УДК 37.034-053.6
ББК 4420.051 ГСНТИ 14.33.01 Код ВАК 13.00.01
Куприна Надежда Григорьевна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой эстетического воспитания, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г- Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 164; e-mail: [email protected].
НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ШКОЛЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: художественно-эстетическая среда; нравственное становление; методы реализации воспитательного потенциала искусства в работе с младшими школьниками.
АННОТАЦИЯ. Раскрывается содержание понятия «нравственное становление» применительно к младшим подросткам. Описывается модель, которая реализует идею оптимизации воспитательного потенциала педагогически организованной эстетической среды через обращение к внутренним силам учащихся в процессе их погружения в атмосферу творческого созидания, переживания и осмысления художественных образов — носителей нравственных ценностей.
Kuprina Nadezhda Grigorievna,
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of the Chair of Aesthetic Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
MORAL DEVELOPMENT OF YOUNGER ADOLESCENTS IN A PEDAGOGICALLY ORGANIZED ARTISTIC AND AESTHETIC ENVIRONMENT AT SCHOOL
KEY WORDS: artistic and aesthetic environment; moral development; methods of implementation of the educational potential of art in working with younger pupils.
ABSTRACT. The article deals with the concept of "moral development" as applied to younger adolescents. It presents a model that implements the idea of optimizing the educational potential of pedagogically organized aesthetic environment through recourse to internal forces of pupils during their immersion in the atmosphere of artistic creativity, experience and understanding of artistic images — carriers of moral values.
Актуальность проблемы нравственного становления подрастающего поколения обусловлена стоящими перед системой образования задачами, сформулированными в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» как компоненте ФГОС нового поколения. В Национальной доктрине образования, материалах по модернизации образования в Российской Федерации, программных документах Правительства Российской Федерации нравственное становление личности гражданина России рассматривается как условие преодоления трудностей в экономике, политике, демографии и общественной жизни.
Согласно современным научным теориям, возможность осуществления этой цели открывается при наличии развитой педагогически организованной художественно-эстетической среды, через которую происходит трансляция культурного опыта растущей личности. В работах Е. П. Кабковой, М. С. Кагана, Н. И. Киященко, Л. П. Печко раскрывается воспитательный потенциал художественно-эстетической среды, подчеркивается значение искусства как «образной памяти человечества», концентрирующей в себе духовно-ценностный опыт, накопленный человеческой цивилизацией. Соприкосновение с искусством дает возможность эмоционального переживания нравственных ценностей, выраженных в художественных образах. В художественном
переживании аккумулируются и закрепляются субъективно окрашенные представления личности о мире, оформляется лично-стно значимое ценностное отношение к миру, которое затем реализуется в поведении личности, в ее творческих и бытийных взаимодействиях с окружающим миром.
В исследованиях А. Н. Андреюшиной, И. Ф. Гончарова, Г. П. Климовой, Н. Л. Лей-зерова, Б. М. Неменского, Н. В. Осиповой, С. В. Харитонова, Г. П. Шевченко подчеркивается особая эстетическая восприимчивость младших подростков, сенситивность этого возраста для формирования ценностного сознания на основе активного усвоения образцов поведения, эмоциональной отзывчивости к явлениям художественной культуры и повседневной жизни.
Вместе с тем проблема организации художественно-эстетической среды в жизни подростка как фактора его нравственного становления остается на сегодняшний день наименее изученной и реализованной на практике. Ситуация осложняется доминированием в жизни современного подростка стихийной эстетической среды (термин Е. П. Кабковой), которая складывается на основе коммерческих форм массового искусства, как правило, негативно влияющих на несформированное сознание подростка. У учащихся, погруженных в стихийную эстетическую среду, развивается и увеличивается, замкнутость, неспособность к диалогу, ежедневному труду, формируется
© Куприна Н. Г., 2014
«клиповое» (дискретное, разрозненное) сознание.
В современных условиях особая ответственность за формирование нравственных основ личности ложится на школу, которая очень часто остается единственным культурным центром для многих подростков и решает воспитательные задачи, что не под силу ни одному другому социальному институту. Педагогическая организация художественно-эстетической среды, направленной на нравственное становление растущей личности, развитие ее личностного потенциала, создание условий для ее самореализации, является насущной проблемой современной школы.
