Педагогика
5. Перонко, И. А. Проведение Олимпийских игр - мощный стимул развития региональной экономики // Деньги и кредит. - 2013. - № 2. - С. 13-16.
6. Панкратьева, У. В. Информационно-психологическое обеспечение деятельности сотрудников ОВД при проведении массовых мероприятий // Психопедагогика в правоохранительных органах. -2011. - № 4(47). - С. 73-74.
7. Теодораки, Э. Организация олимпийских мероприятий. - М.: Олимп-Бизнес, 2013. - XIV, 271 с.
8. Трофимова, Н. С. Социально-психологические особенности деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции в условиях массовых мероприятий // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2015. - № 3 (62). - С. 41-43.
УДК 159.9+37.02
Л.Т. Бородавко*, В.Н. Устюжанин**
Нравственное и патриотическое воспитание в педагогической системе К.Д. Ушинского
В статье дана оценка сущности и структуры педагогической системы К.Д. Ушинского, рассмотрены идеи народности, нравственного и патриотического воспитания. Раскрываются его подходы к формированию активной творческой личности и к подготовке её к умственному и физическому труду.
Ключевые слова: нравственность, личность, воспитание, патриотизм, труд.
L.T. Borodavko*, V.N. Ustjuzhanin**. Moral and Patriotic Education in the Pedagogic system of K.D. Ushinskiy. The article evaluates the essence and the structure of the pedagogic system of K.D. Ushinskiy. It considers the ideas of narodnost' (national spirit), moral and patriotic education. The approaches of K.D. Ushinskiy to the formation of the active creative personality and to training the personality for intellectual and physical labor are revealed in the article.
Keywords: morality, personality, education, patriotism, labor.
В современных условиях, когда патриотизм в России рассматривается как национальная идея (об этом постоянно говорит и Президент Российской Федерации В.В. Путин), настало время вновь обратиться к бессмертному наследию великого русского педагога-новатора К.Д. Ушинского, значение которого в становлении отечественной педагогики трудно переоценить. Высокая оценка значения педагога-новатора дана его соратником и учеником Л.Н. Модзалевским: «Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно также, как Ломоносов - наш народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт, Глинка - наш народный композитор» [4].
Как и многие талантливые люди того времени? К.Д. Ушинский прожил яркую, трудную, но очень короткую жизнь. Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля (2 марта) 1823 г. в Туле. В 1844 г. окончил юридический факультет Московского университета. В 1846-1849 гг. работал профессором в Ярославском Демидовском лицее, но был вынужден оставить его после обвинений в неблагонадежности. В последующие годы сотрудничал в журналах «Современник» (1852-1854) и «Библиотека для чтения» (1854-1855), преподавал русскую словесность и юридические предметы в Гатчинском сиротском институте, в 1855-1859 гг. работал инспектором его классов, с 1859 г. - инспектор Смольного института, с 1860 по 1862 гг. - редактор «Журнала Министерства народного просвещения». В течение 5 лет - с 1862 по 1867 гг. - жил за границей, где изучал постановку школьного дела. Умер К.Д. Ушинский в Одессе 22 декабря 1870 года (3 января 1871 г.). В начале 2016 г. исполнилось 145 лет со дня смерти великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского, талантливого теоретика и практика в области образования, основоположника научной педагогики в России.
Многие поколения педагогических работников в России знают имя «учителя русских учителей». К его научным подходам, творчеству, его идеям сегодня проявляется повышенный интерес. Подтверждением этому является издание 11-томного собрания его сочинений, изданы воспоминания его современников и учеников, с 1946 г. официальной наградой Министерства образования и науки Российской Федерации является медаль К.Д. Ушинского, которой в этом году исполнится уже 70 лет. Но такое внимание к личности и трудам К.Д. Ушинского было не всегда. На протяжении всего ХХ столетия его имя было незаслуженно забыто. В советской педагогике звучали фамилии Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко и др.
* Бородавко, Леонид Трофимович, начальник Санкт-Петербургского военного суворовского училища МВД России, доктор педагогических наук, доцент. Адрес: Россия, 198096, Санкт-Петербург, ул. Кронштадская, д. 3. E-mail: [email protected].
* Устюжанин, Виктор Николаевич, профессор кафедры юридической психологии, Санкт-Петербургский университет МВД России, кандидат педагогических наук, профессор. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. (812) 744-13-13. E-mail: [email protected].
* Borodavko, Leonid Trofimovich, head of the St. Petersburg Suvorov Military Shool of the Russian Interior Ministry, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor. Address: Russia, 198096, St. Petersburg, Kronshtadtskaya str., 3. E-mail: [email protected].
