УДК 128/179.9
НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОГО ТЕЧЕНИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА (НА ПРИМЕРЕ УЧЕНИЯ В. СОЛОВЬЕВА)
Н.А. НЕКРАСОВА, А.Г. СОШНИНА
В данной статье авторами рассмотрена религиозно-философская составляющая русского космизма, его нравственные основания. Дан краткий философский анализ проблемы добра и зла в учении одного из представителей религиозной ветви космизма - В. Соловьева. В основе его философии лежит концепция всеединства, В. Соловьев рассматривает вопрос о связи двух миров - идеального и реального. Дается авторское видение подходов к изучению проблемы божественного в мире, проблема о третьем начале - Софии как о преображении мира и человека, которое происходит под влиянием космических, Божественных энергий. Человек выступает как связующее звено между Богом, космосом, человеком. Он активный творческий исполнитель высшей воли Бога. На основе работ В. Соловьева показаны роль и место религиозно-философского направления в русском космизме.
Ключевые слова: русский космизм, добро, зло, София, «космичность сознания», Логос, всеединство.
Идея «космичности сознания» человека, его причастности к космическому бытию, рассмотренная в философии русского космизма, отражает процесс, итогом которого должно стать формирование образа планетарно-космического типа личности, понимающей корни своего происхождения и осознающей смысл своего существования.
Космизм как особый духовно-теоретический феномен возник в России в конце XIX -начале XX вв. Будучи целостным философско-мировоззренческим явлением, космизм ориентирован на синтетическое видение действительности, в его основе лежит представление о космосе как об особом живом организме. Человек воспринимается как часть космического единства, способная реализовать свою творческую природу в процессе изменения мироздания. В русском космизме традиционно принято выделять несколько направлений: религиозно-философское, естественно-научное и поэтически-художественное. В идеях космизма нет пропасти между человеком и природой, в нем отразилась распространенная в XIX в. вера в мощь, могущество и безграничные возможности человека. Русские мыслители заговорили о космической этике, об ответственности человека, взгляд которого направлен в космическую эру, о том, что человек должен стать активно действующим лицом, которое в состоянии предотвратить глобальную катастрофу путем преображения себя и мира. Именно в религиозно-философской мысли, в религиозном направлении русского космизма преобладала идея преображения мира, духовного просветления человека, его обновления над идеей спасения.
В идее преображения основой выступает возможность максимального выправления духовных уродств и искажений, возможность развития, нравственного просветления человека. Такая позиция требует своей логики. В ней важна установка на возможность обращения зла в добро, трансформации разрушительно направленных энергий в благие и созидательные - без этого никакое творчество вселенского спасения невозможно. Чистилище, искупление зла и греха, оказывается физической и нравственной необходимостью для большинства [10, с. 50].
Одним из представителей религиозно-философского направления русского космизма был В.С. Соловьев, отличительной чертой творчества которого являлась космическая направленность религиозной мысли. Данный путь философствования, представителями которой были П.А. Флоренский, В.С. Соловьев, русский мыслитель Н.А. Бердяев называл: «космоцентрическим, узревающим божественные космические энергии в тварном мире, которые обращены к преображению мира», и «антропоцентрическим... обращенным к активности человека в обществе и природе;... здесь ставятся проблемы о человеке и космосе»,
разрабатывается активная творческая мысль: «конец истории зависит от творческого импульса человека» [1, с. 148-149].
Среди основных идей религиозно-философского направления русского космизма наиболее актуальными и популярными являются: вера в победу добра над злом, космоса над хаосом, вера в космическую силу и активность человека как истинного хозяина Вселенной, способного преобразить окружающий мир. Человек - микрокосм, вобравший в себя все космические стихии и энергии, ответственен за природу и то, что в ней совершается.
Центральное место в природной системе, как известно, занимает человек, появляясь на определенной ступени развития этой системы, он ведет временное, изменчивое существование, он и есть вечный субъект космического воздействия. Согласно учению В. Соловьева, человек не рассматривается как результат эволюции, происхождение человеческого рода не сводится к просто случайности. Эволюция - это выявление сил, заложенных в космическом мироздании, формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, физически совершенного, духовно богатого, деятельного, нравственно и умственно развитого человека, созидательная деятельность которого направлена во благо развития не только в масштабах Земли, но и в масштабах космоса. В. Соловьев говорит: «о человеке идеальном, но тем не менее вполне существенном и реальном....в нем заключается бесконечно богатство сил и содержания, скрытых за порогом нашего теперешнего сознания, через который переступает постепенно лишь определенная часть этих сил и содержания, никогда не исчерпывающая целого.» [8, с. 157].