Решение данной проблемы видится в разработке и практической реализации педагогической модели, основу которой составляет идея оптимизации воспитательного потенциала педагогически организованной эстетической среды через обращение к внутренним силам учащихся в процессе их погружения в атмосферу творческого созидания, переживания и осмысления художественных образов - носителей нравственных ценностей.
Разработанная модель включает взаимозависимые и взаимообусловленные компоненты (целевой, содержательный, технологический, итоговый). Раскроем последовательно их содержание.
Целевой компонент включает цели и задачи нравственного становления младших подростков в условиях педагогически организованной художественно-эстетической среды.
«Становление» трактуется как «приобретение новых признаков в процессе развития, приближения к определенному состоянию» [1, с. зб]. С опорой на эту дефиницию мы определили структуру понятия «нравственное становление» через взаимосвязь следующих компонентов: ценностно-целевых ориентиров в нравственном формировании личности и сообразных конкретному возрасту нравственных представлений, необходимых как фундамент дальнейшего нравственного совершенствования личности.
В роли ценностно-целевого ориентира выступает социальный заказ на формирование подрастающего поколения, сформулированный в «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России» следующим образом: «...высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа» [2, С. 2].
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме нравственного воспитания младших подростков позволил выделить наиболее актуальные и значимые в этом возрасте нравственные ценности, представления о которых служат опорой в понимании нравственного поведения в социуме и определяют готовность личности к дальнейшему нравственному совершенствованию. Такими ценностями для подростка являются честь, совесть, достоинство, справедливость, ответственность за свои поступки, готовность к нравственному поведению в условиях социума.
В соответствии с возможностями педагогически организованной художественно-эстетической среды мы определили задачи, конкретизирующие цели нравственного становления младших подростков: l) формирование представлений о нравственных ценностях через нравственно-эстетические эталоны в жизни и искусстве; 2) развитие эмоционально-нравственной отзывчивости через создание атмосферы доверия, высокого градуса нравственности на уроках искусства и внеурочных мероприятиях; з) освоение моделей нравственного поведения в творческом взаимодействии с окружающими.
Содержательный компонент модели связан с описанием процесса достижения поставленных цели и задач в условиях образовательного процесса школы.
К проблеме организации художественно-эстетической среды в школе как контекста социального, нравственного, личностного становления учащихся обращались выдающиеся мыслители (В. В. Зеньковский, П. Ф. Каптерев, Л. Н. Толстой) и педагоги (К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий, В.Н.Шацкая, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский) прошлого. В работах современных исследователей термин «педагогически организованная художественно-эстетическая среда» обозначает сложное многоуровневое понятие. Изучаются различные аспекты этой проблемы: художественно-образный фон, окружающий ребенка в его повседневной жизни вследствие деятельности СМИ (С. Л. Брат-ченко, В. В. Корешков, В. С. Неваленный, В. Д. Халилов), развитие творческого потенциала личности (И. Э. Кашенкова, Н. Б. Крылова, Е. В. Майорова, Н. И. Полякова, Л. Г. Савенкова, Б. П. Юсов), развитие ее ценностной направленности (С. Т. Пого-релов, В. И. Слободчиков, Л. И.Уколова, H.H. Яковлева). По определению Л. П. Печ-ко, художественно-эстетическая среда школы представляет собой «пространственно-временное, содержательно-культурное поле, педагогически функционирующее, которое обладает определенным внешним, предметно-материальным и конструкцион-
ным обликом, имеющим эстетические характеристики, а также эстетической атмосферой, создаваемой активностью педагогов и учащихся, где сосуществуют различные эстетические и художественные формы взаимодействия коллективных, групповых и индивидуальных проявлений эстетического сознания личности» [5, с. 5].
Исследования в данной сфере отводят значимое место в организации художественно-эстетической среды школы предметам области искусства, содержательно нацеленным на включение личности учащегося в процесс освоения духовно-нравственных ценностей культуры через эмоционально-образное восприятие и переживание художественных образов. В современных федеральных государственных образовательных стандартах ярко выражена направленность на развитие и формирование средствами искусства целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства. Уроки литературы, музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры мыслятся сегодня не только как основные формы учебного процесса (по аналогии с другими школьными предметами), но прежде всего как уроки искусства, связанные с освоением духовного опыта человечества новыми поколениями.