** Ustjuzhanin, Viktor Nikolaevich, professor of Legal Psychology Department, St. Petersburg University of Internal Affairs, PhD of pedagogical sciences, professor. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph. (812) 744-13-13. E-mail: [email protected]. © Бородавко Л.Т., Устюжанин В.Н., 2016
Бородавка Л.Т., Устюжанин В.Н. Нравственное и патриотическое воспитание в педагогической.
В современной России Константина Дмитриевича Ушинского заслуженно считают великим русским педагогом, основоположником народной школы, создателем глубокой и стройной педагогической системы, автором замечательных учебных книг, по которым обучались десятки миллионов человек в России, а также сказок и рассказов для детей. Его несомненной заслугой является разработка стройной системы подготовки народных учителей в учительской семинарии.
Если поставить перед собой цель проанализировать научное наследие К.Д. Ушинского, то нетрудно заметить, что в его педагогической системе основополагающей идеей стала идея народности - признание творческой силы трудового народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Эта идея противостояла «официальной народности», господствующей в условиях самодержавия и крепостничества, она стала опорой для зарождавшейся прогрессивной российской общественности, желающей реформ народного образования и выступавшей против недооценки величия русского языка, литературы и истории, жизни простого народа. В идее народности не было ничего общего со славянофильской национальной ограниченностью, т.к. она предполагала развитие инициативы демократической общественности в открытии народных школ, в т.ч. воскресных, изъятие их из ведения духовенства.
В своей статье «О народности в общественном воспитании», опубликованной в 1857 г., Ушинский писал: «Есть одна только общая для всех прирождённая наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью... Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника»[1].
К.Д. Ушинский одним из первых учёных-практиков выступил за всеобщее обязательное обучение на родном языке детей обоего пола. Определяя пути развития педагогики и школы того времени, он подходит к воспитанию как общественному явлению, как «созданию истории». «Предметом воспитания», по его мнению, является человек, и «.. .если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [1, т. 8, 1950, с. 23]. Знать человека «во всех отношениях» у К.Д. Ушинского означало - изучение его физических и психических особенностей, влияний общественной среды, «духа времени», его культуры и передовых общественных идеалов.
Основой для его педагогической системы стала проблема демократизации существовавшей тогда в России системы образования и обучения. К.Д. Ушинский, понимая тесную связь между педагогикой и философией, утверждал, что педагогика «...в основании наука философская...» [1, т. 11, 1952, с. 182]. При этом он заявлял, что искусство воспитания «...в особенности и чрезвычайно много обязано именно материалистическому направлению...» [1, т. 3, с. 363]. В общественных взглядах Ушинского, по своей сущности идеалистических, нашли свое отражение: прогрессивно-демократическая идея поступательного развития общества; протест против деспотизма; признание деятельной сущности человека и труда как важнейшего фактора жизни.
К.Д. Ушинский был твёрдо убеждён в том, что педагогика, используя достижения наук о человеке - философии, политэкономии, истории, литературы, психологии, анатомии, физиологии и др., которые он называл «антропологическими», - осуществляет целенаправленное воспитание человека. По его меткому выражению, «... слово "воспитание" прилагается не к одному человеку, но также к животным и растениям, а равно к историческим обществам, племенам и народам, т.е. к организмам всякого рода, и воспитывать в общедревнейшем смысле этого слова, значит способствовать развитию какого-нибудь организма посредством свойственной ему пищи, материальной и духовной» [3]. Такая позиция позволяла ему ставить и решать фундаментальные педагогические проблемы как в педагогике, так и в области дидактики.
В его работах решающая роль в развитии человека отводилась исторической преемственности человеческих поколений. Воспитание, утверждал он, помогает новым поколениям идти по дороге в будущее, «...действуя заодно с другими общественными силами...» [1, т. 2, 1948, с. 165]; оно, «... совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных» [1, т. 8, 1950, с. 24]. Основной целью воспитания К.Д. Ушинский считал формирование активной творческой личности и подготовку ее к труду, умственному и физическому, как высшей форме человеческой деятельности. Труд учащихся в школе в различных его формах К.Д. Ушинский рассматривал в качестве важнейшего фактора воспитания и образования подрастающего поколения. Рассматривая воспитание как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности, К.Д. Ушинский утверждал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Такой подход был новым в русской педагогической мысли того времени, однако его реализация была невозможна в условиях того времени, поэтому свое дальнейшее развитие этот подход получил уже в советской педагогической науке.