В. Соловьев утверждает, что человек как преходящее явление ничтожен в своей действительности. Он одновременно есть и божество и ничтожество. Невозможно верить в бесконечность того, что подвержено гибели, разрушению. Соответственно можно сделать вывод о том, что вера в человека именно тогда имеет смысл, когда он сможет стать возможным обладателем вечной жизни, бессмертия, о чем размышлял Николай Федоров - основоположник русского космизма. Человек, находящийся во власти смерти, не свободен от мира, в котором «бедствие всех бедствий - смерть оказывается неизбежностью, а благо всех благ - бессмертие -безусловной невозможностью» [8, с. 120-121]. В. Соловьеву была близка философия Н. Федорова, идея воскрешения предков, но при этом, он весьма скептически относился к его естественно-научным способам воскрешения. Он понимал процесс воскрешения не как одностороннее действие человека, а как совместно дело Всевышнего и духовно совершенного человека, в результате которого должно произойти преображение Вселенной, прекращение хаоса, «космизация сознания».
Одну из своих основных работ Владимир Соловьев посвятил оправданию добра, то есть доказательству силы, полноты и чистоты морального добра. Согласно Соловьеву, человек должен видеть задачу всей своей жизни в служении добру. Содержание идеального добра он пытался вывести из действительных природных основ. К природным основам нравственности философ относит чувство жалости, стыда. Человек стыдится зависимости от материального, жалеет других людей, живые существа и подчиняется сверхчеловеческому началу. Нравственный закон помогает нам повелевать и сдерживать все чувственные страсти и влечения, этот закон выступает в качестве божественной законодательной воли. Когда это всеобщее оправдание добра, то есть распространение его на все человеческие отношения станет на деле ясным каждому уму, тогда для единичного лица останется только практический вопрос воли: отвергнуть или принять для себя совершенный нравственный смысл жизни. Но пока еще конец не наступил, сила добра не стала очевидной во всем и для всех, возможно еще некое сомнение, неразрешимое в пределах философии нравственной или практической, хотя нисколько не подрывающее обязательности ее правил для людей доброй воли [9, с. 97]. Окончательное совершенство добра определяется Соловьевым как «нераздельная организация триединой любви» - восходящей (любовь к высшему началу), уравнивающей (к другим людям)
и нисходящей (действующей на материальную природу). Осуществляется такая организация не в отдельном человеке, а в собирательном образе - народе, семье, человечестве.
Совершенство и правота добра пока еще не стала ясным и очевидным фактом для всего человечества. Распространение добра во все жизненные отношения пока не является смыслом жизни для каждого отдельно взятого человека. Бытие может иметь какой-то смысл только в связи с совершенным добром. Владимир Соловьев делает акцент на необходимость активной космической творческой деятельности нравственного человека. Моральный долг человека заключается в проявлении своего богоподобия и в следовании по пути восстановления утраченного в мире всеединства и гармонии. Совершенствование человека неразрывно и неотделимо от созидательной деятельности единения и гармонизации с природой. Он отвечает за эволюцию всего живого, должен познавать космические законы жизни, творчески управлять природными процессами как в планетарном, так и в космическом масштабах.
Подход мыслителя к взаимодействию добра со злом реализуется в его рекомендациях по практическому отношению к преступлениям и злодействам. Здесь автор советует избегать двух неверных и противоположных доктрин - отмщение и словесное вразумление. Закономерная необходимость образумить обидчика не должна превращаться в слепую месть с утратой человеческого отношения к преступнику, а потребность защитить обижаемого не должна переходить комическое словесное заступничество без принятия конкретных мер предупредительного и воспитательного характера. Поэтому, согласно Соловьеву, вынужденное насилие в борьбе со злом допустимо, но при этом надо жалеть и преступника. Он старается избежать сведения морального добра к какому-то одному признаку - любви к ближнему, служению богу, но в то же время старается определить тот критерий, который обеспечивает нравственную значимость таких моральных качеств, как великодушие, бескорыстие, щедрость и др. Он не сводит всю нравственность только лишь, например, к одному чувству сострадания, то есть границы человеческого добра гораздо шире, нежели одна только любовь, жалость или вера. Такие качества человека как великодушие, храбрость, бескорыстие нуждаются в уточнении и подтверждении тремя должными отношениями человека к природе, людям и т.д. Соловьев подчеркивает бескорыстность добра, необходимости служения добру ради самой идеи добра (так как оно само по себе ценно) из одного уважения к долгу или моральному закону.
