. Они адресованы органам судебной власти для применения в качестве базовых принципов регламентации поведения судей, для использования в качестве своеобразного руководства. Кроме того, они направлены на поддержку и улучшение понимания процесса осуществления правосудия со стороны представителей органов власти (законодательной и исполнительной), адвокатов, а также общества в целом.
Вместе с тем, Принципы предполагают, подотчетность судьи в своем поведении соответствующим органам, созданным для поддержания стандартов отправления правосудия, действующим независимо и объективно, цель создания которых направлена на увеличение, а не умаление значимости существующих правил поведения и правовых норм, которыми связаны судьи.
Кроме того, установлено, что основу для функционирования правосудия, заслуживающего доверия формируют ряд показателей, к которым в соответствии с Принципами отнесены: объективность, равенство, честность и неподкупность, независимость, соблюдение этических норм, компетентность и старательность
Вместе с тем, стоит отметить, что насколько не совершенны были бы установленные правила осуществления правосудия, они могут быть совершенно неэффективны при отправлении правосудия в руках безнравственного человека.
Как отмечалось в Кодексе судейской этики 2004 года, правосудие не может существовать без честного и независимого судейского корпуса. Для обеспечения его честности и независимости судья обязан принимать участие в формировании, поддержании высоких норм судейской этики и лично соблюдать эти нормы.
Поэтому нравственный аспект личности судьи, его поведения и деятельности имеет особую значимость.
Необходимо констатировать, что в период с 2013 по 2016 год Высшей квалификационной коллегией судей РФ (далее — ВККС) было рассмотрено более 800 представлений о привлечении судей к дисциплинарной ответственности, 749 из которых были удовлетворены. За указанное время ВККС согласовала 11 случаев возбуждения уголовных дел в отношении судей, а квалификационные коллегии в субъектах РФ дали свое согласие на возбуждение 41 уголовного дела в отношении судей. [3]
Основаниями для уголовного преследования в большинстве стали коррупционные правонарушения, вынесение заведомо неправосудных решений, а также нарушение правил дорожного движения.
В отличие от правовых норм, нравственность не защищается государством мерами принудительного характера.
Перечень этических принципов и правил, определяющих деятельность судебного корпуса, сложился на основе норм права, определивших формы институциа-лизации судебной власти России.
Впервые, правила поведения судьи в профессиональной и внеслужебной деятельности, обязательные для каждого судьи Российской Федерации, независимо от занимаемой должности, а также для судей, находящихся в отставке, но сохраняющих звание судьи и принадлежность к судейскому сообществу, установил Кодекс чести судьи Российской Федерации, одобренный II Всероссийским съездом судей и принятый Советом судей России 21 октября 1993 года.
2 декабря 2004 года Кодекс чести судьи утратил силу, в связи с утверждением VI Всероссийским съездом судей РФ Кодекса судейской этики. Принятый Кодекс являлся ведомственным документом, выражающим волю, сообщества судей России, задачей которого являлось регулирование нравственного поведения судей.
Принятие Кодекса судейской этики, утвержденного VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 г. (далее по тексту — Кодекс) стало новым этапом совершенствования правил профессиональной этики судейского сообщества.
Во вводной части Кодекса отмечено, что принятие документа базировалось на положениях Конституции РФ, законодательства о судебной системе и статусе судей Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права.
Развитие и конкретизация указанных правовых норм, в целях обеспечения прав каждого на справедливое и своевременное рассмотрение дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, а также установления стандартов поведения судей как основы общественного доверия к судебной власти и качеству правосудия, осознание своей ответственности перед
обществом за надлежащее отправление правосудия, явились предпосылками принятия Кодека.
Принятый документ устанавливает повышенные нравственно-этические требования к судье, которые обусловлены его особым статусом. Правила судейской этики распространяются и на судей, пребывающих в отставке.
При возникновении ситуации, которая не урегулирована положениями действующего Кодекса, судья должен руководствоваться общепринятым принципам нравственно-этического поведения в обществе, а также международным стандартам в сфере правосудия и поведения судей.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что заявленные в Бангалорских принципах поведения судей независимость, честность и неподкупность, соблюдение этических норм, объективность, равенство, а также старательность и компетентность, представляют собой фундамент для осуществления правосудия, заслуживающего доверия. Эти нравственные нормы призваны стать обязательными для лиц осуществляющих правосудие, тем самым, став для граждан гарантией надежности судейского корпуса. При этом в первую очередь на самого судью возлагается ответственность за их соблюдение.
Полномочия, которыми наделен судейский корпус, прямо связаны с такими ценностями, как свобода, истина, и справедливость. Применяемые к судьям стандарты поведения, вытекают также из этих ценностей и лежат в основе доверия общества к осуществлению правосудия.
Лишь некоторые государства участвовали в подготовке и принятии Бангалорских принципов поведения судей, однако принятый документ стал эталоном для разработки собственных нравственных принципов поведения судейского корпуса в других странах.
27 июля 2006 года в своей резолюции 2006/23 Экономический и Социальный Совет Организации Объединенных Наций предложил странам — членам Организации Объединенных Наций (далее — ООН), рекомендовать своим органам судебной власти учитывать принятые Принципы в процессе разработки или обзора норм профессионального кодекса и этики поведения работников судебных органов и судей в соответствии с их внутренними правовыми системами.
Признание и высокую оценку Принципы получили со стороны различных международных организаций (Международная комиссия юристов, Американская ассоциация адвокатов) и со стороны судейского корпуса государств — членов Совета Европы.
Нравственные основы осуществления правосудия по гражданским делам в России обеспечиваются принятым 19 декабря 2012 года Кодексом судейской этики, утвержденным VIII Всероссийским съездом судей, что стало новым этапом совершенствования правил этики судейского сообщества, с учетом существующих международных стандартов.
Произошедшие изменения, несомненно, направлены на обеспечение реализации основных задач гражданского судопроизводства, связанных с реальной и эффективной защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений и разрешением этических проблем поведения самих участников гражданского судопроизводства. В основе их разрешения лежат именно нравственные принципы, которые в общей своей форме помогают раскрыть содержание той или иной морали.
К числу категорий нравственного характера и основополагающих принципов, на которых базируется правосудие по гражданским делам, относятся, прежде всего, беспристрастность и независимость судебной власти, уважение чести и достоинства человека и гражданина, объективность, состязательность, равенство всех перед законом и судом. Несмотря на то, что значительная часть указанных положений закреплена в правовых нормах, это не меняет их морально-нравственной ориентации и значимости.
Литература
1. Официальный сайт АНО Левада-Центр [Электронный ресурс]. — URL: www.levada. ru/2016/10/14/doverie-k-vlastnym-institutam-posle-vyborov-snizilos/ (дата обращения: 09.02.2018).
2. Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. — URL: www.kremlin.ru/ events/president/news/53419 (дата обращения: 09.02.2018).
3. Пресс-клиппинг «IX ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД СУДЕЙ» [Электронный ресурс]. — URL: www.cdep.ru/userimages/ news/Press-klipping_IX_VSEROSSIYSKIY_ SEZD_SUDEY_7_dekabrya__2016.pdf (дата обращения: 09.02.2018).