Анализируя педагогические взгляды своих современников на формы и методы воспитания и развития детей, К.Д. Ушинский настойчиво подчеркивал, что вся теория педагогики должна опираться на законы анатомии, физиологии, психологии, философии, истории и других естественных и общественных наук. Он искренне был убеждён в том, что теория педагогики должна не только давать педагогические рецепты, но и открывать законы воспитания. Своих учеников и соратников он настойчиво убеждал в том, что в воспитательной работе с детьми недостаточно основываться только на личном опыте, и требовал от них соблюдения единства теории и практики. Он искренне полагал, что абстрактная теория является такой же никуда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли и за которым не следует идея.
Педагогика
Он первым из педагогов того времени сформулировал идею о тесной связи теории с практикой, сравнив педагогическую практику без теории со знахарством в медицине. В своих работах он неоднократно проводил мысль о том, что учителю недостаточно усвоить принципы и конкретные правила воспитательной работы, что ему необходимо знание основных законов человеческой природы и умение применять их в каждом конкретном случае.
Изучая особенности воспитания детей в школе, он особо подчеркивал, что одной из характерных черт воспитания русского народа является воспитание патриотизма, который, по его мнению, с «истинно львиною силой» проявляется в народе при защите Родины от внешних врагов. Истинный патриотизм, утверждал К.Д. Ушинский, ничего общего не имеет с шовинизмом, требует воспитания гражданского долга. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, он должен быть положен в основу обучения русских детей. К.Д. Ушинский указывал, что русский народ проявлял и проявляет большую любовь к родине, в доказательство приводил примеры героических подвигов русских людей в борьбе с польскими интервентами в начале XVII в., в Отечественной войне 1812 г., в Крымской кампании 1853-1855 гг. Основанное на народности воспитание должно приучить молодое поколение проявлять этот патриотизм всегда, повседневно, при исполнении гражданами своего общественного долга. Оно призвано развить у детей чувство национальной гордости, сочетающееся с уважением к другим народам, воспитать у них чувство долга перед своей родиной, приучать их всегда ставить общие интересы выше личных.
Воспитание патриотизма, любви к родине занимает в системе нравственного воспитания Ушинского главное место в соответствии с основой всей его педагогической системы - народностью. Любовь к родине он рассматривал как сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним. Сегодня эти идеи и выводы К.Д. Ушинского наполнены особым смыслом и требуют практической реализации в деятельности всех государственных и общественных институтов.
В педагогической системе К.Д. Ушинского одно из центральных мест отводилось нравственности и нравственному воспитанию. Предложенная им система нравственного воспитания молодого поколения исключала авторитарность, строилась на силе положительного примера, нравственного воздействия учителя, на «разумной деятельности ребенка» и требовала развития активной любви к человеку, создания атмосферы взаимовыручки и товарищества.
Главное место среди различных сторон воспитания К.Д Ушинский отводил воспитанию нравственности. Он писал: «Мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями». Нравственное воспитание, по мнению Ушинского, должно развивать в ребёнке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развить у ребёнка твёрдый характер и волю, стойкость, чувство долга. Оно должно развить в детях уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение к ним.
Среди средств нравственного воспитания он особо выделял:
1)обучение;
2) личный пример учителя;
3) убеждение, которому он придавал очень большое значение;
4) умелое обращение с учащимися (педагогический такт);
5) меры предупреждения;
6) меры поощрения и взыскания.
Выступая против жестокой, палочной дисциплины, К.Д. Ушинский писал: «В старой школе дисциплина была основана на самом противоестественном начале - на страхе к учителю, раздающему награды и наказания. По отношению к детям педагог должен проявлять разумную требовательность, воспитывая у них чувство долга и ответственности» [2]. В своих работах по теории воспитания он осуждает эгоизм, карьеризм, праздность, лицемерие и другие пороки. Отмечая положительные черты этических взглядов Ушинского и его теории нравственного воспитания, мы должны вместе с тем иметь в виду, что нравственность у него соединяется с религией. Однако было бы неправильно не отметить, что его взгляды на религию менялись. Не отрицая положительной роли религии в формировании общественной морали, он в то же время выступал против руководящей роли духовенства в школьном деле, отстаивал самостоятельность науки и школы. В своей предсмертной статье К.Д. Ушинский говорил, что, хотя школе и не следует противоречить церкви, но она должна строиться не на единых с нею основаниях, будучи призвана удовлетворять и потребностям реальной жизни, и что религиозное образование само по себе, а светское - само по себе.