В случае если моральный смысл существования человека сводится, в сущности, к многостороннему поединку и победе добра над злом, то возникает извечный вопрос: откуда же зло? Если оно из добра, то не есть ли борьба с ним недоразумение, если же оно имеет свое начало помимо добра, то каким образом добро может быть безусловным, абсолютным, имея за пределами себя условие для своего осуществления? Бог постепенно приближает человека к совершенству, хотя мог бы спасти мир и человека своей силой. Но тогда Владимир Соловьев подчеркивает, что «не было бы свободного сотрудничества человека с Богом, не было бы истинного объединения и совершенного союза между творением и Творцом, и само человечество, потеряв свободу своей воли, стало бы подобно физическому миру» [9, с. 49].
Предоставляя человеку внутреннюю свободу творить зло, Бог дает возможность самостоятельно пройти через все несовершенства, прочувствовать и испытать мировое зло не из любви к нему, а из постоянного стремления к божественному совершенству. Человек свободен в отношении добра и зла, но само по себе зло несвободно, оно подчинено свободе выбора, подчинено добру и побеждается добром. Согласно Соловьеву проблема зла решается через оправдание добра. Человек, пройдя через грехопадение, утратил свою целостность, единство с другими, с природой, замкнулся в себе. Русский мыслитель утверждал, что: «Исключительное самоутверждение или эгоизм, всесильный в практической жизни, является коренным злом нашей природы, и так как эгоизм свойственен всему в природе, то зло - это общее свойство всей природы» [9, с. 66]. Человечество зависимо от любого внешнего факта, который его подавляет. И эта несостоятельность, невозможность проявить свою
исключительность «быть действительно всем, - есть коренное страдание человека» [9, с. 102]. Проникнутая светом разума темная основа приобретает некую организацию и единство. Она отпадает от Бога, чтоб вновь обрести с ним единство.
На человека возложена важная миссия, задача, которую он должен выполнить. Задача преодоления вселенского зла, несовершенства материального мира - содействовать процессу соединения всех живых существ друг с другом, с Космосом, в первую очередь процесс этого преодоления человечество должно начать с себя, со своего постоянного внутреннего духовно-нравственного очищения и преображения. Человек обязан совершить духовный подвиг внутреннего преодоления искушений, в нем заложено соотношение трех начал - природное, божественное и человеческое, которое было нарушено грехопадением. Избавление, искупление от зла - спасение не только тела, но и в первую очередь души - приобщит, соединит человеческое и космическое.
Человечество - есть вечная душа мира - София. Здесь космическая душа впервые соединяется с Божественным (проявленное божество) в полноту Богочеловечества. Человек может постичь моральное бессмертие тогда, когда его Мысль соединится с вечной жизнью Вселенной. Мысль имеет силу лишь тогда, когда она нравственно наполнена добром и благом. Человек, осознавший свое единство с природой, с космосом, с жизнью вообще, понимает, что любой акт насилия по отношению к живому - есть насилие над самим собой. Человек, получивший знание того, что есть зло и добро, и осознавший способность выступить в поддержку добра, становится не способен сотворить зло, так как он осознает, что творить зло -значит, совершать акт саморазрушения. Умение отделить добро от зла - основной показатель нравственной культуры, исток культурной цивилизации.
Можно выделить несколько главных религиозно-философских идей космизма В. Соловьёва:
1. Идея всеединства, вечного мира, которая носит религиозно-философский характер (Бог, будучи трансцендентным, находящийся за пределами мира, является творческой силой). Человек - проводник, организатор Вселенной, он возник в результате того, что Бог сообщил мировой душе творческий импульс, начало.
2. Тайна сопричастности человека космосу в его человеческой божественной природе (идея соотношения абсолютно-божественного и природного, где связующим звеном выступает человек. Он есть и божество и ничтожество одновременно).
3. В.С. Соловьев развивал идеи христианского активизма, богочеловечества, тесного объединения божественной и человеческой энергий в деле избавления мира от законов «падшего» естества. Религия - это воссоединение человека и мира с всецелым, безусловным началом. Единство Бога и человека он видит в человеческом творчестве (Логосе) и в том, что произведено этим творчеством (Софии).