Одним из важнейших направлений в разработке содержания художественно-эстетической среды в школе является выработка единого подхода в преподавании уроков искусства. В соответствии с ФГОС нового поколения по гуманитарно-художественным дисциплинам, в школе акцент должен быть сделан «не на подробной фактологии, а на целостном образе эпох и художественных культур, их идеалов и представлений о мире», что предполагает отказ от господства «знаниевой» парадигмы и усиление внимания к формированию у детей понятийных, системных представлений об искусстве, позволяющих самостоятельно ориентироваться в разнообразии художественных феноменов и успешно адаптироваться в современном мире при выборе индивидуального направления культурного развития [4].
Не менее важным содержательным аспектом художественно-эстетической среды в школе является организация внеурочной деятельности учащихся, создающей условия для внедрения в жизнь усвоенных ценностей через самостоятельную творческую деятельность.
Согласно современным ФГОС, внеурочная деятельность включена в базисный учебный план и должна осуществляться в комплексе с учебной деятельностью. В ба-
зисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность. Процесс организации художественно-эстетической среды в школе может затрагивать все выделенные направления внеурочной деятельности.
Например, научно-познавательное направление внеурочной деятельности может быть тесно связано с воспитательными задачами художественно-эстетической среды через проведение школьных конференций с соответствующей тематикой («Медиакуль-тура современного школьника», «Воспитательный потенциал искусства в образовательном пространстве школы», «Искусство в современном мире» и т. д.). На школьных конференциях учащимся предоставляется возможность выступить с докладами и сообщениями, получить консультации у преподавателей по волнующим их проблемам. В рамках конференций возможна организация проблемно-ценностного общения школьников с деятелями культуры и искусства, обсуждения художественных произведений с нравственно-эстетической тематикой.
Атмосфера совместного переживания социокультурных ценностей создается в школе с помощью календарных праздников, фестивалей, конкурсов художественного творчества, выступлений самодеятельных коллективов учащихся, волонтерских акций. Рефлексия и самовыражение учащихся в освоении нравственных ценностей возможны в творческой деятельности при выпуске школьной газеты, обновлении постоянно действующих стендов («Искусство спасет мир», «Искусство в моей жизни», «Я и искусство») и экспозиций изделий декоративно-прикладного искусства, изготовленных своими руками (батик, керамика, вязание, кружевоплетение, вышивка, графика, живописные работы, выжигание, би-сероплетение и пр.).
Перечисленные формы воспитательных мероприятий способствуют активному освоению школьниками вопросов нравственной проблематики, воспитывают чувства патриотизма, ответственности за сохранение культурного достояния, народных традиций.
Технологический блок модели включает принципы, методы, средства организации художественно-эстетической среды, направленной на нравственное становление подростков.
Выделим наиболее эффективные для реализации воспитательного потенциала искусства на занятиях художественно-эстетического цикла подходы и методы:
1) опора на понятийные представления об искусстве (стили, направления, виды, языки искусств) в освоении его ценностно-смыслового содержания (метод диалога жизненных смыслов в общении с искусством различных культурно-исторических периодов, национальных культур, метод включения своего «я» в диалогическое звучание голосов культуры);
2) создание ситуаций эмоционально-катарсического переживания художественных образов - носителей нравственных ценностей (методы эмоционального погружения, эмоционального проживания проблемных ситуаций, эмоциональной драматургии урока как урока-образа и др.);
3) включение школьников в активную художественно-эстетическую деятельность, «задействование» имеющегося в их жизненном багаже опыта художественного восприятия, ценностного обобщения художественных явлений, сопереживания и самоанализа в процессе общения с ними (методы нравственно-эстетического суждения, образного моделирования ценностного поведения, самовыражения в творческих заданиях).
В дополнение к перечисленным методам на уроках и во время внеурочной деятельности необходимо использовать методы активного обучения: создание проблемных ситуаций, в которых поощряются размышления и самые противоречивые высказывания учащихся на заявленную тему; уроки-диалоги, проводимые совместно двумя или тремя преподавателями, раскрывающими различные грани избранной нравственной проблемы с позиции разных дисциплин; уроки-визуализации, связанные с демонстрацией и анализом фильмов, слайдов, презентаций по нравственной проблематике; ролевые игры, подталкивающие школьников ко взаимодействию друг с другом, творческие задания в форме групповых проектов и т. д.
Итоговый компонент заключает в себе результаты работы по нравственному становлению младших подростков в условиях педагогически организованной художественно-эстетической среды в школе.