В развитии человека решающую роль К.Д. Ушинский отводил исторической преемственности человеческих поколений. Воспитание, утверждал он, помогает новым поколениям идти по дороге в будущее, действуя заодно с другими общественными силами. Оно, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных. Цель воспитания -формирование активной и творческой личности, что предполагает и подготовку к труду, умственному и физическому, как высшей форме человеческой деятельности. Труд учащихся в школе в различных его формах Ушинский рассматривал в качестве важнейшего фактора воспитания и образования. Учение Ушинского о творческом труде как факторе жизни и воспитания явилось крупным достижением русской педагогической мысли и получило развитие в отечественной педагогической науке.
Гейжан Н.Ф., Кочин A.A. Социокультурное развитие курсантов и слушателей в процессе.
К. Д. Ушинский заложил основы личностно-деятельностного подхода к воспитанию, деятельность и активность ребенка он рассматривал как одно из важнейших условий его воспитания и обучения. Большое значение он придавал режиму жизни детей, в котором, по его мнению, заложены механизмы приучения их к организованности, активности и стремление к деятельности. В своей системе нравственного воспитания и обучения подрастающего поколения он всегда подчеркивал значение упражнений и настаивал, чтобы воспитание превращало положительные убеждения детей в дела и поступки.
К.Д Ушинский был твёрдо убеждён в том, что необходимым условием правильного развития человека является труд. В обширной статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» он отмечал, что труд является главным фактором создания материальных ценностей и необходим для физического, умственного и нравственного совершенствования человека, для человеческого достоинства, для свободы человека и его счастья. Именно ему человек обязан минутами высокого наслаждения. По убеждению К.Д. Ушинского, «воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». Воспитание должно развить в человеке любовь и привычку к труду. Говоря о труде, он указывал, что «учение есть труд и должно остаться трудом, но трудом, полным мысли» [1]. Он решительно возражал против развлекающего, забавляющего обучения, против стремления некоторых учителей сделать обучение для детей как можно более лёгким. Они в процессе учения должны приучаться к труду, к преодолению трудностей. «Учить играя, - писал Ушинский, -можно только маленьких детей. Умственный труд тяжёл, быстро утомляет непривычного. Надо детей приучать к этому тяжелому труду постепенно, не перегружая их непосильными заданиями» [1].
Педагогические идеи и новаторские подходы К.Д. Ушинского оказали огромное влияние на всё дальнейшее развитие советской, а в последующем и российской педагогики. Его педагогическое учение, взгляды и подходы во многом опередили время, его наследие и сегодня широко используется в отечественной педагогике. В современной России с глубоким уважением относятся к памяти великого русского педагога. Хочу выразить надежду, что работы великого русского педагога-новатора, будут востребованы многими и многими поколениями современных педагогических работников.
Список литературы
1. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1948-1952.
2. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения : в 6 т. - М.: Педагогика, 1988.
3. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт человеческой антропологии // Педагогические сочинения в 6 т. - Т. 1. - М.: Гранд Файр пресс, 2004.
4. Модзалевский, Л. Н. К биографии Ушинского [Электронный ресурс]. - URL: http://az.lib. ru/m/modzalewskij_l_n/text_0010.shtml (дата обращения: 14.12.2015).
УДК 37.017.7
Н.Ф. Гейжан,* А.А. Кочин**
Социокультурное развитие курсантов и слушателей в процессе преподавания социально-педагогических дисциплин в образовательных организациях МВД России
В статье показано значение и содержание таких направлений социокультурного развития личности, как формирование мировоззрения и позитивного мышления, эмоциональной и семейной культуры обучающихся в образовательных организациях МВД России. Рассмотрена роль социокультурного развития для успешной профессиональной деятельности и позитивного самочувствия личности. Обсуждается содержание материала для преподавателей психолого-педагогических дисциплин.
Ключевые слова: социокультурное развитие личности, формирование мировоззрения, позитивное мышление, эмоциональная культура, семейная культура.
N.F. Geyzhan*, А.А. Kochin*. Socio-cultural development of students in the process of teaching socio-pedagogical disciplines in higher education institutions of the MIA of Russia. The article shows the value and the content of such areas of social and cultural development of personality as the formation
* Гейжан, Наталия Федоровна, профессор кафедры педагогики и социальной психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Л. Пилютова, д. 1. Тел.: 8911-771-6485. E-mail [email protected].
** Кочин, Андрей Анатольевич, первый заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, улица Лётчика Пилютова, д. 1. Тел. 744-24-39. E- mail: [email protected].
* Geyzhan, Natalya Fyodorovna, Doctor of Education, Professor of Education and Social Psychology, Department St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Professor. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: [email protected]
** Kochin, Andrey Anatiliyevich, the deputy chief of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the doctor of pedagogical sciences, the professor. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph. 7442439. E-mail: [email protected].
© Гейжан Н.Ф., Кочин А.А., 2016