В его концепции наибольшее значение имеют две космические идеи: идея единства мира как гармоничного целого, обладающего способностью эволюционировать, и идея предназначения человека. Рассматривая человека как божественное существо, В.С. Соловьев говорит о двойственности его сущности. Прежде чем познать действительность вне себя, он должен осознать ее как идею в себе.
Главным вопросом его философии является идея всеединства: «Существует ли и в чем заключается высшее благо, или то единое, чему необходимо подчиняются все прочие блага как безусловному мерилу (критерию) желательности вообще?» [8, с. 250]. Это важное философско-мировоззренческое положение В.С. Соловьева, выражающее его собственную религиозную позицию. Это религиозно-нравственная позиция, в которой содержится стремление философа представить творчество как особый вид деятельности, который приобщает человека к совершенному, благому и божественному.
Наша жизнь получает особый смысл тогда, когда между жизнью и совершенным Добром установляется соответствующая связь. Победа над злом есть только момент космического происхождения, побеждая мир зла, человек идет к откровению Бога, в этом состоит смысл
человеческого творчества. Найти путь к откровению - значит выявить глубины личностного опыта. Всякое знание - путь от Хаоса к Космосу, процесс просветления и очищения. В человеке как в микрокосме дана разгадка тайны бытия макрокосмоса, человек потому и может постичь тайны Вселенной, что он одного с ней состава, в нем те же стихии и разум. За человечеством признается не только земное, но и космическое значение. Человечество - космический центр бытия, высшая точка подъема, душа мира. Она отпала от Бога и должна к нему вернуться. Такова суть идеи Богочеловека. Богочеловечество - совершенное соединение человечества с Божеством и подлинное достижение гуманизма, свободное подчинение человека власти Бога и поднятие самого человека на высоту божественного смысла [11].
В.С. Соловьев указывает на то, что человек вводится в самое сердце окружающего мира с единственной задачей - оберегать этот мир от сил разрушения. Человек, по его утверждению, «не только участвует в действии космических начал, но способен знать цель этого действия и, следовательно, трудиться над ее достижением осмысленно и свободно» [9, с. 272]. Понятие «всечеловеческое» содержит у В.С. Соловьева категориальный, мировоззренческий смысл, когда человек олицетворяет собой высшее начало (Бога). Человек существует как завершение мирового процесса, созданного Богом по своему образу и подобию. Поэтому тот мир, в котором он живет, должен стать достойным его воли. Так через человеческую деятельность в ее должном качестве В. Соловьев определяет «волевое положение» человека. Если в человеке обитает нечто то, что идет от Бога, то это нечто есть вечное, существующее в каждом отдельном человеке. Оно выше временной связи, охватывающей человека, составляет силу мироздания. «Идеальный человек» В.С. Соловьева выражает вечное и всеобъемлющее в нем, идею единства мирового целого и личностного.
Согласно философско-религиозной традиции русского космизма, разрешение всевозможных противоречий возможно на пути природного и морально-нравственного преображения человека, приближения его к Абсолюту. Требуется активная работа для преодоления промежуточного положения человека, его несовершенства, усиления активного творческого, созидательного начала. Процесс самосовершенствования человека, распознания истинного, подлинного добра был всегда очень трудным, а для борьбы со злом требуется очень много мужества, зачастую нравственная культура так и не могла пробиться сквозь упрямство и мрак нравственного невежества.
Феномен русского космизма следует рассматривать как концепцию органической полноты и единства жизни во Вселенной. Развитие космических идей способствует в настоящее время разработке стратегии формирования единого, целостного человечества. Русский космизм как уникальное явление исходит из понимания направленности, восходящего характера эволюционного развития сознания и творческого импульса человека. Достижение этой цели требует единения человечества, осознавшего неразрывную связь со всей Вселенной, этическую и объективную необходимость активных эволюционных действий и продвижения. И в этом продвижении человечество должно восходить в соответствии с законами эволюции - восходить высоконравственно, духовно [8, с. 85].
ЛИТЕРАТУРА
1. Бердяев Н.А. Русская идея. М: Традиция, 2009. 278 с.
2. Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения православной церкви. Минск, 2011. 370 с.
3. Волжский А.С. Проблема зла у В. Соловьева // Вопросы религии. 2000. С. 211-250.
4. Демин В.Д. Русский космизм вчера, сегодня, завтра. М., 2014. Ч. 1. 270 с.
5. Ковалева Г.П. Русский космизм как культурный феномен // Вопросы философии. 2009. № 8. С. 45-51.