Теоретическое исследование проблемы позволило нам выделить следующие показатели нравственного становления младшего подростка:
- образно-содержательный - полнота представлений о таких нравственных ценностях, как честь, совесть, достоинство, ответственность за свои поступки; наличие у школьников эмоционально-образного тезауруса, воплощающего эти нравственные ценности в художественных произведениях;
- мотивационно-ценностный - эмоциональная отзывчивость учащихся к художественным образам - носителям нравственных ценностей, эмоциональная включенность в диалог жизненных смыслов при общении с искусством, потребность в творческом самовыражении;
- деятелъностный - способность к нравственно-эстетическому суждению, образному моделированию нравственного поведения в процессе анализа художественных произведений; выбор моделей нравственного поведения в творческом взаимодействии с окружающими.
При диагностике мы использовали следующие методики: творческие задания на решение проблемных ситуаций, опросы и анкеты в этических беседах, наблюдение за школьниками в процессе ролевых игр, выполнение групповых творческих проектов, диспуты в ситуациях проблемно-ценностного общения.
Опытно-поисковая работа проводилась в ряде школ Екатеринбурга и Свердловской области во время педагогической практики магистрантов Института педагогики и психологии детства, обучающихся по программе «Педагогика духовно-нравственного воспитания». Результаты практического внедрения разработанной модели показали, что педагогически организованная художественно-эстетическая среда способствует нравственному становлению подростков -развитию сферы нравственных чувств, формированию ценностных установок и ориен-таций, пробуждению интереса к своему внутреннему миру, раскрытию личностного потенциала при актах осознанного нравственного выбора в творческом взаимодействии с педагогами и сверстниками.
Обобщим сказанное в выводе.
1. Процесс нравственного становления младших подростков мы рассматриваем как целенаправленное и систематическое влияние на нравственное сознание подростка, формирование отношения к таким нравственным ценностям, как честь, совесть, достоинство, ответственность за свои поступки, а также готовности к нравственному поведению в условиях социума.
2. Педагогически организованная эстетическая среда в школе способна оказывать комплексное формирующее воздействие на учащихся: формировать их мировоззрение через нравственно-эстетические эталоны в жизни и искусстве, развивать эмоционально-нравственную отзывчивость через создание атмосферы доверия, достижения высокого градуса нравственности на уроках искусства и внеурочных мероприятиях, стимулировать к самовоспитанию и самосовершенствованию через освоение
моделей нравственного поведения в творческом взаимодействии с окружающими.
3. Модель нравственного становления младших подростков в условиях педагогически организованной эстетической среды включает следующие взаимозависимые и взаимообусловленные компоненты: целевой, содержательный, технологический, итоговый. Основу модели составляет идея оптимизации воспитательного потенциала педагогически организованной эстетической среды через обращение к внутренним силам учащихся в процессе их погружения в атмосферу творческого созидания, переживания и осмысления художественных образов - носителей нравственных ценностей.
4. Реализация модели осуществляется при следующих организационно-педагогических условиях:
- оптимизации воспитательного процесса за счет объединения учебной и внеучебной деятельности на содержательной основе художественно-эстетического материала;
- использовании форм этической беседы, диспута, диалогового обсуждения художественных произведений с нравственной проблематикой, методов визуализации, эмоционального проживания проблемных ситуаций, нравственно-эстетического суждения, образного моделирования нравственного поведения, рефлексии, самовыражения в творческих заданиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белкин А. С., Ткаченко Е. В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / Урал. гос. пед. ун-т ; Рос. гос. проф. ун-т. Екатеринбург, 2005.
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.
3. Кабкова Е. П. Художественное обобщение на занятиях искусством в школе. М. : ИХО РАО, 2004.
4. Медкова Е. С. Принципы построения действующих стандартов первого поколения по МХК и возможный вариант создания профильной программы на их основе // Педагогика искусства : электрон, журн. 2007. № 2. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine.
5. Печко Л. П. Основные характеристики эстетико-педагогической среды школы, урока, класса // Эстетическая среда и развитие культуры личности (в школе и педвузе) : межвуз. сб. науч. тр. / Ин-т художественного образования РАО ; Луган. гос. пед. ун-т им. Т. Шевченко. М.; Луганск, 2000. Вып. 2. С. 45-58.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. С. А. Новоселов.