6. Ловецкий Г.И. Наука и философия науки. Философия науки и русский космизм. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 356 с.
7. Некрасов С.И., Иваносова А.Ю. Гуманистические идеи русского космизма // Научный Вестник МГТУГА. 2012. № 182. С. 64-69.
8. Русский космизм: Антология философской мысли / под ред. С.Г. Семенова, А.Г. Гачева. М.: Наука, 1993. 514 с.
9. Соловьев В.С. Собрание Сочинений: в 8-и т. М.: Наука, 1994. Т. 3.
10. Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве. СПб., 2014. 386 с.
11. Усольцев В.А. Русский космизм и "волны жизни" // Культура и время. 2008. № 3. С. 34-42.
12. Шлёкин С.И. Русский космизм: проблемы иррационального знания, художественного чувства и научно-технического творчества. М.: Наука, 2010. 248 с.
THE MORAL FOUNDATION OF THE RELIGIOUS AND PHILOSOPHICAL CURRENTS OF RUSSIAN COSMISM (THE TEACHINGS OF V. SOLOVYOV)
Nekrasova N.A., Soshnina A.G.
In this article, the authors considered the religious - philosophical component of Russian cosmism, its moral Foundation. A brief philosophical analysis of the problem of good and evil in the teaching of one of the representatives of religious branches cosmism - Solovyov. At the core of his philosophy is the concept of unity, Solovyov considers the question of the relationship of the two worlds - the ideal and the real. The author's vision approaches to the study of the divine in the world, the problem of the third start - Sofia as the transformation of the world and the person, which occurs under the influence of cosmic, Divine energies is given. Man acts as the connecting link between God, the cosmos, man. He is an active creative artist of the highest will of God. Based on the Solovyov shows the role and place of religious-philosophical movement in the Russian cosmism.
Keywords: Russian cosmism, good, evil, Sofia, "cosmic consciousness", Logo, unity.
REFERENCES
1. Berdjaev N.A. Russkaja ideja. M.: Traditsiya. 2009. 278 p. (In Russian).
2. Bulgakov S.N. Pravoslavie. Ocherki uchenija pravoslavnoj cerkvi. Minsk. 2011. 370 p. (In Russian).
3. Volzhskij A.S. Voprosy religii. M. 2000. Pp. 78-89. (In Russian).
4. Demin V.D. Russkij kosmizm vchera, segodnja, zavtra. M. 2014. Ch. 1. 270 p. (In Russian).
5. Kovaleva G.P. Russkij kosmizm kak kul'turnyj fenomen. Voprosi filosofii. 2009. № 8. Pp. 45-51. (In Russian).
6. Loveckij G.I. Nauka i filosofija nauki. Filosofija nauki i russkij kosmizm. M.: UNITY-DANA. 2014. 356 p. (In Russian).
7. Nekrasov S.I., Ivanosova A.Yu. Gumanisticheskie idei russkogo kosmizma. Nauchnyj vestnik MGTU GA. 2012. № 182. Pp. 64-69. (In Russian).
8. Russkij kosmizm: Antologija filosofskoj mysli. sost. S.G. Semenova, A.G. Gacheva. M.: Nauka. 1993. 514 p. (In Russian).
9. Solov'ev V.S. Sobranie Sochineni'. M.: Nauka. 1994. T. 3. (In Russian).
10. Solov'ev V.S. Chtenija o bogochelovechestve. SPb. 2014. 386 p. (In Russian).
11. Usol'cev V.A. Russkij kosmizm i "volny zhizni". Kul'tura i vremja. 2008. № 3. Pp. 34-42. (In Russian).
12. Shlyokin S.I. Russkij kosmizm: problemy irracional'nogo znaniya, hudozhestvennogo chuvstva i nauchno-tekhnicheskogo tvorchestva. M.: Nauka. 2010. 248 p. (In Russian).
Сведения об авторах
Некрасова Нина Андреевна, окончила ХГУ (1973), КГУ (1979), профессор, доктор философских наук, академик Российской академии естествознания, заведующая кафедрой философии и культурологии МГУПС (МИИТ), автор около 300 научных работ, область научных интересов — онтология, философия науки и техники, философская антропология, этика, политология.
Сошнина Анастасия Геннадиевна, окончила МГУПС (МИИТ) (2012), аспирантка МГУПС (МИИТ), автор 3 научных работ, область научных интересов - социальная философия, этика, философская антропология.